Научная статья на тему 'Теоретические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников'

Теоретические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1781
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ / ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА / ПРИНЦИПЫ / ЗАДАЧИ / СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сарият Адзиевна

В статье раскрываются основные требования, предъявляемые к подготовке юношей к защите Отечества; принципы, задачи, содержание военно-патриотического воспитания; основные направления военно-патриотического воспитания старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников»

86

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

УДК 373.1.02

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

©2009 Алиева С.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются основные требования, предъявляемые к подготовке юношей к защите Отечества; принципы, задачи, содержание военнопатриотического воспитания; основные направления военно-патриотического воспитания старшеклассников.

Article is about some basic requirements pulled out for boys during their preparation for defence of Homeland: principles, tasks and content of military-patriotic training; basic directions of military-patriotic training of senior pupils.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, подготовка юношей, защита Отечества, принципы, задачи, содержание военно-

патриотического воспитания.

Keywords: military and patriotic education, youths’ training, Homeland defense, principles, tasks, military and patriotic education content.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [4] определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, а также тенденции развития нашего общества.

Важными компонентами теории военно-патриотического воспитания школьной молодежи являются: требования, предъявляемые к старшеклассникам в процессе их подготовки к защите Отечества, задачи, основные принципы и содержание.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить следующие основные требования, предъявляемые при подготовке юношей к защите Отечества. Современный воин должен обладать це-

лым комплексом личностных качеств, который включает идейнополитические, морально-пси-

хологические, военно-технические, физические, а также способностью их мобилизовать в случае военной опасности. Их необходимо формировать в процессе учебно-

воспитательной деятельности в школе и семье. А. Н. Выр-щиков отмечает, что «готовность к защите Родины может быть рассмотрена не только с функциональной, но и структурной точки зрения. В этом случае готовность школьников к защите Родины включает три компонента: 1) направленность личности на военнопатриотическую деятельность, выражающую его идейно-политические свойства и морально-

психологические качества как защитника Родины; 2) знания, необходимые для деятельности вообще (война - это тяжкий труд) и для воинской (ратный труд) в частности; 3) умения, посредством которых используются

Психолого-педагогические науки •••

знания и реализуются гражданские позиции будущих защитников нашего Отечества» [1. С. 31].

Раскрывая далее сущность готовности к защите Родины, автор пишет, что «это целостная система, стимулирующая активность в сфере воинской деятельности всей личности, всех ее структурных компонентов. Поэтому готовность к защите Родины должна быть адекватна структуре личности школьника, и его военно-

патриотическую воспитанность недопустимо сводить к отдельным ее составляющим: морально-политическим оценкам, суждениям, военнотехническим знаниям, умениям и навыкам, уровню физического развития, военно-патрио-тической активности и т.д.» [1. С. 31].

Военная педагогика и психология отмечают, что готовность к защите Родины представляет целостный комплекс свойств личности, включающих взгляды (идеи), переживания (чувства), твердую решимость во что бы то ни стало победить врага (воля), физическую закалку, военную выучку.

Все эти качества внутренне связаны между собой и в своем единстве определяют целостную структуру готовности к защите Родины.

Сложность структуры и неординарность различных компонентов готовности к защите Родины как комплекса качеств личности обусловливает тот факт, что показатели готовности выполняют неодинаковую диагностическую функцию [7. С. 44], так как в разной степени свидетельствуют о подготовленности старшеклассников к выполнению конституционного долга.

Показатели готовности к воинской деятельности подробно разработаны, теоретически обоснованы и классифицированы в учебном пособии под редакцией Г. В. Средина, в котором они разделены на две группы: общие и специальные.

«Общие требования - это интегративные признаки; они характеризуют сформированность готовности к

87

защите Родины в целом. К ним относятся:

- устойчивая убежденность старшеклассников в необходимости всемерной защиты строя нашего государства, глубина осознания ими своего патриотического, интернационального и конституционного долга, место, которое они отводят этой деятельности в своих жизненных планах;

- убежденность старшеклассников в правильности внутренней и внешней политики нашего государства, проводимых ими мероприятий по укреплению обороноспособности страны, Вооруженных Сил России;

- патриотическая направленность мотиваций ведущих видов деятельности учащихся - учебы, труда, занятий спортом;

- сознательная самоподготовка к преодолению моральных и физических напряжений, к службе в рядах Вооруженных Сил, к вооруженному отпору любых посягательств агрессоров на безопасность нашего государства и социальная ответственность за качество подготовки к защите Родины;

- способность к неуклонному выполнению норм и требований воинской дисциплины в любых условиях, в том числе в ситуациях стресса, риска, предельных напряжений;

- готовность к героическим действиям и поступкам в экстремальных условиях» [9].

Специальные требования неоднородны по значимости и подразделяются на несколько групп.

а) Специальные требования к морально-политической готовности:

- убежденность учащихся в том, что военное могущество нашей Родины является сдерживающим фактором развязывания ядерной войны, создается трудом каждого человека и требует для своего дальнейшего развития глубоких знаний, способностей и творческой деятельности, высокой работоспособности и организованности, дисциплинированности;

- эмоциональное восприятие боевых и трудовых традиций российско-

88

Известия ДГПУ, №2, 2009

го народа; наличие обобщенного идеала защитника нашей Родины;

- наличие социальных чувств (гражданского долга, российского патриотизма и интернационализма, личной ответственности за защиту Отечества, высокой бдительности);

- глубокое овладение содержанием таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «воинский долг», «воинская честь», «воинское товарищество», «дружба», «мужество», «героизм», «отвага», «смелость» [8].

б) Специальные требования к психологической готовности:

- высокое развитие познаватель-

ных психических процессов (произвольная память, оперативность мышления, воображения, многостороннее восприятие), волевых свойств (стойкость, храбрость, мужество, эмоциональная устойчивость, настойчивость, целеустремленность, исполнительность, дисциплиниро-

ванность, бесстрашие, готовность пойти на разумный риск и самопожертвование во имя любимой Родины), эмоциональных качеств (любовь к Родине, ненависть к врагу и т.д.), социально психологических качеств (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка);

- знание характера ядерной войны, силы нового оружия, эффективности различных средств возможной защиты от его поражающих факторов, осознание испытаний, с которыми они могут встретиться в реальной боевой обстановке;

- адаптация к условиям боевой деятельности и боевого коллектива, накопление психологического опыта, соответствующего поведения в условиях воинской деятельности;

- умение контролировать свое поведение, подавлять или блокировать одни чувства (страх, паника, растерянность) и усиливать другие (чувство любви к Родине, долг, ненависть к врагу);

- наличие опыта преодоления моральных и физических перегрузок;

- возможность переноса психических качеств с одного вида деятельности на другой [9. С. 37].

в) Специальные требования к военно-технической подготовке:

- знание естественнонаучных основ современной военной техники, требований, которые предъявляет новая техника к человеку;

- наличие умений и навыков по начальной военной подготовке (тактическая, огневая, строевая подготовка, военная топография), гражданской обороне;

- наличие знаний о строительстве Российских Вооруженных Сил (история содержания уставов РА и ВМФ), интереса к технике и оружию, твердой уверенности в их высокой надежности; военно-технических умений и навыков, необходимых для успешного овладения конкретной воинской специальностью;

- наличие опыта деятельности в конкретной военно-прикладной сфере (вождение автомобиля, мотоцикла, трактора, стрельба из огнестрельного оружия, прыжки с парашютом и т.д.), умение максимально сосредоточиться на решении задач боевого использования военной техники и оружия;

- способность к переносу общетехнических умений и навыков в ситуации военно-технической деятельности» [9. С. 37].

г) Специальные требования к физической подготовке:

- развитие общих физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, связанных с выполнением функции по защите Отечества;

- наличие специальных физических качеств: устойчивость к укачиванию, горным болезням, действиям жаркого климата и ограниченного питьевого режима, гиповентиляции (качество, влияющее на сохранение координации движений, продуктивность психических процессов при чрезмерно учащенном глубоком дыхании), стоическим напряжениям в условиях гипокинезии (ограничении двигательного режима), действиям в

Психолого-педагогические науки •••

специальном снаряжении и др. [9. С. 38].

Представленные выше показатели формирования готовности к защите родины служат и сегодня научной основой постановки задач в сфере военно-патриотического воспитания и делают его еще более актуальным.

Говоря о цели военно-

патриотического воспитания, автор отмечает, что она не может быть сформулирована одной фразой. Это связано с многогранностью и сложностью данного направления воспитательной работы. Цель военнопатриотического воспитания как бы интегрирует в себе основные направления воспитательного процесса [9. С. 38].

В существующих научных исследованиях в качестве общих задач военно-патриотического воспитания учащейся молодежи четко выделяются:

- формирование у граждан России убежденности в преданности нашему многонациональному и многоконфессиональному государству, гордость за нашу Родину; воспитание любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу; воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области, национальному округу); воспитание чувства и сознания дружбы народов РФ; формирование уважительного отношения к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству [6];

- воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов, формирование нравственного сознания и правовой культуры;

- формирование интернационалистического сознания; любви к Вооруженным силам России; воспитание верности трудовым и боевым традициям; уважения к воинскому труду: формирование постоянной готовности умело и мужественно с оружием в руках защищать завоевания наше-

89

го народа, выполнять свой гражданский долг» [2. С. 148].

Военно-патриотическое воспитание имеет следующие конкретные задачи:

- формирование у старшеклассников научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное и военное время;

- вооружение старшеклассников знаниями о сущности, содержании, характере, типах и причинах современных войн, особенностях и способах ведения современных боевых действий, применении новейших вооружений и боевой техники;

-изучение старшеклассниками военно-политической обстановки в мире, в сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции, военной доктрины, действующих законов и общевоинских уставов;

- воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовность к самопожертвованию во имя ее защиты; борьба с безнравственностью, наркоманией, антиармейской пропагандой и другими негативными явлениями;

- воспитание на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, воинское товарищество, сплочение коллектива в единый, дружный организм, объединенный общей целью служения Отечеству, коллективным чувствам воинского долга;

- воспитание уважения к законам, к требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности, способности противостоять страху, панике, слухам, проявлять выдержку, волю и умение при необходимых действиях;

90

Известия ДГПУ, №2, 2009

- вооружение молодежи психолого-педагогическими знаниями, необходимыми в военно-патриотическом воспитании.

Научные основы военно-

патриотического воспитания конкретизируются в его принципах, которые представляют собой исходные положения, основополагающие правила, требования, определяющие содержание, организацию, формы и методы практической деятельности по морально-политической, психологической подготовке молодежи к защите Отечества.

Педагогический опыт позволяет подчеркнуть, что при построении основ военно-патриотического воспитания необходимо руководствоваться общенаучными, общепедагогическими и частными военнопатриотическими принципами.

По мнению З. Т. Гасанова, общенаучными являются принципы:

- защита исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

- укрепление единства страны и сплочение народов и национальных групп в едином федеративном государстве;

- направленность воспитания на содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

- направленность воспитания на запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- направленность воспитания на содействие обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

- гуманное уважительное отношение к людям различных национальностей и рас и их историческому наследию, культуре и традициям;

- сочетание в воспитании национального, гражданско-

патриотического и общечеловеческого;

- направленность воспитания на обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения, доверия между народами, веротерпимости;

- учет взаимосвязей военной политики нашего государства с международной обстановкой и внешнеполитической деятельностью других государств [2. С. 151-153].

Большое значение имеет конкретно-исторический подход, который предполагает соответствие содержания, форм и методов военнопатриотического воспитания конкретной исторической обстановке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный подход реализуется с связи военно-патриотической работы с воспитанием россиян на героической истории, замечательных традициях нашего народа и Вооруженных Сил России. В этой связи большое значение имеет объективное освещение исторических событий без искажения исторической правды.

Н. М. Конжиев определяет общепедагогические принципы, которые реализуются в процессе военно-патриоти-ческого воспитания:

- общественная направленность воспитания;

- гуманизация воспитания;

- принцип научности;

- связь теории и практики;

- взаимосвязь обучения и воспитания;

- единство и взаимосвязь субъектов и объектов воспитания, межпредметных и межсистемных связей;

- системность и последовательность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- сочетание требовательности с уважением к личности школьника;

Психолого-педагогические науки

• ••

91

- опора на положительное в человеке;

- сочетание педагогического руководства с инициативой, активностью самих детей;

- взаимосвязь школы, семьи и общественности;

- активность и сознательность [5].

Содержание военнопатриотического воспитания обу-

словлено его целями, задачами, принципами и основывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества и Вооруженных Сил России.

Теоретическое освещение вопросов военно-патриотического воспитания как специфической воспитательной системы требует выявления содержания военно-патриотического воспитания. Во многих педагогических источниках и исследованиях содержанию военно-патриотического воспитания уделялось определенное внимание. В одних случаях содержание по существу отождествлялось самой системе, в других - оно сводилось к задачам военно-

патриотического воспитания, третьи считали, что это лишь совокупность форм и методов военно-патриотического воспитания. Во многих работах по военно-патриотическому воспитанию содержание как педагогическая категория вообще не рассматривалось. В советский период под содержанием военно-

патриотического воспитания понимали совокупность тех идей и оценочных знаний, усвоение которых регулирует отношение школьников к защите Родины, а также разнообразные виды деятельности, направленные на усвоение школьниками специфического социального опыта, необходимого для выполнения воинского долга [5].

В современной педагогической науке военно-патриотическое воспитание рассматривается как составная часть воспитания культуры межнационального общения, призванная всемерно способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических и мо-

рально-психоло-гических качеств,

необходимых для выполнения задач по надежной охране безопасности Отечества [2. С. 244].

Военно-патриотическое воспитание обладает особой функцией: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отечества - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и СНГ и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Четкое и лаконичное определение сущности патриотического воспитания дано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3].

Военно-патриотическое воспитание - это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны.

Подготовка молодежи к обороне страны должна осуществляться всем укладом и образом жизни, сложившимся в нашем многонациональном государстве системой воспитания человека. Все виды воспитания: государственно-патриотическое, психологическое, трудовое, экономическое, правовое, экологическое, физическое, умственное, эстетическое, религиозное - играют большую роль в воспитании у старшеклассников постоянной готовности к надежной обороне страны.

Основными компонентами содержания военно-патриотического воспитания старшеклассников в совре-

92

Известия ДГПУ, №2, 2009

менных условиях являются следующие:

1) государственнопатриотический;

2) морально-политический;

3) нравственный;

4) военно-технический;

5) социально-правовой;

6) психологический;

7) экологический;

8) физический;

9) художественно-эстетический;

10) умственный;

11) трудовой;

12) религиозный.

Каждый из этих компонентов имеет свое содержание. Например:

Государственно-патриотическое направление предполагает распространение среди старшеклассников конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании будущего воина чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите, а также непримиримости к проявлениям национализма, сепаратизма, шовинизма и национального эгоизма.

Морально-политическое направление нацелено на формирование у будущих воинов моральнополитических качеств защитника Родины, выражающих их идейнополитические взгляды и убеждения, отношение к политике государства, к общественному и государственному строю, готовности с оружием в руках защищать свое отчество; патриотизм, интернационализм, политическую бдительность, внутреннюю готовность к вооруженной борьбе в целях защиты своей Родины.

Военно-техническое направление призвано выработать систему качеств, необходимых будущему воину для выполнения задач по своему основному предназначению. Главным объектом здесь выступает военно-профессио-нальная компетентность. Его показателями являются знания, умения, навыки, психологические особенности, военно-

• • •

профессиональные позиции будущих воинов.

Военно-техническая подготовка предполагает формирование знаний о соотношении человека и военной техники в вооруженной борьбе, сущности научно-технической революции и ее влиянии на военное дело, характере военной доктрины, мероприятий нашего государства по дальнейшему техническому оснащению Вооруженных Сил России, естественнонаучных основ современной военной техники, требований, которые предъявляет военная техника; наличие умений и навыков по начальной военной подготовке (тактическая, огневая, строевая подготовка, военная топография), гражданской обороне; наличие знаний о строительстве Вооруженных Сил России (история, содержание уставов РА и ВМФ), интереса к технике и оружию, твердой уверенности в их высокой надежности, военнотехнических умений и навыков, необходимых для овладения конкретной военной специальностью. Наличие опыта деятельности в конкретной военно-прикладной сфере (вождение автомобиля, мотоцикла, трактора, стрельба из огнестрельного оружия, прыжки с парашютом и т.д.), умение максимально сосредоточиться на решении задач боевого использования военной техники и оружия.

Нравственное воспитание. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Мораль - это исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. А нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя, и направленная на утверждение в сознании будущих воинов социальноценностных приоритетов, на приобщение к богатствам современной культуры, выработку целостного мировоззрения.

Психолого-педагогические науки •••

Непреходящие нравственные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, достоинство, гуманизм, бескорыстие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным обществом, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский (воинский) долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие [7. С. 142-143].

В рамках военно-патриотического воспитания развивают у школьников здоровые эстетические вкусы, формируют представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, вырабатывают понимание красоты ратного труда, культуры речевого поведения.

Социально-правовое направление предполагает внедрение в сознание молодежи идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. В ходе правового образования старшеклассники знакомятся с основными нормами, нарушение которых карается законом. Правовое воспитание реализуется в повседневных гражданских отношениях и выражается в формировании у будущих воинов высокого и глубокого чувства гражданственности, гордости за свое государство, беспредельного уважения к установкам, законам, недопустимости их нарушения

Психологическая подготовка молодежи к защите Отечества нацелена на формирование у нее таких психологических свойств, которые усиливают ее способность уверенно выполнять обязанности защитника Родины как в мирных условиях, так и в боевой обстановке; стойко переносить трудности армейской и флотской жизни, суровые испытания, моральную и физическую нагрузку в самых сложных и опасных ситуациях современного боя, проявлять психо-

93

логическую устойчивость, самообладание, мужество и отвагу.

Физическое воспитание имеет своей целью формирование у молодежи выносливости, способности переносить огромные физические нагрузки и в повседневной службе, и в боевой обстановке.

Боевая ультрасовременная техника не снимает вопроса о высокой физической готовности воина к выполнению долга перед Родиной.

В процессе физического воспитания должны решаться задачи морально-волевой, психологической подготовки учащихся к военной службе.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически способный человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствует формированию у будущих воинов коллективизма, требовательности к себе, а также же укреплению воли. Таким образом, физическое развитие молодого человека, состояние его здоровья имеют исключительно большое значение для несения этой почетной, но нелегкой обязанности.

Труд - основной источник материального и духовного богатства, священный долг каждого человека. Поскольку военная служба тоже труд и труд тяжелый, то у каждого воина еще до призыва должно быть сформировано отношение к труду, уважение к людям труда. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старшеклассников в общественно-полезном, производительном труде являются действенным фактором гражданского взросления, морально-

интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Многие педагоги связывают трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания

94

Известия ДГПУ, №2, 2009

своего общественного долга. Значение и ценность гражданина зависят исключительно от его умения трудиться и приносить себе и другим пользу.

Художественно-эстетическое направление предполагает выработку у старшеклассников эстетического идеала, развитие художественного вкуса, стремление действовать по законам красоты. Армия, как и общество, не может жить без культуры, и ее невозможно представить без музыки, художественной литературы, кино, живописи и других видов искусства. Но и культура не может существовать без армии. Защита Отечества - это защита его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Армия, военная служба - один из самых мощных вдохновляющих источников художественного творчества писателей, поэтов, композиторов, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых-естествоиспытателей. Ратные люди всегда были героями произведений, составляющих славу российской культуры. Искусство имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействия гражданскому, духовно-нравственному становлению личности воина.

Умственное воспитание формирует культуру умственного труда, вооружает школьников системой знаний по основам наук, значение которой огромно в свете современных высоких требований воинской службы. В ходе усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, развитие умений сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним; умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Умственное воспитание военнопатриотической направленности предполагает наличие у каждого старшеклассника способности оперативно находить самые оптимальные решения в экстремальных условиях

Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, который в полной мере несет ответственность за жизнь и условия обитания на земле. Оно развивает активное и бережное отношение старшеклассников к окружающей среде, природе, среде обитания.

Эти основные компоненты отражают содержательную сторону военно-патриотического воспитания, построенного на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защищать Родину.

В современных условиях, когда существенно изменилась военная ситуация в мире, социальноэкономическое положение в стране, армии, школе, изучение теоретических основ военно-патриотического воспитания старшеклассников показало необходимость сохранения, реализации и творческого развития педагогических принципов, заложенных ранее в систему военнопатриотического воспитания учащейся молодежи.

Педагогический опыт также позволяет акцентировать внимание на то, что при построении теоретических основ военно-патриотического воспитания необходимо руководствоваться комплексом общенаучных принципов, как то: защита исторически сложившейся целостности Российской Федерации; укрепление единства стран и сплочение народов и национальных групп в едином федеративном государстве; ориентация воспитания на содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов; ориентированность воспитания на запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение расовой, социальной, на-

Психолого-педагогические науки

• ••

95

циональнои и религиозном розни, ненависти либо вражды; направленность воспитания на содействие обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, гуманное отношение к людям различных национальностей и рас, их историческому наследию, культуре, традициям.

нального компонента к национальной культуре имеет «Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России», в котором сочетаются федеральный, национальнорегиональный и школьный компоненты. Это сочетание позволяет перейти от «безнациональной унитарной школы, работающей по единым нормативным документам, - к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России.

Реальные возможности приблизить школьников в рамках регио-

Примечания

1. Вырщиков А.М. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1990. 2. Гасанов З.Т Педагогика межнационального общения. М., 1999. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» от 16 февраля 2001. №122 // Научно-публицистический журнал 2001. №1. С. 86-97. 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (11 июля 2005 г. №422). 5. Кон-жиев Н.М. Научно-педагогические основы построения и функционирования системы военнопатриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы. Дис... докт. пед наук. Петрозаводск, 1987. 6. Конституция РД (с изменениями от 12 октября 2005 г., 4 апреля 2006 г.) // URLconstitution.garant.ru / D0S_26405200.htm 7. Подласый И.В. Педагогика. Кн. 1 Общие основы процесса обучения. М., 1999. 8. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду// Педагогическая наука - реформе школы. М., 1988. 9. Средин Г.В. Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1989.

Статья поступила в редакцию 05.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.