УДК 37.035.6
DOI 10.24411/2309-4370-2019-13313
Статья поступила в редакцию 10.06.2019
СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2019
Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры педагогики и психологии
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Крылова Елена Леонидовна, директор
Филиал «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Самара "» Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В рамках проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется педагогическая задача формирования патриотического сознания молодежи. Обосновывается, что решение данной задачи требует уточнения содержания понятия «патриотическое сознание молодежи», смысл которого становится понятым тогда, когда раскрывается его структура и содержание структурных компонентов. Приводятся трактовки патриотического сознания, предлагаемые современными отечественными учеными, в которых оно представлено как системное образование, обладающее собственной структурой. Определяются структурные компоненты патриотического сознания молодежи: мировоззренческий компонент (знания, представления, взгляды), аксиологический компонент (ценности), поведенческий компонент (ценностные отношения). Доказывается возможность и необходимость выделения данных компонентов. Обосновывается выбор конкретных понятий, ценностей, ценностных отношений, образующих содержание мировоззренческого, аксиологического и поведенческого компонентов патриотического сознания молодежи. Раскрывается содержание мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи, образуемое знаниями, представлениями, взглядами относительно понятий «патриотизм», «любовь к Родине», «Родина», «малая Родина», «Отечество», «патриот». В контексте понимания патриотизма как сложной ценности, представляемой через совокупность ценностей, доказывается, что содержание аксиологического компонента патриотического сознания молодежи образуют ценности «верность», «героизм», «гордость за Отечество», «долг», «достоинство», «интерес к истории Отечества», «культура», «любовь к Родине», «мужество», «ответственность», «семья», «толерантность», «труд», «уважение», «честь». Выделяются ценностные отношения к семье, к труду, к отечеству, к культуре в качестве образующих содержания поведенческого компонента патриотического сознания молодежи.
Ключевые слова: сознание; патриотизм; патриотическое сознание; структура; структурные компоненты; молодежь; педагогический аспект; патриотическое воспитание; мировоззренческий компонент; аксиологический компонент; поведенческий компонент; знания; представления; взгляды; ценности; ценностное отношение.
Важной составляющей эффективного развития современного российского общества является государственная молодежная политика, направленная на создание условий для реализации молодыми людьми новых возможностей для построения своего будущего и будущего страны. Ключевой задачей такой политики является «воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [1, с. 4].
Среди приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации обозначается и развитие системы гражданско-патриоти-ческого воспитания подрастающего поколения [2, с. 8].
Приоритетность воспитания патриотов своей страны подчеркивается и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Согласно данной программе, «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспе-
чения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [3, с. 5].
Тем самым обозначается проблема поиска и совершенствования путей и способов патриотического воспитания граждан Российской Федерации в целом и молодежи в особенности. Одним из таких путей является формирование патриотического сознания молодых людей.
Решение задачи формирования патриотического сознания молодежи связано с уточнением понятия «патриотическое сознание молодежи», смысл которого становится понятым тогда, когда раскрывается его структура и содержание структурных компонентов.
Анализ научной литературы показывает, что проблема патриотического сознания и его формирования у граждан России интересна для многих ученых.
В рамках данной статьи мы заострим внимание на работах, в которые рассматривается патриотическое сознание как структурное образование, и представим собственное понимание структуры патриотического сознания молодежи и содержания его структурных компонентов.
Формирование патриотического сознания личности является одним из ключевых моментов патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [4, с. 293].
Обратимся к работам ученых, в которых патриотическое сознание представлено как системное образование, обладающее структурой.
Так, по утверждению В.С. Хоптяной: «Патриотическое сознание выступает источником потенциальной и реальной личностной активности. В психологическом аспекте оно является уровнем психической жизни личности, который отражает своеобразие социального мира и выражается в развитии норм поведения, общественных отношений, а также деятельности человека, направленных на созидание могущества Отечества. В социальном плане патриотическое сознание выступает как совокупность ориентиров, присущих социальной группе» [5, с. 190].
В.С. Хоптяная рассматривает структуру патриотического сознания в двух аспектах. Во-первых, как взаимосвязь логико-когнитивного, эмоционально-регулятивного и ценностно-смыслового уровней; во-вторых, как совокупность онтологического, гносеологического и аксиологического элементов.
На логико-когнитивном уровне, рассматриваемом в контексте мышления человека, представлены знания о героических фактах национальной истории, о традициях Отечества, о его достижениях. На эмоционально-регулятивном уровне отражаются эмоции и чувства, среди которых особое значение имеет чувство любви к Родине, которое начинается с любви к своей семье, к своим близким. На ценностно-смысловом уровне реализуются ценности.
Реалии общественных процессов, связанных с социальным пространством личности, отражаются в онтологическом элементе; идеалы, явления духовной жизни, значимые для конкретной культуры символы, являющиеся формами осознания человеком культуры, связаны с гносеологическим элементом; ориентация на принятые в обществе ценности, преломляющиеся в сознании личности, находит выражение в аксиологическом элементе.
Обозначенные В.С. Хоптяной уровни и элементы в целом сводятся автором к знаниям, чувствам и ценностям: «...приобретенные знания проходят через чувства и фиксируются в ценностях» как движущей силе (мотивах) патриотического поведения [5, с. 191].
Мотивы патриотического поведения по развитию и защите Отечества, с точки зрения С.В. Шевченко, определяются идеями, взглядами, традициями, чувствами и настроениями наций, социальных групп, отдельной личности, образующими в совокупности содержание патриотического сознания, которое рассматривается автором как сложное образование. Среди характеристик патриотического сознания С.В. Шевченко называет чувство любви к Родине, знание истории своего края, традиций и обычаев своего народа [6, с. 255]. Автор не говорит прямо о структуре патриотического сознания, но понимает его как систему идей, взглядов, чувств и т.д. Система предполагает определенную структуру, поэтому идеи,
взгляды, традиции, чувства и настроений наций, социальных групп, личности, определяющие мотивы патриотического поведения, могут выступать в качестве структурных компонентов патриотического сознания. Такая структура не представляется исчерпывающей, так как форму мотивов поведения принимают ценности. Однако ценности не называются С.В. Шевченко в системе явлений, включенных в патриотическое сознание. Отсутствуют здесь и убеждения, которые, будучи тесным образом связанными с личностными смыслами, вместе с идеалами, взглядами и ценностями определяют «отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные позиции, программы деятельности» [7, с. 334]. В том числе и отношение к Родине, патриотическую позицию, программу деятельности патриотического содержания. Заметим, что система взглядов, ценностей, идеалов, убеждений, а также принципов, определяющих отношение человека к действительности, его жизненную позицию, представляет собой мировоззрение личности.
Более четко структура патриотического сознания представлена в работе Л.Н. Котруца [8, с. 178], выделяющей в структуре патриотического сознания интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный, аксиологический и поведенческий компоненты, каждый из которых обладает своим собственным содержанием. Так интеллектуальный компонент содержит когнитивно-содержательный и мыслительно-операциональный элементы; мотивационный - нравственно-нормативные, эмоционально-отношенческие и социально-личностные мотивы; эмоциональный представляет собой систему позитивных и негативных эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине; аксиологический связан с ценностями «Родина» и «патриотизм»; поведенческий компонент образуют волевая, деятельностная и потенциальная составляющие.
Л.Н. Котруца, так же как и В.С. Хоптяная, и С.В. Шевченко, акцентирует внимание на мотивах патриотического поведения: «Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение про-социальных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения» [8, с. 178].
Общеизвестным в науке фактом является то, что форму мотивов поведения человека принимают ценности. Соответственно, если мы говорим о мотивах патриотического поведения, то можно говорить о конкретных ценностях, которые, повторим еще раз, и примут форму мотивов патриотического поведения. Тем самым можно утверждать, что в структуре патриотического сознания явно выделяется аксиологическая (ценностная) составляющая, что согласуется с позицией В.С. Хоптяной, выделяющей ценностно-смысловой уровень патриотического сознания, и с Л.Н. Котруца, обращающейся к его аксиологическому компоненту. Подтверждение нашей точки зрения находим и у О.В. Сигнаевской, которая пишет о патриотическом сознании как о социокультурном феномене, объединяющем в себе сферу культурных ценностей и смыслов и национальную, идеологическую составляющие [9, с. 9].
При определенной схожести взглядов на ценностную составляющую патриотического сознания, отличие нашей позиции относительно компонентов патриотического сознания от позиции вышеназванных авторов заключается в том, что, как мы полагаем, структура патриотического сознания должна
быть компактной. Мы полагаем, что выделение аксиологического компонента в структуре патриотического сознания молодежи позволяет не выделять мо-тивационный компонент, так как ценности напрямую связаны с мотивами.
С нашей точки зрения, структура патриотического сознания должна содержать не более трех компонентов, так как формирование патриотического сознания молодежи предполагает формирование компонентов такого сознания и большое число компонентов затрудняет эффективность его формирования.
При определении структуры патриотического сознания авторы выделяют компоненты, элементы, уровни такого сознания.
Так, С.А. Сорокин выделяет в структуре патриотического сознания рациональный и чувственный уровни. Рациональный уровень предполагает знание истории своей страны, культуры своего народа, его обычаев и традиций. Но не просто знание, а знание осознанное.
«Рациональный уровень, - пишет С.А. Сорокин, -представляет собой комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таких высоких нравственных понятий, как чувства долга, чести, мужества, героизма, которые лежат в основе феномена патриотизма» [10, с. 150]. Чувственный уровень патриотического сознания автор связывает с эмоциональным отношением человека к Отечеству, к его истории, к культурным традициям своего народа: «Отношение к Отечеству, всегда оставаясь универсальной ценностью, сохраняет индивидуальность в своих конкретных проявлениях. Именно в отношении к Отечеству человек идентифицируется как гражданин. При этом идея Отечества превращает все многообразие исторических событий в непрерывность национальной культуры» [10, с. 150].
Рациональный уровень патриотического сознания в том виде, как его понимает С.А. Сорокин, вписывается в научные представления о мировоззрении личности как системе «философских, научных, социально-политических, нравственных взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности» [11, с. 288]). В том числе и деятельности патриотической направленности.
Мировоззрение в широком смысле включает все взгляды человека на окружающий мир (философские, общественно-политические, естественно -научные, этические, эстетические, и т.д.) [12, с. 272]. Добавим - и патриотические. Мы полагаем, что тем самым возможно выделение мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи, как более емкого по сравнению с когнитивным компонентом, так как мировоззренческий компонент включает не только знания, но и представления о патриотизме, о Родине и т.д., а также взгляды и связанные с ними убеждения относительно обозначенных и подобных им понятий.
Заметим, что мы осознаем, что понятие «мировоззрение» шире понятия «сознание», что сознание является частью мировоззрения [13]. Однако полагаем возможным выделение именно мировоззренческого компонента патриотического сознания, так как при его выделении мы не рассматриваем мировоззрение как часть патриотического сознания, а лишь соотносим некоторые составляющие мировоззрения (знания, представления, взгляды) с содержанием патриотического сознания. В данном случае обозна-
чение компонента патриотического сознания как мировоззренческого носит назывной характер и необходимо для того, чтобы подчеркнуть, что данный компонент шире когнитивного (знаниевого) компонента, который традиционно выделяется исследователями.
Сознание определяет поведение человека. Соответственно, патриотическое сознание определяет патриотическое поведение. Иными словами, патриотическое сознание раскрывается в поведении, в деятельности человека.
Тем самым представляется возможным выделение в качестве компонента патриотического сознания поведенческого компонента. Возможность выделения такого компонента обосновывается тем, что в психологии сознание человека изучается в неразрывной связи с его поведением [14, с. 25]. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и др., разработав принцип единства сознания и деятельности, рассматривали деятельность как опосредующее звено между сознанием человека и внешним предметным миром.
С.Ф. Анисимов утверждает, что обоснованные учеными-психологами идеи о неразрывной связи сознания и поведения, связи структуры сознания и деятельности, в которую это сознание органически вплетается, могут быть распространены и на взаимосвязь морального сознания и поведения [15, с. 31]. Данное положение может быть экстраполировано на наше исследование, что позволяет утверждать, что патриотическое сознание существует в неразрывной связи с патриотическим поведением.
Поведенческий компонент патриотического сознания выделяет Л.Н. Котруца, которая, как уже было сказано выше, наполняет данный компонент волевой, деятельностной и потенциальной составляющей. Мы видим содержание поведенческого компонента патриотического сознания молодежи иным образом. С нашей точки зрения, содержание данного компонента образуют отношения. И.Ф. Харламов пишет: «Поведение есть не что иное, как совокупность поступков, характеризующих общий нравственный облик человека, его отношение к обществу, к другим людям и к самому себе» [16, с. 27]. Это есть понимание поведения в обобщенном виде, то есть любого поведения. Если говорить о патриотическом поведении, то В.К. Левашов прямо утверждает, что основным критерием проявления патриотического поведения является отношение к своей стране, своему краю, готовность служить Отечеству и защищать его интересы [17, с. 71].
«Подлинное патриотическое поведение, - пишет Л.Н. Котруца, - это не лозунги, не призывные речи и красивые слова, а реальные действия и поступки, которые проявляются в устойчивом позитивном отношении человека к своему прошлому, настоящему и будущему, к судьбе и делам Родины, к своим конституционным правам и обязанностям, к профессии, к окружающим людям, к самому себе» [18, с. 35-36].
Итак, структурными компонентами патриотического сознания молодежи являются мировоззренческий, аксиологический и поведенческий компоненты. Обратимся к содержанию данных компонентов.
Содержание мировоззренческого компонента патриотического сознания образуют знания, представления, взгляды относительно конкретных понятий. Определимся с данными понятиями.
Стержневым понятием здесь является понятие «патриотизм», которое, находясь в центре внимания
философов, социологов, политологов, психологов, педагогов, рассматривается учеными как феномен, как явление, как принцип, как ценность, как чувство.
В педагогике патриотизм рассматривается как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов и проявляемый «в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» [19, с. 110]; как «сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических» [20, с. 410-411]; как «любовь к Отечеству, общественное сознание, гражданская ответственность, стремление служить интересам общества» [4, с. 58].
Анализ приведенных определений патриотизма показывает, что он прежде всего выражается в любви к Родине, к Отечеству, поэтому следующее выделяемое нами понятие - это «любовь к Родине». Родина не может быть абстрактной. Для каждого человека существует, по утверждению Е.Э. Кривоносовой, «определенный образ Родины "малой" и "большой", который складывается в сознании человека и участвует в процессах становления социальной идентичности человека, в формировании его личностной связи с обществом» [21, с. 175]. Таким образом выделяем еще два понятия - «Родина» и «малая Родина».
Малая Родина - это то место, где человек родился (город, село). Родина - страна, в которой он родился, где находится малая Родина. Само слово «родина» созвучно слову «родить»: родина - место рождения, то есть конкретное место на карте. Слово «родина» имеет синоним - «отечество». Многие так и воспринимают эти два слова - «родина» и «отечество» - как синонимы, что находит отражение и в большинстве словарей, и в литературе. Мы полагаем, что это не совсем так. С нашей точки зрения, в понятии «Родина» фиксируется некий момент, здесь и сейчас соотносимый с жизнью конкретного человека. Что касается понятия «Отечество», то, говоря словами В.М. Полонского, «это страна в целом, исторически принадлежащая данному народу с его культурой, языком, традициями» [4, с. 52]. Слово «отечество» имеет один корень со словом «отец». И если Родина - это мать, которая рождает человека на свет, дает ему физическую жизнь, то Отечество - это отец, который передает духовные традиции предков. Мы полагаем важным в контексте определения содержания мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи акцентировать внимание на различиях между данными понятиями. Понятие «Отечество» мы также выделяем, определяя содержание вышеназванного компонента.
И еще один важный момент: патриотизм останется абстрактным понятием, если не воплотится в жизни и деятельности человека - человека-патриота. «Патриот» - еще одно, выделяемое нами понятие. Как пишет Е.Э. Кривоносова, патриотом можно считать человека, который почитает своих предков, растит и воспитывает детей в лучших духовных традициях, постоянно улучшает свой образ жизни и культуру поведения, работает на благо своего Отечества, чувствует сопричастность окружающим его «оболочкам» бытия: природе, месту рождения, народу, государству [21, с. 175]. Данное определение, при всей его полноте, упускает важнейшее качество, ко-
торое, собственно, и делает человека патриотом - это любовь к Родине.
Итак, содержание мировоззренческого компонента патриотического сознания молодежи образуют знания, представления, взгляды относительно понятий «патриотизм», «любовь к Родине», «Родина», «малая Родина», «Отечество», «патриот».
Содержание аксиологического компонента патриотического сознания образуют ценности. Если при составлении списка понятий в рамках мировоззренческого компонента мы основывались на понятии «патриотизм», то при определении списка данных ценностей мы опираемся на ценность «патриотизм». Выше мы уже упоминали, что патриотизм может рассматриваться как понятие, как ценность, как феномен и т.д.
Патриотизм мы рассматриваем как сложную ценность, представленную совокупностью ценностей. Данный вывод сделан на основе анализа справочной литературы, в которой представлены трактовки патриотизма, а также научной литературы, посвященной проблеме патриотизма и его воспитания у подрастающих поколений.
Обращение к справочной литературе позволило выделить такие ценности как «верность», «гордость за Отечество», «любовь к Родине», «ответственность», «уважение», «героизм», «мужество». Остальные ценности, образующие содержание аксиологического компонента патриотического сознания выделены в процессе работы с научными источниками.
Так, А.И. Горячев, например, определяет такие аспекты патриотизма, как «гордость за социальные и культурные достижения страны; отстаивание чести и достоинства, свободы и независимости страны; уважительное отношение к её историческому прошлому, обычаям и традициям народа; стремление посвящать свой труд укреплению и развитию Родины» [22, с. 32], что позволяет выделить ценности «достоинство», «труд», «честь». Мы не называем ценности повторно, если они уже названы выше. Отметим только, что, осуществляя анализ определений патриотизма различных авторов, мы выделяли те ценности, которые с определенной частотой повторяются в научной и справочной литературе.
Е.Э. Кривоносова связывает патриотизм с пониманием долга как исполнения конкретных дел, с честным и добросовестным трудом, с общественно значимыми поступками [21, с. 175]. О.Р. Сигнаевская отмечает, что патриотизм принадлежит к сфере культурных и социальных ценностей, к культуре выявления смыслов [9, с. 9]. С точки зрения Р.Г. Яновского патриотизм выражается в честном служении семье и государству, в любви к родному языку, культуре, достижениям культуры мирового сообщества [23, с. 174]. Понимание патриотизма обозначенными учеными позволяет выделить ценности «долг», «культура», «семья», «интерес к истории Отечества».
Р.Г. Яновский также отмечает, что настоящий патриотизм всегда обращен лицом к общественным ценностям государственной власти своего и других народов, направлен «на расширение дружбы и сотрудничества людей разных национальностей, их культурной, теоретической и духовной зрелости» [23, с. 182]. Дружба и сотрудничество людей, принадлежащих к разным национальностям, связано с уважительным отношением к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям, что образует содержание ценности «толерантность» (еще одна ценность в содержании аксиологического компонента).
Итак, содержание аксиологического компонента патриотического сознания молодежи образуют ценности «верность», «героизм», «гордость за Отечество», «долг», «достоинство», «интерес к истории Отечества», «культура», «любовь к Родине», «мужество», «ответственность», «семья», «толерантность», «труд», «уважение», «честь».
При этом мы не выделяем собственно ценность «патриотизм», так как это сложная ценность и она представлена через выделенные ценности.
Заметим, что в рамках статьи мы не представляем в полном объеме анализ, позволивший выделить ценности, образующие содержание данного компонента.
Содержание поведенческого компонента патриотического сознания молодежи образуют отношения. Причем ценностные отношения. Мировоззренчески-смысловое содержание ценностного отношения, по утверждению М.С. Кагана, определяется общим социокультурным контекстом, в котором рождается и «работает» конкретное ценностное значение, а его форма представляет собой психологический процесс, в котором ценность «схватывается» сознанием. Ценностное отношение создается связью носителя ценности (конкретного предмета или явления) и человека, оценивающего данный предмет (явление) [24, с. 68].
Выше было сказано, что поведение как совокупность поступков характеризует отношение человека к окружающей действительности, что патриотическое поведение проявляется в отношение к своей стране и т.д. Тем самым можно утверждать, что образующие содержание поведенческого компонента патриотического сознания молодежи ценностные отношения показывают, каким образом человек оценивает такие явления как семья, труд, отечество, культура. На основании данной оценки человек и совершает конкретные действия и поступки. Иными словами, положительно оценивая, например, труд на благо Родины, он будет трудиться, то есть совершать конкретные трудовые действия, таким образом, чтобы принести пользу не только себе, но и своей стране; отрицательно оценивая труд - человек не будет стремиться сделать что-то для общего блага.
Итак, в качестве образующих содержания поведенческого компонента патриотического сознания молодежи мы выделяем ценностные отношения к семье, к труду, к отечеству, к культуре. Обоснуем выбор именно этих ценностных отношений. (Такое обоснование было частично осуществлено одним из авторов данной статьи в работе «Методы исследования патриотического сознания молодежи» [25]. Однако мы считаем необходимым привести здесь данное обоснования, так без него содержание структурных компонентов патриотического сознания будет представлено неполно).
Важнейшим носителем группового патриотизма выступает семья. Именно в семье формируются основы патриотического сознания. Как правило, в семье рождаются первые мифы и легенды о подвигах отцов и дедов, передаются из поколения в поколение героические истории их служения Родине, создается прочный фундамент гордости за близких, знание великой истории родной страны.
Значимость семьи в процессе патриотического воспитания трудно переоценить, поскольку именно здесь закладывает нравственные и патриотические основы сознания, базирующиеся на опыте старших членов семьи. Очевидно, что государство, общество, СМИ должны способствовать укреплению этого социального феномена. Академик Д.С. Лихачев писал:
«Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей ... стране и ее народу» [26, с. 154].
Относительно новым можно считать так называемый «корпоративный» патриотизм, что, на наш взгляд, является лишь частью отношений в обществе, называемых «трудом». Право на труд закреплено в Конституции РФ и является индикатором развитости гражданского и патриотического сознания в обществе. Под ценностным отношением к труду и его результатам понимается позитивное отношение к своему и к чужому труду, которое складывается на примере и под воздействием взрослого через оценку его действий, копирование и подражание, в результате которых возникают собственные личностные ценности. Ценностное отношение к труду - это сложный содержательный компонент личности, он включает в себя отношение к труду как к потребности, чувство удовлетворенности трудом и наличия совокупности важнейших моральных качеств, определяющих отношение к трудовой деятельности в целом (трудолюбие, ответственность, аккуратность, умение рационально распределять рабочее время и т.п.).
Ценностное отношение к труду материализует всю сумму отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к Родине. Р.Г. Яновский пишет: «Любовь к Родине - самое емкое понятие, оно включает в себя заботу о благополучии страны, ее защите на полях сражений, чувство восхищения ее достижениями и печали при ее неудачах, стремление что-то сделать для нее полезное, развивая уважение самодостаточности отдельной личности, рассматривая себя в качестве гражданина, представителя страны, нации, семьи, рабочего коллектива» [23, с. 177].
По мнению А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой, историческая память играет не последнюю роль не только в формировании патриотических чувств, но и в их поддержании и сохранении: «Значение исторической памяти в укреплении патриотических отношений граждан к своему Отечеству особенно актуально в настоящее время, когда в российском обществе происходит трансформация социальных и политических институтов, меняются формы и типы социальных идентичностей, характер взаимоотношений граждан и государства, и, в конечном счете, переосмысление духовных ценностей» [27, с. 32]. На наш взгляд, сегодня именно патриотическое сознание является своего рода лакмусовой бумагой, своевременно сигнализирующей обществу о катастрофическом падении морально-нравственных опор и необходимости возрождения идеологии, гражданско-патрио-тических проектов и образовательных институтов.
Культурное наследие сберегает нацию. В поиске духовных скреп государство неизбежно возвращается к культуре: «Культура - это ориентир, основа и пространство всей нашей жизни. В культуре концентрируется историческая память и духовная энергия народа, и служить ей - особая, благородная и ответственная миссия. И важнейшая задача - это сбережение и приумножение уникального культурного наследия России, формирование и укрепление ценностей, объединяющих наше общество, воспитание высокой нравственности, вкуса, эрудиции, образцов поведения. Все это подвластно только культуре» [28].
Ценностное отношение к Отечеству важно тем, что именно через него проявляется истинный патриотизм. В справочной литературе подчеркивается, что патриотизм есть «ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение» [29, с. 185], бережное отношение «к народной памяти, национально--культурным традициям» [19, с. 110], «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [30, с. 247]. И.Е. Кузьмина утверждает, что патриотизм «это, прежде всего, ценностное отношение человека к своей Родине и деятельность, которую он осуществляет на основе этого отношения» [31]. Ценностное отношение к Отечеству напрямую связано с тем, как человек оценивает свою страну, ее историческое прошлое и настоящее, культуру, народ, живущий в этой стране, его образ жизни по критерию ценности «патриотизм». Такая оценка, будучи положительной, обусловливает поведение и деятельность человека, направленные на благо Родины.
Итак, мы обосновали структуру патриотического сознания молодежи, образуемую мировоззренческим, аксиологическим и поведенческим компонентами и раскрыли содержание данных компонентов: знания, представления взгляды; ценности; ценностные отношения.
Список литературы:
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. 14 с.
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. 23 с.
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. 16 с.
4. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
5. Хоптяная В.С. Проблема формирования патриотического сознания и поведения молодежи // Булга-ковские чтения. 2017. Т. 11, № 11. С. 189-194.
6. Шевченко С.Н. Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 254-258.
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
8. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 176-183.
9. Сигнаевская О.Р. Философия образования в современной России: поиски солидарности, или феномен патриотического сознания // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 7-16.
10. Сорокин С.А. Патриотическое сознание: специфика и сущность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2009. № 3. С. 148-153.
11. Белоус Н.Н. Формирование научного мировоззрения как основная задача изучения естествознания в классах гуманитарного профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Вып. 10. С. 288-290.
12. Плюснина М.А. К проблеме этического мировоззрения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 272-275.
13. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979. 64 с.
14. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 155 с.
15. Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардари-ки, 2000. С. 367-383.
16. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
17. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 66-73.
18. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2009. 208 с.
19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов; ред. кол. Э.Д. Днеп-ров [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 669 с.
20. Рындак В.Г., Алехина Н.В., Власюк И.В. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
21. Кривоносова Е.Э. Патриотическое сознание студенческой молодежи // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра: мат-лы VIII междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, посв. 25-летию социальной педагогики и социальной работы в России. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 174-177.
22. Горячев А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 31-38.
23. Яновский Р.Г. На пути к патриотическому сознанию граждан России // Безопасность Евразии. 2003. № 2 (12). С. 171-183.
24. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
25. Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 137-147.
26. Лихачев Д.С. Письма о добром / под ред. С О. Шмидта. М.: Наука. 2006. 323 с.
27. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основы формирования новой российской идентичности. М.: рИц ИСПИ РАН. 2005. 326 с.
28. Климентьев М.Ю. Путин призвал беречь культурное наследие России [Электронный ресурс] // РИА новости. - https://ria.ru/20170324/1490734875.html.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
30. Политология: энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. 430 с.
31. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 153-174._
THE STRUCTURE OF THE PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF YOUTH: THE PEDAGOGICAL ASPECT
© 2019
Pozdnyakova Oksana Konstantinovna, doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department
Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russian Federation) Krylova Elena Leonidovna, director
Branch «The Russian Television and Radio Broadcasting Company "Samara"» of The Russian Television and Radio Broadcasting Company (Samara, Russian Federation)
Abstract. In the framework of the younger generation patriotic education, a pedagogical task of young people's patriotic consciousness development is being actualized. It is substantiated that the solution of this task requires clarification of the content of the notion «young people's patriotic consciousness», the meaning of which is understood when its structure and structural components content are revealed. Interpretations of patriotic consciousness are offered. They are proposed by modern Russian scientists who present it as a systemic development with its own structure. Structural components of the patriotic consciousness of youth are determined: a worldview component (knowledge, ideas, and views), an axiological component (values), a behavioral component (value relations). The possibility and necessity of the separation of these components is proved. The choice of specific concepts, values, and value relationships that form the content of the worldview, axiological, and behavioral components of the patriotic consciousness of youth is substantiated. The content of the ideological component of the patriotic consciousness of young people is revealed; it is formed by the knowledge, ideas, views on the concepts of «patriotism», «love for the Motherland», «Motherland», «small Motherland», «Fatherland», «patriot». In the context of understanding patriotism as a complex value represented through a set of values, it is proved that the content of the axiological component of youth patriotic consciousness is developed by the values of «loyalty», «heroism», «pride in the Fatherland», «duty», «dignity», «interest in the history of the Fatherland», «culture», «love of the country», «courage», «responsibility», «family», «tolerance», «work», «respect», «honor». Valuable attitudes to the family, work, the Fatherland, culture are singled out as developing the content of the behavioral component of young people's patriotic consciousness.
Keywords: consciousness; patriotism; patriotic consciousness; structure; structural components; youth; pedagogical aspect; patriotic education; ideological component; axiological component; behavioral component; knowledge; ideas; attitudes; values; value attitude.
it it it
УДК 373.2
DOI 10.24411/2309-4370-2019-13314
Статья поступила в редакцию 27.04.2019
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Рябова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Барцаева Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск, Российская Федерация)
Аннотация. В данной статье раскрываются научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников в организациях дополнительного образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновываются ключевые понятия исследования, рассматриваются возможности организаций дополнительного образования для формирования социально -бытовой деятельности. Понятие «готовность к социально-бытовой ориентации» определяется в логике социокультурного, системного, деятельностного, антропологического подходов и характеризуется как свойство личности, позволяющее проектировать ориентировочную основу социально-бытовой деятельности и реализовывать все ее виды. Рассматривается возможность формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования. В работе «дополнительное образование» рассматривается как инструмент развития социально-значимых качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию к темпам социальных и технологических перемен. Организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста обеспечивают единство процессов воспитания, обучения и развития ребенка. В работе представлены результаты проектирования содержательного и процессуального аспектов формирования готовности к социально-бытовой ориентации. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Центра продленного дня Мордовского государственного педагогического института имени