Научная статья на тему 'Проблемы патриотического воспитания современной молодежи'

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6725
795
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яркова Татьяна Андреевна

В статье обосновываются роль и значение патриотизма в современных условиях, рассматриваются цели и предполагаемые результаты патриотического воспитания молодежи, выделяются формы патриотического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH

The article explains the important role and significance of patriotism in modern conditions. The author analyzes the purposes and anticipated results of patriotic education of youth and distinguishes forms of realization of patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотического воспитания современной молодежи»

Материалы межрегионального молодежного научно-образовательного форума «Патриотизм, образование, студенчество» (г. Кемерово, 2 ноября 2016 г.)

3. Зеленин А. А. Государственная молодежная политика РФ: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей. — Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2012. — 596 с.

4. Крымчанинова М. В. Образы России, США, Китая в сознании россиян // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. — М. : Аспект Пресс, 2008. — С. 174-189.

5. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. — 1999. — № 1/2. — С. 27-59.

6. Малинкин А. Н. Учение Макса Шелера о ресентимен-те и его значение для социологии // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 116-150.

7. Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры // Гефтер : интернет-журнал. — 2013. — 18 апреля. — URL: http://gefter.ru/ archive/8369.

8. Мещерякова С. В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. — Тамбов, 2008. — 192 с.

9. Молодежь в России. 2010. Обзор литературы. Доклад ООН / под ред. Я. Охана. — М. : ФСГС, 2011. — 96 с.

10. Пак Чер-унг. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 51-116.

11. Пфетцер С. А., Зеленин А. А., Яницкий М. С. Политическое участие и политические ценности молодежи рос-

сийской провинции. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. -143 с.

12. Ромашин В. Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Омск, 2010. — 217 с.

13. Скрипкин Н. П., Беловолов В. А. Ценности военной службы как социально-педагогический феномен // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2016. — С. 190-193.

14. Утюганов А. А. Формирование гражданско-патриоти-ческих ценностей и их смысловых детерминант у курсантов военного вуза. — Новосибирск : Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева, 2015. — 136 с.

1 5. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб. ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. — Белово : Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово ; Велико-Тырново : Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2014. — С. 72-77.

16. Яницкий М. С. Политические представления и политическое поведение при доминировании ценностей, обусловленных ресентиментом // Наука и образование : сб. ст. XI регион. науч. конф. — Белово : БИФ КемГУ, 2013. — С. 7-10.

УДК/UDC 37.035.6-053.6

Т. А. Яркова T. Yarkova

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

THE PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH

В статье обосновываются роль и значение патриотизма в современных условиях, рассматриваются цели и предполагаемые результаты патриотического воспитания молодежи, выделяются формы патриотического воспитания студенческой молодежи.

The article explains the important role and significance of patriotism in modern conditions. The author analyzes the purposes and anticipated results of patriotic education of youth and distinguishes forms of realization of patriotic education of students.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, направления патриотического воспитания молодежи.

Keywords: patriotism, patriotic education, youth, directions of patriotic education of youth.

Идеи патриотизма и патриотического воспитания в истории России всегда одни из ключевых позиций. Исторические факты свидетельствуют о том, что роль и особое место патриотизм приобретает в периоды важных поворотов в истории страны, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил граждан, что характерно прежде всего во время военных и социальных конфликтов, революционных потрясений и стихийных бедствий. Проявление патриотизма в данное время отмечается высокими благородными порывами, особой жертвенностью во благо народа и своей Родины. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, являясь источником и сред-

ством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Молодое поколение является ответственным за будущее России, за сохранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От позиции молодежи в общественной жизни, ее политической и социальной активности зависит политическое и социально-экономическое будущее страны. Но снижение воспитательного потенциала образования, культуры и искусства привело к изменению отношения молодого поколения к духовно-нравственным ценностям, приоритетам, идеалам, историческому прошлому. Особую тревогу вызывает утрата современной молодежью патриотических ценностей. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы современного патриотического воспитания молодежи, что требует уточнения понятия «патриот» и раскрытия направлений патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития нашей страны.

Патриотом является человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, а также способен отстаивать его интересы. Патриотизм — это нравственное качество человека, выражаемое в любви и преданности Родине, осознании величия Отечества и переживании духовной связи с ним.

Нравственной основой жизнеспособности государства является патриотизм, который представляется важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества, активной гражданской позицией личности, проявляясь в готовности к самоотверженному служению своей Родине [2]. Патриотизм является социальным явлением, которое связывает основу существования и развития государственности и наций. Вопросы патриотического воспитания молодежи являются чрезвычайно актуальными в настоящее время. Если недооценивать патриотизм как важную составляющую общественного сознания, то это ведет к ослаблению духовных, культурных, социальных, экономических основ развития государства и общества. Это определяет важность и приоритетность патриотического воспитания современной молодежи.

Процесс патриотического воспитания должен характеризоваться следующими чертами: системностью, плановостью и постоянством. Патриотическое воспитание является частью общего воспитательного процесса, представляя собой систематические и целенаправленные действия, которые формируют у молодежи высокое патриотическое сознание. Система патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении должна основываться

Таблица

Характеристика понятия «патриотизм» в словарно-энциклопедических источниках

Словарно-энциклопедический источник Характеристика понятия «патриотизм»

Словарь В. И. Даля «Любовь к Отчизне», патриот — «ревнитель о благе Отечества»

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона «Любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации»

Словарь русского языка С. И. Ожегова «Преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу»

Краткий словарь по философии «Принцип, обозначающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины»

Большой энциклопедический словарь «Любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»

Большая советская энциклопедия «Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»

Словарь по этике «... социально-нравственный принцип в обобщенной форме, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах, готовность к защите от врагов»

Современный политологический словарь «Принадлежащий отцам, отеческий»

Российская педагогическая энциклопедия «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов»

Материалы межрегионального молодежного научно-образовательного форума «Патриотизм, образование, студенчество» (г. Кемерово, 2 ноября 2016 г.)

на целенаправленном формировании активной жизненной позиции студентов, проявляться в готовности к активной патриотической деятельности, характеризующейся активной позицией гражданского долга, сопричастности к судьбе Родины. Система воспитания патриотизма в вузовском образовании должна способствовать созданию условий воспитательного процесса, позволяющих молодежи самостоятельно формировать свое отношение кпатриотическим ценностям; развитию чувства ответственности за общественные дела; выработке навыков самостоятельной работы и индивидуализации воспитательного процесса.

Изобилие фактического материала не всегда позволяет четко определить сущность понятия «патриотическое воспитание». В связи с этим необходимо проанализировать базовые характеристики понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Проведенный анализ смысловой структуры данных понятий, основанный на исследовании словар-но-энциклопедических источников позволяет выявить следующие подходы к определению понятия «патриотизм» и зафиксировать различие в позициях авторов (табл.).

Таким образом, в определении «патриотизм» в большинстве случаев доминируют когнитивный и эмоционально-целостный подходы к содержанию данного понятия. Предпринятый анализ «патриотизма» необходим для прояснения цели и предполагаемого результата патриотического воспитания.

В качестве важнейшей составляющей в системе патриотического воспитания выступает массовая патриотическая работа, которая организуется и проводится на постоянной основе государственными и муниципальными органами при активном участии средств массовой информации, а также представителями научных, творческих союзов, образовательными учреждениями, ветеранскими, молодежными и другими общественными организациями.

В последнее время в нашей стране предпринимаются значительные шаги для укрепления и развития системы патриотического воспитания граждан РФ. За период с 2001 по 2015 год были реализованы три государственные программы по патриотическому воспитанию граждан. Согласно результатам мониторинга деятельности субъектов РФ по гражданско-па-триотическому и духовно-нравственному воспитанию, проведенному в 2013-2014 годы, доля молодых граждан, которые участвуют в патриотических мероприятиях в рамках региональных

программ патриотического воспитания, составила около 22 % от общего количества молодых граждан в стране [3].

Интересны результаты исследований о содержании понятия «патриотизм» для современной молодежи: 67 % опрошенных под патриотизмом понимают любовь к Родине; 15 % респондентов считают, что данное понятие отражает эмоциональное отношение к Родине или чувство привязанности и долга [1]. Образцом настоящего патриота молодежь видит ветеранов Великой Отечественной войны, военных, политических деятелей прошлого и современности (около 20 % опрошенных), героев-освободителей (15 %), деятелей науки и искусства (12 %). Большинство молодых людей признают важность подвигов предков и готовы их повторить. 30 % опрошенных считают, что скорее повторили бы подвиги участников Великой Отечественной войны, а 20 % — уверены, что смогли бы это сделать. Данные опроса свидетельствуют, что чувство гражданского долга и патриотизма присутствует у студенческой молодежи, что не может не вселять оптимизм. Важным фактором формирования патриотизма служит отношение к истории, культуре и традициям страны: 64 % респондентов считают русские традиции и язык основой культуры и воспитания; 51 % — поддерживают идею, что русская нация занимает особое место среди других государств; 49 % — чувствуют единство с русской нацией; 63 % — испытывают гордость за принадлежность к русской нации.

По этой причине актуальность сохраняют вопросы молодежной политики в сфере патриотического воспитания, современный уровень которой в полной мере не отвечает задачам формирования патриотического настроения. Следует развивать и поддерживать программы, направленные на освоение молодежью историко-культурного пространства страны. Следует акцентировать внимание на необходимости и важности данных знаний для любого гражданина, способствуя формированию четкой осознанной гражданской позиции молодежи.

Формами реализации патриотического воспитания студенчества являются:

— организация встреч студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской войны и других боевых действий, что дает возможность получить представление о высоком моральном духе защитников, их готовности выполнять гражданский долг;

— обязательное для первокурсников знакомство с историей возникновения и развития вуза, с его местом и ролью в системе высшего образования страны;

— акцентирование внимания в процессе преподавания учебных дисциплин на достижениях отечественных ученых в различных областях знаний, отмечая связь и преемственность отечественной и мировой науки;

— проведение открытых занятий по правовым вопросам, организация встреч с известными юристами и правозащитниками [6].

Значимое место в процессе становления патриотического сознания студентов занимает содержание образования. В частности, изучение отечественной истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, а также раскрывает цели реформ политической системы, создавая условия для развития гражданской инициативы.

Идеологической основой патриотического воспитания в высшем учебном заведении являются духовные и нравственные ценности общества. Сущность патриотизма связана с духовно-нравственным, политическим, социально-гуманистическим и национальным проявлениями. К направлениям, способствующим патриотическому воспитанию, относятся: углубление знаний граждан о событиях, которые стали основой государственных праздников и памятных дат страны; деятельность по повышению интереса к гуманитарным и естественным наукам; развитие у молодежи чувства гордости и глубокого уважения к Государственному гербу РФ, Государственному флагу РФ, Государственному гимну РФ, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам страны; повышение интереса молодежи к военной истории и памятным датам; популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней; знакомство с творчеством писателей, работами деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, а также достижениями граждан в области науки, технологий и культуры.

Характерными чертами именно российского патриотизма являются:

— чувство собственного достоинства и самоуважения, которые не нуждаются в доказательствах;

— жизненная стойкость и мужество, являющиеся качествами, которые питают твердость духа в сложные времена для Отечества;

— особая любовь и привязанность русских людей к родным местам и природе, что остро чувствуют соотечественники, оказывающиеся за рубежом.

Активизации деятельности в области патриотического воспитания молодежи будут способствовать следующие мероприятия: проведение встреч с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны, организация музейных и книжных выставок, посвященных памятным датам истории родного края и России, военно-патриотических и военно-исторических клубов, проведение военно-спортивных игр и организация поисковой работы, работа волонтерских и студенческих отрядов в учебных заведениях, творческие вечера, концерты военно-патриотической направленности и т. д. [6].

Успешная реализация направлений патриотического воспитания молодежи основывается на объединении усилий деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, творческих союзов, молодежных, ветеранских, общественных и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания с учетом единой государственной политики.

1. Зайцева О. А. Патриотизм в сфере молодежи // Мониторинг общественного мнения. — 2011. — № 4 (104). — С. 103-106.

2. Куликова Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы // Инновации в образовании. — 2008. — № 8. — С. 127-133.

3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 30.12.201 5 № 1493.

4. Райхлина Е. Л. Патриотизм и патриотическое воспитание подрастающего поколения: к теории и истории проблемы // Научные проблемы гуманитарных наук. — 2009. — № 2.

5. Томилина С. Н., Туктаров Р. Р. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема // Человек и образование. — 2014. — № 4 (41). — С. 31-36.

6. Яровова Т. В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. — 201 5. — № 2 (38). — С. 107-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.