Научная статья на тему 'ВФСК ГТО сквозь призму языкового сознания студентов'

ВФСК ГТО сквозь призму языкового сознания студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЗНАЧЕНИЕ / СЕМАНТИКА / ARSC GTO / PSYCO-LINGUISTIC EXPERIMENT / ASSOCIATION EXPERIMENT / LINGUAL MENTALITY / MEANING / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваганова Ирина Юрьевна, Рачева Вера Андреевна

Реализация проекта продвижения Всероссийской физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предполагает, на наш взгляд, формирование ментального пространства ВФСК ГТО, объединяющего когнитивную, эмотивную и оценочную составляющие. Важное место в структуре моделируемого ментального пространства занимает название комплекса, ведь именно оно выступает стимулом, задающим первоначальный вектор восприятия всего явления. При этом название комплекса является своеобразным маркером, анализ представления которого в языковом сознании позволяет оценить восприятие носителями языка явления в целом. Внедрение ВФСК ГТО в Российской Федерации проходит поэтапно, и на первом этапе в данный процесс оказались вовлечены обучающиеся образовательных организаций разного уровня. В связи с этим вызывает особый интерес, как спустя год с момента возрождения ВФСК ГТО данное явление воспринимается молодежью, как возрожденное название, преломленное через современные реалии, отражается в их языковом сознании. Исследование проводилось с использованием метода свободного ассоциативного эксперимента, в качестве испытуемых выступали студенты первого курса Уральского государственного педагогического университета. Полученные результаты позволяют оценить эффективность и определить пути совершенствования продвижения ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ваганова Ирина Юрьевна, Рачева Вера Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARSC GTO through the prism of lingual mentality of students

The article argues that the realization of the project of promotion of the All-Russian Sports Complex “Ready to Work and Defense” (ARSC GTO) presupposes the formation of the mental environment of the ARSC GTO uniting cognitive, emotive and axiological components. An important role in the structure of the modeled mental environment is given to the title of the complex because it is the title that acts as a stimulus forming the initial vector of perception of this phenomenon. And the title of the complex is a certain marker, the analysis of representation of which in lingual mentality allows the researcher to evaluate the attitude of the speakers of a language to the phenomenon in general. The implementation of the ARSC GTO in the Russian Federation goes through certain stages, and students of education institutions of different levels got involved in the process at the first stage. In this connection, it is interesting to see how the given phenomenon is taken by the young people a year since its revival, how the renewed title revised through modern realia is reflected in their lingual mentality. The study was conducted with help of the method of free association experiment; first year students of the Ural State Pedagogical University were tested. The obtained results make it possible to assess the effectiveness and lay out further ways of perfection of the process of promotion of the All-Russian Sports Complex “Ready to Work and Defense” (GTO)

Текст научной работы на тему «ВФСК ГТО сквозь призму языкового сознания студентов»

УДК 81 '23:796.015.865-057.875 ББК Ш141.12-9-003+Ч511.3

ГРНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

Ваганова Ирина Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры физического воспитания; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб.259; e-mail: vaganova@uspu.ru.

Рачева Вера Андреевна,

старший лаборант кафедры теоретических основ физического воспитания; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб.259; e-mail: ifk@uspu.ru.

ВФСК ГТО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; психолингвистический эксперимент; ассоциативный эксперимент; языковое сознание; значение; семантика.

АННОТАЦИЯ. Реализация проекта продвижения Всероссийской физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предполагает, на наш взгляд, формирование ментального пространства ВФСК ГТО, объединяющего когнитивную, эмотивную и оценочную составляющие. Важное место в структуре моделируемого ментального пространства занимает название комплекса, ведь именно оно выступает стимулом, задающим первоначальный вектор восприятия всего явления. При этом название комплекса является своеобразным маркером, анализ представления которого в языковом сознании позволяет оценить восприятие носителями языка явления в целом. Внедрение ВФСК ГТО в Российской Федерации проходит поэтапно, и на первом этапе в данный процесс оказались вовлечены обучающиеся образовательных организаций разного уровня. В связи с этим вызывает особый интерес, как спустя год с момента возрождения ВФСК ГТО данное явление воспринимается молодежью, как возрожденное название, преломленное через современные реалии, отражается в их языковом сознании.

Исследование проводилось с использованием метода свободного ассоциативного эксперимента, в качестве испытуемых выступали студенты первого курса Уральского государственного педагогического университета. Полученные результаты позволяют оценить эффективность и определить пути совершенствования продвижения ВФСК ГТО.

Vaganova Irina Yur'evna,

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Racheva Vera Andreevna,

Chief Lab Assistant of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ARSC GTO THROUGH THE PRISM OF LINGUAL MENTALITY OF STUDENTS

KEY WORDS: ARSC GTO; psyco-linguistic experiment; association experiment; lingual mentality; meaning; semantics.

ABSTRACT. The article argues that the realization of the project of promotion of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (ARSC GTO) presupposes the formation of the mental environment of the ARSC GTO uniting cognitive, emotive and axiological components. An important role in the structure of the modeled mental environment is given to the title of the complex because it is the title that acts as a stimulus forming the initial vector of perception of this phenomenon. And the title of the complex is a certain marker, the analysis of representation of which in lingual mentality allows the researcher to evaluate the attitude of the speakers of a language to the phenomenon in general.

The implementation of the ARSC GTO in the Russian Federation goes through certain stages, and students of education institutions of different levels got involved in the process at the first stage. In this connection, it is interesting to see how the given phenomenon is taken by the young people a year since its revival, how the renewed title revised through modern realia is reflected in their lingual mentality.

The study was conducted with help of the method of free association experiment; first year students of the Ural State Pedagogical University were tested. The obtained results make it possible to assess the effectiveness and lay out further ways of perfection of the process of promotion of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO).

С

охранение и укрепление здоровья населения страны является одной из приоритетных задач государства на современном этапе. По данным Минздрав-соцразвития России, приведенным в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», у 60% обучающихся имеются нарушения здоровья, лишь 14% обучаю-

щихся старших классов могут быть признаны практически здоровыми, более 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе и по уровню физической подготовленности [11]. В долгосрочной перспективе эти проблемы могут самым негативным образом сказаться на уровне социального и экономического развития

© Ваганова И. Ю., Рачева В. А., 2015

страны, а также на уровне ее обороноспособности. В качестве ведущего вектора в решении данной проблемы выделяется развитие физической культуры и спорта, что нашло отражение в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» [15], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [11]. При этом одним из целевых показателей выступает количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом: в ожидаемых результатах Программы заявлено, что к 2015 году систематически заниматься физической культурой и спортом должно до 30% населения страны.

Решение данной задачи определило организацию работы по поиску и экспериментальной апробации подходов к организации новой национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания, которая оказалась бы эффективна в современных социально-экономических условиях и позволила бы привлечь широкие слои населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, популяризировать ведение здорового образа жизни. Ряд субъектов Российской Федерации в качестве ориентира выбрали существовавший в советские годы комплекс «Готов к труду и обороне». Так, например, были разработаны физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и защите Отечества» в Кемеровской области, московский физкультур-но-спортивный комплекс «Московский спортсмен», в Ярославской области был запущен проект по возрождении движения по сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» [6].

В марте 2014 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [14]. Одной из проблем, стоящих перед участниками внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО), является его популяризация и организация эффективной системы пропаганды. На наш взгляд, проблему внедрения обновленной версии комплекса целесообразно рассматривать в аспекте включения ВФСК ГТО в систему ценностей человека, в его картину мира. В качестве операционального механизма мы рассматриваем ментальное пространство как особый лингвоког-нитивный феномен, служащий для аккумуляции знаний человека об объекте [2].

Одним из значимых компонентов ментального пространства ВФСК ГТО, задаю-

щих вектор его восприятия, является название комплекса - «Готов к труду и обороне» (ГТО). При разработке ВФСК ГТО в 2013 г. проводился конкурс на лучшее название [8], однако в итоге было решено сохранить старое название, что может рассматриваться как дань традициям, истории и установление преемственности в системе физического воспитания.

Особенность представления значения в сознании человека состоит в том, что, как отмечает Ю. Н. Караулов, «любое слово в нашем сознании, в памяти (точно так же, как и в речевой цепи) не существует в отдельности: оно десятками, сотнями "нитей" тянется к другим словам. Любое слово требует "продолжения", ищет свою пару, хочет превратиться в "модель двух слов"» [4, с.751]. Источником этих связей является тот контекст, в котором слово функционирует. В соответствии с деятельностным подходом значение слова понимается как «превращенная форма деятельности», семантика слов оказывается «производной от общей направленности деятельности, в которой они используются в роли средств-орудий» [7, с. 58]. А. А. Леонтьев, характеризуя психологическую структуру значения, отмечает, что она «есть, в первую очередь, система дифференциальных признаков значения, соотнесенная с различными видами взаимоотношений слов в процессе реальной речевой деятельности, система семантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическое понятие, а в динамике коммуникаций, во всей полноте лингвистической, психологической и социальной обусловленности слова» [Цит. по: 7, с. 58].

Современная молодежь, в частности обучающиеся образовательных организаций разного уровня, родилась после того, как комплекс ГТО практически прекратил свое существование в 1990-х гг., хотя и не был официально упразднен. Тем самым понятие «ГТО» лишилось социальной обусловленности: не стало той деятельности, в которой оно функционировало. Возрождение комплекса в наши дни приводит и к возрождению понятия, к его новому семантическому наполнению. В связи с этим вызывает интерес то, как данное понятие представлено в сознании студентов - носителей языка, сохраняется ли прежнее семантическое наполнение, связанное с подготовкой к защите Родины, тот патриотический импульс, который был заложен в название комплекса изначально [5].

В октябре 2015 г. нами был проведен психолингвистический эксперимент, в котором принял участие 91 студент 1 курса Уральского государственного педагогического университета (Института физической

культуры, Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации и исторического факультета).

Эксперимент проводился с использованием методики свободного ассоциативного эксперимента. Перед нами стояла задача выявить ассоциативный потенциал слова (названия комплекса), который представлен в обыденном языковом сознании молодежи. В соответствии с методикой испытуемым

нужно было записать несколько любых ассоциаций на слово-стимул. При этом в качестве последнего сначала предъявлялась аббревиатура «ГТО», а затем полное название комплекса «Готов к труду и обороне».

В ходе эксперимента были получены реакции, количественная обработка которых позволяет выявить ядерную и периферийную зоны ассоциативного поля (см. табл.).

Таблица. Структура ассоциативного поля

Зона поля Стимул

ГТО Готов к труду и обороне

Ядро спорт (18), готов к труду и обороне (15), физкультура (13), нормативы (12), здоровье (11), значок (9) СССР (6), ГТО (4)

Периферия труд (5), сила (4), СССР (4), школа (4), нормы (3), сдача нормативов (3), соревнования (3), бег (3), песня (3), ужас (2), тяжело (2), сдача (2), оборона (2), спортивные нормы (2), Тимати (2), песня Тимати feat. L'one (2), сложно (2), выпускной, обида, отжимания, скучно, не люблю, готов, жуть, физическая культура, норма, комплекс, упражнения, звания, сильный человек, состязание, Советский Союз, хорошо, движение, патриотизм, спортивный, здоровый, выносливость, способность, разряды, физ.нормы, привилегии, не хочу, грусть, образование, норматив, усталость, нагрузка, стрельба, лагерь, Тимати отжимается, глупость, тяга, клуб, спортсмен, война за место, подготовка, зачет, скорость, экзамен, нормы физ. подготовки, Тимати feat. L'one, здоровый образ жизни, награды, ЗОЖ, спортивная подготовка, золотой значок, место, значки, спортивные упражнения, игра, мяч, отжимания, «Быстрее, выше, сильнее!», жизнь, L'one лозунг (2), норма (2), армия (2), защита (2), сила (2), оборона (2), здоровье (2), нормативы (2), стремление (2), готовность (2), быстрее (2), история (2), девиз, сплочение, гордость, министерство, закон, Путин, Отечество, мощь, физкультура, школа, государство, выносливость, быстрота, всецело готов, защита, смелость, работа, спорт, подготовка, работа и труд всё перетрут, танк, орудие, маски, социализм, текст, аббревиатура, олимпиада, успех, помощь, развитие способностей, служба в армии, трудолюбие, «Выше, сильнее», сдача нормативов, комплекс упражнений, сдача определённых нормативов, награды, обязанность, 11 класс, экзамен, упражнения, обязательная сдача нормативов, побеждать, всем надо, важно, возобновление, бег, медаль, «Быстрее, выше, сильнее!», соревнования, цель, труд

Приведенное в таблице распределение реакций демонстрирует, что, несмотря на синонимичность понятий, аббревиатура, используемая для номинации комплекса, вызывает большее количество реакций у респондентов, при этом ядро ассоциативного поля образуют понятия «спорт» и «физическая культура». Полное же название комплекса вызывает меньшее количество типических реакций (ср. реакции, обладающие наибольшим индексом: спорт (18) - СССР (6)), и в ядерную часть ассоциативного поля входит понятие «СССР», а понятия «спорт» и «физкультура» находятся на периферии и являются единичными реакциями.

Качественная обработка результатов обнаруживает семантический тип реакций, который отражает установление смысловых отношений между словом-стимулом и ассо-циатом.

При этом выделяются разные ассоциативные доминанты, характерные для вос-

приятия молодежью краткого и полного названия комплекса, хотя наличие в ядре ассоциативного поля «ГТО» расшифровки аббревиатуры (реакция «Готов к труду и обороне» (15) занимает второе место по частотности), а в ядре ассоциативного поля «Готов к труду и обороне» - аббревиатуры ГТО (4) (эта реакция являет второй по частотности) свидетельствует о том, что в языковом сознании испытуемых эти единицы оказываются соотносимыми.

Аббревиатура ГТО, как уже отмечалось, вызывает больше типических реакций. В качестве основной ассоциативной доминанты в ее восприятии можно выделить восприятие ГТО как составной части физической культуры и спорта (спорт (18), ФК (13), бег (3), соревнования (3), спортивные нормы (2), отжимания, упражнения, состязание, выносливость, стрельба, мяч, клуб, спортсмен, спортивный, «Быстрее, выше, сильнее», ЗОЖ, здоровый образ жизни). Это определяет включение в ассо-

циативное поле спортивной терминологии, лексики, относящейся к лексико-семанти-ческой группе «спорт», а также прецедентного высказывания - олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее».

Другим вектором восприятия ГТО является включение данного понятия в контекст современной культуры (песня (3), Ти-мати (2), песня Тимати feat. L'one (2), Тима-ти отжимается, Тимати feat. L'one, L'one). Появление данной ассоциативной доминанты связано с реализацией проекта продвижения ВФСК ГТО и привлечения к нему популярных в молодежной среде и субкультуре лиц. Песня «ГТО» стала одной из заглавных в рамках концертного тура, проведенного артистами Тимати и L'one в 2015 г. При этом программа тура не сводилась к концертным выступлениям, но включала и спортивную составляющую, связанную с выполнением некоторых нормативов исполнителями и поклонниками. Дополнительно в сети Интернет выкладывались отчетные видео.

Еще одним вектором в восприятии стимула «ГТО» является включение данного понятия в исторический контекст (СССР (4), Советский Союз). Тем самым семантика преемственности в восприятии данного стимула оказывается выраженной, хотя и находится на периферии ассоциативного поля.

Отдельно следует выделить реакции, связанные с эмоциональным восприятием слова-стимула (хорошо, ужас, тяжело, сложно, жуть, скучно, не люблю, не хочу, грусть). Данные реакции включают в себя как положительную (хорошо), так и отрицательную (ужас, жуть) оценку понятия. ГТО воспринимается, с одной сторону, как маркер успешности (золотой значок, сильный человек, место, привилегии), а с другой -как форма контроля, неразрывно связанная с системой образования (школа (4), сдача нормативов (3), сдача (2), выпускной, зачет, экзамен, лагерь, образование).

В целом можно говорить о том, что понятие «ГТО» воспринимается молодежью

как современное явление, активно входящее в их жизнь и ориентированное в первую очередь на продвижение здорового образа жизни.

Восприятие стимула «Готов к труду и обороне» отличается меньшей эмоциональностью и меньшим набором векторов восприятия. Главной ассоциативной доминантой в восприятии данного стимула выступает включение понятия в исторический контекст (СССР (6), история (2), социализм), что составляет ядро ассоциативного поля.

На втором месте оказывается актуализация семантики защиты Отечества (армия (2), защита (2), оборона (2), Отечество, государство, защита, смелость, танк, орудие, служба в армии, побеждать). В названии комплекса предусмотрены две сферы выполнения гражданского долга: мирный труд и защита Родины с оружием в руках. Военная составляющая значения для испытуемых обладает большей степенью актуальности. Для сравнения: реакции, связанные с «трудовой» семантикой, носят единичный характер, и их значительно меньше (работа, работа и труд все перетрут, трудолюбие, труд).

В отличие от аббревиатуры, данный стимул не вызвал у испытуемых большого количества оценочных реакций, а выявленные оценки носят единичный характер и связаны в первую очередь с определением значимости комплекса (важно, всем надо).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что понятие «ГТО» оказывается включено в деятельность современной молодежи, ассоциативный фон определяется наличием социальных, культурных, исторических коннотаций. Недостаточная выраженность в восприятии названия комплекса некоторых семантических аспектов, в частотности патриотической составляющей, позволяет определить те направления в продвижении комплекса, которые недостаточно реализованы и требуют дополнительного внимания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биктуганова М. Ю., Терентьев А. Е. Условия внедрения и пропаганды Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процессе организации духовно-нравственного воспитания в системе высшего профессионального образования / / Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 15-17.

2. Ваганова И. Ю. Ментальное пространство как механизм продвижения ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 18-21.

3. Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвистической креативности: экспериментальные данные / / Вопросы психолингвистики. 2015. № 25. С. 148-157.

4. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. М. : Астрель : АСТ, 2002. Т. 1 : От стимула к реакции. С. 751-782.

5. Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание и ГТО: к постановке проблемы // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 80-84.

6. Очерки становления комплексов ГТО и БГТО на Урале: история и современность : моногр. / отв.ред. М. В. Попов, И. Ю. Ваганова. Екатеринбург, 20l5.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. M. : Эксмо, 20l0.

S. Положение о Всероссийском конкурсе на разработку названия, эскизов знака и талисмана Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/polojenokonkyrse.doc (дата обращения: l0.ll.20l5).

9. Разумова А. В. Альтернативный спорт как способ продвижения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / / Педагогическое образование в России. 20l4. N° 9. С. S4-S6.

10. Русинова M. П. Проблемы эффективной пропаганды ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. 20l4. да 9. С. S7-S9.

11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2009 г. ш1101-р). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения: 17.04.2015).

12. Тагильцева Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!» / / Педагогическое образование в России. 2015. Ш 1. С. 9б-99.

13. Терентьев А. Е., Филатова И. А. Значение спортивно--массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре / / Теория и практика физической культуры. 2010. да 3. С. 4l-43.

14. Указ Президента Российской Федерации Ж 172 от 24.03.2014 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?l;3б22440 (дата обращения: 20.08.2014).

15. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 г. Ж7). URL: http://docs.cntd.ru/document/90l963760 (дата обращения: l7.04.20l5).

REFERENCES

1. Biktuganova M. Yu., Terent'ev A. E. Usloviya vnedreniya i propagandy Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v protsesse organizatsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 9. S. l5-l7.

2. Vaganova I. Yu. Mental'noe prostranstvo kak mekhanizm prodvizheniya VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. да 9. S. i8-2l.

3. Gridina T. A. Assotsiativnyy potentsial slova kak osnova lingvisticheskoy kreativnosti: eksperimental'nye dannye // Voprosy psikholingvistiki. 20l5. Ж 25. S. l48-l57.

4. Karaulov Yu. N. Russkiy assotsiativnyy slovar' kak novyy lingvisticheskiy istochnik i instrument analiza yazykovoy sposobnosti // Russkiy assotsiativnyy slovar'. M. : Astrel' : AST, 2002. T. l : Ot stimula k reaktsii. S. 75l-7S2.

5. Murzina I. Ya., Murzin A. E. Dukhovno-nravstvennoe razvitie, patrioticheskoe vospitanie i GTO: k postanovke problemy // Aktual'nye problemy i podkhody k vnedreniyu Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 20l4. S. S0-S4.

6. Ocherki stanovleniya kompleksov GTO i BGTO na Urale: istoriya i sovremennost' : monogr. / otv.red. M. V. Popov, I. Yu. Vaganova. Ekaterinburg, 20l5.

7. Petrenko V. F. Osnovy psikhosemantiki. M. : Eksmo, 20l0.

S. Polozhenie o Vserossiyskom konkurse na razrabotku nazvaniya, eskizov znaka i talismana Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa. URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/polojenokonkyrse.doc (data obrashcheniya: l0.ll.20l5).

9. Razumova A. V. Al'ternativnyy sport kak sposob prodvizheniya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. Ж 9. S. 84-S6.

10. Rusinova M. P. Problemy effektivnoy propagandy VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 9. S. 87-S9.

11. Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 07.09.2009 g. ж1101-г). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (data obrashcheniya: l7.04.20l5).

12. Tagil'tseva Yu. R. Sistema formirovaniya polozhitel'noy motivatsii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkakh VFSK «Gotov k trudu i oborone! » // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. Ж 1. S. 96-99.

13. Terent'ev A. E., Filatova I. A. Znachenie sportivno-massovykh meropriyatiy v formirovanii u studentov tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoy kul'ture // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 20l0. Ж 3. S. 4l-43.

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Ж 172 ot 24.03.2014 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?l;3622440 (data obrashcheniya: 20.0S.20l4).

15. Federal'naya tselevaya programma «Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 200б-2015 gody» (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 11.01.2006 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/90l9б37б0 (data obrashcheniya: l7.04.20l5)

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.