© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 152 - 156.
Кошкин А.Е.
ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ОСНОВАМ ВОЕННОГО ДЕЛА В ПРОЦЕССЕ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ
в 1967 - 1991 г. (по архивным материалам Нижнего Поволжья)
Проблема подготовки молодого поколения к военной службе на разных исторических этапах всегда была одной из насущных. В данной статье на примере Астраханской, Волгоградской и Астраханской областей представлены результаты исследования основных форм подготовки молодежи к защите Отечества с 1967 г. по 1991 г.
Военная подготовка юношей допризывного и призывного возрастов в исследуемый период являлась одной из главных составляющих системы подготовки молодежи к защите Родины в целом и военной службе в частности. В Советском Союзе хорошо осознавали, что мощь армии зависит от создания подготовленных и необходимых в количественном отношении резервов. Поэтому перед каждым призывником, а так же офицером, сержантом и рядовым запаса, ставилась задача постоянно овладевать военным делом [10, л. 94 - 97].
Основным документом, регламентировавшим порядок и содержание подготовки молодежи к военной службе, был закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» [13]. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 октября 1967 г. обращалось внимание на то, что предусмотренное указанным законом сокращение сроков действительной военной службы и связанная с этим необходимость улучшения допризывной подготовки молодежи должны привести к дальнейшему укреплению обороноспособности страны [12, с. 470 - 471].
Основной формой военной подготовки молодежи была начальная военная подготовка (далее -НВП), которая проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов до их призыва на действительную военную службу повсеместно без отрыва от производства и учебы [14].
Согласно программе на НВП отводилось 140 часов учебного времени, которые распределялись по разделам: Советские Вооруженные Силы, их характер и особенности; общевойсковая подготовка (уставы, тактическая, огневая и
строевая подготовка); военно-тактическая подготовка; гражданская оборона; специальная подготовка санитарных дружин (только для девушек).
Кроме того, в 9 классе во время производственной практики в весенне-летний период в течение 5 дней (30 часов) с учащимися проводились тактические занятия с выходом в поле, стрельбой из автомата боевыми патронами под руководством офицера военкомата и воинской части. Для них также организовывалась демонстрация вооружения и боевой техники. Кроме того, старшеклассники посещали казармы и знакомились с размещением личного состава, его жизнью, службой и бытом [15, с. 10 -11].
В целях наиболее качественного и эффективного проведения занятий по НВП во всех школах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профтехобразования вводилась должность военного руководителя. На указанную должность назначались, как правило, лица из числа офицеров запаса с высшим или средним военным образованием. В случаях отсутствия кандидатов на должность военного руководителя из числа указанных лиц назначение проводилось из числа старшин или сержантов запаса.
Однако командующий войсками Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа в сообщении первому секретарю Астраханского областного комитета КПСС указывал, что требуется более тщательный подбор и подготовка военных руководителей школ и учебных заведений, так как по состоянию на 1976 г. 27,8 % из их числа являлись сержантами и солдатами запаса и не имели достаточных военных знаний и опыта обучению военному делу, что безусловно отрицательно сказывалось на качестве подготовки молодежи к военной службе в рядах Вооруженных сил СССР [8, л. 6].
При этом характерно, что на военных руководителей распространялся порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность отпусков, установленных соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профтехобразования, а в педагогический стаж военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профтехобразования, а также инспекторов начальной военной подготовки засчитывалось время службы в Вооруженных силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава [5, л. 13а-15а].
Придавая важное значение усилению военно-патриотической и оборонно-массовой работы среди осужденных несовершеннолетних в трудовых колониях, коллегия Министерства охраны общественного порядка СССР и Бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР постановлением № КМ-23/4р «О проведении военно-патриотической работы среди воспитанников трудовых колоний для несовершеннолетних» от 1 ноября 1968 г. обязывали ввести с 1 января 1969 г. начальную военную подготовку и в колониях для несовершеннолетних, которая проводилась согласно установленному тематическому плану [5, л. 17-23].
Наряду с положительными факторами введения НВП имелись и серьезные упущения в работе государственных органов и общественных организаций в этом направлении. Например, отмечалось, что в ряде школ Астраханской области в 1974 г. отсутствовали военные кабинеты, военно-спортивные комплексы для занятий по огневой, строевой, физической подготовке и сдаче норм ГТО. В районных центрах не было пулевых тиров для стрельбы из малокалиберного и боевого оружия [7, л. 42, 45, 46].
Отрицательно сказывалось на качестве учебного процесса неполное обеспечение школ табельным оружием из-за недооборудования комнат для хранения оружия сигнализацией и военным имуществом для подготовки санитарных дружинниц. Большинство школ не имели стрелковых тиров, строевых площадок, караульных и инженерных городков, противорадиационных укрытий, спортивных комплексов, спортивного инвентаря, плавательных бассейнов. Так, из 384 школ в Астраханской области лишь 75 имели строевые площадки, в 52 школах имелись спортивные комплексы, в 12 школах были полосы препятствий и стрелковые тиры, только 10 школ имели противорадиационные укрытия, в 6 школах были караульные городки, лишь в одной школе имелся плавательный бассейн, а инженерных городков не было ни у кого [7, л. 55]. В 1970 - 1971 учебном году в г. Волгограде и в области из 32 сельских районов 27 не имели ни одного тира [16, л. 102 - 104]. При этом в архивных документах содержатся данные о выполнении плана по НВП в течении 1966 - 1970 гг. на 101 - 105% и качестве подготовки выпускников со средним выпускным баллом от 4,20 до 4,34 [16, л. 166].
Одним из положительных элементов в системе НВП были массовые военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», которые представляли собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения.
Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница», проводимая в 1960 - 1980-х гг. была одной из важных форм оборонно-массовой работы в школах по воспитанию пионеров и школьников на революционных и боевых традициях, способствовала повышению физической подготовки, приобретению знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину.
В пионерских дружинах формировались отряды из ребят одного или нескольких классов. Отряды объединялись в батальон. Руководил работой батальона штаб в составе 7-9 чел. Роль командиром батальона и его заместителя могли выполнять офицеры, находившиеся в запасе, офицеры и солдаты из ближайших воинских частей, офицеры военкоматов. Членами штаба батальона могли быть участники Великой Отечественной войны, старшие пионерские вожатые, преподаватели физкультуры, старшие пионеры и комсомольцы.
Для молодежи более старших возрастов проводилась военно-спортивная игра «Орленок». При горкомах, райкомах комсомола были созданы штабы «Орленок», в состав которых входили представители военных училищ, воинских частей гарнизонов, военных комиссариатов, комитетов ДОСААФ, Красного креста и Красного полумесяца СССР. Руководили штабами ветераны Великой Отечественной войны, кадровые офицеры.
Анализируя архивных данных показал, что наряду с имевшими место недостатками, система начальной военной подготовки в 1960 - 1980-х гг. имела положительные результаты и позволяла успешно проводить допризывную подготовку молодежи, что в корне отличается от ситуации, складывающейся в нашей стране на сегодняшний день.
На встрече с ветеранами в Новороссийске, состоявшейся 8 мая 2010 г., премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин высказался за возрождение в школах начальной военной подготовки: «И в школах, и в специализированных структурах такая работа должна проводиться». Он так же отметил, что в связи с сокращением срока службы по призыву введение начальной военной подготовки актуально: «Это действительно очень важный вопрос - подготовка к службе в Вооруженных Силах» [1].
Существенное внимание со стороны государственных органов и общественных организаций Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей уделялось военно-специальной и военно-технической подготовке юношей, непо-
средственное участие в которых принимали организации Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (далее - ДОСААФ).
Документальные источники свидетельствуют, что заметных успехов в работе к 1967 г. добилась Волгоградская областная организация ДОСААФ. В ее рядах на тот момент насчитывалось более 400 чел. За 1963 - 1966 гг. в клубах и на курсах было подготовлено без отрыва от производства 173 800 чел. технических специалистов для Вооруженных сил и народного хозяйства области. В том числе шоферов - 29 846, мотоциклистов - 31 724, летчиков - 648, парашютистов - 5 251 чел., а так же более 106 тысяч других технических специалистов [2, л. 191].
На 1 января 1968 г. в Волгоградской области уже насчитывалось 40 рай-горкомитетов и 2 833 первичных организаций, объединявших в своих рядах 464 574 члена ДОСААФ. Общество имело свои учебные организации: 7 автомотоклубов, 2 радиоклуба, 2 морских, 1 стрелковый, 1 авиационно-спортивный, 1 учебный авиационный центр. Кроме этого, имелись филиалы клубов: 12 автомотоклубов, 4 морских клуба, 2 радиоклуба, 11 спортивно-технических клубов при райгоркомитетах, 9 самодеятельных спортивно-технических клуба при первичных организациях. На лицо была и материальная база, включавшая 29 легковых и 239 грузовых автомобилей, 132 дорожных и 129 спортивных мотоциклов [3, л. 1-2].
Подготовка специалистов по соответствующим категориям проводилась согласно планам обучения кадров массовым техническим профессиям, которые предусматривали увеличение объемов подготовки специалистов на 3 - 5% [11, л. 1-2]. Так, председатель Волгоградского обкома ДОСААФ К.П. Плакунов в отчетном докладе «О работе Волгоградского областного комитета ДОСААФ на X-й областной конференции общества» отмечал, что плановое задание 1972 -1974 гг. выполнено на 152,5% [4, л. 27].
В 1974 г. в Волгоградской области уже функционировало 35 спортивно-технических клубов при райкомах и горкомах и 13 при крупных первичных организациях ДОСААФ. В тоже время материально-техническая база оставалась недостаточно оснащенной. Не способствовало повышению качества допризывной подготовки молодежи и недобросовестное отношение ряда должностных лиц к выполнению своих обязанностей. О результатах неудовлетворительно прово-
димой работы по подготовке специалистов по военно-техническим специальностям говорят архивные документы1.
Кроме того некоторые руководители предприятий не в полной мере выполняли требования нормативных документов, регламентировавших порядок обучения военно-техническим специальностям трудящихся и учащихся. Отмечалось, например, что руководители предприятий, организаций, техникумов и СПТУ помощи в подготовке специалистов не оказывают, а именно - не отпускают курсантов с работы на 1 час раньше, а если отпускают, то эти часы не оплачивают [9, л. 23].
Однако, несмотря на имевшие место недостатки в организации подготовки юношей к военной службе в рядах, можно утверждать, что действовавшая система подготовки молодежи к защите Отечества обеспечивала Вооруженные силы СССР качественными специалистами. Отсутствие такой системы на сегодняшний день позволяет с уверенностью говорить о том, что современный призывник приходит в ряды Вооруженных сил РФ полностью неподготовленным к армейской службе.
1 Например, в докладе Волгоградского областного военного комиссариата первому секретарю Волгоградского обкома КПСС указывалось, что неудовлетворительная подготовка механиков-водителей легких артиллерийских тягачей в Котельниковском СПТУ № 5 стала следствием нежелания директора училища Г.С. Елкина вести обучение специалистов данного профиля для Вооруженных сил СССР, о чем он неоднократно заявлял районному военному комиссару, а также низкой требовательности с его стороны к инструкторско-преподавательскому составу, и неудовлетворительно поставленного контроля за ходом учебного процесса. Отмечалось, что занятия в училище проводились на низком методическом уровне, без должного материального обеспечения. Отмечены случаи, когда вместо 8-часовых плановых занятий проводилось всего по 5 - 6 часов. В феврале 1971 г. из 83 представленных курсантов для сдачи экзаменов 23 чел. не сдали их с первого раза. Комиссией штаба Северо-Кавказского военного округа были вскрыты и факты очковтирательства. Курсантам, имевшим по одному - два часа практического вождения в их индивидуальные книжки учета вождения записывались по 20 - 25 часов [16, л. 114-115].
Начальник ГАИ Волгоградской области Б.И. Цветков на X Волгоградской областной отчетно-выборной конференции ДОСААФ отмечал, что большое влияние на качество подготовки оказывает личный пример мастеров практического вождения, а с этим в системе ДОСААФ не все благополучно. Были нередки случаи, когда сами воспитатели будущих водителей управляли транспортом в нетрезвом состоянии. Подобные случаи отмечались в Волгоградской, Волжской автошколах ДОСААФ, СТК Советского, Волжского, Центрального РК ДОСААФ [4, л. 28, 30, 80, 82-83].
В протоколе заседания бюро Президиума Саратовского областного комитета ДОСААФ от 13 июля 1989 г. «Об итогах подготовки кадров массовых технических профессий за первое полугодие 1989 года» отмечалось, что в целом по области по сравнению с первым полугодием 1988 г. подготовлено на 2 076 чел. меньше, что свидетельствует о неудовлетворительной работе многих школ и СТК по подготовке кадров массовых технических профессий [6, л. 88, 95].
В целях оптимизации военной подготовки молодежи автор предлагает осуществить комплекс мероприятий, ответственность за проведение которого должна быть возложена на большинство государственных и муниципальных органов, общественных организаций. Выход из кризиса в деле подготовки юношей к военной службе, обновление его содержания, методов и форм, повышение действенности находятся в прямой зависимости от использования исторического опыта недалекого прошлого. Следует брать все лучшее, использовать положительные наработки, не отгораживаться новыми идеологическими ширмами от оправдавших себя форм работы государственных и общественных организаций
по допризывной подготовке молодежи.
* * *
1. Владимир Путин предложил возродить в школах начальную военную подготовку [Электронный ресурс] // Информационное агентство AMIC: [сайт]. URL: http://www.amic.ru/news/125129/ 12.05.2010. (Дата обращения - 26.09.2011).
2. ГАВО (Государственный архив Волгоградской области). Ф. Р-5819. Оп. 3. Ч. 1. Д.223.
3. ГАВО. Ф. Р-5819. Оп. 3. Ч. 1 Д. 241.
4. ГАВО. Ф. Р-5819. Оп. 3. Ч. 1. Д. 434.
5. ГАНИСО (Государственный архив новейшей истории Саратовской области). Ф. 6209. Оп. 2. Д. 154.
6. ГАНИСО. Ф. 6209. Оп. 2. Д. 632.
7. ГАСДАО (Государственный архив современной документации Астраханской области). Ф. 325. Оп. 70. Д. 105.
8. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 76. Д. 150.
9. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 105. Д. 39.
10. ГАСДАО.Ф. 325. Оп. 125. Д. 13.
11. ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 3269. Оп. 4. Д. 377.
12. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: документы 1917 - 1981. М., 1981.
13. О всеобщей воинской обязанности: закон СССР / принят 3-й сессией Верховного Совета СССР 7-го созыва 12 октября 1967 г. М.: Воениздат, 1967.
14. О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи: постановление Совета Министров СССР № 289 от 29 апреля 1968 года [Электронный ресурс] // Кадис: [правовой портал]. URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=46457 (Дата обращения - 28.09.2011).
15. Программа начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ, М.: Воениздат, 1968.
16. ЦДНИВО (Центр документации новейшей истории Волгоградской области). Ф. 113. Оп. 83. Д. 82.