Научная статья на тему 'Офицерское собрание как форма воинского воспитания личного состава Сибирского военного округа (вторая половина XIX - начало XX века)'

Офицерское собрание как форма воинского воспитания личного состава Сибирского военного округа (вторая половина XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА / HISTORY OF SIBERIAN MILITARY DISTRICT / ОФИЦЕРСКОЕ СОБРАНИЕ / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY INDOCTRINATION / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / WESTERN SIBERIA / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / OFFICERS'' ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубинин В. О.

В статье рассматривается офицерское собрание как форма воинского воспитания личного состава в частях и военных учреждениях Сибирского военного округа в период 1905-1906 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Officer assembly as a form of the personnel military indoctrination in the Siberian military district (the second half of the 19th - the early 20th centuries)

The article deals with the officer assembly as a form of the personnel military indoctrination in military units and institutions of the Siberian Military District in 1905 1906.

Текст научной работы на тему «Офицерское собрание как форма воинского воспитания личного состава Сибирского военного округа (вторая половина XIX - начало XX века)»

Однако стремительно меняющийся миропорядок, несомненно, повлечёт перераспределение ролей в системе взаимоотношений как внутри правящей буржуазной элиты, так и между элитой и остальными слоями населения РФ.

Библиографический список

1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС ; под общ. ред. В. В. Журавлёва. — М. : Политиздат, 1990. - 447 с.

2. Новожилов, В. В. Недостаток товаров [Электронный ресурс] / В. В. Новожилов // Вестник финансов. — 1926. — № 2. — Режим доступа : http://seinst.ru/page75/ (дата обра-щения:15.04.2015).

3. Кирьяш, О. А. Советская модель модернизации / О. А. Кирьяш // Курс лекций по истории для непрофильных специальностей : учеб. пособие / Под ред. О. А. Кирьяш. — Омск : ИП Макшеевой Е. А., 2013. — С. 145—158.

4. Новиков, С. В. Очерки истории Черлака и Черлак-ского района: 1720—1985 годы / С. В. Новиков. — 2-е изд. испр. — Омск : Издат. дом Наука, 2014. — 416 с. 5. Катасо-нов, В. Ю. Теневая экономика в СССР: с чего все начиналось [Электронный ресурс] / В. Ю. Катасонов. — Режим доступа : http://www.km.ru/economics/2014/02/03/istoriya-sssr/731316-tenevaya-ekonomika-v-sssr-s-chego-vse-nachalos (дата обращения: 08.05.2015).

6. Новиков, М. С. К вопросу о классификации националистических идей и организаций России. 1960 — 2000 гг. / М. С. Новиков, С. В. Новиков // Омский научный вестник. Сер. Общество. Истрия. Современность. — 2013. — № 4 (121). — С. 34 — 37.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.06.2015 г. © С. В. Новиков

УДК 94(571.1/5)"19/20":355

В. О. ДУБИНИН

Омский автобронетанковый инженерный институт

ОФИЦЕРСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х-НАЧАЛО XX ВЕКА)

В статье рассматривается офицерское собрание как форма воинского воспитания личного состава в частях и военных учреждениях Сибирского военного округа в период 1905—1906 гг.

Ключевые слова: история Сибирского военного округа, офицерское собрание, воинское воспитание, Западная Сибирь, история Сибирского военного округа, Вооруженные силы.

Проблема воинского воспитания офицеров Российской армии является объектом пристального внимания высшего руководства страны. Не менее актуален вопрос подготовки войск был и во второй половине XIX — начале XX вв. В том числе и в частях Сибирского военного округа. Уже в начале ХХ в. военные аналитики отмечали: «Вряд ли кто станет отрицать, что звание офицера требует выработки и развития известных сторон его характера, вряд ли кто станет отрицать, что воспитание офицера не может кончаться в училище, а между тем для воспитания офицера нами ровно ничего не сделано, не осознана на деле даже его необходимость» [1, с. 308].

Находясь в подразделении вместе с подчиненными, офицеры округа подвергались практически всем тем же формам и средствам воинского воспитания, что и нижние чины подразделений. Однако важнейшей формой воспитательного воздействия на офицерский состав становится воспитание чув-

ства корпоративизма, так как особая «миссия, которая возлагалась на армию и ее офицерский корпус, определяла особый статус офицеров» [2, с. 44], кроме того, подобное «приятное» чувство корпоративной исключительности помогало государство с меньшими материальными затратами привлекать в состав офицерского корпуса действительно достойных людей. Так, в циркулярном письме № 341 от 22 мая 1884 г. военного министра генерала от инфантерии П. С. Ванновского о методах борьбы с революционной пропагандой в армии внимание акцентировалось не только на особенностях возрастной психологии офицерской молодежи, облегчавших внушение вредных идей. Предписывая отвлечь офицеров от «сообщества с вредными слоями городского населения», П. С. Ванновский признал, что в армии недооценивалась роль старших офицеров как духовных наставников молодежи, в отношениях между поколениями офицеров было мало доверительности, что шло вразрез с интересами

службы. Он обратил внимание старших офицеров на важность искренней заботы об офицерской молодежи, сопровождаемой нравственным влиянием на подчиненных. Главным условием успеха работы с молодыми офицерами министр назвал формирование доверительных отношений в офицерской среде. Одной из наиболее удачных организационных форм реализации этой идеи руководитель военного ведомства признал офицерское собрание [3, с. 42]. Следует учитывать, что в правовых актах того времени офицерские собрания Русской армии назывались также военными собраниями или клубами.

В «Положении об офицерских собраниях ...» определялось, что офицерское собрание находится в прямом ведении командира части. Таким образом, воспитание офицера продолжалось уже в части, при непосредственном участии командира части и офицерского коллектива. Теперь качество воспитательного воздействия зависело от личных качеств начальника, его авторитета, степени компетентности, а также подбора офицерского состава части. «Справочная книжка для офицера», составленная в Генеральном штабе, содержала в себе следующие обязанности командира части: «Как представитель чести и славы (части) — развивать чувство долга, преданность Государю, любовь к Отечеству, духовность и строжайшую дисциплину, поддерживать боевые традиции (части). Быть ровным, настойчивым в требованиях; как на службе, так и вне ее быть начальником. Заботиться о подчиненных в служебном отношении и частной жизни» [4, с. 65].

Этим же положением определялись основные цели офицерских собраний, таковыми являлись: 1) доставление возможности офицерам для взаимного сближения и поддержки между ними товарищеских отношений, соответствующих духу и требованиям военной службы; 2) способствование развитию в офицерской среде военного образования; 3) организация досуга офицеров; 4) удешевление жизни офицеров [5].

На основании пункта 4 Устава военных собраний, утвержденного приказом по Военному ведомству № 289 1874 г. «все, состоящие по службе офицеры и классные чины тех частей, для коих устроено Офицерское собрание, должны состоять обязательно членами этих собрании» [6]. Так, приказом командующего округом № 60 от 5 апреля 1875 г. четко определялся личный состав частей, для которых «Омское военное собрание учреждается обязательно», например: Окружного штаба; Окружного артиллерийского управления; Окружного инженерного управления; Штаба Акмолинской области; 1-го линейного батальона; Омского губернского батальона; Управления атамана 2-го отдела; Учебной казачьей сотни.

Кроме того, при военном собрании был образован Учебный комитет, состоящий из шести членов: начальников линейного и губернских батальонов, учебной казачьей сотни, одного офицера Генерального штаба и Начальника штаба Акмолинской области под председательством помощника начальника окружного штаба. На Учебный комитет возлагалось «заведование библиотекой, залами гимнастическими и фехтовальным, тиром и вообще всем, что относится до военного образования» [7]. В состав «управления» назначались председатель военного собрания, председатель распорядительного комитета, хозяин собрания, заведующий столовой, казначей и делопроизводитель. Так, в 1894 г. председате-

лем Омского военного собрания являлся начальник Окружного штаба генерал-лейтенант И. П. Маслов, хозяином собрания был офицер для особых поручений при командующем округом подполковник А. С. Барановский [8, с. 11].

В 1882 г. в Западной Сибири насчитывалось 9 военных собраний [9, с. 58]. В Омском военном собрании тогда состоял 171 постоянный член [10, с. 43]. Врачи и чиновники военного ведомства, занимавшие штатные места в части, не состоя членами собрания, могли его посещать на правах временных членов. Подпрапорщики, эстандарт-юнкера и подхорунжие допускались в столовую, пользовались библиотекой и участвовали в тактических занятиях, но принимать участие во всякого рода играх в собрании им воспрещалось. Вольноопределяющиеся в офицерское собрание не допускались. Необходимо отметить, что честь и достоинство офицера оберегались наиболее тщательно. При офицерском собрании функционировали суды офицерской чести, учрежденные при войсковых частях еще в 1863 г., которые рассматривали поступки, несовместимые с понятием о воинской чести, доблести, нравственности и благородстве, а также ссоры между офицерами [11, с. 153]. Так, 4 июля 1905 г. состоялось общее собрание офицеров 12-го Барнаульского полка, на котором избрали состав «суда общества офицеров» [12, с. 137]. Офицерские суды имели весомые рычаги воздействия, так как существовали требования, по которым «офицеры, увольняемые с действительной военной службы в дисциплинарном порядке или по приговору офицерского суда, не зачисляются в запас, а увольняются прямо в отставку, как не только бесполезные, но даже вредные для службы» [13]. Непосредственно во время боевых действий офицерскому суду 12-го Барнаульского полка был привлечен подпоручик 4-й роты Фертов за то, что жаловался на несправедливость при распределении наград и «умалял деятельность полка» [12, с. 52].

Средства офицерского собрания складывались из: 1) сумм, отпускаемых от казны на улучшение общественного быта офицеров; 2) членских взносов членов офицерского собрания; 3) денег, поступающих за игры и другие доходные мероприятия. Так, с 1881 г. военным министерством адресно в 1, 2, и 3-й конные полки Сибирского казачьего войска ассигновалось по 500 рублей «на улучшение быта господ офицеров», которые, согласно приказу по военному ведомству № 8 от 1873 г., отпускались на устройство и содержание офицерских собраний и общих столовых, на офицерские библиотеки и «усиление офицерских вспомогательных капиталов» [14]. Кроме того, военное министерство оказывало материальную поддержку, выделяя деньги на наем помещений, отопление и освещение офицерских собраний округа. Так, согласно приказу по военному ведомству № 90, офицерским собраниям Омского военного округа в 1887 г. было выделено 3605 рублей, из которых Омскому офицерскому собранию было предназначено 400 рублей, Тобольскому — 200 рублей, Томскому — 200 рублей, Верненскому — 60 рублей, Карапольскому — 400 рублей, Джаркентскому — 400 рублей, Зайсан-скому — 400 рублей, Копальскому — 605 рублей [15]. В 1903 г. «на улучшение общественного быта офицеров Сибирского военного округа» выделено уже 6302 рубля [16]. Подобная материальная поддержка офицерских собраний округа имела место и далее в анализируемый период [17].

Таким образом, даже в свободное время офицер не был вполне свободен в выборе способа своего отдыха и развлечения: у него была не только своя семья (если он был женат), но и офицерская семья, и он обязан был проводить время в офицерском собрании, являвшемся центром жизни полковой семьи. Холостые офицеры также большую часть свободного времени проводили в офицерском собрании, где были читальня, шахматы, бильярд, карточная комната.

Кроме того, важным фактором успеха воспитания необходимых офицеру идеологических ориентиров и ценностей, а также условием обеспечения самоподготовки офицерского состава служили библиотеки офицерских собраний. По указаниям командующих округов, военного руководства в эти библиотеки выписывались специализированные издания «Военный сборник» (1858—1917 гг.), «Русский инвалид» (1813—1917 гг.), журнал «Разведчик» (1889—1917 гг.), «Сборник тем для бесед в офицерском собрании» и др. [18]. В пунктах 70 — 71 Устава гарнизонного Омского офицерского собрания было установлено, что библиотека составляется из книг, выписанных самим офицерским собранием, из библиотек частей гарнизона и из книг посетителей и членов офицерского собрания, которые имели право пользоваться «как библиотекой собрания, так и отделов ее» [19]. Именно в библиотеке Омского офицерского собрания проводились «предварительные испытания» для офицеров, изъявивших желание обучаться в Николаевской академии Генерального штаба и Военно-юридической академии [20]. Организуя полноценный отдых офицерам и их семьям и, кроме того, обеспечивая необходимую популярность армии в среде местного населения, в офицерских собраниях проводились танцевальные вечера, как, например, 10 октября 1890 г., а 30 августа того же года в загородном помещении Омского военного собрания прошло последнее летнее гуляние. На нем играли два оркестра. Сад светился от иллюминации и фейерверка [21]. Офицерское собрание не теряло своего значения и во время боевых действий. Так, офицеры 12-го пехотного Сибирского Барнаульского полка вспоминали как в период русско-японской войны 1904—1905 гг. они «собирались на общий ужин — где попутно рассказывались и декламировались различные произведения. Время проводилось разумно и весело» [12, с. 166].

Таким образом, образованные в округе суды офицерской чести и офицерские собрания содействовали развитию в среде офицеров военного образования, организации свободного времени офицеров, поддерживали офицеров экономически, успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по взаимному сближению офицеров и поддержанию между ними правильных товарищеских отношений, соответствующих духу и требованиям идеологических установок.

В современной российской армии такая форма воспитания офицерского состава не была предана забвению. Так, приказом министра обороны РФ № 147 от 12 сентября 1992 года введено в действие Положение об офицерском собрании в Вооруженных силах Российской Федерации. Однако организованные, согласно этому документу, собрания существовали формально, а офицеры в их работе принимали пассивное участие. Повышению роли и значимости офицерских собраний в нынешних Вооруженных силах способствует приказ министра

обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 года, которым было введено в действие новое Положение об офицерских собраниях в Вооруженных силах Российской Федерации. Деятельность офицерских собраний, отмечается в приказе, должна быть направлена на сплочение коллектива офицеров воинских частей, воспитание его в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и боевым традициям, укрепление войскового товарищества, выработку предложений и рекомендаций командованию по вопросам прохождения военной службы, решения социальных и иных проблем, возникающих у офицеров и членов их семей [22].

Однако современные исследователи отмечают, что этой форме воинского воспитания отводится только второстепенная роль как общего собрания офицеров, на котором решаются вопросы повседневной деятельности войск или, как правило, по указанию командира рассматриваются отдельные эпизоды неприглядного поведения офицеров и рекомендации командованию в связи с этим. Поэтому, зачастую, офицеры воспринимают понятие «офицерское собрание» как служебный сбор офицеров, что совершенно не соответствует изначальному смыслу организации такой формы воспитания личного состава. Как следствие, работа офицерских собраний не вызывает интереса ни у офицерской общественности, ни у командования частей Вооруженных сил Российской Федерации [23, с. 346].

Библиографический список

1. Морозов, Н. К вопросу обновления армии / Н. Морозов ; сост. А. И. Каменев [и др.] ; ред. А. Е. Савинкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. — М. : Воен. ун-т, 2000. — 304 с.

2. Морихин, В. Е. Забытые традиции русского офицерского корпуса / В. Е. Морихин // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 1. — С. 44.

3. Вапилин, Е. Г. Наше дело требует, чтобы мы не только знали, но и любили службу...иные офицеры мне не нужны / Е. Г. Вапилин // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 6. — С. 42.

4. Справочная книжка для офицеров / Сост. В. Малинко,

B. Голосов. — М. : Типо-литогр. Рус. Товарищества Печат. и Издат. дела. — 1902. — 262 с.

5. Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск : приказ по военному ведомству [№ 279 от 15 сентября 1884 г.]. — СПб., 1903. — 35 с.

6. Приказ по войскам Западного Сибирского военного округа [№ 26 от 4 февраля 1875 г.].

7. Приказ по войскам Западного Сибирского военного округа [№ 60 от 5 апреля 1875 г.].

8. Справочная книжка на 1895 г. о должностных лицах правительственных и общественных управлений Омского военного округа и Степного генерал-губернаторства. — Омск : Тип. Окруж. штаба, 1894. — 32 с.

9. Копылов, В. А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории / В. А. Копылов, В. П. Милюхин, Ю. А. Фабрика. — Новосибирск : СО РАН, 1995. — 246 с.

10. Гефнер, О. В. Военные и культура в Западной Сибири в последней трети XIX — начале XX вв. : моногр. / О. В. Геф-нер. — Омск : ОмГАУ, 2004. — 270 с.

11. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 25. — М. : Совет. энцикл., 1976. — С. 12.

12. Белоусов, И. Журнал военных действий 12-го пехотного Сибирского Барнаульского полка с 2-го февраля 1904 по 1 января 1905 г. / И. Белоусов, С. Ф. Добротин. — М. : Печатня

C. П. Яковлева, 1906. — 312 с.

13. ГИАОО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 4. Л. 221.

14. ГИАОО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 4. Л. 153.

15. Приказ по войскам Омского военного округа [№ 147 от 4 ноября 1887 г.].

16. Приказ по войскам Сибирского военного округа [№ 100 от 26 апреля 1903 г.].

17. Приказание по войскам Сибирского военного округа [№ 187 от 11 декабря 1904 г.].

18. Приказание по войскам Омского военного округа [№ 173 от 24 ноября 1894 г.].

19. Положение об Омском, Верненском, Джаркентском, Семипалатинском и Зайсанском военных собраниях. — Омск, 1897. - 16 с.

20. Приказание по войскам Омского военного округа [№ 84 от 5 июня 1897 г.].

21. Акмолинские областные ведомости. — 1890. — Октябрь.

22. Самосват, Д. Офицерское собрание в Российской армии: история, традиции и пути повышения его воспитательной и дисциплинирующей роли в современных условиях / Д. Самосват, А. Куршев // Ориентир. — 2009. — № 7. — С. 48 — 52.

23. Тихомиров, А. В. Офицерские собрания в России. Конец XVIII — начало XXI века : дис. ... д-ра истор. наук : 07.00.02 / А. В. Тихомиров. — СПб., 2011. — 490 с.

ДУБИНИН Виктор Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.06.2015 г. © В. О. Дубинин

УДК 94(470+571):355.233.2

Н. В. ЛИДЕР

Омский автобронетанковый инженерный институт

АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КУРСАНТОВ: ОПЫТ ЭПОХИ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

В статье на основе архивного материала раскрываются примеры военно-патриотического воспитания курсантов в военных училищах Западной Сибири в рамках агитационно-массовой работы. Хронологические рамки статьи — вторая половина 70-х—первая половина 80-х гг. XX в. По мнению автора, это было время наиболее активного применения разнообразных форм, методов военно-патриотического воспитания курсантов за весь период «развитого социализма».

Ключевые слова: советский опыт, военно-патриотическое воспитание, курсанты, агитационно-массовая работа, идеология, формы работы.

В исследуемый период военно-патриотическое воспитание будущих офицеров было одной из главных задач всего учебно-воспитательного процесса военно-учебных заведений. Надо отметить и то, что главной особенностью советского военно-патриотического воспитания являлась преданность делу социализма и социалистическому Отечеству, т.е. существовала тесная связь патриотизма с политикой, он играл одну из ведущих ролей в политической составляющей общественной жизни.

Сегодня много и справедливо говорят об идео-логизированности советского военно-патриотического воспитания, засилье трафаретов и шаблонов в этой работе. Однако мы считаем, что накопленный советский опыт военно-патриотического воспитания богат и разнообразен, и нам до сих пор есть чему поучиться, перенять, адаптировав полезное, лучшее к современным условиям, использовать в воспитании нынешней молодежи.

Анализ целого ряда опубликованных и неопубликованных документов и материалов позволяет нам утверждать, что вторая половина 70-х — первая

половина 80-х годов — это было время, когда в работе военно-учебных заведений Западной Сибири по военно-патриотическому воспитанию курсантов происходят заметные перемены. Военные училища начинают принимать активное участие в различных научных, научно-исследовательских, научно-методических и научно-технических мероприятиях, проводимых в масштабах города, области и даже страны. В это время создаются музеи истории училищ, пишутся первые книги по истории училищ. Формы работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов оставались традиционными, однако более широкое распространение получили комплексные мероприятия, сочетающие агитационно-массовые и культурно-просветительные формы (встреча и митинг, экскурсия и лекция).

Агитационно-массовая работа была неотъемлемой частью идеологической деятельности КПСС. Главная ее задача состояла в том, чтобы довести до личного состава основополагающие идеи марксизма-ленинизма, политику КПСС и мобилизовать воинов на «активное и сознательное выполнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.