Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям, волонтерская помощь ветеранам.
Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного климата, развитие самоуправления.
Четыре раза в год для кадет организуются полевые выходы, в рамках которых каждый из них может получить возможность проверить уровень своей физической подготовки и получить навыки обращения со стрелковым оружием. Нередко полевые занятия проводятся в непростых условиях - дождь, ветер, однако это не мешает получить необходимые первоначальные знания по основам военной службы.
Воспитание милосердного отношения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению, восстановлению исторических событий в своем регионе, участие в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества - все это прививается на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Литература
1. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] / В. Горбунов // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 17.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
3. Евтушенко, С. В. , Хамитова, Е. В. Воспитываем будущего гражданина [Текст] / С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель Кузбасса. - 2007. - № 1. - С. 32.
4. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания [Текст] / В. Зяблова // Воспитание школьников. - 2008. - № 8. - С. 3.
5. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов. - М.: ВАКО, 2005. - 192 с.
6. Степанов П. В., Григорьев, Д. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003. -83 с.
7. Халанская С. М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию [Текст] / С. М. Халанская // Классный руководитель. - 2004. - № 3. -С. 15.
Применение интерактивной доски в музыкальном воспитании
дошкольников Зотова И. Н.
Зотова Ирина Николаевна / Zotova Irina Nikolaevna - музыкальный руководитель I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5, поселок городского типа Тымовское, Сахалинская область
Аннотация: в статье представлен опыт создания музыкально-дидактических игр для интерактивной доски.
Abstract: this article presents the experience of creating music-didactic games for the interactive whiteboard.
Ключевые слова: музыкально-дидактическая игра, дошкольник, развитие, функции.
Keywords: musical-didactic game, preschool, development and function.
В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Использование ИКТ -это не прихоть, а необходимость, продиктованная требованиями, предъявляемыми к современному образованию. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался [3].
Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения не только в школе, но и в ДОУ. Она прочно вошла в образовательный процесс современного детского сада. Интерактивная доска это универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными [2]. Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается воспитателями и специалистами ДОУ. Она удобна в обращении и интересна детям, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, повышает мотивацию, способствует развитию творческих способностей детей и созданию эмоционального фона. Воспитатели используют методы работы с интерактивной доской на занятиях по математике, экологии, развитию речи, изобразительной деятельности.
Не остался в стороне и процесс музыкального воспитания детей. С этой целью интерактивную доску можно использовать как:
• экран для демонстрации презентаций (как готовых, так и специально созданных), видеофильмов и музыкальных энциклопедий («Шедевры музыки», «Академия занимательных искусств» и т. д.) и обучающих программ («Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку»);
• электронное пособие, применяя готовые и самостоятельно созданные с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ, интерактивные игры;
• методическую копилку для создания и хранения файлов по музыкальному воспитанию.
Не всегда интерактивная доска устанавливается непосредственно в музыкальном зале. Чаще всего она располагается в групповом помещении. Поэтому, с целью закрепления и повторения пройденного материала, развития музыкально-сенсорных способностей, расширения кругозора, воспитания вкуса и любви к музыкальному искусству, музыкальный руководитель создает музыкально-дидактические игры и упражнения, которые воспитатель использует в совместной деятельности с детьми.
Рассмотрим основные функции интерактивной доски, используемые в музыкально-дидактических играх.
1. Перемещение объектов - эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, фотографии. Например, игра «Музыкальная
викторина». На экране представлены портреты композиторов и картинки, иллюстрирующие содержание музыкального произведения. При
прослушивании музыки ребёнок выбирает
подходящую иллюстрацию и подставляет её к
соответствующему портрету композитора. Если кто-то из детей не согласен с этим выбором, то
он может быстро переместить иллюстрации. В игре «Цирковые собачки» - ребёнок слушает
последовательность музыкальных звуков,
определяет её направление, количество ступенек и продвигает собачку по соответствующей лесенке, пропевая мелодию.
2.
Перо
предназначено для создания линий, стрелок, рисунков, схем. Эта
функция позволяет подчеркнуть, выделить, обвести, нарисовать или
разукрасить нужный объект. Например, игра «Расскажи о музыке». Ребёнок должен стрелками выделить характеристики музыкального произведения: жанр, характер, темп,
динамику. Если
ребёнок ошибся, то другой может
исправить ошибку. В другой игре -«Лабиринт», ребёнок линиями соединяет одинаковые по видам музыкальные инструменты.
2. Умное перо - предназначено для преобразования геометрических объектов,
нарисованных от руки, в фигуры правильной формы.
Геометрические фигуры мы
используем при создании моделей разучиваемых песен:
прямоугольник -вступление и
заключение, квадрат -
проигрыш, треугольник -
запев, круг - припев. Ребёнок рисует фигуры на доске, не стесняясь, что они получатся кривыми и некрасивыми: умное перо всё исправит. Например, так выглядит схема песни «Настоящий друг» муз. Б. Савельева: слева - нарисованная ребёнком самостоятельно, справа - при помощи «умного пера».
3. Электронная ширма - предназначена для поэтапного открытия
материала,
расположенного на странице, или для сокрытия какой-либо его части. Детям очень
нравится возможность самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Например, в игре «Сложи песенку» после составления ритмического
рисунка прослушанной попевки педагог открывает ширму, и ребёнок сравнивает свой ответ с правильным. Для того чтобы скрыть информацию, можно её закрасить маркером, а показать спрятанное можно с помощью ластика. Также спрятать правильный ответ можно, нарисовав поверх него прямоугольник или другую геометрическую фигуру с цветной заливкой или вставив картинку. Сдвинув закрывающее ответ изображение, ребёнок сам открывает правильный ответ.
4. Распознавание нескольких касаний - даёт возможность работать у доски вдвоём или втроём. Дошкольников привлекает соревновательный момент при выполнении заданий. В игре «Собери оркестр» из представленных иллюстраций музыкальных инструментов кажый из детей должен «собрать» оркестр определённого вида (один выбирает инструменты симфонического оркестра, другой - народного).
Таким образом, использование интерактивной доски в музыкальном воспитании дошкольников способствует активизации познавательной деятельности детей,
стимулирует развитие восприятия, мышления, музыкально-сенсорных способностей, делает процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным [1].
Литература
1. Бочарова Н. В. Мультимедийные пособия для дошкольников: создание и применение // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 7. С. 75-80.
2. Приезжая М. Н. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2013. № 3. С. 26-27.
3. Чистякова Т. С., Цветкова О. Н. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 9. С. 93-96.
Решение экспериментальных задач на уроках химии Усеинова Ф. Т.
Усеинова Фадьме Талятовна / Useinova Fad'me Taljatovna - учитель химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фрунзенская средняя школа, с. Фрунзе, Сакский район, Республика Крым
Аннотация: умение решать задачи - важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Особое место занимают экспериментальные задачи. Уже в школе формируется процесс перехода от мысли к практическим действиям. Abstract: the ability to solve problems - an important part of chemical education. Without solving comprehension problems of any of the natural sciences, including chemistry, can not be complete. A special place is occupied by experimental tasks. Already in the school formed the transition from thought to action.
Ключевые слова: экспериментальная задача, химический эксперимент, проблема, практика, техника безопасности.
Keywords: experimental task, chemical experiment, practice and safety.
На данное время в общеобразовательной школе большое внимание уделяется практической подготовке учащихся, совершенствованию школьного химического эксперимента — лабораторных и практических работ. В решении этих проблем важное место занимают экспериментальные задачи, дидактические функции которых в настоящее время возрастают: они не только выполняют контролирующую роль знаний и практических умений учащихся, но и способствуют развитию их мышления, творческой активности, самостоятельности.
Экспериментальные задачи используются в практике преподавания химии с целью закрепления, углубления и контроля знаний. Необходимо помнить, что решение задач -это средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний. Для успешного решения экспериментальных задач необходимо сочетание теоретических знаний с практическими умениями. Для этого нужна лишь кропотливая систематическая работа. Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность. Образовательная роль задач выражается в том, что через задачи осуществляется связь