4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997.
5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
Bibliography
1. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1984.
2. Lomov, B.F. Problemih obtheniya v psikhologii. - M., 1981.
3. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2004.
4. Leontjev, A.A. Osnovih psikholingvistiki. - M., 1997.
5. Passov, E.I. Kommunikativnihyj metod obucheniya inoyazihchnomu govoreniyu. - M., 1991.
Статья поступила в редакцию 13.02.14
УДК 378
Prihodko O.A. FORMATION OF MORAL AND CIVIC CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS.
In this work the author describes some issues of formation of moral, civil and patriotic grounds of education of young people in national political culture. The research underlines the role of young people in national development. The regional aspects of formation of cultural values and value priorities of young people are defined. V. Putin's speech about a role of moral, civil and patriotic individual education is analyzed.
Key words: civil and patriotic education, values and value priorities system, young people, youth initiative.
О.А. Приходько, соискатель ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, E-mail: oap55@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В работе описаны вопросы формирования нравственных, гражданских и патриотических основ воспитания молодежи в государственной культурной политике. Обозначена роль молодежи в развитии государства. Определены региональные аспекты формирования культурных ценностей и приоритетов молодого поколения. Проведен анализ выступлений В.В. Путина о роли нравственного, гражданского и патриотического воспитания личности.
Ключевые слова: гражданское и патриотическое воспитание, система ценностей и приоритетов, молодежь и молодежные инициативы.
Одной из актуальных задач государства и современного общества является формирование патриотического и гражданского самосознания молодого поколения страны. В ежегодном послании Федеральному Собранию, в своих выступлениях на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», на заседании Совета по культуре и искусству, на совещании представителей власти и общественности В.В. Путин уделяет особое внимание нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, становлению российской идентичности, формированию культурных ценностей. Все это является основами, на которых необходимо воспитывать детей и развивать общество, а в конечном итоге укреплять страну.
От того, как воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность. Будущее любой страны определяет молодежь - основная сила страны, ее главный стратегический и кадровый ресурс. Необходимо строить будущее на прочном фундаменте, коим является патриотизм: уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, тысячелетней культуре.
Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит семье и обществу в целом, а также образовательной и культурной политике государства.
С распадом СССР внимание к воспитанию молодежи значительно уменьшилось. Отсутствие идеологии и основанного на ней комплекса социальных установок привело к разрушению общенациональной культуры, а также появлению на ее месте множества субкультур (в т.ч. маргинальных и криминальных). Молодежь стала группой социального риска.
В России самый высокий в мире процент социальных сирот. Крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних: от общего числа производимых в России абортов на девушек до 19 лет приходится около 10 %. Катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков: средний возраст начала употребления наркотиков 14 лет. Чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолет-
ними алкогольных напитков, пива, табачной продукции: более 80% российских подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; средний возраст начала употребления алкоголя 13 лет; табака 11 лет. Фиксируется высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних. Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов. Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.
Сохранение негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в подростковой и молодежной среде - одна из наибольших угроз национальной безопасности и будущему России, поскольку это является фактором длительного действия, который будет неизбежно сказываться во всех сферах жизни общества и государства на протяжении десятилетий после преодоления организационных и экономических трудностей современного периода. Этот фактор угрожает свести на нет в долгосрочной перспективе социальное значение всех положительных результатов экономического роста [1].
В современных условиях большую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Возрастает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению нравственных приоритетов, которые лежат в основе принципов воспитания.
Воспитание - явление социальной жизни и, одновременно, явление культуры, так как воспроизводит, передает, фиксирует, развивает её. «Культурное и духовное наследие» - это не только памятники и культурные ценности, это, прежде всего, система нравственных ориентиров, развитие культурного потенциала, формирование и реализация национальной идентичности.
Системность воспитания задается целью. Цель воспитания
- становление личности. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национально-культурных ценностей. Простых, но жизненно важных принципах: уважения к старшим, к вере отцов, к труду, любви к своей Родине и готовности всегда её защищать, наконец, семейных ценностей - то есть всего того, что дорого для любого народа.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах ... » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании».
«Необходимы живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур», (из обращения В.В. Путина к общественности).
Во всех программах регионального развития Омской области культура рассматривается как фактор духовного здоровья общества, гарантирующий социальную стабильность, и как важнейший стратегический ресурс развития территорий. Социальный эффект которой видится в формировании открытого гражданского общества, ориентированного на сохранение исторической памяти народа и национальных традиций. Действует государственная программа Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014 - 2020 годы. Среди актуальных вопросов, обозначенных в программе и требующих решения, создание условий для привлечения детей и молодежи к культуре, с целью формирования культурно-нравственных ценностей и приоритетов. Среди приоритетных задач следует отметить содействие развитию общественной инициативы, направленной на пропаганду традиционных духовных ценностей, становление национального самосознания, формирование единой гражданской общности.
Региональные аспекты формирования культурных ценностей и приоритетов молодежи обусловлены, прежде всего, особенностями культурного пространства Омского региона; поддержке и содействии со стороны правительства Омской области ее устойчивого развития мультикультурного общества; воспитание молодого поколения в духе толерантности; поиск новых форм работы с подростками и молодежью в рамках региональной молодежной и культурной политики [2].
Сегодня формируется молодое поколение, имеющее свою ценностную систему, свои цели: стремление к совместной деятельности для большей адаптивности; открытость, высокую информированность, широту интересов, приверженность к общечеловеческим ценностям.
Приведем мнение молодых омичей, высказанных на сайте СоттОп. Молодежная инициатива.
«Если говорить о степени участия молодежи в общественно-политической жизни региона, то можно констатировать, что в настоящее время молодёжь в массе своей политически пассивна, наибольшую активность проявляют явно радикальные молодёжные организации. Но прежде чем обвинять молодёжь в политическом абсентеизме, стоит задать себе один простой вопрос: где та политическая традиция, которой может следовать молодёжь, где те герои, на которых она может равняться? Нынешней молодёжи зачастую просто не на кого равняться в своей политической и общественной деятельности. Однако, не все так плохо. Молодые люди, реально заинтересованные как в развитии своего региона, так и страны в целом, проявляют свою активную гражданскую позицию, в том числе и право на объединения с общей целью деятельности».
«Омская молодёжь, наверное, мало чем отличается от тюменской или томской. Молодёжь концентрирует в себе огромный потенциал, от которого зависит судьба нашей страны. Юноши и девушки, школьники и студенты готовы ко многому, им нужно только дать шанс, в Омске этот шанс есть. Молодёжь Омска не лишена активности и инициативности, а власть и общественность нашли с ней общий язык. Уникальность омской молодежи состоит в том, что больше нигде молодые люди не получают такой заботы и опеки, как в омском прииртышье. Повсюду чувствуется поддержка, чуткий присмотр взрослых. Митинги, шествия, парады никогда не обходятся без участия молодых людей. Гвардия молодых дружно шагает по омским улицам. С песнями и улыбкой идет в светлое будущее. Безвозмездно, осознанно сотни ребят готовы размахивать флагами и поддерживать
курс на развитие. Ведь вспомнить, совсем недавно не сыскать было молодых, принимающих активное участие в жизни общества, сидели по подъездам, шатались по подворотням, не имели понятия о патриотизме, о своей стране, о своих героях. Омская молодежь это - кукуруза! Она яркая, веселая, необычная и может приносить много пользы! Нас, молодежь, любят и ценят, и сорняков среди нас нет! Молодой человек - это сгусток энергии, который рвется во все стороны сразу, натыкаясь на проблемы. В Омске активно создаются фабрики по переработке «молодой энергии» во благо общества. Омск - город молодых, активных и инициативных».
«Для молодёжи г. Омска созданы благоприятные условия развития и их формирования в личностном плане. Статистические показатели говорят сами за себя. Молодежь Омска - это разносторонне развитые и активные люди. Существует множество учреждений, занимающихся молодежными вопросами. И основной задачей этих учреждений, я считаю, является привлечение и мотивирование молодежи. Молодежь, занимающаяся правильным и нужным делом - может многое!»
«Я могу оценить омскую молодёжь, исходя из собственного круга общения (если не брать во внимание малый процент ярых активистов и явно преобладающую часть абсолютно аморфных представителей молодёжи). Представляю моё окружение - мы осторожны по причине своей неопытности и действуем не торопясь, сопоставляя задачи и возможности. У молодых людей креативное видение проблем и их решения, но присутствует развязное поведение и некоторая безответственность в связи с тем, что зачастую мы не осознаём важности наших действий и бездействия» [3].
«Сегодня мы много говорим о молодежи, молодежной политике. Этот ресурс, который необходим Омской области. Я хочу сказать всем вам огромное спасибо...», - этими словами Губернатор Омской области В.И. Назаров открыл торжественную церемонию вручения ежегодной премии лучшим представителям сферы молодежной политики, внесшим наиболее весомый вклад в развитие и становление молодежи, решение социально-экономических проблем студентов и школьников [4].
Каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходят свой путь освоения достижений культуры общества, в котором они рождаются и живут. Важен процесс социально организованного и контролируемого воздействия на личность со стороны общества и его структур.
Омск находится на восьмом месте в России по числу жителей. В Омской области проживает 1974820 жителей, из них 495 тысяч - молодежь. Это представители различных культур, социальных групп, молодежных течений и направлений.
Инициативы молодых, энергичных, целеустремленных активно поддерживаются властью. Растет уровень реализуемых проектов творческой молодежи, волонтеров, лидеров общественных организаций и объединений. Важно направить ее энергию в нужное русло. Эту задачу помогают решить такие масштабные проекты, как: конкурс лидеров студенческого самоуправления, конкурс студенческих активов и другие, в которых молодые лидеры не остаются незамеченными - кто-то придумывает проекты, кто-то участвует в них, а кто-то совмещает и то, и другое.
При Омском городском Совете создан Молодежный парламент, в который вошли активные молодые омичи в возрасте от 14 до 30 лет. Парламент работает на общественных началах, обладает правом совещательного голоса и может вырабатывать для депутатов Городского Совета рекомендации по решению актуальных социальных задач, волнующих молодое поколение. Своих представителей в состав Молодежного парламента делегируют молодежные общественные движения, национальнокультурные центры, предприятия и организации, студенческие советы ВУЗов и ССУЗов, КТОСы, политические партии. Создание Молодежного парламента - реальный шанс молодым и перспективным заявить о себе.
Такие понятия как патриотизм и национальная гордость в устах молодых приобретают новое звучание. И здесь необходимы формы и методы работы, близкие современной молодежи. Пропаганда таких ценностей, как честь, мужество и гордость за свою страну звучит особенно, когда о них говорят представители общественных организаций ветеранов войны и воинской службы, участники боевых действий. Ребята чувствуют свою значимость в сохранении лучших традиций, благодаря связи времен и поколений на примере таких молодежных патриотических акций как автопробег по местам воинской славы омичей, патриотичес-
ких акций, приуроченных к призыву на воинскую службу, установка мемориальных досок по увековечиванию памяти земляков.
Необходим принципиально новый подход к профилактической работе с теми, кто с малых лет лишен самого главного -любви и заботы близких людей. И здесь важно тесное взаимодействие всей социокультурной инфраструктуры. Приобщение ребят к культурному наследию, к общению с авторитетными и известными людьми, меняет мировоззрение подростков. Необходим акцент на создание социально положительных ориентиров и самореализацию в них. А начинать нужно, прежде все-го,с организации досуга. В сфере свободного времени происходит интенсивное развитие личности, основными факторами которого являются воспитание и окружающая среда, а культурная среда формирует личность значительно интенсивнее, чем стихийно складывающаяся.
Выступление В.В. Путина о роли нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодого поколения позволяет говорить о том, что: именно молодому поколению принадлежит главенствующая роль в модернизации политической системы, обеспечении экономического роста и устойчивого развития страны. В понятие «проблемы молодежи» включаются и «проблемы науки, образования, демографической ситуации...».
Первостепенной задачей В.В. Путин считает вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны. Детские и молодежные общественные организации должны стать важным звеном поиска и поддержки инициативной и талантливой молодежи.
Большой потенциал имеют военно-патриотические организации, совмещающие физическое и духовное развитие молодого поколения.
Молодежь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, поэтому ей необходимо оказывать всю необходимую поддержку «... должны появиться молодые люди, которые мыслят не банально, а креативно, обладают современными знаниями и опытом. должны прийти молодые профессионалы, которые и поведут страну по пути модернизации», (из речи
Библиографический список
В.В. Путина на VI Межрегиональной конференции региональных отделений Всероссийской политической партии «Единая Россия» Южного федерального округа под названием «Стратегия социально-экономического развития Юга России до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы»).
Стремление к познавательной деятельности у молодежи заложено природой. «Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы ...». Одной из важнейших задач молодежной политики В. В. Путин считает предоставление равных возможностей молодежи для развития и реализации своего потенциала. «Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности, с таким устройством, которая была бы абсолютна, равно привлекательная и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной» [5].
Молодежь - это наиболее динамичная часть населения. Именно качество молодого поколения определяет успех и конкурентоспособность государства, но в то же время именно молодежь является наиболее уязвимой частью общества и именно ей требуется поддержка, поощрение, создание здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий.
Основные направления деятельности государства и общества в вопросах воспитания молодежи:
- вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны;
- развитие творческих способностей молодых людей;
- предоставление молодежи широких возможностей для личностной и профессиональной самореализации [6].
Молодости присущи энтузиазм, стремление к переменам, энергия, все это необходимо учитывать при формировании социокультурной среды региона. Именно на региональном уровне можно полнее всего учесть культурные запросы и духовные потребности приоритетных социальных групп, собрать все заинтересованные общественные силы, сконцентрировать усилия всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности.
1. Нравственный кризис. Материалы пресс-службы Общественной палаты РФ [Э/р]. - Р/д: http://www.oprf.ru/ru/press/news/2008/newsitem/
2. Генова, Н.М. Воспитание культурных ценностей и приоритетов современной молодежи в процессе реализации культурной политики. Региональная культурная политика: теория и технологии развития: сб. научно-метод. статей под ред. Г.Г. Волощенко и др. / Н.М. Генова, А.Е. Воловикова. - Омск, 2010.
3. [Э/р]. - Р/д: http://www.common-in-web.ru/explore/member/omsk/mol
4. [Э/р]. - Р/д: http://ligamol55.ru/?view=11075806
5. [Э/р]. - Р/д: http://www.putin2012.ru
6. Зеленкова, М.М. Будущее молодежной политики в России (анализ предвыборных выступлений В.В. Путина) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4. - Ч. 1.
Bibliography
1. Nravstvennihyj krizis. Materialih press-sluzhbih Obthestvennoyj palatih RF [Eh/r]. - R/d: http://www.oprf.ru/ru/press/news/2008/newsitem/
2. Genova, N.M. Vospitanie kuljturnihkh cennosteyj i prioritetov sovremennoyj molodezhi v processe realizacii kuljturnoyj politiki. Regionaljnaya
kuljturnaya politika: teoriya i tekhnologii razvitiya: sb. nauchno-metod. stateyj pod red. G.G. Volothenko i dr. / N.M. Genova, A.E. Volovikova.
- Omsk, 2010.
3. [Eh/r]. - R/d: http://www.common-in-web.ru/explore/member/omsk/mol
4. [Eh/r]. - R/d: http://ligamol55.ru/?view=11075806
5. [Eh/r]. - R/d: http://www.putin2012.ru
6. Zelenkova, M.M. Buduthee molodezhnoyj politiki v Rossii (analiz predvihbornihkh vihstupleniyj V.V. Putina) // Fundamentaljnihe issledovaniya.
- 2013. - № 4. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 11.02.14
УДК З78.5
Seryogin N. V. INTRODUCTION TO PSYCHODIDACTICS OF MUSICAL ACTIVITY. In the article the psychodidactics of musical activity at the present stage of interdisciplinary cooperation and mutual enrichment by knowledge of pedagogy, psychology, music education, upbringing, professional development for the purpose of enriching and deepening of knowledge of the studied phenomena, development of the corresponding methods of research and practical application of the gained knowledge is analyzed.
Key words: musical-performing and pedagogical activity, psychodidactics, diagnostics, forecasting, professionally important qualities, musicality, research process.
Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования
АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: SereginNV@yandex.ru