Научная статья на тему 'Участие курсантов военно-учебных заведений Западной Сибири в патриотическом воспитании молодежи (1965-1985 гг. ): опыт и уроки'

Участие курсантов военно-учебных заведений Западной Сибири в патриотическом воспитании молодежи (1965-1985 гг. ): опыт и уроки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна

В статье рассматривается работа курсантов военно-учебных заведений по военно-патриотическому воспитанию гражданской молодежи, показаны особенности ее организации в советский период. На основе архивных данных, периодической печати раскрыты основные формы и методы участия курсантов в процессе воспитания защитников Родины. Сделана попытка проанализировать данный исторический опыт и вычленить его уроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of cadets of West Siberian military schools in patriotic education of the youth (1965-1985): experience and lessons learned

The article under consideration deals with the activity of cadets of military schools in military-patriotic education of civil youth, besides, the specific features of its organization in the soviet period are shown. According to archive data, periodical press the main forms and methods of cadets' participation during the educational process of Motherland defenders are exposed. The attempt to analyze this historical experience and to expose its lessons has been made.

Текст научной работы на тему «Участие курсантов военно-учебных заведений Западной Сибири в патриотическом воспитании молодежи (1965-1985 гг. ): опыт и уроки»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

УДК 947:002

Н. В. ЛИДЕР

Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

УЧАСТИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (1965-1985 гг.):

ОПЫТ И УРОКИ________________________________

В статье рассматривается работа курсантов военно-учебных заведений по военно-патриотическому воспитанию гражданской молодежи, показаны особенности ее организации в советский период. На основе архивных данных, периодической печати раскрыты основные формы и методы участия курсантов в процессе воспитания защитников Родины. Сделана попытка проанализировать данный исторический опыт и вычленить его уроки.

С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического, нравственного воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться мощным потоком западных ценностей, среди них были и те, которые пропагандировали самые низменные чувства: вседозволенность, насилие, жестокость и многое другое. «Постарались» и наши политики, руша все, что было создано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, и самое главное — патриотические чувства народа. Ничто так не пострадало в конце XX века, как идейно-нравственное, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Армия — это дитя общества, поэтому все беды, которые пережила Россия за последние 15 лет, не обошли ее стороной. В Вооруженных силах социальная обстановка остается напряженной. Впервые в истории России у военных отняли заслуженные ими льготы. Такое отношение к человеку в погонах самым негативным образом отражается на морально-психологическом климате в воинских коллективах и в среде допризывной молодежи. Острой на сегодняшний день остается проблема престижа, статуса, общественного признания офицерской профессии.

Известно, что в последние годы контингент поступающих в военные учебные заведения значительно изменился. Растет число курсантов из малообеспеченных семей, стремящихся попасть в военный вуз, дабы помочь родителям, избавив их этим от лишнего рта. Снижается и число курсантов, которые хотят стать военными, продолжая семейную традицию отцов. Все это говорит о снижении мотивации к военнопрофессиональной деятельности.

Причем снижение мотивации идет и от курса к курсу. Так, в Омском танковом инженерном институте было проведено исследование с целью определения ценностных ориентиров будущих офицеров. Было опрошено 25 % курсантов первого курса и 30 % курсантов четвертого курса. На вопрос: «Намерены ли вы продолжить службу после окончания обучения?» однозначно ответили «да» 80 % опрошенных с

первого курса и 58 % опрошенных с четвертого курса; 14 % и 10 % курсантов, соответственно первого и четвертого курсов, однозначно ответили «нет»; 6 % курсантов первого курса поставили свою дальнейшую службу в зависимость от улучшения материального положения в армии, а на четвертом курсе уже 32 %. Эти тревожные цифры соответствуют общероссийской тенденции. Так, по данным Министерства обороны ежегодно 7 — 8 тыс. курсантов покидают стены военно-учебных заведений и продолжают обучение в гражданских вузах, а около 10 тыс. выпуск-ников-лейтенантов оставляют службу сразу после получения диплома [1].

Тревожит и состояние ценностных ориентиров курсантов первого и четвертого курсов. Если на первом курсе патриотизм и верность присяге вошли в тройку лидеров, а также с небольшим отрывом и служение российскому народу, то на четвертом курсе верность присяге уже заняло 4 место, патриотизм — 6 место, а служение российскому народу только 8 место. На четвертом курсе уже доминируют личные ценности и интересы над общественными ценностями и интересами [2].

Таково состояние ценностных ориентиров у курсантов военного вуза, который уже в силу своей направленности в области военно-патриотического воспитания учащихся делает больше, чем любой другой вуз города. Тревожит это еще и потому, что именно Вооруженным силам принадлежит огромная роль в патриотическом воспитании молодежи. К тому же, участие курсантов в военно-патриотическом воспитании гражданской молодежи является важным направлением патриотического воспитания самих будущих профессиональных защитников Родины. Поэтому сейчас, в масштабах всей страны, на передний план должна выдвинуться задача поиска новых и активизация имеющихся форм, методов патриотического и военно-патриотического воспитания.

В такой ситуации особую актуальность приобретает, как нам кажется, изучение опыта прошлых лет. В своей статье мы обращаемся к опыту участия военно-

учебных заведений Западной Сибири в военно-патриотическом воспитании молодежи в период с 1965 по 1985 годы.

Рассматриваемый нами период неоднозначен. Он связан с деятельностью Л. Брежнева, Ю. Андропова, К. Черненко. Именно в эти годы проводились коренные преобразования в военной области, делались попытки реформирования системы подготовки молодежи к защите Родины. После 1985 г. работа по военно-патриотическому воспитанию претерпевает серьезный кризис. Прежде всего, потому, что КПСС, используя командно-административные методы, организовывала и контролировала всю эту работу, а с началом «горбачевской перестройки» компартия потеряла свои позиции. В результате старая система патриотического воспитания разрушилась, а новая натолкнулась на безответственность и необязательность руководства КПСС.

В исследуемый период главным направлением патриотического воспитания было военно-патриотическое. Великая Отечественная война, а затем нараставшее политико-идеологическое противостояние СССР западным странам способствовали тому, что патриотизм стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага. Программа военно-патриотического образования в СССР была глубоко продумана на государственном уровне, и вопрос о ней периодически поднимался на съездах КПСС (XXIII, XXIV, XXV, XXVI) и ВЛКСМ (XV, XVI, XVII, XVIII, XIX). «... Военно-патриотическое воспитание, — говорил Л.И. Брежнев на торжественном Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию комсомола, — остается одной из важных задач формирования молодого поколения. Как и многие другие дела, унаследованные от прошлых десятилетий, эта задача имеет сегодня свою специфику. Военная техника в наши дни — это не обтянутые парусиной «фарманы» 20-х годов и даже не «ястребки» и «уточки» периода Отечественной войны. Сегодня защитники советской Родины должны владеть искусством управления межконтинентальными ракетами, вождения сверхзвуковых самолетов, атомных подводных лодок, быть знатоками многих других сложнейших видов оружия. Сегодня нужны уже не только просто смелые, тренированные, мускулистые ребята с метким глазом и твердой рукой, но и инженеры, математики, знакомые с тайнами электроники и кибернетики. Задачи, таким образом, и в этой области стали более сложными, ответственными, поднялись на новый уровень» [3]. В прессе и на телевидении много внимания уделялось освещению подвигов советских солдат и офицеров, рассказам о героической профессии защитника Отечества. Результатом такой деятельности было то, что Вооруженные силы не испытывали недостатка в призывниках. Редко кто в детстве не мечтал стать моряком, летчиком, танкистом. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии никто не увиливал.

Военно-патриотическое воспитание советского народа призвано было «решать разносторонние задачи морально-политической, психологической,военной и физической подготовки трудящихся, особенно молодежи, к выполнению своего священного долга по вооруженной защите Родины, формировать у советских людей преданность идеалам коммунизма, чувство советского патриотизма и социалистического интернационализма, воспитывать революционную бдительность и классовую ненависть к империалистам и их пособникам, активную жизненную позицию, любовь к Советским Вооруженным Силам, по-

вышать интерес молодежи к военному делу, к овладению военными специальностями, всесторонне готовить ее к службе в Вооруженных Силах СССР» [4].

Для командиров, политорганов и партийных организаций Советских Вооруженных Сил военно-патриотическое воспитание молодежи являлось одним из важнейших направлений деятельности. Содержание, конкретные формы и методы участия в военнопатриотической работе среди местной молодежи определялись приказами министра обороны и начальника главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота. Они обязывали военные советы, командиров, политические органы оказывать активную помощь местным партийным, советским, комсомольским органам и организациям ДОСААФ в дальнейшем совершенствовании героико-патриотичского воспитания трудящихся, всей оборонно-массовой работы.

Военные советы, командиры, политические органы должны были разрабатывать и проводить в жизнь мероприятия по улучшению военно-патриотического воспитания, совершенствованию начальной военной подготовки, повышению качества подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах. Эти вопросы регулярно обсуждались на заседаниях Военных советов, в работе которых принимали участие секретари ЦК компартии союзных республик, секретари краевых и областных комитетов партии, руководящие работники местных комсомольских и оборонных организаций, органов народного образования, военных комиссариатов. Такое заседание, например, прошло в феврале 1973 г. в Сибирском военном округе [5].

В училищах Краснознаменного Сибирского военного округа проводилась конкретная работа по обучению курсантов практике военно-патриотического воспитания. Например, курсанты Тюменского высшего военно-инженерного командного в 1970 г. училища шефствовали над 30 средними школами, 2 школами-интернатами, 4 профессионально-техническими училищами [6]. В 1977 г. курсанты Кемеровского высшего военно-командного училища связи шефствовали над 15 школами, 8 техниками, 4 профессионально-техническими училищами, 9 радиоклубами. Курсанты Новосибирского высшего военнополитического общевойскового училища шефствовали над 34 средними школами, 3 техникумами, 5 детскими домами, свыше 400 курсантов работали пионервожатыми [7]. Военные училища помогали школам, предприятиям и учреждениям оборудовать военные кабинеты и учебные пункты, строить стрелковые тиры и спортивные площадки, оказывать методическую помощь военным руководителям, предоставляли для проведения занятий свои стрелковые тиры, оборудование на время, свободное от подготовки личного состава, а также организовывали занятия, определенные программой по изучению боевой техники и вооружения училища. Например, в 1984 г. Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище посетило около 6 тыс. пионеров и школьников, с ними организовано 120 экскурсий с показом техники и оружия [8].

Военно-учебные заведения принимали активное участие в организации военно-спортивных лагерей для допризывной молодежи, помогали проводить военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Так, например, курсанты Кемеровского высшего военно-командного училища связи в 1965 г. работали в пионерском лагере «Сын полка», где были собраны трудновоспитуемые дети всех школ города [9]. Большую помощь в организации работы военно-спортив-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008

ного лагеря оказывали омские высшие военные училища (общевойсковое командное и танковое инженерное). В 1980 г. начальники этих училищ кроме размещения участников в лагере, выделения походных кухонь и кухонного инвентаря, назначали своими приказами начальников лагерных сборов из числа старших офицеров, помощников командиров взводов из числа курсантов третьего курса, обеспечивали боевым оружием и боеприпасами для отстрела учащимися начального упражнения из автомата, предоставляли учебные тактические поля и стрельбища, оказывали практическую помощь в показе учащимся во внеурочное время боевой техники, размещения, жизни и быта воинского подразделения [10]. Особой популярностью у учащейся молодежи пользовались военно-спортивные игры «Зарница», рассчитанная на младших школьников, и «Орленок» — для учащихся старших классов, в ходе которых ребята приобретали знания в области военного дела и закаляли себя физически. Комсомольские организации Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища в 1967 г. «приняли участие в организации и проведении Всесоюзной игры «Зарница-2», по результатам которой отряд «Мир» школы № 125, возглавляемый курсантом Хапиным В., занял первое место на областной игре по строю, песне и был удостоен туристической поездкой в г. Киев» [11]. На базе этого же училища был проведен областной финал игры «Орленок-76». Для работ по обеспечению соревнований и учений было выделено 60 курсантов 1-го курса [12].

Большую работу по привитию молодежи любви к военной службе и профессии офицера, воспитанию морально-волевой и физической закалки, по подготовке к поступлению в военное училище проводили юношеские военно-патриотические школы, создаваемые при военно-учебных заведениях. Так при Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков с 1968 г. стала существовать 2-годичная школа юных космонавтов. Учащиеся изучали: аэродинамику, политподготовку, самолетовождение, радиооборудование, конструкцию самолета и двигателя, Уставы Вооруженных Сил СССР; сдавали нормативы спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины» [13]. В Кемеровском высшем военно-командном училище активно работала военнопатриотическая школа «Юный связист» [14], в Омском высшем общевойсковом командном училище — «Спутник» [15].

Широкое распространение в тот период получила еще одна форма участия курсантов в военно-патриотическом воспитании гражданской молодежи — лыжный агитпробег. Их цель — повышение лыжной подготовки курсантов, пропаганда военных знаний среди населения. Агитпробеги проходили всегда в торжественной обстановке и получали широкую огласку в СМИ. В Томском высшем военном командном училище связи первый агитпробег состоялся еще в феврале 1935 г. Тогда, преодолевая в среднем почти по сто километров в сутки, курсанты прошли 1070 километров снежного пути за 11 ходовых дней [16]. В 1967 г. офицеры и курсанты в честь 50-летия Советской власти, Дня Советской Армии и выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов решили повторить лыжный агитпробег Томск — Новосибирск, протяженностью 500 километров. Вот одна из заметок о том, как проходило это мероприятие, напечатанная на страницах газеты Сибирского военного округа «Советский воин»: «После дня отдыха, проведенного в Кемерово, отряд лыжников за

два дня прошел 14 километров и позавчера вечером достиг г. Болотное. 16 февраля выступили с докладом о Дне Советской Армии перед работниками совхоза «Прогресс», дали концерт художественной самодеятельности» [17]. В Тюменском высшем военно-инженерном командном училище ежегодно во время зимних каникул проходили агитпробеги, в состав которых подбирались лучшие комсомольцы, отличники учебы, участники художественной самодеятельности. Агитпробег, посвященный 59-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского флота проходил по территории Тугулымского и Исетского районов. «В нескольких населенных пунктах офицеры и курсанты выступали с беседами о славных боевых традициях Советских Вооруженных Сил и училища, об успехах советского народа в коммунистическом строительстве, дали концерты художественной самодеятельности, приняли участие в вечерах отдыха молодежи. Во встречах с ними приняли участие более 400 человек, в основном — юноши призывного возраста» [18]. Заслуживает внимание и лыжный агит-переход курсантов Новосибирского высшего военнополитического общевойскового училища в честь 60-летия Октябрьской социалистической революции и 60-летия Вооруженных Сил. Было создана агитбригада из числа курсантов и офицеров училища (30 чел.), и в период с 18 по 25 марта 1977 г. совершен переход: Новосибирск — Абакан (переезд поездом); Абакан — Минусинск — Знаменка —Ермаковское — Шушенское — Саяно-Шушенская ГЭС (лыжный переход). Общая протяженность — 180 км. В местах привалов и ночевок агитбригада проводила встречи с трудящимися городов и сел, воинами гарнизонов, выступала с лекциями и докладами, давала концерты художественной самодеятельности [19].

Действенными формами участия курсантов в военно-патриотическом воспитании молодежи являлись также выступления с лекциями и беседами перед студентами, учащимися школ, трудящимися области на патриотические темы; проведения в школах «Уроков мужества»; участие в подготовке и проведении военно-патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню Советской Армии и ВоенноМорского флота; участие в походах по местам боевой славы и в группах «Поиск», в устройстве парков и аллей имени Героев Советского Союза. В строительстве обелисков, возведении курганов боевой славы, оборудовании музеев; в организации и проведении тематических вечеров, читательских конференций, викторин, посвященных героизму советских людей в военные годы; активное участие в работе оборонных обществ.

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о наличии положительного опыта работы по военнопатриотическому воспитанию молодежи в целом и участие в ней курсантов военно-учебных заведений в частности. Во-первых, эта работа имела очень высокую степень организации на всех уровнях. Руководство страны, понимая ее важность, проявляло постоянную заботу и ответственность в этом деле; умело сосредотачивало свои усилия на таких направлениях, как военная и физическая подготовка, создание материально-технической базы и др. Надо отметить, что при этом учитывалась и конкретно-историческая обстановка. Во-вторых, работа по военно-патриотическому воспитанию в данный период отличалась разнообразие форм, средств и методов, постоянно шел поиск новых, более совершенных форм этой деятельности (юнармейские олимпиады, развитие сетей оборонно-спортивных лагерей и т.д.). В резуль-

тате и для самих курсантов участие в этом процессе было делом ответственным и престижным. Работая пионервожатыми в школах, участвуя в проведении военно-спортивных игр, читая лекции и доклады перед населением они не только воспитывали других, но и воспитывались сами, приходили к пониманию важности подготовки молодежи к защите Родины и формировали навыки воспитательной работы, необходимые им в дальнейшем при работе с личным составом.

Однако, несмотря на все положительные моменты, был и целый ряд отрицательных, которые не позволили добиться высшей эффективности качества работы по военно-патриотическому воспитанию. К главным недостаткам относятся: классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения. Если конкретизировать, то можно назвать следующие. Во-первых, господство идеологии, приводило к существованию трафаретов, шаблонов в работе по военнопатриотическому воспитанию. Во-вторых, формализм и парадность, увлечение количеством проводимых мероприятий без глубокого анализа их педагогической целесообразности и эффективности. Зачастую мероприятия дублировали друг друга и в них запутывались даже сами организаторы. Для курсантов это выливалось в серьезный отрыв от учебных занятий. В-третьих, не везде была налажена тесная связь командиров, политработников с местными партийными, комсомольскими, оборонными организациями, с коллективами учебных заведений, предприятий и учреждений, в результате чего работа по подготовке молодежи к защите Отечества велась разобщенно, без единого продуманного плана.

Эти и другие положительные и отрицательные моменты исторического опыта работы по военнопатриотическому воспитанию молодежи и участия в ней курсантов военно-учебных заведений позволяют извлечь уроки для сегодняшнего дня. Среди них:

1. Патриотическое воспитание населения — это дело государства, и оно не должно зависеть от политической конъюнктуры или от воли отдельных руководителей, не важно, какого он ранга.

2. Государственно-патриотическая идеология, имеющая прочные научные и духовные основы, должна опираться на прогрессивные национальные, в том числе и военные традиции. Необходимо помнить о недопустимости отставания, медлительности и непродуманности в принятии решений по этой проблеме.

3. Использование средств массовой информации в деле военно-патриотического воспитания граждан необходимо осуществлять на основе принципов актуальности и достоверности поданного материала, высокой оперативности и непрерывности. Надо показывать источники угрозы национальной безопасности государства; разъяснять задачи, стоящие перед Вооруженными Силами и населением по укреплению обороноспособности страны, пропагандировать воинскую службу, обращаться к славным подвигам предков.

4. К работе по военно-патриотическому воспитанию должны привлекаться хорошо подготовленные

кадры. В этой связи особого внимания заслуживает организация и осуществление патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения в военном вузе. Только люди сильной воли, подготовленные физически и профессионально, а самое главное — верящие в правоту своего дела, способны успешно решать поставленные перед ними задачи.

Таким образом, серьезная государственная поддержка, разумное использование огромного богатейшего опыта по военно-патриотическому воспитанию молодежи, накопленного в СССР, обеспечит высокую эффективность деятельности по воспитанию молодых патриотов страны, поднимет престиж профессии офицера на достойный уровень и вернет уважительное отношение к Российским Вооруженным Силам.

Библиографический список

1. Российский патриотизм и реалии сегодняшнего дня // Красная звезда. - 2007. - 31 марта.

2. Лидер Н.В. К вопросу о военно-патриотическом воспитании курсантов военного вуза / Н.В. Лидер, И.Б. Нагаев // Молодежь России: проблемы образования, воспитания, занятости : мат. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. (12—13 апреля 2006 г.). - Омск, 2006. - С.202-206.

3. Якимов Г. Воспитание будущих защитников Родины / Г. Якимов // Военно-исторический журнал. — 1971. — № 5. — С. 103— 108.

4. Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи /Л.А. Бублик, Е.Г. Андрющенко, В.Н. Ковалев и др. — М. : Воениздат, 1983. — 224 с.

5. Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи в современных условиях / Л.А. Бублик. — М. : ВПА, 1973. — 67 с.

6. ФЦАМО. Ф.10191. 0п.013076. Д.3.

7. Птенцов П.Г. Патриотическое воспитание в высшей военной школе / П.Г. Птенцов. — Новосибирск : НВВПОУ, 1978. — 41 с.

8. Колодкин В. Воспитывать патриотов Родины / В. Колод-кин // Советский воин. - 1985. - 19 января.

9. ФЦАМО. Ф.10206. 0п.012422. Д.5.

10. ЦДНИОО. Ф.17. Оп.1а. Д.3539.

11. ФЦАМО. Ф.10204. 0п.10509. Д.3.

12. ФЦАМО. Ф.10204. 0п.10510. Д.17.

13. ФЦАМО. Ф.10209. Оп.10617ф. Д.11.

14. ФЦАМО. Ф.10206. Оп.12425. Д.2.

15. ФЦАМО. Ф.10211. Оп.026165. Д.1.

16. Меренков И. Тридцать два года назад / И. Меренков // Советский воин. — 1967. — 11 февраля.

17. Лыжный агитпробег Томск-Новосибирск. Поход продолжается // Советский воин. — 1967. — 19 февраля.

18. Советский воин. — 1977. — 20 февраля.

19. ФЦАМО. Ф.10204. Оп.10510. Д.19.

ЛИДЕР Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Статья поступила в редакцию 24.06.08 г.

© Н. В. Лидер

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.