Казанцева Надежда Владимировна, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания. Бурятский государственный университет. Тел.: 89086462477, e-mail: [email protected]
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor. Buryat State University. Tel.: 8(301-2) 645322, e-mail: [email protected]
Kazantseva Nadezhda Vladimirovna, postgraduate student, department of foundations of physical education. Buryat State University. Tel.: 89086462477, e-mail: [email protected]
УДК: 37.037.1
© А. В. Гаськов, Г. Я. Галимов, Т. Г. Арутюнян, М. Д. Кудрявцев
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье обосновываются результаты исследования военно-патриотического и физического воспитания на основе изменений программной взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания учащихся допризывного возраста и допризывной молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, допризывное подрастающее поколение, военно-патриотическое воспитание.
A. V. Gaskov, G. Ya. Galimov, T. G. Arutyunyan, M. D. Kudryavtsev
BASIC CONCEPTUAL STATEMENTS OF CHANGES IN MILITARY PATRIOTIC AND PHYSICAL EDUCATION OF PRECONSRIPTION YOUTH
In the article the results of a study of military-patriotic and physical education program are grounded on the basis of changes in the relationship of military-patriotic and physical education students of pre-conscription age and pre-conscription youth.
Keywords: patriotism, pre-conscription young generation, military-patriotic education.
Актуальность исследования. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности и государства, одним из важнейших элементов общественного сознания - фактором сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.
Чувство патриотизма как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству является одним из наиболее глубоких, закрепленных веками чувств, которое выражается в потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине, составляет духовно-нравственную основу развития личности.
Готовность встать на защиту Отечества от посягательств различных агрессоров подразумевает и вооруженную защиту, требующую хорошей физической подготовленности [1].
Объект исследования: процесс военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста.
Предмет исследования: программно-методическое и структурно-организационное обеспечение взаимосвязи военно-патриоти-
ческого и физического воспитания допризывной молодежи.
Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить программно-методическое и структурно-организационное обеспечение военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи на основе их взаимосвязи.
Задачи исследования
1. Проанализировать в педагогической теории и практике современное состояние военно-патриотического и физического воспитания.
2. Разработать методы и организацию исследования.
3. Теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе реализовать программно-методическое и структурно-организационное обеспечение военно-патриотического и физического воспитания юношества в их взаимосвязи.
4. Выявить основные компоненты взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания, обеспечивающие эффективность допризывной подготовки школьников.
Гипотеза исследования: военно-патриотическое и физическое воспитание школьников
допризывного возраста будет успешным и поступательным, если будут:
- разработаны предмет и программно-методическое обеспечение допризывной подготовки;
- разработаны и реализованы структура руководства и организации военно-патриотического и физического воспитания;
- выявлены линии взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснована необходимость взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи.
2. Разработаны основные линии взаимосвязи программно-методического и структурно-организационного обеспечения военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи:
- осмысление взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания посредством встреч с ветеранами и уроков по физическому воспитанию и ОБЖ;
- создание позитивных эмоциональных патриотических переживаний, через встречи с ветеранами, вечера памяти героев ВОВ, специальную физическую подготовку;
- шефская трудовая деятельность (помощь ветеранам в быту и овладение прикладными видами спорта и навыками и умениями ОБЖ);
- интегрированные уроки, обеспечивающие межпредметные связи (просмотр кинофильмов на военно-патриотическую тематику и уроки физической культуры и ОБЖ);
- разнообразие форм, методов обучения и физического воспитания (самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортивные соревнования, утренняя гимнастика и др.).
3. Доказано влияние взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания через программно-методическое и структурно-организационное обеспечение на общую готовность школьников к службе в армии.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании совершенствования военно-патриотического и физического воспитания учащихся допризывного возраста на основе разработанных содержательных дополнений в программной взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи.
Дополнены и расширены некоторые положения теории и методики физического воспитания в целях усиления связи военно-патриотического
и физического воспитания школьников допризывного возраста.
Практическая значимость работы заключается в разработке и использовании программно-методического обеспечения военно-патриотического воспитания и совершенствовании процесса физической подготовки старшеклассников, направленных на приобретение прикладных умений и навыков, необходимых воину в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Образовательные программы по патриотическому воспитанию «Патриот» и по физическому воспитанию «Школьник-призывник» рекомендованы для практической работы во всех школах г. Красноярска с 2005 года. Имеется шесть актов внедрения программ в практику общеобразовательных учреждений г. Красноярска.
Результаты апробации и внедрения программы по физическому воспитанию «Школьник-призывник» во взаимосвязи с программой по патриотическому воспитанию «Патриот».
На высокую эффективность использования системы педагогического контроля за физическими кондициями, соответствующими индивидуальным особенностям юноши, а также формированием мотивационных установок, направленных в военно-патриотическом воспитании на физическое самосовершенствование, а в физической подготовке - на военный патриотизм, указывает сравнительное исследование изменения физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп.
Исходя из того, что темпы роста физических кондиций допризывников служат критерием, определяющим его потенциальные возможности, а также объективно характеризуют качество и эффективность программ, оценить кондиционные способности учащихся возможно по шкале оценок темпов прироста показателей физических качеств [2].
Анализ результатов проведенного исследования показал, что в конце эксперимента у школьников контрольной и экспериментальной групп наблюдался прирост почти всех изучаемых параметров. Однако прирост исследуемых показателей в группах оказался различным. В частности, в контрольной группе у юношей в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 секунд» установлено увеличение на 4,7%, однако, несмотря на прирост в показателе, достоверность различий не обнаружена (р>0,05). В тесте «Наклоны за 30 секунд» в данной группе прирост составил 1,9%, достоверность различий
также не обнаружена (р>0,05). В следующем тесте «Приседания за 30 секунд» показатель имел прирост на 2,26%, который, как и предыдущие, не имел достоверной значимости (р>0,05). В последнем показателе изучаемых кондиционных способностей «Прыжки с поворотом на 180° и обратно (один раз) за 30 секунд» наблюдался наименьший статистически недостоверный прирост у юношей данной группы 0,18% (р>0,05).
Таким образом, анализ полученных результатов дает основание утверждать, что в конце эксперимента у допризывников контрольной группы не произошло достоверного повышения уровня их физической подготовленности (р>0,05).
Рассматривалось изменение показателей физической подготовленности юношей, входящих в состав экспериментальной группы, а также степень прироста исследуемых показателей.
Анализ результатов показал, что наибольший прирост наблюдался в показателе «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 секунд», величина которого составила 22,6%. Также у школьников экспериментальной группы значительно повысился показатель «Прыжки с поворотом на 180° и обратно (один раз) за 30 секунд» - на 20,6%. Высокий прирост наблюдался и в показателях «Наклоны за 30 секунд» и «Приседания за 30 секунд», на 17,7 и 17,4 %, соответственно, от исходных данных. При этом приросты изучаемых показателей в данной группе юношей оказались статистически значимы (р< 0,05).
Кроме того, сравнительный анализ полученных результатов со шкалой оценок темпов прироста физических качеств школьников допризывного возраста свидетельствует о том, что у юношей, входящих в состав экспериментальной группы, темпы прироста изучаемых кондиционных способностей достигнуты за счет эффективного использования системы педагогического контроля за физическими кондициями, соответствующими индивидуальным особенностям юношей.
Анализ полученных результатов исследования показал высокие темпы прироста, что свидетельствует о высокой степени физической подготовленности юношей в экспериментальной группе и, вероятно, объясняется применением мотивационных взаимосвязанных установок, направленных в военно-патриотическом воспитании на физическое самосовершенствование, а в физической подготовке - на военный патриотизм, на базе данных образовательных программ.
Между тем сравнительный анализ темпов прироста физических способностей в педагогическом эксперименте допризывной молодежи свидетельствует об очевидной разнице в изучаемых показателях контрольной и экспериментальной групп. Это потребовало выявления достоверных различий между группами в повышении уровня исследуемых показателей.
Согласно данным таблицы 1 и 2, показатели величин темпов прироста оказались достоверно выше у юношей экспериментальной группы (р< 0,05).
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов внутри групп до и после эксперимента
Тесты (рекомендованные военкоматом) До эксперимента После эксперимента w t Р
Сгибание и разгибание к г 27,17 ± 1,49 к г 28,48 ± 1,85 4,7% 0,87 > 0,05
рук в упоре лежа за 30 э г 25,87 ± 1,49 э г 32,47 ± 1,85 22,6% 3,8 < 0,05
секунд (скоростно-силовой)
Наклоны за 30 секунд к г 24,52 ± 1,09 к г 25 ± 1,20 1,9% 0,36 > 0,05
(скоростно-силовой) э г 24,28 ± 1,09 э г 29 ± 1,20 17,7% 5,3 < 0,05
Приседания за 30 се- к г 23,97 ± 1,20 к г 24,52 ± 1,13 2,26% 0,39 > 0,05
кунд (скоростно- э г 24,94 ± 1,20 э г 29,69 ± 1,13 17,4% 6,9 < 0,05
силовой)
Прыжки с поворотом на 180 ° и обратно к г 22,10 ± 0,97 э г 21 ± 0,97 к г 22,14 ± 1,22 э г 25,81 ± 1,22 0,18% 20,6% 0,03 4,8 > 0,05 < 0,05
(один раз) за 30 секунд (на координацию)
Величина темпов прироста показателей в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 секунд» достоверно выше на 17,9%, в тесте «Наклоны за 30 секунд» достоверно выше на 15,8%, в тесте «Приседания за 30 секунд» достоверно выше на 15,14%, в тесте «Прыжки с поворотом на 180° и обратно (один раз) за 30 секунд» достоверно выше на 20,42%.
Итак, определив достоверные различия между группами в повышении уровня физических способностей, следует отметить, что уровень физической подготовленности допризывников экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента достоверно выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, полученные результаты исследования темпов прироста показателей физической подготовленности школьников экспериментальной группы подтверждают высокую эффективность применения мотивационных установок, направленных в военно-патриотическом воспитании на физическое самосовершенствование, а в физической подготовке - на военный патриотизм, на базе образовательных программ «Патриот» и «Школьник-призывник», используемых систематически и в комплексе [2].
К этому методу анализа результатов мы обратились, ориентируясь не на какие-то нормати-
вы, а на функциональные и технические возможности детей. Мы более последовательно осуществляли процесс наращивания необходимых будущему воину качеств [3].
Из данных таблицы видно, что коэффициент прироста показателей физических качеств в экспериментальной группе достиг 17-22 процентов, тогда как в контрольной - лишь 4,7 процента.
Математический анализ прироста показателей физических качеств в группах показал, что различие результатов в контрольной группе по всем параметрам статистически не значимо. Это означает отсутствие существенных изменений. Различие результатов в экспериментальной группе по всем параметрам статистически значимо. Это означает, что произошли существенные изменения. Таким образом, подтверждается то, что апробация нашей программы (экспериментального воздействия) привела к положительному эффекту.
Данные тесты мы использовали по рекомендации военного комиссариата Центрального района города Красноярска, в то же время для контрольной проверки параллельно использовали тесты, рекомендуемые такими специалистами физического воспитания, как В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон [4].
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп
до и после эксперимента
Тесты (рекомендованные военкоматом) Контрольная Экспериментальная t Р
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 секунд (ско-ростно-силовой) До 27,17 ± 1,49 После 28,48 ± 1,86 До 25,87 ± 1,49 После 32,47 ± 1,86 0,87 2,14 > 0,05 < 0,05
Наклоны за 30 секунд (скоро-стно-силовой) До 24,52 ± 1,09 После 25 ± 1,20 До 24,28 ± 1,09 После 29 ± 1,20 0,22 3,32 > 0,05 < 0,05
Приседания за 30 секунд (скоростно-силовой) До 23,97 ± 1,2 После 24,52± 1,13 До 24,94 ± 1,2 После 29,69 ± 1,13 0,80 4,55 > 0,05 < 0,05
Прыжки на с поворотом на 180° и обратно (один раз) за 30 секунд (на координацию) До 22,10 ± 0,97 После 22,14± 1,22 До 21 ± 0,97 После 25,81 ± 1,22 1,12 3,00 > 0,05 < 0,05
Заключение. Анализируя таблицы 1 и 2, мы пришли к следующему заключению: оптимизированный вариант программ подготовки допризывной молодежи оказался более эффективен и интересен допризывной учащейся молодежи; успешная реализация программ прошла в материально-технических и спортивных условиях данной школы.
Выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что программно-методическое обеспечение процесса военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи в школе не соответствует современным реалиям жизни.
2. Военно-патриотическое воспитание и физическое воспитание школьной допризывной молодежи тесно взаимосвязаны.
3. Исследование степени патриотизма и интереса к специальным физическим упражнениям позволило раскрыть важные глубоко личностные стороны военно-патриотического воспитания. Установлено, что данный процесс предъявляет очень высокие требования к двигательным качествам и мыслительным операциям (оперативное мышление в бою), которые основаны на взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания.
4. Разработанные и экспериментально апробированные программы по патриотическому и физическому воспитанию допризывников на основе многолетних исследований позволили вывести учащихся экспериментальной группы на более высокий уровень физической готовности, в которой приросты изучаемых показателей возросли на 15,14-20,42 % и оказались статистически значимы (р< 0,05).
5. Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание утверждать, что успешное формирование патриотизма и физического развития в старших классах у юношей может быть достигнуто при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: формирование первоначальных представлений патриотизма через средства и методы физической культуры и организация процесса по физической подготовке, имеющей военно-прикладную направленность.
6. Концептуально разработанная взаимосвязь патриотического воспитания с физическим, ориентированная на прикладную физическую подготовку, позволила учащимся экспериментальной группы выйти на более качественный уровень готовности к службе в армии.
Литература
1. Галимов Г.Я Теория ориентировочной основы деятельности П.Я. Гальперина при обучении технике двигательных действий // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2013. - Т. II. - С. 127-131.
2. Гаськов А.В. Методологические основы построения эффективных моделей тренировочной деятельности боксеров. - Красноярск: Изд-во Сиб. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева, 2011. -106 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы». - М.: Рос. гос. воен. ист.-культ. центр при Правительстве Российской Федерации, 2005. - С. 4-10.
4. Казак О.В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2005. -С. 129-135.
5. Усаков В.И. Физическая подготовка юношей к службе в Советской армии. - Красноярск: Изд-во КГПИ, 1990. - С. 5-65.
6. Прядченко В. Ф. Единство духа и тела. - Красноярск, 2005. - 184 с.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания ФФКСиТ Бурятского государственного университета, мастер спорта по лыжам. Тел. (83012) 216989. E-mail: [email protected]
Арутюнян Тигран Гарриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Сибирского государственного аэрокосмического университета, доцент кафедры валеологии Торгово-экономического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск; тел. 89029299125; e-mail: [email protected]
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск; тел. 8 904 898 7547; 8-3912652763; e-mail: [email protected]
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета. Тел. 216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundations of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sports in skiing. Tel.: (8301-2) 216989 E-mail: [email protected].
Arutyunyan Tigran Garrievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical education, Siberian State Aerospace University, associate professor, department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; e-mail: nayka.07 @ mail.ru, Cell. phone 89029299125.
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: [email protected], str. Krasnoyarsk, e-mail: [email protected]
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]
УДК: 796.83
© А. В. Гаськов, Г. Я. Галимов, В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, В. А. Стрельников
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-БОКСЕРОВ КАК ОСНОВЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается, что в процессе занятий в секции бокса у студентов высших учебных заведений достоверно улучшаются показатели интереса к занятиям физической культурой, эмоциональной устойчивости; уровня концентрации внимания и целеустремленности, коллективизма, уважения к окружающим, активности нравственной позиции, гражданственности, трудолюбия, творческой активности, целеустремленности. Занятия боксом предлагаются в качестве системы формирования личности как основы будущей профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: боксеры, социальное здоровье, интерес к занятиям физической культурой, социально значимые качества личности.
A. V. Gaskov, G. Ya. Galimov, V. A. Kuzmin, M. D. Kudryavtsev, Y. A. Kopylov, V. A. Strelnikov
FEATURES OF FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PERSONAL TRAITS OF STUDENTS BOXERS AS A BASIS OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
The article proves that in the course of training in the boxing section of the students of higher educational institutions the indicators of interest is significantly improved in physical culture, emotional stability; the level of concentration and commitment, teamwork, respect for others, the activity of a moral position , civic consciousness, hard work, creativity, purposefulness. Boxing classes are offered as a system of personality formation and as a basis for future professional activities of university students.
Keywords: boxers, social health, interest in physical training, socially important personality traits.
Актуальность исследования. Высшее образование призвано обеспечивать не только профессиональную подготовку студентов, но и их способность к самостоятельному и сознательному выбору физкультурно-спортивной деятельности как элемента жизни и культуры. Такой выбор возможен только при сформированной физической культуре личности, которая обеспечивает возможность саморазвития, саморегуляции, самоконтроля, самосовершенствования, самопознания, самоопределения и самоактуализации в современном обществе. Необходимым условием культурного развития современного общества, его технического, экономического, политического, гуманитарного и других потенциалов является образование и высокий уровень овладения физической культурой
Основное противоречие заключается в несоответствии используемого содержания физического воспитания студенческой молодежи современным суждениям о личностно приемлемых методах и организации процесса усвоения физической культуры. Использующаяся в настоящее время организация учебно-
воспитательного процесса на занятиях физической культурой подчас игнорирует центральные установки социально-психологической парадигмы отношения к студенту высшей школы как к свободной личности, имеющей право на самостоятельный выбор содержания занятий физическими упражнениями. Одна из основных задач учебно-тренировочного процесса в высших учебных заведениях - формировать потребность студентов заниматься теми физическими упражнениями, которые им больше всего подходят. Возникает нестыковка между потребностью формирования гармонически развитой личности и возможностями осуществления этой потребности в современной высшей школе, между потребностью общества в подготовке высококвалифицированных, здоровых специалистов и возможностями удовлетворения этой задачи в современных вузах.
Теоретическая значимость. Выявлено, что «социальное здоровье» молодежи прогрессивно ухудшается. Рост психических и физических нагрузок на фоне интенсификации учебного процесса студентов ведет к очевидным пере-