Научная статья на тему 'Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи'

Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2202
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МАССОВЫЙ СПОРТ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / STUDENTS' YOUTH / MASS SPORT / PHYSICAL EDUCATION LESSON / PATRIOTIC UPBRINGING / PHYSICAL COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняновская Тамара Борисовна, Антонюк Сергей Дмитриевич

Современная система физического воспитания призвана всемерно способствовать формированию и укреплению здоровья подрастающего поколения, повышению работоспособности, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здоровой и жизнерадостной студенческой молодежи. Молодежь должна быть не только всесторонне образованной, но и духовно красивой, физически крепкой, закаленной. Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени. Патриотизм во все времена занимал особое место в жизнедеятельности российского общества, выступая ключевой проблемой становления российской государственности, ее защиты от внешней экспансии, осуществления национальных отношений и духовной жизни. Патриотическое воспитание молодежи невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю будущие воины воспитывались на примере подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил столетиями князей Святослава, Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Образцом для подражания чуть позже стали знаменитые военачальники и флотоводцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов, П.С. Нахимов и Ф.Ф. Ушаков и мн. др. В настоящее время комплекс ГТО стал не только одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и системой, несущей большую патриотическую составляющую. Комплекс ГТО вовлекал молодых людей в массовое физкультурное движение и открывал многим дорогу в большой спорт, тем самым, внося огромный вклад в развитие российского спорта. Многие выдающиеся спортсмены начинали свой путь в спорте со сдачи норм комплекса ГТО. И, наконец, комплекс ГТО это важная составляющая часть подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных сил России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черняновская Тамара Борисовна, Антонюк Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS SPORT AS A MEANS OF STUDENTS’ YOUTH PATRIOTIC UPBRINGING

Modern system of physical education worldwide provides the formation and consolidation of the growing generation health, working capacity increase, formation of highly-moral qualities, spirits, strength and endurance, upbringing of healthy and happy students’ youth. The youth must not only be a well-educated person but also spiritually beautiful, physically prepared, hard. Physical training is an essential part of students’ life because it is an essential part of people’s culture, a sphere of vital needs satisfaction in physical activity, provides methods and means of strategic aim realization of harmonic personality formation its physical improvement, it plays a very important role in the problem of development and rational use of free time decision. Patriotism has been always taking a special place in Russian society life, being a key problem of Russian nationhood making, its protection from external expense, national relations implementation and spiritual life. Patriotic upbringing is not possible without an example. During all the periods of our history the warriors were brought up on the example of feats of epic heroes and also real people, heroes who had been remembered during many years grand prince Sviatoslav, Alexander Nevsky and Dmitry Donskoy, Kuzma Minin, Dmitry Pozharsky. The examples for the young people became famous commanders and sea captains A.V. Suvorov and M.I. Kutuzov, P.S. Nakhimov and F.F. Ushakov and many others. At the moment the complex “Ready for Labour and Defence” has not only become one of the means stimulating all-sided physical training of youth and adults, it is also a form due to which people systematically start doing sports. It is also a system that has a patriotic component. The complex “Ready for Labour and Defence” involved young people in mass physical training and gave them the ability to do elite sport, contributing to the development of Russian sport. Many outstanding sportsmen started their sports career by passing the norms of “Ready for Labour and Defence”. And the complex “Ready for Labour and Defence” is an important component of youth preparation for service in the forces of Russia.

Текст научной работы на тему «Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи»

УДК 796.032

МАССОВЫЙ СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Тамара Борисовна ЧЕРНЯНОВСКАЯ

Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 193 E-mail: [email protected] кандидат педагогических наук, директор

E-mail: [email protected] © Сергей Дмитриевич АНТОНЮК Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 108 E-mail: [email protected] кандидат педагогический наук, профессор, доцент кафедры педагогики и психологии

E-mail: [email protected]

Современная система физического воспитания призвана всемерно способствовать формированию и укреплению здоровья подрастающего поколения, повышению работоспособности, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здоровой и жизнерадостной студенческой молодежи. Молодежь должна быть не только всесторонне образованной, но и духовно красивой, физически крепкой, закаленной. Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности - ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени. Патриотизм во все времена занимал особое место в жизнедеятельности российского общества, выступая ключевой проблемой становления российской государственности, ее защиты от внешней экспансии, осуществления национальных отношений и духовной жизни. Патриотическое воспитание молодежи невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю будущие воины воспитывались на примере подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил столетиями - князей Святослава, Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Образцом для подражания чуть позже стали знаменитые военачальники и флотоводцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов, П.С. Нахимов и Ф.Ф. Ушаков и мн. др. В настоящее время комплекс ГТО стал не только одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и системой, несущей большую патриотическую составляющую. Комплекс ГТО вовлекал молодых людей в массовое физкультурное движение и открывал многим дорогу в большой спорт, тем самым, внося огромный вклад в развитие российского спорта. Многие выдающиеся спортсмены начинали свой путь в спорте со сдачи норм комплекса ГТО. И, наконец, комплекс ГТО - это важная составляющая часть подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных сил России.

Ключевые слова: студенческая молодежь; массовый спорт; учебная дисциплина «Физическая культура»; патриотическое воспитание; физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8(159/160)-57-63

За последнее время в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания молодежи. В течение 2001-2015 гг. реализованы три государственные программы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной

власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

В 2013-2014 гг. проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федера-

ции по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Основной задачей мониторинга стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы патриотического воспитания [1].

По данным мониторинга 2015 г., доля молодых людей, в первую очередь - это студенческая молодежь, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации программ образовательных учреждений и региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 % общего количества молодых граждан в стране [1].

Значение физической культуры и спорта в современном обществе непрерывно возрастает. Превращаясь из занятия для части населения в массовый вид деятельности, они неизбежно становятся объектом рассмотрения не только спортивных, но и ряда других наук. Они выполняют ряд значимых социальных функций, позволяют наращивать человеческий капитал и расширять потенциал общества в целом. Физическая культура и спорт являются носителями индивидуальных и общественных ценностей, которые могут быть использованы для укрепления общего здоровья человека и служить задачам совершенствования его общественной деятельности.

На заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, который прошел 24 марта 2014 г., Президент РФ В.В. Путин отметил: «Олимпиада и Паралимпиада показали, что мы возвращаемся в число лидеров мирового спорта. И этот высокий статус налагает на нас особую ответственность. Прежде всего, за продвижение ценностей спорта, здорового и активного образа жизни для всех без исключения граждан страны» [2].

В настоящее время ведущим фактором должно стать развитие массового спорта, доступного людям разного возраста и разного уровня физического состояния. Как отметил глава российского государства, главное в этом вопросе - это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейших мер в этой сфере явля-

ется возрождение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Особо было подчеркнуто, что эта проблема должна решаться в рамках общественных усилий [2].

Современный спорт выступает: и как средство оздоровления, и как средство физического и психического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Спорт подразделяется на массовый спорт и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

В свете последних постановлений правительства и нормативных документов Министерства по физической культуре и спорту под массовым спортом следует понимать систему занятий различных групп населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, не имеющей основной целью участие в соревнованиях и получения спортивного разряда.

В понятие массового спорта, с нашей точки зрения, также входит деятельность людей в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. Эта форма и характеристика массового спорта в первую очередь касается студенческой молодежи.

При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности [3].

Цель занятий: различными видами массового спорта в образовательных учреждениях укрепить здоровье, улучшить физиче-

ское развитие, подготовленность и дать активно отдохнуть молодым людям. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта в образовательных учреждениях во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных физкультурных занятий и спортивных тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а к некоторым видам спорта даже в дошкольном возрасте.

Как показали наши исследования, именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Практика показывает, что обычно в нефизкультурных образовательных учреждениях страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25 % студентов.

Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов средних и высших специальных образовательных учреждений позволяет практически каждому студенту приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное, причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент [3].

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, т. к. рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

Рассматривая два этих вида спортивной деятельности, следует резюмировать, что спорт высших достижений хотя и более пре-

стижен, но массовый спорт более популярен среди студенческой молодежи.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт как форму массового спорта молодежи. Организационные особенности студенческого спорта: доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»; возможность заниматься спортом в свободное время от учебных академических занятий в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно; возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, в соревнованиях по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю».

Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, недостаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают» [4].

Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, колледжа, вуза.

Занятия, как правило, организуются вне учебного расписания и в большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура».

Массовый спорт в свободное время - неотъемлемая часть процесса физического воспитания студентов. Такие занятия проходят

на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта. Эти секции организуются и финансируются администрацией, коммерческими структурами, спонсорами.

Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступает спортивный клуб. Самостоятельные занятия -одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время.

Цели в массовом спорте можно подразделить на перспективные и ближайшие (промежуточные). К перспективным следует отнести: самоактуализацию, обеспечение рациональных форм отдыха, социальное признание, авторитет, воспитание волевых качеств, чувства прекрасного, профессиональную и общественную деятельность в сфере физической культуры и спорта, двигательную активность с ее эмоциональными компонентами общения и др. [4].

К промежуточным - выполнение норм и требований комплекса ГТО, достижение определенного уровня спортивного мастерства, развитие телосложения, повышение уровня физической подготовленности успешное выступление в соревнованиях и др. [5-7].

Реализация мотивов в спортивной деятельности протекает по следующей схеме: программа действия (представление о том, что нужно делать, чтобы реализовать мотив); оперативная готовность к действиям (наличие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности); наличие обратной связи (информация об эффективности действия).

Одним из компонентов мотивации является стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поступка. Хотя действие стимула нередко носит кратковременный характер, благодаря ему постоянные побуждения в своем развитии приобретают тенденцию к стабилизации. К действенным стимулам в области физической культуры и спорта могут быть отнесены: агитация и пропаганда, совершенствование материальной базы, удобное расписание за-

нятий, расширение возможностей для предпочтительного выбора вида спорта, увеличение свободного времени, педагогическое мастерство преподавателей, реальное укрепление здоровья и т. д. [8; 9].

В своей работе мы поставили задачу связать молодежный массовый спорт и повышение уровня их патриотического воспитания, это возможно сделать при активном использовании новой (хорошо забытой), но не отвергнутой формы спортивно-массовой деятельности молодежи Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [9].

Здесь необходимо выделить две главные задачи комплекса «Готов к труду и обороне», которые актуальны и в настоящее время, первая задача - повышение общего уровня здоровья молодежи и создание определенной прослойки в обществе, всегда готовой к военной службе и имеющей высокий уровень патриотического настроя.

Почему был выбран именно такой формат? Во-первых, четкая система нормативов создавала соревновательность. Молодые люди всегда старались превзойти сразу трех «соперников» - во-первых, своих товарищей-участников соревнований, во-вторых, нормативы, указанные в таблице для того, чтобы получить значок. И в-третьих, свои собственные результаты. При этом система «Готов к труду и обороне» являлась мощным стимулом для развития массового спорта и формирования спортивного резерва.

Вторая задача, решаемая с помощью комплекса «Готов к труду и обороне», - создание группы молодых людей, всегда готовых к обороне государства. Тут задача ГТО -не увеличить потенциал до максимума, а унифицировать всех жителей страны в плане физической подготовки, в случае военного противостояния важно, чтобы все бойцы были одинаково сильны. Зато необходимо, чтобы каждый умел плавать, лазать по деревьям, метко стрелять - поэтому в комплексе «Готов к труду и обороне» такие нормативы существуют [5].

В чем отличие современного комплекса «Готов к труду и обороне» от предыдущих?

Комплекс «Готов к труду и обороне» в своих первых формах имел четкую направленность на подготовку молодежи к военной службе, повышение ее боеспособности и

патриотизма, физкультурная составляющая была не основной частью комплекса.

Комплекс «Готов к труду и обороне» в настоящем прочтении стал одним из мощных средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой подрастающее поколение приобщалось к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Комплекс ГТО вовлекал молодых людей в массовое физкультурное движение и открывал многим дорогу в большой спорт, тем самым, внося огромный вклад в развитие российского спорта. При этом он не утратил и свою воспитательную составляющую, которая выражается в первую очередь в патриотическом воспитании молодежи [5].

В настоящее время в нашей стране разработана Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». Она была разработана Федеральным агентством по делам молодежи, а ее исполнение было поручено Минобрнауки, Минобороны и Минкультуры [1].

Среди основных целей этой программы -на 8 % увеличить долю граждан РФ, которые гордятся своей страной, увеличить число призывников в армию на 10 %, а также добиться роста «чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства - гербу, флагу, гимну, историческим символам и памятникам Отечества» среди россиян.

Идея в общем и не нова, но, по данным разработчиков программы, сейчас в России наблюдается «относительно невысокий уровень доверия граждан друг к другу, к органам власти», а также «поверхностный уровень знаний истории России». Таким образом, именно в этой области будет вестись усиленная работа, ее эффективность будет методично отслеживаться. Планируется разработать систему «научно обоснованного мониторинга уровня патриотического воспитания граждан» [10].

В основном меры по повышению уровня патриотизма будут направлены на молодежь, но программа охватывает и остальные возрастные группы населения страны [8].

Хотелось бы отметить, что патриотическое воспитание молодежи невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю бу-

дущие воины воспитывались на примере подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил и знал [9].

Не остался в стороне и спорт высших достижений. Видя победы наших спортсменов на Олимпийских и Паралимпийских играх, у молодежи должно развиваться чувство гордости за своих спортсменов, за свою страну.

История нашей страны показывает, что многие спортсмены нашли себя, выполняя нормативы комплекса «Готов к труду и обороне», и, начав свою спортивную карьеру со значка «ГТО», дошли до высшей награды Олимпийских игр.

Список литературы

1. Об утверждении Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493. URL: http://govemment.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 16.12.2015).

2. Материалы Заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 24.03.2014 г. М., 2014.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М., 2010.

4. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. Ставрополь, 2011.

5. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 540. М., 2014.

6. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М., 1995.

7. Брыкина М.Н. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Общая школа. 2006. № 11. С. 45-57.

8. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка // Этическое воспитание. 2007. № 3. С. 35-40.

9. Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.

10. Корниенко Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 2. Т. 5. С. 81-93.

References

1. Russian Federation. (2015) Decision № 1493 of the Government of Russian Federation of December 30, 2015, Ob utverzhdenii Programmy Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020 gg. [About consolidation of Program of patriotic upbringing of citizenry of the Russian Federation for 2016-2020]. Available at: http://government.ru/media/files/8qqYUwwz HUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed 16.12.2015).

2. Materialy Zasedaniya Soveta po razvitiyu fizi-cheskoy kul'tury i sporta [Materials of Counsel on physical education and sport development meeting]. March 24, 2014. Moscow, 2014. (In Russian).

3. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physcial education of a student]. Moscow, 2010. (In Russian).

4. Luk'yanenko V.P. Fizicheskaya kul'tura: osnovy znaniy [Physcial education: knowledge basis]. Stavropol, 2011. (In Russian).

5. Russian Federation. (2014) Decision № 540 of the Government of Russia of June 11, 2014, Ob utverzhdenii Polozheniya o Vserossiyskom fiz-kul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone " (GTO) [About consolidation of statute of All-Russian physical-sportive complex "Ready for Labour and Defence" (RLD)]. Moscow, 2014. (In Russian).

6. Il'inich V.I. Studencheskiy sport i zhizn' [Students' sport and life]. Moscow, 1995. (In Russian).

7. Brykina M.N. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: metodicheskiy material [Spiritual and moral education of pupils: methodic material]. Obshchaya shkola, 2006, no. 11, pp. 45-57. (In Russian).

8. Brazgovka L.P. Znachenie nravstvennoy usta-novki v protsesse moral'nogo stanovleniya mlad-shego podrostka [The meaning of moral orientation in the process of moral becoming of junior teeenager]. Eticheskoe vospitanie, 2007, no. 3, pp. 35-40. (In Russian).

9. Ruzha V.A. Stanovlenie i razvitie kul'tury patri-otizma sovremennogo studenchestva [Formation and development of patriotic culture of modern student community]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata sotsiologicheskikh nauk. Ekaterinburg, 2013. (In Russian).

10. Kornienko N.A. Tsennosti grazhdanstvennosti i patriotizma kak osnova dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti [Values of public spirit and patriotism as a basis of spiritual-moral education of personality]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya - Vestnik NSU: Psychology, 2011, no. 2. vol. 5, pp. 81-93. (In Russian).

Поступила в редакцию 06.02.2016 г. Received 6 February 2016

UDC 796.032

MASS SPORT AS A MEANS OF STUDENTS' YOUTH PATRIOTIC UPBRINGING Tamara Borisovna CHERNYANOVSKAYA

Technics and Technology of Surface Transport College named after M.S. Solntsev

193 Sovetskaya St., Tambov, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Candidate of Pedagogy, Director

E-mail: [email protected]

Sergey Dmitrievich ANTONYUK

Tambov Regional Advanced Educators Training Institute

108 Sovetskaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Candidate of Pedagogy, Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department E-mail: [email protected]

Modern system of physical education worldwide provides the formation and consolidation of the growing generation health, working capacity increase, formation of highly-moral qualities, spirits, strength and endurance, upbringing of healthy and happy students' youth. The youth must not only be a well-educated person but also spiritually beautiful, physically prepared, hard. Physical training is an essential part of students' life because it is an essential part of people's culture, a sphere of vital needs satisfaction in physical activity, provides methods and means of strategic aim realization of harmonic personality formation - its physical improvement, it plays a very important role in the problem of development and rational use of free time decision. Patriotism has been always taking a special place in Russian society life, being a key problem of Russian nationhood making, its protection from external expense, national relations implementation and spiritual life. Patriotic upbringing is not possible without an example. During all the periods of our history the warriors were brought up on the example of feats of epic heroes and also real people, heroes who had been remembered during many years - grand prince Sviatoslav, Alexander Nevsky and Dmitry Donskoy, Kuzma Minin, Dmitry Pozharsky. The examples for the young people became famous commanders and sea captains A.V. Suvorov and M.I. Kutuzov, P.S. Nakhimov and F.F. Ushakov and many others. At the moment the complex "Ready for Labour and Defence" has not only become one of the means stimulating all-sided physical training of youth and adults, it is also a form due to which people systematically start doing sports. It is also a system that has a patriotic component. The complex "Ready for Labour and Defence" involved young people in mass physical training and gave them the ability to do elite sport, contributing to the development of Russian sport. Many outstanding sportsmen started their sports career by passing the norms of "Ready for Labour and Defence". And the complex "Ready for Labour and Defence" is an important component of youth preparation for service in the forces of Russia.

Key words: students' youth; mass sport; Physical Education lesson; patriotic upbringing; physical complex "Ready for Labour and Defence"

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8(159/160)-57-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.