УДК 796.034.2 ББК 75.4(2Рос)
УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСВОЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.В. Богданов, В.П. Манухин
Аннотация. В статье рассматриваются исторические факты внедрения Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), нормы и правила сдачи Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО. Осуществляется сравнительный анализ проведения комплекса ГТО силами гражданских специалистов и с привлечением специалистов физической подготовки Вооруженных сил Российской Федерации. Описан современный опыт внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, определены проблемы и пути их решения на примере Мурманской области.
Ключевые слова: взаимодействие, спортивно-массовые мероприятия, физическая культура, «Готов к труду и обороне».
TERMS OF INTERACTION OF PHYSICAL CULTURE ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE ALL-UNION PHYSICAL CULTURE TRAINING PROGRAMME "READY FOR LABOR AND DEFENCE" ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION
I.V. Bogdanov, V.P. Manukhin
Abstract. The article deals with the historical facts of implementation of All-Union sports program "Ready for Labor and Defense of the USSR" (GTO) and considers the rules and regulations of the program (GTO). Comparative analysis of the GTO program performance by civil experts with the assistance of experts of physical training of Armed forces of the Russian Federation is carried out. The modern experience of implementing the first stage of the All-Union sports program "Ready for Labor and Defense" (GTO)
209
is described; problems and ways of their solutions on the example of the Murmansk region are defined.
Keywords: interaction, sports events, physical education, "Ready for Labor and Defense".
В данной статье раскрываются условия успешного освоения Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО), анализируется возможность и предлагается эффективный механизм совместной работы различных управленческих структур по взаимодействию организаций физической культуры и спорта социальной сферы гражданского общества со спортивными комитетами воинских объединений Вооруженных Сил Российской Федерации и добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (далее - ДОСААФ) на примере Мурманской области.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической куль-ЦЦ туры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения издан Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1]. Для четкого планирования работы нового комплекса необходимо обратится к истории проблемы.
Советский Комплекс ГТО стал одним из направлений подготовки населения в военно-патриотическом воспитании. Сегодня очень важно использовать опыт прошлых лет в физическом воспитании молодежи.
Модернизация современного образования не отрицает советского опыта, а наоборот, эффективно опирается на исторические факты.
В СССР развитие физической культуры, обучение военным навыкам населения становятся в стране главнейшими задачами, выполнение которых контролируется первыми лицами государства. В первый же год Советской власти принимается декрет «Об обязательном обучении военному искусству» [2]. С апреля 1918 г. мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы.
Для качественного обучения военному делу по месту работы в 1920 г. при академии в Москве, а затем и в других учебных военных заведениях создается военно-научное общество (далее — ВНО). Председателем этого общества избирается нарком по военным и морским делам М. Фрунзе. В 1923 и 1924 гг. организуются Общество друзей воздушного флота (далее - ОДВФ) и Общество друзей химической обороны и химической промышленности (далее -ДОБРОХИМ) [там же].
Перед этими организациями ставится одна задача, сформулированная М. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании Военно-научного общества в мае 1925 г.: «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные
воины ведутся не одной армиеи, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, война не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время» [3]. Эти идеи прослеживаются и в целях, поставленных управлением Российской Федерации, возлагаемых на физическую культуру, спорт и комплекс ГТО; эта концепция подтверждается и при изучении опыта Мурманской области.
В 1927 г. путем слияний и реорганизаций нескольких военно-спортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (далее - ОСОАВИАХИМ) [4].
Достойной правопреемницей и продолжательницей славных традиций ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ стала Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ). 25 сентября 1991 г. 1-й учредительный съезд республиканских, краевых и областных организаций ДОСААФ на территории России образовал в связи с реорганизацией ДОСААФ Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (далее — РОСТО) [4].
В 1931 г. вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей страны. Цель вводимого комплекса — «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной
готовности Советского народа, в первую очередь молодого поколения...» [2]. Содержание комплекса ГТО было ориентировано на развитие физической подготовки советских людей.
Очень быстро спортивно-оборонный комплекс становится популярен. Нормы ГТО сдаются в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д. Проводятся масштабные соревнования на звание чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам, которые по популярности не уступают спартакиадам и центральным футбольным матчам сезона.
12 февраля 1938 г. в одном из писем товарищу И.Ф. Иванову И. Сталин высказал ключевое предупреждение: «...Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох...» [2]. 7 ноября 1938 г. Нарком Обороны СССР К.Е. Ворошилов процитировал эту фразу в своей речи на Красной пло- 211 щади [там же].
Физическая культура и спорт были частью подготовки граждан к защите Отечества. Физическое воспитание происходило в тесном единстве с военно-патриотическим воспитанием. Это была единая система воспитания людей, важную роль в которой играл комплекс ГТО.
Перед Великой Отечественной войной подготовку и обучение в рамках ГТО прошли до 80% военнослужащих сухопутных войск и флота и до 100% летного состава авиации. Благодаря ГТО, миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной,
стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий, что имело огромное значение в годы Великой Отечественной войны [2].
Комплекс ГТО за время существования неоднократно изменялся и совершенствовался. Последний Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) был введен в январе 1985 г. Он был адресован людям от 16 до 60 лет [2].
15 октября 2003 г. на IV съезде РОСТО с учетом общественного мнения и решения функциональных задач было принято решение добавить к аббревиатуре РОСТО прежнюю, исторически значимую - ДОСААФ [4]. В феврале 2012 г. председателем ДОСААФ России С. Маевым было утверждено Положение о физ-культурно-спортивном комплексе ДОСААФ России «Готов к труду и обороне». Целью создания комплекса является возрождение и развитие традиций физической культуры и массового спорта в организациях и образовательных учреждениях ДОСААФ России [4]. Это было выполнением поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, который считает, что: «Нужно развивать массовый спорт через системы ГТО и ДОСААФ... Наибольшее значение с точки зрения здоровья нации, с точки зрения, извините, демографии имеет, прежде всего, массовый спорт...». В свою очередь Министр обороны России С.К. Шойгу выразил надежду, что к 2020 г. ДОСААФ станет связью между армией и обществом [1].
С 1 сентября 2014 г. Всероссийский физкультурно-спортивный ком-
плекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа физического воспитания населения — введен в действие [1]. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), от 11 июня 2014 г. № 540 определена цель, задачи, структура, содержание и организация работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основы системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации [там же]. После принятия постановления правительства Российской Федерации о нормах Всероссийского комплекса ГТО, на совещаниях, семинарах педагогических советах в образовательных организациях проводится большая разъяснительная работа с учреждениями физической культуры, тренерами, преподавателями физической культуры, организациями спортивной направленности.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения Российской Федерации установленных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:
• добровольность и доступность;
• оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
• обязательность медицинского контроля;
• учет региональных особенностей и национальных традиций.
Целями Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения [1].
Задачами Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса являются:
• увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
• повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
• формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
• повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
• модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в
том числе путем увеличения количества спортивных клубов [там же].
Структура Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса состоит из 11 ступеней и включает следующие возрастные группы: первая ступень — от 6 до 8 лет; вторая ступень — от 9 до 10 лет; третья ступень — от 11 до 12 лет; четвертая ступень — от 13 до 15 лет; пятая ступень — от 16 до 17 лет; шестая ступень — от 18 до 29 лет; седьмая ступень — от 30 до 39 лет; восьмая ступень — от 40 до 49 лет; девятая ступень — от 50 до 59 лет; десятая ступень — от 60 до 69 лет; одиннадцатая ступень — от 70 лет и старше [там же].
Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору, в зависимости от возрастной группы количество упражнений колеблются от 6 до 12.
Обязательные испытания состоят из тестов на быстроту, скоростные возможности, выносливость, скорост-но-силовые возможности, гибкость и силу, и силовую выносливость. Испытания по выбору состоят из тестов на координационные способности и прикладные навыки. Для подготовки к испытаниям даются рекомендации к недельному двигательному режиму. Комплекс может также содержать оценку знания о гигиене занятий физической культурой, основы истории развития физической культуры и основы методики самостоятельных занятий [там же].
Субъекты Российской Федерации вправе по своему усмотрению дополнительно включить во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс на региональном уровне два вида
213
испытаний (тестов), в том числе по национальным, военно-прикладным видам спорта (дисциплинам), а также по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта.
С 2014 г. стартовал первый, организационно-экспериментальный этап Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО. Он предусматривает внедрение комплекса ГТО среди учащихся образовательных организаций в 12 субъектах Российской Федерации (Мурманская область в эксперимент не вошла, но участвует на добровольных началах). Он продлился до декабря 2015 г., а на втором этапе (в 2016 г.) к этой работе подключились учащиеся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в 12 субъектах Российской Федерации. Третий этап предусматривает уже повсеместное широкомасштабное введение Комплекса ГТО среди всех групп населения в течение 2017 г. Координировать всю работу, поручено Комитету по физической культуре и спорту [там же].
Для выявления наиболее эффективной системы работы судейских бригад при проведении комплекса ГТО проведем сравнительный анализ двух судейских бригад. Состав первой судейской бригады был сформирован из гражданских специалистов физической культуры и спорта, а в состав второй были привлечены специалисты физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель сравнительного анализа: раскрыть условие организации проведения Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) во взаимодействии двух структур.
Задача сравнительного анализа: определить в процессе работы предложения по усовершенствованию условий взаимодействий двух структур.
В сравнительном анализе задействованы контрольные города:
• в городе Мончегорске организованы судейские бригады при проведении комплекса ГТО с привлечением гражданских специалистов физической культуры и спорта;
• в городе Североморске организованны судейские бригады при проведении комплекса ГТО с привлечением гражданских и военных специалистов физической культуры.
В названии комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) заложен неоспоримый смысл готовности населения России к защите и обороне государства, народа, семьи. Для решения поставленной перед комплексом ГТО задачи подготовить физически развитого человека (см. таблицу) необходимо учесть, что предложенные в комплексе упражнения носят прикладной характер и формируют военно-прикладные навыки (метание, стрельба, походы, лыжи и т.д.). Возрастает необходимость привлечения для организации проведения комплекса ГТО военных специалистов физической подготовки. Это будет способствовать увеличению четкости проведения упражнений прикладного характера, повышению значимости и статуса мероприятия в глазах участвующих, так как военные специалисты непосредственно являются носителями военно-прикладных навыков.
Анализ опыта Мурманской области и других регионов по внедрению Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) показывает следующее.
Проблемой номер один является привлечение большого числа участников состязаний, каждый из которых должен выполнить большое количество упражнений. Такие условия влекут за собой привлечение большо-
го количество судей для организации и проведения соревнований, что, при условии наличии спортивной, материально-технической базы позволяет провести соревнования динамично и за короткое время. Например, в один
Таблица
Виды испытания всероссийского комплекса «Готов к труду и обороны» (ГТО)
Физические качества, умения и навыки Виды испытаний (тесты) Судейские бригады (Мончегорск) Судейские бригады (Се-вероморск)
Скорость Челночный бег 3х10 м (с) Бег на 30 м (с) Бег на 60 м (с) Бег на 100 м (с) Гражданские специалисты физической культуры и спорта Гражданские специалисты физической культуры и спорта
Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (количество раз) Сгибание и разгибание рук в упоре о сидение стула (количество раз) Рывок гири 16 кг (количество раз) Гражданские
Выносливость Бег на 1 км (мин, с) Бег на 1,5 км (мин, с) Бег на 2 км (мин, с) Бег на 3 км (мин, с) Гражданские
Смешанное передвижение на 1 км (без учета времени) Смешанное передвижение на 2 км (без учета времени) Смешанное передвижение на 3 км (без учета времени) Смешанное передвижение на 4 км (без учета времени) Гражданские, военные
Скандинавская ходьба 2 км (без учета времени) Скандинавская ходьба 3 км (без учета времени) Скандинавская ходьба 4 км (без учета времени)
Гибкость Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пальцами голеностопные суставы) Гражданские
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол ладонями) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (касание пола пальцами рук) Гражданские
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи) Гражданские
215
Окончание таблицы
216
Прикладные навыки Бег на лыжах на 1 км (мин, с) Бег на лыжах на 2 км (мин, с) Бег на лыжах на 3 км (мин, с) Бег на лыжах на 5 км (мин, с) Передвижение на лыжах 2 км Передвижение на лыжах 4 км Передвижение на лыжах 5 км Граждан-ские специалисты физической Гражданские, военные
Кросс по пересеченной местности на 1 км (без учета времени) Кросс по пересеченной местности на 2 км (без учета времени) Кросс по пересеченной местности на 3 км (без учета времени) Кросс по пересеченной местности на 5 км (без учета времени) Смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности (без учета времени) культуры и спорта Гражданские, военные
Плавание без учета времени 10 м Плавание без учета времени 15 м Плавание без учета времени 25 м Плавание без учета времени 50 м Плавание на 50 м с учетом времени (мин, с) Гражданские, военные
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 5м (количество очков) Стрельба из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 5 м (количество очков) Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 10м (количество очков) Стрельба из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 10 м (количество очков) Военные
Туристский поход с проверкой туристских навыков Гражданские, военные
Скорост-но-сило- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) Прыжок в длину с разбега (см) Военные
вые качества Метание мяча весом 150 г (м) Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) Военные
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) Гражданские
Координационные способности Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество попаданий) Гражданские, военные
день, как это было организовано в городе Мончегорске при проведении Всероссийского комплекса ГТО среди учащихся школ в рамках областных соревнований (приняло участие 16 городов (команд), 194 чел., а обеспечивало мероприятие около 50 организаторов, судей, волонтеров). Положительным моментом такой организации, безусловно, является зре-лищность, красочность, массовость состязаний; отрицательным — потребность в двух спортивных халах и большом количестве судей.
Сегодня, к сожалению, не каждый город, а тем более школа имеют возможность привлечь сторонних специалистов физической культуры и арендовать спортивные сооружения для сдачи норм Всероссийского комплекса ГТО на своем уровне. Как и получилось при проведении Всероссийского комплекса ГТО в городе Североморске среди школьников. Они были организованы в одном спортивном зале, каждая школа приходила к назначенному часу. Положительным моментом является возможность проведения соревнований с малым количеством судей, одной судейской бригадой — это группа судей из пяти человек. Отрицательный момент — отсутствие зрелищности: участники не видят друг друга, нет духа единения, соперничества.
Для решения проблемы считаем целесообразным создание на разных уровнях управления (не только при администрации городов, но и при школах, учебных заведениях, производства, рабочих коллективах) «центров ГТО», которые средствами своих специалистов ФК будут заниматься только проведением состязаний по
ГТО, вести документацию, систематизировать, анализировать и вести учет и т.д.
Вторая проблема — это несовершенная система определения результата участника в итоговом протоколе. На данный момент на состязаниях происходит только подсчет мест. То есть если участник соревнования знает, что он занимает призовое место, он может прекратить выполнять упражнение. Для решения проблемы предлагаем введения балльной системы подсчетов итогов и определения мест участников. Балльную систему оценки упражнений можно позаимствовать из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями внесенными приказом Министра Обороны Российской Федерации от 31.06.2013 г. №560) [5] или с Единой всероссийской спортивной классификации, приказ Минспорта России от 06.09.2013 № 715 (ред. от 26.12.2014), Нормы и условия их выполнения по виду спорта «военно-спортивное многоборье» (Приложение № 7) [6].
Третьей проблемой является отсутствие массовости, так как для участия в апробации комплекса ГТО на областных соревнованиях выбраны школьники, активно занимающиеся спортом, объеденные в команды. То есть все участники состязаний — это те люди, которые и до внедрения комплекса ГТО занимались физкультурой и спортом, а тех, кто не занимался ранее, комплекс ГТО не стимулирует к занятиям физкультурой. Отсюда возникают противоречия между резуль-
217
218
татом «быстрее, выше, сильнее» и массовым спортом.
Для решения проблемы предлагаем ввести заочную форму подведения итогов на конечном этапе. Например, определить школу, занявшую место между школами города (области), средством заочных соревнований; определить регион выигравшего в соревнованиях Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО по итогам года так же средствами заочных соревнований. То есть общий итоговый протокол за регион отправить во «Всероссийский центр ГТО», который подведет итог и определит место каждого региона. Такая форма позволит осуществить принцип массовости, реализовать желание каждого участвовать в соревнованиях. Также подобная форма позволит упростить организацию проведения комплекса ГТО, избавит от спортивного апломба отбор лучших и отправления их на спартакиаду высокого ранга, так как будет проходить в заочной форме. Опять же это позволит сэкономить средства. Будет достигнута основная задача — массовость, но при этом будет возможно определить лидера.
Четвертой проблемой является то, что в школьную программу по физической культуре не включены упражнения, которые предложены Всероссийским комплексом ГТО. Поэтому для подготовки учеников, школьников к сдаче норм ГТО приходится отступать от общешкольной программы по физической культуре и проводить дополнительные занятия для учеников по овладению упражнениями, предложенными Всероссийским комплексом ГТО. В свою очередь об-
щеобразовательную программу по физической культуре необходимо пройти в полном объеме и аттестовать школьников по окончании обучения. Отсюда возникают противоречия между школьной программой по физической культуре и упражнениями, взятыми из Всероссийского комплекса ГТО. Для решения возникшей проблемы предлагаем включить в школьную программу по физической культуре упражнения Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса, такие как: плавание, метание гранаты, стрельба.
Пятая проблема — отсутствие материально-технической базы для проведения мероприятий сдачи норм Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО. Как в регионах РФ, так и в Мурманской области спортивные объекты при школах в лучшем случае ограничиваются спортивным залом. Такие объекты, как тиры, плавательные бассейны, беговые дорожки, лыжные трассы, которые могут принять школьников, спортсменов и зрителей, отсутствуют или находятся не в должном виде, нет ремонта, аккредитации.
Управлением РФ уже немало сделано для решения проблемы и в регионах, и по всей России. В сравнении с прошлыми годами, действительно, произошли существенные изменения: многие спортивные объекты обновлены, много построено новых. Однако пока таких объектов недостаточно для организации и проведения больших спортивных праздников, посвященных сдачи норм Всероссийского физкультур -но-спортивного комплекса ГТО.
Шестой проблемой является отсутствие медицинского контроля. Предлагаем организовать медицин-
ский контроль на договорной основе между медицинскими учреждениями и центром ГТО, где указан порядок прохождения медицинского освидетельствования.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что механизм привлечения специалистов физической культуры к проведению таких мероприятий еще не разработан. Массовыми такие мероприятия назвать нельзя. Например, в городе Мончегорске детей награждали только за первые три места в каждом виде, хотя каждый участник получил свидетельство об участие в многоборье Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО. Состав команды был определен по одному мальчику и девочке из каждой группы, а с 5-ой группы — по двое юношей и девушек, итого 12 человек от каждой команды.
Опыт внедрения первого этапа Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО в других регионах, представленный на страницах Интернета, свидетельствует, что также есть масса проблем, связанных с дефицитом специалистов физической культуры и нехваткой материально-технической базы. Например, в г. Санкт-Петербурге уже созданы отделения ГТО при отделах физической культуры администраций районов города, где штатом предусмотрен начальник отдела и три специалиста. Конечно, хорошо, что есть лица, которые будут отвечать за направления ГТО, но все же до конца не понятно, какими средствами и силами муниципальные образования будут проводить, начиная с 2017 г., повсеместно спартакиады ГТО среди всех возрастных групп.
Всероссийский физкультурно-/ спортивный комплекс ГТО является одним из элементов системы формирования здорового образа жизни и участвует в разностороннем развитии личности. Он предъявляет определенные требования к организации физической подготовки студентов и преподавателей, средних и высших учебных заведений. Студенты должны осознать значимость комплекса ГТО в общей системе формирования здорового образа жизни и всестороннего развития личности, готовой к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; рассматривать комплекс ГТО, как организационную основу учебного, учебно-воспитательного процесса, так и в системе дополнительного образования, знать условия деятельности спортивных студенческих сообществ.
Данные проблемы касаются не только специалистов физической культуры. Привлекая только учителей физической культуры и тренеров по спорту, невозможно решить все проблемы. Необходима координация и совместные действия специалистов физической подготовки Вооруженных Сил, Военно-Морского Флота Российской Федерации организациями ДОСААФ.
В сложившихся политически-экономических обстоятельствах в стране возникла необходимость развивать физическую культуру в школе, повышать уровень физической подготовки допризывной молодежи, формировать понимание значимости физической культуры в жизни человека, а также военно-патриотическое мышление у школьников, прививать им военно-специальные, технические навыки. И вместе с этим важно
219
учить детей теоретическим основам физической подготовки, формировать понятие здорового образа жизни. Одним из самых лучших средств, как показывает история, для формирования вышесказанных знаний, умений и навыков является практика внедрения комплекса ГТО.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ачкасов, Е.Е. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, О.Б. Добровольский. - ГЭОТАР-Медиа. - М., 2016. - 208 с.
2. Музей физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации [Сайт]. - URL: http://museumsport.ru/wheelof histoiy/gto/ (дата обращения: 6.11.2015).
3. Персональный сайт Юрия Максимова [Сайт]. - URL: http://arlon.clan.su/news/ personalnyj_sajt_jurija_maksimova/2014-01-08-101 (дата обращения: 6.11.2015).
4. ДОСААФ России [Сайт]. - URL: http:// www.dosaaf.ru/ (дата обращения: 6.11. 2015).
5. Приказ Министерства Обороны Россий-22U ской Федерации от 21 апреля 2009 года
№ 200 в редакции Министерства Обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 [Электронный ресурс]. -URL: http://oficeru.ru/docs/282/ (дата обращения: 6.11.2015).
6. Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации: Приказ Мин-спорта России № 715 от 06.09.2013 в редакции Минспорта России № 1082 от 26.12.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499044435
REFERENCES
1. Achkasov E.E. Mashkovskii E.V., Dobrovol-skii O.B., Sbornik normativno-pravovykh do-kumentov po realizatsii Vserossiiskogo fizkul-turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone", Moscow, 2016, 208 p. (in Russian)
2. DOSAAF Rossii [Sait], available at: http://www.dosaaf.ru/ (accessed: 6.11.2015). (in Russian)
3. Muzei fizicheskoi kultury i sporta Ministerst-va sporta Rossiiskoi Federatsii [Sait], available at: http://museumsport.ru/wheelofhisto-ry/gto/ (accessed: 6.11.2015). (in Russian)
4. Ob utverzhdenii Edinoi vserossiiskoi sport-ivnoi klassifikatsii: Prikaz Minsporta Rossii No. 715 ot 06.09.2013 v redaktsii Minsporta Rossii No. 1082 ot 26.12.2014 [Electronic recourse], available at: http://docs.cntd.ru/ document/499044435 (accessed: 6.11.2015) (in Russian)
5. Personalnyi sait Yuriya Maksimova [Sait], available at: http://arlon.clan.su/news/per-sonalnyj_sajt_jurija_maksimova/2014-01-08 -101 (accessed: 6.11.2015). (in Russian)
6. Prikaz Ministerstva Oborony Rossiiskoi Fed-eratsii ot 21 aprelya 2009 goda No. 200 v re-daktsii Ministerstva Oborony Rossiiskoi Fed-eratsii ot 31 iyulya 2013 g. № 560 [Electronic recourse], available at: http://oficeru.ru/ docs/282/ (accessed: 6.11.2015). (in Russian)
Богданов Иван Викторович, аспирант, Мурманский государственный гуманитарный университет; специалист, отдел молодежи, физической культуры и спорта, г. Североморск, Мурманская область, Bogdanov13@inbox.ru Bogdanov I.V., Post-graduate Student, Murmansk State Humanities University, specialist, department of youth, physical culture and sport, Severomorsk, Murmansk region, Bogdanov13@inbox.ru
Манухин Виталий Прохорович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Мурманский государственный гуманитарный университет, Bogdanov13@inbox.ru Manukhin V.P., PhD in Pedagogy Professor, Department of Pedagogics, Murmansk State Humanities University, Bogdanov13@inbox.ru