Научная статья на тему 'Начальная военная подготовка молодежи в общеобразовательных школах Западной Сибири (1968-1991 годы): опыт и проблемы'

Начальная военная подготовка молодежи в общеобразовательных школах Западной Сибири (1968-1991 годы): опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1390
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИКИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич

Вопросы укрепления обороноспособности России тесно связаны с начальной военной подготовкой и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных Силах, низкая эффективность действующей системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная военная подготовка молодежи в общеобразовательных школах Западной Сибири (1968-1991 годы): опыт и проблемы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211). История. Вып. 42. С. 53-63.

НА ЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1968-1991 ГОДЫ): ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Вопросы укрепления обороноспособности России тесно связаны с начальной военной подготовкой и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных Силах, низкая эффективность действующей системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.

Ключевые слова: начальная военная подготовка, школьники, Западная Сибирь.

Исторический опыт, накопленный в нашей стране после распада СССР, показывает: экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, девальвация его духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных страт и возрастных групп населения страны. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования, особенно у молодежи, чувства готовности встать на защиту нашей страны, понимания необходимости подготовки к военной службе и ее прохождения. Данное обстоятельство стало одной из серьезных причин того, что в современных условиях на передний план выдвинулась задача поиска новых форм и методов военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии. Интересы укрепления статуса России как великой державы требуют дальнейшего совершенствования системы обязательной подготовки к военной службе, формирования морально-психологической готовности граждан к защите Российской Федерации, выполнению конституционного долга в рядах Вооруженных Сил РФ. В связи с этим выглядит закономерной активизация поиска обществом ответов на значимые вопросы сегодняшнего дня в своем прошлом.

Исследование проблемы деятельности средних общеобразовательных школ (СОШ) по начальной военной подготовке (НВП) и военно-патриотическому воспитанию молодежи в период 1968-1991 гг. является актуальным для отечественной исторической науки, так как имеется ряд существенных оснований.

Во-первых, в настоящее время война вновь стала средством проведения политики (Ирак, Афганистан, Южная Осетия). Идет активное противодействие укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира. Следовательно, современной России нужны мощные Вооруженные Силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности государства. Поэтому необходимо формировать у молодого поколения духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, чувство верности конституционному и воинскому долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе воинской и государственной службы.

Во-вторых, в школе как важнейшем учебно-воспитательном учреждении закладываются основы мировосприятия, идеологии, нравственных устоев. Надо полагать, что критический анализ роли СОШ в системе обязательной подготовки к военной службе и военно-патриотического воспитания молодежи в хронологических рамках, указанных выше, станет способствовать осмыслению и переосмыслению накопленного исторического опыта и его творческого применения в современных условиях.

В-третьих, в условиях, когда служба в ВС РФ сократилась до года, вопрос о подготовке к армии стал особенно важным. Школьных часов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздела «Основы военной службы») явно недостаточно1, поэтому использование передового опыта советской школы в этом вопросе жизненно необходимо.

В-четвертых, умелая целенаправленная работа СОШ по подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию молодежи может способствовать объединению всего населения страны для совместной ее защиты. Общая цель воспитания гражданина, патриота и защитника должна существенно снизить напряженность в межнациональных отношениях, стать фактором единения армии и народа.

В-пятых, по прошествии времени появляется возможность критического осмысления и переосмысления наработок советской историографии названной проблемы, а также исправления некоторых имеющих место искажений.

Таким образом, с точки зрения исторического опыта и уроков, изучение и обобщение материалов по теме исследования объективно необходимо и полезно, так как позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный научный интерес для ученых-историков.

Истоки введения в школах обучения военному делу и гимнастике лежат еще в системе образования имперской России. Поражение в войне с Японией (1904-1905 гг.) заставило российское руководство заняться улучшением состояния Вооруженных Сил. С 1905 по 1912 г. в стране проводились важные военные реформы, которые охватили все стороны жизни русской армии. Не обошли вниманием реформы и вопросы подготовки молодых людей к военной службе. 8 января 1908 г. Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Высочайшее повеление приказом по военному ведомству N° 299 от 28 июня 1910 г. довели до всех воинских начальников. Еще ранее, 29 мая, МНП (Министерство народного просвещения) циркуляром оповестило все учебные округа о введении в школах обучения военному строю и гимнастике2. С этого времени подготовка к военной службе вводилась как обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях всех ведомств. На нее отводилось не менее 2 часов в неделю. Учителя выбирались из действующих военнослужащих или состоящих в запасе и в отставке.

Первая мировая война нарушила естественный ход событий. Вчерашние школьники ушли на фронт.

Очередной поворот произошел после октябрь 1917 г., когда было положено начало созданию совершенно новой армии. С первых же дней молодое Советское государство придавало большое значение распространению военных знаний среди народных масс. 22 апреля 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил ввести в Советской республике всеобщее обязательное военное обучение (всеобуч).

В школах СССР начальная и допризывная военная подготовка была введена в 1939 г. согласно закону о всеобщей воинской обязанно-сти3. До принятия этого закона допризывной подготовкой были охвачены 18-19-летние молодые люди. Эта подготовка осуществлялась на учебных сборах общей продолжительностью в 2 учебных месяца.

3акон о всеобщей воинской обязанности ввел новый вид военной подготовки молодежи - начальную военную подготовку, которая проводилась во всех неполных средних и средних школах, с 5-го по 7-й класс. Кроме этого, с учащимися старших классов средней школы (8, 9 и 10 классы) проводилась и допризывная подготовка.

Допризывная подготовка с неучащейся молодежью как обязательный вид обучения была отменена, так как опыт показал, что она требует больших средств и приносит мало пользы. Учащаяся молодежь, большая часть которой были пионеры и комсомольцы, более сознательно и ответственно понимала и выполняла задачи партии4.

В 1950-1960-е гг. военная доктрина в СССР в очередной раз изменяется. Происходит сокращение Вооруженных Сил. В обществе становятся доминирующими пацифистские настроения, возникают определенные сложности социального характера, связанные с обустройством военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил по сокращению. При этом авторитет армии был как никогда высок. В памяти людей были свежи воспоминания о Великой Отечественной войне и о той цене, которую пришлось заплатить за победу. Система подготовки молодежи к службе в ВС СССР была хорошо отлаженной и давала хорошие результаты. Отмечался высокий морально-психологический настрой призывников и их разносторонняя готовность к службе. Признание юноши негодным к военной службе было сильным ударом по его самолюбию.

Возможно, эти факты стали поводом для появления у некоторых руководителей представления о том, что готовность к службе в Советской Армии юноша приобретает естественно, в процессе жизни, и на начальную военную подготовку просто не стоит тратить учебное время.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 января 1962 г. допризывная военная подготовка в школах была отменена. Произошла ликвидация военных кабинетов, учебно-материальной базы, были уволены из школ военные руководители. Военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Принятие таких решений было вызвано также демографическим кризисом, который привел к отсутствию необходимого количества призывников, являвшихся «детьми войны»5.

Однако исключение из системы учебной работы начальной военной подготовки старшеклассников отрицательно сказывалось на подготовленности молодежи к службе в Вооруженных Силах. Отсутствие в учебных планах военной и санитарной подготовки как обязательных учебных предметов привело к тому, что значительная часть старшеклассников выпадала из общей системы военной подготовки. В кружках, клубах, военно-патриотических школах различной ориентации обучалось менее половины всех юношей (в городах - 35-45 %, в сельской местности - 20-25 %), что негативно сказывалось на военно-физическом развитии молодежи, подготовке к службе в рядах Советской Армии и на общей системе воспитательной работы в общеобразовательных школах6.

12 октября 1967 г. третья сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О всеобщей воинской обязанности»7. С принятием этого документа срок действительной военной службы сокращался на один год, и восстанавливалась НВП в школах страны8. Одной из основных задач СОШ становится подготовка учащихся к службе в рядах Вооруженных Сил СССР.

Исходя из анализа ситуации с преподаванием НВП, можно выделить следующие этапы в ее истории.

Первый этап - 1968-1980 гг. Введение и развитие НВП в 9-х и 10-х классах СОШ с целью усиления работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию у школьников необходимых морально-

политических качеств, позволяющих выдержать суровые испытания войны, совершенствование подготовки учащейся молодёжи к военной службе в армии и на флоте.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений: «О мерах в связи с принятием нового Закона о всеобщей воинской обязанности» (1967), «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» (1968). Министерство обороны СССР утвердило «Положение о начальной военной подготовке молодежи» и «Программу начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ» (1968). В перечисленных документах указывалось на необходимость усиления партийного и государственного руководства военно-физическим обучением, концентрации внимания на углублении работы по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР, на организации НВП учащейся молодежи, создании учебно-материальной базы, подготовке педагогических кадров. Была определена главная цель: обеспечить высокий уровень НВП с тем, чтобы молодежь в процессе обучения приобрела практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные Силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.

Занятия по НВП, включая подготовку по гражданской обороне, предписывалось проводить в общеобразовательных школах в IX и X (XI) классах. С девушками - учащимися общеобразовательных школ - занятия по основам военного дела и гражданской обороне должны были проводиться в учебные часы, отводимые на НВП, совместно с юношами, а по программе подготовке санитарных дружинниц - отдельно. В этих целях предусматривалось деление классов на группы юношей и девушек. На начальную военную подготовку молодежи отводилось 140 часов. В связи с введением НВП увеличивалось максимальное количество обязательных часов, предусмотренных в учебных планах, в IX и X (XI) классах общеобразовательных школ на два часа в неделю. В штаты СОШ вводилась должность военного руководителя. На указанную должность предполагалось назначать, как правило, офицеров запаса, имеющих высшее или среднее военное образование. В министерствах и ведомствах

СССР, в ведении которых находились школы, предусматривались должности инспекторов по организации НВП молодежи и контроля за этой подготовкой. Ответственность за создание необходимой учебно-материальной базы НВП в СОШ возлагалась на министерства и ведомства, в ведении которых находились СОШ, совместно с Министерством обороны СССР, Начальником гражданской обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР. Введение НВП молодежи в СОШ предполагалось постепенно в течение 1968-1972 гг.

По официальным данным Министерства обороны СССР, в 1972 г. по всей стране «организованно и повсеместно перешли к всеобщему военному обучению»9. Аналогичный вывод имеется и в стенограмме XVII съезда ВЛКСМ от 25 апреля 1974 г., где сказано, что «в 1972 г. завершился процесс повсеместного и планомерного введения начального военного обучения»10. Однако анализ архивных документов региона Западной Сибири в рассматриваемый период этот факт не подтверждает. Согласно информации Новосибирского областного отдела народного образования (об-лоно) в Министерство просвещения, «НВП в 1968 г. введена в 20, в 1969 г. в 20, в 1970 в 40 школах области. В 1971/1972 учебном году НВП вводится в 162 школах, в том числе 47 школах г. Новосибирска. Из 162 военных руководителей на 10.06.1971 г. подобрано 126 человек»11. Исходя из вышеизложенного, получается, что из 428 средних школ Новосибирской области в 1971/1972 учебном году НВП проводилась в 242 школах. Это составляет всего 56 % от общего количества средних школ.

Аналогичные показатели были в школах Алтайского края12 и других областей Западной Сибири. Например, в приказе Кемеровского облоно № 123-б от 24 мая 1973 г. «О проведении месячных установочных сборов с военными руководителями средних школ и педагогических училищ области» было определено «направлять всех военных руководителей школ, ранее не прошедших установочные сборы, в том числе военруков тех школ, в которых НВП будет вводиться с 1973/1974 учебного года»13.

Действительно же только с 1974/1975 учебного года НВП начала проводиться во всех средних школах Западной Сибири. При этом в официальных отчетах краевых и областных отделов народного образования

Западной Сибири о состоянии НВП отмечались следующие проблемы:

- недостаток военных руководителей, имеющих высшее и среднее образование (особенно в сельских районах);

- отсутствие тесного контакта в деятельности директоров школ и военных руководителей;

- нагрузка военруков административно-хозяйственными поручениями, которые отвлекали от учебно-воспитательной работы;

- более низкий процент (39 %) военных руководителей-офицеров запаса в СОШ Западной Сибири, чем в других регионах. Так, в 1972 г. в системе НВП в СССР работало: 80 % - офицеров запаса, 20 % - сержантов и солдат запаса. Подготовкой военных руководителей занималось 7 педагогических институтов СССР14. В Западной Сибири не было ни одного вуза, который был бы привлечён к этой работе;

- большая текучесть кадров, несмотря на заработную плату в размере должностного оклада заместителя директора школы по учебной работе (155-245 р., в зависимости от количества учащихся в школе), ряда льгот и получение пенсии в полном размере военнослужащими запаса;

- отсутствие полной учебно-материальной базы для проведения занятий;

- нежелание части военных руководителей, не имеющих высшего образования, обучаться в педагогических вузах заочно. Имел место и большой процент отчисленных по неуспеваемости и неявке на сессии;

- отсутствие у военных руководителей специальной и методической подготовки, и вследствие этого низкое качество проведения занятий15.

Анализируя перечисленные недостатки, можно сделать вывод о том, что постановление правительства по введению НВП молодежи в течение 1968-1972 гг. в полном объеме выполнено не было. Качество обучения школьников военным знаниям, по причине отсутствия у военных руководителей педагогического опыта и слабой учебно-материальной базы, было крайне низким. При составлении отчетных документов имели место приписки и «очковтирательство», несмотря на требования руководящих документов повысить качественный уровень призывной подготовки16.

2 марта 1973 г. Министерство просвещения издает инструктивное письмо «О повышении

квалификации военных руководителей общеобразовательных школ и педагогических училищ». В данном письме, ссылаясь на закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», постановление Совета Министров СССР, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР17, приказ министра просвещения СССР18, была определена одна из главных задач общеобразовательных школ - обеспечение хороших знаний и навыков учащихся по основам военного дела. В инструктивном письме указывалось на необходимость дальнейшего улучшения организации учебного процесса НВП школьников, повышение идейно-теоретического и организационно-методического уровня занятий. Важным звеном в решении этой задачи становится совершенствование знаний и методического мастерства военных руководителей.

Последующие годы (1975-1980), несмотря на сложившуюся систему НВП школьников, издания достаточного количества учебно-методической литературы, включения вузов в подготовку студентов по специальности № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание», качество призывного контингента повысилось незначительно19.

Так, количество школ, в которых НВП не проводилась из-за отсутствия военного руководителя в городах районного значения и сельской местности, увеличивалось из года в год. В больших городах серьезных проблем с подбором военных руководителей не было, что объяснялось наличием в них военных учебных заведений. Преподавательский состав военных училищ после увольнения в запас, как правило, в большинстве своем оставался по месту службы (при наличии жилья).

Сравнительные данные на военную службу военк

И вполне понятным было желание устроиться в школу на должность военного руководи-теля20. На них распространялся порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей учебных заведений. Но и в крупных городах в течение учебного года увольнялось от 5 до 20 % военных руководителей средних школ.

Вопросами совершенствования учебно-материальной базы по НВП и военно-патриотическому воспитанию школьников в соответствии с рекомендациями Министерства обороны и приказа Министерства просвещения СССР № 151 от 20.11.1975 г. отделы народного образования и директора школ занимались недостаточно21. Военные руководители зачастую вместо повышения квалификации, методической и специальной подготовки, самообразования изыскивали средства и материал для создания учебно-материальной базы. На результатах учебно-воспитательного процесса это отражалось крайне негативно. При этом в обязанностях было четко определено, что военный руководитель не является заместителем директора школы, поэтому на него не могут возлагаться несвойственные ему административно-хозяйственные обязанности, а также обязанности классного руко-водителя22.

Даже с учетом вышеперечисленных недостатков повсеместно отмечалось, что «НВП в сочетании с военно-патриотическим воспитанием способствовала укреплению дисциплины, повышению организованности, внешней опрятности и подтянутости учащихся и лучшей подготовке юношей к военной службе

Таблица 1

огов призыва молодежи латами Томской области24

Всего отправлено в войска 1967 г. 1968 г. 1972 г. 1975 г. 1979 г.

до введения НВП после введения НВП

С высшим и средним образованием % 86,78 87,27 44,04 92,7 94,2

С образованием 8-9 классов % 42,93

С образованием 3-6 классов % 13,22 12,7 — — 0,38

значкистов Г З Р % 89,61 91,23 95,01 97,1 97,2

спортсменов-разрядников % 49,68 41,12 67,47 64,4 59,18

членов ВЛКСМ и кандидатов в члены КПСС % 54,78 52,19 51,16 79,75 81,04

Наряд на поступление в военные училища чел. — — 701 760 820

Отобрано кандидатов военные училища от плана наряда % --- --- 58 47,3 39,7

Зачислено курсантами в военные училища чел. — — 97 198 214

в Советской Армии». В органы народного образования приходили письма из воинских частей о том, что юноши успешно осваивают военное дело, быстро входят в ритм армейской жизни и становятся отличниками боевой и политической подготовки, а многие классными специалистами. За последние годы значительно увеличилось количество желающих поступать в военно-учебные заведения и стать офицером23.

Благодаря НВП повышались качественные показатели набора призывников в Армию.

Как видим, шел поступательный рост по всем основным показателям подготовки школьников к службе в Советской Армии. Особого внимания заслуживают такие вопросы, как ликвидация неграмотности среди призывного контингента, повышение уровня физической подготовки и ориентация учащихся на выбор профессии кадрового военного.

До 1980 г. дважды переиздается программа НВП (в 1971 и в 1975 г.). В нее включаются такие предметы, как военная топография и военно-медицинская подготовка, даются военно-исторический материал справочного характера и конкретные сведения по военному делу. Правительство СССР приняло еще семь руководящих документов, направленных на совершенствование НВП. Важнейший из них - постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1978 г. «О дополнительных мерах по улучшению начальной военной подготовки»25.

Второй этап - 1980-е - начало 1990-х гг. в истории НВП связан с принятием постановления Совета министров СССР от 11 сентября 1980 г. № 785-260 «О начальной военной подготовке молодежи»26, которое отменило все ранее принятые постановления по данному вопросу. Общее руководство и контроль за НВП учащейся молодежи возлагались на Министерство обороны (главнокомандующего сухопутными войсками - заместителя министра обороны СССР через аппарат заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками - начальника вневойсковой подготовки Министерства обороны). Общее учебно-методическое руководство НВП и военно-патриотическое воспитание поручалось в СОШ Министерству просвещения СССР.

В положении о НВП, введенном в действие приказом министра обороны СССР от 9 ноября 1980 г. № 220, четко разделяется ответ-

ственность министерств, государственных комитетов и ведомств за НВП молодежи27.

С принятием 11 сентября 1980 г. постановления Совета министров СССР № 785-260 «О начальной военной подготовке» разрабатывается новая «Программа начальной военной подготовки молодежи»28.

Общий расчет часов, как и в предыдущих программах НВП, остался прежним (140 часов). Перераспределение учебного времени между предметами обучения больше соответствовало лозунгу: учить тому, что необходимо знать и уметь солдату. Вместо пятидневных (30 часов) занятий на местности, проводимых ранее в 9-м классе во время производственной практики, на завершающем этапе обучения предусматриваются трехдневные полевые занятия (сборы).

Для проведения этих занятий на каждый класс (группу) отводилось 18 часов учебного времени. На сборы привлекались все или несколько учебных заведений на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или на базе шефствующих воинских частей по согласованию с командирами этих частей. Метод сбора допускалось менять на ежедневные выезды (выходы) юношей каждого класса (группы) в поле, на стрельбище (в тир). Порядок проведения полевых занятий для учебных заведений определяли органы народного образования.

Необходимо признать, что принятие 11 сентября 1980 г. постановления Совета министров СССР № 785-260 «О начальной военной подготовке», разработка нового положения о НВП и издание новой программы НВП молодежи значительно положение дел не улучшило. Вот выписка из отчета Омского обкома КПСС о состоянии начальной военной подготовки молодежи в 1982 и 1983 гг.29

Из таблицы видно, что за сравнительно небольшой период чётко обозначились проблемы: возрастает число выпускников, негодных к строевой службе, уменьшается число значкистов ГТО. Резко подскакивает показатель «возвращенцев» из военных училищ, негодных по состоянию здоровья или не желающих дальше продолжать учёбу в военных училищах. Несмотря на то, что охват школьников в той же Омской области возрастал (в 1982 г. НВП проводилось в 456 средних школах, 52 училищах, в 23 учебных пунктах), всё же план по набору кандидатов в военные училища не выполнялся. Все большее количество

Таблица 2

Основные качественные показатели подготовки молодежи Омской области к службе в ВС СССР30

Наименование показателей 1982 г., % 1983 г., % 1984 г., %

I. НВП

1. Прошло обучение 100 100 100

2. Стреляло боевыми патронами 100 99,52 100

3. Выполнили упражнения стрельб 99,7 99,73 99,49

4. Учебные заведения, в которых полностью оборудованы

элементы учебно-материальной базы 8,3 37,96 53,62

II. Итоги приписки граждан к призывным участкам

1. Прошли приписку в установленный срок. 99,6 99,45 99,23

Из них:

- признаны годными к строевой службе 92,9 91,40 95,60

- признаны годными к нестроевой службе 2,4 3,25 3,25

- с образованием 7 классов и ниже - - -

- значкистов ГТО 98,9 98,06 93,98

- членов ВЛКСМ 69,7 71,16 74,17

III. Качество выполнения нарядов на призыв

1. Явилось на призыв 100 100 100

Из них признано годными к:

- строевой службе 92,8 92,71 92,71

- нестроевой службе 2,98 2,34 2,34

2. Направлено в войска:

- с высшим и средним образованием 87,2 87,62 90,65

- с образованием 7 классов и ниже 0,09 0,17 --

- членов ВЛКСМ 85,3 86,09 87,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- значкистов ГТО 99,8 99,61 97,74

Возвращено из войск, негодных к в/службе по состоянию здо-

ровья 0,04 0,14 0,19

IV. Комплектование военных училищ

1. Направлено кандидатов в в/училища к установленному за-

данию 27,21 25,36 50,12

2. Зачислено курсантами от числа направленных 35,5 45,37 38,74

3. Возвращено из в/училищ негодных по состоянию здоровья,

не желающих учиться и недисциплинированности 2,36 10,9 6,03

юношей, подлежащих призыву, привлекались к уголовной ответственности и не могли быть призванными в Советскую Армию. В 1982 г. в области было осуждено 390 юношей призывного возраста.

В некоторых районах Омской области органы народного образования, профессионально-технического образования и райвоенкоматы не занимались вопросами подбора военных руководителей. Высокой осталась текучесть преподавателей военного дела. К началу 1982-1983 уч. г. из школ области уволились 128 военных руководителей31.

Знания, умения и навыки в проверенных средних школах оценивались только на оценку «удовлетворительно». Учебно-материальная база по НВП наращивалась медленно. Технические средства обучения внедрялись недостаточно.

Проблемные вопросы подготовки молодежи к службе в армии постоянно рассматривались на всех уровнях власти. Для повышения престижа физической подготовки в январе 1982 г. утверждается положение о всесоюзной комсомольской военно-спортивной игре «Орленок». Она становится обязательной и основной формой внеклассной формой оборонно-массовой работы начальной военной и физической подготовки учащейся молодежи для каждой средней школы32.

В связи с необходимостью повышения качества обучения НВП и сложностью создания во всех СОШ полной учебно-материальной базы в январе 1984 г. принимается положение о базовой (опорной) СОШ по начальной военной подготовке33. В таких школах создается образцовая учебно-материальная база НВП, методический кабинет для военных руково-

дителей, в котором сосредоточиваются методические разработки по темам программы НВП. На их базе проводятся инструктивно-методические занятия с военными руководителями и преподавателями медико-санитарной подготовки, учебно-методические семинары с директорами школ и другие мероприятия по вопросам организации и проведения НВП.

С учетом необходимости повышения престижа труда военного руководителя принимается решение о выдаче им на льготных условиях формы одежды офицеров Советской Армии - один раз в пять лет с оплатой 50 % ее стоимости.

Предпринимаемые шаги по исправлению недостатков в подготовке молодежи к службе в армии, снижению текучести кадров военных руководителей имели положительный результат. В Тюменской области, в связи с повышением внимания к военным руководителям, сокращается их выбытие из школ с 5,5 % в 1983/1984 уч. г. до 2,2 % в 1984/1985 уч. г.34 Согласно данным Тюменского областного отдела народного образования, в 1984 г. в школы области вернулись из других областей народного хозяйства 393 учителя. Среди них 9 военных руководителей35.

Для решения задачи укомплектования школ сельских районов военными руководителями-офицерами принимается решение об обучении военных руководителей, не имеющих офицерского звания, на трехмесячных курсах при вузах МО СССР. По окончании обучения им присваивалось звание лейтенант запаса. Такие курсы были организованы при Омском Высшем общевойсковом училище, Новосибирском военно-политическом училище, Кемеровском училище связи и других. Управление СибВО решало эту задачу качественно, с выделением всех необходимых материальных средств.

С 1987 г. вводится новая программа НВП для средних учебных заведений районов и городов, в которых по решению исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов организуются оборонно-спортивные оздоровительные лагеря. В данной программе на НВП отводилось также 140 учебных часов, из них 30 часов - в период проведения пятидневных учебно-полевых сборов на завершающем этапе обучения. Кроме того, для юношей отводилось 70 часов на 14-дневные учебно-полевые сборы, проводимые в период летних каникул.

К 1989 г. в Западной Сибири работало 37 оборонно-спортивных лагерей36.

Третий этап - 1990-1991 гг. Его началом послужил приказ «Об улучшении допризывной подготовки юношей-учащихся» от 12 июня 1990г., подписанный министром обороны СССР Д. Язовым и председателем Государственного комитета по народному образованию Г. Ягодиным.

С июня 1990 г. НВП стала называться по-иному - допризывная. Педагогическим коллективам СОШ было рекомендовано активно внедрять новые формы и методы организации подготовки юношей к действительной военной службе. А главное, учебным заведениям предоставлялась самостоятельность, инициатива, возможность ведения поиска в решении этой государственной задачи. При этом не были определены источники финансирования, и в условиях экономических трудностей и перехода к хозяйственной самостоятельности предприятия крайне неохотно выделяли средства для совершенствования учебно-материальной базы НВП в подшефных школах.

Окончательно развеял иллюзии Министерства обороны СССР о возможности реализации задуманного приказ по Министерству образования РСФСР № 62 от 17 октября 1990 г., подписанный заместителями министра Е. Б. Куркиным и В. М. Заварыкиным37. Согласно приказу, было определено, что впредь до отмены статьи 17 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности допризывную подготовку осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Определялось, что оценка по допризывной подготовке не влияет на документ об образовании. Приказом директора разрешалось возложить на военного руководителя дополнительные обязанности, связанные с организацией физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, организацией коллективных творческих дел, культурно-массовых и досуговых мероприятий. Оплату труда учителя допризывной подготовки предполагалось производить за счет средств экономии фонда заработной платы.

В регионе звучали протесты против отмены допризывной подготовки. Обращения адресовались председателю Совета министров и Главному прокурору РСФСР с просьбой отменить противоправный приказ. Поднимался этот вопрос и народными депутата-

ми на встрече в Верховном Совете России 2 ноября 1990 г. Реакции не последовало38.

В 1991 г. НВП практически перестала существовать, чему в первую очередь способствовали смена политического курса в стране, проблемы материального плана, распад СССР.

Подводя итог, можно отметить, что НВП школьников в рассматриваемый период являлась основной частью системы подготовки молодежи к службе в ВС СССР. Благодаря НВП и военно-патриотической работе, проводимой в СОШ:

- в ВС СССР в большинстве своем приходили молодые люди, владеющие элементарными навыками военного дела, дисциплинированные, имеющие основательную общеобразовательную подготовку, без чего невозможно познать военное дело, умеющие самостоятельно добывать знания, мыслить;

- создавался большой резерв военно-обученных граждан;

- проводилась важная работа по военно-профессиональной ориентации молодежи;

- изучение основ военного дела давало возможность приблизить армию к народу, было важнейшим элементом военно-патриотического воспитания;

- в СОШ повышалась дисциплина и правопорядок, учащиеся с большим уважением относились к старшему поколению, прошедшему войну.

Следует признать, что наряду с положительным в проведении НВП имелось и много проблем, что отмечалось многочисленными проверками различных ведомств. Органы народного образования и военные комиссариаты не уделяли достаточного внимания подбору наиболее подготовленных и опытных военных руководителей. В результате этого количество военруков в СОШ Западной Сибири из числа сержантов и солдат увеличивалось с каждым годом. Значительная часть из них не имела необходимой подготовки и опыта работы в школе. В ежегодных отчётах о результатах проверок НВП СОШ Западной Сибири повсеместно отмечалось невысокое качество проводимых занятий. И это не случайно. В 1972 г. в СОШ региона военными руководителями были от 30 до 47 % - офицеров запаса, от 53 до 70 % - сержантов и солдат запаса39. К середине 80-х количество военных руководителей офицеров увеличивается только до 58 %. При этом общее высшее образование

имели 51 % военных руководителей. Большую трудность вызывал возраст военных руководителей. Каждому четвёртому было более 55 лет40. А ведь им вменялось в обязанность проведение практических занятий по программе НВП, рассчитанной на молодого солдата. Поэтому говорить о личном примере многих из них не приходилось. Давала о себе знать большая текучесть кадров военруков и их некомплект.

В основе многих проблем, мешавших повышению качества и эффективности НВП, находилась слабая учебно-материальной базы база начальной военной подготовки. Вызвала трудности и чрезмерная сложность учебно-материальной базы НВП. Принимавшиеся правительством решения о необходимости создания в учебных заведения обязательного комплекса НВП выполнены не были, новые школы строились без них. В середине 1980-х гг. их количество составляло 29 % от необходимого. Общее состояние материальной базы по другим показателям характеризовалось следующими цифрами: стрелковые тиры - 42 %; военные кабинеты - 98,2 %; гимнастические городки - 72 %; комнаты для хранения оружия - 96 %; комнаты для хранения оружия, оборудованные охранной сигнализацией, - 89 %; в том числе с выводом на пульт центрального наблюдения - 22 %; автоматы Калашникова - 96,2 %; малокалиберные винтовки - 98 %; ручные гранаты -49 %; приборы химической разведки - 64 %; приборы дозиметрического контроля - 57 %; защитные костюмы - 62 %41.

Таким образом, наличие приведённых выше проблем не позволило наполнить НВП желанным качеством, придать ей необходимую эффективность. При этом не вызывает сомнения тот факт, что начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание школьников имели огромное значение в вопросе подготовки молодежи к службе в армии.

Примечания

1 Кутепов, В. А. Начальная военная подготовка школьников Западной Сибири (1968-2008 гг.) : опыт и уроки // Ом. науч. вестн. 2009. № 3. С.49-56.

2 РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 4604. Л. 1 (подлинная записка Николая II сохранилась в деле, текст её заверен А. Ф. Редигером). Его им-

ператорскому Величеству благоугодно было 8-го января 1908 года в Царском селе вырезать из Своей записной книжки часть листка, на котором Собственною Его Величества рукою написано: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату».

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 32; Известия. 1939. № 202 (6972). 1 сент.

4 Ворошилов, К. Е. О проекте закона о всеобщей воинской обязанности : докл. на внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета СССР // Известия. 1939. № 202 (6972). 1 сент.

5 Подтверждение данной мысли можно найти при анализе докладных записок Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. См.: Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 47. Д. 421. Л. 35.

6 Более подробно см., например: Бублик, Л. А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи : теория, система, опыт. М., 1976. С. 91; Морозов, В. В. Деятельность Коммунистической партии по морально-политической подготовке советской молодежи к защите социалистического Отечества (1966-1971 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Харьков, 1985. С. 10 и др.

7 Ведомости Верховного Совета. 1967. № 42. Ст. 552.

8 До исследуемого периода, в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г., начальная военная подготовка проводилась в 5-7-х классах общеобразовательной школы. 9 февраля 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в школах НВП была отменена. РГАСПИ. Ф. 1.М. Оп. 1. Д. 147-г. Л. 47.

9 Информация Министерства обороны СССР от 12 июня 1973 г. о выполнении постановления Совета Министров СССР «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» // РГАСПИ. Ф. 1М. Оп. 1. Д. 953.Л. 95.

10 Там же. Оп. 12. Д. 64. Л. 65.

11 Там же. Ф-1366. Оп. 1. Д. 2481. Л. 28.

12 Управление архивного дела Алтайского края. Ф. Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. 166.

13 Кемеровский областной государственный архив. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 813. Л. 105.

14 Там же. Л. 94.

15 На основании архивных документов отделов народного образования. ЦДНИТО (томской).

Ф. 608. Оп. 42. Д. 8. С. 23-27; Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1366. Оп. 1. Д. 2481. Л. 28; Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1455. Л. 427; Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 794. Л. 39 и др.

16 Архив Отдела народного образования АК. Ф. Р-573. Оп. 5. Д. 2266. Л. 176.

17 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднем образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы».

18 Приказ министра просвещения СССР от 27 ноября 1972 г. № 127 «Об итогах введения в средних общеобразовательных школах и педагогических училищах начальной военной подготовки и мерах по её дальнейшему совершенствованию».

19 ГАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1733. С. 28-31.

20 Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 1001. Л. 187; ГАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1733. Л. 29.

21 ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 1001. Л. 189; ГАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1678. Л. 54; Центр документации новейшей истории Томской области. Ф. 607. Оп. 5. Д. 171.

22 Сборник материалов по начальной военной подготовке. М. : Просвещение, 1976. С. 18.

23 Материалы Всесоюзной учебно-методической конференции по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию. М. : Просвещение, 1975. С. 4.

24 ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области». Ф. 608. Оп. 42. Д. 8. Л. 19, 20; Ф. 608. Оп. 46. Д. 10. Л. 7; Ф. 608. Оп. 46. Д. 7. Л. 61; Ф. 607. Оп. 1. Д. 3801. Л. 74; Ф. 607. Оп. 1. Д. 4633. Л. 129-131.

25 Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1978. № 9. С. 23-27.

26 ГАРФ. Ф. Р-9563. Оп. 4. Д. 123. Л. 91-105.

27 Положение о начальной военной подготовке молодежи. М. : Воениздат, 1981. С. 47.

28 Программа начальной военной подготовки молодежи. М. : Воениздат, 1981. С. 10.

29 ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 1а. Д. 3922. Т. 2. Л.12-17.

30 Там же. Л. 63.

31 Там же. Л. 14.

32 Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1982. № 7. С. 30-39.

33 Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1984. № 6. С. 17-19.

34 ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1219. Л. 69.

35 Там же. Д. 1302. Л. 10.

36 По подсчетам автора, на основании архивных документов отделов народного образования.

37 Информационный сборник Министерства образования РСФСР. М. : Просвещение, 1990. № 32. Ноябрь. С. 23.

38 См.: Матяш, В. Удар по будущим солдатам // Крас. звезда. 1991. 17 янв.

39 Управление архивного дела Алтайского края. Ф. Р.-573. Оп. 5. Д. 533. Л. 24; ГУТО «Государственный архив Тюменской области». Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1219. Л. 40.

40 ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 10510. Д. 19. Л. 7281.

41 По подсчетам автора, на основании архивных документов отделов народного образования. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3921. С. 36-40; ГАОО. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1389. Л. 34-38; ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1219. Л. 42; ГАКО. Ф. Р323. Оп. 1. Д. 1112. Л. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.