14. ГИАОО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 4. Л. 153.
15. Приказ по войскам Омского военного округа [№ 147 от 4 ноября 1887 г.].
16. Приказ по войскам Сибирского военного округа [№ 100 от 26 апреля 1903 г.].
17. Приказание по войскам Сибирского военного округа [№ 187 от 11 декабря 1904 г.].
18. Приказание по войскам Омского военного округа [№ 173 от 24 ноября 1894 г.].
19. Положение об Омском, Верненском, Джаркентском, Семипалатинском и Зайсанском военных собраниях. — Омск, 1897. - 16 с.
20. Приказание по войскам Омского военного округа [№ 84 от 5 июня 1897 г.].
21. Акмолинские областные ведомости. — 1890. — Октябрь.
22. Самосват, Д. Офицерское собрание в Российской армии: история, традиции и пути повышения его воспитательной и дисциплинирующей роли в современных условиях / Д. Самосват, А. Куршев // Ориентир. — 2009. — № 7. — С. 48 — 52.
23. Тихомиров, А. В. Офицерские собрания в России. Конец XVIII — начало XXI века : дис. ... д-ра истор. наук : 07.00.02 / А. В. Тихомиров. — СПб., 2011. — 490 с.
ДУБИНИН Виктор Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2015 г. © В. О. Дубинин
УДК 94(470+571):355.233.2
Н. В. ЛИДЕР
Омский автобронетанковый инженерный институт
АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КУРСАНТОВ: ОПЫТ ЭПОХИ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»
В статье на основе архивного материала раскрываются примеры военно-патриотического воспитания курсантов в военных училищах Западной Сибири в рамках агитационно-массовой работы. Хронологические рамки статьи — вторая половина 70-х—первая половина 80-х гг. XX в. По мнению автора, это было время наиболее активного применения разнообразных форм, методов военно-патриотического воспитания курсантов за весь период «развитого социализма».
Ключевые слова: советский опыт, военно-патриотическое воспитание, курсанты, агитационно-массовая работа, идеология, формы работы.
В исследуемый период военно-патриотическое воспитание будущих офицеров было одной из главных задач всего учебно-воспитательного процесса военно-учебных заведений. Надо отметить и то, что главной особенностью советского военно-патриотического воспитания являлась преданность делу социализма и социалистическому Отечеству, т.е. существовала тесная связь патриотизма с политикой, он играл одну из ведущих ролей в политической составляющей общественной жизни.
Сегодня много и справедливо говорят об идео-логизированности советского военно-патриотического воспитания, засилье трафаретов и шаблонов в этой работе. Однако мы считаем, что накопленный советский опыт военно-патриотического воспитания богат и разнообразен, и нам до сих пор есть чему поучиться, перенять, адаптировав полезное, лучшее к современным условиям, использовать в воспитании нынешней молодежи.
Анализ целого ряда опубликованных и неопубликованных документов и материалов позволяет нам утверждать, что вторая половина 70-х — первая
половина 80-х годов — это было время, когда в работе военно-учебных заведений Западной Сибири по военно-патриотическому воспитанию курсантов происходят заметные перемены. Военные училища начинают принимать активное участие в различных научных, научно-исследовательских, научно-методических и научно-технических мероприятиях, проводимых в масштабах города, области и даже страны. В это время создаются музеи истории училищ, пишутся первые книги по истории училищ. Формы работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов оставались традиционными, однако более широкое распространение получили комплексные мероприятия, сочетающие агитационно-массовые и культурно-просветительные формы (встреча и митинг, экскурсия и лекция).
Агитационно-массовая работа была неотъемлемой частью идеологической деятельности КПСС. Главная ее задача состояла в том, чтобы довести до личного состава основополагающие идеи марксизма-ленинизма, политику КПСС и мобилизовать воинов на «активное и сознательное выполнение
своего долга по защите социалистической Родины» [1, с. 144]. При этом существовала четкая организация, позволявшая в любых условиях жизни, учебы, боевой деятельности осуществлять постоянное воздействие на личный состав.
Личную ответственность за состояние агитмассовой работы в военном училище нес заместитель начальника училища по политической части. Возглавляя партийно-политический аппарат, начальник политотдела выступал организатором, руководителем и активным участником агитационной работы. В этом ему помогал пропагандист училища, который еще и сам вел агитационную работу среди личного состава, подбирал актив и отвечал за его политическую и методическую подготовку. Непосредственно на факультете (в батальоне) вместе с командирами организовывал и лично проводил эту работу заместитель начальника факультета (батальона) по политической части. В его обязанности входили подбор, расстановка и воспитание актива, руководство работой совета ленинской комнаты, редколлегий стенной печати и редакторов боевых листков [2].
В организации агитмассовой работы участвовали агитационно-пропагандистские коллективы при политотделе и агитационно-пропагандистские группы при партийных комитетах и бюро. К организации и проведению данных мероприятий привлекался широкий круг политинформаторов, агитаторов, членов советов клубов, библиотек, музеев, ленинских комнат, редакционных коллегий стенных газет. Например, при политотделе в Омском высшем танковом инженерном училище в 1983 г. существовал агитпропколлектив, состоявший из 40 человек, 10 из которых были кандидатами наук. Он включал секции: общественно-политическую, воинскую, нравственного воспитания, военно-технической пропаганды. На базе методического кабинета кафедры марксизма-ленинизма функционировал спра-вочно-информационный центр [3].
Самым многочисленным отрядом активистов были агитаторы. Они имелись во всех курсантских взводах. Круг проблем, которыми приходилось заниматься агитаторам, был достаточно широк. Так, по воспоминаниям ветерана Омского ВТИУ В. В. Виноградова, бывшего агитатора, «...проводились групповые и индивидуальные беседы, информировали курсантов о событиях дня, читали и обсуждали с курсантами материалы газет и журналов, разъясняли поставленные командиром задачи, много внимания уделяли пропаганде передового опыта»1. Возглавляли эту работу командиры, политработники, партийные и комсомольские организации. Так, партком Тюменского высшего военно-инженерного командного училища систематически организовывал в комнате боевой славы вуза семинар взводных агитаторов. Одной из главных тем семинара было воспитание будущих офицеров на революционных и боевых традициях воинов-сибиряков [4].
Как правило, формы агитационно-массовой работы в военных вузах были разнообразны. Перечислим те, что в наибольшей степени способствовали военно-патриотическому воспитанию курсантов.
Одной из таких форм агитационно-массовой работы являлась политическая информация. С курсантами военных училищ она проводилась еженедельно по 30 минут. Ее цель — разъяснение курсантам решений КПСС и Советского правительства, текущих политических событий внутреннего и международного характера, а также задач, стоя-
щих перед училищем. Проводилась политинформация командирами, политработниками, преподавателями кафедр. Предъявлялись следующие основные требования к политинформации: «оперативность, аргументированность и эффективность» [1, с. 146]. Приветствовалось применение пропагандистом в ходе рассказа географических карт, схем, плакатов, фотографий и других средств наглядной агитации. Темы для политинформаций могли быть такие: «Партия — авангард советского народа», «Крепнет содружество социалистических стран», «Что значит честно выполнять свой воинский долг» и др. [1, с. 146]. Во всех военных училищах в канун праздника Победы традиционно проходили выступления перед курсантами с политинформацией ветеранов — участников Великой Отечественной войны по теме «Бессмертие подвига советского народа» [5, с. 121].
Однако бывало и так, что политинформация сводилась к чтению материалов периодической печати без каких-либо пояснений; время, отведенное для политинформации, использовалось для разбора какого-нибудь частного случая или разговора о выполнении распорядка дня.
Обязательными формами агитационно-массовой работы были ленинские чтения и ленинские уроки, посвящавшиеся либо изучению отдельных работ В. И. Ленина, либо определенной теме. Часто на такие чтения и уроки приглашались ветераны, использовались грамзаписи речей В. И. Ленина, фрагменты из кинофильмов и т.д. Нередко ленинские чтения и ленинские уроки проводились, например, по таким темам: «В. И. Ленин о защите социалистического Отечества», «В. И. Ленин о повышении боеспособности и боеготовности Советских Вооруженных Сил» в Кемеровском высшем военном командном училище связи [6]; «Все, что создано народом, должно быть надежно защищено» в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков [7]; «В. И. Ленин о воинской дисциплине» в Тюменском ВВИКУ [8]; «Я — гражданин Советского Союза» в Новосибирском высшем военно-политическом общевойсковом училище [9] и др.
Морально-политическое и военно-патриотическое воздействие на курсантов призваны были ока-зыватьмитинги. Эта форма агитации предполагала торжественность, яркие, эмоциональные выступления, краткие боевые по содержанию и стилю резолюции или обращения.
Вот как в книге «Омское танковое» описывается митинг, проведенный в этом училище в честь открытия XXIV съезда КПСС в марте 1971 г.: «30 марта за полчаса до начала работы съезда были приостановлены все занятия, офицеры, сержанты, курсанты и солдаты, кроме находившихся в наряде, а также все рабочие и служащие собрались у телевизоров и с большим вниманием смотрели передачу центрального телевидения из Кремлевского Дворца съездов об открытии съезда. Затем состоялся митинг личного состава. На нем выступили начальник кафедры полковник А. Е. Плетнев, ленинский стипендиат курсант Ю. И. Денисов, заместитель командира батальона по политической части подполковник В. А. Жилин. Их речи были проникнуты горячим одобрением внешней и внутренней политики КПСС, готовностью выполнить решения съезда.
В адрес съезда было принято приветственное письмо, в котором говорилось: «. Советский народ вручил нам первоклассную боевую технику
и оружие. Заверяем делегатов съезда, Коммунистическую партию, что эта техника и оружие в надежных руках. Мы и впредь будем прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать боевую готовность на высшем уровне. Мы все как один в любую минуту готовы выступить на защиту Советской Родины и под руководством ленинской партии с честью выполнить свой патриотический долг.» [10]. То, как описан данный митинг в книге, говорит о том, что освещению деятельности КПСС в воспитательном процессе придавалось большое значение.
Часто митинги проводились с выносом Боевого Знамени училища, так, личный состав 3-го батальона курсантов Новосибирского ВВПОУ принял участие в митинге 9 Мая 1976 г. В ходе этого мероприятия курсантами в торжественной обстановке было вынесено Боевое Знамя училища, а также знамена Сибирских соединений. Они приняли участие в отдании воинских почестей при возложении венков к монументу Славы воинам-сибирякам. Из курсантов состояла рота почетного караула и почетный караул у вечного огня монумента Славы [11].
Практиковались в агитмассовой работе и тематические вечера, тема которых часто напрямую была связанна с военно-патриотическим воспитанием будущих офицеров. Так, в Томском высшем военном командном училище связи был проведен тематический вечер «Караульная служба — боевая задача». На вечере выступили фронтовики, пионеры подшефных школ. Были вручены ценные призы и объявлена благодарность курсантам. В заключение были показаны фильмы «На Уссури», «За рекой — граница» [12].
В курсантских подразделениях проводились тематические вечера и на такие темы: «Служу Советскому Союзу», «Империализм — злейший враг народа» (БВВАУЛ) [13], «У карты нашей Родины» (ТВВИКУ) [14], «Живи по уставу — завоюешь честь и славу» (ОВТИУ) [15], «40 лет битвы под Москвой» (ОВОКУ) [5, с. 119], а в Томском ВВКУС в 1978 г. был проведен целый цикл тематических вечеров на тему «Сибирские гвардейцы» [16].
Причем количество проводимых тематических вечеров с середины 70-х годов увеличивается. Так, в Барнаульском ВВАУЛ в 1970/71 учебном году было проведено 10 тематических вечеров, а в 1977/78 учебном году уже 20 [17]. В Омском высшем общевойсковом училище в 1969/70 учебном году проведено только 12 тематических вечеров, а в 1975/76 учебном году 26 [18]. В Томском ВВКУС в 1971/72 учебном году было проведено 10 тематических вечеров, а в 1978/79 уже 24 [19].
Важная роль в формировании военно-патриотического сознания отводилась многотиражным газетам военных училищ. Но если в большинстве рассматриваемых нами военно-учебных заведений Западной Сибири такие газеты выпускались по случаю какого-либо праздника, юбилейной даты, то в Новосибирском ВВПОУ с самого основания училища (1967 г.) существовала многотиражная газета «Ленинец» [20]. Она оказывала большую помощь командованию в военно-патриотическом воспитании курсантов. Редколлегия газеты разработала темы с целью военно-патриотической пропаганды: «Защита Родины — один из первейших заветов Ильича», «Воспитывать пламенных патриотов», «Навстречу 30-летию Победы» и другие. По этим вопросам на страницах газеты регулярно выступали командиры, политработники, преподаватели кафедр, офицеры в отставке [21, с. 124].
Также вместе с политотделом газета «Ленинец» регулярно проводила конкурс на лучшие литературные произведения в училище [22]. Так, с ноября 1967 г. по октябрь 1968 г. в конкурсе приняли участие семь курсантов и один солдат. В газете было опубликовано 16 литературных произведений. В ходе конкурса была написана курсантская строевая песня училища. Ее авторами стали курсант В. Н. Рахматулин, написавший стихотворение «Внуки комиссаров», и военный дирижер, сочинивший музыку на эти стихи. Большинство произведений, представленных на конкурс, было посвящено патриотической теме [23]. Стихи курсантов, написанные с неподдельной искренностью, являются убедительным доказательством результативности военно-патриотического воспитания.
Внуки комиссаров Нам погоны вручили курсантские, Повзрослели мы сразу с тобой, Пусть же парни завидуют штатские Шагу твердому по мостовой. Выбран путь окончательный, ясный, Верность партии — наш идеал. И считаю я, что не напрасно Комиссаров дорогу избрал. Не страшат нас туманы холодные, Ветер резкий и дождь проливной. С нами друг — наша песня походная, Запевала — курсант молодой. Нам погоны доверят отцовские, Будет путь наш суров и далек. Не забудем мы годы курсантские И тебя, Академгородок! Комиссаров традиции славные Вечно живы в курсантских сердцах. Знамя дедов, победное, алое, В наших крепких надежных руках. (Курсант В. Рахматулин (1968 г.))
Защитники Сибири Сибирский край, велик ты и суров, Но мне по сердцу золотые дали. Ты полюбуйся на своих орлов, Которых защищать тебя призвали. Они шагают поступью солдат, Они всегда в тревогах и походах. Над ними стяги алые горят, Зажженные октябрьским восходом. (Курсант Л. Селезнев (1972 г.)) Большое место в исследуемый период занимала наглядная агитация как средство воспитания курсантов. Основными формами ее являлись стенды, плакаты, монтажи, лозунги, альбомы, фотомонтажи и др.
Основными направлениями наглядной агитации в подразделении были пропаганда передового опыта, мастеров военного дела, конкретный показ хода социалистических соревнований, а также тема подвига советских людей, воинов армии и флота, карта боевого пути училища, галерея героев Гражданской и Великой Отечественной войн, летописи боевых дел.
Например, в Новосибирском ВВПОУ были оформлены стенды «Герои-сибиряки», «Есть такая профессия — Родину защищать», «Профессия — политработник» [21, с. 125]. На территории Кемеровского ВВКУС в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина клубными художниками были оформлены стенды «Ленин — создатель и организатор Советских Вооруженных Сил», «Заветы Ленина советским воинам» и др. [6].
В целях создания наглядной агитации на территории военных училищ могли создаваться художественные советы, состоявшие из курсантов и офицеров. Такой совет был создан в Новосибирском ВВПОУ в 1974 г. В генеральном плане художественного совета предусматривалось создание обелисков, скульптур, декоративных ансамблей, мозаичных панно, декоративно-эстетических мест, комплексов тематических стендов, лозунгов, плакатов, щитов. В наглядной агитации, как правило, отражались следующие направления:
— боевая учеба;
— боевые традиции;
— требования военной присяги и воинских уставов;
— Родина за годы Советской власти;
— текущая политика;
— состав Политбюро ЦК КПСС;
— портреты высшего командования Советских Вооруженных Сил;
— специалисты военного дела.
А для всего личного состава объявлялся конкурс по созданию эскизов скульптур, декоративных ансамблей, мозаичных панно и комплектов тематических стендов [24].
Таким образом, приведенные примеры военно-патриотического воспитания курсантов в рамках агитационно-массовой работы военно-учебных заведений Западной Сибири позволяют выделить как отрицательные, так и положительные стороны процесса. Отрицательные стороны: излишняя парадность, увлечение количеством мероприятий без глубокого анализа их педагогической целесообразности и результативности; зачастую к военно-патриотическому воспитанию относили всякого рода партийные мероприятия, не имеющие к нему прямого отношения; однобокость взглядов на историческое прошлое, в характеристике настоящего, разрыв между тем, что говорилось с высоких трибун, и что говорилось в учебных классах.
Положительные стороны: строгая организация агитационно-массовой работы в подразделении, которая предполагала создание необходимых структурных звеньев, четкое, продуманное планирование, целенаправленное обучение и воспитание агитационного актива, координацию мероприятий в подразделениях, обобщение и распространение передового опыта.
И сейчас, даже с позиции нашего времени, мы не можем отрицать, что эта работа приносила большую пользу в военно-патриотическом воспитании будущих офицеров.
Примечание
1 Воспоминания В. В. Виноградова. Записано автором.
Библиографический список
1. Политико-воспитательная работа в подразделении / И. М. Буцкий [и др.]. — М. : Воениздат, 1982. — С. 144, 146.
2. Идеологическая работа в части: содержание, организация, методика / Л. С. Балашов [и др.]. — М. : Воениздат, 1983. — С. 50.
3. Исторический формуляр Омского танкового инженерного института. — Архив ОАБИИ. Л. 98.
4. Чемеков, С. На совет собрались агитаторы / С. Чемеков // Советский воин. — 1967. — 7 апреля.
5. Бурулев, Л. А. Из опыта партийно-политической работы по воспитанию курсантов Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе на боевых и революционных традициях партии и советского народа / Л. А. Бурулев // Патриотическое воспитание молодежи на героических традициях партии и народа : сб. ст. — Омск : Обл. тип., 1984. — С. 119, 121.
6. Федоров, П. Дополняя учебную программу / П. Федоров // Советский воин. — 1969. — 26 апреля.
7. Филиал центрального архива Министерства обороны (ФЦАМО). Ф. 10209. Оп. 012906ф. Д. 5. Л. 16.
8. ФЦАМО. Ф. 10191. Оп. 013076ф. Д. 3. Л. 90.
9. Птенцов, П. Г. Патриотическое воспитание в высшей военной школе / П. Г. Птенцов. — Новосибирск : НВВПОУ, 1978. — С. 28.
10. Омское танковое / Под ред. В. Н. Громова. — Омск : Муромцев. район. тип., 1978. — С. 234 — 235.
11 ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 010510ф. Д. 17. Л. 47—48.
12. Советский воин. — 1975. — 14 марта.
13. ФЦАМО. Ф. 10209. Оп. 012906ф. Д. 5. Л. 16.
14. ФЦАМО. Ф. 10191. Оп. 013076ф. Д. 3. Л. 90.
15. ФЦАМО. Ф. 10205. Оп. 012362ф. Д. 8. Л. 18.
16. ФЦАМО. Ф. 10213. Оп. 026130. Д. 1. Л. 286.
17. ФЦАМО. Ф. 10209. Оп. 012906ф. Д. 5. Л. 16; Д. 12. Л. 19.
18. ФЦАМО. Ф. 10211. Оп. 026165. Д. 1. Л. 289, 350.
19. ФЦАМО. Ф. 10213. Оп. 026130. Д. 1. Л. 267, 285.
20. ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 010509ф. Д. 8. Л. 175 — 176.
21. Бахтин, В. К. Советский патриотизм — неиссякаемый источник служения Родине / В. К. Бахтин // Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях : сб. науч. тр. — Новосибирск : Советский воин, 1975. — С. 124 — 125.
22. ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 010509ф. Д. 6. Л. 287 — 288.
23. По материалам газеты «Ленинец» / Архив музея Новосибирского высшего военного командного училища.
24. Приказ начальника НВВПОУ № 43 от 25 февраля 1974 г. // ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 010510ф. Д. 10. Л. 116.
ЛИДЕР Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2015 г. © Н. В. Лидер