Научная статья на тему 'Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества'

Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1532
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТ / PATRIOT / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МАЛАЯ РОДИНА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / MORAL IDEALS / SMALL HOMELAND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются основные подходы к пониманию сущности патриотизма как нравственного и политического принципа, как социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству. Определены особенности процесса формирования патриотического сознания в среде студенческой молодежи на примере вуза аграрного профиля. Цель исследования изучение понимания молодежью сущности понятия «патриотизм», определение роли и значимости патриотизма в сознании молодых людей, поиски путей его уточнения и совершенствования. На основе социологического опроса анализируется современное состояние патриотического сознания студенческой молодежи: отмечается неустойчивость в понимании самого понятия патриотизма, однако оно не противоречит его традиционному пониманию. Полученные данные позволили уточнить содержание вузовской программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, поскольку именно в студенческие годы происходит формирование ценностных ориентаций личности. Белгородская область предоставляет большие возможности для формирования патриотического сознания молодежи, поскольку имеет богатые боевые и трудовые традиции. В формировании патриотического сознания основной аспект направить молодежь на усвоение духовно-нравственных ценностей народа, воспитание чувства долга перед малой родиной, тем более что 74% обучающихся в БГАУ жители сельской местности, которые после обучения вернутся в село и будут продолжать дело своих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE AGRARIAN UNIVERSITY IN TODAY''S SOCIETY

This article discusses the main approaches to the understanding of the nature of patriotism as a moral and political principle, social sense, the content of which is love for the Fatherland. The features of the process of formation of Patriotic consciousness among students on the example of higher education institution of agrarian profile. The purpose of this study was to understand youth the essence of "patriotism", the definition of the role and importance of patriotism in the minds of young people, the ways of its refinement and improvement. On the basis of a sociological survey analyzes the current state of Patriotic consciousness of student's youth: a marked instability in the understanding of the concept of patriotism, but it does not contradict the traditional understanding. The obtained data allowed to clarify the content of University programs on Patriotic education of students, since student's years is the formation of value orientations of personality. Belgorod oblast provides a great opportunity for the formation of Patriotic consciousness of young people, because it has a rich combat and labor traditions. In the formation of Patriotic consciousness the main aspect is to guide the youth on the assimilation of spiritual and moral values of the people, education of sense of duty to the small home, especially because 74% of students in BSAU rural inhabitants, who after training, will return to the village and will continue the work of their parents.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества»

УДК 378.663.035.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© 2017

Шевченко Светлана Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (308500, Россия, Белгородская область, Белгородский район, поселок Майский, улица Вавилова 1, e-mail: shevchenko_sn2013@ mail.ru.)

Аннотация. в данной статье рассматриваются основные подходы к пониманию сущности патриотизма как нравственного и политического принципа, как социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству. Определены особенности процесса формирования патриотического сознания в среде студенческой молодежи на примере вуза аграрного профиля. Цель исследования - изучение понимания молодежью сущности понятия «патриотизм», определение роли и значимости патриотизма в сознании молодых людей, поиски путей его уточнения и совершенствования. На основе социологического опроса анализируется современное состояние патриотического сознания студенческой молодежи: отмечается неустойчивость в понимании самого понятия патриотизма, однако оно не противоречит его традиционному пониманию. Полученные данные позволили уточнить содержание вузовской программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, поскольку именно в студенческие годы происходит формирование ценностных ориентаций личности. Белгородская область предоставляет большие возможности для формирования патриотического сознания молодежи, поскольку имеет богатые боевые и трудовые традиции. В формировании патриотического сознания основной аспект - направить молодежь на усвоение духовно-нравственных ценностей народа, воспитание чувства долга перед малой родиной, тем более что 74% обучающихся в БГАУ жители сельской местности, которые после обучения вернутся в село и будут продолжать дело своих родителей.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, патриот, личность, молодежь, духовно-нравственные ценности, ценностные ориентации, патриотическое воспитание, малая родина, национальные традиции, нравственные идеалы.

THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE AGRARIAN UNIVERSITY IN TODAY'S SOCIETY

© 2017

Shevchenko Svetlana Nikolaevna, candidate of philosophy sciences, associate professor of the chair of professionals Training and Socio-Pedagogical Disciplines Belgorod State Agrarian University. V.Ya. Gorina (308500, Russia, Belgorod region, Belgorod district, village Mayskiy, Vavilov street, 1, e-mail: shevchenko_sn2013@ mail.ru)

Abstract. this article discusses the main approaches to the understanding of the nature of patriotism as a moral and political principle, social sense, the content of which is love for the Fatherland. The features of the process of formation of Patriotic consciousness among students on the example of higher education institution of agrarian profile. The purpose of this study was to understand youth the essence of "patriotism", the definition of the role and importance of patriotism in the minds of young people, the ways of its refinement and improvement. On the basis of a sociological survey analyzes the current state of Patriotic consciousness of student's youth: a marked instability in the understanding of the concept of patriotism, but it does not contradict the traditional understanding. The obtained data allowed to clarify the content of University programs on Patriotic education of students, since student's years is the formation of value orientations of personality. Belgorod oblast provides a great opportunity for the formation of Patriotic consciousness of young people, because it has a rich combat and labor traditions. In the formation of Patriotic consciousness the main aspect is to guide the youth on the assimilation of spiritual and moral values of the people, education of sense of duty to the small home, especially because 74% of students in BSAU rural inhabitants, who after training, will return to the village and will continue the work of their parents.

Keywords: patriotism, Patriotic consciousness, patriot, person, youth, spiritual and moral values, value orientations, Patriotic education, small homeland, national traditions, moral ideals.

Социокультурные преобразования, происходящие в современных условиях, приводят к существенным изменениям в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества. Сегодня под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, периодических изданий утилитарно настроенное общество призывает молодежь жить сегодняшним днем, легко добиваться успешных результатов, соответствовать стандартам общества потребления [1]. И как следствие, происходит трансформация традиционных ценностей, связанная с притуплением чувства патриотизма и гражданственности: неуважительное отношение к государству, проявление агрессии и эгоизма, падение престижа военной службы [2, с. 198]. Особенно остро проблема патриотизма и патриотического воспитания прослеживается в среде современной молодежи. В данном контексте проблема формирования патриотического сознания студентов на современном этапе развития общества - одно из наиболее актуальных направлений в системе подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни в социуме.

Патриотизм традиционно рассматривается как про-

явление чувства любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому и настоящему, готовность служить на благо своей Родины. В свою очередь сознание - это способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения [3].

Патриотическое сознание представляет собой отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности осуществлять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является определяющим фактором в патриотическом поведении, а также морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом в его патриотической деятельности

[4].

Без сформированности патриотического сознания у современной молодежи трудно говорить о самостоятельном, сильном, защищенном государстве. Недаром В.В. Путин патриотизм назвал генетическим кодом России. Утрата этого кода следующими поколениями может обернуться катастрофой для всего народа.

Шевченко Светлана Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...

Характерные черты патриотического сознания личности связаны непосредственно с обоснованием сущности понятия «патриотизм». Этому вопросу посвящены труды не только классиков социально-философской мысли (И.А. Ильин, Б.Т. Лихачев), но и теоретиков и практиков, продолжателей их идей (М.П. Бузский [5],

A.К. Быков [6] и др.), что говорит о непреходящей актуальности затронутой нами проблемы.

В рамках современной научной мысли патриотизм определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа» [7, с. 524]. Важное условие проявления патриотизма - сознательно и добровольно принятая позиция граждан, в которой «приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [8, с. 72].

Таким образом, патриотическое сознание выступает как сложное образование и представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, которые определяют мотивы патриотического поведения по развитию и защите Отечества. Чувство любви к Родине, знание истории своего края, традиций и обычаев своего народа, характеризующих патриотическое сознание, составляют основу мировоззрения человека, так как воспитываются уже с раннего возраста.

Содержание и направленность патриотизма, патриотического сознания определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений [9, с. 66]. Процесс формирования духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств молодого поколения, связанных с проявлением любви к Родине, к своему дому, со стремлением и умением беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли, осуществляется через патриотическое воспитание молодого поколения, в том числе, и в первую очередь, студенческой молодежи. Этому процессу посвящены исследования С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовского, а также Г.В. Агаповой [10], А.Н. Вырщикова [9], Б.М. Игошева [11], А.В. Ильясовой [12], В.А. Ружи [13], Т.В. Ярововой [14] и др.

Студенческая молодежь - это тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания.

Справедливо А.В. Ильясова, О.А. Зингер [12],

B.А. Ружа [13] считают особенно важным формирование у студенческой молодежи «культуры патриотизма», важной составной частью которой является понимание того, что есть патриотизм, каковы его исторические корни. Культура патриотизма предполагает сформиро-ванность у молодого поколения исторической памяти, проявляющейся в сохранении и воспроизводстве опыта предшествующих поколений [12].

Формирование патриотического сознания, воспитание культуры патриотизма должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей [1].

В настоящее время организация патриотического воспитания молодежи осуществляется в рамках Концепции государственной молодежной политики, федеральных и региональных целевых программ по военно-патриотическому воспитанию молодёжи: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 год» [15], областная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» [16], областной закон «О молодежи Белгородской области». Согласно программным требованиям, гражданско-па-триотическое воспитание рассматривается как систе-

матическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины [17]. Безусловно, это оказывает большое влияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотических позиций. Однако в настоящее время традиционное понимание патриотизма претерпевает существенные изменения. Патриотизм трактуется и воспринимается иначе, чем в предыдущих поколениях, утратив свою значимость и содержание для подрастающего поколения.

На формирование патриотических чувств молодежи существенное влияние оказывает такие социальные институты, как семья, СМИ, социокультурная среда, учреждения образования. Сегодня можно говорить о важной роли образовательного учреждения в процессе формирования патриотического сознания молодежи, в том числе студенческой. В этой связи нас интересует процесс осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения в высшем учебном заведении аграрного профиля, поскольку именно в студенческие годы происходит формирование ценностей и ценностных ориентаций личности.

В этом плане для нас интересны исследования, анализирующие особенности современного состояния патриотического сознания студенческой молодежи в рамках высшего учебного заведения.

Нами проведен социологический опрос среди студенческой молодежи Белгородского района. Объектом исследования являются студенты Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина. Предметом исследования выступают особенности патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в сознании современной молодежи. Объем выборки исследования составил 378 человек в возрасте от 16 до 25 лет.

Цель исследования заключалась в изучении понимания студенческой молодежью сущности понятия «патриотизм», определение роли и значимости патриотизма в сознании молодых людей, в обосновании специфики формирования и воспитания патриотизма в студенческой молодежной среде.

В опросе принимали участие студенты Белгородского ГАУ, среди которых наибольшее количество составляют девушки - 76%; и 24% - юноши. Основная часть студентов проживает в сельской местности - 74%, количество городских жителей составило 28%. В ходе исследования выявлено, что содержание феномена патриотизм в настоящее время не противоречит традиционному пониманию. Так, по мнению большинства участников опроса, патриотизм проявляется, прежде всего, в любви к Родине - 53 %, в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма - 15%. Как менее значимые отмечаются празднование исторических событий и юбилеев -11%, публичные и политические формы проявления патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии - (3%); участие в деятельности патриотических организаций как одну из форм патриотизма отмечают 6% респондентов. Совсем непопулярными являются разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы - всего лишь 2% студентов считают их проявлением настоящего патриотизма. Современный патриотизм, по представлениям молодых людей, имеет место не столько в политической сфере и при проведении дискуссий, но, главным образом, в сфере повседневных и межличностных отношений. Результат опроса свидетельствует, что патриотизм составляет систему ценностей современной молодежи, но, при этом, не является значимой и определяющей ценностью для большинства данной категории жителей страны.

Определяющими признаками патриотической направленности личности выступает интерес к познанию

специфики своей Родины, что проявляется в их деятельности и поступках. Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» утвердительный ответ дали 75% респондентов, на отсутствие у себя патриотических чувств указали 10% опрошенных, затруднились с ответом - 15%. Однако, такое отношение молодых людей не подкрепляется практическими действиями, которые были бы направлены на сохранение и развитие патриотических чувств, взглядов, настроений.

Патриотизм является частью общественного сознания населения, что проявляется в коллективных убеждениях, чувствах, оценках по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе традиционных ценностей. На уровне конкретной личности патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения [18, с. 186]. При обосновании основных факторов формирования патриотического сознания молодые люди четко осознают, кто и что существенно влияет на этот процесс. Опрос показывает, что вне конкуренции выступает влияние родителей - 47 %, затем студенты указывают на влияние школы - 31%, гораздо меньшее воздействие в этом оказывают окружающие люди и друзья - 12%, влияние СМИ составило только 8%, а меньше всего, по мнению студентов, влияют органы власти - 2%.

В сознании русского человека важнейшими ценностями всегда были патриотизм, героизм, служение своему народу [19, с. 172]. Представления истинного патриота были связаны с укреплением и развитием своей Родины, стремлением защищать ее интересы. В связи с этим нас заинтересовало, каким видят молодые люди образец истинного патриота своей страны. Основная часть молодых людей связывают образец (идеал) истинного патриота с проявлением любви к Родине (51%), с готовностью бескорыстного служения Родине и самопожертвования ради ее блага 23 %; с ощущением гордости за принадлежность к своей нации, народу - 15%. По мнению 5% опрошенных, патриотизм не является сегодня актуальным для молодого поколения, а часто может проявляться в нетерпимости к представителям других наций и народов - 10%.

Основным критерием проявления патриотического поведения является отношение к своей стране, своему краю, готовность служить Отечеству и защищать его интересы [8, с. 71]. Молодым людям было предложено ответить на вопрос: «Если бы у Вас была возможность, вы бы покинули Родину на длительное время?» Значительная часть участников опроса все же предпочитают жить и работать в своей стране - 39%; готовность, при любых условиях, уехать за границу отметили 36%. Покинуть страну при определенных гарантиях благополучия за рубежом готовы 29% респондентов. Данные результаты вызывает абсолютно реальные опасения, что в случае возникновения опасности в стране некому будет ее защитить. Таким образом, можно утверждать, что большинство молодых людей считают себя патриотами, но при этом выражают желание учиться и работать за границей.

Одним из важных элементов патриотического сознания является осознанное личностью проявление любви к Родине, ощущение себя гражданином и патриотом своей страны. Понятие «Родина» включает многообразие социальных и природных факторов, которые мы, непосредственно, связываем с такими понятиями, как «семья», «деревня» или «город». В связи с этим следует определить, как студенческая молодежь относится к своей малой Родине. По мнению большинства опрошенных студентов, Родина ассоциируется с местом рождения - 61%, не согласны с этим утверждением - 24%, затруднились ответить - 15%. Такие результаты свидетельствуют о том, что студенческая молодежь признает ценность малой Родины, однако чувство любви к ней

сформировано недостаточно.

В настоящее время решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформиро-ванности патриотических взглядов и гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России [20, с. 148]. Участники опроса указали, какие направления должны быть приоритетными в деятельности государства и образовательного учреждения для воспитания патриотических ценностей в студенческой молодежной среде. Так, 31% респондентов отмечают, что необходимо создавать систему развития патриотизма у граждан России начиная с детских лет, а именно: в школе, в вузе создавать патриотические кружки, клубы, проводить военно-патриотические игры - 25%; государству необходимо проводить мероприятия по улучшению условий жизни населения (создавать рабочие места, повышать зарплату, предоставлять жилье) - 20%; СМИ необходимо больше внимания уделять патриотической тематике, осуществлять цензуру - 15%. Затруднились что-либо посоветовать в этом направлении 10% опрошенных студентов. Данная ситуация свидетельствуют о противоречиях в процессе социализации студенческой молодежи, о недостаточной эффективности воспитательной системы, которая является фундаментом и информационной основой данного процесса.

Анализируя результаты исследования, можно утверждать, что в условиях современного общества фактически формируется новая культура, в ценностно-нормативное поле которой активно вовлекается молодежь, особенно студенческая. В результате изменения ценностей, идеалов, представлений общества у подрастающего поколения выстраивается достаточно противоречивая система ценностей и ценностных ориентаций. С одной стороны, на формирование этой системы влияет старшее поколение, которое является носителем системы ценностей, сформированной в советское время, с другой - само общество, которое живет по законам рыночной экономики и придерживается совершенно иных ценностей.

Результаты опроса показывают, что патриотизм составляет систему ценностей современного подрастающего поколения, но, при этом, не является приоритетной и определяющей ценностью для большинства молодых людей. Молодые люди считают себя патриотами, однако это не выражается в практических действиях, направленных на следование традиционному его пониманию. У большинства представителей современной молодежи не развито в достаточной мере чувство гражданской ответственности и долга, наблюдается ориентация на ценности западной культуры [21, с. 235].

Необходимость решения данной проблемы потребовала изменения и совершенствования организации работы университета, направленной на формирование патриотического сознания личности студентов через уточнение содержания образовательного процесса, через более гибкую систему воспитательной работы, которые включали бы формирование нравственной, правовой и политической культуры личности [4]. Организацию процесса формирования патриотического сознания в вузе следует рассматривать как сложный процесс, все компоненты которого должны быть взаимосвязаны между собой и при этом дополнять друг друга, что предполагает целенаправленное и комплексное его осуществление.

Формирование у студенческой молодежи патриотического сознания должно осуществляется как в процессе обучения, так и во внеаудиторной деятельности, через изучение гуманитарных дисциплин, участие студентов в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности молодежных движений, акций, мероприятий.

Одной из первостепенных задач по формированию

Шевченко Светлана Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...

патриотических чувств молодежи в системе воспитательной работы вуза является активное включение студентов в разнообразные виды деятельности, что будет способствовать накоплению опыта патриотического поведения, навыков, отношений. К таким видам деятельности относятся историко-краеведческая и поисковая работа, реализуемая в рамках студенческого краеведческого туризма [22, с. 485]. Формами поисковой работы являются поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей.

Существенную роль в приобщении студентов к культурному наследию, праздникам, традициям, народному искусству своей страны играет проведение культурных мероприятий, фестивалей, создание Интернет-сайта на патриотические темы с их участием.

В рамках учебного процесса рационально использовать проведение таких форм работы, как заседания круглого стола, форумы, викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции по проблемам военно-патриотической направленности.

В рамках образовательного процесса целесообразно вводить специальные курсы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодого поколения на базе образовательного учреждения. Воспитание патриотических чувств личности важно проводить через пропагандистскую деятельность с целью развитию таких личностных качеств, как бескорыстие, милосердие, коллективизм, готовность к самопожертвованию [9, с. 112].

Особая роль в формировании патриотических чувств молодежи принадлежит созданию на факультетах вуза студенческих патриотических клубов [22, с. 485]. В этой связи важно привлекать студентов к участию в мероприятиях и конкурсах патриотической направленности, в экскурсиях, в деятельности научно-исследовательских студенческих обществ, в гражданско-патриотических и благотворительных акциях, в благоустройстве исторических памятников и территорий.

В целях знакомства с историей государства, города и культурными традициями своего народа, с героическими подвигами соотечественников эффективными формами воспитательной работы стали открытие музея на территории вуза, посвященного событиям, героям, памятным датам ВОВ.

Процесс формирования гражданско-патриотической позиции личности будет эффективнее, если в вузе будет создана система работы, включающая нравственное, патриотическое, правовое образование через кураторскую деятельность [22, с. 486]. Проведение кураторских часов со студентами в виде бесед, встреч, посвященных памятным датам и событиям в истории своей малой Родины, своей страны, а также организация встреч с ветеранами ВОВ. Это в свою очередь поможет создать благоприятные условия для понимания и усвоения исторического наследия своего края, для знакомства с его знаменитыми людьми и событиями («Герои земли Белгородской», «О тех, чьи имена носят улицы г. Белгорода»).

Таким образом, формирование патриотического сознания молодежи является неотъемлемой частью воспитательной работы высшего учебного заведения. Важной задачей его деятельности является не только подготовка будущих высококвалифицированных специалистов, но и патриотически-развитых личностей. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы вуза по патриотическому воспитанию в условиях современного общества должны стать развитие и утверждение в сознании молодежи чувства дога, гражданской ответственности, уважения к историческому прошлому своего народа, любви к Родине, а также желания жить и работать в своем регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе / А.В. Шлыков // Молодой ученый. -

2012. - №8. - С. 386-388.

2. Крикун Е.В. Тема бунтарства в молодежной среде / Крикун Е.В., Хатова А.Н. // Материалы международной студенческой научной конференции Белгородского ГАУ, 9 - 10 февраля 2016 г. - Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2016. - С. 198.

3. Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. - 3 -е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 864 с.

4. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность / А.И. Мурзин // Аналитика культурологии. - 2016. - №2 1 (34). - С. 32-36.

5. Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 90 с.

6. Быков, А.К. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях /

A.К. Быков, В.И. Лутовинов. - М.: Планета, 2010. - 336 с.

7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,

B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

8. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социологические исследования. - 2006. - № 8. - С. 66-73.

9. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. -Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 210 с.

10. Агапова Г.В. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи / Г.В. Агапова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 43-2. - Т. 17. - С. 9-11.

11. Игошев Б.М. О патриотическом воспитании студентов / Б.М. Игошев // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 2 (30). - С. 171-180.

12. Ильясова А.В. Патриотизм - как элемент культуры студенческой молодежи / А.В. Ильясова, О.А. Зингер [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-educatюnm/ш/artideMew?id=18007 (дата обращения: 16.10.2017).

13. Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук / В.А. Ружа.

- Екатеринбург, 2013. - 24 с.

14. Яровова Т.В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях / Т.В. Яровова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. -№ 2 (38). - С. 107-112.

15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №2 1493 [Электронный ресурс] -иКЬ: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ршеЙ/рше^^р.

16. Областная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»: Утверждена Постановлением правительства Белгородской области от 30.12.2013 № 528-пп [Электронный ресурс] - ИИЬ: http://docs.cntd.ru/document/469027825/

17. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р. [Электронный ресурс] // Российская газета № 5 (109) от 12 февраля 2010 г. - иКЬ: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html/.

18. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы / Л. Н. Котруца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2007.

- № 3. - С. 185-192.

19. Крисанов А.А. Ценностное сознание современной российской молодежи / A.A. Крисанов, Н.Ю. Сафонова // Материалы международной студенческой научно-практической конференции БелГСХА 16 апреля 2013 года. - Белгород: Изд-во БелГСХА, 2013. - С. 182.

20. Давитян М. Г. Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи БелГСХА / М.Г. Давитян // Бюллетень научных работ Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина. -2012. - № 31. - С. 147-154.

21. Никулина Н.Н. Основные тенденции формирования духовно-нравственной безопасности современной студенческой молодежи / Н.Н. Никулина, С.Н. Шевченко, М.Г. Давитян // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: материалы международной научно-практической конференции. Белгород, 19-20 ноября 2015 г. Часть 1. - С. 232-236.

22. Шевченко С.Н. Проблема патриотического воспитания современной молодежи / С.Н. Шевченко // Образование: традиции и инновации: Материалы V международной научно-практической конференции (22 апреля 2014 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. -Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 482-486.

Статья поступила в редакцию 28.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.