Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодежи в системе профессиональной деятельности тренера-преподавателя'

Военно-патриотическое воспитание молодежи в системе профессиональной деятельности тренера-преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2239
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренер-преподаватель / военно-патриотическое воспитание / допризывная молодежь / trainer-teacher / military patriotic education / preinduction youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки тренеров-преподавателей. Одним из основных направлений их профессиональной деятельности является военно-патриотическое воспитание молодежи. В статье представлены формы и методы военно-патриотического воспитания, содержание готовности педагогов к его осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional preparation of trainers. One of the main aspects of their professional activities is patriotic education of young people and their preparation to serve in the army. The article deals with the main forms and methods of trainers" work with youth and diffi culties that they may have in their professional fi eld.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодежи в системе профессиональной деятельности тренера-преподавателя»

М. М. Биджосов

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Хрисанова

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки тренеров-преподавателей. Одним из основных направлений их профессиональной деятельности является военно-патриотическое воспитание молодежи. В статье представлены формы и методы военно-патриотического воспитания, содержание готовности педагогов к его осуществлению.

Ключевые слова: тренер-преподаватель, военно-патриотическое воспитание, допризывная молодежь.

M. Bidzhosov

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE AS AN ASPECT OF TRAINERS' PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of professional preparation of trainers. One of the main aspects of their professional activities is patriotic education of young people and their preparation to serve in the army. The article deals with the main forms and methods of trainers' work with youth and difficulties that they may have in their professional field.

Key words: trainer-teacher, military patriotic education, preinduction youth.

Современная социокультурная ситуация в стране требует совершенствования воспитания подрастающего поколения в целом и отдельных его направлений. Особое внимание, по мнению социологов, психологов и педагогов, следует уделить военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи, что объясняется отрицательными тенденциями, наблюдающимися в последние годы в области моральной и практической готовности молодых людей к службе в Вооруженных силах РФ и защите Отечества.

Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи осуществляется в настоящее время в соответствии с рядом законов и законодательных актов, а также государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В программе определена цель военно-патриотического воспитания учащейся молодежи - развитие у молодежи

гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодых людей профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

В качестве общих задач патриотического воспитания учащейся молодежи в программе выделяются:

• формирование у граждан России убежденности в преданности нашему многонациональному и многоконфессиональному государству, гордость за нашу Родину; воспитание любви к Отечеству - Российской Федерации - и ее многонациональному народу; воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина сочетается с его любовью к малой Родине; воспитание чувства и сознания дружбы народов; формирование

уважительного отношения к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

• воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа; формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувством и сознанием гражданина-патриота России;

• воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов, формирование нравственного сознания и правовой культуры;

• формирование интернационалистического сознания и др.

В программе выделены также конкретные задачи военно-патриотического воспитания, а именно:

• формирование у допризывников научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное и военное время;

• вооружение старшеклассников знаниями о сущности, содержании, характере, типах и причинах современных войн, особенностях и способах ведения современных боевых действий, применении новейших вооружений и боевой техники;

• изучение старшеклассниками военно-политической обстановки в мире, в сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции, военной доктрины, действующих законов и общевоинских уставов;

• воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовность к самопожертвованию во имя защиты и активное противодействие настроениям пацифизма; борьба с безнравственностью, наркоманией, антиармейской пропагандой и другими негативными явлениями;

• воспитание на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, воинское товарищество;

• воспитание уважения к законам, к требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности, способности противостоять страху, панике, слухам, проявлять выдержку, волю и т. д.

Задачи военно-патриотического воспитания вытекают из общих задач патриотического воспитания. Они более конкретны, учитывают специфические особенности данного направления.

Содержание военно-патриотического воспитания обусловлено его целями, задачами и основывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества и Вооруженных сил России. Анализ материалов педагогических исследований позволил нам выделить несколько направлений в содержании военно-патриотического воспитания: формирование у молодежи морально-политических и психологических качеств защитников Родины, военно-техническая подготовка, физическое воспитание молодежи.

По мнению ученых, сердцевину военно-патриотического воспитания составляет формирование у молодых людей морально-политических и психологических качеств защитников Родины. Они включают убежденность учащихся в том, что военное могущество нашей Родины является сдерживающим фактором развязывания ядерной войны, создается трудом каждого человека и требует для своего дальнейшего развития глубоких знаний, способностей и творческой деятельности, высокой работоспособности и организованности, дисциплинированности; эмоциональное восприятие боевых и трудовых традиций российского народа; наличие социальных чувств (гражданского долга, патриотизма и интернационализма, личной ответственности за защиту Отечества и др.).

Психологическая готовность старшеклассников к службе в Вооруженных силах заключается в высоком уровне развития психических процессов (произвольной памяти, оперативности мышления, воображения), сформированности волевых (стойкости, храбрости, мужества и др.), эмоциональных (любви к Родине, ненависти к врагу) и социально-

психологических качеств (коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки). Важными показателями психологической готовности являются также умение адаптироваться к условиям боевой действительности, умение контролировать свое поведение, подавлять или блокировать страх, панику, растерянность и усиливать чувство долга перед Родиной, ненависть к врагу и т. д.

Военно-техническая подготовка направлена на формирование у учащихся боевых качеств, к числу которых относятся военные знания, боевое мастерство, дисциплинированность и организованность. Сформированность умений и навыков по начальной военной подготовке является неотъемлемой частью военно-технической подготовки. Особое внимание необходимо уделить развитию у молодых людей умения максимально сосредоточиться на решении задач боевого использования военной техники и оружия.

Физическое воспитание молодежи имеет своей задачей формирование у нее физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.

Реализация основных направлений военно-патриотического воспитания требует большой работы, так как статистические показатели здоровья детей очень тревожат исследователей. Среди школьников велик процент тех, кто имеет избыточный вес, предрасположенность к заболеваниям, близорукость, изъяны в осанке и опорно-двигательном аппарате.

Укреплению здоровья, гармоничному развитию личности способствуют физическая культура и спорт. Основы крепкого здоровья на всю жизнь закладываются в школьные годы. Движение, гимнастика, спортивные игры стимулируют формирование положительных качеств, воли, умения преодолевать трудности, готовят молодежь к труду и защите Родины. Соответственно усиливаются требования к подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта (учителей физической культуры, тренеров-преподавателей и др.) к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Особая роль в решении задачи воспитания молодых людей как воинов-пат-

риотов принадлежит руководителям специализированных клубов военно-патриотической направленности.

Специализированные военно-патриотические клубы в современных условиях становятся местом кристаллизации патриотических настроений в обществе. Они предоставляют молодежи альтернативу проведения досуга с пользой для себя и общества. Мы изучили деятельность ряда таких клубов, функционирующих в различных городах России, что позволило нам сделать вывод о наличии определенного опыта военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.

Существуют клубы, которые выполняют функции практически прекратившего существование ДОСААФ. Только в Москве действует несколько таких клубов. Занятия в них проводят опытные инструкторы, бывшие офицеры спецназа ВДВ, МВД - люди, имеющие богатый боевой опыт, полученный в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Ребят учат жить в коллективе, обучают необходимым для службы в армии практическим навыкам. Это позволяет им в дальнейшем эффективнее адаптироваться к суровым армейским будням. Члены клубов, совершенствуя свою физическую и психологическую подготовку, посещают занятия по каратэ и армейскому рукопашному бою, вырабатывают уверенность в себе. Регулярные занятия по строевой подготовке сплачивают и дисциплинируют, делают ребят собранными, подтянутыми и аккуратными.

Администрации военно-патриотических клубов активно сотрудничают с военкоматами, войсковыми частями. Они организуют молодежные патриотические акции, встречи, круглые столы с известными людьми, экскурсии в музеи, учебно-тренировочные занятия в войсковых частях, совместное проведение учебных стрельб, военно-спортивные игры.

В Костроме работают 2 клуба военно-патриотической направленности: клуб юных моряков и клуб юных летчиков, космонавтов и десантников (КЮМ, КЮЛК и Д). Курсантам КЮМа предоставляется возможность в Костроме сдавать экзамены для поступления в военные училища и колледжи Санкт-Пе-

тербурга, Калининграда. КЮЛК и Д обучает 300 подростков старшего возраста (юноши и девушки) военному делу. Курсанты изучают строение и укладку парашюта и летом производят прыжки с парашютом. В августе курсанты выезжают в полевой лагерь «Песочное». Всю лагерную смену с курсантами находятся офицер и сержант подшефной войсковой части.

В Уфе функционируют 4 военно-патриотических клуба, которые совместно со всеми образовательными структурами организуют военно-патриотическую и допризывную подготовку молодежи. Дисциплина поддерживается довольно жесткая, максимально приближенная к армейской дисциплине, пьянство и наркомания не допускаются. На занятиях в тире ребята учатся стрелять из пистолета и винтовки. На тактической подготовке опытные офицеры делятся с юношами своим боевым опытом. Во время регулярных политзанятий дается оценка происходящих в стране и за рубежом событий с национальных позиций, формируется правильное национальное мировоззрение. Члены военно-патриотических клубов оказывают помощь работникам правоохранительных органов. Они участвуют в совместных с милицией рейдах по поддержанию правопорядка.

Такая комплексная военно-патриотическая подготовка немаловажна для будущих воинов. Ведь нередки случаи, когда в силу вынужденных обстоятельств слабо подготовленных молодых бойцов уже в первые месяцы службы бросают в бой. Многие из молодых людей, прошедших допризывную подготовку в военно-патриотических клубах, с достоинством выполняют воинский долг в «горячих точках», имеют боевые награды. Возвращаясь зрелыми, закаленными бойцами, они передают полученный опыт своим еще не служившим товарищам.

В результате проведенного исследования мы выделили наиболее эффективные формы и методы деятельности педагогов клубов по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи.

Прежде всего в клубе должна быть реализована система армейского воспитания,

дисциплинирующая подростков и побуждающая их к работе над собой. Такая система предполагает выявление реального лидера и назначение его на командную должность. В соответствии с методикой воспитания, разработанной А. С. Макаренко, необходимо в первую очередь воспитывать командира, а затем, опираясь на его авторитет, используя методику параллельного действия, воздействовать на остальных воспитанников.

Эффективной формой работы клуба является знакомство с современной российской военной техникой, показ ее реального превосходства, посещение военных баз, воинских частей, что можно рассматривать как косвенную агитацию старшеклассников к службе в российских Вооруженных силах.

Практика показывает, что мероприятия, проводимые в клубе, должны обеспечивать постепенное воздействие на курсантов. Они должны быть небольшими, но тщательно продуманными и организованными.

Оценка эффективности деятельности клуба может осуществляться на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Результативность реализации военно-патриотического воспитания старшеклассников измеряется степенью их готовности и стремлением к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом деятельности клуба должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма молодых людей.

Исследование показало, что большинство клубов обеспечивают такую динамику, однако тренеры-преподаватели сталкиваются с рядом трудностей при решении поставленных перед ними задач. Проводимые ими мероприятия

зачастую не имеют системности, последовательности, четкой целенаправленности. Содержание, формы, методы и средства военно-патриотического воспитания молодежи не отличаются разнообразием. Все это свидетельствует о невысоком уровне готовности педагогов к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Готовность будущих тренеров-преподавателей к военно-патриотическому воспитанию молодежи мы рассматриваем как интегратив-ную характеристику специалиста, включающую его патриотическую воспитанность и подготовленность к военно-патриотической работе с молодежью. Мы выделили критерии, которые, по нашему мнению, могут позволить оценить уровень исследуемой готовности: мотивационный, аксиологический, практический, личностный. Первые два критерия (мотивационный и аксиологический) позволяют оценить сформированность готовности как психического состояния, вторые два (практический и личностный) направлены на оценку сформированности готовности как качественной характеристики личности, ее подготовленности к военно-патриотическому воспитанию.

Мотивационный критерий предназначен для оценки сформированности готовности как психического состояния. Мы предположили, что показателями, раскрывающими данный критерий, могут быть: устойчивый интерес к военно-патриотическому воспитанию молодежи, осознание необходимости военно-патриотической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, внутренняя настроенность на успешное осуществление во енно-патриотиче ского воспитания.

Аксиологический критерий необходим для оценки сформированности у студентов патриотизма. Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров и систему сознательного отношения и поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников, когда Родина выступает гарантом его развития и существования. Все это составляет показатели аксиологического критерия.

Практический критерий направлен на оценку сформированности подготовленности студентов к организации военно-патриотического воспитания молодежи. Показателями данного критерия являются знание целей, задач и основных направлений военно-патриотического воспитания, форм, методов и средств его осуществления и организационного обеспечения; умение планировать и организовать процесс военно-патриотического воспитания с учетом возможностей учебно-воспитательного процесса; умение качественно осуществлять запланированные мероприятия, осуществлять контроль, анализ и оценку процесса военно-патриотического воспитания молодежи.

Личностный критерий направлен на оценку личностных качеств студентов, необходимых для успешного осуществления военно-патриотического воспитания молодежи. Его показателями могут быть: активность, творчество, настойчивость в реализации задач военно-патриотического воспитания; степень сформированности патриотических взглядов и убеждений; степень сформированности толерантности к националистическим и шовинистическим проявлениям.

Формирование у тренеров-преподавателей готовности к военно-патриотическому воспитанию молодежи должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки. С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание введение многоуровневой системы профессионального образования, мы предприняли попытку создать модель непрерывной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи, обеспечивающую преемственность уровней образования. Подготовка студентов, согласно этой модели, должна осуществляться как поэтапный процесс перехода от формирования предрасположенности обучающихся к военно-патриотическому воспитанию к их подготовленности к этому виду деятельности, и от нее (подготовленности) - к готовности к успешному осуществлению военно-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.