ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1
THE TECHNOLOGiCAL COMPONENT OF AN iT-TEACHER TRAiNiNG iN THE NETWORKiNG OF THE EDUCATiONAL PROCESS
Ляш Олег Иванович
Доцент кафедры физики, информатики и ИТ ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Королева Наталья Юрьевна
Доцент кафедры математики, физики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается актуальность и необходимость технологической составляющей подготовки учителя информатики, включающей обучение настройке и администрированию составляющих современной информационно-образовательной среды на примере системы автоматической
Lyash Oleg I.
Assistant professor at the Department of Mathematics, Physics and iT, Murmansk Arctic State University, PhD in Education E-mail: [email protected]
Koroleva Natalia Yu.
Assistant professor at the Department of Mathematics, Physics and iT, Murmansk Arctic State University, PhD in Education, Associate professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the relevance and necessity of the technological component of an iT-teacher training, including the study of configuration and administration components of the modern educational environment by the example of the system of an automatic check on programming tasks, groupware, instant messaging.
1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).
проверки задач по программированию, системы групповой работы, системы обмена мгновенными сообщениями.
Ключевые слова: компоненты информационно- Keywords: components of the educational
образовательной среды, система управления environment, learning management system, the
обучением, технологии виртуализации. visualization technology.
Информатизация и виртуализация современного образования привела к замещению реального взаимодействия между учителями и учениками виртуальным взаимодействием. Другими словами, учебное взаимодействие перемещается в сеть Интернет, и социальные сервисы различного назначения становятся средствами обучения, применяемыми учителями не только для предъявления учебного материала, но и в большей мере для организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим особую актуальность приобретают виртуальные среды обучения предмету, как интерпретации конкретных методических систем обучения [1]. Это обстоятельство, в свою очередь, предъявляет и особые требования к профессиональной подготовке учителей в области сетевых технологий.
В своей профессиональной деятельности учитель наряду с традиционными педагогическими технологиями активно оперирует достаточно широким спектром различных сетевых сервисов, расположенных в сети Интернет, для предъявления учебного материала и взаимодействия как с учащимися, так и их родителями, а также с коллегами. Например, для размещения учебного материала современные учителя активно используют личные сайты, блоги, системы управления обучением. Для обсуждения рабочих вопросов со своими коллегами активно используются системы обмена мгновенными сообщениями, интернет-форумы, вебинары, системы видео- и аудиосвязи, облачные хранилища файлов, web-приложения для обработки различных видов информации.
Можно судить о достаточно широком использовании участниками образовательного процесса перечисленных выше социальных сетевых сервисов в качестве пользователей, то есть применении уже установленных и готовых к эксплуатации решений.
Заметим, что в настоящее время востребованными становятся специалисты, владеющие знаниями и умениями в области установки и настройки сетевых сервисов различного назначения, применяемых в образовании, в пределах корпоративной сети образовательного учреждения.
Надо подчеркнуть, что достаточно часто отмечается тот факт, что учитель информатики помимо своей учительской функции выполняет роль системного администратора компьютерной сети образовательного учреждения и/или является тем лицом, которое не только поддерживает инфраструктуру информационно-образовательной среды (ИОС) учебного заведения [2], но и целенаправленно ее развивает.
На наш взгляд, это обстоятельство предъявляет к учителю информатики повышенные требования в области сетевых технологий. Одной из основных целей профессиональной подготовки современного учителя информатики должна стать подготовка
специалиста, понимающего и умеющего внедрять современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей деятельности для решения профессиональных задач [3; 4].
Среди направлений технологического развития инфраструктуры ИОС образовательного учреждения можно выделить следующие:
• установка, настройка и обслуживание сайта школы;
• интеграция в существующую инфраструктуру образовательного учреждения системы управления обучением;
• организация форумов и блогов учителей;
• реализация возможности обмена мгновенными сообщениями;
• настройка системы хранения графических изображений;
• установка и обеспечение возможности использования wiki-технологий для реализации совместных проектов школьников;
• реализация возможности использования системы управления проектами;
• настройка и обслуживание системы автоматической проверки задач по программированию;
• поддержка взаимодействия с сервисом ведения дневников;
• настройка внутреннего сервиса анализа безопасности интернет-контента.
Несмотря на то, что перечисленные выше направления развития инфраструктуры
ИОС образовательного учреждения с избытком перекрываются существующими сторонними сервисами, тем не менее использование «собственных» сетевых сервисов позволяет образовательной организации:
• размещать информацию на локальных ресурсах;
• получить контроль над информацией, хранимой в корпоративной сети организации;
• решить вопрос регистрации учащихся на сторонних сервисах, так как это требует получения разрешения от родителей;
• формировать положительный имидж учебного заведения с развитой инфраструктурой ИОС.
Отметим, что эти задачи, согласно квалификационным требованиям (профессиональный стандарт) в области информационных технологий [5], может решать системный администратор 3-5-й категорий.
Для обеспечения будущего учителя информатики знаниями и практическими умениями по решению профессиональных задач системного администратора мы предлагаем включить в предметную подготовку учителя информатики курс по выбору «Настройка и обслуживание ИОС образовательного учреждения», направленный на формирование ее технологической составляющей.
Представим примерную тематику содержания обучения:
1. Установка и настройка серверной ОС.
2. Установка и настройка web-сервера.
3. Развертывание сайта учебного заведения на базе системы управления контентом.
4. Развертывание систем управления обучением.
5. Развертывание сервера для проверки задач по программированию.
6. Развертывание системы ведения блогов преподавателей учебного заведения.
7. Развертывание системы организации форумов учебного заведения.
8. Установка и настройка системы хранения и публикации графических изображений.
9. Установка системы организации сервиса wiki.
10. Реализация обмена мгновенными сообщениями в локальной сети учебного заведения.
11. Установка и настройка системы для групповой работы.
12. Установка и настройка системы 1Р-телефонии.
В процессе освоения данного курса студентам в виде кейса предлагается комплексная задача, ориентированная на установку и настройку сетевых сервисов различного назначения с тесной интеграцией с компьютерной сетью образовательного учреждения.
Курс имеет практическую направленность и состоит из цикла лабораторных работ, каждая из которых включает следующие компоненты:
• обзор и выбор сетевого сервиса для решения конкретной задачи;
• установка настройка выбранного инструмента;
• интеграция в компьютерную сеть образовательного учреждения.
В ходе выполнения кейса каждый студент создает и впоследствии представляет систему взаимодействующих сетевых сервисов, использующих в качестве точки входа сайт образовательного учреждения.
В области информационных технологий достаточно активно рассматриваются аппаратно-программные аспекты виртуализации и возможности их использования в учебном процессе, а также вопросы развития ИКТ-насыщенной образовательной среды на основе методов и технологий виртуализации.
В качестве основного средства обучения, на наш взгляд, целесообразно использовать технологии виртуализации, и в частности виртуальные машины, для организации виртуальной корпоративной сети образовательного учреждения, установки и настройки сетевых сервисов [6; 7].
В заключение скажем, что расширение знаний и умений будущих учителей информатики в области сетевых технологий в рамках технологической составляющей предметной подготовки, несомненно, позволит им более качественно и эффективно решать профессиональные задачи по формированию и развитию информационно-образовательной среды образовательного учреждения в современных условиях виртуализации образования и общества.
Список литературы
1. Королева, Н. Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2 (14). - С. 196-199.
2. Королева, Н. Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образования [Текст] / Н. Ю. Королева, А. А. Ляш, В. В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4 (23), Ч. 1. -С. 211-214.
3. Королева, Н. Ю. Изучение основ сетевых технологий будущими учителями информатики. Модуль «Основы построения сетей» [Текст] / Н. Ю. Королева, О. И. Ляш // Информатика и образование. - 2010. - № 7. - С. 83-96.
4. Королева, Н. Ю. Изучение основ сетевых технологий будущими учителями информатики. Модуль «Технологии беспроводной передачи данных» [Текст] / Н. Ю. Королева, О. И. Ляш // Информатика и образование. - 2010. - № 8. - С. 60-74.
5. Квалификационные требования(профессиональный стандарт) в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию» [Текст] // Информатика. - 2007. - № 23.
6. Рыжова, Н. И. Виртуальные машины как средство обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям [Текст] / Н. И. Рыжова, Н. Ю. Королева, О. И. Ляш // Информатика и образование. - 2007. - № 10. - С. 97-100.
7. Рыжова, Н. И. Изучение основ работы с виртуальными машинами [Текст] / Н. И. Рыжова, Н. Ю. Королева, О. И. Ляш // Информатика и образование. - 2008. -№ 10. - С. 59-70.
References
1. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Virtualnaya sreda obucheniya predmetu kak interpretatsiya metodicheskoy sistemy obucheniya v usloviyakh IKT-nasyshchennoy obrazovatelnoy sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2009, No. 2 (14), pp. 196-199.
2. Koroleva N. Yu., Lyash A. A., Pechatnov V. V. Soderzhanie distsipliny "Peda-gogicheskie tekhnologii informatsionno-obrazovatelnykh sistem obucheniya" kak uslovie formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley informatiki k deyatelnosti v usloviyakh virtualizatsii obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010, No. 4 (23), Part 1, pp. 211-214.
3. Koroleva N. Yu., Lyash O. I. Izuchenie osnov setevykh tekhnologiy budushchimi uchitelyami informatiki. Modul "Osnovy postroeniya setey". Informatika i obrazovanie. 2010, No. 7, pp. 83-96.
4. Koroleva N. Yu., Lyash O. I. Izuchenie osnov setevykh tekhnologiy budushchimi uchitelyami informatiki. Modul "Tekhnologii besprovodnoy peredachi dannykh". Informatika i obrazovanie. 2010, No. 8, pp. 60-74.
5. Kvalifikatsionnye trebovaniya(professionalnyy standart) v oblasti informatsion-nykh tekhnologiy "Spetsialist po sistemnomu administrirovaniyu". Informatika. 2007, No. 23.
6. Ryzhova N. I., Кого^а N. Уи., Lyash О. I. УМиа1пуе mashiny как sredstvo оЬи-cheniya budushchikh uchiteley т^гта^Ы setevym tekhnologiyam. 1п[огтаИка I оЬ-razovanie. 2007, N0. 10, рр. 97-100.
7. Ryzhova N. I., Кого^а N. Уи., Lyash О. I. ^иЛете osnov raboty s virtualnymi mashinami. 1^огтаЫка i oЬrazovanie. 2008, N0. 10, рр. 59-70.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2