Научная статья на тему 'История в образовании и воспитании военных русской армии в конце XIX - начале XX В. (на материалах Западной Сибири)'

История в образовании и воспитании военных русской армии в конце XIX - начале XX В. (на материалах Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ВОЕННЫЕ / РУССКАЯ АРМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / HISTORY / THE MILITARY / RUSSIAN ARMY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гефнер О.В.

Анализируется роль исторического образования и воспитания в подготовке офицеров и нижних чинов русской армии в конце XIX начале XX в., формировании их мировоззрения, патриотического сознания, корпоративной солидарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гефнер О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History in Educating the Russian Military at the End of the 19th - the Beginning of the 20th Century (Based on the Materials of the Western Siberia)

The article analyzes the role of history in educating officers and lower ranks of the Russian army at the end of the 19th the beginning of the 20th centuries, forming their worldview, awareness of patriotism, corporate solidarity.

Текст научной работы на тему «История в образовании и воспитании военных русской армии в конце XIX - начале XX В. (на материалах Западной Сибири)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 86-91. УДК 930

DOI 10.25513/2312-1300.2019.1.86-91

О. В. Гефнер

ИСТОРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННЫХ РУССКОЙ АРМИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

Анализируется роль исторического образования и воспитания в подготовке офицеров и нижних чинов русской армии в конце XIX - начале XX в., формировании их мировоззрения, патриотического сознания, корпоративной солидарности.

Ключевые слова: история; военные; русская армия; образование; воспитание.

O. V. Gefner

HISTORY IN EDUCATING THE RUSSIAN MILITARY AT THE END OF THE 19th -THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY (BASED ON THE MATERIALS OF THE WESTERN SIBERIA)

The article analyzes the role of history in educating officers and lower ranks of the Russian army at the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries, forming their worldview, awareness of patriotism, corporate solidarity.

Keywords: history; the military; Russian army; education.

Главные ценности мировоззрения российских военных в конце XIX - начале XX в. были выражены в триединой формуле «За Веру, Царя и Отечество», которая составляла традиционную идеологию армии. Одним из важнейших средств в подготовке будущих солдат и офицеров являлось изучение истории. Историческое образование и просвещение призвано было знакомить военных с примерами доблестного служения Отечеству и престолу, верности долгу, воспитывать храбрость и мужество на примере исторических героев, формировать преемственность традиций и чувство корпоративной солидарности.

Изучением различных аспектов исторического образования и воспитания военных, форм бытования исторического знания в военной среде и сохранения исторической памяти в русской армии в конце XIX - начале XX в. занимались такие исследователи, как К. М. Заланский [1], А. Р. Полянин [2], И. В. Хохлов [3], В. М. Котков [4]. Расши-

© Гефнер О. В., 2019

рить и дополнить выводы о роли истории в подготовке, воспитании военных русской армии может обращение к региональным сибирским материалам.

История являлась обязательным элементом общеобразовательного цикла дисциплин, преподававшихся в военно-учебных заведениях. Так, в 1870-х гг. в Омской военной прогимназии (четырёхлетнее обучение) на историю отводилось 7 часов в неделю на всех курсах при общей 96-часовой нагрузке (7 % учебного времени). В Сибирском кадетском корпусе в 1860-х гг. (в общих классах -пятилетнее обучение) на историю отводилось 10 часов в неделю на всех курсах при общей 100-часовой нагрузке (10 % учебного времени), в 1870-х - 1880-х гг. (семилетнее обучение) - 13 часов в неделю на всех курсах из общей 210-часовой нагрузке (6 % учебного времени), в 1890-х гг. (семилетнее обучение) - 14 часов из 200 (7 % учебного времени) [5, с. 332]. Таким образом, в конце

XIX в. происходило постоянное увеличение в программах военно-учебных заведений количества часов, отводимых на преподавание истории. Это свидетельствует о её высоком статусе среди других учебных дисциплин, об осознании военным начальством значения истории в образовании и воспитании будущих офицеров.

В библиотеке кадетского корпуса было значительное количество книг по истории, что также может свидетельствовать о важнейшей роли, отводимой военными педагогами этой дисциплине, как в общеобразовательной, так и профессиональной подготовке будущих офицеров. Так, в 1893 г. в библиотеке насчитывалось 865 наименований учебников, учебных пособий и художественных произведений по истории (10,3 % всех наименований книг), общее количество их составляло 8 422 тома (9 % всех книг библиотеки). Среди них - произведения Н. М. Карамзина, М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, В. Скотта и др. [6, л. 39, 40].

Основные принципы и цели в преподавании исторических дисциплин формулировались в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» (1849 г.) так: «В изложении истории народов чуждых должно выражаться уважение к общечеловеческим доблестям, которых примеры являет их история, и к верованиям, уставам и привычкам каждого народа, потому что и быт и история каждого народа образовалась из данных, которые в основание его жизни угодно было предначертать Тому, Кто создал всё. Изложение истории своего народа должно быть проникнуто, сверх того, и любовью к его судьбам, должно знать и уважать чужое, должно знать и любить своё, знать своё, чтобы любить» [7, с. 95].

Методика преподавания истории в военно-учебных заведениях в основном была основана на простейшем воспроизведении фактов, пересказе учебного материала, без особого размышления над ходом исторического процесса. Воспитанник Сибирского кадетского корпуса И. В. Павлов, обучавшийся в нём в начале 1870-х гг., вспоминал о преподавании истории так: «Русскую историю, в младших классах, преподавал, не отступая от учебника Александра Шуфа, - Васильев. Древнюю, среднюю и новую - Са-

пожников и Виноградов, рабски следуя по Иловайскому. На письменных ответах у Виноградова мы целиком списывали заданное с учебника Иловайского и получали всегда 12 баллов, иногда только 10, если пропустить несколько запятых» [8, с. 39]. Такой стиль преподавания истории, видимо, был характерен для многих военно-учебных заведений. Аналогичную картину описывал в своих воспоминаниях генерал-лейтенант А. А. Игнатьев, обучавшийся в Киевском кадетском корпусе в начале 1890-х гг.: «Историк, желчный Ясинский, ставил хорошие баллы только тем, кто умудрялся отвечать по Иловайскому наизусть, лишь бы не ошибиться страницей и не рассказать про Иоанна III всего того, что написано про Василия III» [9, с. 51].

Такое преподавание истории компенсировалось, однако, обширной и разнообразной внеклассной работой с кадетами. Одной из форм воспитания исторической памяти, преемственности традиций было учреждение музеев в военно-учебных заведениях. Так, в 1901 г. по приказу Главного начальника военно-учебных заведений в Сибирском кадетском корпусе был основан музей. Командование корпуса обратилось к бывшим воспитанникам и преподавателям учебного заведения с просьбой о помощи в сборе экспонатов для музея. Бывшие кадеты и служащие корпуса активно откликнулись на эту просьбу. В музее хранились материалы по истории этого учебного заведения: печатные труды преподавателей и выпускников, дневник корпуса, фотографии, работы кадетов по рисованию и труду, биографии выдающихся питомцев и др. [10, л. 1, 15].

Большое место в воспитательной работе с кадетами занимали и мероприятия на историческую тематику. В кадетском корпусе проводились разнообразные лекции, чтения, литературно-музыкальные вечера, театрализованные постановки. Основные сюжеты, которым были посвящены эти мероприятия, составляли важные события государственной истории, деятельность монархов, судьбы выдающихся военных. Например, в кадетском корпусе в 1900 г. состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый столетию со дня смерти А. В. Суворова, на котором была прочитана лекция капитана П. Н. Ска-лона о жизни генералиссимуса, кадетам были

выданы портреты военачальника, также были возложены цветы к его бюсту и портрету [11, л. 3]. В 1911 г. состоялся «Торжественный соединённый акт всех учебных заведений г. Омска, посвящённый незабвенной памяти царя-освободителя императора Александра», в ходе которого праздновался 50-летний юбилей отмены крепостного права. В этом мероприятии принимали участие хор и оркестр воспитанников кадетского корпуса, исполнившие «Гимн на 19 февраля», «За Русь и Царя» [12, л. 3]. В 1912 г. состоялось подобное же мероприятие, посвящённое памяти императора Александра I и столетней годовщине Отечественной войны 1812 г. В программу вечера входило исполнение хором и оркестром корпуса кантаты «Вот радостный трезвон повсюду раздаётся», чтение стихотворений кадетов Костромина «1812 г.», Грызова «Смерть за царя и Родину - святое дело» [13, л. 16]. Проводились и мероприятия, посвящённые сюжетам региональной истории. Так, зимой 1889-1890 гг. преподавателем корпуса А. И. Бекреевым были прочитаны кадетам лекции «О покорении Сибири», «О заселении Иртышской линии» [14, л. 46 об.].

В ходе проведения подобных мероприятий будущие офицеры могли продемонстрировать своё видение, понимание исторического процесса, ощутить причастность к истории страны и региона, проявить творческое восприятие исторических событий. Эти мероприятия были нацелены на воспитание будущих воинов в духе преданности Отечеству и престолу, призваны были на примере выдающихся героев прививать кадетам чувство патриотизма, храбрости, верности долгу. Такой воспитательный уклон в преподавании истории, а, следовательно, не всегда объективное, критическое её освещение, были, по-видимому, характерны в целом для военно-учебных заведений России. Генерал-лейтенант П. И. Залесский в своих эмигрантских воспоминаниях так отзывался о преподавании этой дисциплины: «Прошлое преподносилось в фантастическом виде, рассчитанном на незыблемость российского "величия" и "всеблагополучия"... Особенно хороша "победоносная" армия и исключительный в мире солдат, вышедший из "богоносного" народа» [15, с. 156].

Однако, значение изучения и преподавания истории в военно-учебных заведениях не сводилось только к общеобразовательному и воспитательному. Оно несло в себе и определённый научный потенциал. С кадетским корпусом связано множество имен преподавателей и выпускников, для которых историческая наука стала профессиональным поприщем. Именно знания, полученные на занятиях по истории, интерес к прошлому своего народа, привитый преподавателями, стали для многих питомцев корпуса базой для своих собственных исторических исследований.

В кадетском корпусе преподавал бывший его воспитанник П. А. Золотов, историк и краевед, автор ряда работ по истории Омска, опубликованных в «Акмолинских областных ведомостях»: «Несколько слов об Омске» (1872 г.), «Краткий исторический очерк бывшей омской азиатской школы» (1873 г.), «Генерал-поручик Шпрингер» (1877 г.). Выпускником корпуса был и Г. Е. Катанаев, известный исследователь истории Сибирского казачьего войска, совмещавший свою государственную и общественную деятельность с преподавательской. Его перу принадлежат такие исторические сочинения, как «Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 г.» (1908 г.), «Как и при каких обстоятельствах основан Омск» (1916 г.) и многие другие. Преподавателем корпуса был и И. Я. Словцов, автор «Исторической хроники Омска», опубликованной в 1880 г. в «Материалах по истории и статистики Омска», - первого систематического изложения 150-летней истории города. Крупным специалистом по истории христианства в Западной Сибири был законоучитель корпуса А. И. Сулоцкий, автор более 100 работ, вышедших отдельными изданиями, опубликованных в местной периодической печати, в журналах «Русская старина», «Чтения в Обществе истории и древностей российских». Питомцем корпуса был Ф. Н. Усов, областник, краевед, историк сибирского казачества, автор работы «Исторический очерк Западной Сибири в царствование императора Александра II», опубликованной в «Памятной книжке Западной Сибири 1882 г.». В кадетском корпусе обучались известный исследователь истории и культу-

ры азиатских народов Ч. Ч. Валиханов, публицист, общественный деятель, историк Сибири В. И. Вагин [16, с. 40, 42, 92, 107, 251, 258, 270].

Историческая тематика занимала большое место и в просветительной работе с нижними чинами русской армии. С солдатами проводились чтения, литературные вечера, лекции по различным темам военной и гражданской истории, в войсках отмечались важнейшие исторические даты. Так, в 1896 г. в Томске состоялась беседа офицеров с нижними чинами резервного батальона на тему «Покорение Сибири». В 1902 г. в Томске в войсках гарнизона были организованы для офицеров и нижних чинов чтения, по-свящённые событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 1913 г. в войсках Омского гарнизона состоялось празднование 300-летия Дома Романовых. В связи с этим в 43-м и 44-м Сибирских стрелковых полках офицеры прочитали нижним чинам лекции «Воцарение Дома Романовых», «Избрание на царствование Михаила Федоровича Романова». В этом же году в честь 100-летия со дня кончины М. И. Кутузова во всех частях 11-й стрелковой артиллерийской бригады состоялись чтения его жизнеописания [17, с. 90]. Видный военный писатель, генерал-лейтенант А. Ф. Риттих так оценивал воспитательное значение просвещения солдат в области истории: «Эти познания... поддерживают дух солдата, славу оружия, развивают народную гордость и дают сознание в бою и в борьбе за престол и отечество» [18, с. 70].

В целях исторического просвещения, приобщения к культуре малой родины военные педагоги использовали музейные ресурсы региона через организацию экскурсий в местные музеи, знакомство с историей края. Так, в 1900 г. было организовано бесплатное посещение нижними чинами резервного батальона Губернского музея Тобольска. Периодически проводились экскурсии для нижних чинов гарнизона Омска в музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Например, в 1902 г. музей посетило 172 солдата (28 % всех посетителей музея) [17, с. 90].

Большую роль в формировании исторической памяти, патриотического сознания, преданности престолу и Отечеству солдат

и офицеров играло торжественное празднование юбилеев значимых событий военной истории. В начале XX в. в России праздновался ряд знаменательных военных юбилеев: в 1902 г. - 25-летие русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в 1909 г. - 200-летие Полтавской битвы, в 1912 г. - 100-летие Отечественной войны 1812 г. В процессе проведения праздничных мероприятий на воинских парадах, церковных литургиях поминались воины, отдавшие жизнь за Царя и Отечество, подчёркивалась сопричастность монархов к великим военным победам, звучали молитвы о здравии и благоденствии императора и всей царской семьи [19, с. 137]. Так, 27 июня 1909 г. в Томске в 42-м стрелковом полку на празднике в честь Полтавской победы в походной церкви состоялась божественная литургия и панихида «с провозглашением вечной памяти Императору Петру Великому и воинам, «живот свой на брани положившим», а затем «торжественное молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору, царствующему дому и христолюбивому воинству». На параде начальник томского гарнизона генерал-майор А. Е. Редько обратился к нижним чинам с речью: «Доблестная Полтавская победа, как вам, ребята, так и вашим товарищам, служит примером, что единственно беззаветная любовь и преданность царю и родине ведёт к победе на процветание родины и радость Верховного Вождя» [20].

Одной из специфических форм бытования исторических знаний в военной среде были «Истории...» различных военных частей и заведений, создаваемые самими военными. К началу XX в. в России было написано около 300 подобного рода сочинений. «Истории...» военных учреждений являлись средством трансляции исторической памяти, сохранения традиций, воспитания будущих воинов в духе преданности Отечеству. Также они были призваны знакомить гражданское население со славными подвигами сибиряков, воспитывать общество в патриотическом духе. Наследник цесаревич Александр Александрович писал в приказе по Гвардейскому корпусу в 1879 г.: «Истории полков служат одним из верных залогов нравственной силы частей войск: сохраняя основные традиции и боевые предания, они составляют

одно из средств для поддержания славы и чести полков; из примеров прошлого молодёжь приобретает любовь и уважение к своей части и рвение к подвигам в будущих войнах» [21, с. VII]. Ряд подобных работ был создан и в Западной Сибири: «Исторический очерк образования и развития Сибирского кадетского корпуса (1826-1878)» (Омск, 1884); «Юбилейная памятка Омского кадетского корпуса. 1813-1913» (Омск, 1913); «Краткий исторический очерк первого Сибирского Императора Александра I кадетского корпуса. 1813-1913» (М., 1915); «Краткий очерк жизни и деятельности 1-го ЗападноСибирского Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича линейного батальона за период с 1831 по 1893 г.» И. Н. Доброхотова (Б. м., б. г.); «Краткий исторический очерк Тобольского резервного пехотного батальона (с 1711 г.)» С.Н. Мамеева (Тобольск, 1886); «Памятка 43-го Сибирского стрелкового полка (1711— 1911)» И. П. Крылова (Омск, 1911); «История 10-го Пехотного Сибирского резервного Омского полка (1865-1907)» Н. М. Фукина (Омск, 1907). По мнению современных исследователей, подобные работы «являются наиболее ярким свидетельством вклада офицеров в отечественную историографию» [5, с. 303].

Таким образом, формы сохранения, бытования и трансляции исторического знания, культурной памяти поколений в военной среде были многообразными: изучение истории в военно-учебных заведениях, создание «Историй... » и музеев различных военных учреждений, проведение лекций, чтений и вечеров на историческую тематику, чтение книг, написание научных трудов по военной и региональной истории. История занимала важное место в подготовке военных, формировании мировоззрения солдат и офицеров. Главными функциями истории в этом процессе были идеологическая, образовательная, воспитательная, научная.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заланский К. М. Военно-историческая работа в русской армии (конец XIX - начало XX веков) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997. - 28 с.

2. Полянин А. Р. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи в XVIII - начале XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2008. - 25 с.

3. Хохлов И. В. Полковая историография русской армии в конце XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. - 2008. - № 2. - С. 159-166.

4. Котков В. М. Полковые музеи и музеи военно-учебных заведений русской армии в XIX - начале XX вв. - СПб., 2018. - 364 с.

5. Волков С. В. Русский офицерский корпус. -М., 1993. - 368 с.

6. Государственнный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 19. Оп. 1. Д. 286.

7. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений : Высочайше утверждено 24 декабря 1848 г. - СПб. : Тип. Воен.-учеб. заведений, 1849. - 185 с.

8. Павлов И. В. Воспоминание о Сибирской военной гимназии (1870-1876 г.) // Военный мир. - 1913. - № 6-7. - С. 32-59.

9. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. - М., 1989. - Т. 1. - 592 с.

10. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 361.

11. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 349.

12. ГИАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 145

13. ГИАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 149.

14. ГИАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 267.

15. Залесский П. И. Грехи старой России и её армии // Философия войны. - М., 1995. -С. 141-191.

16. Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский историко-краеведческий словарь. - М., 1994. - 320 с.

17. Гефнер О. В. Образовательная и просветительная политика государства в отношении нижних чинов русской армии во второй половине XIX - начале XX в. (на материалах городов Западной Сибири) // Вестник Омского университета. - 2008. - № 3. - С. 85-96.

18. Риттих А. Ф. Русский военный быт в действительности и мечтах // Военно-исторический журнал. - 1994. - № 9. - С. 67-71.

19. Гефнер О. В. Военные парады в общественной и культурной жизни городов Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». -2015. - № 2. - С. 136-139.

20. Томские губернские ведомости. - 1909. -5 июля.

21. Фукин Н. М. История 10-го Пехотного Сибирского резервного Омского полка (18651907). - Омск, 1907. - 555 с.

Информация о статье

Дата поступления 19 декабря 2018 г.

Дата принятия в печать 14 февраля 2019 г.

Сведения об авторе

Гефнер Ольга Викторовна - канд. ист. наук, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644008, Россия, Омск, Институтская пл., 1 E-mail: gefner@rambler.ru

Article info

Received

December 19, 2018 Accepted

February 14, 2019 About the author

Olga V. Gefner - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law of Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia)

Postal address: 1, Institutskaya pl., Omsk,

644008, Russia

E-mail: gefner@rambler.ru

Для цитирования

Гефнер О. В. История в образовании и воспитании военных русской армии в конце XIX -начале XX в. (на материалах Западной Сибири) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 86-91. й01: 10.25513/2312-1300.2019.1.86-91.

For citations

Gefner O.V. History in Educating the Russian Military at the End of the 19th - the Beginning of the 20th Century (Based on the Materials of the Western Siberia). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 1 (21), pp. 8691. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.86-91 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.