выступает в виде логики развития лицейских и вузовских дисциплин, логики развития учебно-воспитательного процесса от лицея к вузу, последовательного изучения и развития личности обучаемых, квалифицированного разрешения противоречий в системах педагогических процессов высшего и среднеспециального образования в качестве движущих сил этих процессов.
Осуществление связей между лицеем и педагогическим вузом имеет особое значение при изучении спецдисциплин. Вообще непрерывность в обучении конкретной учебной дисциплине между лицеем и вузом предполагает обеспечение неразрывной связи между знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися. Эта связь при преподавании математических дисциплин в педвузе должна обеспечить более глубокое осмысление математических фактов, закономерностей и правил, их дальнейшее развитие. Так как ситуация преподаватель -студент благодаря факту выбора рода профессиональной деятельности неизбежно трансформируется в ситуацию учитель - учащийся, то при преподавании спецпредметов в педвузе предполагается косвенное обучение реализации дидактических принципов. Другими словами, то, как преподаватель осуществляет непрерывные связи в преподавании спепдисциплин, становится для будущего учителя образцом, которому он будет подражать в своей будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Латыпова А. Р. Педагогические основы организации учебной деятельности студента - будущего учителя математики. // Проблемы педагогики. М., 2015. - № 4 (5). С. 10-11.
2. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование // Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - С. 36-49.
Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся Сосновская Л. В.1, Глухарева А. А.2, Болтунова С. П.3
'Сосновская Лариса Викторовна / Sosnovskaja Larisa Viktorovna - учитель русского языка и
литературы, высшая квалификационная категория; 2Глухарева Анжелика Анатольевна / Gluhareva Anzhelika Anatol 'evna - учитель математики, высшая квалификационная категория; 3Болтунова Светлана Петровна / Boltunova Svetlana Petrovna - учитель математики,
высшая квалификационная категория, Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение (ГБ НОУ) Губернаторская кадетская школа-интернат полиции, г. Кемерово
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.
Abstract: article focuses on the role of the classroom teacher in the organization of civil-patriotic education of students. The idea of education of patriotism and citizenship in children has now become a task of national importance. Civil-patriotic education occupies a
special place in the work of the classroom teacher in our school, because it has great importance in socio-civic and spiritual development of the individual cadet.
Ключевые слова: патриотизм, классный руководитель, гражданско-патриотическое воспитание, школа, гражданин, Отечество.
Keywords: patriotism, class teacher, civil-patriotic education, school, citizen Fatherland.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т. е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм - это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета. Оно направлено на развитие интереса к воинским специальностям и формирование готовности кадет к достойному служению обществу и государству.
Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.
В школе реализуются следующие программы:
Программа «Мое Отечество».
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
По данному направлению проводятся:
- тематические классные часы по изучению истории «большой» и «малой» Родины,
- встречи с почетными жителями города Кемерово и Кемеровской области, ветеранами войн, тружениками тыла, знаменитыми гражданами края,
- литературно-музыкальные композиции «Эхо войны»,
- сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного архива».
Программа «Я горжусь тобой, Сибирь».
Цель: воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине.
Эта программа предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Героико-патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним их важных элементов общественного сознания.
Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных и исторических дат нашей истории. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующегося, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание кадет в духе патриотизма является основной частью воспитательной работы в школе -интернате.
Программа « Я - Гражданин».
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
В условиях становления и развития российского демократического общества гражданское образование превращается в одну из самых актуальных задач школы. Воспитание гражданина своей страны - одно из главных условий возрождения нации.
Гражданин России - это человек, знающий историю своей страны, любящий Родину, активно выполняющий социальные роли, готовый встать на защиту своего Отечества.
Понятие «гражданственность» предполагает реализацию личностью своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией. Программа «Я - Гражданин» способствует формированию гражданской позиции подростка, создает условия для его самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Система занятий и мероприятий, проводимых в рамках реализации данной программы, способствует усвоению таких понятий, как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, правовое поведение. Содержание программы способствует формированию социальной активности подростков, формированию у них гражданско-правовой компетенции, что, в свою очередь, будет способствовать складыванию гражданской компетентности.
Программа «Милосердие».
Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям, волонтерская помощь ветеранам.
Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного климата, развитие самоуправления.
Четыре раза в год для кадет организуются полевые выходы, в рамках которых каждый из них может получить возможность проверить уровень своей физической подготовки и получить навыки обращения со стрелковым оружием. Нередко полевые занятия проводятся в непростых условиях - дождь, ветер, однако это не мешает получить необходимые первоначальные знания по основам военной службы.
Воспитание милосердного отношения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению, восстановлению исторических событий в своем регионе, участие в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества - все это прививается на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Литература
1. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] / В. Горбунов // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 17.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
3. Евтушенко, С. В. , Хамитова, Е. В. Воспитываем будущего гражданина [Текст] / С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель Кузбасса. - 2007. - № 1. - С. 32.
4. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания [Текст] / В. Зяблова // Воспитание школьников. - 2008. - № 8. - С. 3.
5. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов. - М.: ВАКО, 2005. - 192 с.
6. Степанов П. В., Григорьев, Д. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003. -83 с.
7. Халанская С. М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию [Текст] / С. М. Халанская // Классный руководитель. - 2004. - № 3. -С. 15.
Применение интерактивной доски в музыкальном воспитании
дошкольников Зотова И. Н.
Зотова Ирина Николаевна / Zotova Irina Nikolaevna - музыкальный руководитель I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5, поселок городского типа Тымовское, Сахалинская область
Аннотация: в статье представлен опыт создания музыкально-дидактических игр для интерактивной доски.
Abstract: this article presents the experience of creating music-didactic games for the interactive whiteboard.
Ключевые слова: музыкально-дидактическая игра, дошкольник, развитие, функции.