Научная статья на тему 'Направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационно-образовательных систем'

Направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационно-образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ / ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / TRAINING OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS / EDUCATION INFORMATION SYSTEMS / MODULE APPROACH / THE TRAINING SYLLABUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляш Ася Анатольевна, Рыжова Наталья Ивановна

В статье представлены основные направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационнообразовательных систем обучения и представлено содержание подготовки в виде перечня модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляш Ася Анатольевна, Рыжова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO PREPARATION OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SPHERE OF USEOF INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEMS

The article describes basic approaches to vocational preparation of computer science teachers in a pedagogical university in the sphere of use of information and education systems. the author proposes the training syllabus in the form of a list of modules.

Текст научной работы на тему «Направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационно-образовательных систем»

► ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ1

APPROACHES TO PREPARATION OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SPHERE OF USE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEMS

Ляш Ася Анатольевна

Старший преподаватель кафедры математики, физики и ИТ ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» E-mail: lyash.asya@gmail.com

Lyash Asya A.

Senior Lecturer at the Department of Mathematics, Physics and iT, Murmansk Arctic State University E-mail: lyash.asya@gmail.com

Рыжова Наталья Ивановна

Ведущий научный сотрудник Центра теории и методики обучения математике и информатике ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогически наук, профессор

E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Ryzhova Natalia I.

Senior Research Fellow, Centre of the Theory and Technique of Training in Mathematics and informatics, the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, professor

E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Аннотация. В статье представлены основные направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационно-

Abstract. The article describes basic approaches to vocational preparation of computer science teachers in a Pedagogical University in the sphere of use of information

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

образовательных систем обучения и представлено содержание подготовки в виде перечня модулей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей информатики, информационно-образовательные системы, модульный подход, содержание подготовки.

Актуальной составляющей профессиональной компетентности современного учителя информатики в условиях глобальной информатизации общества и образования является владение технологиями информационно-образовательных систем и их активное использование при решении профессионально-педагогических задач.

В ходе проведенного нами исследования в период с 2009-2014 гг. [1] на основе анализа действующих образовательных программ, монографий и учебных пособий, а также ГОС ВПО первого-третьего поколений были выявлены следующие подходы, используемые в образовательной практике при подготовке будущих учителей информатики в указанной области:

• подход, при котором упор делается на вопросы разработки электронных образовательных ресурсов, критерии их оценки и экспертизу;

• подход, при котором рассматриваются основные направления использования дистанционных технологий в образовании - виды обеспечения дистанционного обучения: программное обеспечение, техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, преимущества и ограничения применения дистанционных технологий в образовании;

• подход, в основе которого лежит обучение возможностям сетевых технологий в организации взаимодействия в процессе решения профессиональных задач в образовании - использование интернет-технологий, сервисов Web 2.0, видеоконфе-ренцсвязи;

• подход, направленный на рассмотрение вопросов использования возможностей информационной образовательной среды.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что преобладающими на сегодняшний день в обучении будущих учителей информатики указанным выше вопросам являются первые два подхода. Однако стоит отметить, что в последнее время третий подход также начинает использоваться достаточно активно. Кроме того, нами был выполнен обзор существующих научно-методических разработок за последнее десятилетие в области технологий информационно-образовательных систем обучения и их использования. Эти результаты позволили выделить следующие направления научно-методических исследований по обозначенной тематике:

1. Направление в области разработки и использования цифровых образовательных ресурсов (Г. И. Попова, 2006; А. А. Карабанов, 2008; С. А. Баженова, 2009; Е. В. Филимонова, 2010; А. В. Иванова, 2013).

and education systems. The author proposes the training syllabus in the form of a list of modules.

Keywords: training of computer science teachers, education information systems, a module approach, the training syllabus.

2. Направление в области использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе (А. О. Чефранова, 2006; Г. М. Кулешова, 2009; И. В. Холодкова, 2009; Д. А. Ежиков, 2013).

3. Направление в области разработки и проектирования информационно-образовательной системы обучения (Е. В. Лобанова, 2005; С. Л. Атанасян, 2009; В. А. Кудинов, 2010; С. В. Коровин, 2011).

4. Направление в области использования информационно-образовательной системы обучения для повышения качества обучения на разных уровнях (Д. А. Гагарина, 2009; Т. А. Куликова, 2011; А. А. Каранухова, 2011; А. Ю. Скорнякова, 2013).

5. Направление в области повышения квалификации педагогических кадров в условии информатизации образования (А. М. Иванов, 2007; В. В. Королева, 2008; Т. Б. Павлова, 2010; Г. А. Будникова, 2011).

6. Направление в области подготовки будущих учителей информатики к использованию технологий информационно-образовательной системы (М. А. Сурхаев, 2010; Е. В. Чернобай, 2012; М. В. Лапенок, 2014).

Следует отметить, что в настоящее время преобладающими и наиболее развернутыми направлениями являются первые четыре из указанных выше.

Дополняя анализ существующего и опубликованного теоретического и практического опыта по исследуемой проблеме, мы провели анкетирование преподавателей вузов и других учебных заведений, имеющих высокую квалификацию и обеспечивающих подготовку будущих учителей информатики к профессиональной деятельности (всего 18 человек).

Анкетирование проводилось с целью выяснения состояния существующей подготовки будущих учителей информатики в области использования технологий информационно-образовательных систем в профессионально-педагогической деятельности. Респондентам было предложено 15 вопросов, отражающих актуальность и содержательную сторону профессиональной подготовки студентов - будущих учителей информатики - в области использования технологий информационно-образовательных систем. Результаты анкетирования [1] были обработаны с помощью биномиального критерия т [2]. Заметим в данном контексте, что полученные в ходе анализа результаты подтвердили не только актуальность указанной проблематики для профессиональной подготовки учителей информатики и учителей-предметников, но и определить основные направления содержания обучения (или содержательные линии). Приведем краткую характеристику результатов анкетирования.

Ответы на первый вопрос предложенной нами анкеты «С решением каких основных задач сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности?» дали возможность прийти к выводу, что большинство опрашиваемых не выделяют в качестве одной из основных профессиональных задач проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса (хотя она предусмотрена в квалификационных требованиях к профессиональной готовности современного учителя), а ограничиваются лишь проектированием и реализацией содержания обучения с использованием педагогических технологий и в редких случаях (5 опрошенных из 18) - с использованием готовой образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий.

Анализ ответов на второй вопрос «К базовым понятиям в области педагогических технологий информационно-образовательных систем обучения можно отнести ...» (здесь требовалось выбрать из предложенного списка конкретные понятия) позволил сделать вывод о том, что большинство специалистов к базовым понятиям в области педагогических технологий относит понятия «информационно-образовательная среда» и «цифровой образовательный ресурс», но другая не менее значительная часть респондентов не видит необходимости в использовании таких понятий, как «педагогических дизайн» и «дистанционные образовательные технологии».

Ответы на третий вопрос «Какие содержательные линии должен включать в себя учебный курс, направленный на формирование профессиональной готовности в области информационно-образовательных систем?» дали нам возможность убедиться в необходимости выделения учебных курсов, направленных на формирование профессиональной готовности в области информационно-образовательных систем, и определиться с их содержанием. Так, большинство респондентов (11 человек) в своих ответах отметили необходимость присутствия в содержании вопросов (содержательные линии), в названии которых присутствует понятие «информационно-образовательная система обучения», но при этом респонденты не уделили должного внимания технологическим аспектам использования дистанционных образовательных технологий и разработке дидактического сопровождения основных этапов учебного занятия, что свидетельствует о недостаточном, на наш взгляд, понимании вопросов использования информационно-образовательных систем обучения в профессиональной деятельности учителя.

Ответы на четвертый вопрос «Профессиональная готовность учителя информатики в области информационно-образовательных систем, на ваш взгляд, должна включать в себя .» позволили сделать вывод, что, несмотря на недостаточное понимание вопросов использования информационно-образовательных системах обучения в профессиональной деятельности, половина анкетируемых понимают и выделяют основные положения, формирующие профессиональную готовность учителя информатики в этой области.

На основании ответов на пятый, шестой и седьмой вопросы, направленные на выяснение достаточности существующей на сегодняшний день подготовки будущих учителей информатики в области использования возможностей образовательной среды, проектирования и разработки цифровых образовательных ресурсов и проектирования образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса, был сделан вывод о недостаточности существующей подготовки будущих учителей информатики в области педагогических технологий информационно-образовательных систем для решения отдельных профессиональных задач, а именно:

1) использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий (отметило 13 человек);

2) проектирования и разработки цифровых образовательных ресурсов (отметило 16 человек);

3) проектирования образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса (отметило 15 человек).

Ответы респондентов на восьмой и девятый вопросы, целью которых являлось выявление уровня раскрытия определенных вопросов из области использования информационно-образовательных систем при подготовке будущих учителей информатики, позволили дать характеристику содержания предметной подготовки будущих учителей информатики. Так, раскрытыми в той или иной мере с точки зрения опрошенных специалистов являются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, включая разработку цифровых образовательных ресурсов и практическое использование ИОС в учебном процессе и для организации взаимодействия с родителями (отметили 15 человек). В то же время преобладающими в содержании обучения будущих учителей информатики были названы вопросы использования информационных и коммуникационных технологий, включая разработку ЦОР и использование дистанционных образовательных технологий (отметили 16 человек).

Ответы на десятый вопрос «Считаете ли вы, что вопросы проектирования и использования информационно-образовательных систем в учебном процессе, включая технологию проектирования и создания цифровых образовательных ресурсов, необходимы для формирования профессиональной готовности будущего учителя информатики в данной области?» позволили указать на необходимость рассмотрения вопросов проектирования и использования информационно-образовательных систем в учебном процессе, включая технологию проектирования и создания цифровых образовательных ресурсов (13 человек из 18).

Ответы респондентов на одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый вопросы, с помощью которых мы пытались определить достаточный уровень теоретической и практической подготовки будущих учителей информатики в области использования информационно-образовательных систем, позволили сформулировать основные положения, определяющие достаточный уровень подготовки будущих учителей информатики в указанной области, и оценить уровень теоретической и практической подготовки у будущих учителей информатики в указанной области на сегодняшний день.

Так, достаточным, с точки зрения специалистов, уровнем подготовки можно считать уровень, включающий в себя свободное владение понятиями и технологиями проектирования, разработки и реализации структуры информационно-образовательной системы обучения и цифровых образовательных ресурсов (отметили 11 человек). Вместе с тем имеющийся в настоящее время уровень теоретической подготовки является достаточным лишь в вопросах организации дистанционного обучения и теории цифровых образовательных ресурсов (отметили 14 человек), а уровень практической подготовки почти половина респондентов посчитала достаточным лишь в области использования уже готовых образовательных систем и использования ИКТ при разработке ЦОР для обеспечения учебного процесса (отметили 10 человек).

По ответам на четырнадцатый вопрос «Какие программные средства для создания учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, а также для организации учебного процесса используются вами в процессе обучения студентов педагогического вуза -будущих учителей информатики?» был сделан вывод о том, что в процессе обучения будущих учителей информатики для создания учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, а также для организации учебного процесса используется следующее

программное обеспечение (около 60% опрошенных): а) прикладные программные средства; б) инструментальные средства для разработки цифровых образовательных ресурсов; в) сетевые ресурсы и сервисы; что, в целом, свидетельствует о достаточно высоком технологическом уровне. И только около 40% респондентов указали, что в той или иной мере используют в своей профессиональной деятельности средства для организации учебного процесса, подразумевающие дистанционное взаимодействие со студентами.

Проанализировав ответы на пятнадцатый вопрос «Какие программные системы и среды в области создания учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, а также организации учебного процесса целесообразнее использовать для обучения будущих учителей информатики?», мы пришли к выводу, что большинство преподавателей педагогических вузов (13 человек) понимает целесообразность использования в качестве средства организации учебного процесса систем управления обучением, web-сайтов и других технологических решений, подразумевающих использование дистанционных образовательных технологий, что, в свою очередь, будет способствовать формированию профессиональной готовности в области информационно-образовательных систем.

В заключение, опираясь на результаты анализа ответов респондентов, отметим, что большая часть интервьюируемых понимают необходимость использования информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности учителя информатики, а также недостаточную разработанность подготовки будущих учителей информатики в этой области и необходимость разработки учебного курса с целью организации указанной подготовки. Результатом нашего исследованием стала разработка методики обучения будущих учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [3; 4] и ее интерпретация в виде электронного ресурса, размещенного на официальном сайте ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» и используемого в образовательном процессе вуза (http://oukl.mshu. edu.ru/ lms old /course/ view.php?id=27).

Предлагаемое содержание обучения представлено в виде семи модулей [5]:

1. «Основы информационно-образовательных систем обучения».

2. «Основы технологии дистанционного обучения».

3. «Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для изложения и закрепления изученного материала».

4. «Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для организации самостоятельной работы учащихся».

5. «Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся».

6. «Технология организации обучения с использованием ИОС».

7. «Технология организации взаимодействия с родителями на базе ИОС».

Каждый из указанных модулей имеет структуру, которая включает несколько блоков:

Ориентационный блок - содержит основные установки на желаемый результат освоения модуля; дополнительные материалы и литература; описания ситуаций, предлагаемых студентам в качестве кейс-заданий и являющихся «направляющими» при изучении материала модуля, а также форма, в которой должен быть представлен результат освоения модуля.

Содержательный блок - включает в себя два подраздела: дидактическая (материалы, необходимые студентам для изучения с целью их дальнейшего использования при решении предложенной кейс-задачи) и технологическая (набор лабораторных и практических работ, помогающих студенту реализовать выбранные им педагогические и информационно-коммуникационные технологии) составляющие.

Диагностический блок содержит материалы для контроля и оценки достижений (тесты в обучающем и контролирующем режимах, контрольные вопросы), которые могут быть использованы студентами для самоконтроля, так и преподавателем для промежуточного контроля.

Рефлексивный блок включает в себя материалы для самооценки студентами - критерии степени выполненности кейс-задачи. На данном этапе студент должен предоставить готовый разработанный комплексный продукт по итогам освоенного модуля, который, в свою очередь, в дальнейшем будет являться элементом электронного портфолио.

Список литературы

1. Ляш, А. А. Методика обучения будущих учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Ляш. - М., 2015. - 26 с.

2. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

3. Ляш, А. А. Модель методики обучения учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А. А. Ляш, Н. И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education. ru/107-8369 (дата обращения: 27.11.2015).

4. Королева, Н. Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса [Текст] / Н. Ю. Королева, А. А. Ляш, В. В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4 (23). - С. 211-214.

5. Ляш, А.А. Содержательный компонент методики обучения учителей информатики использованию педагогических технологий информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А. А. Ляш // Международный журнал «Образовательные технологии и общество». - 2011 (Т. 14). - № 2 (апрель). - С. 452-466. - Режим доступа: http://ifets.ieee. org/russian/depository/v14_i2/html/13r.htm (дата обращения: 27.11.2015).

References

1. Lyash A. A. Metodika obucheniya budushchikh uchiteley informatiki ispolzovaniyu informatsionno-obrazovatelnykh sistem v professionalnoy deyatelnosti. Extended abstract PhD Dissertation (Education). Moscow, 2015. 26 p.

2. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. St. Petersburg: Rech, 2007. 350 p.

3. Lyash A. A., Ryzhova N. I. Model metodiki obucheniya uchiteley informatiki ispol-zovaniyu informatsionno-obrazovatelnykh sistem v professionalnoy deyatelnosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013, No. 1. Available at: http://www.sci-ence-education.ru/107-8369 (accessed: 27.11.2015).

4. Koroleva, N. Yu., Lyash A. A., Pechatnov V. V. Soderzhanie distsipliny "Peda-gogicheskie tekhnologii informatsionno-obrazovatelnykh sistem obucheniya" kak uslovie formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley informatiki k deyatelnosti v usloviyakh virtualizatsii obrazovatelnogo protsessa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010, No. 4 (23), pp. 211-214.

5. Lyash, A. A. Soderzhatelnyy komponent metodiki obucheniya uchiteley informa-tiki ispolzovaniyu pedagogicheskikh tekhnologiy informatsionno-obrazovatelnykh sistem v professionalnoy deyatelnosti. Mezhdunarodnyy zhurnal "Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo". 2011 (Vol. 14), No. 2, pp. 452-466. Available at: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v14_i2/html/13r.htm (accessed: 27.11.2015).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.