Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Психология человека // Избранное. Международная академия психологических наук / Б. Г. Ананьев. — СПб., 1997. — 90 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
4. Кирсанов, В. М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — Екатеринбург, 2004.
5. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ // Социология и социальная антропология. — 1998. — Т. 1. — № 2.
6. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Literature
1. Ananiev, B. G. Human psychology. — St.-Petersburg, 1997. — 90 р.
2. Andreeva, G. M. Social Psychology. — Moscow, 2001.
3. Bodrov, V. A. Psychological study of the problem of professionalization of personality / Psychological study of problems of identity formation of professional Ed. V A. Bodrov. — Moscow, 1991.
4. Kirsanov, V. M. Dynamics and motive-ratio requirement of the characteristics of the structure of personality traits : Author. Dis. Dr. Ps. Sc. — Ekaterinburg, 2004.
5. Muzdybaev, K. Strategies for coping with life’s difficulties: theoretical analysis // Sociology and Social Anthropology. — 1998. — V. 1. — № 2.
6. Shevandrin, N. I. Psycho-diagnostics, correction and development of the personality. — Moscow, 2001.
1 Кирсанов В.М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2004.
2 Ананьев Б.Г. Психология человека: Избранное, межд. акад. псих. наук / Б. Г. Ананьев. СПб. 1997. 90 с.
3 Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991.
4 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001.
5 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001
6 Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ / / Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1. № 2.
УДК 355
Т.А. Степанчук*
Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология
В статье рассматриваются значение, цели, задачи, направления, формы и методы военнопатриотического воспитания российской молодежи. Обосновывается подход к пониманию и реализации военно-патриотического воспитания молодёжи как комплексной образовательной технологии. Представлена программа военно-патриотического воспитания молодежи, реализованная в школах района «Рыбное» г. Рязань.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, образовательная технология.
ТА. Stepanchuk *. Military-patriotic education of youth as complex educational technology.
In article the purposes, tasks, directions, forms and methods of military-patriotic education of the Russian youth are considered. The approach to understanding and realizations of military-patriotic education of youth as complex educational technology proves. The program of military-patriotic education of the youth, realized in schools of the Ribnoye district of Ryazan city.
Keywords: education, patriotism, military-patriotic education, educational technology.
* Степанчук, Татьяна Анатольевна, директор школы № 1 города Рыбное. Соискатель Крестьянского Государственного университета им. Кирилла и Мефодия, Лужского района, Ленинградской области. Адрес: Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Мещерская, д. 13. Мб.: 8-920-980-07-30. E-mail: [email protected]
* Stepanchuk, Tatyana Anatolyevna, the director of school № 1 Ribnoye district. KSU graduate student Cyril and Methodius, Luzhskiy district of Leningrad region. Address: Russia, Ryazanskiy region, Rybnoye district, Mescherskaya street, house 13. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24 мая 2011 года.
Современное развитие российского государства и общества ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, т.к. именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Важность решения задач военно-патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Выступая 22 апреля 2009 г. в Санкт-Петербурге на заседании Президиума Государственного Совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, он отметил, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих школьников уже сложилось негативное представление о военной службе. Они просто зачастую боятся идти служить в армию, на флот. Конечно, такое отношение необходимо менять как, собственно, в ходе службы, что и должны делать в Вооружённых Силах, так и до неё, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и других возможностей. ...Я знаю, что во многих субъектах нашей страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи... Ключевой элемент допризывной подготовки, — это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем более что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии. Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих успехов» [2].
Таким образом, совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи является актуальной задачей для современного российского государства, общества, отечественной системы образования. Решение данной задачи должно осуществляться не только в практическом, но и в научнотеоретическом плане, на основе разработки и реализации современных психолого-педагогических подходов и образовательных технологий.
Таким образом, одной из важных научно-практических проблем современного российского образования, имеющих существенное значение для обеспечения безопасности и обороноспособности российского государства, является разработка научно-теоретических и технологических, методических основ военно-патриотического воспитания. При этом необходимо научно-теоретическое обоснование проблемы с указанием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, военной службе и достойному служению Отечеству.
Проведенное исследование показывает, что для успешного решения проблемы военнопатриотическое воспитание молодежи целесообразно рассматривать как образовательную технологию двойного назначения, поскольку она призвана педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, и как человеку в целом — личности, труженику, гражданину России: смелость, твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдачу, законопослушность, решительность, настойчивость, физическую выносливость.
Прежде всего военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические, морально-психологические, личностные качества, необходимые для выполнения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.
Соответственно, целью военно-патриотического воспитания является формирование у граждан глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества; решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.
Однако достижение этой цели осложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся в 1990-е гг. идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В указанный период в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Отечественный опыт патриотического воспитания зачастую игнорировался. Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров отмечал: «Всем, надеюсь, понятно, как в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму» [3].
С начала XXI века в России во многом благодаря усилиям как руководства страны, так и общественности, и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
ответ на крупные социально-политические потрясения, произошедшие в стране) и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С помощью родителей основы патриотизма в подрастающее поколение нужно закладывать с самого раннего возраста и затем развивать его в образовательных учреждениях всех ступеней на всех уровнях.
Следовательно, задача воспитания патриотов, подготовки молодежи как защитников Родины, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования весьма сложна и ответственна.
С учетом указанных обстоятельств в процессе педагогического исследования необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов воспитания должен составить образовательную технологию военно-патриотического воспитания, реализация которой позволит педагогам, участникам процесса военно-патриотического воспитания достичь требуемого результата — привить современному школьнику, учащемуся, молодому российскому гражданину чувства патриотизма, гражданственности, готовности к защите Отечества как в мирное, так и в военное время и соответствующие личностные качества, способствующие обеспечению национальной безопасности России, безопасности её граждан.
По своей структуре военно-патриотическое воспитание — это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны.
Непосредственной нормативно-правовой основой военно-патриотического воспитания являются такие документы, как Концепция патриотического воспитания граждан РФ [1], Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях» [4], Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» [5].
В целом в деятельности образовательных учреждений, в т.ч. силовых ведомств, можно выделить следующие направления военно-патриотического воспитания молодежи:
1) воспитание на истории государства, Вооруженных сил, других силовых ведомств и их традициях:
— мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и др. патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в др. памятных местах);
— создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;
— проведение экскурсий, «Уроков мужества», встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру;
— празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;
2) военно-спортивное воспитание;
— организация туристических слетов и походов по местам боевой, воинской славы,
спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных сил, др. силовых ведомств; — организация и участие в военно-спортивных играх, в т.ч. в
«Зарнице», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военнопатриотического воспитания: оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует качества, необходимые воину, защитнику Отечества;
— проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет, военно-спортивных праздников, Дня защитника Отечества, Дней милиции, внутренних войск, спасателя и т.п.;
3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:
— руководство военно-прикладными кружками и секциями;
— совместная организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
— проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.
Выделенные направления и формы военно-патриотического воспитания предлагается
рассматривать и реализовывать в комплексе, как комплексную образовательную технологию, охватывающую как различные категории учащихся, молодежи, так и различные уровни образования, различные типы образовательных учреждений.
Подчеркивая значение указанных направлений военно-патриотического воспитания и отмечая роль внеклассной, внешкольной, внеучебной воспитательной деятельности, работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, необходимо отметить, что в основе всего воспитательного процесса должны лежать плановые учебные занятия (уроки в школе, учебные занятия в вузе, занятия по общественно-государственной подготовке в системе подготовки сотрудников силовых ведомств).
Каждый учебный предмет (особенно гуманитарные и социальные дисциплины) объективно располагает большим воспитательным потенциалом, в т.ч. и патриотическим. Так, применительно к общеобразовательной школе, специальный раздел в учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» — «Основы военной службы» (ОВС) призван сформировать и закрепить уже
имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения — иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, т.к. охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную, но и психологическую подготовку. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета ОБЖ, оборудованного современными техническими средствами обучения.
К сожалению, сегодня в массовой школе немало учителей, которые не знают почти ничего, что может пробудить и развить военно-патриотические качества, необходимые как для современного воина, так и в целом для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что сведения военнопатриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики и носят информационный характер.
На теоретическое и практическое решение проблемы совершенствования военнопатриотического воспитания молодежи была направлена разработанная и реализованная автором в 2005-2008 гг. в школах района «Рыбное» г. Рязани педагогическая программа «Патриотическое воспитание школьников». Рассмотрим основные компоненты данной программы.
I. Теоретическая часть программы.
Выбор, обоснование, актуальность проблемы.
Программа разработана с учетом необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны. Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина, патриота Родины, города, школы и способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ военно-патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений, патриотических клубов.
Актуальность программы обусловлена событиями 1990-х гг., социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей. Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения г. Рязани и России в целом, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России, прежде всего молодежи.
Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны, в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создаёт реальные предпосылки к разработке комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма. Программа патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе массовую патриотическую работу.
Основные идеи, цели, задачи программы.
Основная идея программы патриотического воспитания учащихся заключается в формировании как патриотов граждан России, готовых к служению Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания у учащихся.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в школе;
2) формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли города Рязани в судьбе России; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;
3) воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города, коллектива, семьи, личности;
4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Реализация программы осуществлялась в течение 2005-2008 гг. в два этапа: первый этап -2005-2006 гг., второй этап - 2007-2008 гг.
На первом этапе осуществлялись:
— проработка организационных основ реализации программы;
— создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
— разработка классными руководителями подпрограмм, планов;
— открытие (обновление) школьного музея; проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.
На втором этапе осуществлялась реализация основных мероприятий программы, изложенных
далее.
II. Практическая часть.
Включает в себя комплекс мероприятий по реализации программы в процессе учебной и внеучебной работы:
1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников. На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создание календаря памятных дней как историко-правовой основы патриотического воспитания в школе.
2. Создание (обновление) школьных музеев:
— аттестация школьных музеев в соответствии с требованиями нормативных документов;
— разработка плана использования композиций школьных музеев для увековечения памяти воинов-земляков, воинов-выпускников школы;
— создание архивов школьных музеев;
— экскурсии классов и детей подготовительных групп в музеи.
3. Участие в городском конкурсе проектов по патриотическому воспитанию в современных условиях.
4. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области патриотического воспитания учащихся:
— постоянное обновление форм и методов работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания на основе концепции патриотического воспитания граждан РФ;
— разработка системы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе, мониторинг процессов патриотического воспитания на уровне школы;
— совершенствование организации подготовки и проведения военно-спортивной игры
«Зарница»;
— обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе;
— в летнее каникулы — создание опорной зоны патриотического воспитания (профильный
лагерь);
— организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития», организация обучения классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся с использованием новых компьютерных технологий;
— разработка и учреждение ежегодных почётных грамот (и других видов поощрения) учащимся «За активное участие в выполнении Программы».
6. Систематические встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных войн, родителями выпускников, погибших в «горячих точках», выпускниками военных учебных заведений.
7. Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне; дню вывода войск из Афганистана, Дню города, Дню матери и т.д.
8. Участие в городских конкурсах, фестивалях, мероприятиях военно-патриотической направленности.
9. Проведение смотра-конкурса военно-патриотической песни, школьных конкурсов «А нука, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Мама, папа и я — спортивная семья».
10. Подготовка и участие в городских смотрах, военно-спортивных играх. Участие в городской спартакиаде по военно-прикладным видам спорта.
11. Участие в городском цикле мероприятий с молодёжью призывного возраста в период организации призывов на воинскую службу.
12. Создание цикла передач для школьного радио, посвященных Дню памяти погибших в локальных войнах; издание серии статей патриотической направленности.
III. Управление и контроль за реализацией программы.
Создание системы управления и контроля, способной обеспечить решение задач военнопатриотического воспитания личности.
Организация службы психолого-социальной диагностики.
Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций патриотического воспитания в школьном коллективе.
IV. Прогноз результатов деятельности.
Предполагаемыми результатами реализации программы определены:
— создание системы патриотического воспитания в школе;
— внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
— сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу, школе;
— активизация творческого потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, родителей и близких, погибших учащихся школы в «горячих точках» в воспитании подрастающего поколения;
— формирование у школьников готовности к защите Родины;
— расширение участия школьников в военно-прикладных видах спорта;
— воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и др. военных действиях;
— формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
— привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
— расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
— оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;
— оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;
— расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;
— активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания. Вышеизложенная программа школы позволяет сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за страну, город, школу, воспитать учащихся-патриотов, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны, повысится процент поступления выпускников в вузы военного профиля.
Данная программа военно-патриотического воспитания, реализованная в ряде школ г. Рязани, показала свою эффективность, способствовала процессу подготовки обучающихся к защите Родины, придала всей проводимой воспитательной работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечила преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.
Таким образом, проведенный анализ теории и практики, выполненное экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации военно-патриотического воспитания молодежи как комплексной образовательной технологии, включающей совокупность средств, форм, методов, приёмов, обеспечивающих достижение целей военно-патриотического воспитания современной молодежи. При этом основную нагрузку по военнопатриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть учебные заведения силовых ведомств.
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. — 2005. — № 1.
2. Медведев, А. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в Санкт-Петербурге 11 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный документ]. Режим доступа: http:// president.kremlin.ru.
3. Никандров, Н. А- Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.ihtus.ru.
4. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление правительства РФ / / Российская газета. — 2000. — № 144.
5. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа / Собрание законодательных актов РФ. — 2005. — № 29.
Literature
1. The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation / / Education of schoolboys.
- 2005. - № 1.
2. Medvedev D. A. Performance at session of Presidium of the State Council in Ryazan on April, I, 2009 // Official site of the President of the Russian Federation. [Electronic document]. Access mode: http: // president.kremlin.ru/
3. Nikandrov N. D. Belief and morals: orthodox traditions and the present // Siberian orthodox newspaper. [Electronic document]. Access mode: http: // www.ihtus.ru/.
4. About military-patriotic, youth and children’s associations: the governmental order of the Russian Federation / / Russian newspaper. — 2000. — № 144.
5. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010: state program //Assembly of acts of the Russian Federation. — 2005. — № 29.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011