Научная статья на тему 'Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения'

Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2090
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. МАКАРЕНКО / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / "ВОЕНИЗАЦИЯ" / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ANTON S. MAKARENKO / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL HERITAGE / EDUCATION / "MILITARIZATION" / MILITARY-PATRIOTIC UPBRINGING / PHYSICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половецкий С. Д.

В статье подчеркивается непреходящее значение новаторского духа и актуальности концепций, выдвинутых А. С. Макаренко для развития современной педагогической мысли. Анализируется проблема «военизации» как совокупности педагогических взглядов и практических действий А. С. Макаренко, направленных на патриотическое, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание колонистов. В статье ставятся цели: проследить преемственность апробированных педагогом-новатором методов и приемов военно-патриотического воспитания в методологическом и историко-педагогическом аспектах; показать, что вопросы педагогической практики и методики военно-патриотического воспитания подростков рассматривались А. С. Макаренко в органической связи с методологическими и теоретическими проблемами отечественной педагогики. В результате проведенного анализа показана актуальность взглядов великого педагога для решения многоаспектных вопросов военно-патриотического воспитания современной молодежи. Подчеркивая недостаточность разработки научно-педагогическим сообществом названной темы, автором в заключение сделан вывод о том, что результаты проведенного исследования позволят в дальнейшем высказать ряд весомых научно-практических рекомендаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Половецкий С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF ANTON S. MAKARENKO AND MILITARY PATRIOTIC UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

The author of the article emphasizes the imperishable significance of the innovative spirit and relevance of the concepts that were put forward by Anton S. Makarenko for the development of modern pedagogical thought. The author analyzes the problem of "militarization" as a set of pedagogical views and practical actions of Anton S. Makarenko aimed at the patriotic, labour, moral, aesthetic and physical education of the colonists. In the article the author sets the following goals: to trace the continuity of the approved methods and methods of military-patriotic education in the methodological and historical pedagogical aspects by Anton S. Makarenko; to show that the issues of pedagogical practice and the methods of military-patriotic education of adolescents were considered by Anton S. Makarenko in the organic connection with the methodological and theoretical problems of Russian pedagogy. As a result of the analysis, the author shows the relevance of the views of the great teacher for solving the multifaceted issues of military-patriotic upbringing of modern youth. Emphasizing the inadequacy of the scientific and pedagogical community's development of the above-mentioned topic, the author concludes that the results of the study will allow us to make a number of important scientific and practical recommendations on further activating military-patriotic work.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

УДК 371.47.022

С. Д. Половецкий

Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва

E-mail: [email protected]

Sergey D. Polovetskiy

Dr.Sc (History), Professor, Leading Researcher, Centre for History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. С. МАКАРЕНКО И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье подчеркивается непреходящее значение новаторского духа и актуальности концепций, выдвинутых А. С. Макаренко для развития современной педагогической мысли. Анализируется проблема «военизации» как совокупности педагогических взглядов и практических действий А. С. Макаренко, направленных на патриотическое, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание колонистов.

В статье ставятся цели: проследить преемственность апробированных педагогом-новатором методов и приемов военно-патриотического воспитания в методологическом и историко-педагогическом аспектах; показать, что вопросы педагогической практики и методики военно-патриотического воспитания подростков рассматривались А. С. Макаренко в органической связи с методологическими и теоретическими проблемами отечественной педагогики. В результате проведенного анализа показана актуальность взглядов великого педагога для решения многоаспектных вопросов военно-патриотического воспитания современной молодежи. Подчеркивая недостаточность разработки научно-педагогическим сообществом названной темы, автором в заключение сделан вывод о том, что результаты проведенного исследования позволят в дальнейшем высказать ряд весомых научно-практических рекомендаций

Как цитировать статью: Половецкий С. Д. Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.66-75.

по дальнейшей активизации военно-патриотической работы.

Ключевые слова: А. С. Макаренко, педагогика, педагогическое наследие, образование, «военизация», военно-патриотическое воспитание, физическое воспитание.

Патриотизм, любовь к своему Отечеству, горячее стремление отстаивать суверенитет государства были присущи духовному облику граждан нашей страны на протяжении всей ее многовековой истории. Среди основных направлений социально-политического обеспечения военной безопасности нашей Родины всегда выделялось создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания, формирование морально-психологической готовности граждан, особенно молодого поколения, к защите Отечества [2, с. 11]. Подлинный патриотизм рассматривается как потребность индивидуума выйти за пределы своих личных интересов и потребностей, поднять их до общественно-значимых ценностей и идеалов.

Новаторская, устремленная в будущее педагогика А. С. Макаренко предоставляет научно-педагогическому сообществу, учителям-практикам необходимый и весьма эффективный, прошедший проверку временем инструментарий для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, коллективизма и товарищества.

В «Педагогической поэме» А. С. Макаренко пророчески писал: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это сила и красота» [10, с. 397]. К сожалению, «военизация» как важная и актуальная часть педагогического творчества А. С. Макаренко в настоящее время не находит достаточно полного освещения в научной литературе. Вместе с тем за последние годы можно отметить ряд содержательных публикаций, специально посвященных данной проблеме, а также освещающих некоторые военные аспекты педагогической теории и практики А. С. Макаренко [5; 6; 8].

Анализируя наследие великого педагога, ученые обоснованно подчеркивают, что А. С. Макаренко рассматривал «военизацию» как одну из важных сторон процесса воспитания подростков: «Применяемые А. С. Макаренко „игра-военизация", эмоционально-эстетические средства — выдающийся пример учета возрастных особенностей детей, их духовно-нравственного развития и воспитания чувств» [7, с. 70]. «Игра-военизация, ритуалы — все это также имеет

в основе стимул красоты не столько внешней, сколько нравственной, выражающейся в благородстве, достоинстве, уважении к людям» [4, с. 92].

Отмечая большое значение «военизации», А. С. Макаренко подчеркивал ее ценностные факторы: «Особенно я ценю традицию военизации... в военном быту, особенно в быту Красной Армии есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в процессе этой военизации. Эта традиция военизации украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который потому увлекает. Должна быть эстетика военного быта, подтянутость, четкость. Что касается военной подготовки, ... это стрелковый спорт, кавалерийский спорт и военное дело. А военизация . в особенности она хороша потому, что сохраняет силы коллектива, сохраняет от неразборчивых, неладных движений, от разбалтывания движений, от разбросанности их» [9, с. 82-86].

Военизацией, военной символикой и атрибутикой были проникнуты все стороны жизни и деятельности коллектива воспитанников коммуны им. Дзержинского. Отряды, часовой с винтовкой у знамени, построения и рапорты, сигналы горниста, единая форма, звания и знаки отличия, военный строй с оркестром и песней, приветствие как обязательный атрибут общения и субординации, четкий ответ «Есть!» на отданный приказ, повседневный порядок, чистота в быту — все это представляло собой организацию, содержание и форму своеобразной военно-патриотической игры, правила которой соблюдали все — от заведующего до колониста.

В новаторской системе А. С. Макаренко большая и организующая роль отводилась военно-патриотическому воспитанию подростков. Педагог был глубоко убежден в том, что успех в формировании патриотов зависит от постановки всей учебной и воспитательной работы в коллективе. Рассматривая воспитание как процесс целесообразной, активной и творческой организации всей жизни коллектива, А. С. Макаренко решал задачи военно-патриотического воспитания в тесной связи с трудовым, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.

Так, в колонии им. Горького органично дополняли друг друга военно-патриотическое и физическое воспитание. Спортивные игры, гим-

настика, игры на свежем воздухе, прогулки и туристические походы давали большой заряд бодрости, способствовали физической закалке, сплочению коллектива и выполнению других учебно-воспитательных задач. В этот контекст органично вписывалось и эстетическое воспитание колонистов: чтение интересной и познавательной литературы, регулярное посещение театра и кино, постановка спектаклей, занятия живописью, музыкой и многое другое.

Среди апробированных форм военно-патриотического воспитания А. С. Макаренко особо выделял военный строй. Строевые занятия стимулировали подготовку будущих защитников Родины, способствовали повышению дисциплинированности подростков, их общей и физической культуры. Как вспоминали сами колонисты, «именно благодаря строевым, а также физкультурным занятиям уходила подростковая расхлябанность, движения становились более четкими, фигуры стройнее, походка увереннее. Во внешнем облике, быту, работе и отдыхе стали заметны подтянутость, внутренняя собранность, даже речь становилась более содержательной. Стройные ряды колонистов, одетых в форменную одежду, с оркестром и знаменем невольно привлекали взоры окружающих» [11, с. 104].

В целом смысл, цели и значение «военизации» были значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. «Военизация» тесно интегрировалась с престижем труда в коллективе, соревнованием, поощрением, участием в работе органов самоуправления, органично вплетаясь в многогранную и многообразную работу по стимулированию и мотивации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, психологически обоснованная, дозированная и органичная военизированная атрибутика делала повседневную жизнь воспитанников учреждений, возглавляемых А. С. Макаренко, ярче и интереснее, формировала в них точность и аккуратность, вежливость и подтянутость, а на этой основе — сознательность, организованность, дисциплинированность и высокое чувство ответственности. Вырабатывалась практика разумного, осознанного подчинения приказаниям командиров отрядов.

Все это рождало осознание своей причастности к защите Родины. Закономерно, что многие воспитанники А. С. Макаренко героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

В дальнейшем, в новых исторических условиях макаренковские

идеи «военизации» получили свое значительное развитие. Сформул ированные А. С. Макаренко положения об использовании активных форм и методов военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к военной службе, защите Родины находили свое воплощение в деятельности различных государственных и общественных организаций. Широко практиковалось проведение занятий по начальной военной и строевой подготовке, уроков мужества, создание в учебных заведениях музеев боевой и трудовой славы, привлечение к этой работе уволенных в запас воинов, ветеранов.

В 1967 г. был дан старт военно-патриотической игре «Зарница», в ходе которой воспитывались патриотизм, смелость, находчивость, сознательная дисциплина. В памяти поколений она оставила яркий след юнармейскими кострами, ночевками в палатках, путешествиями по родному краю, военизированными эстафетами, соревнованиями по ориентированию на местности.

Для старшеклассников аналогом пионерской игры «Зарница» стала массовая военно-спортивная игра «Орленок». Как и «Зарница», игра «Орленок» являлась частью широко разветвленной и в целом эффективно действующей системы начальной военной подготовки в СССР. В ходе игры ее участники соревновались между собой в военно-прикладных видах спорта, состязались в смотре строя и песни. К участию в игре широко привлекались воинские части и подразделения.

В 1990-е гг. произошло объединение участников военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», а также членов других организаций военно-патриотической направленности. В результате этого слияния была создана детско-юношеская добровольная общественная организация «Движение юных патриотов», деятельность которой была направлена на подготовку молодежи к военной службе, патриотическое воспитание, приобщение молодого поколения к отечественной истории. Проводились различные конкурсы, сборы и слеты детей и подростков.

В настоящее время проверенные временем направления и формы военно-патриотического воспитания молодежи переживают свое возрождение и дальнейшее развитие. Многими образовательными организациями, клубами военно-патриотической и оборонно-массовой направленности вновь проводятся военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок».

Так, в июне 2017 г. по инициативе руководства и профессорско-преподавательского состава Военного университета Министерства обороны РФ прошла военно-патриотическая игра «Зарница» под девизом «Равнение на Великую Победу!». В ней приняли участие воспитанники Московского суворовского военного училища, ряда президентских кадетских училищ, учащиеся московской гимназии № 1504. В программу «Зарницы» были включены смотр строя и песни, конкурсы по военной истории и символике России, ориентирование на местности, стрельба, метание гранаты, силовые упражнения, спортивная и военизированная эстафеты.

В целях активизации и развития традиций патриотического воспитания подрастающего поколения 29 октября 2015 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Указ об учреждении Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», в рамках которой по инициативе министра обороны России генерала армии С. К. Шойгу в январе 2016 г. была создана «Юнармия» — всероссийское военно-патриотическое общественное движение.

По состоянию на июнь 2018 г. численность «Юнармии» превысила 218 тыс. чел. Региональные отделения действуют во всех 85 субъектах Российской Федерации, а также в Армении, Таджикистане и Абхазии. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ее ряды может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд. До 2020 г. на территории России планируется создать более 100 центров военно-патриотического воспитания, часть из них станут специализированными, где будут готовить юных десантников, летчиков и танкистов [13].

На Первом слете движения в июне 2016 г. С. К. Шойгу вручил «Юнармии» знамя. Движение прошло государственную регистрацию, как юридическое лицо. Были утверждены устав, эмблема, клятва Юнармейца. Отличительным знаком бойца стал ярко-красный берет. Официальный гимн движения — песня «Служить России» (авторы — Э. Ханок и И. Резник). Издаются газета «Юнармия» и журнал «Юнармеец». Для поощрения отличившихся бойцов введены награды — знаки отличия «Юнармейская доблесть» I, II и III степени.

Свою деятельность движение ведет в целях совершенствования государственной политики в области военно-патриотического воспита-

ния подрастающего поколения, формирования нравственных ценностей и ориентиров, повышения интереса детей и юношества к истории России и ее народов, выдающихся сынов Отечества. Движение объединило государственные органы и общественные организации, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. В качестве наставников привлечены педагоги, военнослужащие, офицеры запаса, активисты военно-патриотического движения.

Юнармейцы ведут волонтерскую работу, несут вахту памяти у Вечного огня и мемориалов, участвуют в поисковых работах в местах боев Великой Отечественной войны, оказывают помощь ветеранам, принимают участие в различных патриотических акциях, культурных и спортивных мероприятиях. Юнармейцы учатся стрелять, ориентироваться по карте, получают навыки оказания первой медицинской помощи. В каждом образовательном учреждении и общественной организации, где сформированы юнармейские отряды, открыты Комнаты юнармейца, предназначенные для учебы и практических занятий. Летом 2017 г. в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил России «Патриот» начал работать летний лагерь «Юнармии». 9 мая 2017 г. сводный отряд юнармейцев впервые принял участие в параде на Красной площади, теперь его участие стало постоянным.

Развитие методики и практики военно-патриотического воспитания можно также проследить на примере столичного проекта, реализуемого во взаимодействии с силовыми ведомствами, образовательными и общественными структурами,— «Кадетский класс в московской школе», который стартовал первого сентября 2014 г.

В преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в семидесяти столичных школах для учащихся седьмых классов были открыты кадетские классы. Обязательным условием для открытия такого класса являлось наличие пятистороннего соглашения о сотрудничестве образовательной организации с силовым ведомством, профильным вузом, Военным комиссариатом города Москвы и ветеранской организацией.

В настоящее время в столице в профильных кадетских классах насчитывается 12,5 тыс. учащихся и 2,5 тыс. юношей и девушек — в кадетских корпусах. Этот вид образования, который рассматривается как важный этап в формировании высоких морально-волевых качеств

будущих защитников Отечества, уже доказал свою эффективность. Дополнительные программы обучения обеспечивают военную подготовку воспитанников, военно-патриотическое, художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное воспитание. Отбор детей в эти структуры осуществляется с учетом достижений в учебе, уровня физического развития и здоровья, степени ориентированности на дальнейший выбор профессии военного или государственного служащего. В 2017 г. свыше 90% выпускников-кадетов поступили в вузы, из них более 65% — в вузы Минобороны и других силовых структур. 29 кадетов стали победителями и призерами всероссийских олимпиад школьников, 52 — призерами различных соревнований международного, а 292 — общероссийского уровня [12].

Подытоживая вышеизложенное, отметим очень важное и точное суждение методологического характера, сделанное профессором М. В. Богуславским: «Характерно, что, обращаясь к современной образовательной ситуации, можно обозначить явную тенденцию к возвращению идей А. С. Макаренко в педагогическую реальность и актуальную образовательную политику» [1]. И с этим положением невозможно не согласиться.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ)«Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Литература

1. Богуславский М. В. Социальный оптимизм. Педагогика Антона Макаренко // Учительская газета. 27.03.2018.

2. Киселев А. С., Абашидзе Т. Л., Антокольский А. С. и др. Военная история: учебник / под общ. ред. В. В. Паршина. 2-е изд., доп. и испр. М.: Военный университет. М., 2003. 544 с.

3. Гриценко Л. И. «Военизация» в учреждениях А. С. Макаренко // Педагогика. 2015. № 3. С. 89-95.

4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 1998. 291 с.

5. Ефимова Е. А. Военные игры в воспитании подрастающего поколения (вторая половина 1920-х — 1930-е гг.) // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы международной научной конференции, 04-05.12.2014. Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: СПбУ, 2014. С. 61-68.

6. Жукова О. А. Феномен игры в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Воспитание человека — дело счастливое и посильное: материалы международных социально-педагогических

чтений, посвященных 125-летию Антона Семеновича Макаренко, 22.03.2013. М.: Российский государственный социальный университет, 2013. С. 440-447.

7. Илатдинова Е. Ю. Отечественная историография педагогического наследия А. С. Макаренко (1939-2013 гг.): дис. ...докт. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 443 с.

8. Лихоманов И. В., Иванов И. А. Современная военная педагогика и теоретическое наследие А. С. Макаренко // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 4 (9). С. 82-86.

9. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1946. 342 с.

10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 3. / сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика,1984. 512 с.

11. Медынский Е. Н. Антон Семенович Макаренко: жизнь и педагогическое творчество. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 138 с.

12. Половецкий С. Д. Участие народных масс в войнах России: характерные черты и особенности (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) // Вестник Екатерининского института. 2012. № 2. С. 115-118.

13. Суханов Ю. Там будет бал — кадетский праздник // Московский комсомолец. 27.04.2018.

14. Юнармия: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://yunarmy.ru (дата обращения: 06.05.2018).

PEDAGOGICAL HERITAGE OF ANTON S. MAKARENKO AND MILITARY PATRIOTIC UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

The author of the article emphasizes the imperishable significance of the innovative spirit and relevance of the concepts that were put forward by Anton S. Makarenko for the development of modern pedagogical thought. The author analyzes the problem of "militarization" as a set of pedagogical views and practical actions of Anton S. Makarenko aimed at the patriotic, labour, moral, aesthetic and physical education of the colonists.

In the article the author sets the following goals: to trace the continuity of the approved methods and methods of military-patriotic education in the methodological and historical pedagogical aspects by Anton S. Makarenko; to show that the issues of pedagogical practice and the methods of military-patriotic education of adolescents were considered by Anton S. Makarenko in the organic connection with the methodological and theoretical problems of Russian pedagogy. As a result of the analysis, the author shows the relevance of the views of the great teacher for solving the multifaceted issues of military-patriotic upbringing of modern youth. Emphasizing the inadequacy of the scientific and pedagogical community's development of the above-mentioned topic, the author concludes that the results of the study will allow us to make a number of important scientific and practical recommendations on further activating military-patriotic work.

Keywords: Anton S. Makarenko, pedagogy, pedagogical heritage, education, "militarization", military-patriotic upbringing, physical upbringing.

References

• Boguslavskij M. V. Social'nyj optimizm. Pedagogika Antona Makarenko // Uchitel'skaya gazeta. Moskva. 2018. 27 marta.

• Efimova E. A. Voennye igry v vospitanii podrastayushchego pokoleniya (vtoraya polovina 1920-h — 1930-e gg.) // Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 04-05 dekabrya 2014 g. / Leningradskij gos. un-t im. A. S. Pushkina; pod obshch. red. V. N. Skvorcova. Sankt-Peterburg: SPbY, 2014. S. 61-68.

• Gricenko L. I. «Voenizaciya» v uchrezhdeniyah A. S. Makarenko // Pedagogika. 2015. № 3. S. 89-95;

• Gricenko L. I. Lichnostno-social'naya koncepciya A. S. Makarenko v sovremennoj pedagogike

I C. A. nonoBe^MM

(sravnitel'nyj analiz otechestvennogo i zarubezhnogo makarenkovedeniya): Dis. ...dokt. ped. nauk. Tyumen', 1998. 291 s.

• Ilatdinova E.YU. Otechestvennaya istoriografiya pedagogicheskogo naslediya A. S. Makarenko (19392013 gg.): dis. .dokt. ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2015. 443 s.

• Lihomanov I. V., Ivanov I. A. Sovremennaya voennaya pedagogika i teoreticheskoe nasledie A. S. Makarenko // Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2016. № 4 (9). S. 82-86.

• Makarenko A. S. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. M.: Uchpedgiz, 1946. 342 s.

• Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. T. 3. / Sost.: L. YU. Gordin, A. A. Frolov. M.: Pedagogika. 1984. 512 s.

• Medynskij E. N. Anton Semenovich Makarenko: zhizn' i pedagogicheskoe tvorchestvo. M.; L.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1949. 138 s.

• Poloveckij S. D. Uchastie narodnyh mass v vojnah Rossii: harakternye cherty i osobennosti (k 200-leti-yu Otechestvennoj vojny 1812 goda) // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2012. № 2. S. 115-118.

• Suhanov YU. Tam budet bal — kadetskij prazdnik // Moskovskij komsomolec. 2018. 27 apr.

• Voennaya istoriya: Uchebnik / A. S. Kiselev, T. L. Abashidze, A. S. Antokol'skij i dr.; Pod obshch. red. V. V. Parshina. 2-e izd., dop. i ispr. M.: Voen. un-t. Moskva, 2003. 544 s.

• YUnarmiya. Oficial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs]. URL: https://yunarmy.ru (data obrashcheniya: 06.05.2018).

• Zhukova O. A. Fenomen igry v pedagogicheskom nasledii A. S. Makarenko // Vospitanie cheloveka — delo schastlivoe i posil'noe: Materialy mezhdunarodnyh social'no-pedagogicheskih chtenij, pos-vyashchennyh 125-letiyu Antona Semenovicha Makarenko, 22 marta 2013 goda. M.: Rossijskij gos. social'nyj un-t, 2013. S.440-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.