Научная статья на тему 'Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях'

Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ / METHODS AND FORMS OF YOUTH PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорняк Александр Васильевич

Cтатья посвящена анализу содержательных и организационных характеристик патриотического воспитания молодежи в современных условиях. В ней также раскрываются современные методы и формы патриотического воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content - organizational description of youth patriotic education in present-day conditions

The article is devoted to the analysis of content organizational description of youth patriotic education in present-day conditions. It also reveals modern methods and forms of young generation patriotic education.

Текст научной работы на тему «Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях»

15. Стерхова, Н.С. Развитие профессионально-эстетического вкуса будущих поваров, кондитеров на конкурсах профессионального мастерства [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н.С. Стерхова, Ж.С. Климова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2012. - 60 с.

16. Супчук, Т.И. Готовимся к конференции школьников [Текст] : метод. рекомендации / Т.И. Супчук, Е.А. Титова, А.С. Чернакова. - Мыски, 2009. - 32 с.

17. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л.Ф. Ильичева и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.

УДК 37.017.4

А.В.Нагорняк, г. Шадринск

Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях

Cтатья посвящена анализу содержательных и организационных характеристик патриотического воспитания молодежи в современных условиях. В ней также раскрываются современные методы и формы патриотического воспитания молодого поколения.

Патриотизм, патриотическое воспитание, методы и формы патриотического воспитания молодежи.

A.V. Nagornyak, Shadrinsk

Content - organizational description of youth patriotic education in

present-day conditions

The article is devoted to the analysis of content - organizational description of youth patriotic education in present-day conditions. It also reveals modern methods and forms of young generation patriotic education.

Keywords: patriotism, patriotic education, methods and forms of youth patriotic education.

Актуальность проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе является одним из самых приоритетных направлений развития нашего общества. По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Политическая и экономическая стабильность должна базироваться на духовном единстве россиян» [5].

Определение содержания патриотического воспитания молодежи в современных условиях строится на основе анализа ключевого понятия «патриотизм».

В современных научных исследованиях патриотизм представляется как сложный феномен. Так, Н.В.Ипполитова рассматривает его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. По мнению автора в философском аспекте характеристика патриотизма осуществляется через понятия Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления [4].

В социально-педагогическом плане патриотизм выступает как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, которые выступают в качестве объектов ценностного отношения [3].

В психолого-педагогическом аспекте патриотизм рассматривается как интегративное нравственное качество.

Опираясь на метод содержательного обобщения и принцип дополнительности, Н.В.Ипполитова представляет патриотизм как социально -нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально -нравственной направленности личности [4].

Поддерживая данную точку зрения, мы рассматриваем патриотизм как вершинное духовное самопроявление личности достигшей высшего уровня развития, способной испытывать истинную любовь к Отечеству, готовой к самопожертвованию для его блага.

Опора на данное положение позволяет представить патриотическое воспитание молодежи как целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у воспитанников патриотизма, выступающего в качестве социально-нравственного императива.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.

Выступая как относительно самостоятельное направление воспитательной работы, патриотическое воспитание находится в органической взаимосвязи с другими направлениями:

- с гражданским воспитанием - при осуществлении первого акцент делается на понятии «Родина». А при решении задач второго направления - на понятии «Отечество»;

- с интернациональным воспитанием - истинный патриотизм предполагает уважение не только обычаев, традиций своего народа, но и такое же уважительное отношение к традициям других народов;

- с трудовым воспитанием - патриотизм проявляется в служении человека Отечеству и, прежде всего, в его трудовой деятельности и др. [5].

Сравнительный анализ задач патриотического воспитания с задачами других направлений воспитательной работы показывает, что решение их в единстве является основой осуществления целостного педагогического процесса. Признание относительной самостоятельности патриотического воспитания в системе воспитания обусловливает не противопоставление его другим направлениям воспитательной работы, а их интеграцию.

Как системное явление патриотическое воспитание включает в себя различные направления:

1. Духовно-нравственное - создание условий для осознания учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, формирования способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Гражданско-правовое - формирование у воспитанников через систему мероприятий правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

3. Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ней.

4. Героико-патриотическое - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости героическим деяниям предков.

5. Военно-патриотическое - формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6. Социально-патриотическое - активизация духовно нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Данные направления могут реализовываться в воспитательной практике посредством различных методов, средств и форм педагогического взаимодействия.

Важной формой патриотического воспитания являются уроки мужества. Благодаря им происходит воздействие на психический мир личности подростка. Это достигается воздействием информации, иллюстративного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен. При проведении урока находят применение практически все художественные средства, которые делают его ход выразительным, эмоционально насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания собственных поступков в похожих ситуациях.

Эффективной формой патриотического воспитания является музейная и поисковая работа. По мнению И.Б.Дорожкина, такая форма воспитательной работы способствует формированию «человека в человеке», при правильной организации это воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения школьные музеи играют особую роль - расширяют кругозор учащихся, а музейная педагогика помогает в силу своего междисциплинарного характера и создает условия для развития личности путем включения её в многообразную деятельность школьного музея [2].

Немаловажную роль играет проведение воинских праздников, установление шефских связей с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учебного заведения, представителей воинских частей, военкоматов, общественных организаций.

Еще одним субъектом патриотического воспитания является ДОСААФ. Задачей объединения является воспитание членов общества в духе постоянной готовности к защите интересов Родины и любви к вооруженным силам, пропаганда военных знаний и традиций, подготовка молодежи к военной службе, содействие проведению гражданской обороны, развитие авиационных и технических видов спорта, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта, подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества.

Военно-прикладные виды спорта находят отражение во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Целью этого комплекса является повышение эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения, формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физкультурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

Важную роль в патриотическом воспитании молодежи играют средства массовой информации. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается все больше патриотических, научно-популярных, исторических программ. Однако, такие передачи на телевидении идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть

очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Это снижает их эффективность в реализации данного направления воспитательной работы.

Учитывая негативное влияние института цензуры в СМИ и, одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Подводя итоги можно сказать, что пресса уделяет недостаточно внимания воспитанию патриотических чувств у молодого поколения. Те проявления патриотических чувств, которые все-таки имеют место быть в среде молодого поколения, в большинстве случаев остаются за пределами материалов прессы, либо же присутствует только их краткий обзор или констатация факта. Эти проявления редко рассматриваются как пример для других. Чаще же сообщения СМИ просто указывают на отсутствие патриотизма среди молодежи, и лишь в очень редких случаях предлагая варианты по решению данной проблемы. Поэтому задача приобщения молодых людей к просмотру политических и научно - исторических телепередач по-прежнему остается актуальной.

Таким образом, воспитание поколения в духе патриотизма, беззаветной любви к Родине является в современных условиях важной задачей деятельности всех субъектов патриотического воспитания, в том числе, государства, общественных организаций и, особенно, образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Молодежь Костромской области. - Кострома, 2006-2016. -Режим доступа: http://www.kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html.

2. Дорожкин, И.Б. Воспитывать патриотов (о формах и методах патриотического воспитания сотрудников УИС) [Электронный ресурс] / И.Б. Дорожкин, Г.П. Лебедев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/j 1121 .html.

3. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 387 с.

4. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание будущих учителей в системе профессиональной подготовки у вузе [Текст] / Н.В. Ипполитова // Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В.Ипполитова [и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 244 с.

5. Ипполитова, Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях [Текст] / Н.В. Ипполитова // Гражданское образование: российский и зарубежный опыт : коллект. моногр. / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - 288 с.

6. Российская Федерация. Президент (2012-... ; В.В. Путин). О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания [Электронный ресурс] : указ от 20 октября 2012 г. № 1416 // Гарант.ру : информ.-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70244894/.

УДК 378

И.С. Осипова, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.