- выразительное чтение диалогов;
- беседа;
- анализ биографий персонажей - Базарова и Кирсановых;
- чтение основных глав;
- литературоведческий комментарий учителя;
- комментирование;
- сочинение «Мотив счастья в романе И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"».
Для развития креативности старшеклассников можно предложить следующие работы: проведение исследований, результатом которых является создание каталогов, публикаций, буклетов, презентаций (проект на тему «Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева», «Мотивы прозы И. С. Тургенева» и др.); написание характеристик писателя; ролевые игры (интервью, репортажи, например «Интервью с Иваном Тургеневым» и др.).
Определение авторской концепции (морально-эстетического идеала), элементов традиционного и новаторского в художественном тексте, критическая оценка литературного произведения, анализ произведения с позиций современности должны стать прочным основанием, на которое будут опираться дальнейшие знания учеников [8; 9]. Следует избегать шаблонного подхода, традиционно определяя портреты героев или составляя планы их характеристик, необходимо использовать разные формы анализа, что позволит активизировать процесс усвоения литературного произведения, будет формировать стойкий интерес к учебному предмету, повлияет на развитие морально-этических и эстетических взглядов старшеклассников.
Таким образом, анализ обозначенной в теме проблемы доказывает, что хотя традиционные аспекты технологий обучения литературе объясняют механизм усвоения художественных произведений, однако современный филолог имеет неограниченный арсенал возможностей, чтобы качес-
твенно повысить уровень литературного образования десятиклассников, превратить уроки в мастер-класс по лингвистике, культурологии, искусствоведению, компаративистике, театральному искусству и т. д.
1. Авдонина Г. Г. Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
2. Подругина И. А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы. М.: Латмэс, 2000. 157 с.
3. Федорова А. С. Изучение произведений А. П. Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 182 с.
4. Шидукова Л. П. Методика сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур в системе литературного образования в школах Кабардино-Балкарской Республики: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 147 с.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
6. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. Ч. 2. 288 с.
7. Фуко М. Що таке автор? // Антолопя свтовоТ лтера-турно-критичноТ думки ХХ ст. / за ред. М. ЗубрицькоТ. Львiв: Лп-опис, 1996. С. 442-457.
8. Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. М.: МГПУ, 2005. 250 с.
9. Иссова Л. Н. Романы И. С. Тургенева. Современные проблемы изучения: учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. Калининград: Изд-во КГУ, 1999. 74 с.
© Глух О. М., 2016
УДК 37.01
СОБЫТИЙНОСТЬ
В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обосновывается взаимосвязь гражданского и патриотического воспитания школьников. Изучаются педагогические условия, которые способствуют реализации принципа событийности в гражданско-патриотическом воспитании современных школьников.
Ключевые слова: событийность, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, гражданственность, патриотизм.
Е. И. Зарипова, Т. П. Кирьянова, Т. И. Лобова E. I. Zaripova, T. P. Kiryanova, T. I. Lobova
EVENTFULNESS IN CIVIL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN
The interconnection between civil and patriotic upbringing is grounded in the article. The pedagogical conditions which contribute to implementation of the principle of eventfulness in civil and patriotic upbringing of modern schoolchildren are investigated.
Keywords: eventfulness, patriotic upbringing, civil and patriotic upbringing, civicism, patriotism.
В современных условиях общественного развития в России система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции,
нуждается в совершенствовании, соответствии новым реалиям. Гражданско-патриотическое воспитание стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной
и образовательной политики, которая реализуется в следующих документах: Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р), Федеральная целевая программа «Культура России (2012 -2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и др. Гражданственность и патриотизм, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» являются базовыми национальными ценностями россиян.
Проблема патриотизма и гражданственности является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом.
В педагогическом словаре гражданственность определяется как качество личности, характеризующееся стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав [1, с. 145]. Гражданственность -это нравственная характеристика личности, оценивающая отношение человека к обществу, это ожидаемый результат гражданского воспитания. Это воспитание нравственности и общей культуры, законопослушания, создание условий для формирования каждой личностью своей гражданской позиции и готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Именно гражданское воспитание формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг и нравственную ответственность за окружающее жизненное пространство. Такое понимание гражданского воспитания позволяет согласиться с мнением ученых, которые утверждают, что гражданское воспитание не только очень тесно связано с патриотическим воспитанием, но и является одной из его составляющих. Цель патриотического воспитания - формирование морально-политических, профессиональных, психологических, физических качеств, определяющих осознанный, деятельный патриотизм.
В толковом словаре поясняется, что «патриотизм - важнейшее духовно-нравственное качество, предполагающее преданность и любовь к своему Отечеству и народу, гражданственность, выраженная в активной деятельности на благо страны» [2, с. 24]. Исследованию содержания понятия «патриотизм» посвящено довольно много работ. Большинство авторов определяют патриотизм как нравственное качество личности, характеризующее ее духовное развитие; выделяют в содержании этого понятия чувство любви к Родине в разных его проявлениях; подчеркивают необходимость определенных знаний, которыми должен обладать патриот: знание российской культуры, истории, традиций, государственной символики и др.; указывают на деятель-ностную установку личности: практическими делами укреплять могущество и независимость родины; стремление служить в армии; стремление к защите родины, готовность
к активным действиям во имя блага, суверенитета, достоинства отечества.
Таким образом, патриотизм как качество личности проявляется в практической деятельности человека, в его стремлении отстаивать законными методами соблюдение своих прав и интересов как личности, представителя конкретного сообщества и нации; в готовности нести ответственность перед государством, своей семьей; в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств права и интересы своего отечества. Несомненная взаимосвязь понятий «гражданственность» и «патриотизм» позволяет говорить о гражданско-патриотическом воспитании школьников, которое направлено на формирование способности школьника проявлять свою гражданскую позицию, гражданственность в отношении и в деятельности на благо семьи, общества, государства.
Современные условия и ожидаемые результаты от гражданско-патриотического воспитания школьников требуют изменить воспитание мероприятиями на воспитание событиями. А. А. Остапенко, В. А. Слободчиков подчеркивают отличия между этими инструментами воспитания: события всегда наполнены смыслом, их цели понятны и приняты ребенком, в событии невозможно не взаимодействовать, не думать, в то время как цели мероприятий навязаны ребенку взрослыми, их не проживают. Д. В. Григорьев отмечает, что воспитание в современной школе может и должно быть организовано как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере совместного бытия (со-бытия) [3]. Внутри со-бытийной общности образуются человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т. е. быть само-бытным.
Событие - это встреча, в которой формируются позиции участников, раскрываются отношения к обсуждаемым объектам и предметам через действия, поведение, знаки, жесты. Событие оставляет эмоциональный след в памяти ребенка [4, с. 139].
Из вышеизложенного следует, что реализация принципа событийности в воспитании предполагает такую организацию совместной деятельности школьников и взрослых, при которой у школьников была бы возможность самостоятельно действовать при поддержке взрослого. В рамках образовательного события организуются специальные условия для детского действия, в результате которого полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Воспитание на основе реальных жизненных ситуаций обеспечивает связь между действительностью и словом педагога.
В рамках педагогической науки события классифицируются по различным признакам. По эмоциональному отклику события подразделяются на положительные (связаны с радостными, счастливыми переживаниями) и отрицательные (приносят неприятности). По степени воздействия на сознание человека выделяют биографические (являются своеобразным поворотным пунктом в биографии индивида, определяя ее траекторию) и критические (вызывают существенные изменения в жизни человека). Последние бывают
нормативными (происходят обычно в определенном возрасте и имеют определенное содержание) и ненормативными (являются нетипичными для большинства людей, непредсказуемыми). Исходя из предметной области, события дифференцируют на события-впечатления, события-мысли, события-поступки [5, с. 104].
По мнению Ю. С. Мануйлова, быть или нет тому или иному факту событием - это вопрос индивидуального сознания, а не среды [6, с. 56]. Эту точку зрения разделяет Л. И. Новикова, которая считает, что событие нельзя отрепетировать и сорганизовать. Тем не менее на основе позиции Н. Б. Крыловой выделяются следующие условия возникновения событийности в образовании:
- ситуации разворачиваются на основе естественного «хода вещей», а не по специальному замыслу со стороны;
- осуществляется ориентация на сотрудничество и взаимопомощь между всеми участниками образовательного процесса, включающая общение школьника со взрослыми, сверстниками, детьми младшего и старшего возраста;
- школьная жизнь обеспечивает ребенку ту деятельность, к которой он стремится и позволяет добавлять варианты целей, средств и способов образовательного движения, проявлять самостоятельность, инициативность и ответственность в процессе активного взаимодействия [7, с. 149].
Подчеркнем, что увиденное и лично пережитое оказывает более сильное влияние, чем простой рассказ стороннего наблюдателя, при этом эмоциональное воздействие усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива и связано с групповым переживанием.
Носителем «события», по мнению З. А. Степанчук, может стать:
а) совместная творческая деятельность детей и взрослых, превратившаяся в со-бытие, т. е. в совместное проживание действительности;
б) фильм, спектакль, прочитанная книга, которые помогут неожиданно найти ответ на важный для личностного роста, поиска эстетического, нравственного решения вопрос при выражении ребенком собственного отношения к миру через продукт творческой деятельности;
в) «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след в жизни ребенка [8].
Например в Омской «Гимназии № 75» создан и функционирует музей 178 стрелковой Кулагинской краснознаменной дивизии. На его базе реализуется программа «Мы - кула-гинцы!», которая направлена на становление общей культуры школьников, воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к малой родине, семье, окружающей природе. В соответствии с программой:
- организуются встречи школьников с ветеранами войны, тружениками тыла и современными героями России;
- совместно со взрослыми разрабатываются и проводятся детьми тематические экскурсии «Легендарная дивизия прорыва», «Салават Карымов», «Мальчишка в солдатской шинели», «Дочь Отечества», «История офицерского кителя», «Улица героя»;
- ежегодно проводится смотр-конкурс строевой подготовки и военно-патриотической песни, переходящий в Парад Победы и шествие бессмертного полка;
- традиционно проходят «Посвящение в кулагинцы», «Встреча ветеранов-кулагинцев», акции «Письмо солдату» и «Посылка солдату» (письма и посылки солдатам срочной службы), «Ветеран живет рядом»; экскурсии в Омский автобронетанковый инженерный институт;
- для всех желающих организуются творческие конкурсы, где у участников есть возможность выразить свое отношение к историческим фактам и обстоятельствам, к реальности через рисунок, стихотворение, инсценировку литературного произведения и др.
Отметим, что такое многообразие форм и содержания воспитательных событий обеспечивает школьникам выбор цели, которую они разделяют, формы, содержания и субъектов взаимодействия. В работе школьного музея осуществляется связь прошлого и реальной жизни школьника, а взаимодействие с разными социальными субъектами помогает школьникам найти людей, разделяющих их ценности. Таким образом, школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, реликвий прошлого, но и ресурс для событийной организации воспитания.
Одним из механизмов, создающих условия для осознания школьником пережитого как события, является организация совместной со взрослыми проектной деятельности. В этом обстоятельстве школьный музей является источником исторических фактов, на основе которых школьники выполняют исследовательские проекты. Например, ученицей 5-го класса выполнен проект «Дочь Отечества», основанный на архивных материалах, переданных семьей ветерана 178 стрелковой Кулагинской краснознаменной дивизии, фронтовой медсестры Полины Васильевны Акимовой. В школьном музее долгое время хранится китель офицера, переданного семьей Петра Алексеевича Белогуба. Экспонат стал объектом исследования еще одной детской работы. Учеником 6 класса была проделана работа по поиску архивных материалов, связанных с именем героя. Таким образом, родился еще один исследовательский проект «Офицерский китель». Интересным исследовательским проектом стала работа учащихся 5 класса о тружениках тыла завода Омсктрансмаш по инициативе работников заводского музея и администрации города. По инициативе школьников на базе музея выполнены проекты «Свет победного мая (городской телекоммуникационный проект школьников 5-9 классов)», «Мальчишка в солдатской шинели», «Полотно Победы», «Это нашей истории строки» и др.
С точки зрения событийной организации гражданско-патриотического воспитания является интересным опыт учителей начальной ступени гимназии.
Во время традиционных экскурсий в городской парк Победы в канун 9 Мая учащиеся, родители и учителя переживают настолько сильные эмоции, наполняются искренним чувством благодарности ветеранам, сопричастности к этому великому празднику, что впечатления выплескиваются в создание видеороликов, презентаций, слайдов, плакатов, рисунков, макетов.
Группа ребят 3 класса решила выразить свое отношение к подвигу воевавших омичей в пластилиновой анимации. К реализации идеи подключились классный руководитель, несколько родителей и педагог городского центра духовно-нравственного развития «Исток» (студия анимации).
В результате совместного проекта «Героям войны омичам посвящается» создан музыкальный мультфильм с вылепленными из пластилина героями, который демонстрировался в гимназии и был представлен на городском конкурсе малой пластилиновой скульптуры «Пластилиновая ворона» в номинации «Анимационный пластилиновый мультфильм» по теме «Мой родной город Омск». Мультфильм, который занял первое место на конкурсе, воодушевил других ребят, и группа аниматоров выросла. Решили участвовать во всероссийском сетевом проекте «Пластилиновые мульти-пуль-ти». В нем приняли участие 35 команд из разных городов и сел России. На первом этапе проектирования участники освоили новые для себя технологии: лепка из пластилина и глины персонажей в виде малых скульптурных форм; сценография - выбор интерьера, места действия, времени года, количества предметов, деталей, подбор цвета пластилина, смешивание цвета; покадровая съемка с передвижением. На втором этапе прошла викторина, в которой дети выполняли разные творческие задания, соревновались между собой, обсуждали идеи для будущего воплощения. Команда омичей решила, что их мультфильм будет посвящен 300-летнему юбилею Омска. На этапе «Пластилиновая кухня» дети искали рецепт материала для изготовления персонажей мультфильма, сравнивали свойства разных материалов и, выбрав оптимальный для своих условий, изготовили их. На этом же этапе был одобрен сюжет на основе стихотворения Ольги Григорьевой «Любимый Омск, или Приключения Степки и Любочки на Времялете» и распределены роли: режиссер, сценарист, декораторы, художники-кукольники, актеры для озвучивания. Для того чтобы успешно справиться со своими ролями, дети собрали информацию об исторических личностях, которые упоминаются в сюжете и узнали много нового об Омске и омичах. На этапе «Мастерская мульти-пульти» вся команда научилась делать декорации и персонажей по сюжету мультфильма.
Для покадровой съемки оборудовали в классе уголок. Один фотографирует, остальные двигают фигуры в соответствии со сценарием. Этап озвучивания проходил в соответствии со сценами, перезаписывали много раз. Чтобы имитировать тиканье часов, придумали записать стук маятника. Дети предложили добавить звуки пения птиц и песню в конце. Отдельно проводили монтаж. По отзывам детей это была «очень увлекательная, интересная, познавательная, иногда веселая, а иногда трудная и утомительная» деятельность, которая получила положительный отклик у участников. Кроме освоенных новых технологий школьникам запомнилось совместное обсуждение приемов съемки, общение не только с одноклассниками, но и общение через форум с другими участниками проекта. В процессе взаимооценки продуктов деятельности на разных этапах проектирования ребята вместе выбрали тему, обсуждали сценарий мультфильма, выслушивали мнение каждого и старались учесть все предложения. Каждый участник проекта выбрал дело «по душе» в общем деле, все посмотрели и оценили по разработанным критериям мультфильмы
других команд и составили комментарии. Несомненно, что командный художественно-творческий опыт участников проекта, насыщенный переживаниями и эмоциями, стал лич-ностно-значимым для каждого из них, а создание мультфильма «С Днем рождения, любимый Омск!» - событием. Ребята приняли участие в региональном конкурсе медиа-проектов в образовании «Омску 300 лет» (Всероссийская конкурсная площадка медиа-проектов в образовании Media Battle) и заняли 1 место в номинации «Лучший видеоролик к 300-летию Омска».
Теоретические обобщения и примеры из практики педагогов омской гимназии позволяют заключить, что педагогическими условиями создания событийности в гражданс-ко-патриотическом воспитании современных школьников являются следующие:
- задействованы реальные личностно-значимые для школьника жизненные ситуации, связанные с семьей, городом, регионом проживания и страной в целом;
- организовано взаимодействие школьников с социальными партнерами образовательного учреждения, сверстниками, младшими школьниками;
- созданы возможности для выбора школьником предпочитаемой деятельности на благо семьи, общества, государства, ее цели, содержания, способа, места осуществления и проявления эмоционального отклика на важное для него событие.
1. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинско-го, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 343 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1980. Т. 3. 556 с.
3. Григорьев Д. В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. 2006. № 6. С. 49-58.
4. Чепкова О. Н. Пространственный подход к организации современного образования, воспитания и развития детской одаренности // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 6. С. 136-141.
5. Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 2. С. 103-111.
6. Мануйлов Ю. С. Язык «со-» // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. М., 2010. Вып. 1. С. 51-56.
7. Крылова Н. Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. М., 2010. Вып. 1. С. 136-145.
8. Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М., 2012. С. 140-143.
© Зарипова Е. И., Кирьянова Т. П., Лобова Т. И., 2016