Научная статья на тему 'Религиозные традиции военных в социокультурном пространстве городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв'

Религиозные традиции военных в социокультурном пространстве городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИИ / ПРАВОСЛАВИЕ / ВОЕННЫЕ / ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / RELIGION / TRADITIONS / ORTHODOXY / MILITARY / URBAN CULTURAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна

В статье рассматривается роль религиозного компонента в мировоззрении военных русской армии, описываются методы религиозного воспитания солдат и офицеров. Анализируется влияние религиозных традиций военных на духовную жизнь и формирование культурного ландшафта городов Западной Сибири во второй половине XIX начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Traditions of the Military in the Socio-Cultural Space of the Cities of Western Siberia in the Second Half of the 19th and the Early 20th Centuries

The article examines the role of the religious component in the worldview of the military of Russian army, describes the methods of religious education of soldiers and officers. The influence of the religious traditions of the military on the spiritual life and the formation of the cultural landscape of the cities of Western Siberia in the second half of the XIX early XX centuries is analyzed.

Текст научной работы на тему «Религиозные традиции военных в социокультурном пространстве городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв»

Гефнер О.В. Религиозные традиции военных в социокультурном пространстве городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00532.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 930

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ov.gefner@omgau.org

Религиозные традиции военных в социокультурном пространстве городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.

Аннотация: В статье рассматривается роль религиозного компонента в мировоззрении военных русской армии, описываются методы религиозного воспитания солдат и офицеров. Анализируется влияние религиозных традиций военных на духовную жизнь и формирование культурного ландшафта городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.

Ключевые слова: религия, традиции, православие, военные, городской культурный ландшафт.

В сегодняшнем постепенном возвращении интереса, внимания общества к традиционным ценностям и традициям русского народа происходит и поворот к православию. Растет религиозность среди всех слоев общества, в том числе и военных. По данным Научно-исследовательского социологического центра Вооруженных Сил РФ, в настоящее время к верующим себя относит более 70% военнослужащих, из них 90% идентифицируют себя как православных [1]. Это актуализирует обращение к данному пласту культурного наследия русского воинства, изучению религиозных традиций военных, исторического опыта взаимоотношений армии и церкви.

Традиционная идеология военных заключалась в триединой формуле «За Веру, Царя и Отечество», причем вера стояла в ней на первом месте. Неразрывность этих трех понятий в сознании русского воинства накладывала особую печать на осознание им высоты своего патриотического служения. Религиозность в дореволюционной России была традиционной чертой мировоззрения народа в целом, но военная среда ее усиливала, актуализировала. Это было во многом связано с профессиональными особенностями военной службы. Традиционное религиозное понимание мира как своеобразной арены борьбы добра и зла, божественного и дьявольского начала, в мировоззрении военных трансформировалось в понимание задач воина - быть защитником православной веры, слабых и обиженных, противостоять злу во всех его проявлениях. Война всегда связана с риском, смертью, непредсказуемостью ситуации, страхом, представляет собой определенную пограничную ситуацию, с особой остротой ставящую перед человеком вопрос о смысле жизни и заставляющую в трудных условиях обращаться к Богу. Вера помогала воинам преодолевать страх смерти, придавала дополнительную смелость и решимость. Военный человек вынужден на поле боя совершать убийство себе подобных, пусть и оправданное, но

убийство. Отсюда стремление его отмолить возможный грех, духовно очиститься. Известный военный деятель, ученый полковник П.А. Режепо так определял значимость религии для армии: «Вера и самые обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и где одни только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний и лукавых мудрствований» [2].

Религиозные традиции военных имели свою региональную специфику, испытывали воздействие социокультурной среды тех городов, где дислоцировались воинские подразделения, а также и сами оказывали влияние на их духовную жизнь.

В конце XIX в. в городах Западной Сибири проходило службу около 12 тысяч офицеров, военных чиновников и нижних чинов, что составляло примерно 3,5% всего городского населения. По конфессиональной принадлежности большинство их было православными (более 90%).

Религиозное воспитание будущих офицеров начиналось с их учебы в военно-учебных заведениях. В Сибирском кадетском корпусе, как и в других корпусах, преподавался Закон Божий. На изучение его в 1870-х - 1880-х гг. отводилось 18 часов (около 9% учебного времени) в неделю на всех курсах, в 1890-х гг. - 14 часов (7% учебного времени). Свой досуг кадеты должны были посвящать чтению, в том числе и религиозной литературы. В библиотеке Сибирского кадетского корпусе в 1893 г. насчитывалось 3581 томов книг духовно-нравственного содержания, что составляло 9% всей литературы [3]. С кадетами проводились духовно-нравственные беседы, элементом повседневной жизни воспитанников корпуса были ежедневные утренние и вечерние совместные молитвы, посещение церкви по субботним и праздничным дням, пение в церковном хоре.

Религиозный компонент был важной частью и воспитательной работы среди нижних чинов. От каждого солдата требовалось знание молитвы Господней и десяти заповедей, что регулярно проверяли инспектирующие части начальственные лица. Проводились коллективные молитвы после подъема, перед приемом пищи и после, после вечерней поверки. Священники регулярно проводили с солдатами духовно-нравственные беседы [4].

Для удовлетворения религиозных нужд солдат и офицеров многие воинские части и заведения имели свои церкви. Много военных церквей было в Омске, центре ЗападноСибирского (Омского) военного округа: Омский Воскресенский военный собор, Скорбященская церковь (при Омском военном госпитале), Преображенская церковь (Омской дисциплинарной роты, а затем 43-го Сибирского стрелкового полка), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (44-го Сибирского стрелкового полка), церковь Святого Николая Чудотворца (Омского резервного пехотного батальона), Никольский казачий собор. В Барнауле был построен храм во имя Святого Николая Мирликийского (церковь 12-го Сибирского резервного пехотного Барнаульского полка). В Новониколаевске - Церковь во имя святителя и чудотворца Николая (41-го Сибирского стрелкового полка).

Не редко военные принимали участие в строительстве и обустройстве полковых церквей своей благотворительной деятельностью. Так, на пожертвования офицеров была построена в 1897 г. лагерная церковь Омского резервного батальона, ими было собрано на эти нужды 240 руб. Спроектировал церковь и осуществлял руководство работами по строительству военный инженер капитан Н.Е. Вараксин. Многие иконы для церкви также были пожертвованы военными, в частности подполковником Поповым, бывшим офицером Бартеньевым, генерал-лейтенантом Юнеевым и др. Подпоручик Кевролев написал иконы Спасителя и Божьей Матери. Ковры, покрывала для святых даров были вышиты офицерскими женами [5]. Летом 1905 г. в Омске временно находился прапорщик 6-го Сибирского запасного батальона Михайлов, который безвозмездно написал около 20 икон для лагерной церкви, а также 5 больших икон для Омского Воскресенского военного собора. Командующий войсками писал в приказе по округу: «Все иконы исполнены художественно; прапорщик Михайлов в работу эту вложил все свои знания, талант и

громадный безвозмездный труд. За столь сердечное отношение к временным сослуживцам, несомненно скажущим большое спасибо за дело украшения военных церквей Омского гарнизона, горячо благодарю прапорщика Михайлова» [6].

Военные храмы не только служили поддержанию религиозности военных и их духовному просвещению, но и являлись, как правило, красивейшими постройками, формирующими визуальный облик городов, архитектурными доминантами их культурного ландшафта. Многие из них продолжают выполнять эту роль и в настоящее время.

У каждой воинской части был свой праздник, приходившийся на дни церковных торжеств. Считалось, что каждая часть имела своего небесного покровителя, его образ находился в помещениях части, особо почитался. Так, праздник 1-го Западно-Сибирского линейного батальона отмечался 6 января (день Богоявления Господня), 2-го ЗападноСибирского линейного батальона - 16 августа (день Спаса Нерукотворного), 4-го ЗападноСибирского линейного батальона - 8 ноября (день Святого Архистратига Михаила), Омского резервного батальона - 6 декабря (день Святого Николая Чудотворца), Тобольского резервного батальона - 6 августа (день Преображения Господня), Томского резервного батальона - 30 августа (день Святого Александра Невского), ЗападноСибирской пешей батареи - 9 мая (день Святого Николая Чудотворца). Особенно почитаем был военными Святой Николай Чудотворец - 20 частей Омского военного округа считали его своим покровителем [7].

В военной среде складывались свои традиции празднования религиозных праздников, которых среди военных торжеств было более 30. В армии праздновались Великие двунадесятые и некоторые недвунадесятые праздники, а также праздники в честь ряда главных святых и икон, многие из которых традиционно считались покровителями воинства. Также, торжественные православные богослужения были обязательным атрибутом и не религиозных воинских праздников.

В праздничные дни офицеры и солдаты присутствовали на торжественных литургиях в военных церквях или городских храмах. Также и в воинских частях в эти дни проводились молебны. На службах, как правило, военные священники обращались к офицерам и солдатам с проповедями, в которых звучали слова о преданности Престолу и Отечеству, о святости воинского долга, поминались воины, отдавшие жизнь за Родину.

В наиболее значимые православные праздники и царские дни в войсках устраивались церковные парады - это специфическая, характерная только для армии, форма коллективной молитвы, сопровождавшейся церемониальным маршем. С особой торжественностью проводился в войсках церковный парад 6 января в день Богоявления (Крещения) Господня. В Омске на Богоявление, специально определенные военные подразделения, неся военные знамена и хоругви, отправлялись от Воскресенского или Успенского кафедрального соборов через центр города торжественным маршем на Иртыш, где на льду реки проводилось краткое богослужение и водосвятие. В момент погружения священством креста в воду фейерверкеры производили салют из орудий. В Томске в этот день военные присутствовали на литургии в Богоявленской церкви, проводили церковный парад и участвовали в крестном ходе на реку Ушайку, где проходило водоосвящение. Об особой значимости и торжественности этого парада свидетельствует тот факт, что, согласно приказам командования, этот парад не отменялся, несмотря на плохую погоду (в отличие от рождественского или новогоднего парадов, которые могли быть отменены в связи с морозами) [8].

Религиозные традиции военных оказывали ощутимое воздействие на духовную жизнь городов в целом, и особенно тех, где размещались большие военные гарнизоны. Так, характерной особенностью православной жизни Омска, «военной столицы» Западной Сибири, было незначительное количество традиционных крестных ходов, основной контингент которых составляли представители собственно городских сословий, в то время как, например, в Томске, торгово-промышленном городе, к середине XIX в. их

насчитывалось до десятка [9]. Большая доля военных в структуре населения Омска объясняет тот факт, что именно они брали на себя роль главенствующего элемента массовых церковных шествий.

Пышные празднества устраивались в войсках также на Пасху и на Рождество. С особой торжественностью в этот день проводились богослужения и церковные парады. На Пасху солдаты и офицеры христосовались, обменивались пасхальными подарками. Офицеры регулярно перед Пасхой собирали пожертвования для солдат, чтобы приобрести подарки и угощение. Для нижних чинов, приготовлялись пасхи, пеклись куличи, красились яйца [10]. На Рождество в казармах и офицерских собраниях обычно ставилась рождественская елка, приобретались подарки для солдат, устраивались балы и торжественные застолья для офицеров и их семей.

Основная масса офицеров и нижних чинов была православной. Однако в армии служили и представители других вероисповеданий. Командование стремилось воспитывать военных в духе веротерпимости, уважения к чужой вере. Представители различных конфессий приносили присягу согласно обычаям и традициям своей религии. В частях, военных заведениях Западной Сибири, наряду с православными священниками, вели работу по преподаванию Закона Божьего, исполнению треб, религиозно-нравственных бесед и представители духовенства других вероисповеданий. Во время своих религиозных праздников, согласно приказам командования, иноверцы освобождались от служебных занятий, чтобы иметь возможность отправлять обряды по своей вере [11]. Также в питании иудеи и мусульмане имели альтернативу: при невозможности употребления пищи по религиозным соображениям, они могли получать провиант и приварочное довольствие на руки. Подобная практика веротерпимости была особо актуальна для такого полиэтнического региона, каким являлась Западная Сибирь.

Таким образом, религия являлась одной из основ военного мировоззрения. Священник Д. Худяковский в речи, посвященной чествованию 50-летнего существования храма в Сибирском кадетском корпусе 6 декабря 1898 г. так отозвался о религиозности русской армии: «...Наше русское... воинство в массе своей - есть самое религиозное общество из всех светски образованных обществ» [12]. Недаром и в церковных канонах, и в общественном сознании за русским воинством закрепилось название «Христолюбивого». При этом религиозные традиции русской армии были не только достоянием, элементом собственно военной культуры, они оказывали существенное влияние на духовную жизнь всего городского общества, были частью культурного ландшафта тех городов, где стояли военные гарнизоны.

Ссылки на источники:

1. Веремчук В.И., Крутилин Д.С. Религиозная ситуация в вооруженных силах // Социологические исследования. - 2016. - №4. - С. 79-88.

2. Режепо П.А. Офицерский вопрос в начале XX века // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

3. Гефнер О.В. Военные библиотеки в культурной инфраструктуре Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. // Культурологические исследования в Сибири. - 2003. - № 3 - С.100-106.

4. Дубинин В.О., Печёнкина А.А., Лидер Н.В. Особенности реализации конфессиональной политики в воинских частях сибирского военного округа (1865-1905 гг.)// Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Омск, 2015. - С. 35-41.

5. Степной Край. 1896. 23 июня.

6. Приказ по войскам Сибирского военного округа № 260 от 10 октября 1905 г.

7. Омский телеграф. 1908. 6 декабря.

8. Гефнер О.В. Праздничная культура военных русской армии (вторая половина XIX - начало XX вв. // Вестник Омского университета. - 2009. - № 3. - С. 77-87.

9. Куприянов А.И. Общественные праздники в Омске в первой половине XIX в. // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII - XX вв. - Новосибирск, 1985. - С. 53-63.

10. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1450. Оп. 10. Д. 345. Л. 2; Д. 364. Л. 1.

11. РГВИА. Ф. 3377. Оп.1. Д.2. Л.55об.

12. Худяковский Д. К чествованию 50-летнего существования храма в Сибирском кадетском корпусе 6 дек. 1898 г. - Омск, 1898. - С.14.

Olga Gefner

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Religious Traditions of the Military in the Socio-Cultural Space of the Cities of Western Siberia in the Second Half of the 19th and the Early 20th Centuries

Abstract: The article examines the role of the religious component in the worldview of the military of Russian army, describes the methods of religious education of soldiers and officers. The influence of the religious traditions of the military on the spiritual life and the formation of the cultural landscape of the cities of Western Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries is analyzed.

Keywords: religion, traditions, orthodoxy, military, urban cultural landscape

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.