Научная статья на тему 'Физическое воспитание школьников в системе подготовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил'

Физическое воспитание школьников в системе подготовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИЗЫВНИК / ДОПРИЗЫВНИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердиев А.Б., Разыков Т.С.

В статье приведен анализметодики образовательного процесса по физическому воспитанию допризывной молодёжи Республики Кыргызстан и рассмотрен предположение, что методика направленной физической подготовки молодёжи на занятиях физической культуры позволит повысить эффективность освоения программного материала по физическому воспитанию и подготовить юношей допризывного возраста к службе в Вооружённых Силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердиев А.Б., Разыков Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание школьников в системе подготовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил»

20. Кротовская М.А. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению «государственное и муниципальное управление» //Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 2 (15). С. 146-149.

УДК: 796.011

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ

К СЛУЖБЕ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Бердиев А. Б.1, Разыков Т.С.2 ]канд. хим. наук, профессор Баткенский государственный университет

2канд. пед.наук, доцент Баткенский государственный университет

Аннотация: в статье приведен анализметодики образовательного процесса по физическому воспитанию допризывной молодёжи Республики Кыргызстан и рассмотрен предположение, что методика направленной физической подготовки молодёжи на занятиях физической культуры позволит повысить эффективность освоения программного материала по физическому воспитанию и подготовить юношей допризывного возраста к службе в Вооружённых Силах.

Ключевые слова: образовательный процесс, физическое воспитание, призывник, допризывник, эффективность, вооруженные силы.

Abstract: in article the analysis of a technique of educational process on physical training single combat youth of Republic Kyrgyzstan is resulted and considered the assumption that the technique of the directed physical preparation of youth on physical training employment will allow to raise efficiency of development of a program material on physical training and to prepare the young man single combat age for service in Armed forces.

Keywords: educational process, physical training, the recruit, single combat, efficiency, armed forces.

Подготовка молодежи к трудовой и оборонной практике с каждым годом становится все более ответственной и сложной задачей, в связи с возросшими требованиями к уровню физической подготовленности со стороны производства и армии [1-2]. Несмотря на перспективу создания профессиональной армии, актуальность проблемы повышения физической подготовленности молодежи не снижается, ибо основным источником комплектования, даже армии профессионалов, будет молодежь.

Логичным представляется тот факт, что в последние годы среди многочисленных проблем теории и методики физического воспитания учащейся молодежи важное место отводится решению вопросов, связанных с повышением уровня двигательной подготовленности, разработкой эффективных форм и методов проведения учебных занятий [3-4], что и должно обеспечить рациональную организацию физического воспитания с юношами допризывного возраста в условиях общеобразовательной школы [5-6].

Для решения избранной проблемы необходимой предпосылкой является изучение литературных данных об уровне физического развития и физической подготовленности юношей 16-17 лет, а также материалов исследования с целью разработки средств и методов повышения данных качеств молодежи допризывного возраста. При этом важно соотнести указанные данные с требованиями, предъявляемые к физической подготовленности молодежи со стороны Вооружённых Сил Республики Кыргызстан.

Новые требования, предъявляемые к молодому поколению призываемых на службу в Вооруженные Силы, заставляют соотнести нормативные требования программы с целью решения вопроса обеспечения их преемственности и стыковки с содержанием, нормами программы допризывной подготовки юношей и имеет целью добиться достаточной физической подготовки их к службе задолго до призыва в ряды ВС.

Эта актуальная практическая потребность подтверждается многочисленными исследованиями, свидетельствующими о том, что физическая подготовленность значительной части призывного возраста остается низкой [7-10]. Прослеживается несогласованность в нормативных документах и в программах по физическому воспитанию в той же возрастной группе учащихся разных типов учебных заведений, где предусмотрены разные нормативные требования [11-12]. Например, в программах для учащихся школ, и ССУЗ (юноши 17 лет) для получения оценки "удовлетворительно" в тесте «подтягивание» необходимо выполнение упражнения соответственно 9, 8 и 6 раз, а в метании гранаты 700 г. результаты равняются соответственно 26, 35 и 41 м.

Данный факт свидетельствует о том, что необходимы дальнейшие исследования с целью создания должной преемственности между тестовыми заданиями, а также нормативными и дидактическими содержаниями программ, регламентирующих процесс физического воспитания [1314]. В этой связи представлялось интересным провести сопоставительный анализ нормативного содержания программ по физическому воспитанию разных типов учебных заведений, а также определить соответствие этих нормативов с разрядными нормами. Так как представленные в спортивной единой классификации нормативные показатели в программных документах несколько разнородны, то нами были взяты лишь те испытания и нормы, которые можно было сравнить между собой. (Таблица 1).

Таблица 1 - Нормативы по физической подготовке в программах разных типов учебных

заведений и НФП_

Вид испытаний Оценка В программах для В НФП для

учащихся 16-17 лет

Х Х1 ССУЗ Нового Кандидатов

классе классе 2 поколения военно-

курс военнослужащих учебных

в военной форме заведений из

одежды числа

молодых

граждан

Бег на 100 м., (с) Отлично 14,5 14,3 14,2 14,6 13,6

Хорошо 14,8 14,5 14,5 15,6 14,2

Удовлет. 15,5 15,0 14,8 16,2 14,8

Бег на 3000 м., Отлично 13,30 13,30 - 12,45 12,00

мин, (с) Хорошо 14,30 15,30 - 13,10 12,45

Удовлет. 16,00 16,30 - 14,00 13,30

Подтягивание на Отлично 11 12 8 11 11

перекладине, (кол. Хорошо 9 10 7 9 9

раз) Удовлет. 8 6 6 6 7

В беге на 3000 м. норматив в школьной программе на оценку "3" составляет 16,30 мин., а норматив на оценку "5" равен 13,10 мин., что составляет разницу в 3,20 мин.

Если эти данные сопоставить с нормативами III юн. разряда, где он равняется 11,30 мин., то ощущается значительная разница в показателях. Следует заметить, что в нормативной части программ по физической подготовке для учащихся ССУЗов, данный норматив вообще отсутствует и предусмотрена дистанция в 1000 м. (Таблица 2).

Требования программ ССУЗов и школьной программы практически не поддаются никакому сравнению с требованиями НФП по уровню нормативов и длине дистанции. Применительно к изучаемым документам нет фиксированных значений коэффициентов, которые оценивали бы степень согласованности содержащихся в них нормативных требований. В нашем исследовании мы приняли согласованность требований считать высокой при значениях коэффициентов вариации не более 5%, средний - не более 10% и низкий - более 20%.

Таблица 2 - Нормативное содержание государственных программ разных типов учебных __заведений (для юношей 16-17 лет)_

ТЕСТЫ НОРМАТИВ

Школа (11кл.) ССУЗ(11 курс) ЕСК

5 4 3 5 4 3 III. юнош. разряд

Бег 100 м. (с) 14,3 14,5 15,0 14,2 14,5 14,8 13,4

Бег 3000 м, мин., (сек) 13,10 15,30 16,30 - - - 11,30

Метание гранаты 700 гр., (м) 38 36 26 35 33 31 43

Подтягивание на перекладине (кол. раз) 14 11 9 8 7 6 -

О достаточной согласованности можно говорить только применительно к бегу на 100 м, как приемлемую в беге на 3000 м, а в подтягивании и плавании - неудовлетворительной, из которого следует утверждать, что они нуждаются в дополнительных исследованиях и внесения в них определенных корректив.

Без теоретического анализа вопросов построения нормативных основ государственных программ по физическому воспитанию, на базе которых строится их содержательная часть, невозможно научно обоснованно разрабатывать и рекомендовать для внедрения в практику программ для различных звеньев системы образования [15-16]. В ходе проведенных нами многолетних экспериментальных исследований физической подготовленности учащихся г. Кызыл-Кия было обнаружено, что за период обучения уровень их физических качеств имеет тенденцию к незначительному улучшению.

Данный факт свидетельствует о том, что:

1. Система педагогических мероприятий, проводимых с целью физического воспитания молодежи, не отвечают требованиям, предъявляемые к физическим возможностям юношей со стороны бытовой, трудовой и оборонной деятельности.

2. Моторика человека имеет вполне определенные возрастные константы, изменение, который происходит лишь в ходе длительного изменения социальных, экономических, экологических и ряда других факторов.

Реально предположить, что в комплексе причин, обусловивших низкий уровень физической подготовленности молодежи, качество и степень функционирования государственных программ, регламентирующих процесс физического воспитания, занимают одно из важных мест. Учебно-педагогический процесс регламентируется программами по физическому воспитанию, его качество и преемственность в значительной мере определяется научной обоснованностью их дидактического и нормативного содержания.

Традиционно сложившееся представление о нормативной основе физического воспитания как пирамиде, состоящей из субсистем, подчеркивает важность научного обоснования программ по физическому воспитанию, составляющих основание этой системы, от которого, зависит устойчивость пирамиды в целом [17-18]. Действующие программы по физическому воспитанию позволили достигнуть определенных успехов в улучшении здоровья учащейся молодежи. Однако они лишь частично удовлетворяют требования, условия и потребности общества, предъявляемые к их физическим возможностям.

Выводы. Независимость Республики Кыргызстан выдвинула одну из актуальных проблем в системе образовательного процесса по физическому воспитанию. В связи с отсутствием данных исследований в этом направлении, действующие программно-нормативные документы,

государственные стандарты не учитывают особенности физического развития, специальной физической подготовленности допризывной молодежи.

Сопоставительный анализ нормативного содержания по физическому воспитанию разных типов учебных заведений выявил, что в программах для учащихся школ и ССУЗов (юноши 17 лет) для получения оценки «удовлетворительно» в тесте подтягивания необходимо выполнение упражнения соответственно 9, 6 и 3 раза, а в метании гранаты 700 г. результаты равнялись соответственно 26, 28 и 31 м. В беге на 300 м норматив в школьной программе на оценку «удовлетворительно» составляет 16, 30 мин, на оценку «5» равен 13,10 мин, что составляет разницу в 3,10 минут.

Следует отметить, что в нормативной части программы по физической подготовке данный норматив вообще отсутствует и предусмотрена дистанция в 1000 м.

Военные ведомства и организации ответственные за физическую подготовленность молодежи, обеспокоены педагогическими аспектами данной проблемы, реализация которая могла бы внести ощутимый вклад в дело дальнейшего совершенствования организационных и методических основ повышения двигательной подготовленности юношей допризывного возраста средствами научно-обоснованной методики физической подготовки.

Список литературы

1. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Тамбов, 2011. - 523 с.

2. Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Ш. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 211-213.

3. Коржуев А.В., Антонова Н.Н. Избранные общенаучные регулятивы процесса и содержания педагогического поиска // Известия Российской академии образования. 2014. № 1. С. 31-38.

4. Можаев Э.Л. Интеграция компетентностного и профессиографического подходов в личностно-профессиональном развитии педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 83-86.

5. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 513.

6. Бушуева Э.В., Герасимова Л.И., Денисова Т.Г. Мониторинг состояния здоровья детей школьного возраста // Общественное здоровье и здравоохранение. 2010. № 1. С. 40-42.

7. Батукаев А. А. Профилактика травматизма в процессе специальной физической подготовки юных борцов вольного стиля // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Грозный, 2010. - 195 с.

8. Вербина Г.Г., Рындина О.Г. Основы психосоматики. - Чебоксары, 2007.

9. Куклина Н.А., Сапожников В.Г., Щеплягина Л.А. Клиническое значение изучения факторов риска при хеликобактерпозитивиой форме хронического гастродуоденита у детей // Российский педиатрический журнал. 1998. № 6. С. 25-29.

10. Щербак В. А. Терапия helicobacter pylori-ассоциированного эрозивного гастродуоденита у детей с использованием цитаминов // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2004. № 1. С. 180-187.

11. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. - Казань, 2017. - 195 с.

12. Чемерилова И.А. Проблемы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе // В сборнике: Педагогика, психология, образование: от теории к практике сборник статей аспирантов, соискателей и преподавателей . Чебоксары, 2015. С. 129-133.

13. Арутюнян А.Д., Валуйсков Н. В. Современная политика борьбы с преступностью несовершеннолетних // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". 2014. С. 188-190.

14. Макаровский Д. А. Критика и библиография // Credo new. 2002. № 3. С. 13.

15. Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека // Педагогика искусства. 2006. № 1. С. 27-30.

16. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика. - Новосибирск, 2011. - 101 С.

17. Макаровский Д. А. Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 25 с.

18. Савина Н.В. Деятельность педагога-психолога в инновационном процессе общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2003. - 16 с.

УДК:373.33

О РЕАЛИЗАЦИИ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ»

Габдулинова КГ., 2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, дог(ент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Аннотация: в статье приводится пример реализации наглядных методов обучения: демонстрации натуральных объектов и демонстрации опыта с использованием цифрового микроскопа при изучении темы «Размножение и развитие растений» на уроке окружающего мира в 3 классе. Автором осуществлен подбор объектов изучения с помощью цифрового микроскопа, предложены примеры заданий и вопросов для организации наблюдений детьми объектов. Автор дает примеры заданий для формирования представлений о размножении и развитии растений. Статья сопровождается фотографиями объектов изучения, выполненными автором с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, размножение и развитие растений, окружающий мир, младшие школьники.

ON THE IMPLEMENTATION OF VISUAL TEACHING METHODS USING A DIGITAL MICROSCOPE AT THE LESSON OF ENVIRONMENT IN THE 3rd GRADE OF PRIMARY SCHOOL ON THE TOPIC "REPRODUCTION AND DEVELOPMENT OF

PLANTS"

GabdidinovaK.G., 2017

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov

Abstract: the article provides an example of implementing visual methods of teaching: demonstrations of natural objects and experiments using a digital microscope in the study of the topic "Reproduction and development of plants" during the lesson of the environment in the 3rd grade. The author has chosen the objects of study with the help of digital microscope, suggested tasks and questions for the organization of observations of these objects. The author gives examples of tasks for the formation of ideas about the reproduction and development of plants. The article is accompanied by photographs of objects of study made by the author with a digital microscope.

Key words: digital microscope, reproduction and development of plants, the environment, primary school pupils.

К началу XXI века человечество расширило способы познавательной деятельности, накопило огромный запас научной информации во всех областях знаний. Школа не может игнорировать это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.