Научная статья на тему 'Модель процесса подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи'

Модель процесса подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МОДЕЛЬ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ решения проблемы подготовки специалистов к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Представлена модель процесса формирования готовности к этому виду деятельности у студентов факультета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель процесса подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи»

УДК [378.016:796]:37.035.6

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

THE MODEL OF TRAINING SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR PATRIOTIC UPBRINGING OF YOUNG PEOPLE

М. М. Биджосов

M. M. Bidzhosov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических основ решения проблемы подготовки специалистов к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Представлена модель процесса формирования готовности к этому виду деятельности у студентов факультета физической культуры.

Abstract. Theoretical foundations of training future specialists in physical culture and sports for patriotic upbringing of young people are revealed in the article. The model of the process of preparing students of the faculty of physical training for this kind of activity is described.

Ключевые слова: специалисты в области физической культуры и спорта, модель, военнопатриотическое воспитание, подготовка.

Keywords: specialists in physical culture and sports, model, patriotic upbringing, training.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях важными задачами государства являются утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, ее традициям; повышение престижа военной службы; создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей [2]. Для решения перечисленных задач нужны подготовленные кадры, способные эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству.

Наиболее целесообразно привлекать к организации военно-патриотического воспитания специалистов в области физической культуры и спорта. Их подготовка в обсуждаемом аспекте должна осуществляться в процессе обучения в вузе. Однако в настоящее время этот компонент профессионального обучения специалистов в области физической культуры и спорта продолжает оставаться недостаточно разработанным как в теории, так

и методике профессионального образования. Вышесказанное определило актуальность и своевременность разработки проблемы выявления и научного обоснования педагогических условий эффективной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ (сравнительносопоставительный, системный, логический, моделирование исходных позиций исследования, анализ психолого-педагогической и социальной литературы по теме исследования); эмпирические (анкетирование, беседа, самооценка, экспертная оценка, анализ собственного и передового педагогического опыта, изучение результатов деятельности различных организаций по военно-патриотическому воспитанию); педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования являлись факультет физического воспитания Сочинского филиала ГОУ ВПО «Российский Университет Дружбы Народов», военно-патриотический клуб «СКИФ».

Результаты исследований и их обсуждение. Готовность человека к определенному виду деятельности, по мнению М. И. Дьяченко и Д. А. Кандыбович, включает его убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение [3]. Большинство исследователей рассматривают готовность как психическое состояние и как качественную характеристику личности. Готовность будущих тренеров-преподавателей к военно-патриотическому воспитанию молодежи мы рассматриваем как интегративную характеристику специалиста, включающую его патриотическую воспитанность и подготовленность к военно-патриотической работе с молодежью.

Мы разработали модель подготовки специалиста в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи как поэтапного процесса перехода от формирования предрасположенности обучающихся к военно-патриотическому воспитанию к их подготовленности к этому виду деятельности и от нее (подготовленности) - к готовности к успешному осуществлению военно-патриотического воспитания.

Основным компонентом модели является целеориентационный компонент, предполагающий определение целей и задач организуемого процесса. Однако их формулирование, в свою очередь, требует обоснования критериев оценки и показателей готовности студентов вуза к военно-патриотическому воспитанию молодежи. В исследовании А. А. Черкасова определены следующие критерии оценки и показатели готовности студентов педагогического вуза к военно-патриотической деятельности в школе: устойчивые профессиональные мотивы; наличие знаний, умений и навыков военно-патриотического характера; широта использования форм, средств и методов воспитания и обучения; военно-педагогические и организаторские способности; социальная активность и общественная направленность; личная примерность в военно-патриотической деятельности; самосовершенствование своей военно-патриотической подготовленности; практические результаты военно-патриотической воспитанности контингента, с которым выпускник университета осуществлял соответствующую работу [4].

Учитывая точку зрения А. А. Черкасова, мы выделили критерии оценки уровня исследуемой готовности студентов: мотивационный, аксиологический, практический, личностный. Первые два критерия (мотивационный и аксиологический) позволяют оценить сформированность готовности как психического состояния, вторые два (практический и личностный) направлены на оценку сформированности готовности как качественной характеристики личности, ее подготовленности к военно-патриотическому воспитанию.

Мотивационный критерий предназначен для оценки сформированности готовности как психического состояния. Мы предположили, что показателями, раскрывающими данный критерий, могут быть устойчивый интерес к военно-патриотическому воспитанию молодежи, осознание необходимости военно-патриотической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, внутренняя настроенность на успешное осуществление военно-патриотического воспитания. Аксиологический критерий необходим для оценки сформированности у студентов патриотизма. Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров и систему сознательного отношения и поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников, когда Родина выступает гарантом его развития и существования.

Практический критерий направлен на оценку сформированности подготовленности студентов к организации военно-патриотического воспитания молодежи. Показателями данного критерия являются знание целей, задач и основных направлений военнопатриотического воспитания, форм, методов и средств его осуществления и организационного обеспечения; умение планировать и организовать процесс военнопатриотического воспитания с учетом возможностей учебно-воспитательного процесса; умение качественно проводить запланированные мероприятия, осуществлять контроль, анализ и оценку процесса военно-патриотического воспитания молодежи.

Личностный критерий направлен на оценку личностных качеств студентов, необходимых для успешного осуществления военно-патриотического воспитания молодежи. Его показателями могут быть активность, творчество, настойчивость в реализации задач военно-патриотического воспитания; степень сформированности патриотических взглядов и убеждений; степень сформированности толерантности к националистическим и шовинистическим проявлениям.

Проанализировав сущность, цель и задачи военно-патриотического воспитания, а также материалы диссертационного исследования В. А. Белявцева [1], мы пришли к выводу, что выпускники факультетов физической культуры должны иметь следующие знания: теоретических, организационно-правовых и методических основ военно-

патриотического воспитания школьников; основных целей, задач, направлений, средств, форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся; особенностей функционирования спортивных организаций, объединений, специализированных клубов и организации в них военно-патриотического воспитания и др.

Студенты также должны уметь: оценивать события, происходящие в стране и в мире, с позиций общечеловеческого сознания и особенностей современного этапа общественного развития; изучать, обобщать массовый и передовой опыт военнопатриотического воспитания подростков и молодежи и использовать его в собственной практике; изучать и анализировать научно-педагогическую и методическую литературу по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи; конструировать конкретные формы военно-патриотического воспитания учащихся; проводить массовые культурные и спортивные мероприятия военно-патриотического содержания; использовать в во-

енно-патриотическом воспитании учащихся символы Российской Федерации, а также государственные награды и знаки отличия; поддерживать связи с войсковыми частями, проводить встречи с военнослужащими Российской Армии; отстаивать свои патриотические взгляды и убеждения и др.

На уровне навыка студентами должно осуществляться проведение занятий по гражданской обороне и медицинской подготовке, военно-патриотической тематике; массовых мероприятий военно-патриотического содержания (тематических вечеров, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военнослужащими и т. д.); походов по местам боевой славы; организация поисковой работы и др.

Все вышеперечисленное составило содержательный блок разработанной модели. Приведенный перечень знаний, умений и навыков, необходимых студентам факультетов физической культуры, не может претендовать на законченность. Это лишь основа, базис, который должен расширяться и дополняться самим специалистом в области физической культуры и спорта в процессе профессиональной деятельности. В свою очередь, выпускнику вуза он даст возможность вести целенаправленную систематическую работу по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодежи.

В содержании военно-патриотического воспитания студентов мы выделили два основных направления. Первое направление включает формирование позитивных мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейших духовно-нравственных качеств (любовь к Родине, уважение законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Результатом реализации этого направления должно быть формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Второе направление характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого направления призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, осознание личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; формирование убежденности в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с разработанной моделью со студентами факультета физического воспитания проводилась целенаправленная работа по их подготовке к военнопатриотическому воспитанию молодежи. Проведенная в начале эксперимента диагностика с использованием тестирования, анкетирования, беседы, анализа личных дел студентов показала преобладание в целом низкого уровня их осведомленности о теории и технологии военно-патриотического воспитания, несформированности умений организовать военно-спортивную подготовку молодежи и т. п. В соответствии с полученными результатами была определена программа подготовки будущих специалистов в области физической культуры к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Основное место в программе отводилось включению студентов во внеучебную деятельность в специализированном клубе военно-патриотической направленности «СКИФ».

Прежде всего в клубе была реализована система армейского воспитания, дисциплинирующая студентов и побуждающая их к работе над собой. Такая система также предполагает выявление реального лидера и назначение его на командную должность. В соответствии с методикой воспитания, разработанной А. С. Макаренко, необходимо в первую очередь воспитывать командира, а затем, опираясь на его авторитет, использовать методику параллельного действия. Эффективной формой работы клуба является знакомство с современной российской военной техникой, показ ее реального превосходства, посещение военных баз, воинских частей, что можно рассматривать как косвенную агитацию студентов к службе в рядах Вооруженных сил РФ.

Оценка эффективности деятельности клуба осуществлялась на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Результативность реализации военнопатриотического воспитания студентов измерялась степенью их готовности и стремлением к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом деятельности клуба стала положительная динамика роста патриотизма и интернационализма молодых людей.

Резюме. Анализ результатов экспериментального исследования позволил сделать вывод о том, что реализация разработанной автором модели в педагогическом процессе вуза обеспечивает повышение уровня готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белявцев, В. А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06, 13.00.08 / В. А. Белявцев. - Ставрополь, 2000. - 22 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 247-252.

3. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. - Минск : Изд-во «Университет», 1985. - 206 с.

4. Черкасов, А. А. Педагогические основы формирования у студентов педвуза готовности к военнопатриотическому воспитанию у учащихся общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. А. Черкасов. - М., 1986. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.