Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2282
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL-LEGAL EDUCATION / YOUTH / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дедов Е. Г., Владыченкова Н. Д., Дедова Е. Е.

В статье раскрываются особенности правового регулирования гражданско-правового воспитания молодежи. Авторы указывают на тесную взаимосвязь задач гражданско-правового и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Приводится классификация правовых оснований гражданско-патриотического воспитания молодежи по уровням. Делается анализ особенностей регионального правового компонента в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи в Смоленской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дедов Е. Г., Владыченкова Н. Д., Дедова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article reveals the peculiarities of legal regulation of civil law education of young people. The authors point to the close interrelationship of the tasks of civil-law and civil-Patriotic education of young people. The classification of legal grounds of civil-Patriotic education of youth by levels is given. The analysis of features of regional legal component in the sphere of civil and Patriotic education of youth in Smolensk region is made.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи»

УДК 615.825 (07.07)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Дедов Е.Г., Владыченкова Н.Д., Дедова Е.Е.

Смоленский государственный медицинский университет, 214018, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28 Аннотация: в статье раскрываются особенности правового регулирования гражданско-правового воспитания молодежи. Авторы указывают на тесную взаимосвязь задач гражданско-правового и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Приводится классификация правовых оснований гражданско-патриотического воспитания молодежи по уровням. Делается анализ особенностей регионального правового компонента в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи в Смоленской области.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-правовое воспитание, молодежь, государственная политика.

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH Dedov Е..G., Vladichenkova N.D., Dedova Е.Е.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28

Abstract: the article reveals the peculiarities of legal regulation of civil law education of young people. The authors point to the close interrelationship of the tasks of civil-law and civil-Patriotic education of young people. The classification of legal grounds of civil-Patriotic education of youth by levels is given. The analysis offeatures of regional legal component in the sphere of civil and Patriotic education of youth in Smolensk region is made.

Key words: civil-Patriotic education, civil-legal education, youth, state policy.

Актуальной проблемой государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации является реализация государственной политики в сфере гражданско-патрио-тического воспитания молодежи. Необходимость этого аспекта государственного управления очевидна и объясняется во многом невозможностью полноценного функционирования общества без развитой системы патриотического воспитания. Сложность многонационального состава Российской Федерации в каждом ее регионе требует целенаправленной работы в молодежной среде по формированию ответственности за единство страны и сообщества граждан нового этнического типа - единой русской нации. Государство разрабатывает нормативно-правовую базу патриотизма, проектирует и реализует государственные программы патриотического воспитания граждан.

Нормальное функционирование и развитие сферы гражданско-патриотического воспитания молодежи и повышение эффективности государственной политики в данной сфере требует соответствующего правового регулирования.

Целью статьи является определение особенностей правового регулирования гражданско-правового воспитания и определение пра-

вовых оснований, на основе которых действуют государственные органы исполнительной власти и учреждения, в компетенцию которых входят вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Субъекты гражданско-патриотического воспитания, независимо от узаконенной организационно-правовой формы, в структуре региона создаются, действуют и совершенствуются на основе Конституции страны, часто обновляемых законов, подзаконных актов федерального и регионального уровней, решений местных органов власти и администраций, общественных советов организаций [3]. Правовое регулирование процессов функционирования, развития и повышения эффективности различных сторон в деятельности учреждений, занимающихся вопросами молодежной политики, осуществляется на следующих иерархически связанных правовых основаниях [10]:

1. Конституция РФ, Федеральные законы, акты законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации.

2. Законы, регулирующие вопросы патриотического воспитания субъектов Российской Федерации, решения и указания отраслевых ми-

нистерств и комитетов в области молодежной политики.

3. Решения и мероприятия, санкционируемые и проводимые в соответствии с решениями администраций и отделов молодежной политики местных органов власти.

4. Инициативы и меры, принятые руководством и коллегиальными органами молодежных организаций и общественными советами.

Положения и требования вышеназванных инстанций регулируют вопросы гражданско-па-триотического воспитания.

Исследование особенностей нормативно-правового регулирования сферы граждан-ско-патриотического воспитания молодежи должно строиться с учетом современных реалий. По оценкам многих исследователей и правоведов, на современном этапе отсутствует необходимое нормативно-правовое обеспечение деятельности негосударственных патриотических и военно-патриотических объединений, требует серьезной доработки законодательная база поискового движения, отсутствуют эти положения в государственных программах [5].

В условиях регионализации деятельность занимающихся вопросами молодежной политики организаций различных организационно-правовых форм нуждается в соответствующем государственно-правовом регулировании нового качества. Это в свою очередь требует правильного понимания региона с правовой точки зрения. По нашему мнению, наиболее полно характеризует данное понятие с правовой точки зрения А.А. Костин, рассматривающий регион как часть территории государства, имеющей законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и муниципального управления, которая находится в определенных правовых отношениях с центральными органами государственного управления [4]. Такое понимание региона позволяет его рассматривать как административно-правовую систему.

Взаимодействие занимающихся вопросами молодежной политики учреждений различных организационно-правовых форм на основании действующего законодательства с органами государственного и местного самоуправления, молодежью и подрастающим поколением образует региональное пространство молодежной политики.

Роль государственного управления в этом взаимодействии с вышеназванными учрежде-

ниями определяется его влиянием на последних. Правовое регулирование является частью государственной политики в сфере граждан-ско-патриотического воспитания. Российское государство, оказывая влияние на административно-правовую систему каждого региона, определяет цели и принципы государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи, устанавливает новое и совершенствует действующее законодательство, регламентирующее деятельность организаций в сфере молодежной политики.

Важнейшей правовой основой патриотического воспитания граждан Российской Федерации является, Конституция страны. В самой вступительной части данного документа нормативного присутствует патриотическое содержание [4].

На современном этапе эффективность граж-данско-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации по-прежнему остается низкой. С целью исправить ситуацию Правительством РФ был разработан и принят документ -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.» [6]. Программу составляет комплекс федеральных и региональных мероприятий по дальнейшему развития и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, ориентированных на формирование патриотизма. Программой установлены цели и задачи, механизмы реализации, ресурсное обеспечение и планируемые результаты реализации, предполагающие в будущем положительную динамику роста патриотизма в стране, духовности, социально-экономическую и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности и пр. На важную деталь обращает внимание директор «Росвоенцентра», давая оценку вышеназванной Программе: данный документ не составляет законодательство РФ, и не является актом нормативно-правового регулирования сферы патриотического воспитания [8]. В то время как авторы многих публикаций рассматривают Программу в качестве нормативно-правового обеспечения деятельности патриотической направленности.

В Конституции Российской Федерации в положениях ст. 59 отмечается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, а действующее законодательство обязывает в случае необходимости нести военную

службу. На гуманность положений Конституции РФ, регулирующих вопросы патриотического воспитания граждан РФ, указывает пункт 3 статьи 59 Конституции РФ, где идет прямое указание на возможность несения альтернативной гражданской службы, в случае если вероисповедание граждан РФ не позволяет нести военную службу [3]. Основной задачей Конституции РФ остается объединение интересов различных религиозных конфессий и национальностей, проживающих на территории РФ. Одним из таких оснований, объединяющих национальные интересы и ценности, является патриотизм как нравственно-политический принцип.

На современном этапе в сфере граждан-ско-патриотического воспитания граждан наиболее разработанными и урегулированными являются нормы об организации военно-патриотического воспитания граждан. Согласно действующим нормам Федерального закона № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», статьей 14 установлено, что Правительство РФ, региональные органы исполнительной власти и муниципальные власти обязаны взаимодействовать совместно с Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти и систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан [9].

Большую роль для задач реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания имеет Указ Президента РФ № 1416, подписанный в 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Документ, по сути, является прямым руководством к действию по вопросам патриотического воспитания граждан. Другой документ Главы российского государства - Указ Президента РФ от №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» - направлен на повышение эффективности работы негосударственных институтов в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения. Результаты практической реализации данных Указов в регионах были отмечены совершенно конкретными достижениями, о которых говорилось 31.01.2018 г. на Межрегиональной научно-практической интернет-конференции «Военно-патриотическое воспитание молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы» в формате онлайн. Целью

проведения ее явилось обсуждение актуальных проблем и обобщения имеющейся практики военно-патриотического воспитания обучающихся и студентов в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Приволжского федерального округа преподавателями более 20 образовательных организаций системы профессионального образования Чувашии, Татарстана и Башкортостана.

Мы видим массовую военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую не только государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов.

Также на протяжении последних 5 лет граждане нашей страны отмечают положительные результаты работы отдельных общественных движений и организаций молодежи в патриотических и военно-патриотических, культурно-исторических и военно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубах и объединениях, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, волонтерских движений и т.д.

Указом Президента РФ в 2008 году в России было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), отвечающее за реализацию мер молодежной политики. Результаты работы нам очевидны - только на протяжении 2017 года были организованы, профинансированы и проведены Всероссийские молодежные форумы: Международный молодежный образовательный форум «Арктика. Сделано в России» в г. Архангельске, Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме» (Владимирская область), Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида на Бакальской косе» в Республике Крым, Всероссийский молодежный образовательный форум «Балтийский Артек» (Калининградская область), Всероссийский молодежный образовательный форум «Итуруп» (Курильские острова, Сахалинская область), Международный молодежный управленческий форум «Алтай.

Точки Роста» (г. Белокуриха, Алтайский край), Международный молодежный форум «Территория инициативной молодежи «Бирюса» (г. Красноярск), для молодежи Приволжского федерального округа, в том числе для Пермского края проведен молодежный форум «1Волга-2017» (Мастрюковские озера, Самарская область), и самым масштабным и грандиозным событием 2017 года явился XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в г. Сочи.

На сайте Российского государственного военного историко-культурного центра отмечается, что на современном этапе потребность в формировании патриотизма провозглашается многими нормативными документами и государственными программами. Вместе с тем, в обществе отсутствует единая концепция решения проблемы патриотического воспитания молодежи и подрастающего поколения, его подготовки к защите Отечества [8].

Ниже представлена основная федеральная нормативно-правовая база патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»,

1. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;

2. Федеральный конституционный закон № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»;

3. Федеральный закон № 15-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России»;

5. Федеральный закон № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;

6. Федеральный закон № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы»;

7. Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 30.12.2012);

8. Федеральный закон № 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

9. Федеральный закон № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

10. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

11. Указ Президента Российской Федерации от № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества»;

12. Указ Президента России № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

13. Указ Президента России № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

14. Указа Президента России № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа» (в редакции Указа от 12.01.2010);

15. Указ Президента России № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»;

16. Указ Президента РФ от № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;

17. Указ Президента Российской Федерации № 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации»;

18. Постановления Правительства России № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Стоит отметить, что за последние 5 лет принят целый ряд законов, имеющих большое концептуальное значение для патриотического воспитания граждан, в том числе на региональном уровне, в частности в Смоленской области регулирующий вопросы патриотического воспитания граждан (Закон Смоленской области «О патриотическом воспитании в Смоленской области» от 10.07.2014 № 94-з) [1]. Как показал анализ данного нормативно-правового акта, в законе учитываются такие важные положения, как: 1) цели и задачи патриотического воспитания граждан; 2) формирование и реализация региональных государственных программ в сфере патриотического воспитания граждан; 3) определены направления деятельности, компетенции региональных и муниципальных органов власти в сфере патриотического воспитания граждан в регионе.

Некоторые авторы относят к недостаткам регионального законодательства отсутствие нормативных положений, регулирующих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, в то время как на территории других регионов данный вопрос хорошо проработан. К примеру,

в одноименном законе Свердловской области ст. 7 указывает на необходимость государственной поддержки таких организаций в деле патриотического воспитания [2]. Считаем, что развитие социально ориентированных некоммерческих организаций открывает новые возможности патриотического воспитания граждан, делает данную деятельность эффективной и привлекательной для граждан.

Немного позднее Постановлением Правительства Смоленской области № 364 в 2016 г. была принята областная государственная программа «Стратегия патриотического воспитания граждан в Смоленской области» на 2016-2020 годы». Считаем действительно важным, что помимо общих положений в данном акте особое внимание уделено проработке диагностического обеспечения ситуации в регионе, уточняются цели, задачи, индикаторы, сценарии развития, учитываются риски в деятельности. Документ определяет направления патриотического воспитания, ответственные органы исполнительной власти и основные механизмы выполнения региональной Программы [7].

Таким образом, анализ нормативно-правовых основ реализации государственной полити-

ки в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи позволяет выделить в отдельные блоки нормативно-правовые акты: федеральное и региональное законодательство, за период начала административной реформы было принято достаточное количество нормативно-правовых актов, которые позволили не только сформировать единую концепцию патриотического воспитания молодежи, но и реализовывать федеральные программы на территории огромной страны.

Отмечаем, что на региональном уровне принимается и апробируется законодательство, устраняющее недостатки в организации патриотического воспитания граждан и особенно молодежи, допущенные в период предыдущих 15 лет. В совокупности данное законодательство составляет правовое поле, определяющее приоритетные направления развития и поддержки процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи, с учетом которого необходимо проводить государственную политику и совершенствовать государственные организационно-правовые механизмы развития и поддержки данной сферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Смоленской области от 10.07.2014 № 94-з «О патриотическом воспитании в Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 10.07.2014) [Текст] // «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», (ред. от 11.07.2014). - № 6 (часть IV). - 57 с.

2. Закон Свердловской области от 11.02.2016 № 11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.02.2016) [Текст] / СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 11.02.2018).

3. Конституция Российской Федерации. Гимн, герб и флаг Российской Федерации. 2018 [Текст] / [ред. А. Таранин] / Отдельное издание. - М.: АСТ, 2017. - 64 с.

4. Костин А.А. Регионализация образования - стратегическое направление социальной политики / А.А. Костин // Москва: научная цифровая библиотека: portalus.ru - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portalus.ru (режим доступа: 11.02.2018).

5. Овшинов А.Н. Системный подход патриотического воспитания молодежи в современной России [Текст] / А.Н. Овши-нов / Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - №13(140). - Т. 17. - С. 11-14.

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Текст] / СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 11.02.2018).

7. Постановление Администрации Смоленской области от 29.06.2016 № 364 «Об утверждении областной государственной программы «Гражданско-патриотическое воспитание граждан в Смоленской области» на 2016 - 2020 годы» [Текст] / СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 11.02.2018).

8. Правовая основа патриотического воспитания граждан Российской Федерации. (Обоснование директора Росвоенцен-тра необходимости реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации) / Материалы сайта «Росвоенцентр». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosvoencentr-rf.ru/ (режим доступа: 11.02.2018).

9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. 29.12.2017) [Текст] / СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 11.02.2018).

10. Якимов О.В. Развитие и совершенствование средних профессиональных образовательных организаций / О.В. Якимов // Управление образованием. - 2014. - № 9. - С.14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.