УДК 94(571.1) : 355
Н. В. ЛИДЕР
Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (1970-1985 гг.)
В статье, посвященной одному из самых спорных периодов нашей истории, рассматривается процесс патриотического воспитания курсантов высших военных училищ в учебное время, путем анализа учебного материала дисциплин, изучаемых курсантами, рассмотрения различных форм, методов и средств воспитания. На основе архивных данных, периодической печати, методической и учебно-методической литературы, автор делает попытку показать положительные и отрицательные стороны данного процесса.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; курсанты, учебный процесс; формы, методы и средства воспитания; наглядные и технические средства обучения.
Воспитание определяется социально-экономическими условиями общества и зависит от его политики, идеологии и морали. Во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов работа по патриотическому воспитанию в военно-учебных заведениях была составной частью коммунистического воспитания трудящихся, цель которого — «формирование нового гармонично развитого человека» [ 1 ].
Идейно-теоретической базой патриотического воспитания советских воинов являлся марксизм-ленинизм. Военно-научную основу воспитания составляли советская военная доктрина, имевшая оборонительный характер, и советская военная наука. Их основные положения отражались в программе КПСС, в военной присяге, воинских уставах и других руководя щи х докум ентах.
Большая работало воспитанию патриотизма, интернационализма, чувства любви к своему народу проводилась в военных вузах непосредственно на учебных занятиях. Эффективность этой работы зависела, в первую очередь, от двух составляющих:
а) использование преподавателями и офицерами возможностей содержания учебного материала той или иной дисциплины в деле патриотического, военно-патриотического воспитания курсантов;
б) эффективность форм, методов, средств, которые они использовали для этих целей.
Наибольшее значение в патриотическом воспитании курсантов имели общественные науки. Больше всего учебного времени на изучение предметов данного цикла отводилось в высших военно-политических училищах — до 50 %. Меньше всего в инженерно-технических вузах — около 10 % [2]. Большое место в учебном процессе вузов занимало преподавание военных (главным образом, тактических и общевоенных) дисциплин. На их изучение, в зависимости от профиля училища, отводилось от 20 до 40 % учебного времени [3]. Свою роль в военно-патриотическом воспитании курсантов играли общенаучные и специально-технические дисциплины. Объем учебного времени, отводимого на изучение данных пред-
метов, составлял от 30 до 50 % учебного времени [4].
Преподаватели высших военных училищ, опираясь на учебный материал дисциплин, использовали различные пути воспитания курсантов в духе патриотизма. Назовем основные.
1. Изучение биографии и работ В.И. Ленина, материалов съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, статей, выступлений глав государства, военных ведомств, юбилейных документов. Так, преподаватели кафедр общественных наук Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища (ВВПОУ) считали, что изучение военно-теоретического наследия В.И. Ленина является первоочередной задачей в преподавании. Каждая лекция обсуждалась на предметно-методической комиссии, которая обращала внимание на то, как в лекции рассматривается военный аспект той или иной проблемы, как используются работы В.И. Ленина, современные документы партии, какие рекомендации по изучению первоисточника дает преподаватель [5].
2. Показ роли В.И. Ленина, Коммунистической партии в создании и строительстве Советских Вооруженных сил, в создании военной науки, в организации побед Вооруженных сил СССР, в постоянном росте мощи Советского государства и всего социалистического лагеря. Большими возможностями в этом плане располагал курс истории КПСС, включавший, например, такие темы, как «Полная и окончательная победа социализма в СССР. Программа КПСС о главных задачах коммунистического строительства», «Деятельность Коммунистической партии по укреплению Советских Вооруженных сил в послевоенный период», «Партийное руководство социально-политическим развитием советского общества в условиях развитого социализма» [6].
3. Воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях КПСС, советского народа и Советских Вооруженных сил. Например, заслуживает внимание методика преподавателей кафедры истории КПСС Новосибирского ВВПОУ. Они на своих лекция, рассказывая о подвигах защитников Родины,
приводили примеры мужества и героизма, проявленные отцами курсантов: «В историю Великой Отечественной войны вошел подвиг 68 моряков-десантни-ков в боях за город Николаев. Они в течение 2-х суток отражали атаки врага, сковывая его крупные силы, до подхода наших войск. Все 68 десантников (55 посмертно) получили звание Герой Советского Союза. Среди герой был отец курсанта нашего училища Медведев Н.Я.» [7]. Такие педагогические приемы, несомненно, способствовали воспитанию чувства ответственности за боевую готовность с оружием в руках защищать свою Родину.
4. Пропаганда советского образа жизни, успехов советской военной науки и техники, боевого содружества армий социалистических стран, веры в свое оружие, любви к своему роду войск, своей службе. Большими возможностями в этом плане обладали общенаучные и специально-технические дисциплины. Преподаватели использовали конкретные факты, показывающие превосходство советской военной науки и техники над наукой и техникой империалистических государств; вклад русских и советских ученых в разработку отечественной науки и техники, примеры из Великой Отечественной войны и крупных войсковых учений типа «Днепр», «Океан», «Небесный щит», «Березина-78», «Днестр-83» и др., пропагандируя совершенство советской военной техники.
5. Воспитание ненависти к врагам Родины. Так, преподавателям военной истории методисты рекомендовали «раскрыть агрессивную сущность империализма, показать, что он повинен в развязывании мировых и локальных войн, в стремлении к мировому господству, в срыве обязательств по открытию второго фронта в Европе и т.п. ...Лекции должны также объективно отражать состояние технической оснащенности вооруженных сил капиталистических государств, освещать сильные и слабые стороны их военного искусства и воспитывать курсантов в духе ненависти к империалистам...Не следует забывать, что это вытекает из требований нашей партии «вести аргументированную критику буржуазной идеологии. разоблачать различного рода фальсификаторов истории» [8].
Даже такая краткая характеристика говорит о чрезмерной идеологизации учебного материала, замалчивании многих фактов, наличии полуправды в разъяснении проблем общественно-политической и экономической жизни.
Однако надо отметить, что учебные дисциплины военных вузов обладали богатым теоретическим материалом для патриотического воспитания будущих офицеров. Его целеустремленность, системность, последовательность положительно сказывались на результативности процесса воспитания, несмотря на все вышесказанное.
Эффективность использования учебного материала во многом зависела от применяемых при этом методов, форм и средств.
Патриотическому воспитанию курсантов способствовало проведение учебных занятий на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области, в воинских частях, музеях. Курсанты знакомились с историей, природой, народным хозяйством того края, где располагалось военно-учебное заведение, что воспитывало любовь к этому месту. Например, в Омском высшем танковом инженерном училище (ВТИУ) семинарское занятие по истории КПСС на тему: «Партия — организатор победы Великой
Октябрьской Социалистической революции» проводились в краеведческом музее, на тему: «Партия в период Великой Отечественной войны» — в музее училища [9].
Семинар по политэкономии в Омском высшем общевойсковом командном училище (ОВОКУ) на тему «Хозрасчет и общественные фонды потребления при социалистическом производстве» на заводе ордена Трудового Красного Знамени Сибзавода. Курсанты осмотрели некоторые цеха, познакомились и пообщались с рабочими, В музее трудовой и боевой славы познакомились с историей завода. Увидели немало документов, рассказывающих о работе предприятия в годы Великой Отечественной войны» [10].
Как правило, на такие занятия приглашались старые большевики, ветераны войны и труда, видные партийные и советские работники, военачальники, ученые. Так, Новосибирское ВВПОУ поддерживало тесные связи с институтом Истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР. За четыре годы учебы в училище перед выпускниками 1971 г. с лекциями и докладами на разные темы выступили — 7 академиков, 9 членов-кор-респондентов Академии наук СССР, 16 докторов и 45 кандидатов наук [11].
Большое значение в патриотическом воспитании курсантов играли теоретические (научно-практические) конференции, которые проводились в конце изучения курса (раздела) с вынесением на обсуждение актуальных проблем, имеющих важное общественно-политическое и практическое значение для предстоящей деятельности курсантов в войсках, а также посвященные юбилейным датам и знаменательным событиям в жизни Советского государства.
Например, в Новосибирском ВВПОУ кафедрой истории КПСС была проведена теоретическая конференция, посвященная 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На конференции выступили участники войны, работающие в училище. К воинам также обратилась мать одного из курсантов училища — участница этой войны, читали письма родителей, принимавших участие в боях за Родину [12].
В Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков (ВВАУЛ) кафедрой марксизма-ленинизма в 1971/72 учебном году были проведены конференции на тему: «В.И. Ленин, XXIV съезд КПСС» и «Торжество ленинской национальной политики в СССР и ее всемирно-историческое значение» [13].
Трудно переоценить значение в военно-патриотическом воспитании участия курсантов в многосуточных тактических учениях, проводимых совместно с войсками округа. На этих учениях они получали реальные представления о характере современного боя, приобретали командирские навыки, овладевали способами использования оружия, техники, испытывали те трудности, которые неизбежны при выполнении боевых задач. К таким учениям серьезно готовились. Вот как проходила подготовка к одному такому учению, происходившему в 1976 г., где должности командиров и членов экипажей танков, а также командиров взводов исполняли курсанты 3-го курса Омского ВТКУ. «К учению все его участники тщательно готовились. Преподаватели провели тактикоспециальные занятия, радиотренировки, практические занятия по погрузке техники в железнодорожные эшелоны, обслуживанию и ремонту танков и автомобилей в полевых условиях. Большое внимание
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
было уделено партийно-политическому обеспечению учений — проведены партийные и комсомольские собрания во взводах, ротах и батальонах, подобраны и проинструктированы агитаторы, выпущены специальные листовки, стенные газеты и боевые листки. Состоялся просмотр учебных кинофильмов, посвященных действиям танкистов на марше, в наступлении, обороне и во встречном бою» [14].
Процесс военно-патриотического воспитания будущих офицеров продолжался и во время войсковой стажировки, где курсанты проводили политинформации на различные политические темы и темы воинского воспитания, принимали участие в проведении политических бесед, докладов, ленинских чтений. А также участвовали в оформлении ленинских комнат, в выпуске стенных газет, боевых листков [15].
В процессе патриотического воспитания очень важно воздействовать не только на разум курсантов, но и на чувства. Поэтому в учебном процессе активно использовались различные наглядные и технические средства обучения.
Так, на кафедре техники радиосвязи Кемеровского высшего военного командного училища связи (ВВКУС) преподаватели на лекциях и практических занятиях, пропагандируя достижения русских и советских ученых в области развития связи, провели беседу на тему «Героические подвиги воинов-связи-стов в годы Великой Отечественной войны» и оформили стенды «Выдающиеся ученые», «60 лет войскам связи» [16].
Проблемы применения наглядных и технических средства обучения решались на самых высоких уровнях:
— «Госплану СССР, Государственному комитету Совета министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Министерству высшего и среднего образования СССР поручено представить в Совет министров СССР ... мероприятия по техническому переоснащению высшей школы, предусматривающие расширение производства для вузов учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения, внедрение в учебный процесс кино, радио и телевидения.» (постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране») [17];
— «... принять меры к укреплению материальнотехнической базы массово-политической работы. Более активно использовать средства наглядной агитации, соблюдая при этом меру и проявляя художественный вкус» (постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы») [18].
В рассматриваемый период, наряду с уже давно используемыми средствами (кино, диапроекционная аппаратура, радио, различные тренажеры) получили признание и стали широко распространяться кадроп-роектры, магнитофоны, диктофоны, комплексные тренажеры, телевизоры и т.д.
Важная роль принадлежала кино. О возрастании роли кино в учебно-воспитательном процессе говорилось в постановлении ЦК КПСС от 2 августа 1972 г. «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Были определены специальные меры, способствующие более активному использованию учебного и научно-популярного кино в подготовке высококвалифицированных специалистов, формированию у них научного мировоззрения и
нравственных качеств, пропаганде достижений науки и передового опыта [19].
К тому времени сложилась целая система обеспечения военно-учебных заведений киноматериалами, издаваемыми централизованно. По общественным наукам, общенаучным, общеинженерным и некоторым специально-техническим дисциплинам учебные киноматериалы разрабатывались по заказам Минвуза СССР. Они приобретались и направлялись в военно-учебные заведения Главным управлением военноучебных заведений Министерства обороны. Например, за период с 1974—1978 гг. в вузы было направленно 175 учебных кинофильмов (из них по общественным наукам — 27 кинофильмов, по общенаучным дисциплинам — 55, по общеинженерным — 33, по специально-техническим — 60), около 15 тыс. копий, на сумму свыше 150 тыс. рублей [20].
Учебные кинофильмы по оперативно-тактическим, общевоенным и военно-специальным дисциплинам создавались киностудией Министерства обороны СССР. Лучшие учебные кинофильмы отмечались почетными наградами на международных и общесоюзных кинофестивалях учебных фильмов.
Большая работа по созданию учебных кинофильмов, кинофрагментов и особенно диафильмов и диапозитивов проводилась непосредственно в самих вузах.
Если сгруппировать диафильмы, используемые на кафедре марксизма-ленинизма в Омском ВТИУ на учебных занятиях и способствующие воспитанию патриотизма, то их можно разделить по таким разделам: о В.И. Ленине (5 диафильмов), на историко-патриотические и революционные темы (7 диафильмов), о выдающихся деятелях советского государства, героях Гражданской и Великой Отечественной войны (9 диафильмов), о Великой Отечественной войне (5 диафильмов), на темы политического и воинского воспитания (5 диафильмов), о Родине, родном крае, об успехах страны (7 диафильмов), на тему интернационального и социалистического содружества (8 диафильмов), по воспитанию ненависти к империализму (4 диафильма).
Еще один вид технических средств обучения, который наиболее часто использовался на учебных занятиях, — это звуко- и фонозаписи на грампластинке или магнитофонной ленте. Вот название грампластинок, которые использовались в том же Омском ВТИУ: «Любимые песни Ильича», «Страницы жизни В.И. Ленина. Воспоминания друзей, фрагменты из произведений литературы и искусства», «Ленин в Октябре». Фрагменты из кинофильма», «Великая Отечественная война 1941 — 1945. Документы и воспоминания», «Говорят Наркомы», «Советские композиторы Армии».
Но наиболее широко на занятиях кафедр общественных наук использовались киноматериалы. Здесь они являлись эффективным средством военно-патриотического воспитания. До 60 % материала, изучаемого на лекциях и семинарах, сопровождалось демонстрацией кинофильмов и кинофрагментов [21]. Так, в Новосибирском ВВПОУ при подготовке семинара на тему «Коммунистическая партия — вдохновитель и организатор Победы советского народа в Великой Отечественной войне» для курсантов был организован просмотр художественного фильма «Освобождение» (5 серий) [22].
Кафедры общевоинской подготовки использовали фильмы, посвященные боевым операциям Великой Отечественной войны, с материалами кинохро-
ники военного времени, фильмы, посвященные ведению боевых действий подразделениями с применением современных для того периода средств вооруженной борьбы, а также кинофильмы, показывающие боевые действия различных родов войск на общевойсковых учениях «Днепр», «Двина» и т.д.
Специальными кафедрами кино в основном использовалось как наглядное учебное пособие по отдельным учебным дисциплинам или по наиболее важным разделам (темам) дисциплины, а военно-патриотическое воспитание курсантов происходило через ознакомление со своей будущей специальностью. Показывались фрагменты из кинофильмов на вводных и заключительных лекциях.
Таким образом, широкое использование технических средств обучения повышало наглядность обучения, обогащало зрительное и слуховое впечатление обучаемых, усиливало воспитательный эффект занятий.
Анализ автором архивных документов, специальных пособий и материалов научно-методических конференции показал, что был и ряд проблем, которые сказывались на эффективности учебно-воспитательного процесса, например:
— учебные кинофильмы, особенно по военной тематике, создавались многочасовыми — 3 — 5 и более частей. Они не полностью соответствовали вузовским программам и предназначались в основном для широкого круга военных зрителей. Такие кинофильмы не могли быть использованы в полной мере на учебных занятиях, соответственно, они демонстрировались во внеучебное время и поэтому играли лишь вспомогательную роль в обучении;
— не планировался выпуск комплектов кинофильмов, обеспечивающих всю учебную дисциплину, поэтому использование кинофильмов на занятиях в военно-учебных заведениях по многим дисциплинам носил не систематический, а эпизодический характер;
— существовали проблемы, связанные с методикой применения ТСО. Позитивным было стремление преподавателей к комплексному использованию технических средств обучения, в то же время ряд установок, обязательных требований порождали заорга-низованность этого процесса, что приводило к непродуманному выбору и использованию ТСО на учебных занятиях;
— были проблемы с качеством технических средств обучения. Например, на кафедрах общественных наук военно-учебных заведений часто использовали пленки, выпускаемые студией «Диафильм», но, на наш взгляд, они больше подходили для курса обществоведения в средней школе. Эти фильмы были не особо пригодны для вузов, т.к. содержали мало обобщающего материала, носили чисто иллюстративный характер. В то же время увлечение техническими средствами и их реальные возможности в учебном процессе требовали больших финансовых затрат для создания более современных ТСО, в результате: а) нередким было использование устаревших ТСО; б) изготовление материалов для технических средств обучения самими преподавателями приводило к кустарщине, примитивизму и т.п.;
— нередко учебные занятия проходили без достаточной наглядности, потому что многие аудитории, особенно те, в которых проводились семинарские занятия, не были приспособлены для использования киноаппаратуры, фильмоскопов, диапроекторов, магнитофонов и других технических средств.
Таковы были основные особенности патриотического воспитания будущих офицеров в учебном процессе в СССР. И хотя не все было правильно и гладко, этот опыт сегодня заслуживает пристального внимания и изучения, так как одним из условий эффективности военного реформирования, как нам кажется, является изучение опыта прошлого с тем, чтобы взять все лучшее, использовать его и в то же время избежать повторения имевшихся ошибок и просчетов.
Таким образом, задача общества в целом и военных вузов в частности, сохранить накопленный опыт и искать новые формы патриотического, в том числе и военно-патриотического воспитания молодежи, соответствующие духу времени.
Библиографический список
1. Основы военно-педагогических знаний : учеб. пособие / под ред. В.Ф. Родина. — М. : ВПА, 1989. — С.104.
2. Методика преподавания общественных наук в военноучебных заведениях / под ред. С.Г. Луконина, В.В. Серебрянникова. — М. : Воениздат, 1975. — С.59.
3. Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения : дис. ... д-ра пед. наук. — М. : ВПА, 1977. — С.184.
4. Там же. — С.199.
5. Морозов Ф. Учитывая особенности вуза / Ф. Морозов // Советский воин. — 1975. — 16 января.
6. См., например: Актуальные вопросы истории КПСС : учеб. пособие / под ред. Н.Р. Панкратова. — М. : ВПА, 1983 — 292 с.
7. Бахтин В.К. Советский патриотизм — неиссякаемый источник служения Родине / В.К. Бахтин // Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. — Новосибирск : Советский воин, 1975. — С.123.
8. Апрелев О. О методике преподавания военной истории в высших военных училищах / О. Апрелев, В. Беценко, Б. Левин // Военно-исторический журнал. — 1977. — №8. — С.106.
9. Колбасюк Ю. Идейная закалка силы множит / Ю. Колба-сюк // Советский воин. — 1981. — 8 января.
10. Советский воин. — 1975. — 7 февраля.
11. ФЦАМО, ф.10204, оп.012249, д.1, л.8-9.
12. Бахтин В.К. Указ. соч. — С. 123.
13. ФЦАМО, ф.10209, оп.012906, д.6, л.19.
14. Омское танковое / под ред. В.Н. Громова. — Омск : Муром. типогр., 1978. — С.282-284.
15. ФЦАМО, ф.10206, оп.012422, д.8, л.77.
16. Птенцов П.Г. Патриотическое воспитание в высшей военной школе / П.Г. Птенцов. — Новосибирск : НВВПОУ, 1978. — С. 23.
17. Вопросы идеологической работы КПСС. — М. : Политиздат, 1972. — С.501.
18. Справочник партийного работника. — М. : Политиздат, 1980. - Вып.20. -С.326.
19. Вопросы идеологической работы КПСС. — М. : Политиздат, 1972. — С. 509.
20. Голиков С.Ф. Применение учебного кино и учебного телевидения в военно-учебных заведениях МО СССР / С.Ф. Голиков // Применение учебного кино и учебного телевидения в военно-учебных заведениях МО СССР : мат. науч.-метод. комиссии по применению технических средств обучения. — М. : ГУ МО, 1979. — С.13. (Архив ОТИИ, д.218)
21. Там же. — С.15.
22. Бахтин В.К. Указ. соч. — С.122.
ЛИДЕР Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-эконо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ