УДК 37.035.6
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Т.Г. Чекменёва
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению патриотического аспекта воспитательного воздействия на российскую молодежь в условиях глобализации. Анализируются правовые основы патриотического воспитания молодых россиян, выявляются недостатки акцентирования на военно-патриотические методы воспитания в ущерб гражданско-патриотическому воспитанию. Подчеркивается, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна принимать участие прежде всего сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни страны, уважительно относиться к ее культуре, традициям и истории. Однако направлять действия молодежи в конструктивное русло должны такие важные агенты социализации личности как государство, семья, школа и вуз. Авторы приходят к выводу, что патриотическое воспитание российской молодежи должно быть плановым, системным, постоянным и иметь приоритетное значение в государственной политике России в области воспитательной деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, российская молодежь, глобализация, толерантность.
LEGAL BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION
OF RUSSIAN YOUTH IN TERMS OF GLOBALIZATION
T. Chekmenyova
Abstract. The article is devoted to the patriotic educational influence on Russian youth in terms of globalization. The author analyzes the legal basis for the Patriotic education of young Russians, identifies deficiencies of emphasis on military and patriotic education methods at the expense of civil and patriotic education. It is emphasized that the youngsters should take part in the solving the problems of civil and patriotic education of modern generation, realizing the importance of their participation in the life of the Motherland, loving, knowing and respecting its culture, traditions and history. However, state, family, school and University should guide the actions of the youth in the right way. The author comes to the conclusion that the patriotic education of Russian youth should be planned, systematic and regular as well as it should be one of the priority directions in the state policy of Russia in the field of educational activities.
Keywords: patriotism, education, Russian youth, globalization, tolerance.
Патриотический аспект воспитательного воздействия на молодежь России в настоящее время является одним из первостепенных направлений образовательной политики, на что безусловное воздействие оказывают
противоречивые процессы глобализации и культурной интеграции.
В концепции «Учиться жить вместе», разработанной экспертами ЮНЕСКО, предполагается адаптировать содержание учебно-воспитательных дисциплин с учетом процессов глобализации, миграции и культурной интеграции. В качестве целей воспитания ставится подготовка личности к открытой миру и закрепление ценностей толерантности в качестве основной оси, обеспечивающей интегративную функцию современной демократии в условиях стирания границ между государствами и культурами [2].
Вместе с тем, как справедливо отмечал Патриарх Алексий II (1929 - 2008), о формировании терпимости, о принятии другой культуры можно говорить только тогда, когда у нас самих, у наших детей будут сформированы
основы своей собственной культуры, собственного национального мировоззрения: «Не зная своего, узнавать чужое небезопасно». Алексий II приводит высказывание основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского (1823 - 1870), который писал, что «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери; прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ» [9]. Алексий II c сожалением говорит о том, что гражданственность и патриотизм занимают одно из последних мест в системе ценностей молодежи, и приводит следующие данные социологического опроса: «... до 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах, значительная часть молодежи выражает желание покинуть родину, . 31% участников опроса заявляют, что хотели бы жить не в России, а в другой стране» [9].
В России в последнее десятилетие происходит переосмысление сущности патриотизма, при этом мнения о его роли и значимости зачастую расходятся: от
дискредитации патриотизма как аналога национализма с фашистским уклоном до призывов официальных лиц государства к единению нации на основе интеграционного потенциала патриотизма. Как отмечается в монографии, посвященной патриотическому процессу в регионе (по результатам социологического исследования в Воронежской области), «ввиду опасности подмены патриотизма национализмом или размывания его сущности в космополитизме, представляется актуальным поиск взаимных переходов в этих явлениях [13, с. 9]. Необходимо отметить, что истинный патриотизм сочетает уважение к традициям своего народа с
интернационализмом, чужд национализму и космополитизму. Патриотизм в виде привязанности к родному языку, традициям, земле формировались еще в древности и отражали потребность выживания в условиях частых и жестоких войн. В России одним из первых попытался раскрыть сущность патриотизма А.Н. Радищев (1749 - 1802), который в работе «Беседа о том, что есть сын отечества» писал, что подлинный патриотизм не страшится пожертвовать жизнью, <...> ежели уверен в том, что смерть принесет крепость и славу отечеству» [10].
По словам Сентюрина Ю.П., особенно важное значение вопрос воспитания патриотических чувств имеет для политической культуры молодежного сегмента российского социума, так как его отношение к патриотизму формировалось в условиях «шоковых» реформ и последующего затяжного социокультурного кризиса, вызванного сменой парадигмы государственного целеполагания и ценностных ориентаций граждан [12].
12 сентября 2012 года на встрече с молодежью в Краснодаре Президент РФ В.В. Путин отметил, что мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте - патриотизме, который проявляется в уважении к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России [1].
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (от 21 мая 2003 года) (далее - Концепция) патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [6].
Правовой основой патриотического воспитания граждан России является, прежде всего, Конституция РФ, принятая путем
всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Сама преамбула Конституции РФ наполнена патриотическим звучанием: «Мы,
многонациональный народ Российской Федерации, <...> чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, <...> стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, <...> принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [5, с. 3].
В п. 3 ст. 44 Конституции РФ 1993 г. закрепляется обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [5, с. 10]. Ст. 58 гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» [5, с. 11]. В п. 1 ст. 59 говорится о том, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [5, с. 11].
Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденная Правительством РФ от 5 октября 2010 г. [8] и являющаяся продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» [7] и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», включает комплекс общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции [8]. Более того, данная программа определяет цели и задачи, механизм реализации, ресурсного обеспечения и ожидаемые результаты реализации,
предполагающие в будущем положительную динамику роста патриотизма в стране, возрождение духовности, социально-экономическую и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности и пр.
На региональном уровне, в частности в Воронежской области, был принят Закон «О патриотическом воспитании в Воронежской области», в котором в ст. 2 разграничиваются понятия «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание». Под патриотическим воспитанием в указанном законе понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Воронежской области и
заинтересованных органов и организации, связанная с реализацией мероприятии, направленных на формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества; Военно-патриотическое воспитание -часть патриотического воспитания,
направленная на формирование у граждан готовности к военной и правоохранительной службе и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков [3]. Как показал проведенный анализ данного нормативно-правового акта, в законе помимо общих положений особое внимание в большей степени уделено военно-патриотическому воспитанию, о чем уточняется в предмете регулирования, указанном в п. 1 ст. 1. Вместе с тем, как отметил И.В. Иноземцев, «ставка сугубо на военно-патриотические методы воспитания с его изначальной ориентацией на плоское, черно-белое восприятие мира и ограниченное тематически осмысление прошлого нашей страны обречена на провал. Очевидный пробел призвано заместить гражданско-патриотическое
воспитание [4, с. 48]. Такие традиционные виды гражданско-патриотического воспитания как краеведение, посещение музеев и восприятие знаковых памятников прошлого, приобщение к великим деяниям предков через произведения искусства имеет большое значение для формирования целостной личности молодого россиянина.
Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в последние годы идея воспитания молодежи России в духе патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности, так как недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально -экономических и духовных основ развития общества и государства. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания должно быть направлено на определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом изменений, происходящих во всех сферах жизни российского общества. Система
патриотического воспитания должна охватывать все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его
обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция,
патриотическое сознание молодых россиян будут в огромной степени определять будущее России.
Литература:
1. Выступление Путина 12 сентября 2012 г. в г. Краснодаре по вопросам патриотизма. Режим доступа: http://www.obretenie.info/events/ russia/putin/putin8.htm
2. Заключительный доклад 46-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 5-8 сентября 2001 г.). Режим доступа: ibe.unesco.org>InternatюnalЛCE/pdfrapfinr.pdf
3. Закон Воронежской области «О патриотическом воспитании в Воронежской области» от 6 октября 2010 г. (с послед. изм. от 10.06.2014. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document /469700535.
4. Иноземцев И.В. Путинские наказы как основа патриотического воспитания студентов вузов // Патриотическое воспитание студентов в технических вузах: Материалы III международной научно-практической конференции, 26 октября 2012 г. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2012. - 140 с.
5. Конституция Российской Федерации (с гимном России) [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. - М.: Проспект, 2014. - 32 с.
6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 г. (одобрена на заседании правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей). Протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г. // Ведомости уголовно-исправительной системы, 2004. - № 1.
7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122. Режим доступа: http://base.garant.ru/1584972/#ixzz3pVoZhrTE
8. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 41 (часть II). - Ст. 5250.
9. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html
10. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества. Режим доступа: http://az.Иb.ш/r/radishew_a_nЛext_0070.shtшl
11. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи // Национальный институт развития современной идеологии. Режим доступа: http://www.nirsi.ru/100
12. Сентюрин Ю.П. Об историческом понятии
«патриотизм»: политические характеристики // Представительская власть. Режим доступа: http://www.pvlast.ru/archive/index. 391 .php 13.
Стеценко А.И., Бахтин В.В., Верецкая А.И., Заскалкин И.В., Голева Н.К. Патриотический процесс в регионе (по результатам социологического исследования в Воронежской области): монография. -Воронеж: изд-во «Истоки», 2010. - 171 с.
Сведения об авторе:
Чекменёва Татьяна Геннадьевна (г. Воронеж, Россия), кандидат политических наук, доцент кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета.
Data about the author:
T. Chekmenyova (Voronezh, Russia), candidate of political sciences, associate professor at the Department of History and Political Science at the Voronezh State Technical University.