Г. М. Четверикова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей средствами классической музыки на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Подчеркивается необходимость использования комплекса методов и приемов для создания педагогической системы, основанной на произведениях музыкальной классики.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, классическая музыка, музицирование, инструментальное обучение, исполнительская деятельность,
G.M. Chetverikova
CLASSICAL MUSIC IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN
ON MUSICAL EMPLOYMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The summary. The article is devoted to the spiritual and moral education of children by means of classical music on the music lessons in preschool educational institutions. It emphasizes the need to use complex methods and techniques to create a pedal gineering system based on the works of classical music.
Keywords. Spiritual and moral education, classical music, playing music, instrumental learning, performing activities.
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей не только общего представления о музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка.
Эту особенность музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение и силу влияния музыки на личность отмечали еще античные философы, такие, как Аристотель, Пифагор, Платон. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы и писатели: Гегель, Гёте, Дидро, Кант, Лессинг, Шеллинг, Шиллер. В. А. Сухомлинский писал о значении классической музыки в воспитании: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» [14, 35].
В России проблеме формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства начали уделять особое внимание в конце XVIII века. Постепенно этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Вопросы музыкального воспитания связывались с общими культурными и нравственными вопросами.
Мысль о значении музыкального искусства в духовной культуре личности ребёнка одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель конца XVIII-го века. Он полагал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. Вслед за ним В. Г. Белинский утверждал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонёрствовать, но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьёт в них предощущение таинства жизни» [4, 149]. В. В. Медушевский подчеркивает: «Искусство отражает дух жизни либо высокой и окрыленной, либо низкой и пошлой. Соответственно интонация искусства, вбирая в себя энергии, действующие в обществе, и образует атмосферу жизни. К высокому искусству относится классика, понимаемая как высоконравственная музыка прошлых столетий, выдержавшая испытания временем и отражающая духовные идеалы» [9, 49].
К проблеме духовно-нравственного воспитания неоднократно в своих работах и статьях обращался Д. Б. Кабалевский. Он пишет: «Основной целью современного музыкального образования является формирование художественной и музыкальной культуры ребёнка как неотъемлемой части культуры духовной. Я стремился найти такие принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека» [7, 8].
Говоря о роли нравственного начала в музыкальном воспитании на современном этапе, Ю. Б. Алиев в книге «Настольная книга школьного учителя - музыканта» сформулировал свою пози-
цию: «искусство - это рождённый обществом способ обобщения, ценностного переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действительности» [2, 17].
Сегодня в музыкальном образовании осознаётся необходимость возвращения понятия идеология. Исследователь Б. С. Гершунский подчёркивает: «Хотим мы этого или не хотим, -идеология, понимаемая достаточно широко, пронизывающая все культурно-просветительские, воспитательно-образовательные институции общества, его духовную сферу, формирует (и формирует активно) мироощущение и мировоззрение, систему взглядов на мир» [6, 135].
В работе А. Б. Воронцова подчеркивается роль классической музыки в воспитании дошкольников. Автор подчеркивает: «Целенаправленное духовное формирование личности происходит уже в дошкольных образовательных учреждениях. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на музыку. По результатам исследований, у дошкольников выражена способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему» [5, 95].
Ранний период жизни является одним из наиболее значимых в нравственном развитии человека, поскольку начальные впечатления глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Многие исследования посвящены проблеме формирования духовно-нравственных ценностей среднего и старшего детского возраста. Дошкольному возрастному периоду, по нашему мнению, уделено меньше внимания, несмотря на то, что дошкольники очень любознательны, пытливы и открыты для новой информации. Этот период очень важен для формирования личности ребенка, т.к. именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений действительности и новое отношение к ним. Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, милосердие.
Педагог-музыкант должен иметь высокий уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на обучающихся, в особенности, если это дети дошкольного возраста; должен быть хорошо подготовленным в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого необходимо знать психологические и возрастные особенности развития дошкольников, и, в том числе, в сфере музыкального восприятия. Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу наметить последовательность задач и содержание музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно тому, как при овладении речью, для которой необходима речевая среда, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. «Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления, отдавая предпочтение классической музыке. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет сформировать у детей интонационный музыкальный опыт» [3, 209]. Можно сказать, что интонационные особенности классической музыки постепенно могут стать естественно узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций вызывает у человека положительные эмоции. Б. В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей не размещены целиком музыкальные произведения, а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные фрагменты музыки, но который, в сущности, составляет устный музыкально-интонационный словарь. Подчёркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя) запас выразительных для него, говорящих ему музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда на слуху лежащих звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным дорогам» [3, 204]. Б. В. Асафьев пишет: «Прокладывать эти дороги предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребёнка эталоны красоты. Данные памятки являются и проводниками памяти, и оценочными признаками и нормами суждений» [3, 271].
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешными станут его общее развитие и духовная культура. Давая слушать детям дошкольного возраста классическую музыку, педагог-музыкант формирует основы музыкальной и духовной
культуры. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.
В музыкальной энциклопедии дается следующее определение классической музыки: «Классика музыкальная ( от латинского dassicus - образцовый) - музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значимость с совершенством формы. Понятие «классика музыкальная по праву применяется ко всему творчеству каждого из величайших композиторов всех времён и народов, основная часть сочинений которого отвечает перечисленным выше требованиям» [10, 826]. В. И. Петрушин подчеркивает: «Признавая существование различий в содержании музыки серьёзной и лёгкой, надо учитывать, что развились эти жанры из синкретизма фольклорного искусства в результате потребностей общественной практики. Различия в содержании и целях этих двух музыкальных жанров привлекли за собой и различия в характеристиках особенностей их музыкального восприятия. В самом общем виде эти различия заключаются в том, что лёгкая музыка преимущественно функциональна и её звучание может сопровождать многие другие немузыкальные виды деятельности, в то время как серьёзная музыка подразумевает наличие самостоятельной ценности в самой себе» [ 12, 156].
Однако, зачастую педагог-музыкант уделяет недостаточно внимания классической музыке и, даже признавая её ценность, не в состоянии выбрать необходимые произведения, слабо ориентируясь в классическом репертуаре. Практика показывает, что из богатого музыкального наследия выбор падает на произведения невыразительные, малохудожественные, примитивные по музыкальному языку, не затрагивающие эмоциональный мир ребёнка.
Несмотря на наличие исследований по вопросам музыкального воспитания детей (Б. М. Те-плова, Л. С. Выготского, В. В. Медушевского, В. И. Петрушина, Г. А. Прасловой и др.), нам представляется, что эта проблема недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционных музыкальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях
Данная проблема позволяет выделить следующее противоречие: между имеющимися возможностями духовно-нравственного развития дошкольников средствами классической музыки и недостаточным теоретическим и практическим обеспечением использования этих возможностей.
Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно трём требованиям - художественности, доступности и целесообразности. Традиционно он состоит из народной музыки, детской классики и современной музыки, однако, подавляющее большинство произведений - это специально созданная отечественными композиторами детская музыка. К сожалению, многие из этих произведений не отвечают высоким художественным требованиям. Они написаны упрощённым, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги» (о которых говорилось ранее), по которым идёт ребёнок, постигая язык музыки. Воспитывая интерес к музыке на репертуаре, традиционно используемом в работе дошкольных образовательных учреждений, музыкант-педагог формирует эталоны красоты на малохудожественных произведениях, на репертуаре, далёком от совершенства. Таким образом, «интонационный словарь эпох» усваивается детьми недостаточно глубоко и серьёзно.
О. П. Радынова отмечает: «Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики, являющейся для детей эталоном красоты, определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разнообразным принципам: тематическому, концентрическому, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности» [13, 11]. Музыкальный репертуар в большей степени определяет содержание процесса музыкального воспитания, поэтому, именно классическая музыка должна формировать «устный музыкально-интонационный словарь». По сравнению с музыкой лёгкой, классическая серьёзная музыка самодостаточна, несёт ценность в себе самой, оказывает влияние на становление социальной зрелости личности. Она поднимает слушателя до своего уровня и приобщает его к вечным идеалам всего человечества.
Академик В. М. Бехтерев экпериментально доказал целесообразность использования произведений, вызывающих у детей положительные эмоции. Дети раннего возраста с удовольствием слушают музыкальные произведения старинных мастеров: И. С. Баха, А. Вивальди, Г. Телемана, В. А. Моцарта. Классическая музыка, на наш взгляд, несёт серьёзную смысловую нагрузку. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, активизируют энергетические процессы организма и направляют их на физическое и нравственное оздоровление. Так, например, музыкальное искусство барокко и романтическая музыка содержат в себе триединство преображения человеческой души. Если обратиться к анализу духовности музыки И. С. Баха, то его символика с
энергетической стороны олицетворяет силу стремления человеческой души к божественному. Насыщенная в эмоциональном плане музыка П. И. Чайковского, как бы развертывающаяся в реальном мире мятущихся эмоций, наделена, при этом высшей красотой духовного начала.
Создавая педагогическую систему, основанную на произведениях музыкальной классики, требуется решение проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребёнка. Основной критерий доступности, помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых ребёнку тем и сюжетов, представляет собой соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка, способности сопереживать определённым чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Необходимо выстроить музыкальный материал таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить своё отношение к звучащей музыке. Насыщение разнообразием интересных для ребёнка сравнений произведений развивают его представления о музыкальном искусстве.
Основополагающими принципами в формировании духовно-нравственных ценностей дошкольников средствами классической музыки на наш взгляд являются:
- принцип цикличности или концентричности;
- принцип контрастного сопоставления репертуара, способствующий развитию музыкального мышления;
- принцип адаптивности, позволяющий педагогу варьировать репертуар, методы и формы обучения детей;
- принцип синкретизма, дающий возможность взаимовлияния различных видов искусств.
Гибкая, адаптивная модель систематизации музыкальных произведений по этим принципам позволяет составлять репертуар в таких сочетаниях, которые удобны для проведения праздничных утренников и других мероприятий.
Современный педагог-музыкант должен считать ведущим направлением в работе с детьми создание целостного музыкально-образовательного процесса. Тесное слияние и взаимопроникновение всех видов деятельности в условиях такого занятия позволяет выстраивать его как цельную и динамичную композицию. У этой композиции есть, своего рода, завязка проблемы, ход её решения, кульминация. Самая яркая точка музыкального занятия, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия. И, наконец, развязка, где подводятся итоги. Есть отличие музыкального занятия, которое только привносит слуховые добавки к музыкальным знаниям детей от занятия с особенной творческой атмосферой, возвышающей над обыденностью, формирующей стержень личности, встречей с «прекрасным».
Здесь следует сказать об использовании различных контрастных приёмов, нетрадиционных форм занятий, которые способствуют и стимулируют интерес дошкольников к духовному наследию музыкального искусства.
Исходя из психофизиологических характеристик, детям в дошкольном возрасте свойственно отдавать предпочтение позитивной по характеру музыке. Патриотическая, героическая музыка также привлекает внимание дошкольников. Это говорит о том, что у детей ярко проявляется способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Процесс развития музыкального восприятия дошкольников может быть эффективным посредством осуществления разнообразных видов музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные произведения, используемые в работе с дошкольниками, высокая оценка их качества - важный вопрос методики. Ю. Б. Алиев подчеркивает: «С точки зрения психолого-педагогической, восприятие можно определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, восприятия его нравственно-эстетического содержания» [2, 67].
На первом этапе работы над любым музыкальным произведением дошкольнику необходимо помочь создать установку на восприятие музыки:
- обращаемся к историческому материалу;
- привлекаем знания из истории, литературы, изобразительного искусства.
На втором обучающем этапе непосредственного знакомства с музыкальным произведением, необходимо устроить небольшую дискуссию, в ходе которой у дошкольников формируется эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям.
Третий этап работы дошкольников над музыкальным произведением предполагает выражение своих чувств, мыслей в стихах, рисунках, поделках.
Начинать приобщать ребёнка к серьёзной музыке следует уже с первой младшей группы. Слушание классической музыки может проходить не в групповой комнате, а в привычной для детей обстановке, тем более что продолжительность слушания 2-4 минуты (такое количество времени дети 3-4-х летнего возраста способны внимательно слушать). Таким образом, происходит зна-
комство с лучшими образцами русской и западной классики, предоставляя возможность услышать эти произведения в исполнении выдающихся музыкантов на фортепиано, флейте, клавесине, арфе, камерного и симфонического оркестров
Процесс слушания с самыми маленькими, вновь принятыми в детское образовательное учреждение детьми следует начинать в октябре, когда период адаптации в основном пройден. Успех занятий, особенно начальных, во многом зависит от его организации (заранее найти намеченную для прослушивания в записи музыку, создать доброжелательную обстановку). Уже в ноябре можно пригласить послушать вместе с детьми взрослых (мам, пап, бабушек). Беседу о прослушанной музыке полезно сопроводить показом живописных репродукций, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано музыкальное произведение.
Необходимо использовать любые игровые ситуации, следить, чтобы дети не переутомились, учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, им требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов.
Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и в семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс формирования духовно-нравственных ценностей.
Несомненное влияние на развитие ребёнка оказывают тематические, комплексные и доминантные занятия с использованием классического репертуара. Например, тема комплексного занятия «Лебедь» даёт возможность детям познакомиться с образом величественной, красивой птицы, отображённой в творчестве композиторов, художников, поэтов. Дети слушают пьесу К. Сен-Санса «Лебедь», читают отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, рассматривают репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь».
Интересным представляется проведение тематических бесед-концертов, гле можно воспользоваться методом сравнительного анализа, т.е. сравнить музыку разных исторических эпох, к примеру - танцевальную, (начиная от пьес из сюит И. С. Баха: «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка» до вальсов Ф. Шопена и балетной музыки П. Чайковского). В беседе-концерте, посвя-щённой маршевой музыке, можно сравнить «Марш» из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», марши П. Чайковского из балета «Щелкунчик», из оперы Д. Верди «Аида», Свадебный марш Ф. Мендельсона, маршевую музыку из концертов и симфоний Л. Бетховена, марши С. Прокофьева.
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству отдельного композитора. Например, в беседе-концерте, посвящённой жизни и творчеству Л. Бетховена, говоря о нелёгкой судьбе композитора, необходимо сделать акцент на мужественном, героическом характере его музыки, что подчёркивает силу и стойкость личности композитора. Темы для бесед-концертов могут быть весьма разнообразными - «Сказка в музыке» (А. Лядов - «Кикимора», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко»), «Музыка о природе» (А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Времена года» и др. ).Целесообразно использовать и более активные виды музицирования, так, например в процессе инсценировки сказки-балета П. Чайковского «Щелкунчик» дети с удовольствием включаются в действие (марш, танец мышей, танец феи Драже и т.д.). Слушание музыки следует связывать с тематикой праздников (на утреннике, посвящённом 8 марта, прослушиваются пьесы «Мама» П. Чайковского, «Материнские ласки» А. Гречанинова).
Особый интерес представляет проведение тематических вечеров. Большую ценность представляют темы: «Маленькие сказки о детстве Моцарта», «В мире музыкальных инструментов», симфоническая сказка «Петя и волк» и др. Приглашёнными на эти мероприятия могут быть родители, педагогический коллектив, дети из музыкальных школ, которые исполняют классические произведения для дошкольников. Проведение тематических вечеров требует серьёзной подготовки. Только в этом случае, в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых дошкольники могут эмоционально воспринимать прекрасный мир классической музыки.
Классическая музыка, достигшая в своём развитии высокого профессионального уровня, на наш взгляд, должна занимать ведущую позицию в репертуаре детских образовательных учреждений, что будет способствовать общему музыкальному развитию, а в конечном итоге - формированию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста. Источником эффективности воспитательного воздействия музыки выступает высокоидейное содержание классических музыкальных произведений.
Таким образом, можно сказать, что формирование духовно-нравственных ценностей является серьёзной проблемой, начиная с конца ХХ века и связано с перестройкой общественной и политической жизни. А это, безусловно, отразилось на процессе воспитания детей в современном социуме. Мы полагаем, что для всестороннего развития личности дошкольника необходимо отказаться от стереотипных программ для ДОУ и пересмотреть репертуарные требования, зачастую построенные на усредненных, заниженных стандартах. Музыкальный репертуар в большей степени определяет содержание процесса музыкального воспитания, поэтому именно классическая му-
зыка должна формировать «устный музыкально-интонационный словарь». По сравнению с музыкой лёгкой, классическая серьёзная музыка самодостаточна, несёт ценность в себе самой, оказывает влияние на становление социальной зрелости личности. Она поднимает слушателя до своего уровня и приобщает его к вечным идеалам всего человечества. Восприятие классической музыки способствует расширению границ личности ребенка, формирует культуру и духовно-нравственные ценности.
Успешность проведения работы по внедрению лучших образцов классической музыки в ДОУ во многом зависит от организации подготовки к ней будущих педагогов-музыкантов в вузе. В исследованиях, посвященных исполнительской деятельности учителя музыки, Л. Г. Арчажнико-ва существенное внимание уделяет инструментальной подготовке. Автор утверждает, что «овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности детерминировано спецификой профессии педагога» [1, 15]. Действительно, говоря об исполнительской функции учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении «вообще», а об исполнении для детей (игра должна быть яркой, образной, эмоциональной, в постоянном контакте с детьми). Особенности музицирования вызывают необходимость находить эмоциональный контакт с детской аудиторией при помощи особой, подчеркнуто-выразительной, «утрированной» манеры игры учителя, а также умения фрагментарно исполнять музыкальные произведения или исполнять определенные их части.
Специфика деятельности педагога-музыканта в ДОУ содержит свои, отличающиеся от других видов исполнительской деятельности особенности. Музицирование на музыкальном занятии в детском саду проявляются в таких специфических умениях как:
- фрагментарное исполнение музыкальных произведений или исполнение определенных частей;
- проигрывание отдельно мелодии, в результате чего мелодия будет воспринята детьми в своем подлинном виде и, несомненно, ярче будет представление о фактурных особенностях произведения (например, регистрового и ритмического соотношения мелодии и аккомпанемента).
Одним из методов, способствующих проявлению и формированию творческих качеств, является метод эскизного изучения произведений. Он заключается в том, что произведение не обязательно выучивать наизусть, исполнение его не доводится до возможного совершенства, а приостанавливается несколько раннее. «При эскизном разучивании на первый план выдвигаются те умения, которые необходимы педагогу-музыканту при работе в ДОУ: это - прежде всего умение понять содержание произведения в целом, постичь его художественный смысл и, по возможности, выявить средства музыкальной выразительности. Такой вид работы будет способствовать значительному расширению репертуара и музыкального кругозора учителя, обогащению его исполнительского опыта» [1, 18].
Работа в классе основного музыкального инструмента здесь нацелена не на совершенствование концертно-исполнительских умений и навыков, а на освоение универсальных навыков, обусловленных деятельностью педагога-музыканта в детском саду.
Музыкальное образование в высшем звене призвано не только вооружить студента соответствующими профессиональными умениями и навыками, но и активно способствовать формированию его художественного вкуса, направить его внимание на то ценное и перспективное, что есть в классической музыкальной культуре. Проблема «активного внедрения» классической музыки в систему музыкально-теоретического образования особенно актуальна, так как её изучение связано с формированием и воспитанием музыкального мышления, осознанного отношения к организации музыкального материала с позиций содержания и формы и, следовательно, способствует более глубокому постижению музыкального искусства. Музыка в дошкольном возрастном периоде углубляет духовно-нравственные качества ребёнка, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин, Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя./ Э. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 112с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта./ Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманит. изд. центр Вла-дос, 2000. - 336 с
3. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2., Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
4. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского. М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с.
5. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Воронеж, 2009. - № 5. - С. 21 - 36.
6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XX века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)./ Б.С. Гершунский - М.: Просвещение, 1997.- 608 с.
7. Кабалевский, Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1980. - 225 с.
8. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: книга для учителя / Составитель И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 2004.- 160 с.
9. Медушевский, В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В.В. Медушевский -М.: Моск. консерватория, 2001. - 65 с.
10. Музыкальная энциклопедия/ Гл. ред. Ю. Келдыш - М.: Музыка, 1974. - 480 с.
11. Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 2009.- 62 с.
12. Петрушин, В. И. Музыкальная психология уч. пособие для студентов и преподавателей/ В. И. Петрушин - М.: Просвещение, 1997.- 176 с.
13. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации./ О. П. Радынова. - М.:Музыка, 1999. - 80 с.
14. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973. - 270 с.
О.А. Юрова
РОЛЬ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учащихся общеобразовательной школы к межкультурному общению с использованием веб-квест технологии, обосновывается понятие «готовность к межкультурной коммуникации», рассматриваются преимущества веб-квеста как уникального средства ее достижения в рамках учебного процесса.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, готовность к межкультурной коммуникации, веб-квест технология, условия использования веб-квестов в учебном процессе.
O. A. Yurova
THE ROLE OF WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF PUPILS OF THE SECONDARY SCHOOL FOR INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION
Abstact. The article points out the preparation of the pupils of secondary school for intercultural foreign language communication by means of web-quest technology. The notion of the phenomenon "readiness for cultural communication" is described, the advantages of web-quest as a unique means for it is deliniated.
Key words: intercultural communication, readiness for cultural communication, web-quest technology, the conditions of applying web-quests in the teaching process.
Востребованность специальной подготовки выпускников образовательных учреждений к межкультурной коммуникации (МКК) уже ни у кого не вызывает сомнений. В числе существенных причин, требующих целенаправленного формирования у выпускников общеобразовательных учреждений готовности к МКК, можно назвать следующие:
а) глобальные процессы, присущие современному этапу развития общества и образования, включающие активизацию международных связей учебных заведений и личных контактов учащейся молодежи с представителями другой культуры;
б) возникновение поликультурной среды как объективной реалии мировой действительности;
в) неизбежность кардинального обновления системы интернационального воспитания учащейся молодежи,
г) глобализацию всех сфер общественной жизни и всемирного хозяйства.
Однако, как показывают результаты научных исследований, среди молодёжи в возрасте 1725 лет (студентов и выпускников школ, вузов и техникумов), почти 73% респондентов не испытывают потребности в межкультурном общении, не обладают должными знаниями и умениями в этой области [5].
Поэтому сегодня особенно актуальной становится целенаправленная работа в этом направлении образовательных учреждений всех типов. Задача учителя - найти наиболее эффективные средства и методы повышения интереса и готовности учащихся к установлению и поддержанию межкультурной коммуникации.