Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях Западной Сибири (1865-1941 гг. )'

Военно-патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях Западной Сибири (1865-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОУЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ПАТРИОТИЗМ / ТРАДИЦИИ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / WESTERN SIBERIA / MILITARY EDUCATION / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / CADETS / PATRIOTISM / TRADITIONS / METHODS / FORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна, Дубинин Виктор Олегович, Чермошенцев Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается актуальная для современного военного образования проблема военно-патриотического воспитания курсантов. Исследована историческая ретроспектива проблемы с целью выявления преемственности наиболее значимых форм и методов воспитания, и возможного использования наработанного опыта в современных российских вооруженных силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лидер Наталья Владимировна, Дубинин Виктор Олегович, Чермошенцев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-patriotic education in military educational institutions of Western Siberia (1865-1941)

The article is devoted to an actual for modern military education problem of military-patriotic education of the cadets. Authors carried out the research of a historical retrospective of the problem in order to reveal continuity of the most significant forms and methods of education, and the possibility of using of their experience in Russian Armed Forces.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях Западной Сибири (1865-1941 гг. )»

УДК 94(571.1)«1665/1941»355.239

Н.В. Лидер, В.О. Дубинин, Д.В. Чермошенцев

Военно-патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях Западной Сибири (1865-1941 гг.)

В статье рассматривается актуальная для современного военного образования проблема военно-патриотического воспитания курсантов. Исследована историческая ретроспектива проблемы с целью выявления преемственности наиболее значимых форм и методов воспитания, и возможного использования наработанного опыта в современных российских вооруженных силах.

The article is devoted to an actual for modern military education problem of military-patriotic education of the cadets. Authors carried out the research of a historical retrospective of the problem in order to reveal continuity of the most significant forms and methods of education, and the possibility of using of their experience in Russian Armed Forces.

Ключевые слова: Западная Сибирь, воинское воспитание, военно-учебное заведение, курсанты, патриотизм, традиции, методы, формы.

Key words: Western Siberia, military education, military educational institution, cadets, patriotism, traditions, methods, forms.

С момента образования Западно-Сибирского (Омского/Сибирского) военного округа (1865) на территории Западной Сибири располагались Омская военная прогимназия, Войсковой приготовительный пансион Сибирского казачьего войска, Сибирский кадетский корпус (с 28 июля 1866 по 1882 г. - Сибирская военная гимназия).

Омская военная прогимназия была сформирована в 1869 г. вместо Омской военно-начальной школы (возникла в 1858 г. из батальона военных кантонистов и до 1866 г. называлась училищем военного ведомства), имела 4-летний срок обучения и являлась низшим учебно-воспитательным заведением. Прогимназия готовила кадры для поступления в юнкерские училища [12, с. 106].

Войсковой приготовительный пансион Сибирского казачьего войска был создан для подготовки казачьих детей к поступлению в Сибирскую военную гимназию. Пансион по своему учебному статусу являлся средним учебным заведением. Почти все «пансионеры» поступали затем в Сибирский кадетский корпус (военную гимназию) [12, с. 106].

Сибирский кадетский корпус в первой половине XIX в. был единственным военно-учебным заведением на территории Запад-

© Лидер Н.В., Дубинин В.О., Чермошенцев Д.В., 2014

20

ной Сибири, готовившим офицеров. С 1866 по 1882 г. он был преобразован в военную гимназию и стал подготовительным учебным заведением, готовившим молодых людей к поступлению в юнкерские училища. В 80-е гг. XIX в. новый военный министр П.С. Ванновский провел контрреформы военно-учебных заведений, в результате которых кадетские корпуса были восстановлены [2, с. 40].

Общее направление воспитания в кадетских корпусах основывалось «на любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святой Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», - писал генерал Я.И. Ростовцев [2, с. 17]. В предписании военного министра генерал-адъютанта Д.А. Милютина от 5 июня 1866 г. директору Сибирского кадетского корпуса были указаны основные цели и средства воспитания. Во-первых, в документе говорилось о необходимости «противодействия распространения людьми ложных учений, направленных против коренных основ веры, нравственности и общественного порядка». Во-вторых, выдвигались требования: «с одной стороны, правильное воспитание молодого поколения, с другой, точное и добросовестное выполнение всеми военнослужащими возложенных на них по закону обязанностей, без превышения предоставленной им власти, по долгу верных слуг Государя и Отечества» [5. Л. 4]. В основу организации и военно-патриотической работы в корпусе была положена идея, выраженная в известной форме: «За Веру, Царя и Отечество».

В системе военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах первостепенное значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию. К основным формам и методам воспитательной деятельности, осуществлявшейся в корпусе представителями военного духовенства, относились: снабжение кадет пропагандисткой и религиозной литературой, коллективные богослужения и проповеди, организация чтений [13, с. 152]. Руководство округа также проявляло определенную работу по формированию и пополнению библиотечного фонда корпуса литературой соответствующего религиозного содержания. В 1893 г. в библиотеке из общего фонда в 3581 единицу 550 наименований книг (15 %) были духовно-нравственного содержания [4, с. 201-206]. Кроме того, кадетов постоянно привлекали к участию в крестных ходах, как, например, летом 1901 г. для встречи впервые прибывшей в Омск чудотворной иконы Святого великомученика Пантелеймона.

Система воспитания в Сибирском кадетском корпусе была направлена на формирование преданности престолу и почитания императора - главнокомандующего русской армией. Благоговению

перед монархом, постоянно находившимся в столице, на большом отдалении от местных войск и военных учреждений, способствовали периодические поездки по стране членов царствующего дома. Эти поездки сопровождались, как правило, и посещением войск.

В целях военно-патриотического воспитания в корпусе широко отмечалось празднование различных событий в царской семье, таких как дни рождения императора и членов императорской фамилии, коронации, так называемые «царские дни» [7. Л. 1-14]. Например, в феврале 1880 г. состоялось празднование 25-й годовщины вступления на престол Александра II. С 12 по 14 мая 1896 г. в Сибирском кадетском корпусе состоялись торжества по случаю коронования царской четы. Это мероприятие проходило с разрешения военного министра, по согласованной программе торжеств [8. Л. 17, 23].

Важная роль в военно-патриотическом воспитании будущих офицеров в военно-учебных заведениях Сибири отводилась преподаванию истории. На примерах воинской доблести и храбрости исторических личностей и народа воспитывались патриотизм, мужество, верность престолу, воинскому долгу. Проводились также мероприятия с историческим уклоном: театрализованные постановки, чтения, тематические литературно-музыкальные вечера (постановки) [12, с. 113]. Так 4-5 мая 1900 г. в Сибирском кадетском корпусе состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный столетию со дня смерти генералиссимуса А.В. Суворова, на котором сообщалось о его заслугах, возлагались венки и цветы к его бюсту и портрету. На церковных службах раздавались сочинения о полководце [9. Л. 3-4].

Действенной формой воспитания являлась поддержка в военно-учебных заведениях Сибири исторических традиций и обычаев русской армии. Так, с 1868 г. имена героев - воспитанников военной гимназии стали заноситься на мраморную доску. Обращаясь с целью сбора сведений к начальникам военно-учебных заведений России, директор Сибирской военной гимназии отмечал: «По установившемуся во вверенном мне корпусе порядку имена бывших воспитанников заведения, положивших живот свой на поле брани, защиты престола и Отечества, вносятся на мраморные доски, помещенные на стенах церкви корпуса» [11. Л. 25]. С целью привлечения внимания обучаемых к боевым традициям русской армии, истории побед прославленных полководцев, важным событиям государственной истории в 1891 г. приказом начальника Главного управления военно-учебных заведений при Сибирском кадетском корпусе был образован музей [10. Л. 1, 15].

Значительным событием в жизни Сибирской военной гимназии было празднование 50-летнего юбилея со дня ее основания, которое состоялось 22 августа 1876 г. [6. Л. 118-128]. Празднование началось с торжественного богослужения, после чего личный состав гимназии был построен на плацу, где его поздравил генерал-губернатор Западной Сибири генерал-адъютант Казнаков [2, с. 38]. Уже в это время отмечалось использование таких средств воспитания и пропаганды, как фотография. В частности, в ходе юбилейных мероприятий в гимназии был издан «исторический альбом с фотографическими портретами служивших и учившихся» [14, с. 100].

Новым этапом в истории развития военного образования в Западной Сибири стал период Гражданской войны. В это время в регионе существовали военно-учебные заведения как белого движения, так и красного.

Военные училища белого движения, готовившие офицеров, возникали «самотеком» и просуществовали недолго. По мере продвижения Красной армии вглубь Сибири эти училища с территории Западной Сибири эвакуировались либо в полном составе, либо частично, так как зачастую их кадровый состав просто дезертировал. К таким военным училищам относились Томская и Тюменская инструкторские школы, Омское артиллерийское военное училище, Омское артиллерийское техническое военное училище.

Краткосрочные курсы, созданные в 1919 г. при штабе 5-й армии Восточного фронта, стали предшественниками советских военно-учебных заведений Западной Сибири. Так, в декабре 1919 г. в Омске были созданы 1-е Сибирские имени III Коминтерна пехотные командного состава курсы РККА, а в Томске началось формирование 2-х Сибирских пехотных курсов командного состава РККА [15. Л. 2-3]. В декабре 1919-январе 1920 г. в Сибири было открыто 11 командных курсов, а к концу 1920 г. их было уже 26, с количеством курсантов до 20 тыс. чел. [19, с. 44].

В январе 1920 г. в Томске начали формироваться артиллерийские командные курсы. В марте 1920 г. Омские, Барнаульские и Томские арткурсы были объединены на базе Томских курсов в Первые артиллерийские курсы Сибири. В Томске были открыты Сибирские инженерные курсы, радиотелеграфная школа, в Омске - Высшая военная школа командного состава Сибири, Военно-топографическая школа. В 1920 г. в Барнауле при политотделе 26-й стрелковой дивизии были созданы курсы для подготовки политруков. В марте 1921 г. они были преобразованы в 4-месячные курсы политуправления Сибири [19, с. 46].

Обучение и воспитание личного состава в годы Гражданской войны носило эпизодический и эмпирический характер. Методика

военного обучения дореволюционной армии дополнялась системой политического воспитания. Усиление идейно-политического компонента происходило и в военно-патриотическом воспитании курсантов. Процесс подготовки строился так, чтобы обеспечить общее развитие воинов, ликвидировать их безграмотность, повысить культурный уровень, сформировать чувство долга, ответственности, товарищества.

Наглядное представление о характере требований, предъявляемых курсантам, дает объявление, опубликованное в томской газете «Знамя революции»: «Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прием прошений производится ежедневно с 10 до 2 часов дня в здании духовной семинарии. Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкарев» [1]. Но даже эти минимальные требования часто не выдерживались. Многие поступавшие были совершенно безграмотными. Вот что вспоминал подполковник в отставке А.А. Калачев, в числе первых в 1920 г. поступивший на 2-е Сибирские пехотные курсы командного состава РККА. Его группа в количестве 40 чел. на вступительных экзаменах писала диктант, состоявший из одного предложения: «Ложка дегтя портит бочку меда». Из группы только трое сумели написать предложение без единой ошибки [1].

В условиях такой безграмотности большое значение в военно-патриотическом воспитании отводилось следующим формам: митинги, собрания, групповые и индивидуальные беседы, «живые газеты». Коммунисты разъясняли обучаемым международное и внутреннее положение республики Советов, мобилизовывали их на выполнение задач, поставленных перед ними государством на данном этапе развития революции, рассказывали о мужестве и героизме красноармейцев на фронтах гражданской войны [17, с. 7]. Особое значение для военно-патриотического воспитания курсантов имело изучение боевого опыта Красной армии, которое началось еще в годы Гражданской войны. Так, для поддержания тесного единения с фронтом и военно-учебными заведениями на Томских артиллерийских курсах была сформирована особая комиссия. Это была интересная педагогическая находка преподавательского коллектива курсов. Члены этой комиссии постоянно информировали преподавателей и курсантов о боевых действиях войск на фронтах. В выходные дни совершались экскурсии в места, имеющие познавательное значение. Организовывались встречи с курсантами других школ [17, с. 7].

В рассматриваемый период начала формироваться система новых советских праздников. Если в дореволюционной армии

праздники в основном были связанны с традициями православной церкви и церковным календарем, а также историческим прошлым, то в Красной армии - с различными событиями революционного и рабочего движения и знаменательными датами советской истории. Так, 6 ноября 1920 г. по инициативе комячейки, поддержанной военкомом, 2-е Сибирские пехотные курсы командного состава РККА в полном составе прибыли около 12 ч ночи к гарнизонному клубу, где в это время проходило торжественное заседание представителей партийных, советских и профсоюзных организаций и красноармейских частей гарнизона, посвященное 3-й годовщине Октябрьской революции. Выстроившись перед зданием, курсанты приветствовали его участников. Перед ними выступали представители местных властей, речи которых курсанты встретили криками «ура» и пением «Интернационала». Затем военком И.И. Левушкин произнес приветственную речь [3, с. 18-19].

С переходом на мирное положение значительная часть краткосрочных курсов военного времени была преобразована в военно-учебные заведения с трехгодичным сроком обучения, которые перешли в подчинение военного округа. Так, 2-е Сибирские пехотные курсы командного состава РККА в мае 1921 г. были преобразованы в 25-ю Томскую пехотную школу комсостава РККА. Летом 1925 г. она была переведена в Омск и размещена в здании бывшего Сибирского кадетского корпуса, с переименовыванием в Омскую пехотную школу. 6 марта 1926 г. приказом Реввоенсовета СССР Омской пехотной школе было присвоено имя М.В. Фрунзе [3, с. 29, 43-44].

С 1921-1928 гг. в военно-учебных заведениях Западной Сибири происходил дальнейший поиск форм и методов обучения и воспитания. Значительную часть учебного времени занимало изучение военных предметов, среди которых основной дисциплиной была тактическая подготовка. Изменилась система преподавания общественно-политических дисциплин. Основным предметом общественного цикла стала политграмота. Ее содержание включало 36 бесед, раскрывавших курсантам три основные группы вопросов: капитализм и социализм, империализм и социалистическая революция, Октябрьская революция и советская власть. С 1924 г. вместо курса политграмоты были введены курсы исторического материализма, истории социализма, политической экономии, методики политработы [3, с. 33].

В ходе военной реформы в военно-учебных заведениях Западной Сибири в 1925/26 уч. г. в связи с упразднением в войсках института военных комиссаров и введением единоначалия курс политической работы был выделен в отдельную дисциплину [18, с. 91-92]. Значительно увеличилось время на преподавание

военных и общественно-политических дисциплин [3. с. 42]. Были введены боевые уставы и руководства, началось их изучение и применение в повседневной практике.

В военно-патриотическом воспитании будущих офицеров серьезно возрастала роль клубов. 19 февраля 1921 г. для курсантов 2-х Сибирских курсов на месте бывшей семинарской церкви был открыт клуб на 800 мест. Созданные при клубе секции -драматическая, музыкальная, хоровая, спортивная, литературная и ботаническая - приобщали курсантов к активной общественной жизни [3, с. 19]. С момента преобразования курсов в 25-ю Томскую пехотную школу комсостава РККА значительное внимание в кружковой работе стало уделяться повышению идейно-политической закалки и военно-патриотическому воспитанию курсантов. Создавались кружки по изучению рабочего движения, истории социализма, военной истории, истории гражданских войн и крестьянских восстаний [3, с. 34].

Усиление такой направленности работы клубов было связанно с появлением квалифицированных и опытных специалистов, постепенным преодолением материальных трудностей армейских клубов благодаря шефской помощи Красной армии от гражданских предприятий и организаций [17, с. 12; 3, с. 58]. В период, когда кино еще делало первые шаги, радио находилось в стадии зарождения, клубная сцена стала трибуной, с которой средствами искусства формировали личность определенного типа, «нового человека» советского общества.

Большая роль в военно-патриотическом воспитании курсантов стала отводиться социалистическому соревнованию. В 1929 г. Омская пехотная школа имени М.В. Фрунзе впервые заключила договоры о социалистическом соревновании с Ивано-Вознесенской, Ленинградской и Владивостокской пехотными школами. В результате были достигнуты значительные успехи в стрелковой, физической подготовке, улучшилась воинская дисциплина [3, с. 57]. По мере накопления опыта социалистическое соревнование принимало все более широкий размах, совершенствовались его формы. В 1931 г. командование училища объявило конкурс на лучшее подразделение по боевой и политической подготовке. В 1932 г. вызвало на социалистическое соревнование Томскую артиллерийскую школу. В 1935 г. школа соревновалась с Объединенной татаро-башкирской военной школой [3, с. 58]. В 1937 г. Омское военное училище соревновалось с Рязанским, Свердловским пехотными училищами. Шло соревнование между батальонами, ротами, взводами, отдельными курсантами. Командование, партийная организация регулярно подводили итоги

соревнования. Победителям вручались дипломы, грамоты, ценные подарки [3, с. 74].

Особое значение для военно-патриотического воспитания будущих офицеров имело принятие новой военной присяги. Каждый воин перед строем своих товарищей клялся на верность социалистической Родине и скреплял клятву собственноручной подписью. 23 февраля 1939 г. вместе со всей Красной армией присягнули на верность своему Отечеству и курсанты военно-учебных заведений Западной Сибири.

Из полков и дивизий приходили письма, в которых рассказывалось о доблести и мужестве, проявленных выпускниками военных училищ Западной Сибири. «Здесь, в боях с белофиннами, мне приходилось встречаться со многими командирами, выпускниками нашего Томского артиллерийского училища. Все они верны его традициям: их части и подразделения являются передовыми. Все мы гордимся тем, что воспитывались в ТАУ - в этой кузнице замечательных командиров», - писал капитан Приходько [17, с. 21-22]. Лейтенант Писарев в письме из действующей армии в свое училище отмечал: «Те навыки, которые я получил в Омском военном училище, здесь, в условиях Финляндии, мне очень пригодились. Не страшны ни снег, ни морозы, ни оборудование окопов в зимнее время. Я хорошо владею лыжами» [1].

Таким образом, в дореволюционный период в военно-учебных заведениях Западной Сибири использовались самые разнообразные формы и методы военно-патриотического воспитания будущих офицеров. Военно-патриотическое воспитание в царской России строилось на комплексном подходе, при котором патриотическое воспитание реализовывалось в единстве с нравственным и государственным; на традициях русской армии и флота. В советский довоенный период можно выделить следующие тенденции в становлении традиций воинского воспитания курсантов военно-учебных заведений Западной Сибири: усиление идейно-политического компонента в военно-патриотическом воспитании; агитационный и пропагандистский характер воспитательных мероприятий; использование возможностей культурно-просветительной работы в военно-патриотическом воспитании; связь военно-патриотического воспитания с боевой обстановкой; замена религиозной направленности воспитания на идеологическую.

Список литературы

1. Архив музея Омского кадетского корпуса.

2. Басаев В.Р. Омский кадетский корпус: история и современность. - Омск, 2003.

3. В Сибири рожденное. - Омск, 1987.

4. Гефнер О.В. Религиозный компонент в мировоззрении российских военных во второй половине XIX - начале XX в. // Сиб. казачество: прошлое, настоящее, будущее: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 420-летию СКВ. -Омск, 2003. - С. 201-206.

5. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 19. Оп. 1. Д. 142.

6. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 181.

7. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 209.

8. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 309.

9. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 349.

10. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 361.

11. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 364.

12. Дубинин В.О., Нагаев И.Б. и др. Воинское воспитание в гарнизонах Западной Сибири (исторический аспект). - Омск, 2009.

13. Жуков Е. Проповедническая деятельность военного духовенства в русско-японской войне // Воен.-ист. антропология. - М., 2002. - С. 148-162.

14. Исторический очерк образования и развития Сибирского кадетского корпуса. - Омск, 1884.

15. На основании предписания помощника Командующего армиями Восточного фронта от 26 декабря за № 389 // Филиал центр. архива М-ва обороны (ФЦАМО). Ф. 10211. Оп. 026165. Д. 1.

16. Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.

17. Служу Советскому Союзу: кр. очерк истории Томск. воен. ордена Красной Звезды училища связи (1920-1970 гг.). - Томск, 1970.

18. Тельпуховский Б.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Окт. 1917-1982 г.: ист. очерк. - М., 1983.

19. Черемных А.Н. Некоторые вопросы истории создания и развития военно-учебных заведений Сибири (1919-1923 гг.): материалы науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. - Томск, 1970. - С. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.