Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1951-1965 гг'

Военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1951-1965 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОСААФ / ВЛКСМ / ОБОРОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОПАГАНДА / DOSAAF / KOMSOMOL / DEFENSE SOCIETY / ARMED FORCES / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багров Сергей Александрович

Статья посвящена деятельности общественных организаций, которые занимались вопросами военно-патриотического воспитания в 1951-1965 гг. на территории Ярославской области. Автор дает характеристику особенностям военно-патриотического воспитания в данный период, выделяет основные направления работы, а также характеризует основные недочеты, допущенные государственными, партийными и общественными структурами в данной сфере деятельности. На основе анализа материалов Государственного архива Ярославской области делается вывод о том, что военно-патриотическое воспитание в указанный период включало в себя пропаганду воинской службы с помощью различных мероприятий. Сообщается, что проводились парады и демонстрации боевой техники, лекции и беседы; организовывались встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и походы по местам боевой славы, массовые соревнования по военно-прикладным видам спорта и т. д. Выявляются недостатки военно-патриотического воспитания в тот период. Автор указывает на малое число секций и курсов, культивировавших военно-прикладные виды спорта (особенно в сельской местности), а также на часто имевшие место приписки в отчетах о проведении пропагандистских и спортивных мероприятий и формальный подход к проведению устной агитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-Patriotic Education in Yaroslavl Region in 1951-1965

The article is devoted to activity of public organizations dealing with the issues of military-patriotic education in 1951-1965 in Yaroslavl region. The author characterizes the peculiarities of military-patriotic education in that period, identifies the main areas of work and also characterizes the main mistakes made by the state, party and society structures in this field of activity. Based on the analysis of materials from the State Archive of the Yaroslavl Region it is concluded that the military-patriotic education in the period included the promotion of military service through a variety of measures. It is reported that parades and demonstrations of military equipment, lectures and meetings took place; the meetings with veterans of the great Patriotic war, trips to places of military glory, mass competitions in military-applied kinds of sports were organized. The weaknesses of military-patriotic education in that period are revealed. The author points to a small number of sections and courses which cultivated the military-applied kinds of sports (especially in rural areas), and also to additions to reports that often occurred about holding propaganda and sport activities and to formal approach to conducting the oral agitation.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1951-1965 гг»

Багров С. А. Военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1951—1965 гг. / С. А. Багров // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 232—240.

ешн^МР

УДК 94(47).084.8

Военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1951—1965 гг.

© Багров Сергей Александрович (2015), аспирант, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль, Россия), SABagrow@mail.ru.

Статья посвящена деятельности общественных организаций, которые занимались вопросами военно-патриотического воспитания в 1951—1965 гг. на территории Ярославской области. Автор дает характеристику особенностям военно-патриотического воспитания в данный период, выделяет основные направления работы, а также характеризует основные недочеты, допущенные государственными, партийными и общественными структурами в данной сфере деятельности. На основе анализа материалов Государственного архива Ярославской области делается вывод о том, что военно-патриотическое воспитание в указанный период включало в себя пропаганду воинской службы с помощью различных мероприятий. Сообщается, что проводились парады и демонстрации боевой техники, лекции и беседы; организовывались встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и походы по местам боевой славы, массовые соревнования по военно-прикладным видам спорта и т. д. Выявляются недостатки военно-патриотического воспитания в тот период. Автор указывает на малое число секций и курсов, культивировавших военно-прикладные виды спорта (особенно в сельской местности), а также на часто имевшие место приписки в отчетах о проведении пропагандистских и спортивных мероприятий и формальный подход к проведению устной агитации.

Ключевые слова: ДОСААФ; ВЛКСМ; оборонное общество; вооруженные силы; военно-патриотическое воспитание; пропаганда.

1. Введение

Военно-патриотическое воспитание молодежи является одним из важнейших направлений политики любого государства. Отсутствие у населения чувства патриотизма, готовности защищать свою Родину с оружием в руках имеет следствием утрату обществом нравственного потенциала, а также воли к сопротивлению внешней агрессии, а это ведёт к распаду государства. Первоначально термин военно-патриотическое воспитание не использовался. Вплоть до 1950-х гг. оборонно-массовая и воспитательная работа обозначалась по-разному. Например, в документах 1920-х-1940-х гг. фигурируют термины патриотическое воспитание, воспитание в духе суровой военной идеологии, военно-оборонное воспитание. В послевоенные годы чаще использовались термины воинское воспитание, воспитание на боевых традициях, воспитание на героических подвигах [Галдобина, 2009, с. 97]. Как видно, большинство этих терминов отражало какую-то одну сторону военно-патриотического воспита-

ния — воспитание в воинском духе и привитие знаний и навыков, необходимых в военном деле, либо патриотическое воспитание, выражающееся в знакомстве с историей, героическим прошлым своей страны и привитии чувства гордости за свершения предков. Собственно термин военно-патриотическое воспитание прозвучал в 1962 году в приветствии ЦК КПСС V Всесоюзному съезду ДОСААФ. Существует несколько определений понятия «военно-патриотическое воспитание». В современном понимании оно определяется как систематическое и целеустремленное воздействие на сознание и поведение подрастающего поколения с целью привития ему всей совокупности морально-политических и боевых качеств, необходимых для выполнения своего долга по защите Отечества. О проблеме изучения опыта военно-патриотического воспитания написано немало научных трудов. В разные годы эту проблему изучали такие авторы, как А. В. Анохин, С. В. Галдобина, Г. А. Самарец, Е. В. Улезь-ко и др. [Анохин, 1998; Галдобина, 2009; Самарец, 2001; Улезько, 2005 и др.].

После установления в России советской власти в 1917 году на структуры ВКП(б) и ВЛКСМ были возложены задачи политической пропаганды и агитации среди населения, в том числе пропаганды военной службы и военных знаний [Анохин, 1998, с. 28]. Практически сразу к этой работе подключились оборонные общества, объединенные в 1927 году под названием ОСОАВИА-хИМ. Например, самолеты оборонных обществ служили средством агитации, для чего организовывались демонстрационные полеты; автомобили регулярно участвовали в автопробегах. Кроме того, учебные площади, оружие и техника оборонных обществ использовались при проведении массовых военно-спортивных праздников и соревнований. Разделение ОСОАВИАхИМа в 1948 году значительно снизило эффективность работы по военно-патриотическому воспитанию по причине крайне низкого финансирования оборонных обществ и отсутствия четких планов пропагандистской работы. Лишь только в октябре 1951 года при Ярославском Областном оргкомитете ДОСААФ была организована секция по пропаганде военных и военно-технических знаний, состоящая из 40 человек, преимущественно штатных работников учебных организаций.

2. Основные направления работы по военно-патриотическому воспитанию в Ярославской области

Наличие авиации, учебной и спортивной техники позволяло ДОСААФ проводить масштабные мероприятия для привлечения в свои ряды новых членов и популяризации военно-технических видов спорта. Например в 1953 году перед празднованием дня Воздушного флота СССР был подготовлен план воздушного парада в Ярославле, который должен был пройти на набережной реки Волги. Парад начался с пролёта пяти самолетов ярославского аэроклуба строем «клин» на высоте 500 метров, затем на самолёте По-2 были продемонстрированы фигуры высшего пилотажа, включающие левый переворот через кры-

ло, петлю Нестерова, правый боевой разворот, левый переворот через крыло, три петли Нестерова и правый боевой разворот. После этого над набережной пролетела связка самолёта По-2 с планером А-2, которые сбросили вымпел с лозунгом, а затем состоялся прыжок 5 парашютистов в воду с высоты 600 метров [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 138, л. 80].

Кроме того, в городских кинотеатрах был организован показ фильмов на военно-воздушную тематику, например, таких как «Валерий Чкалов», «Небо Москвы», «Можайский», «Небесный тихоход», «Истребители» и другие киноленты о деятельности Воздушного флота СССР, а также хроники о военно-спортивной работе ДОСААФ. Кроме того, в организациях ДОСААФ проводились встречи молодёжи с летчиками — участниками Великой Отечественной войны. В преддверии Дня Воздушного Флота в 1953 году в организациях ДОСААФ были проведены лекции и беседы по истории советских вооруженных сил. В постановлении оргкомитета указывалось требование «обратить особое внимание на подбор и подготовку лекторов, докладчиков, беседчиков, на обеспечение высокого идейного содержания пропагандистских мероприятий».

С большим размахом праздновался и День военно-морского флота. Например, в 1953 году в этот день проводились областные соревнования по морскому многоборью, соревнования на спортивных судах, по плаванью и судомоделизму. Ярославский автомотоклуб в этот день организовал мотопробег с целью проведения докладов и бесед в колхозах, совхозах и МТС о Дне ВМФ СССР и широкой пропаганде общества ДОСААФ среди населения. Проводились вечера встреч с участниками Великой отечественной войны и «знатными людьми флота». В городских скверах и парках организовывались выставки на военно-морскую тематику [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 138, л. 118]. Подобные мероприятия способствовали не только популяризации военной службы, но и привлечению новых членов в ряды ДОСААФ.

С конца 1920-х гг по 1953 год огромное влияние на воспитание молодежи оказывал культ личности И. В. Сталина. Тематика лекций и бесед с призывниками в этот период ограничивалась восхвалением роли И. В. Сталина в становлении советских вооруженных сил и их боевых успехах [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 138, л. 56]. Пропаганда военных знаний часто носила казенный, однообразный характер. Например, в Щербаковском военно-морском клубе за 2 месяца 1952 года было прочитано 18 докладов и бесед, из которых 15 на одну и ту же тему прочитаны во время прохождения приписки молодёжи в горвоенкомате [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 138, л. 79].

С появлением более совершенной техники, стало возможным проведение таких мероприятий, как просмотр кинофильмов и диафильмов, пропагандирующих военные знания и задачи оборонного общества. Специально для организаций ДОСААФ создавались пропагандистские и учебные фильмы, предназначенные для показов в первичных организациях Общества, например, «Авиационные спортсмены», «Молодежь в аэроклубы!», «Мотопробег дружбы», «От-

важные и сильные», «Советские патриоты», «Стрелковый спорт в ДОСААФ», «Третий мировой Чемпионат по парашютному спорту» и др.

Другим способом пропагандистской работы, добавившимся несколько позднее, являлось проведение экскурсий и сбор-походов по местам исторических сражений Гражданской и Великой Отечественной войн. Но поскольку в Ярославской области таких мест не было, проводились главным образом экскурсии в музеях.

Практиковались также необычные способы пропаганды, например, сбрасывание парашютистов с последующим проведением ими докладов и бесед в сельской местности [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 189, л. 22]. В 1956 году была организована передвижная выставка, посвященная противоатомной защите, которая демонстрировалась в районных центрах области с лекционным сопровождением.

В постановлении Бюро Ярославского обкома ВЛКСМ от 29 апреля 1955 года в районах и городах области были запланированы областные заочные стрелковые соревнования команд первичных организаций ДОСААФ, а также кинофестиваль с демонстрацией фильмов на оборонные и военно-технические темы. Кроме того, обком ВЛКСМ в 1958 году решил организовать пробег агитмашин по маршруту Ярославль — Ростов — Углич — Щербаков — Ярославль, а также массовые заплывы членов ДОСААФ по реке Волге в Ярославле, Щербакове и Угличе. В планы вошли также массовые военные, учебные походы, маршевые броски членов ДОСААФ и допризывной молодёжи, а также вечера встреч с участниками Великой Отечественной войны, Героями Советского Союза, с чемпионами, разрядниками стрелкового, парашютного спорта и т. д [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 166, л. 8].

Помимо участия в пропагандистской работе, ВЛКСМ и ДОСААФ сотрудничали в деле подготовки призывников к военной службе. Периодически городскими и районными военными комиссариатами проводились слёты призывников, на которых могло присутствовать более 1000 человек из числа призывников, передовиков производства и отличников учебы в организациях ДОСААФ. На слетах обсуждались задачи, стоящие перед призывниками в связи с подготовкой к очередному призыву, где призывников просили активнее заниматься физкультурой и спортом, например до призыва в армию сдать комплекс ГТО. Призывников агитировали к вступлению в ДОСААФ (часто зачисляли с помощью установок по линии комсомола, обязательных для выполнения) и овладению как минимум одной воинской специальностью. Иногда призывники одного города или района вызывали призывников другого города или района на социалистическое соревнование в борьбе за лучшие показатели в физкультуре и спорте. Например, городской слет призывников города Щербакова, проходивший 6 мая 1957 года, «единодушно постановил» вызвать на социалистическое соревнование в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции призывников Красно-Перекопского района города Ярославля [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 187, л. 163].

Совместно с комсомольскими организациями для членов ДОСААФ проводились экскурсии в воинские части и на корабли для ознакомления с новейшей военной техникой. Другой формой работы с допризывниками была организация военно-спортивных игр. Например, в 1957 году Кировский РК ВЛКСМ совместно с РК ДОСААФ и райвоенкоматом провели военизированную игру с участием 1600 комсомольцев и молодежи с привлечением боевой техники ДОСААФ. Райком ВЛКСМ дважды проводил стрелковые районные соревнования, шлюпочный поход комсомольцев-досаафовцев до города Костромы и соревнования с костромичами по гребле и стрельбе [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 187, л. 190].

В 1957 году в стране прошел Всесоюзный фестиваль Советской молодёжи. Не остались в стороне и организации ДОСААФ. На заседании президиума областного комитета ДОСААФ в августе 1956 года был рассмотрен план мероприятий подготовки и проведения фестиваля Советской молодежи в городе Ярославле, включающий авто- и мотопробеги, а также спортивные соревнования под эгидой оборонного общества.

Помимо комсомола и военных комиссариатов, организации ДОСААФ тесно взаимодействовали с комитетами физкультуры и спорта. В первую очередь это взаимодействие касалось выполнения мероприятий по сдаче будущими призывниками комплекса ГТО. После масштабного сокращения Вооруженных сил в 1956 году и сокращению срока службы с 3-х до 2-х лет организациям ДОСААФ было рекомендовано «обратить особое внимание на подготовку призывников, которые по каким-либо причинам не были призваны в Советскую Армию и остаются в запасе» [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 187, л. 168].

В 1958 году в стране широко отмечалось 40-летие советских вооруженных сил. В праздновании этой юбилейной даты приняли активное участие структуры ВЛКСМ и ДОСААФ. В числе мероприятий ЦК ДОСААФ запланировал организовать работу с композиторами и поэтами по созданию новых песен на оборонную тематику, клавиры и тексты песен издать массовыми тиражами [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 187, л. 382]. В ознаменование 40-летия Вооруженных сил проводились соревнования по техническим видам спорта. Эти соревнования широко освещались в газетах и по радио. Параллельно с этим газета «Советский патриот» проводила конкурс на лучший рассказ о боевых подвигах советских воинов и о патриотической деятельности организаций ДОСААФ.

Одной из мер пропагандистской работы, применяемой ДОСААФ, являлась переписка досаафовцев с солдатами и матросами Вооруженных сил. Например, сотрудники Ростовской районной поликлиники поддерживали письменную связь с экипажем танкера «Ростов», приписанного к Одессе [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 201, с. 105].

В июне 1958 года президиум ЦК ДОСААФ издал постановление «О работе по подготовке допризывной молодежи к службе в Советской Армии и Военно-морском флоте» [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 201, с. 117]. Одной из форм такой работы являлись слёты призывников по сельским Советам. В них принимали

участие 70—80 допризывников. Проводились беседы о значении физического воспитания для воинов современной армии, демонстрировались кинофильмы. Затем проводился медосмотр допризывников, стрелковые соревнования по нормативам ГТО. Победители награждались почетными грамотами ДОСААФ и дипломами [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 208. л. 51]. На промышленных предприятиях области проводились вечера на тему «За что мы любим свою Родину», встречи с участниками Гражданской и Великой Отечественной войн, солдатами и офицерами действующей армии. В красных уголках проводились беседы работников военкоматов и представителей РК ДОСААФ с призывниками.

Огромный патриотический подъём в СССР вызвал 12 апреля 1961 года первый полет человека в космическое пространство. В честь этого события на предприятиях и учреждениях области состоялись торжественные митинги, в районы области были отправлены две агитмашины из Ярославской школы ПВО и спасательной службы, укомплектованные кино-радиопередвижкой. Был также организован агитационный автомотопробег в районы области [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 208. Л. 107].

В конце 1964 года ЦК ВЛКСМ, Министерство Просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ приняли совместное постановление «О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организации ДОСААФ в школах» [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 209, л. 263]. Этим постановлением было предусмотрено проведение в школах смотра-конкурса оборонно-массовой работы. Во многих школах стали проводиться торжественные линейки, митинги, сборы отрядов, посвященные победам советского народа, встречи с воинами, ветеранами армии и флота, Героями Советского Союза, кинофестивали военных фильмов, обсуждение военно-патриотических книг, военная игра «Зарница» и другие мероприятия военно-патриотического характера [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 209, л. 263]. Особенно широкий размах эта деятельность получила в период подготовки и празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

3. Недостатки работы по военно-патриотическому воспитанию

Главными недостатками работы по военно-патриотическому воспитанию в СССР были формальный подход к работе и приписки. Например, в 1956 году во Владыченском районе было прочитано 526 докладов и бесед с охватом 1898 человек. Исходя из количества жителей района, в среднем на одном мероприятии присутствовало 3 человека, что дает повод говорить о банальной приписке в отчете. В других районах области, наоборот, количество военно-патриотических мероприятий было крайне малым [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 189, л. 23].

Итоги работы организаций ДОСААФ за 1956 год и проверки, проведенные на местах, показывали, что уровень пропаганды военных знаний продолжал оставаться низким. В докладе указывалось: «(Агитационно-пропагандистская

работа. — С. Б.) не освободилась ещё полностью от последствий культа личности, особенно в освещении Гражданской и Отечественной войн; редко и не всегда правильно освещается в лекциях и докладах начальный период минувшей войны; слабо пропагандируются труды В. И. Ленина о войне, армии и защите социалистического Отечества. Многие лекции и доклады часто носят поверхностный характер и мало дают слушателям конкретных и актуальных военных, военно-патриотических и военно-технических знаний. Зачастую подобные лекции читаются на устаревших материалах. Тематика устной пропаганды недопустимо сужена. Во многих областях и городах она по существу сводится к нескольким темам, главным образом посвященным праздникам Советских Вооруженных сил. Особенно мало пропагандируются авиационные, авиационно-технические и военно-морские знания. Абсолютное большинство библиотек Общества ещё не занимается пропагандой военной книги» [ГАЯО, ф. Р-2328, оп. 1, д. 187, л. 77].

Для исправления указанных недостатков Пленум поручил Президиуму ЦК ДОСААФ обеспечить массовое издание диафильмов на военные и военно-технические темы и организовать продажу их через торговую сеть; принять меры к обеспечению в течение 1957—1958 гг. агитмашин Общества кинопередвижками и радиоаппаратурой; там, где возможно, проводить специальные передачи по телевидению [ГАЯО, ф. Р-2328 оп. 1, д. 187, л. 78].

Военно-патриотические мероприятия в сельской местности в указанный период чаще всего ограничивались проведением торжественных митингов, посвященных праздникам Вооруженных сил, а также торжественными проводами призывников на срочную службу. Первичные организации ДОСААФ в колхозах и совхозах практически не вели пропагандистской работы по причине скудости материальной базы, малого числа членов и слабой методической подготовки председателей.

4. Выводы

Таким образом, военно-патриотическое воспитание на территории Ярославской области в 1950-е гг. осуществлялось по нескольким направлениям: пропаганда воинской службы с помощью проведения парадов и демонстрации возможностей военной техники, работа с призывным контингентом методом устной агитации (проведение лекций и бесед, встреч с ветеранами и походов по местам боевой славы), организация соревнований по военно-прикладным видам спорта. Важным элементом военно-патриотического воспитания являлись мероприятия, направленные на поддержание связи предприятий и учебных заведений с Вооруженными силами. Между предприятиями области и воинскими частями проводился обмен концертами художественной самодеятельности. Воинские части оказывали шефскую помощь школам и детским домам, военнослужащие вели со школьниками занятия по изучению оружия.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственный архив Ярославской области (ГАЯО), ф. Р-2328, оп. 1.

Литература

1. Анохин А. И. В труде и боях закаленное (очерк истории оборонного Общества) / А. И. Анохин. — Москва : Магистр Лтд, 1998. — 304 с.

2. Волков А. П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины в 1961—1991 гг.: диссертация... доктора исторических наук / А. П. Волков. — Москва, 1994. — 265 с.

3. Воронцов В. Н. История ДОСААФ Иркутской области (1951—1992 гг.) : диссертация. кандидата исторических наук / В. Н. Воронцов. — Иркутск, 2005. — 227 с.

4. Галдобина С. В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946— 1991 гг. : историографическое исследование : диссертация. доктора исторических наук / С. В. Галдобина. — Санкт-Петербург, 2009. — 506 с.

5. Зарипов Р. Р. Становление и развитие системы добровольных оборонных организаций Татарстана в советский период : диссертация. кандидата исторических наук / Р. Р. Зарипов. — Казань, 2010. — 203 с.

6. Кузьмин В. И. Военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе : на примере учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации : диссертация. кандидата педагогических наук / В. И. Кузьмин. — Москва, 2004. — 196 с.

7. Кузнецов Д. Н. Комсомол и Осоавиахим / Д. Н. Кузнецов // Военно-патриотический журнал. — 1974. — № 9. — С. 22—25.

8. Самарец Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе : диссертация. кандидата педагогических наук / Г. А. Самарец. — Москва, 2001. — 233 с.

9. Средин Г. В. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи. / Г. В. Средин. — Москва : Изд-во ДОСААФ, 1983. — 236 с.

10. УлезькоЕ. В. Государственно-политическое руководство подготовкой молодежи западной Сибири к защите Отечества в 1965—1985 гг. : диссертация. кандидата исторических наук / Е. В. Улезько. — Барнаул, 2005. — 186 с.

Military-Patriotic Education in Yaroslavl Region in 1951—1965

© Bagrov Sergey Aleksandrovich (2015), post-graduate student, P. G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russia), SABagrow@mail.ru.

The article is devoted to activity of public organizations dealing with the issues of military-patriotic education in 1951—1965 in Yaroslavl region. The author characterizes the peculiarities of military-patriotic education in that period, identifies the main areas of work and also characterizes the main mistakes made by the state, party and society structures in this field of activity. Based on the analysis of materials from the State Archive of the Yaroslavl Region it is concluded that the military-patriotic education in the period included the promotion of military service through a variety of measures. It is reported that parades and demonstrations of military equipment, lectures and meetings took place; the meetings with veterans of the great Patriotic war, trips to places of military glory, mass competitions in military-applied kinds of sports were organized. The weaknesses of military-patriotic education in

that period are revealed. The author points to a small number of sections and courses which cultivated the military-applied kinds of sports (especially in rural areas), and also to additions to reports that often occurred about holding propaganda and sport activities and to formal approach to conducting the oral agitation.

Key words: DOSAAF; Komsomol; defense society; armed forces; military-patriotic education; propaganda.

References

Anokhin, A. I. 1998. V truck i boyakh zakalennoye (ocherk istorii oboronnogo Obshchestva). Moskva: Magistr Ltd. 304. (In Russ.).

Galdobina, S. V. 2009. Voenno-patrioticheskoye vospitaniye naseleniya SSSR v 1946— 1991 gg.: istoriograficheskoye issledovaniye: dissertatsiya... doktora istoricheskikh nauk. Sankt-Peterburg. 506. (In Russ.).

Kuzmin, V. I. 2004. Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye vprotsesse podgotovki molodezhi k voinskoy sluzhbe: na primere uchrezhdeniy Rossiyskoy oboronnoy sportivno-tekhnicheskoy organizatsii: dissertatsiya. kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 196. (In Russ.).

Kuznetsov, D. N. 1974. Komsomol i Osoaviakhim. Voyenno-patrioticheskiy zhurnal, 9: 22— 25. (In Russ.).

Samarets, G. A. 2001. Soderzhaniye i metody voyenno-patrioticheskogo vospitaniya v Rossii i Zapadnoy Evrope: dissertatsiya. kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. 233. (In Russ.).

Sredin, G. V. 1983. Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye sovetskoy molodezhi. Moskva: Izd-vo DOSAAF. 236. (In Russ.).

Ulezko, E. V. 2005. Gosudarstvenno-politicheskoye rukovodstvo podgotovkoy molodezhi zapadnoy Sibiri k zashchite Otechestva v 1965—1985 gg.: dissertatsiya. kandidata istoricheskikh nauk. Barnaul. 186. (In Russ.).

Volkov, A. P. 1994. Deyatelnost'gosudarstvennykh organov i obshchestvennykh organizatsiy SSSR po podgotovke molodezhi k zashchite Rodiny v 1961—1991 gg.: dissertatsiya. doktora istoricheskikh nauk. Moskva. 265. (In Russ.).

Vorontsov, V. N. 2005. Istoriya DOSAAFIrkutskoy oblasti (1951—1992 gg.): dissertatsiya. kandidata istoricheskikh nauk. Irkutsk. 227. (In Russ.).

Zaripov, R. R. 2010. Stanovleniye i razvitiye sistemy dobrovolnykh oboronnykh organizatsiy Tatarstana v sovetskiy period: dissertatsiya. kandidata istoricheskikh nauk. Kazan. 203. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.