Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Дата публикации: 1.11.2016 № 5 (23). С. 55-63. УДК 355.233.11(470.324)
Е. В. Дрозд
Обзор опыта развития военно-профессиональнои ориентации в СССР (на примере Воронежской области)*
В статье рассматриваются вопросы военно-профессиональной ориентации в различных учреждениях и общественных организациях Советского союза (на примере Воронежской области). Выявлены основные направления развития ориентации на военную службу в стране. Описано поэтапное эволюционное развитие перечня воинских специальностей, востребованных в конкретных исторических условиях, в виду усложнения военной техники. Представлена деятельность первичных организаций и других специальных учреждений по подготовке молодежи к военной службе на различных специальностях. Освещены некоторые аспекты развития отечественной системы военного образования. Указаны предпосылки и причины создания Суворовских военных училищ. Дано описание их деятельности в плане подготовки молодых людей к военной профессии. Представлены выдержки из воспоминаний бывших воспитанников Воронежского Суворовского военного училища. Хронологически описаны этапы становления и развития организаций ОСОАВИАХИМа (ДОСААФ, РОСТО) и Воронежского Суворовского училища. Представлена деятельность общеобразовательных школ, военно-спортивных лагерей, клубов и секций в контексте рассматриваемой проблематики.
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, довузовская подготовка, суворовские училища, военно-спортивные секции, начальная военная подготовка
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001
Perspectives of Science & Education. 2016. 5 (23)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Accepted: 1 October 2016 Published: 1 November 2016 No. 5 (23). pp. 55-63.
E. V. D roz d
A review of the experience of development of military-vocational orientation in the USSR (Voronezh region)
The article discusses the issues of military-vocational guidance in various institutions and public organizations of the Soviet Union (on the example of Voronezh region). The basic directions of development of orientation to military service in the country. Describes the evolutionary development of the list of military specialties that are in demand in specific historical situations, in view of the complexity of military equipment. Presents the activity of primary organizations and other special institutions for the training of youth for military service in various specialties. Highlight some aspects of the development of the national system of military education. Stated background and reasons for the creation of the Suvorov military schools. This description of their activities in terms of preparing young people for the military profession. Presents excerpts from the memoirs of the former pupils of the Voronezh Suvorov military school. Chronologically describes the stages of formation and development of organizations osoaviahima (DOSAAF ROSTO) and the Voronezh Suvorov military school. The activities of secondary schools, military camps, clubs and groups in the context of considered issues.
Keywords: military-vocational orientation, pre-University, Suvorov military school, military-sports clubs, basic military training
рофессиональная ориентация в России приобретает государственный статус в период Первой мировой войны: «...она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами» [1]. Научно-технический прогресс в военной сфере, выраженный в интенсивном перевооружении, развитии новой военной техники, продиктовал потребность в компетентных специалистах. Практика показала, что управлять сложными техническими устройствами сможет далеко не каждый желающий.
С победой большевизма после гражданской войны начался период коренных преобразований в различных областях общественной жизни. Для реализации основных принципов идеологии страны требовалось создание «нового человека». На это было направленно все воспитательное воздействие в практически всех государственных учреждениях, особенно образовательных.
Преобразования в военной сфере выразились в создании, помимо кадровой армии, территориально-милиционных частей. Первостепенной задачей Вооруженных Сил СССР в начале 20-х годов ХХ века была защита государства от агрессии. Надежной опорой классовой политики советской власти внутри страны и опорой «мировой социалистической революции» должна была выступать Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Сутью военной реформы являлось введение смешанной системы комплектования и подготовки Вооруженных Сил, а также сочетание территориально-милиционной системы и кадровой. Декретом ЦИК и СНК СССР «Об организации территориальных частей и проведения военной подготовки трудящихся» (8 августа 1923 г.) было узаконено формирование территориально-милиционных частей и соединений [2].
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. С первых лет существования Советского государства большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультации, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и Народного комиссариата труда, научные коллективы [1].
Политико-экономическая ситуация в стране требовала создания системы всеобщего воинского обучения. Так, 22 апреля 1918 года ВЦИК РСФСР принял декрет «Об обязательном обучении военному делу (Всеобуча). Анализ архивных источников и исторической литературы, позволяет сделать вывод, что на заре Советского периода в России происходила широкая военизация населения. Осуществлялась она во многом благодаря деятельности пионерской и комсомольской организаций, профессиональных союзов (профсоюзов), а также множества вновь созданных детских и юношеских обществ (союзов, объ-
единений, клубов, ассоциаций) отличающихся по содержанию и направленности: ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), ВСФК (Высший совет физической культуры), ВНО (Военно-научное общество) и другие. В этих организациях у молодежи формировались важные для защитника Отечества: физические, морально-психологические и социальные качества. Молодые люди ощущали свою сопричастность к делу построения социализма. Происходила интериоризация ценностей нового общественно-политического строя посредством жизнедеятельности в коллективе, приобретения знаний, социального опыта, основанных на коммунистических идеалах.
Помимо вышеуказанных молодежных организаций, в систему отечественной допризывной подготовки была включена и школа. Большое внимание уделялось ознакомлению учащихся с историей Красной Армии, ее задачами, бытом, организацией на основе «принципа привития к ней любовного отношения». Достигалось это путем организации экскурсий, лекций, мероприятий на военные и патриотические темы, включения в учебники и книги для чтения «наиболее красочного материала из истории ее героической борьбы», взаимосвязи и взаимодействия с территориально-милиционными частями и подразделениями [3, с.16].
На наш взгляд, важнейшую роль в ориентации юношей и девушек на военную службу на школьном этапе допризывной подготовки также играла начальная военная подготовка, которая проводилась в учреждениях Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), под руководством и наблюдением Военведа (Военное ведомство) и Наркомздрава (Народный комиссариат здравоохранения).
Целью начальной военной подготовки являлось воспитание у школьников любви к социалистической Родине, преданности Советской власти, представлений о роли и значении Красной Армии в обороне страны, формирование выносливости, смелости, воли, самостоятельности, упорства в решении поставленных задач. Начальная военная подготовка включала строевые занятия, призванные приучать «к порядку и сплоченности как основанию характера», обращать внимание на внешний вид, поведение учащихся, необходимые для привития и поддержания школьной дисциплины, привычки к порядку, чистоте и опрятности. Строевые занятия проводились на уроках физкультуры во всех группах школы I ступени , первой и второй группах II ступени . При этом военная подготовка в данных группах должна «обнимать те подготовительные строевые занятия, которые необходимы для занятий физкультурой: построение в одну шеренгу, размыкание и смыкание шеренг» [4, с.65].В школах I ступени начальная военная подготовка была взаимосвязана с физическим развитием учащихся. С
первых дней учебы ставилась задача выработать у детей основы сознательной массовой дисциплины. Элементы военного обучения вводились в минимальной степени, часть уроков отводилась для сообщений теоретических сведений по военному делу. В школах II ступени продолжалось физическое развитие учащихся и уже более широко вводились элементы военного дела. В военное обучение молодежи, начиная со школ II ступени, рекомендовалось включать обучение стрельбе на занятиях стрелковым спортом в комсомольских, пионерских, спортивных ячейках.
Что касается системы профессионального военного образования, отметим, что после октябрьской революции 1917 года старая система Российской военной школы была сломана, а новая создавалась в тяжелых послевоенных условиях, характеризующихся огромным дефицитом экономических ресурсов, подготовленных командных и педагогических кадров и, наконец, элементарной неграмотностью большинства населения страны. В то же время руководство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (а позднее - Советского Союза), окруженной в большинстве своем враждебно настроенными государствами, отчетливо понимала необходимость подготовки новых командных кадров из числа рабочего класса и крестьянства [5]. По нашему мнению, это было одной из причин, по которым в тот период создавались столь многочисленные допризывные структуры по военной подготовке и популяризации военной службы.
Однако, советская власть, создав сеть вузов, не смогла их нормально обеспечивать. Так, осмотр курсантов в Красносельском лагере в начале 20-х гг. выявил последствия голода: малокровие, цингу, куриную слепоту. Командир роты имел оклад в два раза больший, чем у красноармейца, но в полтора раза меньше рядового делопроизводителя в гражданском учреждении. Указанные факты отбивали желание становиться в ряды военных кадров [6, с 60].
Как видим, в 20-30-х годах в Советском Союзе осуществлялась тотальное внедрение, начиная со «школьной скамьи», в широкие слои населения идей необходимости защиты страны и ее идеалов от внешних угроз. Происходила повсеместная популяризация военных знаний необходимых будущим бойцам и защитникам. Несомненно, эта деятельность способствовала повышению желания у молодых людей стать профессиональными военнослужащими. Однако, экономические трудности молодой Советской республики, в период после гражданской войны, вынудили руководство страны прибегнуть к военным реформам, в частности с 1921 по 1925 гг. численность Вооруженных Сил была уменьшена с 5 миллионов до 500 тысяч человек. Также, в целях обеспечения рабочей силой развития народного хозяйства, призывной возраст
был повышен с 18 до 21 года. Таким образом, подготовка профессиональных военных в стране значительно сократилась, а к военной службе по призыву, готовили практически все мужское население СССР. В силу вышеуказанного, подготовка профессиональных военных с одной стороны сократилась, ввиду уменьшения кадровой потребности (сокращения армии), с другой - недостаточной мотивации на военную службу в качестве офицеров.
С учетом тогдашних возможностей страны новая достаточно устойчивая структура военной школы Советского Союза, отличающаяся от старой российской более прагматичным подходом к военному образованию, сложилась к концу 30-х годов XX века. Она включала в себя средние военные училища (с обучением в течение 2-х лет) и военные академии (три-четыре года обучения) [5, с.322].
Говоря о региональных особенностях военно-профессиональной ориентации отметим, что в Воронеже подготовка к службе в Вооруженных Силах строилась на основе общих тенденций в этом вопросе по стране. Основными учреждениями, осуществлявшими подготовку и ориентацию на военную службу, были специализированные допризывные организации и на начальном этапе Советской власти (1920 - начало 30-х гг.) -военно-подготовительные школы.
С окончанием в 1920 году Гражданской войны возникла необходимость перестройки системы подготовки военных кадров применительно к мирным условиям. В период перехода к новой системе военного образования возникли трудности с укомплектованием новых военно-учебных заведений, для которых требовались не только физически крепкие, но и грамотные люди, преимущественно из числа рабочей и крестьянской молодежи. Чтобы преодолеть возникшие трудности, стали создаваться военно-подготовительные школы для последующего комплектования их выпускниками военно-учебных заведений армии и флота. Военно-подготовительные школы просуществовали до конца 20-х - начала 30-х годов, после чего начали упраздняться ввиду возросшего уровня общеобразовательной подготовки молодежи, годной к поступлению в военные училища. За время своего существования военно-подготовительные школы произвели несколько выпусков и направили в военно-учебные заведения около полутора тысяч своих воспитанников [7].
Особую роль в Воронежской области сыграл ОСОАВИАХИМ, в развитии парашютного спорта и подготовки молодых людей к службе в воздушно-десантных войсках. Так, 2 августа 1930 года в городе Воронеже был выброшен первый в мире парашютный десант, что послужило мощным толчком к бурному развитию парашютного дела в целом.
2 августа 1933 года был создан Воронежский аэроклуб. К середине 1930-х гг. значительно вы-
росла советская авиация, вместе с ней потребность в кадрах. ОСОАВИАХИМовскиие аэроклубы включились в подготовку спортсменов-планеристов и летчиков [8, с.17].
С 1931г. по 1936г. число самолетов в организациях ОСОАВИАХИМа увеличилось в 19 раз. Только за 1935 г. организация подготовила 8000 пилотов. Среди них 22 человека, которые стали впоследствии героями войны, прошли школу воронежского аэроклуба. Например, Владимир Попов. Комсомольская организация завода имени Тельмана направила его в аэроклуб. К началу войны он был уже капитаном, командиром эскадрильи. В конце июня 1941 г. полк, в котором служил, получил на Воронежском авиазаводе штурмовики ИЛ-2. 10 июля 1941 г. Поповым было уничтожено 18 танков противника [9].
В 1941 году Воронежский аэроклуб в связи с войной закрыли. Его функционирование возобновилось лишь в начале 1960-х годов под новым названием «Воронежский Учебный Авиационный Центр ДОСААФ (ВУАЦ)» Клуб переподчиняется Министерству Обороны СССР. В нем целенаправленно готовился кадровый резерв летчиков и парашютистов для Советской Армии.
В 30-е годы Красная Армия росла численно и усиленно оснащалась новой, все более мощной боевой техникой. Данные изменения в Вооруженных Силах потребовали большого количества подготовленных командиров, особенно для артиллерии, авиации и флота. Поэтому в качестве эксперимента было принято решение о подготовке кандидатов в военные училища артиллерии в специальных средних школах, созданных в системе Наркомпроса. В 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, особенно в войсках, оснащенных сложной военной техникой, были созданы в дополнение к 17 артиллерийским 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ. В основу внутренней организации военных спецшкол уже были заложены основные принципы организации кадетских корпусов, хотя это и не афишировалось в то время по идеологическим соображениям [7].
Примером первичной организации, в которой осуществлялось воинское обучение в сельской местности, можно назвать ДОСАРМ колхоза «Красный пахарь», Подгоренского района, Воронежской области. Эта первичная организация являлась одной из лучших в стране. До ВОВ она занимала третье место в СССР по оборонно-массовой работе. С началом войны все члены организации отправились на фронт и героически сражались, приближая победу. В 1945 году организация возобновила свою работу. Велась подготовка пулеметчиков, конников-спортсменов, минометчиков, несмотря на острую нехватку инструкторов-общественников. В организации проводилась самая настоящая боевая подготовка. В выходные дни проводились «учения»
по военному образцу, отрабатывались вопросы обороны и наступления, решались боевые тактические задачи.
Помимо вышеуказанных региональных особенностей военно-профессиональной ориентации в Воронежском крае существовало еще одно направление подготовки по воинской специализации. 5 мая 1939 года издан приказ Председателя ОСОАВИАХИМа №125 о создании в Воронеже кружка военно-морских знаний, основной задачей которого была подготовка молодежи к службе на флоте и переподготовка военных моряков запаса. В 1948 году кружок преобразовали в Военно-морской клуб ДОСФЛОТА, а с 1951 года - ДОСААФ. В учебных помещениях клуба занимались юные моряки, старшины шлюпок, мотористы, судомоделисты, рулевые, воднолыжники, морские десятиборцы. Более 20 лет ВМК существовал как детско-юношеский спортивный клуб, но в 1969 году перед ним была поставлена задача вернуться к прежнему предназначению - подготовке призывников города и области для службы в Военно-морском флоте. Клубу предписали готовить корабельных электриков и радиотелеграфистов. Позже школа приступила к подготовке для флота легких водолазов. А с 1 января 1971 года ВМК переименовали в Воронежскую морскую школу ДОСААФ и возложили на нее задачу - готовить мотористов-электриков надводных кораблей и легководолазов [12]. В 1978 году в Воронеже возобновила работу Всесоюзная центральная школа водолазов ДОСААФ, которая была перебазирована из Москвы в Воронеж на фонды морской школы. В числе учеников были курсанты из различных регионов нашей страны (Хабаровска, Ленинграда, Москвы, Иркутска, Киева, Риги, Мурманска, Воронежа и других городов), чтобы получить навыки тяжелых водолазов [13].
Таким образом, в первичных организациях ОСОАВИАХИМа проводилась ориентация на военную службу по различным военно-профессиональным направлениям. Помимо общевоенной подготовки готовились пилоты, парашютисты, инструктора, специалисты химзащиты, а также велась подготовка молодежи к службе на флоте. Прививались такие важные военно-профессиональные качества как дисциплинированность и соблюдение внутреннего распорядка, во взаимодействии с воинскими частями осуществлялась стрелковая и физическая подготовка допризывников.
Динамика подготовки в ОСОАВИАХИМовских организациях Воронежа в предвоенный период в цифровом выражении выглядит следующим образом: за 1939 год было создано 1500 новых организаций, за год было подготовлено 22 тысячи ворошиловских стрелков и две тысячи - ворошиловских всадников, 283 снайпера, более 70 тысяч человек получили значки ПВХО; во второй половине 1940 года в связи с усложнением международной обстановки военное обучение граж-
данского населения стало более приближенным к военно-полевой, боевой обстановке; к весне 1941 года в Воронежской области по новой комплексной программе занималось свыше 56 тысяч членов Осоавиахима, занятия проводились в 4685 стрелковых группах, 84 кавалерийских, 120 группах связи и т.д. [14, с.13]. Как видим, военной подготовкой в Воронежском крае в довоенные годы было охвачено значительное количество граждан.
В 30-х годах в Советском Союзе происходил процесс наращивания численного состава Красной армии и оснащение ее новыми образцами вооружения и военной техники, вследствие осложнения международной обстановки. Так, с 500 тысяч в 20-хх годах, к началу Великой Отечественной войны численность армии уже составляла более 5 миллионов человек.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 22 июля 1940 года «Об организации специальных средних школ Военно-Морского Флота» в этом же году было открыто 7 таких спецшкол: в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Одессе, Владивостоке и Баку [15].
В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. специальные школы стали одним из важнейших источников комплектования артиллерийских, военно-морских и авиационных училищ. Всесторонняя подготовка будущих офицеров в специальных школах имела важное значение в их воспитании, оказывала значительное влияние на их готовность к суровой армейской службе. Серьезным испытанием для многих выпускников явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., в ходе которой, они проявили мужество и героизм. Часть выпускников стали видными военачальниками и полководцами, многие были награждены орденами за храбрость и умелое управление подразделениями и частями в бою [7].
С 1946 по 1955 гг. были созданы артиллерийские подготовительные училища (как правило, на базе артиллерийских спецшкол). За годы своего существования они подготовили более 11 тысяч юношей для учёбы в артиллерийских, ракетных средних, высших военных училищах и для дальнейшей кадровой службы в Советской армии. Это были учебные заведения, которые грамотно решали комплексную задачу - всесторонне готовили юношей к особой профессии и умело прививали научно-техническую любознательность, расширяя интеллектуальный кругозор будущих личностей, вступавших в самостоятельную жизнь [7].
После ВОВ в первичных организациях ОСО-АВИАХИМа, кроме военных специалистов, подготавливаемых в довоенный период, стали готовить: минеров, взрывотехников и инструкторов минного дела. Отметим, что большую роль в популяризации военных знаний и самой профессии военного стали играть встречи молодежи с участниками ВОВ.
Изучая архивные материалы и исторические источники можно сделать вывод, что в послевоенное время в научных кругах исследующих военное образование, а также в самой Советской Армии появился значительный интерес к историческому опыту подготовки офицерских кадров в Российской империи (Н.И. Алпатов, П.А. Зайонч-ковский, С.И. Курбатов и др.). На наш взгляд, признаками, указывающими на это можно считать: переход на ношение погон (как в царской армии), создание суворовских военных училищ по образу и подобию дореволюционных кадетских корпусов, упоминание на государственном уровне подвигов во славу русского оружия начиная со времен образования Российского государства (речь Сталина на Параде на Красной площади 7 ноября 1941 г.), учреждение государственных воинских наград имен великих русских полководцев и т.д.
В создании Суворовских училищ большую роль сыграл генерал-майор А.А. Игнатьев (сам бывший воспитанник пажеского кадетского корпуса), автор широко известной книги «50 лет в строю», который представил на рассмотрение И.В. Сталину свою записку «о создании кадетских корпусов», в которой обосновал необходимость создания Суворовских училищ по образу и подобию дореволюционных кадетских корпусов. В частности, в записке говорится: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии» [16]. Исходя из этого документа становится ясно, что существовавшие в то время спецшколы (военно-подготовительные школы) не могли воспитать юношей в достаточной степени «военными» людьми, такая мера не могла «..устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности - военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава» [16].
На наш взгляд, важным условием, в плане военно-профессиональной ориентации, является то, что обязательным условием при поступлении в Суворовское училище было продолжение учебы в военных вузах. Воспитанники должны были дать обязательство, что по окончании Суворовского училища поступят в военное училище и прослужат в Армии не менее 5 лет.
К началу 50-х годов XX века в стране сложилась структура военного образования аналогичная периоду начала XX века в Российской империи:
- суворовские (нахимовское) военные училища (подготовительные функции);
- средние военные училища для подготовки командиров и техников (базовая подготовка офицеров);
- незначительное количество высших военных училищ и институтов для подготовки инженеров;
- военные академии (высшее военное образование и повышение квалификации офицеров).
Таким образом, в послевоенный период система военного образования претерпела значительные положительные изменения и стала носить многоуровневый характер.
В числе первых, созданных в стране суворовских училищ, было Воронежское Суворовское военное училище, начавшее свою деятельность в 1943 году на основе Постановления Совета народных Комиссаров (СНК) Союза ССР и Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП(б)) № 901 от 21 августа 1943 года. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Постановлением, помимо прочего было предписано: «.3. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование» [17].
В соответствии с Постановлением Министерством обороны было разработано «Положение о Суворовских военных училищах», где указывались цели и задачи этих училищ: «Воспитать у суворовцев любовь к военному делу, чувство Советской военной гордости, стремление к героическим подвигам за Родину и высокую сознательную дисциплину. Вырастить суворовцев физически крепкими, выносливыми и ловкими, способными переносить все тяготы и лишения военной службы. Воспитывать суворовцев культурными и образованными людьми, умеющими беспрекословно повиноваться старшим» [16].
В Суворовские училища в начале его образования в основном поступали «дети войны». По данным 1945 года в Воронежское Суворовское военное училище было зачислено 535 воспитанников. В их числе 235 - дети погибших воинов (два сына генералов, 176 сыновей офицеров, 96 сыновей сержантов и рядовых, 21 мальчик - круглые сироты), 15 мальчишек - сыновья инвалидов войны. У 213 ребят отцы сражались на фронте (два сына генералов, 179 сыновей офицеров, 32 сына сержантов и солдат) и 12 детей военнослужащих Центральных управлений НКО, вузов и рабочих [18, с 9]. Как видим, большинство воспитанников, кто-то вольно кто-то невольно, были продолжателями военных династий. Шла война и многие дети получали вести о смерти отцов, после чего часть из них даже сбегало из учебного заведения, с наивным детским желанием прибыть на фронт и отомстить. Как правило, таких детей находили и возвращали обратно. Такие жизненные перипетии, зачастую, окончательно укореняли в детях намерение стать профессиональными военными.
Весь образ жизни и быт воспитанников Воронежского Суворовского военного училища
(ВжСВУ) был пропитан духом воинского общежития. Дети целенаправленно готовились для продолжения профессиональной карьеры военнослужащего. Внутренний порядок в Суворовском училище соблюдался согласно требованиям Устава внутренней службы и включал в себя все элементы, характерные для распорядка дня в воинской части, а именно: утренний осмотр, трехразовое питание в столовой, учебный процесс, самоподготовка, личное время, вечерняя поверка и т.д.
Вот выдержка из воспоминаний одного из воспитанников: «С первых же дней нас начали обучать азам армейской жизни и воинского порядка: правильно носить военную форму одежды и вести себя в строю, соблюдать правила личной гигиены, поддерживать чистоту и порядок в помещениях. Нас учили заправлять свою постель, подшивать подворотничок, складывать одежду на табурете, заправлять шинели на вешалке, поддерживать порядок в прикроватной тумбочке и т.д. Каждому определили место в строю, парту в классе, место в столовой, в клубе. Нам быстро внушили, что распорядок дня - незыблемый закон нашей повседневной жизни, который подлежит неукоснительному выполнению. Нам, девяти десятилетним мальчишкам, не совсем просто было втягиваться в казарменную жизнь. Постоянно нужно было делать усилия над собой, чтобы выполнять то, чего тебе не хочется, да еще в ограниченное время.» [16].
Педагогический состав комплектовался в основном из действующих военнослужащих, причем большинство преподавателей и офицеров-воспитателей на момент открытия училищ (в период ВОВ) прибывали с фронта. Военная подготовка в ВжСВУ была на высоком уровне. Показательна в этом плане выдержка из воспоминаний бывших воспитанников: «Наступило лето, когда мы серьезно начали заниматься военным делом, полевой выучкой, вплотную готовить себя к трудной армейской жизни. Мы почувствовали вкус солдатского пота, впервые увидели, как гимнастерка может белеть от него, а губы трескаться от жары и пыли, узнали, что значит все решать по нормативам, на время - заряжать оружия, одевать противогазы, переползать по пластунски, передвигаться перебежками, самоокапываться, маскироваться, ходить по азимуту, ориентироваться на местности и читать карту. Всему этому нас учили наши офицеры-воспитатели Чайников, Корнеев, Истомин, Кучеренко, Туминов, Доро-хин и многие другие, посвятившие себя нашему воспитанию и подготовке к суровой армейской жизни, которая не знает пощады и не прощает ошибок. Они учили нас тому, что сами испытали на фронте, благодаря чему остались живы, учили преодолевать страх, управлять своей волей, заставлять себя делать то, что тебе не хочется, но это нужно для общего дела, они учили нас науке выживания и победы.» [18, с.41].
Результаты подготовки в Суворовских училищах проявлялись в последующем обучении в военных вузах. Характерными чертами бывших суворовцев были: хорошая общеобразовательная подготовка, эрудиция, физическая закалка, строевая подтянутость, аккуратность, умение носить военную форму, готовность всегда помочь товарищу и командиру, обязательность, трудолюбие, умение смело браться за любую работу.
Под влиянием суворовцев повышалось качество подготовки остальных курсантов, особенно в послевоенные годы. Принцип товарищества неукоснительно становился законом в курсантских коллективах. Глубина знаний, полученных в ВжСВУ, заставляли преподавателей училищ более серьезно готовиться к занятиям. Особенно это касалось гуманитарных наук - истории войн и военного искусства, партийно-политической работы, истории ВКП(б), иностранного языка [19, с.78].
Воронежское СВУ было расформировано к 1 октября 1963 г. Таким образом, ВжВСУ просуществовало двадцать лет с 1943 по 1963 год и произвело 15 выпусков. За это время училище успешно окончили 1129 суворовцев, в том числе с золотой медалью 62 воспитанников, с серебряной - 98.
Из 923 выпускников ВжВСУ, поступивших в военные училища, 78% в последующем успешно окончили военные академии и продолжили службу в войсках и крупных штабах. Среди бывших воспитанников училища есть академики, доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, старшие научные сотрудники, лица, занимающие различные руководящие посты в Вооруженных Силах, на предприятиях народного хозяйства, в учреждениях, в строительстве, на дипломатической службе, в вузах, финансовых органах, в спорте и других областях государственной деятельности [16]. Как видим, большая часть выпускников, после окончания Суворовского училища продолжила свою военную карьеру, а те, кто предпочел гражданскую стезю, в подавляющем большинстве стали успешными людьми. На наш взгляд, это говорит о несомненной пользе обучения в училище в плане привития профессионально важных качеств, не только как для военнослужащих, но и в целом, как для граждан своего Отечества, какой бы областью профессиональной деятельности они не занимались.
В послевоенный период, как и прежде в СССР, значительную часть военно-профессиональной ориентации составляла коммунистическая идеология. Всю работу с допризывной молодежью военные комиссариаты проводили под руководством партийных органов, в непосредственном контакте с комсомолом, органами народного образования, ДОСААФом, спортивными организациями. На пленумах комитетов ДОСААФ принимались решения о социалистических соревнованиях между досаафовцами соседних областей.
Гонка вооружений в мире в середине 20-го века способствовала развитию военной техники. Войскам требовались специалисты в различных областях военно-технических знаний. Воинские первичные организации, автошколы, училища профтехобразования, радиоклубы и т.д. включились в работу по первоначальной подготовке молодежи к исполнению обязанностей по различным воинским специальностям. Например, в интервью, взятом корреспондентом газеты Коммуна у воронежского областного военного комиссара генерала-майора Гришанова С.П. отмечается, что «Командиры воинских подразделений, куда направляются воронежские парни для прохождения службы, часто присылают нам письма, в которых благодарят за высокую военную подготовку ребят. Воронежские парни успешно несут службу на подводных лодках, в ракетных войсках, которые оснащены новейшей техникой, еще и потому, что многие из них имеют высшее и среднее образование» [20].
Немаловажную роль в подготовке юношей к военной службе играло повсеместное проведение соревнований по сдаче нормативов ГТО в различных образовательных учреждениях под патронажем военных комиссариатов в рамках начальной военной подготовки.
Периодически проводились пленумы комитетов ДОСААФ, на которых обсуждалась военно-патриотическая работа среди населения. Как правило, основными вопросами, рассматрива -емыми на них, были: месячники и недели оборонно-массовой работы, тематические вечера, военно-спортивные праздники, проведение соревнований призывной молодежи по военно-прикладному многоборью, проведение митингов у обелисков и памятников погибшим войнам.
На наш взгляд, определенный вклад в военно-профессиональную ориентацию молодежи внесла начальная военная подготовка (НВП) учащихся в средних общеобразовательных школах. Эту дисциплину преподавали, как правило, бывшие военнослужащие, имеющие опыт работы с личным составом в войсках. Под их руководством проводились занятия со старшеклассниками, на которых изучались азы военной науки. Элементы обучения на НВП для некоторых детей послужили пробой сил в военном деле, для других стали толчком к осознанному принятию решения о выборе профессии военного. Изучая подшивки газет периода с 1970-х по 1980-е годы, можно прийти к выводу, что НВП, проводимая в школах внесла весомый вклад в дело подготовки юношей к военной службе, а девушек к знакомству с ней и исполнению характерных для них обязанностей, в основном санинструкторов.
Помимо вышеуказанных учреждений и организаций, вносивших свою долю в военно-профессиональную ориентацию молодежи существовали также специализированные секции, в которых детям прививали навыки различных
профессий. Например, первичная организация ДОСААФ Воронежского авиационного завода помимо всего прочего оказывала помощь станции юных техников, где дети занимались авиамоделированием, тем самым получали хорошую техническую подготовку, у них вырабатывались такие качества как дисциплинированность и любознательность. После окончания секции часть школьников шли работать на авиазавод, часть поступали в летные военные училища [21].
Военно-спортивный клуб «Спартанец» образовался в 1988 году при Воронежском городском Дворце пионеров и школьников на базе двух кружков - «Юных друзей Советской Армии» и «Общефизической подготовки». Позже туда же влился кружок военно-прикладных навыков. Программа была рассчитана на три года. Клуб не заменял уроки НВП и физкультуры, а расширял, дополнял их. Занятия включали в себя: кроссы и марш-броски, атлетизм и стрельбу, ориентирование и турпоходы, оказание доврачебной помощи и изучение приемов самозащиты, а также многое другое. Вот как описывается типичный поход «спартанцев» в газете «Молодой коммунар»: «.Тяжелые рюкзаки придавливают ребят к земле, идти с каждой минутой все тяжелее, но поход военизированный, и поэтому впереди идет дозор.Во время движения отрабатывались различные тактические задачи: развертывание из походной колонны в атакующую цепь и обратно, проверялось боевое охранение - «снимали» часовых, отрабатывали скрытные передвижения.» [22].
В 70-80-х гг. XX века в Советском союзе были широко распространены военно-спортивные лагеря. В них дети соприкасались с основами военного дела. В них принимались молодые люди с 12 до 17 лет. Лагеря жили бурной, интересной жизнью, в которой действовали жесткие армейские законы в лучших их проявлениях.
Говоря о состоянии первичных организациях военно-массовой работы в начале 90-х годов, отметим, что с распадом союза они пришли в упадок. В частности, Министерство Обороны прекратило финансировать обучение летчиков и парашютистов. ВУАЦ было переименовано в «Воронежский Аэроклуб» и перешло на хозрасчет.
Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы развития военно-профессиональной ориентации в СССР:
1. Довоенный период (с 1917 по 1941 гг.)
Широкая военизация населения, участие пионерских и комсомольских организаций в ориентации на военную службу, создание детских и юношеских обществ (союзов, объединений, клубов, ассоциаций), формирующих у молодежи важные военно-профессиональные качества; начальная военная подготовка в общеобразовательных школах (первой и второй ступени); недостаток в материальных ресурсах для обеспечения военно-профессиональной подготовки;
сокращение Вооруженных сил из-за сложной экономической ситуации в стране; деятельность военно-подготовительных школ; создание Воронежского аэроклуба; образование и развитие парашютного дела; создание в Воронеже кружка военно-морских знаний; создание специальных школ для подготовки к поступлению в военные училища.
2. Период ВОВ и послевоенный период до 1960-х годов
Прекращение деятельности первичных организаций во время войны; начало подготовки в первичных организациях ОСОАВИАХИМа: минеров, взрывотехников и инструкторов минного дела; проведение встреч молодежи с участниками ВОВ для популяризации военных знаний и самой профессии военного; создание Суворовских военных училищ по образу и подобию дореволюционных кадетских корпусов; формирование многоуровневой системы военного образования к началу 50-х годов (суворовские (нахимовское) военные училища (подготовительные функции), средние военные училища для подготовки командиров и техников (базовая подготовка офицеров), высшие военные училища и институты для подготовки инженеров, военные академии (высшее военное образование и повышение квалификации офицеров)).
3. Период с 1960-х по 1991 гг.
Упразднение Суворовских военных училищ;
усложнение военной техники, вследствие чего возникновение потребности в специалистах различных областей военно-технических знаний; включение воинских первичных организаций, автошкол, профессиональных технических училищ, радиоклубов, специализированных секций и т.д. в работу по первоначальной подготовке молодежи к исполнению обязанностей по различным воинским специальностям; проведение соревнований по сдаче нормативов ГТО в рамках начальной военной подготовки; деятельность военно-спортивных клубов и лагерей; угасание деятельности первичных организаций в связи с распадом СССР.
Таким образом, исторически сложилось, что в Воронежском крае в исследуемый период, основными учреждениями, внесшими наибольший вклад в военно-профессиональную ориентацию молодежи стали: ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ, РО-СТО) и Воронежское Суворовское училище. Под патронажем первого - осуществлялась подготовка авиационных, военно-морских специалистов различных специализаций, парашютистов, специалистов по радиооборудованию, водителей и т.д., а также в целом велась активная военно-массовая и оборонная работы. В ВжСВУ - осуществлялась довузовская подготовка будущих офицеров. Молодые люди, вышедшие из стен Суворовского училища, своим примером направляли остальных курсантов военных училищ, пришедших с «гражданки», на ответственное от-
ношение к исполнению обязанностей военной мались общеобразовательные школы в рамках службы. Помимо них этим вопросом также зани- НВП, военно-спортивные лагеря и клубы.
1. Электронный ресурс: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-professionalnoy-orientatsii-obzor-otechestvennogo-opyta.
2. Декрет ЦИК и СНК СССР от 08.08.1923 г. «Об организации территориальных частей и проведении военной подготовки трудящихся»// Российский государственный военный архив.- Ф-62.-Оп. 2. -Ед. хр. 604.-Л. 43-44.
3. Дегтярев Л.И. Оборона страны и народное просвещение / Л.И. Дегтярев. // На путях к новой школе. -1925. -№ 3. - С. 6-20.
4. Бублик Л. А., Андрющенко Е. Г., Ковалев В. Н. и др. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи / Под ред. Г. В. Средина.- М.: Воениздат, 1983. - 224 с.
5. Свиридов В. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века : дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Свиридов. - Воронеж, 2006. - 411 с.
6. Институт военного образования в составе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича : [монография] / под общ. ред. директора ИВО СПбГУТ к.п.н., доц. А. А. Лубянникова ; рук. авт. колл. к.п.н. И. Г. Штеренберг; отв. исполнитель к.в.н. О. Л. Мальцева ; СПбГУТ. - СПб., 2015. - 388 с.
7. История военно-подготовительных, специальных школ и подготовительных училищ отечественных Вооруженных сил : 1921-1955 гг. Березняцкий, Виктор Степанович - 156 с.
8. А. С. Минаков, Развитие авиационных видов спорта в организациях ОСОАВИАХИМА в 20-30-е годы XX века) Научный вестник ВГАСУ Серия: Социально-гуманитарные науки Вып. №1, 2013.
9. Копылов, Г. // Коммуна. - 1998. - 15 мая.
10. Электронный ресурс: URL: http://medicinapediya.ru/psihologiya-pedagogika-voennaya/otechestvennyiy-opyit-stanovleniya-razvitiya.html.
11. Постановление первого пленума областного совета ОСОАВИАХИМа Воронежской области (10-11 марта 1935 г.).
12. Вдали от моря, на родине флота... Воронежский патриот №2 (16) Ноябрь 2012.
13. Коммуна 14 марта 1979 г. Школа водолазов.
14. Блокнот агитатора. 1966 г. №3 - С. 13.
15. Создание и развитие подготовительных военно-учебных заведений в Советский период // Сыченков Подготовительные военные училища. «Суворовские, нахимовские...» - 234 с.
16. Воронежское суворовское (История ВжСВУ. 1943-1963 гг.) / Л. Н. Лопуховский, В. П. Ковалев. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2013. - 694 с.
17. Постановления Совета народных Комиссаров (СНК) Союза ССР и Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП(б)) № 901 от 21 августа 1943 года. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».
18. Альманах Воронежское Суворовское, Воронеж-1999. С. Корнеев С. 9.
19. Мы из Воронежского суворовского, Корнеев С. М., 2003 г.
20. Коммуна 10 июля 1974 г. Родину сумеют защитить (интервью).
21. Коммуна Творчество юных 14 ноябрь 1973 №266.
22. Молодой коммунар декабрь 1989. №148 «Поход «спартанцев».
ЛИТЕРАТУРА
Информация об авторе Дрозд Евгений Валериевич
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: [email protected]
Information about the author
Drozd Evgenii Valerievich
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogy Senior researcher Military Training and Research Center "Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy" (Voronezh) E-mail: [email protected]