УДК 371.3 ББК 74.489
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.И. Рыжова, А.А. Ляш
Аннотация. В статье описаны результаты анализа состояния подготовки будущих учителей информатики по вопросам использования информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности. Показана значимость формирования профессиональной готовности учителя в области использования информационно-образовательных систем как базовой основы развития его профессиональной компетентности. Кроме того, на основе результатов анализа данной проблемы были выделены основные подходы и направления для развития содержания обучения учителей педагогическим технологиям информационно-образовательных систем.
Ключевые слова: информационно-образовательная система обучения, профессиональная готовность, подготовка учителя информати- Д] ки в области использования информационно-образовательных систем, информатизация и виртуализация обучения.
RESULTS OF THE ANALYSIS OF THE CONDITION OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS IN THE FIELD OF USING INFORMATION AND EDUCATION SYSTEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY
N.I. Ryzhova, A.A. Lyash
Abstract. The article describes the results of the analysis of the condition of preparation of future teachers concerning the use of information and educational systems in the professional activity. The importance of formation of professional readiness of a teacher in the field of information and education systems, as the basic framework of his professional competence is shown.
In addition, on the basis of the results of the problem analysis results, the article identifies the main approaches and directions for the development of the content of training teachers in pedagogical technologies of information and educational systems.
Keywords: information and educational training system, professional readiness, preparation of the teacher of computer science in the field of information and educational systems, informatization and virtualization of teaching.
92
Глобальная информатизация современного общества, коснувшаяся практически всех сфер жизнедеятельности человека, привела к тому, что организация образовательного процесса в вузе или школе в большей мере опирается на использование информационных и телекоммуникационных технологий, включая информационно-образовательные системы и среды. В то же время следует отметить, что в последнее время достаточно актуальными становятся вопросы организации воспитательной работы и взаимодействия с родителями с использованием различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этом аспекте следует выделить, в первую очередь, специализированные сервисы (например, Единая образовательная сеть России «Дневник.ру»), а также традиционные сервисы (например, электронная почта, программы для on-line общения) и общедоступные (например, социальные сети, сервисы для проведения вебинаров и др.) [1—7].
Одним из актуальных и перспективных направлений развития образовательных технологий в условиях глобальной информатизации современного социума сегодня, на наш взгляд, является использование технологий виртуализации в об-
разовательном процессе, в частности — в рамках профессиональной подготовки современного специалиста. Данные технологии позволяют реализовать достаточно широкий спектр задач как для организации взаимодействия в системе «учитель-ученик», так и для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Здесь мы считаем необходимым перечислить и акцентировать внимание на таких активно используемых в учебном процессе технологиях виртуализации, как: виртуальные машины (например, VMWare, VirtualBox, Xen и др.), виртуальные образовательные среды (например, системы управления обучением и др.), облачные технологии (например, сервисы Google, обработка графических изображений, создание презентаций, сервисы совместного доступа к интерактивным доскам и др.) и т.д. [8-14].
При этом теория и практика профессиональной подготовки современного специалиста, в частности учителя, достаточно пристальное внимание уделяет сегодня таким понятиям, как «профессионально-педагогическая компетентность» и «готовность к профессионально-педагогической деятельности». Содержательно данные поня-
тия описываются через совокупности профессиональных задач современного учителя и дифференцируются на разные уровни и виды. Готовность к профессиональной деятельности (согласно А.К. Марковой [15]) мы считаем одним из основополагающих этапов становления профессиональной компетентности и профессионализма будущего специалиста, в том числе современного учителя. Все это относится и к подготовке учителя информатики к различным видам его профессиональной деятельности в условиях информатизации и виртуализации современного образования, в частности в области использования педагогических технологий информационно-образовательных систем (ИОС) в образовательном процессе в школе [8; 10; 16; 17].
При этом под информационно-образовательной системой мы понимали (согласно С.Д. Каракозову [18]) совокупность вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения и системного персонала, обеспечивающего поддержку динамической (изменяющейся во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. Отметим, что, говоря об использовании ИОС, мы делаем акцент на изучении тех ее особенностей и технологических возможностей, которые будут являться актуальными и востребованными при использовании данной системы для реализации традиционного обучения.
Что же касается формирования профессиональной готовности учите-
ля информатики в области использования ИОС в профессиональной деятельности, то на наш взгляд, этот процесс предполагает создание условий, благоприятных для приобретения студентами в процессе обучения таких профессиональных знаний, умений и навыков, которые будут соответствовать современным требованиям к качеству подготовки выпускника в соответствии с образовательными стандартами высшего профессионального образования, регламентирующими высокий уровень профессиональной компетентности для решения профессионально-педагогических задач в условиях информатизации и виртуализации образования.
В настоящее время компетент-ностный подход при организации процесса обучения и в свете внедрения стандартов третьего поколения играет ведущую роль. При этом понятие компетентности включает в себя: (1) четкое представление конечной цели и (2) организацию собственной работы в команде таким образом, чтобы достижение осознаваемой цели было осуществлено оптимальным путем.
В рамках нашего исследования мы придерживались подхода, предлагаемого психолого-педагогической школой РГПУ им. А.И. Герцена [19]. В соответствии с ним компетентность «имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях» и проявляется в «умении осуществить выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации».
В соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образова-
93
94
ния третьего поколения подготовка будущего учителя информатики должна осуществляться в логике компетентностного подхода и, как следствие, сводиться к формированию профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения.
Учитывая современные условия виртуализации образовательного процесса, в том числе — развертывание информационно-образовательных систем, профессиональная готовность будущего учителя информатики — это умение решать возникающие в процессе профессионально-педагогической деятельности практические задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий виртуализации образовательного процесса на ключевом, базовом и специальном уровне.
Приведем графическое представление формирования профессиональной готовности будущего учителя информатики в области использования информационно-образовательных систем (рис. 1). Как видно из рисунка, теоретико-технологическая составля-
ющая формирования профессиональной готовности будущего учителя информатики в области использования информационно-образовательных систем представлена дисциплинами блоков общепрофессиональной и предметной подготовки (базовая и вариативная части), дисциплинами и курсами по выбору и дисциплинами специализации в соответствии с: (*) — ГОС ВПО 2005 г. по специальности 050202.65 «Информатика» (срок обучения 5 лет) и (**) - ФГОС ВПО 2009 г. (2010 г.) по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» (срок обучения 4 года / 5 лет). Следует отметить также, что раздел «Педагогика и психология» представлены наиболее важными для нашего исследования дисциплинами общепрофессионального блока: «Педагогическая психология», «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения», «Педагогические технологии» и «Психолого-педагогический практикум».
Базируясь на результатах анализа существующих научно-методических публикаций, нами были выделены следующие подходы, которые
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 788 (срок освоения 4 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m788.html Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2010 г. № 35 (срок освоения 2 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/fgos-3/5784-fgos-3-utverzhdyonnye-standarty.html
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46 (срок освоения 5 лет) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m46.html
реализуются в настоящее время в вузах для обучения учителей педагогическим технологиям информационно-образовательных систем:
• подход, при котором упор делается на вопросы разработки электронных образовательных ресурсов, критерии их оценки и экспертизу;
• подход, при котором рассматриваются основные направления использования дистанционных технологий в образовании — виды обеспечения дистанционного обучения: программное обеспечение, техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение и др., преимущества и ограничения применения дистанционных технологий в образовании;
• подход, в основе которого лежит обучение возможностям сетевых технологий в организации взаимодействия в процессе решения профессиональных задач в образовании — использование Интернет-технологий, сервисов Web 2.0, видеокон-ференцсвязи и пр.;
• подход, направленный на рассмотрение вопросов использования возможностей информационной образовательной среды.
Более того, преобладающими в обучении будущих учителей информатики являются первые два подхода. Однако здесь стоит отметить, что в последнее время третий подход также начинает использоваться достаточно активно.
Эти выводы мы смогли подтвердить и результатами анкетирования, проведенного нами в рамках кандидатского диссертационного исследования [20] среди практикующих преподавателей ряда вузов и других учебных заведений. Общее количество респондентов составило 18 чело-
век. Результаты анкетирования нами были обработаны с помощью биномиального критерия т и представляют определенную научно-методическую ценность.
Предлагаемая анкета включала в себя 15 вопросов, направленных на определение состояния подготовки специалистов — будущих учителей информатики в области информационно-образовательных систем обучения и на выявление направлений развития существующего содержания, а также для выработки нового подхода к отбору и структурированию содержания обучения, которое способствовало бы формированию профессиональной готовности учителя информатики к использованию информационно-образовательных систем обучения в учебном процессе. Остановимся на характеристике результатов анкетирования.
Большинство практикующих преподавателей, участвующих в подготовке будущих учителей информатики, отвечая на вопрос о понимании основных задач профессиональной деятельности учителя, не выделяют в качестве одной из основных профессиональных задач проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса, ограничиваясь лишь проектированием и реализацией содержания обучения с использованием педагогических технологий и в редких случаях — с использованием готовой образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий. Что касается понятийного ряда данной проблемы, сами понятия «информационно-образовательная среда» и «цифровой образовательный ресурс» все же бы-
95
Профессионализм и проф.мастерстео учителя информатики
Профессиональная культура учителя информатики
Профессиональная педагогическая компетентность учителя информатики в области использования ИОС и их технологий (в том числе педагогических)
КЛЮЧЕВАЯ -решение учебных профессиональных задач е области использования педагогических технологий и ИКТ
БАЗОВАЯ -решение учебных профессиональных задач в области проектирования и создания ЦОР с учетом принципов педагогического проектирования и педагогического дизайна, а также в области ДОТ
СПЕЦИАЛЬНАЯ -решение учебных профессиональных задач в области администрирования и методического сопровождения ИОС, включая вопросы организации учебного процесса в традиционной и дистанционной форме с использованием ИОС
Профессиональная готовность будущего учителя информатики в области использования ИОС и их технологий (в том числе педагогических)
96
о т ± о
Теория и методика обучения информатике, Аудиовизуальные технологии обучения (*)
Методика обучения и воспитания (2009), Методика обучения предметам (2010) (**)
Информационные технологии (2009), Информационные технологии в образовании (2010)(**)
о
Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии (*)
Дисциплины и курсы по выбору, установленные вузом (*),(**)
) о._
11 Дисциплины специализации (*)
> о.
| Дисциплины вариативной части (**) Педагогика и психология (*), (**)
Использование ИКТ в образовании (*) Программное обеспечение ЭВМ (*)
Выпускная квалификационная работа
II
Педагогическая практика
Технологии оценки достижений учащихся (проекты, портфолио и ДР )
Рис. 1. Составляющие и направления формирования профессиональной готовности учителя
информатики к использования ИОС
ли отнесены респондентами к базовым понятиям в области педагогических технологий. Однако таким понятиям, как «педагогический дизайн» и «дистанционные образовательные технологии», являющимся одними из наиболее важных, придается недостаточное значение.
Это позволяет составить представление о необходимости выделения в содержании учебных курсов,
направленных на формирование профессиональной готовности в области информационно-образовательных систем, основных концептуальных линий. Среди последних необходимо предусмотреть и учесть технологические аспекты использования дистанционных образовательных технологий и разработке дидактического сопровождения основных этапов учебного занятия, что подчерк-
нуло бы важность вопросов использования информационно-образовательных систем обучения в профессиональной деятельности учителя. Разработка такого рода содержания обучения позволит ликвидировать недостатки существующей подготовки будущих учителей информатики в области педагогических технологий информационно-образовательных систем для решения отдельных профессиональных задач, а именно:
• использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
• проектирования и разработки цифровых образовательных ресурсов;
• проектирования образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса.
По мнению анкетируемых, в настоящее время преобладающими в содержании обучения будущих учителей информатики являются вопросы использования информационных и коммуникационных технологий, включая разработку ЦОР и использование дистанционных образовательных технологий, а раскрытыми в той или иной мере являются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, включая разработку цифровых образовательных ресурсов и практическое использование ИОС в учебном процессе и для организации взаимодействия с родителями.
Ключевым моментом в вопросах подготовки будущих учителей информатики в области использования технологий ИОС является определение достаточного уровня подготовки
студентов, а также оценка уровня их теоретической и практической подготовки. Респонденты показали, что достаточным уровнем подготовки можно считать уровень, включающий в себя свободное владение понятиями и технологиями проектирования, разработки и реализации структуры информационно-образовательной системы обучения и цифровых образовательных ресурсов.
В то же время, по мнению респондентов, имеющийся в настоящее время уровень теоретической подготовки будущих учителей информатики является достаточным лишь в вопросах организации дистанционного обучения и теории цифровых образовательных ресурсов, а уровень практической подготовки можно рассматривать как достаточный лишь в области использования уже готовых образовательных систем и использования ИКТ при разработке ЦОР для обеспечения учебного процесса.
При ответах на вопросы о разработке учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, анкетируемые выделили использование следующего программного обеспечения: (а) прикладные программные средства; (б) инструментальные средства для разработки цифровых образовательных ресурсов; (в) сетевые ресурсы и сервисы. Это в целом свидетельствует о достаточно высоком технологическом уровне подготовки, но является недостаточным, поскольку практически не затрагивает использование в профессиональной деятельности средств для организации учебного процесса, подразумевающих дистанционное взаимодействие со студентами.
97
Отдельно стоит отметить, на наш взгляд, вопрос анкеты — «Какие программные системы и среды в области создания учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, а также для организации учебного процесса, целесообразнее использовать для обучения будущих учителей информатики?». При ответе на этот вопрос большинство преподавателей, обеспечивающих подготовку будущих учителей информатики в педагогическом вузе, понимают целесообразность использования в качестве средства организации учебного процесса систем управления обучением, web-сайтов и других технологических решений, подразумевающих использование дистанционных образовательных технологий, что, в свою очередь, будет способствовать формированию профессиональной готовности в области информационно-образовательных систем.
Таким образом, результатом анализа проведенного анкетирования была установлена необходимость совершенствования существующей под-98 готовки будущих учителей информатики в области использования информационно-образовательных систем обучения в рамках существующих в педагогическом вузе дисциплин. Кроме того, нами были определены направления развития существующего содержания обучения, ими стали:
• создание интерпретации разработанной модели методики обучения будущих учителей информатики по использованию ИОСО в профессиональной деятельности в виде спецкурса, направленного на более углубленное изучение содержания отдельных модулей (например, мо-
дуль «Технология организации обучения с использованием ИОСО», в котором более глубоко освещаются вопросы администрирования ИОСО при внедрении ее в учебный процесс образовательного учреждения);
• развитие существующей системы учебных профессиональных задач учителя информатики за счет включения более широкого спектра задач профессионально-педагогической направленности;
• проектирование образовательных дисциплин на основе интерпретаций построенной модели содержания подготовки в области использования ИОС для учителей-предметников в рамках направлений подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» и 44.03.01 «Педагогическое образование» (академический и прикладной бакалавриат), а также предъявление интерпретаций для программ специализированной магистерской подготовки по направлению 050100.68 «Педагогическое образование».
Подытоживая сказанное, отметим, что изложенные выше результаты анкетирования обсуждались нами на научных конференциях различного уровня, в том числе на: III Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и преподавателей (г. Санкт-Петербург, 2015 г.), VI Межвузовская научно-практическая конференция «Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург, 2013 г.), Международная школа-семинар «Ломо-новские чтения на Алтае» (г. Барнаул, 2011 г.) и др.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин, М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики [Текст] / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 4 (19). - С. 54-62.
2. Иванова, С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме [Текст] // Ценности и смыслы. - 2013.
- № 1 (23). - С. 4-8.
3. Ткаченко, Е.В. Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы [Текст] / Е.В. Ткаченко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 11-22.
4. Тагунова, И.А. Образование в новых условиях развития глобализации [Текст] / И.А. Тагунова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 43-54.
5. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 4-1. - С. 180-182.
6. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. -С. 202-204.
7. Рыжова, Н.И. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / Н.И. Рыжова, М.В. Литвиненко // Информатика и образование. - 2007. - № 7.
- С. 119-121.
8. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61.
9. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.
10. Ляш, А.А. Актуальность обучения будущих учителей информатики использованию информационно-образовательных
систем в условиях виртуализации и информатизации современного образования [Текст] / А.А. Ляш // Наука и школа. -2015. - № 1. - С. 51-60.
11. Королева, Н.Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса [Текст] / Н.Ю. Королева, А.А. Ляш, В.В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 4 (23). - С. 211-214.
12. Готская, И.Б. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы [Текст] / И.Б. Готская, В.М. Жучков // Наука и школа. -2001. - № 5. - С. 18-23.
13. Готская, И.Б. Подходы к разработке электронных образовательных ресурсов для учащихся основной школы [Текст] / И.Б. Готская, С.А. Котова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - № 2 (24). - С. 121-127.
14. Трубина, И.И. Сопровождение процесса включения школьников в среду современных IT-коммуникаций [Текст] / И.И. Тру-бина // Педагогика и современность. -2013. - № 6. - С. 112-115.
15. Маркова, A.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
16. Филимонова, Е.В. Методика обучения учителей информатики информационному моделированию при разработке цифровых образовательных ресурсов: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Филимонова. - Москва, 2010. - 26 с.
17. Рыжова, Н.И. Содержание подготовки к информационно-аналитической деятельности для учителя информатики в контексте его обучения информационному моделированию [Текст] / Н.И. Рыжова, Е.В. Филимонова // Мир науки, культуры, образования. 2009. - №3 (15). - С. 259264.
18. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектирование информационных систем управления образованием [Текст] / С.Д. Карако-
99
зов, В.М. Лопаткин // Ползуновский вестник. - 2005. - № 1. - С. 185-198.
19. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
20. Ляш, А.А. Методика обучения будушдх учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Ляш. - М., 2015 г. - 26 с.
REFERENCES
1. Filimonova E.V., Metodika obucheniya uchitelei informatiki informacionnomu mod-elirovaniyu pri razrabotke cifrovyh obrazo-vatelnyh resursov, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2010, 26 p. (in Russian)
2. Gotskaja I.B., Gotovnost k professionalnoj pedagogicheskoj dejatelnosti kak rezultat funkcionirovanija obrazovatelnoj program-my, Nauka i shkola, 2001, No. 5, pp. 18-23. (in Russian)
3. Gotskaja I.B., Podhody k razrabotke jelek-tronnyh obrazovatelnyh resursov dlja uchashhihsja osnovnoj shkoly, Istoricheska-ja i socialno-obrazovatelnaja mysl, 2014, No. 2 (24), pp. 121-127. (in Russian)
| 4. Ivanova S.V., O metodologicheskih prob-lemah obrazovaniya v sovremennom soci-ume, Cennosti i smysly, 2013, No. 1 (23), pp. 4-8. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Lopatkin V.M., Pedagogiche-skoe proektirovanie informacionnyh sistem upravleniya obrazovaniem, Polzunovskii vest-nik, 2005, No. 1, pp. 185-198. (in Russian)
6. Karakozov S.D., Perspektivnye napravlenija razvitija specialnoj podgotovki uchitelja informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, p. 61. (in Russian)
7. Karakozov S.D., Setevaja organizacija obra-zovanija: tendencii i perspektivy, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
8. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizatsiya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)
9. Klarin M.V., Innovacionnoe obrazovanie: konceptualnye vyzovy dlya didaktiki, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka, 2014, No. 4 (19), pp. 54-62. (in Russian)
10. Kompetentnostnyj podhod v pedagogiches-kom obrazovanii: kollektivnaja monografija, ed. V.A. Kozyreva i N.F. Radionovoj, St. Petersburg, 2004, 392 p. (in Russian)
11. Koroleva N.Ju., Soderzhanie discipliny "Pedagogicheskie tehnologii in-formacion-no-obrazovatelnyh sistem obuchenija" kak uslovie formirovanija gotovnosti bu-dushhih uchitelej informatiki k dejatelnos-ti v uslovijah virtualizacii obrazovatel-nogo processa, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2010, No. 4 (23), pp. 211-214. (in Russian)
12. Koroleva N.Ju., Virtualnaja sreda obuchenija predmetu kak interpretacija metodicheskoj sistemy obuchenija v uslovijah IKT-nasysh-hennoj obrazovatelnoj sredy, Mir nauki, kul-tury, obrazovanija, 2009, No. 2, pp. 196199. (in Russian)
13. Ljash A.A., Aktualnost obuchenija budush-hih uchitelej informatiki ispolzovaniju infor-macionno-obrazovatelnyh sistem v uslovijah virtualizacii i informatizacii sovremennogo obrazovanija, Nauka i shkola, 2015, No. 1, pp. 51-60. (in Russian)
14. Ljash A.A., Metodika obuchenija budushhih uchitelej informatiki ispolzovaniju informa-cionno-obrazovatelnyh sistem v professio-nalnoj dejatelnosti, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2015, 26 p. (in Russian)
15. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moscow, 1996, 308 p. (in Russian)
16. Ryzhova N.I., Filimonova E.V., Soderzhanie podgotovki k informacionno-analiticheskoi deyatelnosti dlya uchitelya informatiki v kontekste ego obucheniya informacionnomu modelirovaniyu, Mir nauki, kultury, obra-zovaniya, 2009, No. 3 (15), pp. 259-264. (in Russian)
17. Ryzhova N.I., Napravlenija razvitija sistemy podgotovki specialista v uslovijah informatiza-cii obrazovanija, Informatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)
18. Tagunova I.A., Obrazovanie v novyh uslo-viyah razvitiya globalizacii, Otechestvenna-
ya i zarubezhnaya pedagogika, 2012, No. 1, pp. 43-54. (in Russian) 19. Tkachenko E.V., Nepreryvnoe professio-nalnoe obrazovanie Rossii: problemy i perspektivy, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2015, No. 3, pp. 11-22. (in Russian)
20. Trubina I.I., Soprovozhdenie processa vkly-ucheniya shkolnikov v sredu sovremen-nyh IT-kommunikacii, Pedagogika i sovre-mennost, 2013, No. 6, pp. 112-115. (in Russian)
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр теории и методики обучения математике и информатике, Институт стратегии развития образования, Российская академия образования, г. Москва, nata-rizhova@ mail.ru
Ryzhova N.I., ScD in Pedagogy, Professor, Center of Theory and Teaching Methods of Mathematics and Informatics, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, Moscow, nata-rizhova@mail.ru
Ляш Ася Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра математики, физики и ИТ, Мурманский арктический государственный университет, lyash.asya@ gmail.com
Lyash A.A., PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Physics, Computer Science and IT, Murmansk Arctic State University, lyash.asya@gmail.com
101