Научная статья на тему 'Модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства'

Модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PRE-CONSCRIPTION PREPARING / SOCIAL PARTNERSHIP / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиуллин Фарит Сунгатуллович

Analysis of conception and structure of process of pre-costription preparation of youth to the military service in Armed Forces of Russian Federation is made in the article. The potential of social partners, giving scientific-methodological, financial and technical and any other support to educational institutions, making pre-conscription work, is revealed. The model described in the article clearly demonstrate the potential of social partners in realization of different components of the process of forming of the preparedness of youth of pre-conscription age for the military service in Armed Forces of RF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

. MODEL OF FORMING OF PREPAREDNESS OF YOUTH OF PRE-CONSCRIPRION AGE FOR MILITARY SERVICE IN ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION ON THE BASE OF SOCIAL PARTNTERSHIP

Analysis of conception and structure of process of pre-costription preparation of youth to the military service in Armed Forces of Russian Federation is made in the article. The potential of social partners, giving scientific-methodological, financial and technical and any other support to educational institutions, making pre-conscription work, is revealed. The model described in the article clearly demonstrate the potential of social partners in realization of different components of the process of forming of the preparedness of youth of pre-conscription age for the military service in Armed Forces of RF.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства»

Ф.С. Галиуллин

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье осуществлен анализ понятия и структуры процесса допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. Выявлен потенциал социальных партнеров, оказывающих научно-методическую, материально-техническую и др. виды поддержки образовательных учреждений, осуществляющих допризывную подготовку молодежи. Приведенная в статье модель наглядно демонстрирует возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Ключевые слова: допризывная подготовка, социальное партнерство, педагогическая модель.

Обеспечение подготовленности к службе в армии - важнейшая государственная задача в воспитании молодежи допризывного возраста -ближайшего пополнения рядов Вооруженных Сил для защиты границ и жизненных интересов государства. В решении этой наиважнейшей задачи определяющее значение имеет разработка решения проблемы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах как основной цели допризывной подготовки.

Готовность к службе в армии мы рассматриваем как совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке, готовность выполнить свой долг перед Родиной.

Таким образом, понимание сущности готовности к защите Отечества предполагает определить ее как многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых к молодежи. Оно является результатом всесторонней подготовки личности в качестве гражданина - защитника общества и государства, выражается в реальных возможностях и способностях личности осуществлять функцию защиты в конкретных условиях любой социально-значимой деятельности, в том числе воинской.

Напрашивается вывод о том, что институт допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ требует существенной перестройки, что предполагает при формировании готовности молодежи к

службе в Вооруженных Силах РФ использовать потенциал социального партнерства на всех уровнях развития этого понятия.

Социальное партнерство в области формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ - это важный элемент в формировании современного подхода к допризывной подготовке, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии. Социальное партнерство по отношению к образованию понимается нами как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества. Поэтому становится актуальным вопрос существенной корректировки деятельности институтов социального партнерства на региональном уровне, занимающихся решением проблем допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

Социальными партнерами могут быть органы государственной власти, министерства и ведомства самого различного уровня, коммерческие организации, общественные организации, организации некоммерческого партнерства, индивидуальные предприниматели и т.д.

Анализ научной литературы показал, что в современных педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Этот универсальный метод познания способствует исследованию сложных педагогических систем, отражая в модельных представлениях их сущностные характеристики, структуру, основные компоненты и взаимосвязи.

Структура процесса моделирования, по мнению ученых Б.Г. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, включает следующие этапы: актуализация накопленных об оригинале знаний и констатация на этой основе факта невозможности изучения непосредственным образом интересующего исследователя объекта для получения определенных знаний; выбор модели из числа известных в научной литературе; исследование модели; перенос полученных данных на оригинал; проверка истинности полученных данных и включение их в систему знаний об оригинале.

Следуя данной логике и опираясь на проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы в рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Для описания модели формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ был выработан системный подход. Рассматривая процесс формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ как сложную многоуровневую систему, составными частями которой явля-

ются общеобразовательный процесс школы, техникума, деятельность других социальных партнеров, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, содержание, технология, организационные формы, результат и др. Так, целью формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ является всестороннее развитие важных для данной службы свойств и качеств личности.

Основными задачами формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выступают:

• формирование у подростков представлений о предстоящей военной службе и служебной деятельности, возможных изменениях обстановки и последующих за этим действиях;

• формирование способности преодолевать трудности, связанные с несением всех видов службы;

• психологическая адаптация к факторам служебно-боевой обстановки, воздействию стрессогенов катастроф и других особых условий деятельности;

• обеспечение устойчивых навыков владения воинским и служебным мастерством и способов поведения.

Среди основополагающих принципов формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ выделяются: научность, гуманность, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Методы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ: убеждающее педагогическое воздействие (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки); упражнение - решение задач нравственного выбора, гражданской позиции, результатами которого являются осознание собственного выбора, умение согласовать позиции с оппонентами; поощрение (стимуляция); педагогическое взаимодействие, направленное на становление социального опыта (опыта жизни в гражданском обществе) и др.

Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

4

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются в условиях осуществляемого в системе учебновоспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военнопатриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военноприкладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военнопатриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Выявлены следующие направления формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое.

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реаль-

ной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Оно включает, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц [1].

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности; профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей; умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных

задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуальновоспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов. Оно включает воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.

Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

В содержании процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответствен-

ность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

• гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпора-тивность;

• общенациональность в государственном масштабе;

• приоритет общественно-государственных интересов над личными;

• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

8

• патриотизм, преданность своему Отечеству;

• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

• самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся: учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военнопатриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материальнотехнических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

В нашем исследовании в качестве интегрального критерия, по которому оценивается результат подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, взята готовность личности к военной службе (критерий обоснован Ю.А. Танюхиным). Данный критерий представлен следующими показателями: а) сформированность знаний о военной службе и воинской

9

деятельности; б) отношение к военной службе; в) нравственные и социально значимые ценности; г) свойства и качества личности; д) гражданственность как интегральное свойство личности: е) осознанность профессионального самоопределения.

В своем исследовании мы взяли за основу определение готовности как состояния, при котором все необходимое сделано: готовый - тот, кто сделал все необходимые приготовления.

1. Высокая степень готовности юношей к воинской службе характеризуется готовностью юношей к активным и самоотверженным действиям во имя защиты Отчизны. Они глубоко осознают и одобряют внутреннюю и внешнюю политику государства, убеждены в необходимости надежной его защиты. У них высоко развито чувство патриотизма, причастности к героической истории нашей Родины, они чувствуют ответственность за судьбу Отечества. Важное место занимают такие качества, как стойкость, храбрость, мужество, отвага, взаимопомощь и взаимовыручка в экстремальных условиях, готовность спасти жизнь товарища, командира даже ценой своей жизни. Сформированы интересы к военной технике и оружию, бережливость к народному имуществу, глубокое понимание необходимости жизни по государственным законам, готовность на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Высокая степень моральнопсихологической готовности к воинской службе есть проявление общей гражданской зрелости личности.

2. Средняя степень готовности юношей к воинской службе свидетельствует о достаточно ясном представлении о воинской службе. Они с интересом изучают основы военного дела и воинской службы. «Основы безопасности жизнедеятельности» воспринимаются как необходимый предмет в системе общего и специального образования. Ученики, имеющие среднюю степень подготовки, сознательно и ответственно выполняют трудовые и общественные поручения. Они владеют содержанием таких базисных понятий, как «отечество», «патриотизм», «мужество», «смелость», имеют опыт преодоления моральных, психологических перегрузок. С интересом относятся к задачам и проблемам естественнотехнических и общественных наук. Однако знания о строительстве Вооруженных Сил недостаточны, как и представления о воинских уставах.

3. Низкую степень готовности старшеклассников к воинской службе, как правило, проявляют те, у кого предстоящая воинская служба не занимает соответствующего места в их жизненных планах. Они равнодушно относятся к прохождению теоретического и практического курса допризывной подготовки. У таких школьников наблюдается пассивность, им свойственна недисциплинированность при выполнении трудовых и общественных поручений. На низком уровне развития находятся морально-

психологические качества. Сталкиваясь с трудностями, такие учащиеся нуждаются в помощи товарищей и контроле со стороны старших руководителей. Понятия «патриотизм», «героизм», «воинский долг» у них нередко находятся на формально-вербальном уровне. Естественнонаучные знания, даже если их объем велик, не соединяются в их сознании с вопросами защиты Родины. У таких старшеклассников понимание необходимости подготовки к защите Отечества носит поверхностный, отвлеченный или абстрактный характер [2].

Разработанная модель наглядно демонстрирует возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ. Спецификой данной модели является то, что организация работы по допризывной подготовке молодежи рассматривается не только в рамках организации педагогического процесса непосредственно в образовательном учреждении, но и с точки зрения комплексного подхода, включающего в себя, в том числе, и организацию патриотического воспитания через интеграцию структур социума во взаимодействии учреждения профессионального образования с другими учреждениями образования, социальной сферы, военными учреждениями, институтами воспитания; в процессе организационно-педагогических действий рассматривается социализация молодых людей через их участие в системе программных мероприятий.

Данная модель послужила в нашем исследовании основой при разработке учебного центра, основной целью деятельности которого выступала допризывная подготовка молодежи. Создание центра по формированию готовности и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в муниципальном районе позволило:

• изучать возможности муниципального района и социальных партнеров для подготовки допризывной молодежи к службе в вооруженных силах РФ;

• разрабатывать регламент заключения и выполнения договоров с социальными партнерами на подготовку призывников по военно-учетной специальности по количеству и качеству в соответствии с государственным заказом;

• разрабатывать и постоянно дополнять и корректировать учебнометодические программы обучения по подготовке призывников по военно-учетной специальности для социальных партнеров в соответствии с государственным заказом для муниципального района и изменением требований Вооруженных Сил РФ.

Эти вопросы были решены путем объединения усилий институтов, занимающихся вопросами допризывной подготовки молодежи к службе в

11

Вооруженных Силах РФ в создании учебно - методического центра, деятельность которого была основана на принципах социального партнерства, что позволило значительно улучшить допризывную подготовку молодежи к службе в ВС РФ.

Источники

1. Бачевский В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе / Дисс. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1998. 211 с.

2. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание // Педагогика, 2006. № 5. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.