Научная статья на тему 'К вопросу внедрения в вузе сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне»'

К вопросу внедрения в вузе сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / СИСТЕМА СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / PHYSICAL PREPAREDNESS / ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" / SYSTEM OF PASSING THE NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пятахин Анатолий Михайлович, Павлов Владимир Иванович, Ульянов Михаил Федорович, Калмыков Сергей Александрович

Отмечено, что в настоящее время в России большая часть молодого населения имеет нарушения здоровья, граждане, в том числе дети и подростки, не занимаются систематически физической культурой и спортом. Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне, в том числе возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», положение о котором подписано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2014 г. Тема возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» является исключительно актуальной, потому что содержит нормативную основу физического воспитания населения и является критерием определения уровня физической подготовленности людей всех возрастов. Особое внимание в современном мире уделено уровню физической подготовленности подрастающего поколения. Представлен анализ ряда ключевых проблем, требующих особого внимания. К ним относятся: 1) отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части обучающихся в системе многоуровневой подготовки будущих специалистов; 2) недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой; 3) отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Особое внимание уделено вопросу разработки и внедрения в образовательный процесс вузов системы сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», включающей в себя анализ и обобщение информационных источников, анкетирование, разработку и внедрение в образовательный процесс вуза информационных компьютерных технологий и системы подготовки и сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», а также создание модели стимулирования и поощрения для выполнивших нормы комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пятахин Анатолий Михайлович, Павлов Владимир Иванович, Ульянов Михаил Федорович, Калмыков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPLEMENTATION OF PASSING THE NORMS OF THE COMPLEX “READY FOR LABOUR AND DEFENSE”

It is noted that nowadays in Russia younger part of population have some health problems, citizens, including children and teenagers, do not usually practice physical culture and sport. To improve the situation some measures are adopted at the state level, including the revival of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labour and Defense”, the regulation for it is subscribed by the President of the Russian Federation V.V. Putin in 2014. Topic of revival of complex “Ready for Labour and Defense” is very relevant because it contains the normative basis of physical education of the population and is the criterion of defining the level of physical preparedness of people of all ages. The attention is paid to the level of physical preparedness of the growing generation. The analysis of key problems is presented. They are: 1) the lack of stable, motivated interest of participants of educational process to different physical and sport activities among the most part of students in the system of multilevel preparation of future specialists; 2) insufficient attraction of all participants of educational process to regular physical culture training; 3) the lack of active propaganda of physical training and sport as a component of healthy way of life. The attention is paid to the issue of development and implementation in the educational process of higher educational institution the system of passing the norms of the complex “Ready for Labour and Defense”, including the analysis and generalization of information resources, questionnaires, development and implementation in the educational process of higher educational institution of information computer technologies and the system of preparation and passing the complex “Ready for Labour and Defense” and also the creation of the model of stimulation and encouragement for those who achieve the norms of the complex.

Текст научной работы на тему «К вопросу внедрения в вузе сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне»»

УДК 378.172+796.011.3

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-53-60

К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ В ВУЗЕ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

© Анатолий Михайлович ПЯТАХИН1-, Владимир Иванович ПАВЛОВ2),

Михаил Федорович УЛЬЯНОВ3-, Сергей Александрович КАЛМЫКОВ1-

1)1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2) ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112 3) ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева» 390044, Российская Федерация, г. Рязань, ул. Костычева, 1 E-mail: pt.tsu@yandex.ru

Аннотация. Отмечено, что в настоящее время в России большая часть молодого населения имеет нарушения здоровья, граждане, в том числе дети и подростки, не занимаются систематически физической культурой и спортом. Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне, в том числе возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», положение о котором подписано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2014 г. Тема возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» является исключительно актуальной, потому что содержит нормативную основу физического воспитания населения и является критерием определения уровня физической подготовленности людей всех возрастов. Особое внимание в современном мире уделено уровню физической подготовленности подрастающего поколения. Представлен анализ ряда ключевых проблем, требующих особого внимания. К ним относятся: 1) отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части обучающихся в системе многоуровневой подготовки будущих специалистов; 2) недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой; 3) отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Особое внимание уделено вопросу разработки и внедрения в образовательный процесс вузов системы сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», включающей в себя анализ и обобщение информационных источников, анкетирование, разработку и внедрение в образовательный процесс вуза информационных компьютерных технологий и системы подготовки и сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», а также создание модели стимулирования и поощрения для выполнивших нормы комплекса.

Ключевые слова: физическая подготовленность; Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; система сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне»

В настоящее время государственный образовательный стандарт при подготовке специалистов требует обязательного освоения студентами определенных профессиональных знаний, компетенций, умений и навыков в области здравоохранения. Для эффективности этого процесса необходимо закладывать основы здорового образа жизни с раннего возраста. В школе у подрастающего поколения необходимо прививать ценности физической культуры. В студенческие годы необходимо развивать и более осмысленно подходить к укреплению и совершенствованию психофизического здоровья. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья нации и укрепление

патриотизма. Наше исследование направлено на решение ряда ключевых проблем, среди которых: 1) отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физ-культурно-спортивной деятельности; 2) недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой; 3) активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в образовательный процесс вузов системы сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Задачи исследования: 1) проанализировать теоретическую основу и практику использования ком-

плекса ГТО в СССР; 2) разработать схему поэтапного процесса подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО; 3) разработать модель стимулирования и поощрения студентов, выполнивших нормы ГТО.

Методика исследования включала в себя: анализ и обобщение информационных источников, анкетирование, разработку и внедрение в образовательный процесс вузов информационных компьютерных технологий и системы подготовки и сдачи норм комплекса ГТО, а также модели стимулирования и поощрения для выполнивших нормы ГТО.

В исследовании приняли участие 387 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в возрасте от 17 до 28 лет. В плане педагогического эксперимента были определены 3 группы с различным уровнем физической подготовленности: первая группа (184 студента, посещающих обычные учебные занятия по физической культуре), вторая группа (175 студентов, занимающихся в спортивных секциях), третья группа (28 студентов, занимающихся по программе многоборья ГТО). Исследование включало в себя следующие этапы. Стартовый - проводился с целью проверки уровня физической подготовленности обучающихся. Промежуточный - проводился с целью выявления и актуализации мотива-ционной сферы студентов, а также оценки теоретических знаний по вопросам спорта, физической культуры и здорового образа жизни. Итоговый - результат аттестации на заключительной стадии по овладению профессиональными компетенциями согласно учебной программе. На итоговом этапе для каждого студента определяется личный рейтинг. Личный рейтинг студента - результат эффективности выполнения учебной программы. Рейтинг считается положительным, если студент получил более 50 % баллов от их максимально возможного количества (100 баллов). Анализ полученного материала заключался в подсчете абсолютных и относительных величин (процентное представительство). Разработанная система была направлена на решение воспитательных задач, а именно, настроить студентов на активную самостоятельную работу, формировать мотивацию и стимулировать потребность в проек-

тировании своей физкультурной деятельности, развивать стремление к знаниям и познавательные способности, а также развивать осознание неудовлетворенностью своим физическим состоянием, способствовать преодолению имеющегося застоя в развитии своей физкультурной деятельности, кроме того, обратить внимание студентов на овладение специальными знаниями о структуре, содержании, организации и планировании физкультурной деятельности, сделать акцент на разработку индивидуальной модели своего физического совершенствования, осознании важности самостоятельной работы и рационального распределения времени на ее выполнение.

Проведенные исследования и педагогический эксперимент подтвердили то, что кафедрами вузов многое делается для создания условий и мотивированного интереса студентов к активным видам спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности здорового образа жизни. Была разработана модель воспитания интереса по данной тематике с участием ведущих преподавателей кафедр. Оценка результатов теоретических знаний у лиц, прошедших обучение с применением элементов компьютерного информационного курса (1 курс Института сестринского образования СГМУ им. В.И. Разумовского), показала высокие результаты (средний балл 77,14). Тогда как студенты (1 курс лечебного и стоматологического факультетов), изучающие материал самостоятельно, пользуясь лишь лекционным материалом и учебными пособиями, показали результаты существенно ниже (средний балл 51,63). Исходя из приведенных данных, можно констатировать, что организованные занятия в сфере мотивации в индивидуальном режиме с использованием компьютерных технологий достаточно эффективны. В целом прирост по группе педагогического эксперимента составил 28,7 %, что больше прироста показателей уровня теоретической подготовленности, характерного для занимающихся по стандартной программе (6,22 %) [1]. В настоящее время систематически проводятся диспуты в общежитиях университета, демонстрируются фильмы о губительном влиянии на здоровье и правовых последствиях применения наркотических веществ. На ряде кафедр вузов при реализации учебных программ проводятся

мероприятия по популяризации здорового образа жизни. В СГМУ им. В.И. Разумовского функционируют физкультурно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн, открытые спортивные площадки в зеленой зоне города, лыжная база, тренажерный и спортивные залы, спортивно-оздоровительный лагерь «Медик», организованы секционные занятия по 20 видам спорта. Ежегодно проводятся межфакультетские спартакиады среди первокурсников «Бодрость и здоровье», студенческие соревнования по лыжным гонкам, легкой атлетике, аэробике, настольному теннису, шахматам, дартсу, мини-футболу, армспорту, гиревому спорту, стритбо-лу, бадминтону, проводятся Дни здоровья. Для студентов, проживающих в общежитии, проводится спартакиада по 8 видам спорта. В этих массовых мероприятиях ежегодно принимают участие более двух тысяч студентов. В 2017 г. в соревнованиях по многоборью ГТО команда студентов СГМУ им. В.И. Разумовского заняла 4 место в командном первенстве Фестиваля спорта среди медвузов и фармвузов Приволжского федерального округа, а команда преподавателей стала бронзовым призером «Спартакиады здоровья» среди профессорско-преподавательского состава вузов Саратовской области. В настоящее время правила приема на обучение в СГМУ им. В.И. Разумовского предоставляют абитуриентам-спортсменам возможность учета результатов индивидуальных достижений посредством начисления баллов. Университет начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения: а) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр - 5 баллов; б) наличие золотого знака отличия Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и удостоверения к нему установленного образца - 1 балл. В плане повышения мотивации у студентов сдачи норм комплекса ГТО мы предлагаем ввести меры стимулирования и поощрения за положительное выполнение этих норм. Например, ввести поощрительные баллы за выполнение норм комплекса ГТО: 20 баллов - за

золотой значок, 15 баллов - за серебряный, 10 баллов - за бронзовый. Считаем также целесообразным учитывать показатели выполнения норм ГТО при назначении повышенной стипендии. Студенты, сдавшие нормы ГТО, получат возможность в получении стипендии с надбавкой. Размер надбавок предлагается определять в зависимости от уровня оценки сдачи норм ГТО: золотого, серебряного или бронзового показателей.

Многие ученые не раз упоминали о неразрывной связи физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязи и взаимообусловленности. П.Ф. Лесгафт положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиции анатомии и физиологии, педагогики и психологии, он говорил о единстве физического и духовного развития человека при решающей роли нравственного воспитания [2].

Историческая справка гласит о том, что в 1931 г. был принят единый для всей страны государственный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», включавший 24 обязательные и общедоступные физкультурные нормы по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела. Программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях была основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи и существовала с 1931 по 1991 г. Данная программа охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет [3]. О популярности и роли комплекса ГТО в СССР свидетельствует тот факт, что к началу Великой Отечественной войны более 8 миллионов советских граждан успешно сдали все нормы комплекса и были награждены значком ГТО первой или второй ступеней.

О значительной роли физической культуры в жизни советских граждан также свидетельствует то, что до распада Советского Союза на всех предприятиях проводились спортивные мероприятия (спартакиады), затем спартакиада между предприятиями по 10-12 видам спорта (летние, зимние виды спорта), Дни здоровья. Существовали раз-

личные всесоюзные добровольные спортивные общества, например: «Трудовые резервы», «Буревестник» и др. Внутри этих спортивных обществ проводились соревнования на самом высоком уровне, вплоть до первенства страны, где показывались высокие спортивные результаты. На основании показанных результатов присваивались спортивные разряды (кандидат в мастера спорта СССР (КМС), мастер спорта СССР (МС)) в соответствии с требованиями квалификации. Победители и призеры поощрялись как материально (денежные вознаграждения, квартиры, машины), так и ростом по карьерной лестнице. По итогам проведенных соревнований участники, показавшие лучшие результаты, привлекались в сборные страны, где на международном уровне с честью защищали цвета национального флага.

В начале 1990-х гг. с распадом СССР многое в спортивном движении было нарушено или исчезло. Традиции советского массового спорта, физкультурного движения оказались забыты и потеряны. Попытка исправить создавшуюся ситуацию и вернуть доступность к занятиям физической культурой и спортом была предпринята в начале 2000-х гг. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и правительством страны был принят ряд мер для возрождения физической культуры и спорта. По всей стране началось укрепление материальной базы, подверглись реконструкции большая часть заброшенных в 90-е гг. XX века спортивных комплексов, дворцов спорта, стадионов и т. д. Стали строить новые спортивные объекты с разветвленной инфраструктурой в соответствии с лучшими мировыми аналогами. Лучшими примерами тому являются строительство спортивных сооружений к зимней Олимпиаде в г. Сочи в 2014 г. и в настоящий момент строительство новых футбольных стадионов в 11 городах России к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. Во всех регионах страны ведется активное строительство стадионов, плавательных бассейнов, легкоатлетических манежей, академий по различным видам спорта и т. д.

Также большие изменения за последние 5-10 лет произошли в Тамбове и Тамбовской области. В г. Тамбов была открыта «Академия футбола», в декабре 2018 г. начнет функционировать «Академия единоборств». В городе

реконструирован ледовый дворец спорта «Кристалл», построен новый ледовый дворец спорта «Радужный». На территории области, а именно в районных центрах г. Моршанск, г. Мичуринск, г. Уварово, также были введены в строй ледовые арены.

В областном центре были построены стадионы с футбольными полями с искусственным покрытием (газоном) на территории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского государственного технического университета, три поля на территории «Академии футбола», в п. Строитель, а также в районных центрах г. Мичуринск, г. Моршанск, г. Котовск, г. Рассказово и т. д. На территории ТГУ им. Г.Р. Державина был построен легкоатлетический манеж. В ТГТУ и г. Мичуринск были построены бассейны. На площадях «Центра единоборств» возведен футбольный манеж под крышей с искусственным газоном, и эти примеры можно продолжить.

Однако строительства спортивных сооружений недостаточно для возрождения комплекса «Готов к труду и обороне», необходим целостный комплекс мер. Одним из важнейших факторов является подготовка квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту (учителя физической культуры, тренеры по видам спорта). Необходимо готовить умных, здоровых, крепких физически граждан России, готовых выполнить любые поставленные задачи нашей Родины и достичь нужной цели, а для этого нужны специалисты. В связи с нехваткой специалистов по физической культуре необходимо возродить институт физической культуры на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, что будет способствовать дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Тамбове и Тамбовской области.

В Тамбове открыты два центра для принятия нормативов комплекса ГТО, один - на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, а также в каждом районном центре области. Все желающие сдать нормативы комплекса ГТО могут обратиться в эти центры и сдать физические нормативы в своей возрастной категории. В 2016/2017 учебном году все желающие студенты ТГУ им. Г.Р. Державина сдавали комплекс ГТО, по результатам тестирования в сентябре 2017 г. студенты были награждены

значками соответствующей ступени и получили удостоверения.

Для реализации проектов по внедрению комплекса ГТО был принят ряд указов и постановлений на уровне президента и правительства, что и позволило достичь указанных целей. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью которого является охват всего населения страны общим спортивным движением, подготовка к возрождению комплекса была положена в 2000-х гг. 1 Развитие физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий диапазон для выявления способностей человека, удовлетворения его интересов и потребностей, а также повышения качества жизни.

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.»2 и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 г. должна достигнуть 40 %, а среди обучающихся - 80 %. В тексте Стратегии отмечено, что в настоящее время в целом в России не менее 60 % обучающихся имеют отклонения в состоянии здоровья. По данным Минздрава России, только 14 % обучающихся старших классов (9-11) считаются практически здоровыми. Свыше 40 % молодых людей призывного возраста не соответствуют требова-

1 Поручение Президента Российской Федерации от 04.04.2013 г. № Пр-756, приказ Минспорта России от 06.05.2013 г. № 245 «О разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»; О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): указ Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 // Российская газета. 2014. 26 марта; 26.03.2015 г. Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект о внедрении комплекса ГТО, с поправками к закону от 04.12.2007 г. 25.09.2015 г. законопроект был принят Госдумой; 30.09.2015 г. - одобрен Советом Федерации, 5 октября - подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

2 Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р.

ниям, которые предъявляют медицинские комиссии на призывных пунктах к армейской службе, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. При этом большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. В настоящее время 85 % граждан, в том числе 65 % детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. При современном укладе жизни очень сложно выделить свободное время для занятий физической культурой. Сложная социально-экономическая и неблагоприятная экологическая обстановка существенно влияют на заболеваемость населения страны.

В свою очередь, причиной ухудшения здоровья человека могут являться нарушения правил здорового образа жизни. По мнению студентов-медиков, первостепенным фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является постоянное переутомление, связанное с высокой интенсивностью учебной нагрузки и необходимостью работать параллельно с учебой. На втором месте - неудовлетворительные жилищные условия, затем следуют: безразличное отношение к собственному здоровью, проблемы в семье, несбалансированное питание, вредные привычки. Кроме того, у 71,5 % опрошенных студентов выражено чувство одиночества, которое, возможно, связано со сложным микроклиматом в коллективе, на который указывают 45,7 %. Больше 50 % студентов указали на высокий уровень тревожности, вызванный предстоящей трудовой деятельностью. Около 35 % студентов не уверены, что они будут востребованы как специалисты после окончания вуза. Молодые люди достаточно легко прибегают к снятию стресса «приемом алкоголя» (20 %), «курением» (35 %), «приемом легких психотропных средств» (8,5 %). Исследования самооценки здоровья студентов выявили связь состояния здоровья и уровня жизни. Чем выше оценка уровня жизни, тем лучше самооценка собственного здоровья. Студенты, имеющие собственное жилье и оценивающие условия проживания как хорошие, гораздо чаще других считают себя здоровыми (68,9 %) [4].

Таким образом, реалии современной жизни подвергают здоровье населения стра-

ны значительным угрозам. Поэтому в современных сложных международных, социально-экономических и экологических условиях основой воспитательного процесса в вузе должно быть создание адекватных условий для мотивации и настроя студентов на сохранение и укрепление здоровья, потребности в физическом совершенствовании. Необходимо формировать в молодежной студенческой среде приоритетную установку на здоровый образ жизни и выполнение норм комплекса ГТО.

Список литературы

1. Павлов В.И., Алешкина О.Ю. Инновационный подход к обучению студентов вуза по дисциплине «Прикладная физическая культура» //

Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. Т. 11. № 4. С. 600-604.

2. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. М.: Физкультура и спорт, 1951. Т. 1.

3. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» / под ред. В.Л. Штейнбаха, М.Л. Амосовой. М.: Физкультура и спорт, 1981.

4. Павлов В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 3 (73). С. 154-158.

Поступила в редакцию 04.07.2017 г. Отрецензирована 28.07.2017 г. Принята в печать 17.11.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Пятахин Анатолий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: pt.tsu@yandex.ru

Павлов Владимир Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация. E-mail: pavlov-sgmu@rambler.ru

Ульянов Михаил Федорович, старший преподаватель кафедры «Организация транспортных процессов, безопасность жизнедеятельности и физического воспитания». Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева, г. Рязань, Российская Федерация. E-mail: natgk75@mail.ru

Калмыков Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, зав. кафедрой физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: pt.tsu@yandex.ru

Для корреспонденции: Калмыков С.А., e-mail: pt.tsu@yandex.ru

Для цитирования

Пятахин А.М., Павлов В.И., Ульянов М.Ф., Калмыков С.А. К вопросу внедрения в вузе сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 53-60. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-53-60.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-53-60

ON THE ISSUE OF IMPLEMENTATION OF PASSING THE NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE"

Anatoliy Mikhaylovich PYATAKHIN1), Vladimir Ivanovich PAVLOV2), Mikhail Fedorovich ULYANOV3), Sergey Aleksandrovich KALMYKOV1)

1) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2) Saratov State Medical University named after V.I. Razumovskiy 112 B. Kazachya St., Saratov 410012, Russian Federation 3) Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev 1 Kostychev St., Ryazan 390044, Russian Federation E-mail: pt.tsu@yandex.ru

Abstract. It is noted that nowadays in Russia younger part of population have some health problems, citizens, including children and teenagers, do not usually practice physical culture and sport. To improve the situation some measures are adopted at the state level, including the revival of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labour and Defense", the regulation for it is subscribed by the President of the Russian Federation V.V. Putin in 2014. Topic of revival of complex "Ready for Labour and Defense" is very relevant because it contains the normative basis of physical education of the population and is the criterion of defining the level of physical preparedness of people of all ages. The attention is paid to the level of physical preparedness of the growing generation. The analysis of key problems is presented. They are: 1) the lack of stable, motivated interest of participants of educational process to different physical and sport activities among the most part of students in the system of multilevel preparation of future specialists; 2) insufficient attraction of all participants of educational process to regular physical culture training; 3) the lack of active propaganda of physical training and sport as a component of healthy way of life. The attention is paid to the issue of development and implementation in the educational process of higher educational institution the system of passing the norms of the complex "Ready for Labour and Defense", including the analysis and generalization of information resources, questionnaires, development and implementation in the educational process of higher educational institution of information computer technologies and the system of preparation and passing the complex "Ready for Labour and Defense" and also the creation of the model of stimulation and encouragement for those who achieve the norms of the complex.

Keywords: physical preparedness; All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labour and Defense"; system of passing the norms of the complex "Ready for Labour and Defense"

References

1. Pavlov V.I., Aleshkina O.Y. Innovatsionnyy podkhod k obucheniyu studentov vuza po distsipline «Prikladnaya fizi-cheskaya kul'tura» [Innovative approach of teaching students of the university on the discipline "Applied Physical Culture"]. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal - Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 600-604. (In Russian).

2. Lesgaft P.F. Sobraniepedagogicheskikh sochineniy: v 5 t. [Collected Pedagogical Works: in 5 vols.]. Moscow, Fizkultu-ra i Sport Publ., 1951, vol. 1. (In Russian).

3. Shteynbakh V.L., Amosova M.L. (eds.). Vsesoyuznyy fizkul'turnyy kompleks «Gotov k trudu i oborone SSSR» [AllUnion Physical Culture Complex "Ready for Labour and Defence of the USSR"]. Moscow, Fizkultura i Sport Publ., 1981. (In Russian).

4. Pavlov V.I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi [Formation of the students' healthy lifestyle]. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, 2011, no. 3 (73), pp. 154-158. (In Russian).

Received 4 July 2017 Reviewed 28 July 2017 Accepted for press 17 November 2017 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Pyatakhin Anatoliy Mikhaylovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Physical Education and Adaptive Physical Culture Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: pt.tsu@yandex.ru

Pavlov Vladimir Ivanovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department. Saratov State Medical University named after V.I. Razumovskiy, Saratov, Russian Federation. E-mail: pavlov-sgmu@rambler.ru

Ulyanov Mikhail Fedorovich, Senior Lecturer of "Transport Process Organization, Security of Life Activities and Physical Education" Department. Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev, Ryazan, Russian Federation. E-mail: natgk75@mail.ru

Kalmykov Sergey Aleksandrovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education and Adaptive Physical Culture Department, Head of Physical Education and Adaptive Physical Culture Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: pt.tsu@yandex.ru For correspondence: Kalmykov S.A., e-mail: pt.tsu@yandex.ru

For citation

Pyatakhin A.M., Pavlov V.I., Ulyanov M.F., Kalmykov S.A. K voprosu vnedreniya v vuze sdachi norm kompleksa «Gotov k tradu i oborone» [On the issue of implementation of passing the norms of the complex "Ready for Labour and Defense"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 53-60. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-53-60. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.