Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодежи как одно из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. (по материалам Иркутской области и Бурятской АССР)'

Военно-патриотическое воспитание молодежи как одно из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. (по материалам Иркутской области и Бурятской АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
993
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная молодежная политика / ВЛКСМ / ДОСААФ / военно-патриотическое воспитание / клубы интернациональной дружбы / ГТО / военно-спортивные игры / state youth policy / All-Union Leninist Young Communist League / Voluntary Association for Assistance to Army / Air Force and Navy / military-patriotic education / international friendship clubs / Ready for Labor and Defense / military sports games

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головоненко Дмитрий Владимирович

Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию молодежи как одному из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. в районе нового освоения Иркутской области и Республики Бурятия. Автор выделяет и анализирует основные формы работы по военно-патриотическому воспитанию в исследуемый период и делает вывод, что опыт комсомола необходимо использовать в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головоненко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with one of the main directions of the state and public organisations' activity in the 50s-80s in the area of new development Irkutsk Region and the Buryat Republic, namely to the military-patriotic education. The author identifies and analyses the basic forms of military-patriotic education in the period of study, and concludes that the experience of the Komsomol Organisation should be used nowadays.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодежи как одно из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. (по материалам Иркутской области и Бурятской АССР)»

Using the Tambov region as an example we display in this paper some of the problems of the Soviet agriculture during the Great Patriotic War, in particular: the state of cattle-breeding as it has played the key role in supplying the front and light industry with food and resources. We have shown the movement of the collective farm herd, the reasons of mass cattle plague and tightly connected to this difficulties in fulfilling the plans of state mandatory meat and milk supplies, and activities of the regional authorities towards overcoming these agricultural problems.

Key words: war, Tambov region, agriculture, cattle-breeding, state storage.

УДК 94(47).084.9

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 19501980-е гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И БУРЯТСКОЙ АССР)

Д.В. Головоненко, аспирант кафедры истории Братского государственного университета

Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию молодежи как одному из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. в районе нового освоения - Иркутской области и Республики Бурятия. Автор выделяет и анализирует основные формы работы по военно-патриотическому воспитанию в исследуемый период и делает вывод, что опыт комсомола необходимо использовать в современных условиях.

Ключевые слова: Государственная молодежная политика, ВЛКСМ, ДОСААФ, военнопатриотическое воспитание, клубы интернациональной дружбы, ГТО, военно-спортивные игры.

Основу государственной политики составляют стратегические ориентиры. В государстве важен момент общего (или интегрированного) интереса и воли большинства граждан. Отсюда предельная актуальность государственной политики, которая должна закрепляться государственно-правовыми структурами, быть известной и понятной обществу.

Какой бы ни была государственная политика по конкретным характеристикам и приоритетам, она может быть только комплексной, охватывающей все сферы человеческой жизнедеятельности. При всем базисном характере экономики ее уровень и развитие определяются как собственно экономическими источниками и факторами, так (в не меньшей мере) и политическими, социальными, правовыми, национальными, нравственными, психологическими и многими другими регуляторами сознания и поведения человека. Забывать об этом - значит заранее лишать себя возможности управлять общественными процессами.

Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики государства -молодежная политика, нацеленная на создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений, инициатив. Главная цель молодежной политики - обеспечить экономические условия и правовые гарантии для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации как в интересах отдельной личности, так и общества в целом. В исследуемый период государственные и общественные организации, опираясь на богатый исторический опыт служения Отечеству, сформировали формы и методы военно-патриотического и интернационального воспитания молодого поколения, обогатили его содержание.

В середине 1950-х гг. начинается новый этап в молодежной политике. Одним из важных направлений деятельности партийных и общественных организаций в этот период стало военнопатриотическое воспитание.

Основными целями патриотического воспитания в 1950-1980-е гг. было формирование у молодого поколения идейно-политических и морально-психологических качеств [1], воспитание патриотизма [2], готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь делу защиты своей Родины и интернационализма. Об этом свидетельствуют создание клубов интернациональной дружбы [3], масштабное развитие молодежного международного туризма [4] и участие в международных молодежных движениях - тесные связи с Монгольской Народной Республикой, Японией, ГДР, Кубой, Индокитаем и другими странами. В корне перестроилась «политиковоспитательная работа среди молодежи» [5], усилилось «коммунистическое воспитание молодежи» [6].

Военно-патриотическим воспитанием молодежи занимались школы, вузы, техникумы и училища, партийные руководящие органы районов, городов, крупных промышленных объединений, местные Советы народных депутатов [7]. В жизнь прочно вошли такие формы работы с призывной и допризывной молодежью, как лекции, беседы и доклады на патриотические темы, тематические вечера о боевых традициях Советских Вооруженных Сил, о подвигах наших воинов в годы Гражданской и Отечественной войн, совместные собрания призывников и родителей, торжественное празднование великих побед нашего народа, проводы призывников в ряды Советской Армии [8].

С 1960-х гг. деятельность общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения перестает носить разобщенный характер и начинает координироваться комитетами партии и комсомола [9].

Под руководством партийных комитетов создавались структуры, в работе которых непосредственно участвовали комсомольские организации: комиссии по делам молодежи и несовершеннолетних при исполкомах районных, городских и областных Советов депутатов трудящихся, при комитетах профсоюзов, при органах внутренних дел (юные друзья милиции, оперативные комсомольские отряды дружинников), военно-патриотические, военно-спортивные клубы [10]. Значительную работу по воспитанию молодежи на революционных и боевых традициях народа проводил областной Клуб революционной, боевой и трудовой славы при ОК ВЛКСМ. Созданный в 1964 г. клуб насчитывал более 500 чел. [11]. Традиционными стали Всесоюзные военно-спортивные игры «Орленок» [12] и «Зарница». Так в 1969 г. команда Бурятской АССР во Всесоюзной военно-спортивной игре «Зарница-69» поделила 3-е и 4-е места с командой Татарской АССР [13].

Одним из наиболее важных условий формирования патриотизма у молодежи и готовности юношей к службе в армии была деятельность комсомола в сфере подготовки молодых граждан к защите Отечества: принятие совместных решений с общественными и государственными объединениями и организациями - ДОСААФ [14], военкоматами, Союзом ветеранов, творческими союзами, спортивными организациями, средствами массовой информации, местными органами власти; проведение совместных мероприятий; представительство комсомола в руководящих органах общественных организаций; помощь районных и городских организаций ВЛКСМ учебным заведениям в проведении акций военно-патриотического характера [15].

При подведении итогов воспитательной работы одним из важных показателей было вовлечение молодежи в ДОСААФ.

Анализ архивных документов государственных, политических и общественных организаций Иркутской области и Бурятской АССР позволил выявить целый комплекс интересных форм и методов военно-патриотической работы. Это проведение в школах уроков мужества, сборов, посвященных героям-комсомольцам, встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, ударниками пятилеток, открытие музеев и уголков боевой и трудовой славы в учебных заведениях, создание летописей предприятий.

К июню 1972 г. на 12 предприятиях и в ряде школ Республики Бурятия были созданы музеи боевой и трудовой славы. Интересен опыт работы музея славы, созданного руками учащихся 52-й школы г. Улан-Удэ. Каждый год 1 сентября занятия начинались здесь уроками мужества. Следопыты школы установили переписку со многими маршалами Советского Союза и однополчанами Героя Советского Союза полковника В.Б. Борсоева [16]. Кроме того, школьники организовывали месячники оборонно-массовой работы [17], митинги в День Победы у памятников и обелисков, создавали пионерско-комсомольские посты, проводили с 1 по 7 ноября Неделю революционной славы, спортивные игры, вели наглядную агитацию, участвовали в деятельности молодежно-лекторских групп с помощью стенной печати, в художественной самодеятельности, шефствовали над ветеранами, были активными участниками следопытского (поискового) и тимуровского движения [18]. В частности, в 1968 г. в усть-илимской школе в дружине им. В. Комарова проведен сбор «Помни их имена», посвященный героям-комсомольцам [19]. В 19691970 гг. в Иркутской области проведена операция «Чукотка», которая включала сбор денежных

средств (в основном за счет сбора металлолома и макулатуры) и изготовление подарков чукотским детям [20].

Партийные организации Кяхтинского района Бурятской АССР развернули массовополитическую работу в соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О 30-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Агитаторы, политинформаторы, лекторы в своих выступлениях особое место уделяли идейной, нравственной закалке молодежи на славных боевых и трудовых традициях нашего народа, на примерах верности советских людей долгу перед Родиной, трудовой чести, неразрывной связи героического прошлого с сегодняшним днем, с подвигом на фронтах пятилеток [21, с. 24].

Итоги исследования подтверждают, что в системе военно-патриотического воспитания молодежи тех лет развивались три основных направления:

1. Воспитание у комсомольцев и молодежи любви к Родине, патриотизма, верности боевым и трудовым традициям советского народа. В 1983 г. комсомольцы и пионеры активно поддержали решение ЦК ВЛКСМ о проведении Всесоюзной поисковой экспедиции советской молодежи «Летопись Великой Отечественной». Во Всесоюзную поисковую экспедицию включились комсомольские и пионерские организации всех школ Улан-Удэнского района, многих колхозов, совхозов, предприятий и учреждений [22].

2. Подготовка допризывной и призывной молодежи к службе в армии, воспитание высоких морально-политических качеств[23], военно-техническое обучение. Комсомольские организации республики под руководством партийных органов проделали определенную работу по военнопатриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к службе в Вооруженных Силах СССР. В практику совместной работы военных комиссариатов досаафовских и физкультурных организаций прочно вошли такие формы, как проведение соревнований по многоборью комплекса ГТО, организация торжественных проводов в армию. Тысячи призывников участвовали во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа, в комсомольской военно-спортивной игре «Орлёнок» [24].

3. Укрепление и развитие шефских связей с воинскими частями. Многие крупные промышленные предприятия Иркутской области и Бурятской ССР шефствовали над пограничными заставами, имели тесные связи с воинскими частями. Шефские связи использовались для совершенствования военно-патриотического воспитания комсомольцев и пионеров, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР. Среди допризывной молодежи разворачивали социалистическое соревнование за право быть направленным по комсомольской путевке на службу в подшефную воинскую часть [25].

Эти направления деятельности базировались на ряде основополагающих принципов: связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе и через коллектив, уважение к личности молодого человека в сочетании с разумной требовательностью к нему, соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям [26, с. 21-22].

Вопросы военно-патриотического воспитания неизменно находились в центре внимания комсомола. Еще в 1966 г. XV съезд ВЛКСМ рекомендовал комсомольским организациям республик, краев и областей раз в 2-3 года проводить всесоюзные юношеские фестивали -смотры трудовых, культурных и спортивных достижений молодежи. Предполагалось, что это позволит привлечь к активной деятельности комсомола сотни тысяч молодых людей в городах и селах страны [27, с. 29-30].

В дальнейшем, реализуя указания партии и решения своих съездов (XVI, XVII), ЦК ВЛКСМ разработал ряд рекомендаций комитетам комсомола.

Во-первых, расширение сети оборонно-спортивных оздоровительных лагерей (ОСОЛ), юношеских военно-спортивных объединений. В 1966 г. впервые в Республике Бурятия был открыт республиканский оборонно-спортивный лагерь им. Героя Советского Союза полковника В.Б. Борсоева. За время работы лагеря боевую и политическую подготовку в нем прошли более 500 чел. В лагере ребята изучали материальную часть стрелкового оружия и участвовали в практических стрельбах, знакомились с Уставом Вооруженных Сил, осваивали основы строевой подготовки, учились работать на полевых радиостанциях. Из числа юнармейцев готовились мотоциклисты, инструктора-общественники по плаванию, проводились встречи с интересными людьми. Надолго запомнилась ребятам встреча с боевыми соратниками Героя Советского Союза полковника В.Б. Борсоева. Результаты деятельности лагеря показали, что юнармейцы получили соответствующую политическую подготовку, хорошую физическую закалку, ознакомились с Уставами Советской Армии [28].

Во-вторых, проведение районных, городских, областных и всесоюзных финалов военноспортивных игр «Орленок» и «Зарница». Так например, в 1975 г. юнармейский отряд-победитель (25 чел.) школы № 40 г. Улан-Удэ стал участником VI Всесоюзного финала военно-спортивной игры «Зарница» в г. Ленинграде [29].

В-третьих, развитие комсомольских фестивалей военно-патриотической песни. В 1967 г. в усть-илимской средней школе проводились конкурсы на лучшее исполнение революционных песен и песен Гражданской войны, на лучшую юбилейную газету (в честь 50-летия Советского государства), вечер, посвященный Великому Октябрю [30].

В-четвертых, проведение Недели Военно-Морского Флота [31] и Недели Военно-Воздушных

Сил.

Идейной основой военно-патриотической работы были исторические традиции - воспитание подрастающего поколения на ярких исторических примерах героического прошлого нашей страны, народов СССР. Теме воспитания на традициях бережного отношения к их истокам - патриотизму, мужеству, героизму советских людей партийные и советские органы, средства массовой информации придавали большое и непреходящее значение.

Исследования показывают, что в центре всей системы воспитания в 1950-1980-е гг. было постоянное обращение к беспримерному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, к историческим фактам беззаветной любви молодых граждан к Родине, бессмертным примерам их массового героизма на фронте и в тылу.

В Иркутской области и Республике Бурятия широкое развитие получили такие интересные формы работы, как шефство над воинскими частями и боевыми кораблями Вооруженных Сил [32], ветеранами войны, акции «Равнение на подвиг», «Подвигов отцов будем достойны», «Вечная слава героям!», «Солдат всегда на страже мира» [33], движение среди призывников за право служить на подшефных заставах в подразделениях, где в списки личного состава навечно занесены имена героев-земляков [34], праздники песни и строя, встречи солдат - выпускников той или иной школы, отслуживших в рядах Вооруженных Сил [35]. Военно-патриотическая работа особенно активизировалась в годы юбилеев Советской Армии [36].

В рассматриваемый период важное значение приобретает культурно-просветительская работа. В школах, учреждениях культуры создаются постоянно действующие лектории, народные университеты культуры, устные журналы, кинолектории, проводятся организованные ленинские чтения. Комитеты комсомола совместно с отделами культуры принимают энергичные меры по развитию сети клубных учреждений: 42 сельских клуба преобразованы в Дома культуры, 14 красных юрт - в автоклубы. На промышленных предприятиях становятся популярными патриотические мероприятия «Посвящение в рабочий класс», «Я - гражданин Советского Союза» и др. [37].

Комитеты комсомола предприятий, совхозов и колхозов вели активную работу по приобщению молодых рабочих, тружеников полей и ферм к истории страны, ее героическому прошлому. Бойцы строительных отрядов - студенты институтов и техникумов края в периоды третьего трудового семестра в свободное от основной работы время помогали местным комсомольцам и пионерам ухаживать за памятниками и обелисками героям войны, заготавливали ветеранам дрова на зиму, ремонтировали их дома, приводили в порядок скверы, парки, дворовые постройки, выступали в сельских клубах и районных домах культуры с шефскими концертами, активно помогали в уборке урожая.

Не оставался в стороне от патриотического воспитания и кинопрокат. Для молодежи организовывались кинопоказы идеологических лент о героических подвигах молодежи: «Юность наших отцов» по мотивам рассказа А. Фадеева «Разгром», фильм «По ту сторону», поставленный по повести В. Кина и рассказывающий о подвигах комсомольцев-дальневосточников, и др. [38].

Неотъемлемой частью работы по военно-патриотическому воспитанию, проводимой ЦК ВЛКСМ, стали всесоюзные походы по местам боевой славы. Они давали возможность широким массам молодежи глубже понять историческое прошлое Родины, раскрыть величие подвигов нашего народа, а также позволяли привлечь к работе по героико-патриотическому воспитанию ветеранов революции, войны и труда. Так, только за летний период 1966 г. более 2000 школьников Бурятской Республики побывали на 56 маршрутах, связанных с историческим прошлым края, с революционными событиями Гражданской войны, с первыми артелями и коммунистами времен коллективизации [39].

Походы давали возможность молодым людям применить свои силы на деле, найти увлекательную идею, наиболее полно раскрыть свои способности и использовать их во благо общества и родины.

Следует подчеркнуть, что каждый из этапов Всесоюзного похода обязательно посвящался значимым датам в истории нашей страны.

В целях усиления политико-воспитательной и военно-патриотической работы среди призывной и допризывной молодежи райкомы ВЛКСМ ежегодно проводили собрания, вечера встреч с героями войны и труда, руководящими работниками партийных и комсомольских органов [40].

Операция «Дорогой героев», посвященная 60-летию Вооруженных Сил СССР, - один из примеров эффективных форм военно-патриотического, физического воспитания, начальной военной подготовки учащейся и работающей молодежи. В операции приняли участие 34 287 учащихся средних школ, профтехучилищ, техникумов, рабочих предприятий, совхозов и колхозов, сформировавших 291 батальон, 1 830 взводов, 3 117 отделений. Молодежь республики бережно охраняла памятники, проводила торжественные мероприятия.

В экспедиции «Моя Родина - СССР» участвовало 5 442 экспедиционных отряда, объединивших в своих рядах 106 467 учащихся. Все отряды работали по конкретным заданиям. Ребятами было много сделано по розыску воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны [41].

Тематические экспедиции молодежи, признанные одной из удачных форм военнопатриотического воспитания, стали составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа [42, с. 213].

Анализ показывает, что походы как форма работы комсомола по воспитанию молодого поколения на героических традициях прошлого возникли еще в 1930-е гг., но свое второе рождение всесоюзные походы получили в 1960-е гг. Тренировочные походы, теоретические занятия, военизированные игры предшествовали основному походу, важным моментом которого являлось то, что сам поход не был самоцелью, не заслонял других мероприятий.

Наоборот, идея похода вдохновляла молодежь, каждому хотелось принять личное, непосредственное участие в общественно полезных и благотворительных делах, помочь ветеранам по хозяйству, посадить деревья, обновить обелиск.

Важно подчеркнуть, что в такие походы брали только тех мальчишек и девчонок, кто активно участвовал в общественно полезном труде и отлично учился, кто делом доказывал верность традициям отцов и дедов. Право пройти по пути славы отцов надо было заслужить. Это было принципом юнармейцев.

Подготовка к походам усиливала внимание к вопросам краеведения: изучалась история края, организовывались встречи с ветеранами, создавались уголки боевой и трудовой славы, открывались новые музеи.

Борясь за мир и разоружение, осуществляя сотрудничество с прогрессивной молодежью мира, комсомольские организации Восточной Сибири привлекали юношей и девушек к участию в таких крупных интернациональных мероприятиях, как Всемирная кампания «Юность обличает империализм», «Советская молодежь - юному поколению Вьетнама», «Марш мира и протеста», всемирные фестивали молодежи и студентов, участие в пополнении Советского фонд мира и др. Денежные средства, вносимые в СФМ, были заработаны юношами и девушками в рабочее время на производстве, а также на воскресниках и субботниках [43].

Проанализировав основные направления в работе государственных и общественных организаций с молодежью (в рассматриваемый период), автор пришел к следующим выводам. Исходя из нынешних реалий сегодняшних проблем в сфере жизни российского общества, важно использовать весь позитивный опыт в воспитании молодежи, накопленный в СССР во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг.

Следовательно, изучение опыта государственных и общественных организаций по работе с молодежью и извлечение из него уроков представляет интерес для современной практики, тем более что большинство проблем нынешнего общества не имеет аналогов в нашей истории, а опыт зарубежных стран не всегда можно адекватно перенести в нашу действительность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. Оп. 16. Д. 8. Л. 39-41.

2. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 4. Л. 3.

3. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. П-36. Оп. 5. 10, Д. 19. Л. 50-51.

4. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 6. Д. 5. Л. 188.

5. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 1. Д. 4045а. Л. 38-40.

6. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 1. Д. 4112. Л. 41, 42, 45.

7. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 28. Д. 68. Л. 2.

8. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 1. Д. 4111. Л. 3.

9. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 1. Д. 4111. Л. 4, 6, 11, 12, 20.

10.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 3. Д. 23. Л. 31-32.

11.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 3. Д. 25. Л. 33-35.

12.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 19. Д. 62. Л. 5.

13.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 4. Д. 30. Л. 210.

14. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 7. Д. 3. Л. 84, 95.

15.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 28. Д. 68. Л. 5.

16.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 7. Д. 3. Л. 95.

17.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 6. Д. 3. Л. 67-68.

18.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 28. Д. 68. Л. 1-2.

19.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 7. Л. 1.

20.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 1. Л. 3.

21.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 18. Д. 50. Л. 10-11.

22.Блокнот агитатора (Улан-Удэ). 1975. № 5.

23.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 3. Д. 56. Л. 46, 47, 49.

24.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 19. Л. 5.

25.НАРБ.Ф. П-36. Оп. 18. Д. 55. Л. 12-13.

26.Военно-патриотическое воспитание молодежи: сб. материалов участнику секции XIX съезда ВЛКСМ «Физическое и военно-патриотическое воспитание молодежи. Комсомол и Советские Вооруженные Силы». М., 1982.

27.XV съезд Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи: стенографический отчет. М., 1966.

28.Строитель БАМ. 1980. 8 мая.

29.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 3. Д. 42. Л. 48-49.

30.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 10. Д. 7. Л. 126.

31.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 1. Л. 2.

32.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 9. Д. 13. Л. 11-22.

33.Правда Бурятии. 1958. 29 окт.

34.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 1. Л. 4.

35.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 4, Л. 7-9.

36.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 7. Л. 18, 43, 44.

37.ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 16. Д. 1. Л. 3.

38.Послание комсомольцев Железнодорожного района 1968 г. к комсомольцам 2018 г., замурованное в Памятнике воинам Бурятии, павшим смертью героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Комсомольской площади г. Улан-Удэ, 25 окт. 1968 г.

39.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 5. Д. 20. Л. 117, 119-120.

40.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 3. Д. 56. Л. 46, 47, 49.

41.НАРБ. Ф. П-36. Оп. 13. Д. 135. Л. 1-2.

42.Васютин Ю.С., Криворотенко В. Г. С пользой для военного дела / под ред. Ю.С. Васютина, В. Г. Криворотенко. М., 1987.

43. НАРБ. Ф. П-36. Оп. 5. Д. 2. Л. 30.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH AS ONE OF THE MAIN ARES OF ACTIVITY OF STATE AND PUBLIC ORGANISATIONS IN THE 1950-1980S (BASED ON THE MATERIALS OF IRKUTSK REGION AND BURYAT ASSR)

D.V. Golovonenko, Postgraduate student of the Department of History of Bratsk State University

This article deals with one of the main directions of the state and public organisations' activity in the 50s-80s in the area of new development - Irkutsk Region and the Buryat Republic, namely to the military-patriotic education. The author identifies and analyses the basic forms of military-patriotic education in the period of study, and concludes that the experience of the Komsomol Organisation should be used nowadays.

Key words: state youth policy, All-Union Leninist Young Communist League, Voluntary Association for Assistance to Army, Air Force and Navy, military-patriotic education, international friendship clubs, Ready for Labor and Defense, military sports games.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 93/94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.