Ш Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 79-87. Е В ДРОЗЛ УДК 355.233.11(470.324) • LJ • Мро°л
Анализ современного состояния отечественной военно-профессиональной ориентации (на примере Воронежской области)*
Статья посвящена анализу состояния отечественной военно-профессиональной ориентации в современный период развития страны (на примере Воронежской области). Условно разделено на этапы развитие военно-профессиональной ориентации в новейшей истории России и выявлены их характерные особенности. В рамках выявленных этапов показана динамика общественного мнения относительно вопросов призыва на военную службу. Представлен эволюционный путь развития отечественной военно-профессиональной ориентации, тесно увязанный с совершенствованием ее нормативно-правовой базы в постсоветский период. Дано краткое описание деятельности существующих в Воронежской области первичных организаций ДОСААФ, специализированных подготовительных военно-учебных заведений (кадетских корпусов, суворовских училищ), средних учебных заведений, спецклассов, общественных организаций и т.д. в интересах ориентации молодежи на военную службу. Более подробно представлена организация работы в ВУНЦ ВВС «вВа» (город Воронеж) по целенаправленной многоступенчатой подготовке будущих офицеров к профессиональной службе в Вооруженных силах РФ. Выявлены современные тенденции к централизации отечественной военно-профессиональной ориентации.
Ключевые слова: отечественная военно-профессиональная ориентация, постсоветский период, довузовская подготовка, военная служба, кадетский корпус, суворовское училище
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001
Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 79-87.
E. V. Drozd
Analysis of the current state of the domestic military-professional orientation (on the example of Voronezh region)
The article analyzes the state of the domestic military-vocational orientation in the modern period of development of the country (on the example of Voronezh region). Divided into stages the development of military-vocational orientation in Russia's recent history and identified their characteristics. Within the identified stages shows the evolution of public opinion regarding the issues of conscription for military service. Presents the evolutionary path of development of domestic military-professional orientation are closely linked to the improvement of its regulatory framework in the post-Soviet period. A brief description of the available activities in the Voronezh region of the primary organizations DOSAAF, specialized preparatory military schools (cadet corps, Suvorov schools), secondary schools, special classes, public organizations, etc. in the interests of orientation of young people for military service. More in detail the organization of work in VUNTS VVS "VVA" (city of Voronezh) focused on multi-stage training of future officers for professional service in the Armed forces of the Russian Federation. Identify current trends towards centralization of the domestic military-professional orientation.
Keywords: domestic military-professional orientation, the post-Soviet period, pre-University training, military service, cadet corps, Suvorov military school
распадом Советского Союза организация / отечественной военно-профессиональной
V__" ориентации претерпела значительные
изменения. Большая часть формальных и неформальных объединений прямо или косвенно выполняющих функции по ориентации граждан на военную службу пришли в упадок либо вовсе прекратили свое существование.
Что касается общего отношения в стране в тот период времени, относительно вопросов призыва на военную службу, престижа военной профессии, то необходимо отметить, что согласно данным военных комиссариатов: «В начале девяностых годов учетно-мобилизационная, призывная работа значительно усложнилась, снизилась учетно-воинская дисциплина среди военнообязанных. Участились случаи неявки на призывные пункты, уменьшилось количество желающих поступать в военные училища. В 1990 году отменяется начальная военная подготовка, увеличиваются предоставляемые отсрочки призывникам. Среди молодежи отмечается рост больных и призывников с «дефицитом веса». Падает престиж военной службы, проявляются антиармейские настроения. Многие военнослужащие находятся в «бегах»» [1, с.41].
Несмотря на это, работа военных комиссариатов по ориентации молодежи на военную службу не прекращалась. В некоторых районах города проводились традиционные, так называемые «Дни призывника». Молодые люди встречались с ветеранами ВОВ, которые напутствовали их на добросовестное исполнение воинского долга. В воинских частях собирались команды старшеклассников для проведения соревнований по военно-спортивному мастерству, включающие строевую подготовку, метание гранаты, подтягивание, отжимания, умение пользоваться противогазом, оружием, оказанию первой медицинской помощи.
В стране резко поменялось отношение в негативную сторону также и к военно-патриотическому воспитанию. Получили свое развитие антимилитаристские, пацифистские настроения. Вместе с тем, военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих работы по военно-профессиональной ориентации и имеет четыре основных направления: идейно-политическое, морально-психологическое, физическое воспитание и военно-техническую подготовку. Все эти аспекты, в случае выбора молодыми людьми военной карьеры, играют немаловажную роль в ориентации и качестве подготовки к военной службе, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Понимание, что военно-патриотическое воспитание формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой Отечества и является жизненно необходимым для государства, во многом пропало.
Своего рода наследием Советского периода стало зарождение в 1990 году Юнармейского
движения на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движение юных патриотов», образованной в результате объединения военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», военно-патриотических клубов и других. Основными задачами движения стали оказание помощи по реализации программ по подготовке к военной службе и патриотическому воспитанию.
Таким образом, внимание государства на вопросы ориентации молодежи на военную службу, по сравнению с Советским периодом, было значительно ослабленно. Условно разделяя на этапы развитие отечественной военно-профессиональной ориентации в постсоветский период, выделим этот период (с 1991 года и до 1995 года) и назовем этапом «падения уровня военно-профессиональной ориентации».
На наш взгляд, следующий этап, назовем его «возрождение и развитие военно-профессиональной ориентации» это период с 1996 года по 2004 год. Настало время возврата к допризывной подготовке на государственном уровне. Ситуация начала выправляться примерно в середине 90-х годов. Вновь появилось понимание высшими органами власти важности решения этой проблемы в исторически сложившихся условиях и на перспективу.
Основными признаками, указывающими на это, по нашему мнению, явились:
1. Издание ряда законодательных нормативно-правовых актов:
а) Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»; б) Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»; в) Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441 (ред. от 15.06.2009) «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»; г) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
В целом, учебный процесс по допризывной подготовке в старших классах общеобразовательных школ и довузовских учреждениях планировался и организовывался в соответствии с программой допризывной подготовки учащейся молодежи, приказами, нормативными документами и учебно-методическими рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства обороны и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций РФ, региональными законодательными актами [2, с.5].
В соответствии с Законом Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе: «Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта, овладение
военно-учетными специальностями, военную подготовку в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан» [3].
2. Образование новых и активизация существующих общественных организаций, ведущих свою деятельность в интересах допризывной подготовки, при содействии органов государственной власти, местного самоуправления и военных комиссариатов.
Касаемо Воронежской области следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации облвоенкомом и военными комиссарами оказывалась помощь Верх-не-Донскому казачьему обществу в организации на территории области хуторских, станичных, городских казачьих обществ. Их работа была направленна на качественное и своевременное решение вопросов по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовку ее к службе в армии, организацию встреч атаманов с работниками военкоматов по согласованию совместных действий по пропаганде патриотизма и любви к Вооруженным силам.
Была создана региональная общественная организация «Колыбель русского флота», выпущен первый в Воронеже морской журнал с одноименным названием. Проведен ряд мероприятий по подготовке праздников, посвященных 300-летию Российского Флота, проводились торжественные проводы юношей для службы на флоте, а также встречи с экипажами подшефных кораблей. Велся сбор экспонатов для военно-морского музея [1, с.46].
В 1989 году в состав Воронежской морской школы ДОСААФ вошла и Всесоюзная школа водолазов, которая тогда готовила до 350 водолазов 1, 2, 3 классов 1-2 групп специализации в год [4, с.28].
Приказом Главкома ВМФ школа была закреплена за Северным флотом, который многие годы шефствует над будущими моряками-воро-нежцами. Большинство выпускников школы шли служить на Северный флот. В августе 2003 года школа была переименована в Воронежскую водолазную школу РОСТО (ДОСААФ) имени Героя Советского Союза М.И. Авраменко.
По решению руководства ДОСААФ в 1987 году при ней был создан клуб юных моряков (КЮМ) «Североморец», который комплектуется учениками 5-7 х классов. Зимой «кюмовцы» изучают морское дело в классах, тренируются в бассейне, а летом занимаются на шлюпках на Воронежском водохранилище, ходят в походы. Ежегодно школа проводит с ними сборы в лагере армей-
ского типа, который размещается на одном из островов Воронежского водохранилища. Воспитанники КЮМа, как правило, поступают в Нахимовское училище, в мореходные и речные учебные заведения [4, с.28].
3. Возрождение образовательных учреждений довузовской подготовки кадров для Вооруженных Сил РФ.
Согласно Распоряжению Президента Российской Федерации Правительству РФ требовалось принять меры по увеличению в системах Минобороны России количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола, - суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских корпусов (кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов) и утвердить в 3 месячный срок положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах (кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах).
В Правилах приема в Суворовские военные училища (СВУ), Кадетские ракетно-артиллерий-ские корпуса (КРАК) и Нахимовские военно-морские училища (НВМУ) представлены требования к молодым людям, изъявившим желание поступить в них. Касательно проблематики настоящей статьи выделим следующее: Принимаются юноши (граждане России) в возрасте 14-15 лет, годные по состоянию здоровья к обучению в военных училищах и желающие в будущем стать офицерами. Срок обучения - три года. Осуществляется проверка физической подготовленности по нормативам ГТО, окончательное медицинское освидетельствование и проверка на психологическую готовность к обучению. После окончания СВУ, КРАК и НВМУ выпускники без экзаменов направляются в высшие военные и военно-морские училища. Таким образом, на государственном уровне происходило возрождение образовательных учреждений довузовской подготовки кадров для Вооруженных Сил РФ.
4. Активизация работы по военно-профессиональной ориентации в школе.
Целью занятий по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и допризывной подготовки (ДП) являлось обучение старшеклассников основам военного дела и воспитанию у них патриотических чувств к Родине, в объеме принятой «Региональной программы допризывной подготовки учащихся государственных средних общеобразовательных учебных заведений Воронежской области» [2].
Рассматривая вопрос методического обеспечения проведения занятий по ОВС (Основы военной службы) в рамках ОБЖ (Обеспечение
безопасности жизнедеятельности), выделим разработку учебно-методического пособия подготовленного в соответствии с региональной программой допризывной (военной) подготовки учащихся средних общеобразовательных учреждений Воронежской области. В нем содержались материалы по военно-патриотическому воспитанию и общевойсковой подготовке в объеме Курса молодого солдата [2].
Особенно тщательно планировались полевые занятия с юношами 11-х классов и туристические походы 10-х и 11-х классов. Туристический поход с юношами 11-х классов организовывался одновременно с выходом на полевые сборы. Районная администрация устанавливала время, место и порядок проведения полевых занятий, время посещения воинских частей с целью ознакомления старшеклассников с размещением и жизнью личного состава, с вооружением и боевой техникой. Полевые занятия, как правило, проводились одновременно с юношами 11-х классов всех или нескольких школ района на базе оборонно-спортивных лагерей или воинских частей, где отрабатывали 34-часовую программу, в том числе стрельбы из боевого оружия. Разрабатывался тематический план, внеурочные мероприятия, составлялось расписание занятий [2, с.5].
В общешкольном годовом плане учебно-воспитательной работы считалось целесообразным иметь специальный раздел «Патриотическое воспитание учащихся», в котором были бы предусмотрены организация военно-технических и военно-спортивных кружков, посещение воинских частей, экскурсии, игры, вечера, тематические викторины, встречи с ветеранами войны и труда, воинами Вооруженных Сил РФ и другие военно-патриотические и оборонно-массовые мероприятия [2, с.6].
В обязанности преподавателя, помимо всего прочего было вменено систематически вести работу по военной профориентации юношей старших классов, вовлекать их в активную внеурочную работу [2].
Программа допризывной подготовки молодежи предусматривает изучение Конституции и военного законодательства РФ, региональных руководящих и нормативных документов о службе в вооруженных силах, о защите Отечества, назначении вооруженных сил, об их характере и особенностях.
Особое место при изучении разделов и тем программы отводится выработке у учащихся высокой дисциплины, организованности, коллективизма, ответственности перед законом, бдительности, инициативы и находчивости [2, с.8].
Завершающим этапом практического обучения являются тактические занятия на местности. Тактико-строевые, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки учащимися техники выполнения приемов и способов действий в составе отделения,
взвода в различных условиях обстановки [2, с.9].
Одной из форм пропаганды военной службы в середине 90-х годов стали специализированные автоклубы, созданные с целью военно-патриотического воспитания. В их состав, как правило, входили представители военных комиссариатов, офицеры воинских частей, воинские творческие коллективы, представители предприятий города - победители военно-патриотических конкурсов.
Примерно с начала 2000-х годов командованием Воронежского военного авиационного инженерного института (далее ВВАИИ) активизировался процесс привлечения молодых людей к поступлению в подчиненный им военный вуз. Начался процесс создания образовательных учреждений подготовительного типа, осуществляющих военно-профессиональную ориентацию на те, воинские специальности, на которые готовились будущие офицеры для военной службы в Военно-воздушных силах страны.
Так, в 2003 году в Воронеже на базе ВВАИИ открылась кадетская школа-интернат. Базовые дисциплины кадеты изучали в общеобразовательной школе №74, а специфические - физпод-готовка, строевые приемы, рукопашный бой и так далее - в стенах интерната. В отличие от уже существующего - Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса, это учебное заведение, во-первых, являлось «государственным», во-вторых, учебно-воспитательный процесс в нем был сориентирован на современную, а не дореволюционную армию. Помимо этого, было налажено успешное сотрудничество педагогов военного вуза с педагогическими коллективами общеобразовательной школы №74 и гимназии им. Платонова в интересах военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации подростков. В этих учебных заведениях имелись специализированные классы от ВВАИИ, в которых помимо учителей школ вели занятия преподаватели военного института. В дальнейшем работа по военно-профессиональной ориентации в военном вузе совершенствовалась и развивалась.
Относительно ориентации молодых людей на службу в военно-морском флоте, отметим, что в 2002 году в г. Новохоперске на базе школы №2 и в г. Нововоронеж на базе школы №5 Воронежской области, открыты филиалы Воронежского морского кадетского корпуса «Петр Великий», где обучаются воспитанники учащиеся 5-9 классов и кадеты учащиеся 10-11 классов. Задачами спецклассов является отработка практики обучения школьников морским специальностям, патриотическое воспитание молодежи и подготовка к службе на флоте или к поступлению в военно-морские учебные заведения.
Из конкретных мероприятий по профессиональной подготовке юношей к службе на флоте, проводимых в филиалах корпуса отметим следующие: получение общих сведений об устройстве
корабля и основах корабельной жизни, обучение управлению катером, хождение под парусом, получение специальности водолаза, прохождение учебной практики на кораблях Каспийской флотилии, летние сборы на Адмиралтейском острове Воронежского водохранилища.
Анализируя данные Воронежского областного военкомата по вопросу призыва молодых людей на военную службу, отметим, что до определенного времени в Воронежской области из года в год росло количество граждан, избегающих перспективу пополнить ряды Вооруженных Сил. Так, в 2004 году по итогам за год от явки по повестке и призывных мероприятий уклонилось более 3600 граждан, силами военкоматов и РОВД удалось разыскать 2253 человека [5]. Примерно после 2005 года эта проблема постепенно стала сходить на нет. По нашему мнению, этому способствовало следующее: во-первых, служба в армии постепенно становилась престижной, благодаря, том числе, реализации Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; во-вторых срок службы с 2008 года стал не два, а один год; в-третьих, за уклонение от военной службы стали применяться реальные наказания в соответствии с уголовным кодексом РФ; в четвертых, имелась возможность проходить альтернативную службу.
Таким образом, следующим этапом, на наш взгляд, является период с 2005 года до 2009 год - «стабильное развитие военно-профессиональной ориентации».
Одной из форм военно-профессиональной ориентации в Воронежском Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (далее ВУНЦ ВВС «ВВА») (бывшем ВВАИИ, ВВВАИУ, ВАИУ) стала работа агитационных групп. «В училище стараются привлекать абитуриентов со всей России. Задолго до вступительных экзаменов агитационные материалы о военном вузе высылаются во все краевые, областные и республиканские военные комиссариаты, работают агитационные группы. В ходе их работы демонстрируются фильм об училище, номера художественной самодеятельности» [6].
На наш взгляд, еще одной важной особенностью в деятельности по военно-профессиональной ориентации молодежи, стала постановка специального задания курсантам, убывающим в отпуск, заключающаяся в посещении курсантами учебных заведений, в которых они учились до поступления в военный вуз, с целью агитации школьников связать свою судьбу со службой в Вооруженных Силах РФ. Для качественного выполнения поставленной задачи, им предоставляются материалы, информирующие потенциальных курсантов о преимуществах и перспективах обучения в военном вузе.
Из интервью начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» Зи-брова Г.В.: «Я сам выбрал профессию военного
благодаря своему школьному преподавателю по начальной военной подготовке. Формирование «психологии защитника» должно начинаться еще в школьные годы. У нас тридцать шесть подшефных школ, училищ и детско-юношеских коллективов. Курсанты выступают в них, делятся своим пусть еще небогатым, но опытом, проводят уроки мужества» [7]. Следовательно, всего за 4 года число школ, с которыми было налажено взаимодействие, выросло на порядок. «По итогам анкетирования нынешних первокурсников в 2005 году на момент поступления в военное училище абсолютно уверенными в правильности выбора профессии офицера среди них было 76%, через полгода мнение укрепилось и таковых стало 96%. Я думаю, это результат патриотического и воинского воспитания, той образовательной среды, в которой они находятся в училище» [8]. И действительно, изучая особенности воспитательной и учебной работы, повседневную деятельность подразделений, распорядок дня, и различные мероприятия военной направленности, проводимые в вузе, приходишь к выводу, что практически все они вносят свой определенный вклад в дело укрепления уверенности курсантов в правильности выбора офицерской профессии. Таким образом, работа по ориентации молодых людей на военную службу в ВУНЦ ВВС «ВВА», осуществляется не только до их поступления в вуз, но и во время обучения. Все это, воплощено в жизнь благодаря деятельности руководителей всех степеней и профессорско-преподавательского состава военного вуза.
Еще одно военно-учебное заведение Воронежской области, воссозданное в 2003 году - Воронежская муниципальная кадетская школа им. А.В. Суворова, которая стала законной правопреемницей Воронежского СВУ. За пять лет существования школы из ее стен вышли 54 выпускника. Все они поступили в высшие учебные заведения: 23 человека - военные вузы, 31 - в гражданские.
Выделим следующие особенности в ее деятельности относительно ориентации воспитанников на военную службу:
- специфический уклад жизни, присущий военизированному общеобразовательному учреждению (ежедневный утренний осмотр, ношение особой формы одежды, широкое использование воинских и гражданских ритуалов в общении, усиленные занятия спортом, строевые тренировки);
- реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;
- ежегодное проведение летних полевых сборов с практической отработкой навыков по тактике, огневой, строевой, военно-инженерной, физической подготовке.
Стратегической целью Воронежской кадетской школы им. А.В. Суворова является форми-
рование личности будущего военнослужащего - мужчины, защитника Отечества, патриота, человека активного и творческого, освоившего культуру общества.
В ВКШ им. Суворова разработана программа воспитательной работы, созданная на основе опыта кадетских корпусов, существовавших до 1917 года и суворовских военных училищ советских времен [9].
В 2002 году было открыто Негосударственное образовательное учреждение Военно-морской кадетский корпус «Колыбель русского флота». В совокупности на 2006 год под его эгидой действовали специализированные военно-морские классы в средних общеобразовательных школах и гимназиях: СОШ №4 г. Бутурлиновка; СОШ №3 г. Новая Усмань; гимназия №1 п. Рамонь; СОШ №5 г. Нововоронеж; СОШ №91 г. Новохоперск; ЦО (центр образования) №1 г. Воронеж [10, с.12-13].
Документальным основанием работы в вышеуказанных учебных заведениях стало «Соглашения о совместной деятельности, в которых оговорено, что данные учреждения берут на себя обязательства по организации общеобразовательной подготовке кадет на своей базе, а руководство МКК «Колыбель русского флота» отвечает за предоставление базы и организацию учебного процесса по специальным дисциплинам для морских кадет: история ВМФ, морская практика, основы корабельной жизни, основы связи на море, водолазное дело. Кроме того, руководство МКК взяло на себя ответственность за организацию отбора и поступление кадет-выпускников в военно-морские институты России. С этой целью были заключены договора с военно-морскими институтами в Санкт-Петербурге: Военно-морским инженерным институтом; Военно-морским институтом «Петр Великий»; Военно-морским институтом радиоэлектронники им. А.С. Попова [10, с.13].
Ежегодно для кадетских классов проводилась летняя шлюпочная практика в летних лагерях, где кадетам прививались навыки управления шлюпкой на веслах и под парусом, а также давались основы организации военной службы. Военно-патриотическая и военно-воспитательная работа с кадетами велась в рамках общеобразовательных и специальных предметов, направленных на профессиональную ориентацию кадет-выпускников [10].
Таким образом, на 2006 год в Воронежской области осуществляли деятельность по военно-профессиональной ориентации, следующие военно-подготовительные учебные заведения: Михайловский кадетский корпус, кадетская школа им. А.В. Суворова, военно-морские кадетские классы, кадетские классы МЧС, ряд общеобразовательных школ (№1, 3, 74).
Помимо учебных заведений, по нашему мнению, стоит упомянуть особенности работы по во-
енно-профессиональной ориентации в детских специализированных лагерях. Например, в оборонно-спортивном лагере «Юный пограничник» Ленинского района города Воронежа. Молодые люди в течение двух недель жили в условиях, приближенным к боевым. Личный состав лесной заставы довольно пестрый. Здесь и воспитанники областной школы-интерната №1, и подопечные ленинской инспекции по делам несовершеннолетних, учащиеся военизированных спецклассов. Однако курсанты - а именно так величают подчиненных командира - зачисляют не всех желающих. Лагерная элита, разведчики, проходят круглосуточную подготовку в клубе «Юный пограничник» Ленинского района. Только те из них, кто успешно выдержал испытания, попадают на летние сборы [11, с.6].
Из интервью руководителя лагеря: «Военно-патриотическое воспитание одно время было забыто, помочь ребятам вспомнить, какими были их отцы и деды, научить любить и защищать свою Родину - в этом смысл нашей работы. А результат? ... Десять человек настроены поступать в военные вузы. С первых минут загородного общежития включаются мальчишки в сумасшедший армейский ритм. Ежедневно в суточный наряд по лагерю заступают шесть человек. Дежурный и дневальный следят за тем, чтобы не было вблизи посторонних, не ходили в «самоволку». Учатся преодолевать страх темноты: быть начеку приходится ночью. А днем - тренировки. Учебный бой, тактическая подготовка, строевая» [11, с.6].
Исходя из вышеизложенного, говоря о формах военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшее значение для формирования военно-профессиональной направленности молодежи, на наш взгляд, следует выделить следующие: уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, воинами Вооруженных Сил РФ, военно-спортивные соревнования, марш-броски, эстафета с метанием ручных гранат в цель, тренировка в использовании средств индивидуальной защиты, походы по местам боевой славы, вахта памяти, запись и работа в военно-спортивных кружках, оборонно-спортивных лагерях, посещение воинских частей, организация военно-спортивных соревнований с юношами на полевых сборах, стрелковые соревнования.
Изучая виды и формы ориентации молодых людей на военную службу, мы обнаружили еще одну, а именно вовлечение их в казачьи организации и обучение в них различным армейским навыкам, таким как: умению стрелять, вести рукопашный бой, правилам ведения уличного боя, а также проведение тактических учений на местности и т.д.
Так, на базе Воронежского отдельного казачьего общества казачий хутор «Муромский» г. Воронежа, в Уставе которого записано: «.казачье общество оказывает содействие в подготовке кадров для Вооруженных Сил РФ и охраны государ-
ственной границы», создана и зарегистрирована группа «БАРС» («Боевая Армейская Система»). В нее набирались молодые люди в возрасте от 8 до 15 лет. По нашему мнению, примечателен тот факт, что программу обучения «БАРСа», утверждали комитет по образованию Советского района г. Воронежа, а также районный военный комиссариат. Это говорит об одобрении и поддержке деятельности группы со стороны властей города. На 2001 год в «БАРСе» занималось 100 детей из семи школ г. Воронежа. Силами самих школьников и их родителей для освоения курса «ОБЖ» создали полосу препятствий, стрелковый тир, тренажеры силовой подготовки, зал рукопашного боя с манекенами [12, с.3].
В 2007 году в селе Гороховка, Воронежской области состоялось торжественное открытие областного государственного общеобразовательного учреждения кадетской-школы-интерната «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус». Относительно военно-профессиональной ориентации отметим следующее: кроме общеобразовательных дисциплин дети занимались в кружках и на факультативах: самбо, тренируются ходить строем и петь строевые песни, учат историю казачества, соблюдают воинский быт и уставы [13, с.2].
В соответствии с решением внеочередного съезда РОСТО, прошедшего 28 апреля 2009 года, общество было преобразовано в общественно-государственную организацию добровольного общества содействия армии, авиации и флота (ОГО ДОСААФ) [14]. Такое изменение статуса влекло за собой и расширение диапазона функций, выполняемых организацией. Помимо традиционной военно-патриотической работы с допризывной молодежью, ОГО ДОСААФ стала заниматься подготовкой юношей и девушек по военно-учетным специальностям, что в условиях перехода на одногодичный срок службы было как нельзя кстати. Также организация занималась развитием авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, оказанием содействия армии и флоту в подготовке запасников к военной службе, а также муниципальной власти в организации и проведении молодежного досуга и совершенствовании физической подготовки допризывников. Все это осуществлялось под патронажем министерств: обороны; спорта, туризма и молодежной политики; образования; экономического развития.
Следующим этапом развития - с 2010 по настоящее время, стал этап «централизации военно-профессиональной ориентации».
Значительным событием в деле военно-профессиональной ориентации молодежи, на наш взгляд, стало утверждение Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. №96/134 Инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны
и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее Инструкции).
В Инструкции определены: 1) задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах; 2) функции органов власти, министерств и ведомств, а также руководителей образовательных учреждений, начальников учебных пунктов в части обеспечения организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; 3) организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов [15]. Таким образом, Инструкцией четко распределены функции государственных структур в решении вопросов военно-профессиональной ориентации граждан.
В приложениях к Инструкции представлены основные документы, отрабатываемые в период подготовки к проведению, проведения и окончания занятий по основам военной службы и учебных сборов.
В 2011 году Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области «Михайловский кадетский корпус» было преобразовано из негосударственного общеобразовательного учреждения Михайловского кадетского корпуса.
По нашему мнению, это положительное событие в жизни корпуса, поскольку имело множество плюсов в области военно-профессиональной ориентации. В этом плане «новое» военно-учебное заведение в отличие от «старого», имело следующие преимущества:
во-первых, оно приобрело государственный статус, подразумевающий централизованный подход к ориентации молодых людей на военную службу и позволяющий во взаимодействии с государственными органами власти и высшими военно-учебными заведениями осуществлять функции по подготовке юношей к поступлению в них, что в большей мере позволит осуществлять многоступенчатый принцип системы военного образования;
во-вторых, учебно-воспитательный процесс в нем, основан не только на историческом опыте подготовки в кадетских корпусах дореволюционной России, но и на лучших педагогических принципах обучения и воспитания в подготовительных военно-учебных заведениях Советского Союза, в первую очередь суворовских училищ, что обеспечивает непрерывный эволюционный путь развития организации военно-профессиональной ориентации;
в-третьих, подготовка молодых людей была основана на более совершенной нормативно-правовой базе, которая давала определенные гарантии детям, в том, что после окончания корпуса они будут в приоритетном порядке зачислены в высшие военно-учебные заведения.
Говоря об относительно недавно появившихся общественных объединениях осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области, занимающихся военно-профессиональной ориентацией, отметим военно-патриотический клуб (далее - ВПК) «Высота» на базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский техникум строительных технологий». ВПК создано в целях развития и поддержки молодежи в изучении истории Отечества, военного дела, вооружения, воинских званий и знаков воинского различия, основ военной службы, спортивно-технической и моральной подготовки молодежи к военной службе в рядах Вооруженных Сил РФ [16].
Согласно п. 3 Устава организации задачами и основными направлениями ВПК, в части, касающейся изучаемой проблематики являются: организация морально-психологической и физической подготовки студентов для службы в армии; пропаганда престижности военной службы; подготовка юношей к службе в армии через реализацию учебных программ и планов; формирование устойчивых связей с ОГО ДОСААФ, ВКО г. Воронежа, воинскими частями в целях обучения, воспитания и пополнения материально-технической базы ВПК; привлечение к своей работе воинов запаса, организация встреч с ветеранами войн, взаимодействие с Советами Ветеранов для проведения совместных мероприятий и занятий; оказание шефской помощи ветеранам войны и военных конфликтов, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга [16].
Возвращаясь к работе по военно-профессиональной ориентации в ВУНЦ ВВС «ВВА», отметим, что как уже говорилось выше, она велась и ведется в настоящее время на высоком уровне и, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Так, с 1 сентября 2015 года на базе академии начал свою деятельность кадетский корпус (инженерная школа) (далее Кадетский корпус). Согласно Правилам приема в Кадетский корпус обучение в Кадетском корпусе осуществляется по программам среднего общего образования с учетом военно-профессиональной ориентации обучения. Кадетский корпус создан в форме факультета довузовской подготовки ВУНЦ ВВС «ВВА». В Кадетском корпусе созданы 4 специализированных класса: класс механики и беспилотных летательных аппаратов; класс электроники, радиоэлектроники и наноэлектроники; лаборатория оптических исследований и технологий; лаборатория термодинамики и теплопередачи.
Изучая Правила приема юношей в Кадетский
корпус, отметим одну, на наш взгляд немаловажную деталь, а именно: в образцах Заявлений, подаваемых родителями и самими поступающими, прописано: «Наш сын после окончания кадетского корпуса (инженерной школы) будет продолжать обучение в военном образовательном учреждении МО РФ, чтобы стать офицером Вооруженных Сил России». «По окончании кадетского корпуса (инженерной школы) буду продолжать обучение в военном образовательном учреждении МО РФ, чтобы стать офицером Вооруженных Сил России» [17]. Как видим, форма заявления предполагает собой взятие молодыми людьми на себя определенной ответственности еще перед поступлением в Кадетский корпус. Юношей настраивают на продолжение военной карьеры и берут с них своего рода обязательство в дальнейшем поступить в высшие военно-учебные заведения с целью стать офицерами Вооруженных сил РФ.
В Методических рекомендациях для поступающих Кадетский корпус в числе целей деятельности значится: «Формирование основы для подготовки воспитанников к достойному служению Отечеству на военном поприще».
Среди задач, относительно рассматриваемой в настоящей статье проблематики, выделим:
- разработка модели выпускника кадетского корпуса (инженерной школы) как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству в качестве военнослужащего;
- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве кадетского корпуса (инженерной школы), обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, осознанного желания стать курсантом ВУНЦ ВВС «ВВА» и офицером Военно-воздушных сил Российской Федерации [18].
В корпусе оборудованы учебные помещения и лаборатории, общеобразовательная программа для старшеклассников дополнена занятиями с военно-профессиональной ориентацией. Кадетов инженерной школы не просто обучают - их вовлекают в исследовательскую деятельность, формируя научный интерес к будущим специальностям [19].
Подготовка учащихся осуществляется по программе 10 - 11 классов с дополнительными учебными курсами, разработанными с учетом перспективы поступления на определенные специальности в военном вузе. Воспитанникам школы предстоит осваивать механику, аэродинамику, наноэлектронику и не только. Конструкцию сложных механизмов кадеты будут постигать с помощью 3D-экранов, а основы авиатехнических систем им помогут изучить десять беспилотных летательных аппаратов.
Начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» Зибров Г.В. со
своей стороны подчеркнул: «Школа создана для того, чтобы здесь учились одаренные дети, которые в перспективе станут курсантами академии, получат дипломы инженеров и будут двигать вперед военную науку, создавать новые образцы военной техники [20].
В 2016 году по инициативе Министра обороны РФ генерала армии Шойгу С.К. на основе упомянутой в начале статьи организации - «Движение юных патриотов», образовано и в настоящий момент функционирует движение «Юнармия». Согласно Уставу организации п.1.1: «Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» (далее - Движение), является общественным объединением физических и юридических лиц - общественных объединений, созданным на основе совместной деятельности для достижения уставных целей» [21]. Таким образом, создание Движения во многом призвано систематизировать деятельность общественных организаций военно-патриотической направленности.
3 августа 2016 года Движение получило свидетельство о регистрации. Ее деятельность курирует Министерство обороны, в чьих интересах, в частности, осуществляет военно-профессиональную ориентацию молодежи. Юнармейцы получат широкий доступ к инфраструктуре Вооруженных сил, а также учебно-материальной базе ЦСКА и ДОСААФ.
Первыми юнармейцами в Воронежской области стали школьники из г. Петропавловска. 10 сентября 2016 года состоялось построение, на котором новоиспеченные юнармейцы дали торжественное обещание. О результатах деятельности Движения пока говорить рано, но на наш взгляд, судя по его целям и задачам, оно имеет значительные перспективы в реализации своего потенциала по военно-профессиональной ориентации молодежи.
Таким образом, анализ современного состояния отечественной военно-профессиональной ориентации, позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день работа по ее качественному выполнению ведется на высоком уровне. За последнее время руководством страны сделано многое по централизации отечественной военно-профессиональной ориентации. Однако в настоящее время в стране еще не создан единый орган управления, осуществляющий функции по координации деятельности общественных организаций, органов государственной власти, учебных заведений, военных комиссариатов и т.д. в интересах военно-профессиональной ориентации. По нашему мнению, образование централизованной взаимосвязанной системы военно-профессиональной ориентации будет способствовать наиболее эффективному решению вопросов ориентации молодежи на военную службу.
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
17.
18.
20.
Балахонов И.И. Военные комиссариаты Воронежской области на службе Отечеству. - Воронеж, 1998. - 89 с. Допризывная подготовка: учеб.-методич. пособие/под ред. Ю.А. Савинкова. - Воронеж, 1996. - 340 с.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. // http://base.garant.ru/178405/ (дата обращения: 25.12.2016г.). Шевчук, М. На глубине свои высоты / М. Шевчук // Военные знания. - 2012. - №1. - С. 27-30. Хроленко, А. Воронежские страдания / А. Хроленко // Красная звезда. - 2004. - №8. - С. 6.
Голубь, Ю. Этот вуз сделает из Вас настоящих мужчин / Ю. Голубь // Воронежское обозрение. - 2007. - №13 (321). - С. 8-9. Осадчая, Н. Быть офицером - быть Человеком с большой буквы / Н. Осадчая // Молодой коммунар. - 2007. - № 28. - С. 5. Ритина, Д. Элита российского офицерства воспитывается в ВВВАИУ / Д. Ритина // Молодой коммунар. - 2005. - № 171. - С. 6. Корнеев, С. Верность алым погонам / С. Корнеев // Берег. - 2007. - №48. - С. 23.
Место и роль специализированных учебных заведений, классов типа кадетских, в системе подготовки учащихся к служению Отечеству на военном и
гражданском поприще: Материалы круглого стола 1 марта 2006 г./ Сост. С.М. Корнеев. - Воронеж, 2006. - 36с.
Солодовников, Е. Лесная граница детства / Е. Солодовников // Берег. - 2001. - № 29(551). - С. 6.
Трубчанинова, Н. В Воронеже есть свой БАРС / Н. Трубчанинова // Молодой коммунар. - 2001. - №23. - С.3.
Турбина, Л. Казачий кадетский корпус отметил годовщину / Л. Турбина // Донская новь. - 2008. - №79. - С.2.
Кройчик, С. ДОСААФ - школа патриотов / С. Кройчик // Коммуна. - 2010. - №3(25434). - С.3.
Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ . №96/134 от 24.02.2010 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/198025/#ixzz4TxB4JFtH (дата обращения: 25.12.2016г.).
Устав военно-патриотического клуба «Высота». [Электронный ресурс] // http://www.vkst.ru/images/polozenie/vospitanie/5_vospitanie.pdf (дата обращения: 25.12.2016г.).
Правила приема в кадетскую инженерную школу. [Электронный ресурс] // http://академия-ввс.рф/2-uncategorised/203-interpolitekh-2014 (дата обращения: 25.12.2016г.).
Методические рекомендации для поступающих в кадетский корпус (инженерную школу). [Электронный ресурс] // http://kisvvs.edumil.ru/indexil! php?option=com_content&view=artide&id=257&Itemid=117. (дата обращения: 25.12.2016г.).
Вилькицкий, А. Кадетская инженерная школа приняла 68 учеников в новом учебном году [Электронный ресурс], - http://voronezh-room.ru/blog/kadetskaya-inzhenernaya-shkola-prinyala-68-uchenikov-v-novom-uchebnom-godu/. - статья в интернете.
Черных, Е. В Воронеже открыли первую в России кадетскую инженерную школу [Электронный ресурс], - http://www.infovoronezh.ru/News/V-Voroneje-otkryili-pervuyu-v-Rossii-kadetskuyu-injenernuyu-shkolu-40755.html. - статья в интернете.
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // http://юн-армия.рф/ staticZdocsZcharter.pdf. (дата обращения: 25.12.2016г.).
Информация об авторе Дрозд Евгений Валериевич
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: [email protected]
Information about the author
Drozd Evgenii Valerievich
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogy Senior researcher Military Training and Research Center "Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy" (Voronezh) E-mail: [email protected]