УДК 796 ББК 75.1
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Шамсутдинов Ш.А.
В работе рассмотрены актуальные вопросы методики физической подготовки юношей старших классов общеобразовательных школ к военной службе. В представленной методике использован комплексный подход в развитии физических качеств допризывников с использованием регионального и национального компонентов, позволяющая повысить уровень физической подготовленности в соответствии с требованиями Российской Армии.
Актуальность: Здоровье человека стало
самым незащищенным среди жизненных приоритетов [1; 2]. Каждый четвертый ребенок приходит в первый класс уже с патологией, а среди выпускников школ не более 10% могут считаться относительно здоровыми [3]. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой.
Как отмечается во многих исследованиях, более 30 % юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 12 лет количество годных к военной службе сократилось с 92 % до 67 %. Более 40% выпускников общеобразовательных школ не могут выполнить самых низких нормативов по физической подготовке [4; 5; 6; 7].
Сокращение сети физкультурно-
оздоровительных учреждений, спортивных клубов привело к снижению двигательной активности школьников, и как следствие, к развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодежи.
Возросшие требования к уровню физической и психологической подготовленности будущих воинов обусловлены появлением новых видов вооружения, предполагают повышенную всестороннюю подготовку допризывной молодежи в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с тем, анализ теоретических источников и практика физической подготовки допризывной молодежи в общеобразовательных школах показывают наличие явных противоречий:
1. Между потребностью государства в повышении боеготовности вооруженных сил и существующим низким уровнем физической подготовленности допризывной молодежи общеобразовательных школ;
2. Наличием нормативно-правовых
документов по физической подготовке молодежи допризывного возраста и отсутствием методического обеспечения для их реализации.
Анализ литературных источников и выявленные
противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как осуществить
физическую подготовку допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы с учетом требований современной Российской Армии.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать методику физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы.
Организация и методы исследования. В соответствии с целью исследования разработана модель определяющая ценностные ориентации к военной службе, структуру, принципы построения, формы физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы, организационные и психолого-педагогические условия реализации (см. схема 1).
Содержание программного материала, как известно, состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.
При планировании вариативной части программы в нашей исследовательской работе были введены следующие виды программного материала для экспериментальных групп (см. табл. 1).
Разработанная нами методика характеризуется следующими положениями:
1. Включение теоретического раздела с целью повышения ценностных ориентаций допризывной молодежи к военной службе основывается на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, воинский долг, воинская честь.
2. Увеличение объема циклических упражнений аэробного характера построенной на принципах спортивной тренировки в подготовительной части урока.
3. Применение «силового блока» на каждом уроке для воспитания силовых способностей, по методу «круговой тренировки».
4. Внедрение национального и регионального компонента в планировании учебного материала (борьба куреш, русская лапта, гиревой спорт).
Схема 1. Модель методики физической подготовки допризывной молодежи
Таблица 1
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при
двухразовых занятиях в неделю
№ п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
11-й класс
1. Базовая часть 58
1.1. Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2. Спортивные игры 14
1.3. Г имнастика с элементами акробатики 12
1.4. Легкая атлетика 14
1.5. Лыжная подготовка 12
1.6. Элементы единоборств 6
2. Вариативная часть 10
2.1. Национальная борьба куреш 4
2.2. Спортивная игра «Лапта» 2
2.3. Г иревой спорт 4
На начальной стадии исследования была проведена диагностика исходного уровня физической подготовленности допризывной молодежи в контрольной и экспериментальных группах по 11 показателям.
Анализ состояния физической
подготовленности допризывной молодежи школ г. Стерлитамака на начало исследования (сентябрь 2004 г.) показал, что в контрольной группе (п = 43) и экспериментальной (п = 41) нет существенных различий по основным физическим качествам. Для исследования физической подготовленности допризывников применялось педагогическое тестирование основных физических качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости. В батарею тестов физической подготовленности вошли: бег 100 м, кистевая динамометрия (КД), подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, челночный бег 10х10 м, метание гранаты 700 г, бег 3000 м, тест Купера, индекс модифицированного степ-теста (ИМСТ), максимальное потребление кислорода (МПК) по номограмме Аз1хапё.
Результаты и их обсуждение. По
результатам педагогического воздействия по разработанной нами методике физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы выявлено
целенаправленное совершенствование уровня физической подготовленности в
экспериментальной группе в соответствии с нормативными требованиями Российской Армии (см. гистограмму 1).
В каждой четверти в течение учебного года нами проводился хронометраж и определялась моторная плотность урока, как в
экспериментальной, так и в контрольной группах. При использовании разработанной нами методики физической подготовки моторная плотность урока составила 70-73% в экспериментальной группе, в контрольной группе - 48-53%.Высокая моторная плотность в экспериментальной группе показывает, что уроки носили учебно-тренировочный характер и позволили повысить уровень физической подготовленности допризывников на более высокий уровень по сравнению с контрольной группой.
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Гистограмма 1. Динамика изменения показателей физической подготовленности допризывников в экспериментальных и
контрольных группах
Для выявления изменения отношения
допризывников к военной службе было проведено повторное анкетирование как в экспериментальной (п=41), так и в контрольной группах (п=43). На вопрос анкеты Желаете ли Вы служить в Российской Армии? были получены следующие ответы:
- очень желаю, ЭГ - 15%, КГ - 5%;
- скорее желаю, чем не желаю, ЭГ - 58%, КГ -39,7%;
- не желаю, ЭГ - 27%, КГ - 55,3%;
Включение в методику физической
подготовки теоретического раздела направленного на патриотическое воспитание, активизация
внимания на повышение уровня физической подготовки, знание нормативных требований
Российской Армии к физической подготовленности военнослужащего изменили ценностные ориентации допризывной молодежи к военной службе.
Выводы:
1. Данные медицинской комиссии городского военкомата г. Стерлитамака, свидетельствуют о том, что более 30 % юношей не смогут проходить службу по причине неудовлетворительного состояния здоровья; и этот факт согласуется со среднестатистическими данными по Российской Федерации. Уровень физической подготовки значительно отстает от норм требований, предъявляемых современной Российской Армией по всем показателям.
2. Проведенное нами исследование показало необходимость создания организационных, психолого-педагогических условий физической подготовки молодежи к военной службе в числе которых:
- организация воспитания патриотизма и гражданственности;
- стимулирование интереса к военной службе;
- использование системного и комплексного подходов и др.
3. Реализация разработанной методики показала в результате значительно возросший
уровень физической подготовленности
допризывной молодежи, так, в частности, в показателе на выносливость (бег 3000 м) в ЭГ прирост составил 11,32 %, в КГ - 3,63 %, по силовым показателям (подтягивание на перекладине) в ЭГ - 84,54 %, в контрольной -17,18 %, моторная плотность повысилась с 40 % до 70-73 % в ЭГ. Отмечен возросший уровень желающих служить в Российской Армии в ЭГ с 44,2 до 73 %, в КГ показатели остались на прежнем уровне.
ЛИТЕРАТУРА
Козлов В.Н. Реформа школы и научные проблемы физического воспитания / В.Н. Козлов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон // Физическая культура в школе.- 1984.- № 9.- С. 2-6.
Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /
Ю.К. Чернышенко.- Краснодар, 1998.- С. 21-25.
Сосницкий В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Сосницкий.- Волгоград, 2000.- 22 с.
Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод. пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003.- 526 с.
Новосельский В.Ф. Физическая подготовка допризывников / В.Ф. Новосельский.- Киев: Здоровья, 1985.- С. 67.
Пеганов Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16-17 лет с учетом требований ВС СССР: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Пеганов. - М., 1991. - 23 с. Шамсутдинов Ш.А. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с юношами Х-Х1 классов общеобразовательной школы (в помощь учителю физической культуры) / Стерлитамак. - Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. - 79 с.
1
2
3
4
5
6
Поступила в редакцию 09.06.06 г.