СЛОВО УЧЕНОМУ
УДК 37.017.4
Н.В. Ипполитова, г. Шадринск
Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и
теории педагогики
Cтатья посвящена анализу идей патриотического воспитания в различные периоды развития общества, раскрытию сущности, цели, содержания и принципов патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание, патриотизм, принципы патриотического воспитания.
N. V.Ippolitova, Shadrinsk
Evolution of the patriotic education problem in the history and theory
of pedagogics
The article is devoted to the analysis of the patriotic education ideas during different periods of society's evolution. It also reveals the essence, aims, substance and principles ofpatriotic education.
Keywords: patriotic education; patriotism, maxims of patriotic education.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе в XXI веке, поставили перед человечеством новые задачи, затрагивающие проблемы развития личности, ее ценностных ориентиров и пр., поскольку для любого социума далеко не безразлично, что представляют из себя его граждане, каков их духовный, интеллектуальный и культурный уровень, т.к. от этого во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [6, с. 239].
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь
наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [4,с. 159].
В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [9, с. 205-206].
A.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[5,с.141].
Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе» [15, с. 230], причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться с ним своими способностями... Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему» [Там же]. Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка» [15, с. 230-231]. Рассматривая понятие « патриотизм», автор подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты» [Там же].
Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [1, с. 394].
К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [12, с. 160].
B.Г. Белинский также считал одной из главных задач воспитания развитие в
детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [2, с. 488-489].
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [14, с. 72].
После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [8, с. 115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [7, с. 412].
В 30-40 гг. ХХв. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.
В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [10, с. 3], В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования
личности растущего гражданина [10, с.112].
Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, В.А.Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.
70-80 гг. характеризуются разработкой различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Н.В.Ипполитова, Ф.С. Савченко, Т.В. Страго, К.3. Сафиуллина, Л.А. Саклешина, В.И. Шахненко и др.).
В конце ХХв. и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [3, ст.3].
Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др. ) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота- человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины» [11, с. 31].
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется
в целостном педагогическом процессе.
С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания - переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.
В качестве цели патриотического воспитания выступает формирование патриотизма как социально-нравственного императива, характеризующего взаимоотношения личности с Родиной и Отечеством.
Такая формулировка цели патриотического воспитания требует дополнительного анализа понятий «патриотизм» и «социально-нравственный императив».
Как сложный феномен патриотизм может рассматриваться в различных аспектах. В философском аспекте патриотизм представляет общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) характеристики данного явления.
В социально-педагогическом плане патриотизм может рассматриваться как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.
В психолого-педагогическом аспекте правомерно рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
Целостная характеристика патриотизма основывается на комплексном анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности.
Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного общества, составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства. Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к патриотически направленной деятельности.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.
Цель и задачи патриотического воспитания реализуются на основе совокупности
общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части.
Присоединяясь к мнению ведущих педагогов (В.А.Сластенин, П.И.Пидкасистый и др.), мы выделяем следующие общепедагогические принципы, составляющие основу патриотического воспитания: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности воспитанников; согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др.
К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания, могут быть отнесены такие принципы, как: народность, интегративность, вариативность и гибкость, единство дискретного и непрерывного.
Принцип народности в патриотическом воспитании предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании; историей родного края и т.д. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания русского народа, усилением внимания к российской истории, культуре и т.д.
Важным принципом является принцип интегративности, реализующийся в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также его интеграцию с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.
Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления воспитательной работы, что предполагает осуществление патриотического воспитания на основе принципа гибкости и вариативности. При этом гибкость означает своевременное реагирование педагогической теории и практики на изменение социально-педагогической ситуации, а вариативность - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, развития процесса гуманизации системы образования, направленности педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.
Еще одним специфическим принципом патриотического воспитания является единство дискретности и непрерывности. В философском плане данный принцип характеризует процесс развития различных явлений. Дискретность, понимаемая как прерывность, означает «зернистость» процесса движения, развития. Непрерывность
выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему [13, с.433-434]. При характеристике патриотического воспитания данный принцип означает, что данный процесс, осуществляемый непрерывно, предполагает воспитание патриотических чувств, опору на эмоциональные переживания воспитанников. Общеизвестно, что знания, связанные с сильными эмоциями, вызывающие отклик в душе воспитанника, усваиваются легче, «присваиваются» воспитанником. Однако это не означает, что процесс патриотического воспитания должен основываться на постоянном эмоциональном напряжении. Это привело бы к тому, что воспитанники «адаптировались» бы к неизменно сильным раздражителям, что значительно снизило бы эффективность их воздействия. Частое использование положительных примеров, связанных с патриотическим воспитанием, вероятно, будет малопродуктивным, поскольку повторение сильных эмоциональных переживаний может вызвать у воспитанников обратную реакцию, снизить их ценность. Все это позволяет предположить, что процесс патриотического воспитания является непрерывным в плане педагогического взаимодействия и дискретным в эмоциональном плане.
Осуществление патриотического воспитания на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.
Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр.
Итак, патриотическое воспитание учащихся представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у воспитанников патриотизма, выступающего в качестве социально-нравственного императива. Сущность данного процесса составляет освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.
Заканчивая анализ теоретических оснований патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях, необходимо отметить, что данная проблема является актуальной в наши дни. Ее решение во многом определяет успех развития нашей страны в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании [Текст] / А.Ф.Афтонасьев // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - С. 394-402.
2. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. Т. 4 [Текст] / В.Г. Белинский ; ред. коллегия Н.Ф. Бельчиков [и др.]. - М. : АН СССР, 1954. - 676 с.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : закон 273-ФЗ 2015 // Центр экономического анализа и экспертизы : портал. - 1998-2015. - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/.
4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский. - М. : Учпедгиз, 1955. - 656 с.
5. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам [Текст] / А.П. Куницын // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - С. 141-145.
6. Лушников, А.М. История педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений / А.М.Лушников. - 2-е изд. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1994. - 368 с.
7. Макаренко, А.С. Доклад в Педагогическом училище [Текст] / А.С. Макаренко // Макаренко, А.С. Сочинения. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419.
8. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А.С. Макаренко // Макаренко, А.С. Сочинения. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 109-225.
9. Радищев, А.Н. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Н. Радищев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 711 с.
10. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников [Текст] : из опыта работы сел. шк. / В.А. Сухомлинский. - М. : Учпедгиз, 1959. - 148 с.
11. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения [Текст] / М.А. Терентий. - Кишинев : Стипница, 1978. - 276 с.
12. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Ушинский, КД. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. - М. : Л., 1948. - С. 69-166.
13. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
14. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения [Текст] / Н.Г. Черныщевский. -М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.
15. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям [Текст] / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - С. 223-246.
УДК 378
Т.А. Крючкова, г. Шадринск
Подготовка будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности в условиях информационной
образовательной среды
В данной статье раскрывается процесс интеграции информационных и образовательных технологий, методов организации учебной деятельности с будущими учителями начальных классов в условиях информационной образовательной среды и новых требований ФГОС НОО. Автором статьи рассматриваются современные исследования ученых в данной области, а также описывается свой опыт организации учебной деятельности студентов на основе интеграции информационных и образовательных технологий, активных методов обучения.
Процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии; сетевые, объектно-ориентированные технологии, дистанционное обучение, интерактивное обучение, Интернет-обучение; метод проектов, исследовательский метод, ролевая игра.
Т.А. Кгуисккоуа,