Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология'

Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5509
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATION / PATRIOTISM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

В статье рассматриваются значение, цели, задачи, направления, формы и методы военно-патриотического воспитания российской молодежи. Обосновывается подход к пониманию и реализации военно-патриотического воспитания молодёжи как комплексной образовательной технологии. Представлена программа военно-патриотического воспитания молодежи, реализованная в Центральном районе города Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-patriotic education of youth as complex educational technology

In article the purposes, tasks, directions, forms and methods of military-patriotic education of the Russian youth are considered. The approach to understanding and realizations of military-patriotic education of youth as complex educational technology proves. The program of military-patriotic education of the youth, realized in the Central area of city of St.-Petersburg is presented.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009

образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний.

Список литературы

1. Европейская конвенция о защите прав человека - отправные точки: пособие для преподавателей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/manuals/ECHR-SP4Teacher/startingpoints_11.htm

2. Катышева, Е.Н. Мониторинг формирования правосознания подростков в общеобразовательной школе // Дни науки Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела: Материалы 8-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Сочи, 2009. - С. 71-75.

3. Концепция образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя обществознания : справочно-методическое пособие / Сост. Т.Н. Тюляева. - М., 2003. - С. 183-196.

4. Максимова, И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Тамбов, 2005. - 181 с.

5. Тюнникова, С.М. Самопроектирование и качественная устойчивость дидактической игры // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й Международной научно-методической конференции. - Сочи, 2000. - С. 99-101.

6. Элиасберг, НИ. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. - 2004. - № 3. - С. 10-12.

Literature

1. The European convention on protection ofhuman rights. Starting points. [An electronic resource]. An access mode: http://www.echr.ru/documents/manuals/ECHR-SP4Teacher/startingpoints_11.htm.

2. Katysheva E.N. Monitoring of formation of sense of justice of teenagers in a comprehensive school // Days of a science of Socially-pedagogical faculty of the Sochi state university of tourism and resort business: Materials of 8th interuniversity student’s scientifically-practical conference. - Sochi, 2009.

3. The Concept of educational area? Social science (history, social science, geography, economy).

- Moscow, 2003.

4. Maximova I.M. Sense as a source of legal behavior of the person. - Tambov, 2005.

5. Tjunnikova С.М. Self-designing and qualitative stability of didactic game // Designing of innovative processes in socio-cultural and educational spheres: Materials of 3rd International scientifically-methodical conference. - Sochi, 2000.

6. Eliasberg N.I. Petersburg model of civil-law formation // Right at school. - 2004. - № 3.

УДК: З7.0З5.6 C.A. Константинов*

Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология

В статье рассматриваются значение, цели, задачи, направления, формы и методы военнопатриотического воспитания российской молодежи. Обосновывается подход к пониманию и реализации военно-патриотического воспитания молодёжи как комплексной образовательной технологии. Представлена программа военно-патриотического воспитания молодежи, реализованная в Центральном районе города Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, образовательная технология.

S.A. Konstantinov*. Military-patriotic education of youth as complex educational technology.

In article the purposes, tasks, directions, forms and methods of military-patriotic education of the Russian youth are considered. The approach to understanding and realizations of military-patriotic education

* Константинов, Сергей Александрович, начальник управления по воспитательной работе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Правды д. 13. Тел.: S-921-43S-6103; S-952-3S7-261S. E-mail: [email protected].

* Konstantinov, Sergey Alexandrovich. The head of department on educational work The St.-Petersburg state university of cinema and TV, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. St.-Petersburg, Pravda street, 13. Tel. S 921 43S 6103. E-mail: [email protected].

of youth as complex educational technology proves. The program of military-patriotic education of the youth, realized in the Central area of city of St.-Petersburg is presented.

Keywords: education, patriotism, military-patriotic education, educational technology.

Современное развитие российского государства и общества ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, т.к. именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.

Важность решения задач военно-патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Выступая 22 апреля 2009 г. в г. Рязани на заседании Президиума Государственного Совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, он отметил, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военнопатриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих школьников уже сложилось негативное представление о военной службе. Они просто зачастую боятся идти служить в армию, на флот. Конечно, такое отношение необходимо менять как, собственно, в ходе службы, что и должны делать в Вооружённых Силах, так и до неё, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и других возможностей. ...Я знаю, что во многих субъектах нашей страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи... Ключевой элемент допризывной подготовки, - это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем более что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии. Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих успехов» [2].

Таким образом, совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи является актуальной задачей для современного российского государства, общества, отечественной системы образования. Решение данной задачи должно осуществляться не только в практическом, но и в научно-теоретическом плане, на основе разработки и реализации современных психологопедагогических подходов и образовательных технологий.

Таким образом, одной из важных научно-практических проблем современного российского образования, имеющих существенное значение для обеспечения безопасности и обороноспособности российского государства, является разработка научно-теоретических и технологических, методических основ военно-патриотического воспитания. При этом необходимо научно-теоретическое обоснование проблемы с указанием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, к военной службе и достойному служению Отечеству.

Проведенное исследование показывает, что для успешного решения выделенной проблемы военно-патриотическое воспитание молодежи целесообразно рассматривать как образовательную технологию двойного назначения, поскольку она призвана педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину России: смелость, твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость, физическая выносливость.

При этом прежде всего, конечно, военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические, морально-психологические, личностные качества, необходимые для выполнения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.

Соответственно, целью военно-патриотического воспитания является формирование у граждан глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, и в целом -воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Однако достижение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся в 1990-е гг. идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В указанный период в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Отечественный опыт патриотического воспитания зачастую игнорировался. Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров отмечал: «Всем, надеюсь, понятно, как в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму» [3].

С начала XXI в. в России во многом благодаря усилиям, как руководства страны, так и общественности и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения, произошедшие в стране) и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм и готовность к защите Отечества с помощью родителей, и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образованиях на всех его ступенях и уровнях.

Следовательно, задача воспитания патриотов, подготовки молодежи как защитников Родины, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.

С учетом указанных обстоятельств, в процессе педагогического исследования необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов воспитания должен составить образовательную технологию военно-патриотического воспитания, реализация которой позволит педагогам, участникам процесса военно-патриотического воспитания с помощью определенных средств, форм, методов, приемов достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику, учащемуся, молодому российскому гражданину чувства патриотизма, гражданственности, готовности к защите Отечества и соответствующие личностные качества, способствующие обеспечению национальной безопасности России, безопасности её граждан, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

По своей структуре военно-патриотическое воспитание - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны.

Непосредственной нормативно-правовой основой военно-патриотического воспитания являются такие правовые документы, как: Концепция патриотического воспитания граждан РФ [1], Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях» [4], Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [5].

В целом в деятельности образовательных учреждений, в том числе учебных заведений силовых ведомств, можно выделить следующие направления военно-патриотического воспитания молодежи:

1) воспитание на истории государства, Вооруженных Сил, других силовых ведомств и их традициях:

- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);

- создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;

- проведение экскурсий, «Уроков мужества», встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру;

- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;

2) военно-спортивное воспитание;

- организация туристических слётов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных Сил, других силовых ведомств;

- организация и участие в военно-спортивных играх, в т.ч. в «Зарнице», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания: оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует качества, необходимые воину, защитнику Отечества;

- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военноспортивных эстафет, военно-спортивных праздников, Дней Защитника Отечества, Дней милиции, внутренних войск, дней спасателя и т.п.;

3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:

- руководство военно-прикладными кружками и секциями;

- совместная организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;

- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.

Выделенные направления и формы военно-патриотического воспитания предлагается

рассматривать и реализовывать в комплексе, как комплексную образовательную технологию, охватывающую как различные категории учащихся, молодежи, так и различные уровни образования, различные типы образовательных учреждений.

Подчеркивая значение указанных направлений военно-патриотического воспитания и отмечая роль внеклассной, внешкольной, внеучебной воспитательной деятельности, работы с учащимися по военнопатриотическому воспитанию, нужно в целом отметить, что во главе всего воспитательного процесса всё же должны быть плановые учебные занятия (уроки в школе, учебные занятия в вузе, занятия по общественно-государственной подготовке в системе подготовки сотрудников силовых ведомств).

Каждый учебный предмет (особенно гуманитарные и социальные дисциплины) объективно располагает большим воспитательным потенциалом, в т.ч. и патриотическим. Так, применительно к общеобразовательной школе, специальный раздел в учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» - «Основы военной службы» (ОВС) призван сформировать и закрепить уже имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения - иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, т.к. охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную, но и психологическую подготовку. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета ОБЖ, оборудованного современными техническими средствами обучения.

К сожалению, сегодня в массовой школе достаточно много учителей, которые не знают почти ничего, что может пробудить и развить военно-патриотические качества, необходимые как для современного воина, так и в целом для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики, и как правило, носят информационный характер.

На теоретическое и практическое решение проблемы совершенствования военнопатриотического воспитания молодежи была направлена разработанная и реализованная автором в 2005-2008 годах в школах Центрального района Санкт-Петербурга педагогическая программа «Патриотическое воспитание школьников». Рассмотрим основные компоненты данной программы.

I. Теоретическая часть программы.

Выбор, обоснование, актуальность проблемы.

Программа разработана с учетом необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина, патриота Родины, города, школы и способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ военно-патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений, патриотических клубов.

Актуальность программы обусловлена событиями 1990-х гг., социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей. Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения Санкт-Петербурга и России в целом, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России, прежде всего молодежи.

Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны, в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, ещё сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создаёт реальные предпосылки разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма.

Программа патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе, массовую патриотическую работу.

Основные идеи, цели, задачи программы.

Основная идея программы патриотического воспитания учащихся заключается в формировании их как патриотов, граждан России, готовых к служению Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания у учащихся.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1) создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в школе;

2) формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли города Санкт-Петербурга в судьбе России; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;

3) воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города, коллектива, семьи, личности;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Реализация программы осуществлялась в течение 2005-2008 годов в два этапа: первый этап -2005-2006 г., второй этап - 2007-2008 г.

На первом этапе осуществлялись:

- проработка организационных основ реализации программы;

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- разработка классными руководителями подпрограмм, планов;

- открытие (обновление) школьного музея; проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.

На втором этапе осуществлялась реализация основных мероприятий программы, изложенных

далее.

II. Практическая часть.

Включает в себя комплекс мероприятий по реализации программы в процессе учебной и внеучебной работы:

1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников. На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создание календаря памятных дней как историко-правовой основы патриотического воспитания в школе.

2. Создание (обновление) школьных музеев:

- аттестация школьных музеев в соответствии с требованиями нормативных документов;

- разработка плана использования композиций школьных музеев для увековечения памяти воинов-земляков, воинов-выпускников школы;

- создание архивов школьных музеев;

- экскурсии классов и детей подготовительных групп в музеи.

3. Участие в городском конкурсе воспитательных проектов по патриотическому воспитанию в современных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области патриотического воспитания учащихся:

- постоянное обновление форм и методов работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания на основе концепции патриотического воспитания граждан РФ;

- разработка системы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе, мониторинг процессов патриотического воспитания на уровне школы;

- совершенствование организации подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница»;

- обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе;

- в летнее каникулы - создание опорной зоны патриотического воспитания (профильный лагерь);

- организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития», организация обучения классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся с использованим новых компьютерных технологий;

- разработка и учреждение ежегодных почётных грамот (и других видов поощрения) учащимся «За активное участие в выполнении Программы».

6. Систематические встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных войн, родителями выпускников, погибших в «горячих точках», выпускниками военных учебных заведений.

7. Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной войне; Дню вывода войск из Афганистана, Дню города, Дню матери и т. д.

8. Участие в городских конкурсах, фестивалях, мероприятиях военно-патриотической направленности.

9. Проведение смотра-конкурса военно-патриотической песни школьных конкурсов «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Мама, папа и я - спортивная семья».

10. Подготовка и участие в городских смотрах, военно-спортивных играх. Участие в городской спартакиаде по военно-прикладным видам спорта.

11. Участие в городском цикле мероприятий с молодёжью призывного возраста в период организации призывов на воинскую службу.

12. Создание цикла передач по школьному радио, посвящённых Дню памяти погибших в локальных войнах; издание серии статей патриотической направленности.

III. Управление и контроль за реализацией программы.

Создание системы управления и контроля, способной обеспечить решение задач военнопатриотического воспитания личности.

Организация службы психолого-социальной диагностики.

Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций патриотического воспитания в школьном коллективе.

IV. Прогноз результатов деятельности.

Предполагаемыми результатами реализации программы определены:

- создание системы патриотического воспитания в школе;

- внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

- сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу,

школе;

- активизация творческого потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, родителей и близких, погибших учащихся школы в «горячих точках» в воспитании подрастающего поколения;

- формирование у школьников готовности к защите Родины;

- расширение участия школьников в военно-прикладных видах спорта;

- воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и других военных действиях;

- формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;

- оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;

- оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;

- расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;

- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Вышеизложенная программа школы позволяет сформировать патриотические чувства и

сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за страну, город, школу, воспитать учащихся - патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны. Возрастёт процент поступления выпускников в вузы военного профиля.

Данная программа военно-патриотического воспитания, реализованная в ряде школ Санкт-Петербурга, показала свою эффективность, способствовала процессу подготовки обучающихся к защите Родины, придала всей проводимой воспитательной работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечила преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.

Таким образом, проведенный анализ теории и практики, выполненное экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации военно-патриотического воспитания молодежи как комплексной образовательной технологии, включающей совокупность средств, форм, методов, приёмов, обеспечивающих достижение целей военно-патриотического воспитания современной молодежи. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть учебные заведения силовых ведомств.

Список литературы

1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1.

2. Медведев, Д.А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. - [Электронный документ]. Режим доступа: http://president.kremlin.ru.

3. Никандров, Н.Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. - [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.ihtus.ru.

4. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление правительства РФ // Российская газета. - 2000. - № 144.

5. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа / / Собрание законодательных актов РФ. - 2005. - № 29.

Literature

1. The concept of patriotic education of citizens ofthe Russian Federation // Education of schoolboys.

- 2005. - №1.

2. Medvedev D.A. Performance at session of Presidium of the State Council in Ryazan on April, 22nd, 2009 // Official site of the President of the Russian Federation. <http: // president.kremlin.ru/>

3. Nikandrov N.D. Belief and morals: orthodox traditions and the present // Siberian orthodox newspaper. <http: // www.ihtus.ru/>.

4. About military-patriotic, youth and children’s associations: the governmental order of the Russian Federation // the Russian newspaper. - 2000. - № 144.

5. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010: state program // Assembly of acts of the Russian Federation. - 2005. - № 29.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.