Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание дошкольников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий'

Музыкальное воспитание дошкольников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3359
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / MUSICAL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION AND UPBRINGING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTERIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В.А., Антонова Л.В.

Наиболее эффективными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются: мультимедийная презентация; образовательные и развивающие программы; интерактивная доска; интерактивные столы; интерактивная песочница и др. Музыкально-художественное развитие включает в себя такие образовательные области: музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы и др. Исполь-зованиюИКТ в рамках музыкальных занятий осуществляются по ряду направлений: музыкально-развивающие занятия; праздники и развлечения; творческие проекты и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев В.А., Антонова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The most effective types of ICT, adapted for preschool age, are the following: multimedia presentation; Educational and development programs; interactive board; Interactive tables; Interactive sandbox, etc. Music and artistic development includes such educational areas: music, art creativity, reading offiction, etc. The use of ICT in the framework of musical classes is carried out in a number of areas: music and development classes; Holidays and entertainment; Creative projects, etc.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание дошкольников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий»

УДК 373.21 НИКОЛАЕВ В.А.

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С, Тургенева Е-та il: waleranikolaev@ma il. ru АНТОНОВА Л.В.

музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 22 комбинированного вида г. Орла

E-mail: lida.antonova.1975@mail.ru

UDC 373.21 NIKOLA YEV V.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Chair of Methods and Technology Social pedagogy and social work, Orel State University E-mail: Waleranikolaev@mail.ru ANTONOVA L.V.

Musical director of the Municipal Pre-school educational Establishments-kindergarten № 22 Combined type of the

city of Orel

E-mail: Lida.antonova.1975@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Наиболее эффективными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются: мультимедийная презентация; образовательные и развивающие программы; интерактивная доска; интерактивные столы; интерактивная песочница и др. Музыкально-художественное развитие включает в себя такие образовательные области: музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы и др. Исполь-зованиюИКТ в рамках музыкальных занятий осуществляются по ряду направлений: музыкально-развивающие занятия; праздники и развлечения; творческие проекты и др.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольное образование и воспитание, информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация.

The most effective types of ICT, adapted for preschool age, are the following: multimedia presentation; Educational and development programs; interactive board; Interactive tables; Interactive sandbox, etc. Music and artistic development includes such educational areas: music, art creativity, reading offiction, etc. The use of ICT in the framework of musical classes is carried out in a number of areas: music and development classes; Holidays and entertainment; Creative projects, etc.

Keywords: musical education, preschool education and upbringing, information and communication technologies, computerization.

Компьютеризация современной системы образования - насущная необходимость нашего времени. Выиграть конкуренциюумировойсетипедагогу поможет активное внедрение в учебно-воспитательный процесс разнообразных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодняшнему педагогу, работающему в различных образовательных учреждениях необходима развитая информационно-коммуникационная культура. Она включает владение навыками в сфере использования ИКТ технологий, умение адаптироваться к стремительной смене информационных потоков, технологий др. Такой подход, как показывает опыт, являются важнейшим требованием, предъявляемым к каждому субъекту образовательного процесса.

Практика убеждает в том, что компьютеризация рассматривается сегодня, как ведущий путь модернизации системы образования. Это связано с развитием техники.

внедрением современных технологий, но, и это главное, с тем, что сегодня важнейшим качеством человека становится умение работать с огромными потоками информации, обрабатывать ее, выделять в ней важное для конкретной области знания. Среди ведущих умений современного педагога на первый план выступают умения по разработке проектов, программ, презентаций, видеосюжетов, клипов и т.п., которые содействуют всестороннему формированию человека современного общества.

Всеобщая компьютеризация общества существенно меняет условия повседневной жизни каждого гражданина. Сегодня почти все услуги (оформление документов, различные виды платежей, перевода денежных средств, покупки и пр.) можно осуществлять в сети Интернет. Для активного включения людей в освоение компьютерной грамотности многие специалисты рекомендуют начинать знакомство детей с ИКТ с дошкольного возраста.

© Николаев В. А., Антонова Л.В. © Nikolayev V.A., Altonova L.V.

У этих рекомендаций есть и ярые противники, которые утверждают, что ранняя компьютеризация приводит к ухудшению физического и психического здоровья, снижению уровня интеллекта, появлению различных форм компьютерной аддикции. Похожие мнения бытовали в период активного внедрения мобильных гаджетов, планшетов и т.п. Но жизнь обязывает сегодня владеть ими каждому, стремящемуся к успеху человеку. Более того, освоение компьютеров, гаджетов в дошкольном возрасте происходит гораздо быстрей, чем в зрелом возрасте. Это связано с доминированием у дошкольников наглядно-действенного мышления. Для них является естественным процесс освоения манипуляций с органами управления телефонов, компьютеров и пр. Это убеждает в важности использования компьютерных технологий в условиях ДОУ

Современные информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и воспитания. Особенно это относится к развитию задатков, способностей дошкольников, их социализации, формирования важнейших социальных навыков, нравственных качеств. Как показывает опыт многолетней работы, использование в ходе занятий с дошкольниками анимационных сюжетов, ярких, запоминающихся картинок, пиктограмм, динамичных изображений, музыкальных, звуковых фрагментов позволяет актуализировать их внимание, длительное время поддерживать интерес к содержанию занятия. С помощью информационно-коммуникационных технологий педагог имеет возможность интерпретировать информацию в виде текста, звука, изображения. Это позволяет ему успешнее использовать ее в работе с детьми, относящимся к разным типам восприятия: аудиалами, визуа-лами, кинестетиками, дигиталами.

По данным исследований, внедрение компьютерных технологий в систему дошкольного образования и воспитания дает педагогам дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практик новых методических разработок, направленных на интенсификацию и оптимизацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов [4]. Информатизация дошкольного образования представляет собой интегративный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в который включаются все субъекты дошкольного образования: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети. Внедрение в систему дошкольного образования информационно-коммуникационных технологий предполагает осуществление комплекса мер: 1) создание целостного информационного образовательного пространства как отдельного ДОУ, так и всей дошкольной системы; 2) разработка многочисленных информационных ресурсов, необходимых сотрудникам, родителям, воспитанникам; 3) внедрение в систему дошкольного образовательно-воспитательного процесса разнообразных информационных технологий; 4) научно-методическое обеспечение применения ИКТ в ходе групповых и индивидуальных занятий;

5) внедрение проектной деятельности на основе ИКТ в дошкольную систему воспитания и образования; 6) подготовка педагогов к активному использованию сети Интернет, ИКТ в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками.

Как свидетельствуют результаты исследований, наиболее результативными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются: 1) мультимедийные презентации; 2) образовательные и развивающие программы; 3) интерактивные доски; 4) интерактивные столы; 5) интерактивные песочницы и др. Кратко охарактеризуем их образовательно-развивающие возможности.

Мультимедийная презентация - это образная форма предъявления информации. Она в значительно мере доступна для восприятия дошкольников, так как насыщена яркими сюжетами, роликами, образами, картинками и т.п. С ее помощью достигается дополнительная мотивация дошкольникам образовательно-развивающей деятельности. Это связано с передачей информации в максимально наглядной, образной, занимательной форме. Как показывают результаты исследований, мультимедийные презентации имеют дает ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами наглядности: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность и др. [2]. Образность предоставления информации в значительной мере содействует возрастным возможностям дошкольников. Презентации стимулируют развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, росту объёма усваиваемого материала, формированию их компьютерной грамотности.

Образовательные и развивающие программы, ориентированные на детей дошкольного возраста решают ряд образовательно-воспитательных задач: 1) дифференциация, индивидуализация процесса дошкольного образования, его личностная ориентированность;

2) знакомство дошкольников с основам наук, музыки, живописи в адаптированных к их уровню формах;

3) помощь педагогам в организации групповых и индивидуальных занятий с детьми; 4) построение учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей, интересов, наклонностей дошкольников; 5) активизация развития психических процессов (речь, восприятие, память, мышление, воображение, речь и др.); 6) моделирование ситуаций, которые невозможно или сложно воспроизвести, наблюдать повседневной жизни (полет в космос, покорение горных вершин, посещение экзотических мест планеты, экскурсии в музеи мира и пр.); 7) создание дополнительных возможностей для проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.

Интерактивная доска в работе с дошкольниками предполагает реализацию ряда специфичных задач: 1) повышение мотивации освоения новых знаний;

2) увеличение эффективности изучения научных фактов, явлений; 3) формирование познавательной самостоятельности, активности при получении новых знаний; 4) активизация интеллектуальных процессов; 5) стимулирование познавательной деятельности воспитанников посредством использования познавательных игр; 6) незаметное усвоение новых знаний путем превращения этого процесса в занимательную игру.

Одной из эффективных ИКТ, используемых в детских садах является интерактивный стол. Он представляет собой сенсорный, «мультитач экран», способный реагировать на одновременное прикосновение нескольких человек. Он предназначен для индивидуальных или групповых занятий. Загруженные в его компьютер программы делают его много функциональным. На время занятия его можно сделать игровым полем, большой мозаикой, пазлами, головоломкой, музыкальными инструментами, картой, схемой и даже фотоальбомом. Подобная полифункциональность интерактивных столов позволяет максимально адаптировать образовательный процесс к возможностям дошкольного возраста. При организации занятий на их базе позволяет включать детей в интеллектуальные, развивающие игры, заниматься изобразительной деятельностью, в занимательной форме изучать азы многих наук, просматривать обучающие видеоролики и др. Как показывает опыт, особенно эффективны интерактивные столы при организации групповых занятий. Они весьма продуктивны для инклюзивного образования. В частности, них есть возможность установить специальные функции для слабослышащих детей. Опыт показывает, что использование интерактивных столов позволяет проводить занятия в игровой, свободной, непринужденной манере, благодаря которой дети незаметно осваивают новую информацию, приобщаются к новым видам деятельности. Работа с сенсорной поверхностью развивает мелкую моторику малышей, стимулируют новые, ранее не задействованные участки мозга.

Интерактивная песочница представляет собой своеобразный, крупный световой планшет, оснащенный встроенным компьютером и мультимедийным проектором. На нем с помощью песка можно строить различные природные ландшафты, окрашивать их в различные цвета, соответствующие виду ландшафта, особенностям местности, времени года, имитировать различные природные стихи (моря, пустыни, горы, вулканы и др.). Как показывает опыт, интерактивная песочница может быть использована в различных сферах дошкольного образования и воспитания. Особенно эффективна она в ходе психологических развивающих занятий, на психотерапевтических сеансах, при проведении различных видов художественно-эстетической деятельности (музыкальной, художественной и др.). Интерактивная песочница, путем использования специфичных средств, позволяет увлечь дошкольников образовательной деятельностью. Данный вид ИКТ представляет собой универсальное оборудование для индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие художественно-

творческих способностей ребёнка, познавательных процессов, мелкой моторики и т.п.

Как убеждают результаты исследований, многолетняя практическая работа, широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются важным условием успешного выполнения государственного заказа на развитие образования [2]. Согласно нашим данным, ИКТ выступают важнейшим фактором совершенствования художественно-эстетического развития дошкольников.

Особую значимость в дошкольном образовании, большинство специалистов считают знакомство с искусством. По словам Д. С. Лихачева, человек, понимающий искусство, становится нравственно лучше, добрее, а значит счастливей. Такой человек лучше понимает мир, окружающих людей, другие культуры и национальности. Такой человек более защищен, ему легче живется.

В системе дошкольного образования значительное место отводится художественно-эстетическому развитию детей. Согласно ФГОС«художественно-эстетическое развитие» включает в себя такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» [7]. Интеграция различных видов искусства в рамках дошкольного образования имеет свои преимущества. Традиционное разделение искусства на различные образовательные области осложняло процесс целостного формирования у дошкольников художественной культуры. В современных условиях круг задач художественно-эстетического развития ребёнка в рамках дошкольных образовательных учреждений значительно усложняется. Эти задачи, связанны с необходимостью раннего приобщения ребёнка к миру литературы, изобразительного искусства, музыки, что закладывает основы художественной эрудиции, эстетической культуры дошкольников. Интеграция различных видов искусства в рамках целостного подхода к нему позволяет ориентировать его на формирование эмоционально-ценностного отношения как к различным видам искусства, традициям, праздникам, так и к различным сферам жизнедеятельности (труду, образованию, взаимоотношениям с окружающими людьми, любви, дружбе и т.п.).

В соответствии с ФГОС (п.2.6 ФГОС ДО) дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает решение ряда задач:

- создание условий для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (поэтических, музыкальных, изобразительных), а также природы;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру;

- развитие начальных представлений об основных жанрах искусства;

- приобщение к восприятию музыки, фольклора, художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- включение детей в различные виды художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивно-модельной) [7].

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает такие направления образовательно-воспитательной деятельности.

1. Посредством музыки, изобразительного искусства, художественных произведений и др. формирование опыта эмоционально-ценностного отношения дошкольника к окружающей действительности.

2. Путем включения дошкольников в разнообразные виды художественно-эстетической деятельности (вокал, танец, игра на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, рассказов, исполнение прозаических и стихотворных произведений и др.) развитие опыта художественно-творческой деятельности.

Включение дошкольников в художественно-эстетичсскую деятельность является одним из важнейших условий формирование общей культуры их личности. Художественно-эстетическая деятельность - деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства [7]. Многолетний опыт организации художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста свидетельствует о ее специфичности по сравнению с другими видами образовательно-воспитательной деятельности. В рамках этой деятельности дети наиболее ярко могут раскрыть способности, возможности, индивидуальность, развить творческий потенциал, самостоятельность, опосредованно (через зрителей, родителей, педагогов) понять значимость результатов своей творческой деятельности (песенное, танцевальное исполнительство, музицирование на детских музыкальных инструментах, рисунки, творческие работы, изображения на интерактивных досках, столах), реализовать себя как творческие личности [10]

Как показывает опыт, для дошкольного возраста наиболее сензитивной применительно к художественно-эстетическому развитию в ДОУ является музыкальное развитие. Традиционно в отечественной педагогике это направление специалисты называют музыкальным воспитанием. Исследователи обычно рассматривают его веду щее высоко значимое направление развития общей культуры дошкольников, а не только как музыкальное образование, доступное отдельным, музыкально одарённым детям. Специалисты в области музыкального воспитания традиционно в его содержание включают развитие у детей интереса, любви к музыке, расширение их музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, формирование умения понимать музыку [3, с. 73].

Роль музыки в жизни человека, становлении его личности высоко значима. В отличие от живописи, театра, стихов, музыка, песня являются наиболее доступными жанрами искусства. В нашей национальной культуре ни один праздник, застолье не обходится без музыки, пе-

сен, танцев. Повседневная реальность показывает, что любящий, понимающий музыку человек, способный поддержать песню, исполнить танец пользуется уважением окружающих, имеет высокую самооценку, находится преимущественно в позитивном эмоциональном настроении.

Согласно данным специальных исследований, исполнение фольклорных произведений корригирует нежелательные социальные качества. С помощью фольклорной терапии удается преодолеть застенчивость, стеснительность, агрессивность [5, с. 14]. Повседневная жизнь подтверждает эти результаты. Любящие петь люди, как правило, доброжелательны, не обидчивы, покладисты. редко скандалят.

Исследования проведенные на основе вокало-терапии показали, что у поющих людей возрастает жизненная емкость легких, достигается более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, повышаются резервные возможности карди-ореспираторной системы [9, с. 131]. Согласно результатам исследований в области музыкальной терапии, адекватный выбор дыхательных, песенных упражнений обеспечивает оптимальное функционирование сердечно-сосудистой системы за счет массажа внутренних органов.

Значимость музыкального воспитания в дошкольном детстве для полноценного развития личности в дальнейшем установлена многочисленными исследованиями. Педагогическими исследованиями В.А. Сухомлинского доказано, что, «если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения. если в туках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство» [6, с. 75]. Великий педагог был убежден, что благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном в окружающем мире и в самом себе.

Выдающейся композитор современности Д. Д. Шостакович утверждал, что людям нужны все виды музыки-от простого напева свирели, до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой песни до бетховенских сонат [8, с. 57]. Он был убежден, что современное общество заинтересовано в сохранении и передаче будущим поколениям духовных ценностей, в том числе музыкальной культуры. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, чтобы быть способными его приумножать.

Музыкальное воспитание в науке рассматривается как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, важнейшая составляющая общей культуры личности. Д.Б. Кабалевский основной задачей массового музыкального воспитания считал не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, особенно

на его нравственность [1, с. 12]. Не менее важной задачей музыкального воспитания Д.Б. Кабалевский считал эмоциональное увлечение музыкой, формирование интереса, любви к ней.

По мнению Д.Б. Кабалевского, вся музыкальная культура строится в единстве трех основ: песни, танца, марша [1, с. 33]. Освоение этих основ музыки дает возможность человеку понимать любую область музыкального искусства: оперу, балет, симфонию и др. Композитор был убеждён, что освоение музыки может идти путем ее активного восприятия, что составляет основу музыкального воспитания [1, с. 45]. Активное восприятие предполагает особое внимание, сосредоточенность, напряжение душевных сил, умение вслушиваться и вдумываться в музыкальное произведение. При этом происходит активизация внутреннего мира ребенка, его чувств, мыслей, настроений.

Музыковед В. В. Медушевский писал, что серьезная музыка, храня в себе память рая. не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживают ее [3]. К понимаю серьезной, классической музыки ребенка следует подготовить в процессе музыкального воспитания. Одним из путей активизации музыкального воспитания дошкольников является использование различных ИКТ.

В различных ДОУ наработан богатый опыт по музыкальному воспитанию детей. Однако, использованию ИКТ в процессе музыкального воспитания специалистами уделяется гораздо меньше внимания. Нами проведена серьезная работа по изучению форм работы по музыкальному воспитанию с применением ИКТ. Обобщение опыта работы МБДОУ-детский сад № 22 комбинированного вида г. Орла по использованию компьютерных технологий в качестве ведущего средства музыкально-художественного воспитания дошкольников показал их высокую результативность. По нашим наблюдениям, результаты музыкальных занятий становятся более глубоко целенаправленными. У детей отмечено расширение музыкального кругозора, обогащение эмоциональных впечатлений при прослушивании разнообразных тембров звучания музыкальных инструментов, формируется эстетический вкус.

Наши разработки по музыкально-художественному воспитанию дошкольников сиспользованием ИКТ в рамках НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Музыка» реализуется в следующих направлениях: 1) специальные музыкальные занятия с детьми; 2) музыкальное просвещение родителей; 3) организация и проведение детских праздников, развлечений; 4) подготовка и реализация творческих проектов. Все данные направления осуществлялись в соответствии с ФГОС и требованиям СанПин.

Одной из распространенных ИКТ на музыкально-развивающих занятиях являются видеопрезентации. В ходе занятия по ознакомлению детей с симфоническим

оркестром, музыкальный руководитель подкрепляет рассказ о нем рядом видеопрезентаций. На них представлены слайды, изображающие музыкальные инструменты, фотографии симфонического оркестра с разных ракурсов, снимки известных музыкантов-исполнителей. В нашей практике довольно популярными были занятия, организованные в форме игр-путешествий, музыкальной гостиной. С помощью ИКТ дошкольники глубоко погружаются в атмосферу музыки, что позволяет педагогу дать возможность детям глубже понять сущность, особенности различных музыкальных жанров, познакомиться с наиболее доступными дошкольникам музыкальными произведениями.

Особую популярность у воспитанников приобрела игра-занятие «Музыкальное поле чудес». В ходе игры дети знакомились с разными музыкальными инструментами симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, эстрадных оркестров. Задания для игроков предлагались с помощью ИКТ. Для этого детям давалась возможность прослушать звучание струнного (скрипка, виолончель, контрабас, гитара, балалайка, домра и др.) или духового музыкального инструмента (труба, валторна, гобой, фагот, флейта и др.). Затем на экране проецировалось название инструмента с пустыми клеточками вместо букв. Дети начинали отгадывать его название. После того как инструмент был угадан, на экране показывался его внешний вид, демонстрировался видеосюжет, в котором музыкант исполнял на данном инструменте какое-либо известное произведение. Иногда в качестве вопроса детям предлагался видеоролик, где использовался тот или иной музыкальный инструмент. Детям необходим угадать его название.

Как показало последующие беседы с детьми с помощью подобных занятий, сопровождаемых видеороликами, презентациями, сюжетами дети гораздо прочней запоминали название инструмента, его звучание, возможности. Они получали целостное представление о музыкальных инструментах, их сольном и оркестровом звучании при исполнении различных музыкальных произведений. Согласно нашим данным, такие игры-занятия развивают у детей воображение, звуковысотное восприятие, формируют эстетический вкус к хорошей музыке, расширяют кругозор.

Учитывая возрастные возможности дошкольников ряд наших занятий проводился в форме сказки. Одно из таких занятий для младших дошкольников называлось «Трень-брень-гусельки». В ходе занятия дети погружались в атмосферу сказки. Музыкальный руководитель вела занятие от имени сказительницы. По ходу развития сюжета дети вовлекались в инсценирование отдельных жанровых сцен сказки, предлагалось извлечь звуки из игрушечных гуслей. Одновременно с движением ребенка по струнам включалась фонограмма с записью гусляров. Остальным детям давалась возможность потанцевать под звучащую музыку. В конце занятия детям был продемонстрирован мультипликационный фильм «Кот, лиса и петух».

Значительное место занимали ИКТ в ходе музы-

кальных занятий при знакомстве дошкольников с творчеством известных композиторов: М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Вначале детям предлагалось прослушать музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя. Затем прослушивались произведения в исполнении симфонических оркестров. Вся музыка с помощью мультимедийный средств сопровождалась картинами природы. отрывками из балетов, опер. Завершалось занятие просмотром мультипликационных фильмов («Весенние мелодии», «Картинки с выставки», «Детский альбом», «Гномы и горный король», «Мультфильм на вальс Шопена»), в которых звучала музыка какого-либо из композиторов.

Большой интерес вызвал у детей цикл музыкальных занятий «Шишкина школа». На специальных «уроках музыки» дети знакомились с музыкальными понятиями: мелодия, оркестр, концерт, дирижер, джаз, вальс, музыкальными инструментами и т.п. В доступной форме сказочные персонажи рассказали ребятам о композиторах, их творчестве, раскрывали музыкальные понятия. Через сопереживание, соучастие, вхождение в образ происходило формирование основ художественно-эстетической культуры дошкольника.

Неизменной популярностью у детей пользовался цикл интерактивных музыкальных занятий «Путешествие в филармонию», «Большой театр», «Щелкунчик», «Мы идем в Третьяковскую галерею» и др. Они были направленны на знакомство детей с культурными центрами нашей страны.

Одним из направлений художественно-музыкальной работы была работа с дошкольниками, опосредованная взаимодействием с их родителями. С этой целью был создан ряд презентаций «Моя семья», которые показывались на родительских собраниях. Это направление работы помогло детям испытать гордость за свои семьи, узнать музыкально-художественные интересы, увлечения родителей. Итогом этого направления стало создание с помощью родителей мультимедийных презентаций. посвященных юбилею города Орла «Мой город юбиляр!». Их просмотр вызвал необычайный интерес у детей, стремление поддержать начинания родителей по украшению родного города.

В практике нашей опытной работы по музыкально-художественному воспитанию значительной популярностью у детей пользовались многочисленные праздники и развлечения. Традиционно в ДОУ отмечается праздник, посвященный дню Победы. Детям демонстрировалась кинохроника военных лет, мемориалы и памятники погибшим воинам, клипы на военную тематику, фото боевой техники той поры. Все видеосюжеты сопровождались песнями военных лет в исполнении детей и известных исполнителей.

На празднике, посвященном Дню защитника Отечества детям демонстрировалось с помощью слайд-фильма история российской армии. Под военные песни, марши дети смотрели видеоролики о различных родах войск.

Традиционный праздник, посвященный выпуску детей из ДОУ называется «Острова дошкольного детства». Основу праздника составляет интерактивная игра-путешествие «Полет на воздушном шаре. По сценарию команды совершают воображаемое путешествие на воздушном шаре по «островам детства» — то есть передвигаются по различным станциям. На них сказочные герои предлагают им разнообразные музыкальные задания. Завершает праздник видеороликом «Полет на воздушном шаре». Под детские песни выпускникам демонстрируются фотографии, видеосюжеты о годах их пребывания в детском саду. По их отзывам этот празд-никдает выпускникам ощущение полета в реальном времени.

Также традиционными в нашем ДОУ стали музыкально-поэтические гостиные. В частности, в ходе музыкально-поэтической гостиной «Доброта в нас и вокруг нас» с помощью компьютерной техники детям демонстрировались известные картины выдающихся художников прошлого. Эта демонстрация сопровождалась соответствующими классическими произведениями в сопровождении известных музыкантов и оркестров.

Еще одно направление художественно-эстетической работы с использованием ИКТ ориентировано на создание творческих проектов. В творческом проекте «Музыкальный альбом К. Сен-Санса» детям представилась возможность услышать и одновременно увидеть музыкальные пьесы из музыкальной сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных». В исполнении известных музыкантов, прозвучали следующие мелодии: «Слона» в исполнении контрабаса, «Лебедя»-виолончели и фортепиано. «Аквариума» — в исполнении флейты, стеклянной гармоники и струнных, «Персонажи с длинными ушами » исполнили скрипачи. Затем дошкольникам предлагалось выразить своё отношение к услышанным произведениям в форме рисунков. Синтез различных видов искусств помогает дошкольникам чувствовать себя творцами: художниками, музыкантами, развивает образное, ассоциативное мышление. Дети с огромным удовольствием рисуют на интерактивных столах с песком под музыку мировых классиков.

По нашим данным, выделенные направления работы по ознакомлению дошкольников с музыкальном искусством, на основе ИКТ создают у них целостное представление о музыкальной культуре, многочисленных музыкальных жанрах. Применение ИКТ в ходе музыкально-художественной работы не может в полной мере заменить общения детей с педагогов, но может наполнить его яркими образами, презентациями, музыкальными клипами, видеосюжетами и т.п. Важным условием успешности использования ИКТ в работе с дошкольниками является соответствие оборудования нормам СанПин (2.4.1.2660) и дозированность в соответствии с нормами СанПиН (2.4.1.3049-13; 4.20; 11.10,11.12; 11.13).

Библиографический список

1. Кабалевский ДБ. Как воспитывать музыкальную культуру в детях. // Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 192 с.

2. Леонова Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / JI. А. Леонова, JI. В. Маркова. М.: Изд. Центр «Вентана-Граф». 2004. 16 с.

3. Медушевский В.В. «Внемлите ангельскому пению», Минск, «Православное братство во имя Архистратига Михаила», 2000. 320 с"

4. Muxeeea Е.В. Информатизация дошкольного образования: повышение квалификации педагогов ДОУ // Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. (Оренбург, 21-22 ноября 2007г.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. С.386-393.

5. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь, 2002. 240 с

6. Сухампинстй В.А. Сердце отдаю детям», //Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т.1. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смоль. М.: Педагогика, 1979. С. 25-266.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п.2.6.)

8. Шостакович Д.Д. «Знать и любить музыку» -М., Музыка,1958 57 с.

9. Шуишрджан С.В. Здоровье по нотам. Практикум по пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М.: Восток-Запад: синтез, 1994. 170 с.

10. detskijsad/aktiialiiye-problemy-hudozhestveno-yesteticheskogo-razvitija-detei.html (электронный ресурс)

References

1. Kabalevsh'D.B. How to bring up the musical culture in children. //Pedagogical Reflections. Selected articles and reports. Moscow: Pedagogika, 1986. 192 p.

2. Leonova, L.A. How to prepare a child for communication with a computer / L.A. Leonova, L. V. Markova. Moscow: Izd. The Ventana-Graf Center. 2004. 16 pp.

3. Medushevsliy V.V. «Listen to the angelic singing», Minsk, «Right-glorious brotherhood in the name of the Archangel Michael», 2000. 320 p.

4. Mikheeva /•.Tlnformali/alion of preschool education: improvement of professional skills of teachers of DOW. // Innovative activity in the system of additional vocational education: interregional materials. Scientific-practical. Conf. (Orenburg, November 21-22, 2007). Orenburg: OGPU Publishing House, 2007. Pp.386-393.

5. Nazarova L.D. Folklore art therapy. SPb .: Speech, 2002. 240 p.

6. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to the children «, // Selected pedagogical works: In three vol. Vo.l. / Сотр. O.S. Bogdanova, V.Z. Smol. Moscow: Pedagogika, 1979. Pp. 25-266.

7. Federal state educational standard of preschool education (p.2.6.)

8. Shostakovich D.D. «Know and love music» Moscow, Music, 1958 57 p.

9. Shushmjan S. I' Health by notes. Practice on the path to spiritual perfection and vigorous longevity. Moscow: East-West: synthesis, 1994. 170 pp.

10. detskijsad / aktualnye-problemy-hudozhestveno-yesteticheskogo-razvitija-detei.html (electronic resource)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.