Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность в системе подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи'

Добровольческая деятельность в системе подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTIC UPBRINGING / SPECIALISTS IN SPORTS AND PHYSICAL CULTURE / VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович, Краснов Борис Владимирович

Статья посвящена подготовке специалистов по физической культуре и спорту к военно-патриотическому воспитанию молодежи в процессе их обучения в вузе. Рассмотрены возможности добровольческой деятельности, вовлечение в которую обеспечивает эффективность такой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биджосов Михаил Михайлович, Краснов Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of preparing specialists in sports and physical culture to patriotic upbringing of young people. Possibilities of volunteer activities in such process are revealed.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность в системе подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи»

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

М.М. Биджосов, Б.В. Краснов

Статья посвящена подготовке специалистов по физической культуре и спорту к военно-патриотическому воспитанию молодежи в процессе их обучения в вузе. Рассмотрены возможности добровольческой деятельности, вовлечение в которую обеспечивает эффективность такой подготовки.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, специалисты в области физической культуры и спорта, добровольческая деятельность

Volunteer activities in the system of preparing specialists in sports and physical culture to patriotic upbringing of young people. The article is devoted to the problem ofpreparing specialists in sports and physical culture to patriotic upbringing of young people. Possibilities of volunteer activities in such process are revealed.

Key words: patriotic upbringing, specialists in sports and physical culture, volunteer activities

Военно-патриотическое воспитание в современных условиях представляет собой целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, организаций, общественных объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Достижение этой цели требует решения ряда задач: проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного

военно-патриотического воспитания молодежи; утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы; создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; создание механизма, обеспечивающего

эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ.

В свою очередь для решения перечисленных задач нужны подготовленные кадры, способные эффективно, на уровне современных требований, решать задачи воспитания у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Практика показывает, что наиболее целесообразно привлекать к организации военно-патриотического воспитания специалистов в области физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом, являясь мощным механизмом формирования гражданственности и патриотизма и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Поэтому в современных условиях повышается роль преподавателей физической культуры, трене-ров-руководителей спортивных клубов и объединений и других работников спортивной отрасли в воспитании патриотизма и готовности к защите Отечества у своих подопечных.

Готовность будущих тренеров-преподавателей к военно-патриотическому воспитанию молодежи мы рассматриваем как интегративную характеристику специалиста, включающую патриотическую воспитанность и подготовленность к военно-патриотической работе с молодежью.

Подготовленность к военно-патриотическому воспитанию молодежи включает, по нашему мнению, теоретический и технологический компоненты.

Теоретический компонент мы рассматриваем как совокупность имеющихся у специалиста знаний теоретических (целей, задач, принципов, содержания) и методических (форм, методов, приемов, средств) основ военно-патриотического воспитания молодежи.

Проанализировав учебные планы и программы, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогических вузах, мы пришли к выводу, что формирование теоретического компонента подготовленности студентов происходит частично в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. Однако, как показали результаты проведенного нами опроса выпускников факультетов физической культуры педагогических вузов г. Чебоксар, Казани (опрошено 150 выпускников первого и второго года выпуска), знаний, получаемых ими в процессе обучения, явно недостаточно для организации военно-патриотического воспитания молодежи. Этот факт отметили в своих ответах на вопросы анкеты 76,5 % опрошенных. Более 80 % респондентов считают также неудовлетворительной свою технологическую подготовленность к работе в военно-спортивных организациях или военно-патриотических клубах.

Со студентами факультета физического воспитания проводилась целенаправленная работа по их подготовке к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Проведенная в начале эксперимента диагностика с использованием тестирования, анкетирования, беседы, анализа личных дел студентов показала преобладание в целом низкого уровня

их осведомленности о теории и технологии военно-патриотического воспитания, несформированности умений организовать военно-спортивную подготовку молодежи и т.п. В соответствии с полученными результатами была определена программа подготовки будущих специалистов в области физической культуры к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Основное место в программе отводилось включению студентов во внеучебную деятельность в специализированном клубе военно-патриотической направленности «СКИФ». Военно-патриотический клуб активно сотрудничает с военкоматами, войсковыми частями. Были организованы молодежные патриотические акции, встречи, круглые столы с известными людьми, экскурсии в музеи, учебно-тренировочные занятия в войсковых частях, совместное проведение учебных стрельб, военно-спортивные игры, участниками которых становятся воспитанники спортивных, патриотических клубов и поисковых отрядов, а также команды из городских школ. Прежде всего, в клубе была реализована система армейского воспитания, дисциплинирующая студентов и побуждающая их к работе над собой. Такая система также предполагает выявление реального лидера и назначение его на командную должность.

Оценка эффективности деятельности клуба осуществлялась на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использова-

ние современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости совершенствования подготовки студентов факультетов физической культуры к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Особое внимание при этом следует уделить формированию у них практического компонента подготовленности к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В содержании военно-патриотического воспитания студентов мы выделили два основных направления. Первое направление включает формирование позитивных мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейших духовно-нравственных качеств (любовь к Родине, уважение законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Результатом реализации этого направления должно быть формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения. Второе направление характеризуется конкретной и деятель-ностной направленностью. Практическая реализация этого направления призвана обеспечить осознание личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; формирование убежденности в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходи-

мых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ.

Эффективна подготовка студентов к военно-патриотическому воспитанию молодежи через привлечение к добровольческой (волонтерской) деятельности. Добровольческая деятельность - это деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества, не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста, но направленная на получение всестороннего удовлетворения волонтером своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

Волонтерская деятельность разнообразна. Особый интерес для нас представляют такие направления добровольчества как спортивная, туристическая и военная подготовка, социальное краеведение, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Именно они обладают наибольшим потенциалом в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию молодежи, так как позволяют реализовать принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, предполагающего формирование у них понимания неразрывности с судьбой Отечества, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, ответственности за выполнение конституционного и воинского долга.

Добровольческая деятельность имеет разные формы: разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы; конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря,

специальные акции; военно-патриотические клубы, десанты и др. Все многообразие форм можно разделить на две группы.

Первая группа, включает в себя обширныеформыобщепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных семинарах, курсах, секциях и др.; беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, характеризуется большей военно-прикладной направленностью. Это формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д. Они включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективнымпредстав-ляется применение комплексных комбинированных интегрированных форм. Сюда относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной

направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-приклад-ными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Значительными возможностями в решении задачи воспитания молодых людей как воинов-патриотов обладают специализированные клубы военно-патриотической направленности. Они предоставляют молодежи альтернативу проведения досуга с пользой для себя и общества. Мы изучили деятельность ряда таких клубов, функционирующих в различных регионах России, в частности в Чувашской Республике. Это военно-исторический клуб реконструкции «49-й егерский полк», подростковый морской клуб "Маяк", Чувашское региональное отделение общероссийской общественной организации "Организация российских юных разведчиков" «114-й отряд чувашских скаутов-разведчиков име-ни И.Я.Яковлева», Чувашская республиканская молодёжная общественная организация "Искатель". Чувашская республиканская общественная организация "Поисковое объединение "Алые маки", военно-патриотический клуб "СКИФ" Подготовка будущих специалистов в области физической культуры и спорта к военно-патриотическому воспитанию школь-

ников эффективна, если организована внеучебная деятельность студентов в специализированном клубе военно-патриотической направленности.

Результативность реализации военно-патриотического воспитания студентов измерялась степенью их готовности и стремлением к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом деятельности клуба стала положительная динамика роста патриотизма и интернационализма молодых людей.

Проведенный эксперимент позволил установить положительное влияние участия студентов в деятельности военно-патриотического клуба на формирование у них готовности к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Литература:

1. Всеобщая Декларация Добровольчества // Волонтерское движение в России: реальность и перспективы: Материалы Международной конференции. - СПб, 2005. - С. 68-71.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Народное образование. - М., 2001. - № 7. -С. 247-252.

3. Трегубова Т.М. Новые вызовы и обязательства студенческому волонтерскому движению: поликультурный анализ // Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции "Культура мира и молодежи в контексте вызовов XXI века". г. Набережные Челны, 16-17 но-

ября 2006г. - Казань: ЗАО "Новое знание", 2007 г. - С.29-39.

4. Хрисанова Е.Г. Подготовка студентов педвуза к патриотическому воспи-

танию школьников // Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 279-282.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЦЕЛЯМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Т. И. Антонова, Е. К.Дворянкина

В статье авторы рассматривают эстетическое воспитание как систему, встраиваемую в систему обучения, определяют пути реализации целей.

Ключевые слова: система, цель, субъект, эстетическая культура.

Goals and their implementation in the aesthetic education math teachers. The article considering aesthetic education as a system embedded into the educational system, determine the realization of goals.

Key words: system, purpose, person, aesthetic culture.

Подготовить современного учителя - означает сформировать его как профессионала, обладающего профессиональной культурой, субъекта управления развитием умственной, нравственной, гражданской, экологической, эстетической, трудовой и физической культуры молодежи.

Для решения поставленных задач за методологическую основу исследования нами принят системный подход, позволивший осмыслить условия для приобретения студентами опыта развития и саморазвития подлинно профессиональных качеств, опыта становления субъектной позиции управления саморазвитием интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала на занятиях в вузе и во внеакадемическое время.

Для поиска педагогического обеспечения развития эстетической культуры студентов, остановимся на осмыс-

лении логики моделирования системы обучения, в которую встраивается система эстетического воспитания. Для чего определимся с понятийным аппаратом теории систем и обозначим наше понимание образовательной целостности и системы эстетического воспитания.

В качестве рабочего нами принято определение системы, данное Д. Кли-ландом и В. Кингом: "Система - это организованный комплекс средств достижения общей цели" [2, с. 27]. Исходя из ряда определений системы, можно назвать существенные признаки этого понятия: состав, структура и функционирование. Состав - "конечный перечень элементов системы" [3, с. 28]. Структура - "инвариант отношений между элементами системы" [2, с. 50]. Изученная литература раскрывает идею о том, что в гуманитарных системах (образование тоже гуманитарная система) структу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.