УДК 796.015.865
ББК Ч511.3 ГРНТИ 77.03.05 Код ВАК 13.00.04
Ваганова Ирина Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры физического воспитания; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г.Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 259; e-mail: vaganova@uspu.ru.
Коляскина Татьяна Юрьевна,
консультант отдела Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО Департамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации; 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18; e-mail: Kolyaskina@minsport.gov.ru.
Разумова Александра Викторовна,
специалист по учебно-методической работе Института физической культуры; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб.259; e-mail: ifk@uspu.ru.
ФОРМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПРОЕКТОВ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; фестиваль ВФСК ГТО; продвижение; проект; образовательная программа.
АННОТАЦИЯ. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) был возрожден в 2014 году. Одним из вопросов, связанных с его внедрением, является вопрос об организации продвижения ВФСК ГТО, реализации информационной политики. Одной из форм, позволяющих вовлекать в данный процесс представителей широких слоев населения, является проведение фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), которые должны не только включать спортивную составляющую (выполнение норм ВФСК ГТО), но и способствовать повышению уровня знаний населения о ВФСК ГТО, способах и методах ведения здорового образа жизни, а также включать ВФСК ГТО в иные формы деятельности, в частности, способствовать развитию творческих способностей. В статье рассматривается образовательная программа первого фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, прошедшего в Белгороде в августе 2015 года, которая была подготовлена командой Института физической культуры Уральского государственного педагогического университета. В частности, авторы обращаются к анализу проектов продвижения ВФСК ГТО, которые были подготовлены и представлены на конкурс участниками Фестиваля в рамках «Школы юного посла ГТО».
Vaganova Irina Yur'evna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kolyaskina Tat'yana Yur'evna,
Consultant of Division of the All-Russian Sports Complex GTO of Department for the Development of Physical Culture and Mass Sport of the Ministry of Sport of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.
Razumova Aleksandra Viktorovna,
Academic Work and Methods Specialist, Institute of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FORMS OF PROMOTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY TO WORK AND DEFENSE" (ANALYSIS OF PROJECTS)
KEYWORDS: ARSC GTO; ARSC GTO festival; promotion; project; education program.
ABSTRACT. The All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) was brought back to life in 2014. The problem of organization of promotion of the ARSC GTO and realization of its information policy is a most vital question of its implementation. One of the forms of attraction of broad popular masses to the given process consists in conducting festivals of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) which would include not only the sports component (passing the qualifications of the ARSC GTO), but also facilitate the growing knowledge of the population about the ARSC GTO, ways and methods of healthy lifestyle and include the ARSC GTO in other forms of activity, and, in particular, contribute to the development of creative abilities. The article dwells on the educational program of the first festival of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) among students of education institutions dedicated to the 70 th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945. The festival was held in Belgorod in august 2015. The program of the festival was worked out by a team of authors from the Institute of Physical Education of the Ural State Pedagogical University. The authors of the article analyze the projects of promotion of the ARSC GTO which have been prepared and presented for the contest by the members of the festival in the framework of the "School of the Young GTO Ambassador".
елью возрождения Всероссийского плекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (да-
физкультурно-спортивного ком- лее - ВФСК ГТО), в соответствии с Указом
Президента, является «совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» [15]. Процесс внедрения ВФСК ГТО предполагает комплекс мероприятий, направленных на модернизацию системы физического воспитания широких слоев населения, совершенствование материально-технической базы, организацию информационного сопровождения, включающего не только продвижение ВФСК ГТО, но и повышение уровня компетентности населения в области физической культуры и спорта, ведении здорового образа жизни. При этом большое значение в данном подходе имеет умелое сочетание духа соревновательности (в том числе и с самим собой), заложенного наличием утвержденных государственных требований [9], и мотивации к ведению здорового образа жизни вне зависимости от уровня спортивных достижений. Это находит отражение, например, в рассмотрении вопроса о вовлечении в ВФСК ГТО лиц с ограниченными возможностями здоровья [2; 5; 12]. Важным элементом в процессе продвижения ВФСК ГТО является использование его воспитательного потенциала, в частности патриотического и духовно-нравственного [1].
Одним из проблемных вопросов в процессе внедрения ВФСК ГТО является поиск эффективных путей его продвижения. Это определяется в первую очередь характером целевой аудитории: ВФСК ГТО ориентирован на всё население страны. Разница в возрастных, социальных, национально-региональных, культурных характеристиках аудитории требует использования разнообразных форм продвижения. Поиск новых средств и методов пропаганды ВФСК ГТО привел, в частности, к созданию программы «Послы ГТО» [8]. В качестве послов привлекаются известные спортсмены, ведущие политические и общественные деятели, деятели культуры и искусства, представители СМИ и другие работники сферы физической культуры. Их участие не только повышает статус проекта и привлекает к нему дополнительное внимание, но и способствует созданию мотивации, формированию ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни.
В качестве эффективного средства продвижения многими исследователями в области PR (Б. Шмитт, Б. Н. Никифоров, Я. И. Киселева, Г. Л. Тульчинский и др.) рассматриваются специальные мероприятия, под которыми понимаются мероприя-
тия, проводимые для привлечения внимания общественности к объекту продвижения (фирме, товару, услуге, проекту и т. п.) и формирования его позитивного имиджа. В рамках продвижения ВФСК ГТО одной из используемых форм специальных мероприятий является фестиваль. Подобные мероприятия не только способствуют продвижению ВФСК ГТО, но и выполняют ряд дополнительных функций. Фестиваль ВФСК ГТО включает в себя несколько направлений: спортивное, образовательное, культурное. Целью фестиваля является не только выполнение участниками нормативов ВФСК ГТО, но и повывшие уровня знаний в области физической культуры и спорта, развитие творческого потенциала, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и др. Мероприятие может проводиться как на базе отдельной организации, так и с привлечением участников со всей страны.
В августе 2015 г. в Белгороде прошел Первый фестиваль Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В нем приняли участие около 600 человек из 75 регионов Российской Федерации, которые прошли отбор в рамках муниципальных и областных этапов. Программа Фестиваля включала в себя спортивную часть, связанную с приемом нормативов, образовательную, организатором которой являлся Институт физической культуры Уральского государственного педагогического университета, и творческую, включающую в себя вокальный конкурс «Нам дороги эти позабыть нельзя...». Кроме того, для школьников организовали такие мероприятия, как зарядку с чемпионом, которую проводили известные спортсмены-белгородцы, встречу с послами ГТО - Тарасом Хтеем и Александром Карелиным, которая, по словам некоторых участников, произвела на них большое впечатление и подарила множество положительных эмоций. Нужно отметить, что участие во всех конкурсах образовательной и творческой части было добровольным, а их посещаемость высокой, что говорит о желании школьников проявлять себя в различных сферах.
Образовательная программа Фестиваля была представлена двумя направлениями.
• Лаборатория комплекса ГТО. Целью данного направления было приобретение участниками фестиваля знаний об истории комплекса ГТО, его целях, задачах, содержании. В этой части были проведены такие мероприятия, как интеллектуальная
© Ваганова И. Ю., Коляскина Т. Ю., Разумова А. В., 2015
игра «Перезагрузка», викторина, которая включала в себя вопросы, связанные с теорией и историей физической культуры и спорта, их отражением в культуре; квест-игра «Марш. Старт!», включающая комплекс заданий, связанных с ВФСК ГТО; военно-спортивная игра «Рубеж», направленная на формирование знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи, самообороне, а также туристских навыков.
• Школа юного посла ГТО. Функция посла ГТО состоит в популяризации «здорового образа жизни среди различных возрастных групп населения РФ, продвижении ВФСК ГТО как части общероссийской спортивной культуры и формулы национального здоровья» [8]. Участникам Фестиваля предстояло попробовать себя в новом качестве. Эта часть программы включала в себя:
— социальное проектирование -теоретические и практические занятия по основам продвижения комплекса, написанию статей для СМИ, а также конкурс на лучший проект по продвижению комплекса ГТО среди сверстников. Участники познакомились с такими направлениями проектирования, как создание специальных мероприятий (школьная викторина или конкурс на тему ГТО, школьный праздник, спортивные соревнования, в том числе региональные спортивные игры, квест-игра, флешмоб, мастер-класс с чемпионом), создание информационных материалов (видеороликов, баннеров, плакатов), разработка образа человека, выполняющего нормативы ГТО;
— конкурс на лучшего юного спортивного журналиста Фестиваля - школьники приняли участие в работе пресс-центра Фестиваля, подготовленные материалы (статьи, заметки, фотоотчеты) размещались на странице официальной группы Фестиваля в социальной сети «Вконтакте» [4]. Предварительно были проведены занятия, на которых школьники познакомились с основными правилами подготовки материала к публикации.
Согласно Положению о Фестивале, участники заранее разрабатывали проекты, направленные на продвижение ВФСК ГТО среди сверстников, а затем конкурсная комиссия отбирала из представленных проектов лучшие. Также в конкурсе участвовали и проекты, созданные непосредственно на Фестивале.
Всего в процессе работы Школы юного посла ГТО участниками было представлено
около 400 проектов по продвижению комплекса ГТО, среди которых были подготовленные школьниками и самостоятельно, и совместно с педагогами. Команды регионов могли принимать участие в нескольких направлениях работы Школы (самыми активными участниками были команды Краснодарского края, Тамбовской, Ленинградской, Челябинской и Московской областей, Республики Татарстан), однако были и такие, кто не принимал участия в конкурсной части образовательной программы (например, команды Чеченской Республики, Республики Дагестан, Мурманской области, Забайкальского края).
В рамках данной статьи мы обратимся к рассмотрению проектов продвижения ВФСК ГТО, предложенных участниками Фестиваля.
По основной цели все предложенные проекты можно условно разделить на 4 группы.
1. Проекты, связанные с подготовкой и выполнением норм ВФСК ГТО:
• информационная презентация о том, как правильно выполнять нормативы ГТО (Брянская область);
• спортивные смены в детских лагерях (Кемеровская обл.);
• учебно-тренировочные занятия по подготовке к сдаче нормативов ГТО, разминки, физкультминутки, подвижные игры для малышей, совместные занятия для школьников по дисциплине «ГТО» (Кемеровская обл., Тамбовская обл. Ульяновская обл., Архангельская обл.);
• проведение непосредственно спортивных мероприятий - сдача нормативов, «Веселые старты», спортивные игры, фестивали ГТО, «Зарницы», «Рождественские игры», товарищеские встречи по игровым видам спорта (Кемеровская обл., Пензенская обл., Свердловская обл., Ростовская обл., Рязанская обл., Челябинская обл., Архангельская обл., Респ. Татарстан);
• массовые спортивные акции в поддержку ГТО, всероссийские конкурсы, общегородская зарядка, зарядка с чемпионом, «Спартакиада допризывной и призывной молодежи» (Свердловская обл., Рязанская обл., Ульяновская обл., Респ. Татарстан), забег «Олимпийская миля» (Рязанская обл.), соревнования во дворах, хоккей в валенках (Челябинская обл.).
2. Обучающие (просветительские) проекты:
• исследование уровня знаний о ГТО у школьников и их родителей (Свердловская обл.);
• теоретические занятия, классные часы, беседы, родительские собрания, в том числе с использованием презентаций (Кемеровская обл., Вологодская обл., Красноярский край, Кировская обл., Псковская обл., Свердловская обл., Ростовская обл., Орловская обл., Санкт-Петербург);
• интеллектуальные игры, викторины, тестирование, предназначенные для проверки знаний школьников об истории, нормативах ГТО, спортивно-информационный марафон «Я - знаю! Я - смогу!» (Респ. Татарстан, Кировская обл., Респ. Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания, Московская обл.);
• круглые столы для учителей, тренеров по ГТО (Кемеровская обл.);
• буклеты, брошюры, листовки о ЗОЖ, физической культуре, спорте, ГТО (Кемеровская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл.);
• экскурсия в музей спорта (Кемеровская обл.).
3. Проекты, направленные на повышение уровня мотивации к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой:
• использование для продвижения социальных сетей, хеш-тегов с аббревиатурой ГТО и символики ГТО (Кемеровская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл. Ульяновская обл.);
• конкурс рисунков на темы «ГТО», «Спорт», «Физическая культура», «ЗОЖ» (Свердловская обл., Рязанская обл., Респ. Татарстан);
• видеоролики, фоторолики - фотографии, отражающие процесс подготовки школьников к выполнению нормативов ГТО или процесс сдачи нормативов, смонтированные в фоторолик с музыкальным сопровождением с последующей демонстрацией в школах (Вологодская область, Тамбовская обл.);
• коллективное посещение спортивных соревнований, проходящих в городе (Свердловская обл.);
• информационные стенды о ГТО, стенгазеты, плакаты, в том числе с фото и кратким описанием школьников, достигших высоких результатов в процессе выполнения нормативов ГТО («На них надо равняться») (Кировская обл, Архангельская обл., Московская обл.);
• встречи с чемпионами, людьми, в советское время выполнявшими на знаки отличия нормативы ГТО (Архангельская обл.);
• социальные акции («Письмо памяти» (Рязанская обл.), помощь бывшим участникам комплекса ГТО (Челябинская обл.), «Здоровым быть модно» (Респ. Татарстан));
• показательные выступления юных спортсменов, мастер-классы с чемпионами (Рязанская обл., Респ. Татарстан);
• фит-баттл, квест-проект, флешмоб, фестиваль для детей с ограниченными возможностями (Респ. Татарстан);
• сочинение стихотворений о ГТО (переделка старых стихов), использование кричалок о ГТО при проведении различных мероприятий (Тюменская обл, Респ. Калмыкия).
4. Организационные проекты, направленные на оптимизацию процесса внедрения:
• создание информационной базы с данными об участниках, особо отличившихся при прохождении испытаний практической и теоретической части ВФСК ГТО (Кемеровская обл.);
• создание веб-сайта или единого портала ГТО (Свердловская обл., Краснодарский край);
• сотрудничество органов муниципальной и областной власти со СМИ с целью создания репортажей или информационных передач о ГТО (Свердловская обл.);
• привлечение волонтеров и агитбригад к процессу внедрения Комплекса, к помощи в проведении мероприятий ВФСК ГТО (Пензенская обл., Тамбовская обл., Архангельская обл.);
• анализ полученных результатов, динамики развития физических качеств школьников, количества людей, участвующих в ВФСК ГТО в той или иной форме (Кемеровская обл., Тамбовская обл.).
Предложенные проекты ориентированы на продвижение ВФСК ГТО в рамках традиционных подходов и характеризуются разной степенью проработанности: от намеченной идеи до разработки положения, образца. Некоторые из данных проектов уже были реализованы в регионах, либо их реализация была намечена на начало второго этапа внедрения ВФСК ГТО, когда в процесс внедрения будут вовлечены образовательные организации всех субъектов РФ.
Из представленных проектов нам особо хотелось бы выделить четыре, отличающие-
ся нестандартным подходом в выборе формы и позволяющие реализовать потенциал ВФСК ГТО не только как нормативной основы системы физического воспитания, но и как воспитательной системы.
Книжка-малышка - данный проект, предложенный командой Вологодской области, ориентирован на дошкольников и младших школьников (I—II ступени ВФСК ГТО), тех, кто еще не выполнял нормативы и впервые знакомится с ВФСК ГТО. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни, потребности и привычки регулярно заниматься физической культурой должно начинаться с раннего возраста, ведь ценности, сформированные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и служат базой для его дальнейшего развития. Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей целевой аудитории: стихотворная форма лучше воспринимается дошкольниками и младшими школьниками, к тому же ритмическая организация текста способствует лучшему его запоминанию. Текст, представленный в проекте, представляет собой переделку стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Вопросом, с которым ребенок обращается к отцу, является вопрос «Что такое ГТО?» («Кроха сын к отцу пришел, / и спросила кроха: / «Что такое ГТО - / хорошо иль плохо?»). Ответ отца содержит информацию о комплексе ГТО, о нормативах, предусмотренных для I—II ступеней. Книжка оформлена с использованием прецедентных образов — талисманов Олимпиады-2014 (медведя, зайца, барса): именно они демонстрируют выполнение нормативов.
Тем самым авторам проекта удалось включить ВФСК ГТО в широкий культурно-исторический контекст, установить ассоциативные связи с русской культурой (в частности, с творчеством В. В. Маяковского) и историей российского спорта (Олимпиада-2014 стала первой зимней Олимпиадой, прошедшей в России, к тому же Россия стала победителем в медальном зачете).
Video-challenge — данный проект, предложенный Александром Тереховым (Омская область), ориентирован в первую очередь на молодежную среду и предлагает использование популярной в социальных сетях формы эстафеты-вызова: один участник успешно выполняет какое-либо действие, например, один из нормативов ГТО, а затем бросает вызов (challenge), записывает этот момент на видео, выкладывает в Интернет, таким образом передает эстафету следующим участникам — одному или нескольким. В современном мире социальные сети — это не просто средство общения лю-
дей, но и средство массовой коммуникации, обладающее следующей спецификой: в социальных сетях создается эффект живого общения, интерактивности, каждый пользователь имеет возможность задать вопрос и получить на него ответ, стираются статусные границы (это касается в первую очередь публичных людей: в социальных сетях они приоткрывают завесу над частной жизнью, за счет чего у пользователей возникает ощущение близости, причастности к кругу общения знаменитости, а публичный человек воспринимается таким же, как все, находящимся на одном уровне с прочими пользователями).
Согласно статистическим данным, в России порядка 60% населения являются пользователями Интернета, при этом почти у всех из них есть аккаунты в социальных сетях. При этом среднее время, проводимое россиянином в социальных сетях, составляет 2 ч 6 мин в сутки [17]. В молодежной среде подключение к Интернету составляет 100%. Это позволяет рассматривать социальные сети в целом и данный проект в частности как одно из эффективных средств для продвижения ВФСК ГТО.
Отдельного внимания заслуживают проекты по продвижению ВФСК ГТО, основанные на национальных традициях народов России. На Фестивале было представлено два подобных проекта: «Охотничьи забавы» (Республика Коми), «Национальные якутские игры» (Республика Саха (Якутия)). Первый из проектов ориентирован на актуализацию охотничьих традиций народа коми: авторы разрабатывают игровую программу выполнения норм ВФСК ГТО, в которой каждому виду испытаний соответствует определенный этап, имеющий метафорическое название, устанавливающее аналогии с миром природы (например, этап «Быстрый олень» - бег на 60 м, этап «Хитрая белка» - подтягивание в висячем положении на высокой перекладине, этап «Охота рыси» - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу). Второй проект предлагает использование традиционных якутских игр в рамках продвижения ВФСК ГТО. Представленная на конкурсе презентация содержит описание народных игр: масс-рестлинг, хапсагай (борьба), национальные прыжки (кылыы, ыстанга, куо-бах), хабылык (лучинки-палочки), хаамы-ска (кубики). Данный проект ориентирован на использование предусмотренной Положением о ВФСК ГТО возможности включения в перечень испытаний национальных видов спорта либо видов спорта, наиболее популярных в том или ином регионе. Обращение к культурным традициям, их возрождение в регионах будет способствовать
духовно-нравственному воспитанию населения (не только обучающихся), осознанию ими национальной идентичности, обращению к культурным и национальным корням. А это является одним из факторов воспитания патриотизма, что входит в задачи ВФСК ГТО.
Проект «Построим Здравоград» команды г. Рыбинска Ярославской области связан с разработкой системы мероприятий, направленных на знакомство обучающихся образовательной организации 6-10 лет с ВФСК ГТО, с подготовкой к выполнению и выполнением норм ВФСК ГТО. При разработке проекта авторами используется игровой метод (знакомство с ВФСК ГТО как путешествие в сказочный город Здравоград,
населенный героями популярного мультфильма «Смешарики»), соревновательный метод (каждый участник проекта получает свой паспорт участника, в котором отмечаются его успехи, в конце учебного года подводятся итоги и определяются победители как в индивидуальном зачете, так и среди классов).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что продвижение ВФСК ГТО, на наш взгляд, должно быть связано не только с развитием физических качеств населения страны, но с воспитанием духовно-нравственным, патриотическим, выявлением того воспитательного потенциала, который содержит в себе ВФСК ГТО, позиционированием ВФСК ГТО не как некой «моды» (мода меняется быстро), а знака незыблемых ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биктуганова М. Ю., Терентьев А. Е. Условия внедрения и пропаганды Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процессе организации духовно-нравственного воспитания в системе высшего профессионального образования / / Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 15-17.
2. Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р. Создание условий подготовки детей и подростков с различными формами дизонтогенеза к выполнению нормативов ВФСК ГТО в условиях инклюзивного образования / / Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 51-54.
3. Ваганова И. Ю. Ментальное пространство как механизм продвижения ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 18-21.
4. Вестник Фестиваля ВФСК ГТО в Белгороде // ВКонтакте. URL: http://vk.com/gto_fest_2015.
5. Иванова Л. С., Упорова Л. П. Проблемы внедрения ВФСК ГТО в систему образования учащихся с глубоким нарушением зрения // Актуальные подходы к формированию физической культуры личности в процессе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 70-72.
6. Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание и ГТО: к постановке проблемы // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 80-84.
7. Очерки становления комплексов ГТО и БГТО на Урале: история и современность : моногр. / отв. ред. М. В. Попов, И. Ю. Ваганова. Екатеринбург, 2015.
8. Положение «О реализации программы пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне "Послы ГТО"». URL: http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/DOC155.pdf (дата обращения: 10.11.2015).
9. Приказ Министерства спорта РФ №575 от 8 июля 2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» URL: http://www.rg.ru/2014/08/ 27/gto-dok.html (дата обращения: 10.11.2015).
10. Разумова А. В. Альтернативный спорт как способ продвижения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / / Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 84-86.
11. Русинова М. П. Проблемы эффективной пропаганды ВФСК ГТО / / Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 87-89.
12. Сабуров В. В. Всероссийский физкультурно--спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всерос. физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 113-116.
13. Тагильцева Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!» / / Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 96-99.
14. Терентьев А. Е., Филатова И. А. Значение спортивно--массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 41-43.
15. Указ Президента Российской Федерации № 172 от 24.03.2014 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;3622440 (дата обращения: 20.08.2014).
16. Шмитт Б. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. М. : Вильямс, 2005.
17. Digital, Social and Mobile in 2015. URL: http://wearesocial.net/blog/2015/01/digital-social-mobile-worldwide-2015/ (дата обращения: 10.11.2015).
REFERENCES
1. Biktuganova M. Yu., Terent'ev A. E. Usloviya vnedreniya i propagandy Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v protsesse organizatsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 15-17.
2. Bryzgalova S. O., Tenkacheva T. R. Sozdanie usloviy podgotovki detey i podrostkov s razlichnymi formami dizontogeneza k vypolneniyu normativov VFSK GTO v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 1. S. 51-54.
3. Vaganova I. Yu. Mental'noe prostranstvo kak mekhanizm prodvizheniya VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 18-21.
4. Vestnik Festivalya VFSK GTO v Belgorode // VKontakte. URL: http://vk.com/gto_fest_2015.
5. Ivanova L. S., Uporova L. P. Problemy vnedreniya VFSK GTO v sistemu obrazovaniya uchashchikhsya s glubokim narusheniem zreniya / / Aktual'nye podkhody k formirovaniyu fizicheskoy kul'tury lichnosti v protsesse vnedreniya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» : materialy Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2015. S. 70-72.
6. Murzina I. Ya., Murzin A. E. Dukhovno-nravstvennoe razvitie, patrioticheskoe vospitanie i GTO: k postanovke problemy / / Aktual'nye problemy i podkhody k vnedreniyu Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2014. S. 80-84.
7. Ocherki stanovleniya kompleksov GTO i BGTO na Urale: istoriya i sovremennost' : monogr. / otv. red. M. V. Popov, I. Yu. Vaganova. Ekaterinburg, 2015.
8. Polozhenie «O realizatsii programmy propagandy Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone "Posly GTO"». URL: http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/DOC155.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2015).
9. Prikaz Ministerstva sporta RF №575 ot 8 iyulya 2014 g. «Ob utverzhdenii gosudarstvennykh trebovaniy k urovnyu fizicheskoy podgotovlennosti naseleniya pri vypolnenii normativov Vserossiyskogo fizkul'turno sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" (GTO)» URL: http://www.rg.ru/2014/08/27/gto-dok.html (data obrashcheniya: 10.11.2015).
10. Razumova A. V. Al'ternativnyy sport kak sposob prodvizheniya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 84-86.
11. Rusinova M. P. Problemy effektivnoy propagandy VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 87-89.
12. Saburov V. V. Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivnyy kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v sisteme obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / / Aktual'nye problemy i podkhody k vnedreniyu Vseros. fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2014. S. 113-116.
13. Tagil'tseva Yu. R. Sistema formirovaniya polozhitel'noy motivatsii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkakh VFSK «Gotov k trudu i oborone!» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 1. S. 96-99.
14. Terent'ev A. E., Filatova I. A. Znachenie sportivno-massovykh meropriyatiy v formirovanii u studentov tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoy kul'ture / / Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2010. № 3. S. 41-43.
15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii № 172 ot 24.03.2014 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;3622440 (data obrashcheniya: 20.08.2014).
16. Shmitt B. Biznes v stile shou. Marketing v kul'ture vpechatleniy. M. : Vil'yams, 2005.
17. Digital, Social and Mobile in 2015. URL: http://wearesocial.net/blog/2015/01/digital-social-mobile-worldwide-2015/ (data obrashcheniya: 10.11.2015).
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.