ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
УДК 372.8/94
В. А. КУТЕПОВ С. В. РЫБАКОВ
Омский государственный технический университет
Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1968-1991 гг.)
В нашей стране патриотическое воспитание молодежи всегда было и всегда будет актуальной темой. Одним из важнейших направлений воспитательной работы является военно-патриотическое воспитание, призванное внести решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Для того чтобы деятельность в этом направлении была успешной, необходимо обращаться к историческому опыту, т. е. к лучшим достижениям военно-патриотического воспитания (ВПВ) в советский период российской истории. В данном случае имеется в виду временной отрезок с конца 60-х до начала 90-х гг. ХХ в., когда военно-патриотическое воспитание молодежи и в целом по стране, и в отдельных ее регионах достигло наибольшего уровня развития и эффективности.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, школьники.
Военно-патриотическому воспитанию1 в нашей стране серьезное внимание уделялось и в дореволюционной (после поражения в войне с Японией 1904 — 1905 гг.), и в советской школе. В 1911 г. в школьных программах появился предмет под названием «Подготовка к военной службе», ставший обязательным. Его главные задачи были сформулированы следующим образом: «Духовно и физически подготовить юношей к предстоящей службе в рядах армии; укрепить в них любовь к царю и Родине, приверженность к закону и порядку; развить физически, ознакомить с военным строем и с воинскими дисциплинами» [1, с. 12— 14].
На «словесных» уроках детям рассказывалось об истории Отечества, войнах русского народа за свою независимость. Прививались понятия о мужестве, великодушии, честности, справедливости, правдивости, а также о дисциплине, трезвости, вежливости, опрятности, бережливости. На практических занятиях ребят обучали действиям при оказании помощи в несчастных случаях и стихийных бедствиях (пожар, наводнение и т.п.). Школьники изучали обязанности дежурного, учились отдавать рапорт, команды, приказания, ответы на приветствия, на благодарность. На строевых занятиях они осваивали стойки, повороты, маршевую ходьбу и бег.
После победы Октябрьской революции, наряду с другими проблемами, остро встал вопрос об организации вооруженной защиты первого в мире социалистического государства. 22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет о введении допризывной военной подготовки. В связи с этим Наркомпрос дал указание своим органам на местах принять надлежащие меры к постановке военно-физического воспитания детей и молодежи как одного из условий пополнения Красной Армии подготовленными бойцами и создания ее резервов. Важное место в деле военно-патриотического воспитания заняло изучение школьниками общественных дисциплин. Наркомпрос в своих указаниях от 2 августа 1928 г. «О воспитательной и обра-
зовательной работе трудовой школы в связи с задачами обороны страны» отмечал, что «подготовка учащейся молодежи к защите Советского государства проводится и должна проводиться не эпизодически, не в виде кампаний или специальных курсов военных наук, вводимых в школе, а как система, органически вошедшая в систему социального воспитания и образования» [2, с. 3 — 6].
Введение в школах начальной и допризывной военной подготовки в 1939 г., согласно закону о всеобщей воинской обязанности [3], позволили значительно повысить качество военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Особое внимание военно-патриотическому воспитанию учащихся уделялось в годы Великой Отечественной войны: перед школой как никогда остро стояла задача внести свой вклад в непосредственную подготовку молодежи к защите Родины. Военное обучение в тот период было теснейшим образом увязано со всей учебно-воспитательной работой.
В послевоенный период формы и методы военнопатриотического воспитания получили свое дальнейшее развитие. Однако в 1962 г. начальная военная подготовка была отменена, что привело к сворачиванию работы по изучению героических подвигов советского народа, военно-физкультурной работы, к закрытию кружков по военно-техническим видам спорта, к прекращению военно-спортивных игр.
Хорошо, что возникшие существенные пробелы в военно-патриотической работе были своевременно замечены. О необходимости ее улучшения говорилось уже на июньском (1963 г.) Пленуме ЦК КПСС. Важным документом, нацеливающим школы, органы народного образования, комсомольские организации, организации ДОСААФ на проведение этой работы, явилось совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и ЦК ДОСААФ «О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах» [4].
Формы военно-патриотического воспитания
Первая группа Общие формы политического воспитания: — сеть политической учебы, партийного и комсомольского просвещения, политические информации; — лекции; — беседы; — доклады; — организованное прослушивание, просмотр радио- и телепередач и т.д.
Вторая группа Внеклассная работа: — походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа; — юнармейские движения; — военно-спортивные игры «Пехотинка», «Гайдаровец», «Зарница», «Орленок»; — участие в работе патриотических клубов, объединений, школ, военноспортивных лагерей, поисковая работа и т.д.
Третья группа Формы воздействия на чувства и эмоции: — митинги, массовые театрализованные мероприятия; — встречи с ветеранами; — посещение выставок военной техники и оружия, музеев.
Четвертая группа Формы практического участия: — создание материально-технической базы военно-технического обучения, оформление наглядной агитации, стендов; — почетная вахта у Вечного огня; — забота и уход за памятниками героям; — сбор музейных экспонатов; — шефство над ветеранами и инвалидами войны и труда; — шефство над воинскими частями и боевыми кораблями ВС; — акции «Равнение на подвиг», «Подвигов отцов будем достойны»; — движение среди призывников за право служить на подшефных заставах и кораблях, носящих имя родного города или края, в подразделениях, где в списки личного состава навечно занесены имена героев-земляков.
Постановлением рекомендовались и конкретные формы военно-патриотического воспитания: отряды юных друзей Советской Армии и пограничников; клубы и секции юных космонавтов, ракетчиков, моряков, дзержинцев; комнаты и уголки боевой славы; походы по местам боев; военизированные игры; вечера и конференции на военно-патриотическую тему. Внедрение этих мер было, безусловно, нужным, однако недостаточным для того, чтобы поднять качество призывного контингента на необходимый уровень. Требовалось вернуть начальную военную подготовку в учебный план средней школы.
После того, как в 1968 г. НВП была возвращена в школу, военно-патриотическая работа значительно оживилась. При этом следует отметить, что еще до введения НВП в старших классах для учеников среднего школьного звена была разработана система внеклассных мероприятий по военной подготовке. В ее основе была стрелковая подготовка, которая проводилась с учащимися 4 — 8 классов: ученики 4 — 6 классов упражнялись в стрельбе из пневматической винтовки, а старших классов — из малокалиберной.
Важным шагом в теоретическом осмыслении опыта военно-патриотического воспитания стали научнопатриотические конференции, организованные Министерством просвещения СССР, Академией педагогических наук СССР, Министерством просвещения РСФСР, Центральным Советом Педагогического общества РСФСР во многих городах, областях и союзных республиках нашей страны. При Министерстве просвещения РСФСР был создан научно-методический совет по военно-патриотическому воспитанию, а при Академии педагогических наук СССР — проблемный совет по патриотическому и интернациональному воспитанию, в составе которого имелась проблемная группа по военно-патриотическому воспитанию.
Анализ архивных документов крайОНО, обл-ОНО, военных комиссариатов Западной Сибири
дает возможность определить множество разнообразных форм военно-патриотической работы со школьниками, которые можно условно объединить в типовые группы (табл. 1).
Интересным и массовым мероприятием, проводимым по стране и отличавшимся сложностью структуры и длительностью проведения, являлся поход школьников по местам революционной, боевой и трудовой славы. В ходе этого патриотического движения обеспечивался комплексный подход, совершенствовались формы и методы воспитания, им придавалось актуальное, современное звучание. Каждый из этапов Всесоюзного похода посвящался важным датам истории страны, крупнейшим политическим событиям в жизни советского народа, связанных с рождением и развитием революционных, боевых и трудовых традиций.
В период с 1970 по 1980 г. в походах участвовали свыше 30 млн юношей и девушек. В результате работы юных патриотов в стране было открыто более 140 тыс. музеев, комнат и уголков боевой и трудовой славы, сооружено свыше 47 тыс. памятников и обелисков, подвиги 634 неизвестных героев страны перестали быть безымянными [5, с. 11].
Формирование патриотических чувств у школь -ников осуществлялось в ходе экспедиций «красных следопытов», прохождений партизанскими тропами, поисковой работы, встреч с ветеранами, тимуровской работы, операций «Алые звезды», «Никто не забыт и ничто не забыто», и т. д.
Тематические экспедиции молодежи были признаны одной из наиболее удачных форм военно-патриотического воспитания, они являлись составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа [6]. Заметное распространение эта форма воспитательной работы получила в школах Западной Сибири. Например, в г. Новосибирске были организованы «Клубы красных следопытов»
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
Количество школьников Западной Сибири, участвовавших в походах и экскурсиях по местам боевой, трудовой и революционной славы
Годы Алтайский край Омская область Новосибирская область Томская область Тюменская область Кемеровская область
Участвовали в походах, тыс. чел / *
1974 1978 1982 450/82,1 483/99,7 517/123,2 331/67,2 369/77,6 392/93,4 395/94,5 418/98,2 460/100,2 123/35,4 146/39,1 167/42,5 378/102,9 402/118,1 454/135,52 400/101 444/106,93 503/119,7
*из них учащихся школ, тыс. чел.
(наибольшей активностью отличился такой клуб в школе № 120). В школе № 1 г. Омска был организован клуб «Искатель», который объединял всех учащихся школы. В 1975 г. здесь работало 16 поисковых отрядов, которые проводили свою работу по маршрутам марша «Всегда готов», «Моя Родина — СССР», «Салют, Победа!». Повсеместно в Сибири организовывались отряды «Следопыты Октября» [7]. Реликвии военного времени, собранные в походах, в большинстве своем воплощались в экспонаты школьных музеев, комнат и уголков боевой славы.
О растущих масштабах походов, их популярности среди школьников свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2 [8].
Как следует из таблицы, количество школьников региона, участвовавших в походах и экскурсиях по местам боевой, трудовой и революционной славы в 1974 г., составляло 483 200 человека, в 1982 г. — 614 500 человек., т. е. за 8 исследуемых лет количество участвующих увеличилось на 22 процента.
Анализ архивных материалов приводит к выводу, что в регионе в 70-е — начале 80-х годов ХХ века не было ни одной средней школы, которая бы не включилась во Всесоюзный поход по местам боевой славы советского народа. И как важнейший итог: изучая боевой путь земляков, школьники организовывали шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.
Так, в Ленинском районе города Тюмени школьники установили шефство над 167 ветеранами и инвалидами войны и труда [9]. В Омской области распространенным стало движение «Ветеран живет рядом», в Кемеровской области — «Ветеранам — комсомольскую заботу». Только в г. Тайге Кемеровской области действовало 350 подобных команд [10].
Ежегодно в день рождения А. Гайдара школьники проводили слеты тимуровцев, на которых подводили итоги шефства. А оно было самым разнообразным: школьники помогали ветеранам копать картофель, заготавливать сено, пилили и кололи дрова, ходили в аптеки, магазины, держали связь с больницами, шефствовали над госпиталями для инвалидов Великой Отечественной войны [11].
Эти мероприятия укрепляли связь прошлого и настоящего, способствовали воспитанию у молодого поколения сибиряков гордости за героическое прошлое страны, формировали прочное историческое сознание, необходимое в жизни чувство ответственности за будущее страны.
Важное место в работе по военно-патриотическому воспитанию школьников в исследуемый период заняла военно-спортивная игра «Зарница»2, а в закреплении, расширении знаний и навыков по программе начальной военной подготовки учащихся IX — X классов — военно-спортивная игра «Орленок». Эти военно-спортивные игры получили все-
общий авторитет и признание, ежегодно в них участвовало несколько миллионов школьников.
В докладе заместителя заведующего отделом оборонной и спортивно-массовой работы ЦК ВЛКСМ В. М. Байбикова на пленуме Совета по ВПВ учащихся при Министерстве просвещения РСФСР, состоявшемся в июне 1977 г. в г. Омске, отмечалось: «Опыт показывает, что военизированные игры оказывают большое влияние на повышение успеваемости школьников по НВП, улучшение качества обучения будущего пополнения Советских Вооруженных Сил, выбор военной профессии. В школах Алтайского края стопроцентная успеваемость по НВП, подавляющее большинство юношей и девушек по этому предмету имеют хорошие и отличные оценки. Тысячи командиров и комиссаров юнармейских подразделений изъявили желание поступать в военные учебные заведения» [12, с. 74 — 77].
Действительно, цели и задачи военно-спортивных игр в школах Западной Сибири решались достаточно успешно. Анализируя отчетные документы краевых и областных штабов военно-спортивных игр, видим, что охват школьников мероприятиями плана военнопатриотического воспитания составлял от 50 до 90 процентов. Примером может служить информация о работе городского штаба военно-спортивной игры «Орленок» за 1981/82 уч. год в г. Тюмени [13]: «...В 30 школах города были сформированы юнармей-ские батальоны, объединившие 150 взводов с числом участников 4 500 человек. В 20 школах действовали школьные штабы военно-спортивной игры «Орленок». В течение года в военно-спортивных кружках обучались 2 500 человек. Нормы по стрельбе выполнили 1 009 человек, по медико-санитарной подготовке — 80 человек, по гражданской обороне — 200 человек [14].
Активно включились во Всесоюзную поисковую экспедицию «Летопись Великой Отечественной войны» 2560 юнармейцев. Ими было проведено:
— более 500 массовых мероприятий с числом участников 5 120 чел.;
— 98 туристских походов с числом участников 1200 чел.;
— 251 встреча с числом участников 3 254 чел.;
— 454 экскурсии в музеи и к памятникам (участников — 1 370 чел.);
— 78 тимуровских операций в помощь ветеранам войны и труда;
— 166 спортивных соревнований;
— 10 военно-спортивных игр на местности (участников — 840 чел.).
Кроме того, проводились соревнования по спортивному ориентированию, в которых участвовали 165 чел.; соревнования по разборке и сборке автомата с числом участников 50 чел. 350 юнармейцев сдали нормы ГТО.
Штаб игры «Орленок» контролировал службу на Посту №1. На территории Западной Сибири Вечный огонь горел в городах Тюмени, Новосибирске, Омске, Томске, Кемерове, Барнауле и др. Несение службы на Посту № 1 имело большое воспитательное значение.
За год службы на Посту № 1 вахту в Тюменской области пронесли все школы (около 1 250 человек). Городской штаб военно-спортивной игры широко пропагандировал свою работу в печати, радио и телевидении (5 статей в печати, 5 передач по радио, 3 передачи по телевидению). В неделю солидарности с 25 апреля по 2 мая на Посту № 1 стояли вместе с русскими школьниками и болгарские ребята3, которые обучались в школах № 4 и № 26 города Тюмени. Активизировалась работа в юнармейских батальонах школ. В результате проделанной работы увеличилось число юнармейцев, желающих поступить в военные училища [15].
Пост № 1 у мемориала Славы г. Барнаула был открыт по инициативе городского комитета комсомола 9 мая 1976 г. В школах города ежегодно разворачивалось соревнование по военно-патриотической работе за право первыми заступить на Пост № 1 у Вечного огня. Почетное право открыть пост № 1 было предоставлено караульному отряду средней школы № 78 — победителю соревнования. К середине 1980 г. около 10 тыс. пионеров и комсомольцев были удостоены права нести вахту памяти у Вечного огня. В любую погоду, зимой и летом, с оружием в руках лучшие ребята г. Барнаула с честью выполняли возложенную на них почетную обязанность — чтить память 14 тысяч барнаульцев, отдавших свою жизнь за Родину. Была разработана четкая система подготовки и проведения дежурства школ у мемориала Славы и организован штаб поста, в распоряжении которого находилось 250 комплектов юнар-мейской формы [16].
Горком ВЛКСМ совместно со штабом и райкомами комсомола составлял график дежурства районов. В свою очередь, райкомы ВЛКСМ, райОНО и советы ветеранов, исходя из годового графика, принимали решение о порядке дежурства школ районов. На бюро райкомов комсомола утверждались кандидаты начальников караула Поста № 1.
В течение семи дней работы почетного караула с ребятами проводились плановые занятия, политинформации, беседы, лекции, уроки мужества, часы поэзии, организовывались литературно-музыкальные композиции, викторины по военно-патриотической тематике. Работники военкоматов проводили инструктивные занятия с военруками, организаторами школ по вопросам подготовки и несения караульной службы. Жизнь караульных отрядов отражалась в стенной печати. Силами школьников выпускались боевые листки, «молнии», фотогазеты, стенгазеты. Параллельно с работой караула у Поста № 1 в период дежурства у мемориала Славы проводилась работа непосредственно в комсомольских организациях и пионерских дружинах школ города, где проходило соревнование между комсомольскими организациями и пионерскими отрядами за право заступить на вахту у Поста № 1 [17].
Весомый вклад в дело военно-патриотического воспитания школьников региона вносили местные партийные и советские органы краев, областей, городов и районов, профсоюзные, комсомольские организации, спортивные общества, общество «Знание», ДОСААФ, штабы Гражданской обороны, войсковые части, военно-учебные заведения, военные
комиссариаты. Многое значило постоянное шефство армейских молодежных коллективов над средними школами. Совсем не редкостью был внештатный пионервожатый с армейскими погонами. На территории СибВО их было свыше трех тысяч.
Свое влияние на военно-патриотическое воспитание школьников военкоматы осуществляли совместно с войсковыми частями и военно-учебными заведениями. Так, при Барнаульском высшем военном авиационном училище имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина с 1968 г. была открыта 2-годичная школа юных космонавтов. Учащиеся проходили политподготовку, изучали аэродинамику, самолетовождение, радиооборудование, конструкцию самолета и двигателя, Уставы ВС СССР, сдавали нормативы спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины».
В Кемеровском высшем военно-командном училище связи активно работала военно-патриотическая школа «Юный связист», в Омском высшем общевойсковом командном училище — секция «Спутник».
Курсанты Тюменского высшего военно-инженерного командного училища в 1970 г. шефствовали над 30 средними школами, двумя школами-интернатами, четырьмя профессионально-техническими училищами [18], а к 1974 г. над 42 школами [19]. В дни зимних каникул в пионерском лагере имени Лизы Чайкиной по традиции проводилась военно-спортивная игра «Зарница». Школьники с интересом выполняли учебно-боевые задачи игры под руководством курсантов-отличников боевой и политической подготовки [20].
В 1977 г. курсанты Кемеровского высшего военнокомандного училища связи шефствовали над 15 средними школами, восьмью техникумами, четырьмя профессионально-техническими училищами, девятью радиоклубами.
Курсанты Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища имени 60-летия Великого Октября шефствовали над 34 средними школами, тремя техникумами, пятью детскими домами. Свыше 400 курсантов НВВПОУ работали пионервожатыми [21].
Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе шефствовало над 18 школами города. Курсанты проводили игры «Зарница», «Орленок», организовывали спортивные секции в дворовых клубах [22].
Военные училища помогали школам оборудовать военные кабинеты, строить стрелковые тиры и спортивные площадки, оказывать методическую помощь военным руководителям, предоставляли для проведения занятий свою учебно-материальную базу. Например, в 1984 г. Новосибирское высшее военнополитическое общевойсковое училище посетило около 6 тыс. пионеров и школьников, с ними было проведено 120 экскурсий с показом техники и вооружения [23].
Курсанты Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища приняли участие в проведении Всесоюзной игры «Зарница-2», по результатам которой отряд «Мир» школы № 125, возглавляемый курсантом В. Хапиным, занял первое место на областном смотре-конкурсе по строевой песне и был удостоен туристической поездки в город Киев [24].
Проводилась действительно большая и плановая работа по развитию у молодежи гражданственности, патриотизма, формированию профессионально значимых качеств и умений, особенно в процессе во-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
енной и связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Воспитание молодых людей было нацелено на уважение общепринятых норм поведения, на неприятие пьянства, употребления наркотиков, тунеядства, бродяжничества и т. д.
С началом т. н. «перестройки» именно ВПВ, равно как и Вооруженные силы в целом, оказались в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверхмилитаризации». В ходе осуществления агрессивной и хорошо организованной кампании, стихшей лишь в конце 90-х годов, система ВПР была дискредитирована, разрушена и изгнана из всех государственных институтов, из образовательной, культурной, научной сфер. Она лишилась какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур.
Примечания
1 В 1962 г. был введен термин «военно-патриотическое воспитание» (ВПВ), который наиболее полно отражал истинное содержание этого понятия. До рассматриваемого периода использовались формулировки «воспитание воинского духа», «военное воспитание», «военно-политическое воспитание», «боевое воспитание», «военно-оборонное воспитание», «военнофизическое воспитание» и т.д. Выражение «военно-политическое воспитание» впервые было использовано в партийном документе — в Приветствии ЦК КПСС V Всесоюзному съезду ДОСААФ // Советский патриот. 1963. 23 мая.
2 10 января 1967 года в газете «Пионерская правда» был опубликован приказ № 1 Первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова, где ставилась задача по формированию юношеских батальонов и обучению юнармейцев навыкам армейской жизни, воспитанию в них любви к Родине, готовности .защищать ее от внешних и внутренних врагов.
3 С сентября 1976 г. болгарские рабочие участвовали в возведении народнохозяйственных объектов на территории Тюменской области. Дети болгарских рабочих обучались в средних общеобразовательных школах г. Тюмени.
Библиографический список
1. Шаров, А В. «Потешные», «юные разведчики» и другие / А. В. Шаров // Военные знания. — 1992. — № 1. — С. 12 — 14.
2. Повышенная школа и оборона страны / Под ред. Пист-рака М. М., Пичугина А. А. — М., 1929. — С. 3 — 6.
3. Закон о всеобщей воинской обязанности // Известия. — 1939. - № 202 (6972). - 1 сент.
4. О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций
ДОСААФ в школах : совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. — 1964. — 8 дек.
5. Боевой помощник партии по военно-патриотическому воспитанию молодежи // Ленинский комсомол. — 1980. — № 5. — С. 11.
6. ГАРФ. Ф.2306. Оп.76. Д. 3562. Л. 49.
7. РГАСПИ ЦХДМО. Ф. М-1. Оп. 38. Д. 78. Л. 1 — 12.
8. По подсчетам одного из авторов на основе архивных документов отделов народного образования и военных комиссариатов Западной Сибири. ГАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1733. Л. 54.
9. Архив Тюменского областного военного комиссариата. Д. 487/12/75. Л. 56.
10. ГАКО. Ф. 126. Оп. 20. Д. 5. Л. 13.
11. ГАКО. Ф. 126. Оп. 20. Д. 5. Л. 14.
12. Вооруженным силам — достойное пополнение : сб. статей об опыте работы школ по подготовке учащихся старших классов к службе в Вооруженных силах. — М., 1978. —
С. 74 — 77.
13. ГАСПИТО. Ф. 21. Оп. 1. Д. 1167. Л. 1—4.
14. Количество учащихся 8 — 10 классов средних школ,
г. Тюмень в 1981/82 уч. году — 8413 человек // ГАСПИТО.
Ф. 21. Оп. 1. Д. 1167. Л.5 — 6.
15. ГАСПИТО. Ф. 21. Оп. 1. Д. 1167. Л. 4 — 6.
16. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 66. Д. 705. Л. 1 — 4.
17. ЦХАФАК. Ф. 482. Оп. 34. Д. 114. Л. З.
18. Филиал Центрального архива Министерства Обороны. Ф. 10209. Оп. 10617ф. Д. 11.; Ф. 10206. Оп. 112425. Д. 2.; Ф. 10211. Оп. 126165. Д. 1.; Ф. 10191. Оп. 013076. Д. 3. (г. Пугачев).
19. Верность священному долгу // Тюменский комсомолец. — 1974. — 19 апр.
20. «Зарница» — состязание смелых // Тюменская правда. — 1975. — 10 янв.
21. Птенцов, П. Г. Патриотическое воспитание в высшей военной школе / П. Г. Птенцов. — Новосибирск, 1978. — С. 41.
22. ГАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1784. Л. 247.
23. Колодкин, В. Воспитывать патриотов Родины / В. Ко-лодкин // Советский воин. — 1985. — 19 янв.
24. Филиал ЦАМО. Ф. 10204. Оп. 10509. Д. 3 (г. Пугачев).
КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, кандидат исторических наук, заместитель начальника Учебного военного центра (институт военно-технического образования) Омского государственного технического университета.
РЫБАКОВ Сергей Владимирович, доктор исторических наук, доцент (Россия), профессор кафедры истории России института фундаментального образования Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2013 г.
© В. А Кутепов, С. В. Рыбаков
Книжная полка
Никонов, О. А. Источниковедение новой и новейшей истории / О. А. Никонов. - М. : Прометей, 2012. - 152 с. - ISBN 978-5-4263-0127-6.
Учебное пособие содержит дидактические материалы для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов в ходе освоения дисциплины «Источниковедение новой и новейшей истории», осуществления рейтингового контроля уровня сформированности источниковедческой компетенции. Адресуется студентам и преподавателям исторических факультетов высших учебных заведений.