Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект'

Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6612
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Ипполитова Наталья Викторовна

Статья посвящена актуальной во все времена проблеме воспитания гражданина и патриота; раскрыты предпосылки становления проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Проведен анализ позиций ученых на сущность понятия патриотизм как компонента гражданственности. Выявлены причины, обусловливающие необходимость активизации гражданско-патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic and patriotic education of the young: the historical aspect

The article considers permanently important problem of upbringing of the citizen and the patriot. Preconditions of the civic and patriotic education of the young are being revealed and some scientists' opinions concerning the essence of the “patriotism” concept as a component of civic consciousness are being analysed. The reasons for the need to strengthen the civic and patriotic education of the young are also presented.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект»

УДК 371.011 ББК 74.200.504

Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова

воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект

Статья посвящена актуальной во все времена проблеме воспитания гражданина и патриота; раскрыты предпосылки становления проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Проведен анализ позиций ученых на сущность понятия патриотизм как компонента гражданственности. Выявлены причины, обусловливающие необходимость активизации гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Ключевые (лова: патриотизм, гражданственность, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

G Ya. Grevtseva, N.V. Ippolitova CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNG:

the historical ASPECT

The article considers permanently important problem of upbringing of the citizen and the patriot. Preconditions of the civic and patriotic education of the young are being revealed and some scientists' opinions concerning the essence of the "patriotism" concept as a component of civic consciousness are being analysed. The reasons for the need to strengthen the civic and patriotic education of the young are also presented.

Key words: patriotism, civic consciousness, civic education, patriotic education, civic and patriotic education.

Воспитание гражданственности и патриотизма одно из условий подготовки людей, способных возродить дух нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

Большое внимание проблеме воспитания гражданственности и патриотизма личности уделялось в трудах А.Н. Радищева [9], В.Г. Белинского [2], К.Д. Ушин-ского [14], А.С. Макаренко [7; 8], В.А. Су-хомлинского [11; 12] и др. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой духовной жизни. А.Н. Радищев полагал, что главная цель воспитания -подготовить «сына Отечества», гражда-

нина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на все. Он отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же» [9, с. 205-206]. Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [1, с. 394].

К.Д. Ушинский [14], развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. В.Г. Белинский также считал одной из главных задач вос-

m i

ГО

Ф ^

Ф £

к

питания развитие в детях чувства патриотизма: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [2, с. 488-489].

После 1917 г. в России вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

Педагогические исследования по проблеме гражданско-патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты, так и прикладные. А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [8, с. 115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [7, с. 412].

В 30-40 гг. ХХ века вопросы патриотического воспитания освещались в работах О.М. Лобовой, В.А. Никольского, М.М. Сазоновой и др. В период после Великой Отечественной войны проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались

на основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма.

Особое значение в исследовании вопросов гражданско-патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского [11], который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. «Гражданственность - это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека» [12, с. 3]. Среди исследований 50-60 гг., посвященных данной проблеме, выделяются работы И.С. Марьенко, В.А. Сла-стенина, М.А. Терентия и др.

70-80 гг. характеризуются разработкой различных аспектов гражданско-патриотического воспитания подрастаю-щегопоколения.Авторымногочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определяют эффективность гражданского и патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности, подготовки студентов педвуза к гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся и др. (И.М. Дуранов, Н.А. Вахрушева, А.С. Гая-зов, А.В. Беляев, Г.Я. Гревцева, Н.В. Ип-политова, С.Е. Матушкин, Ф.С. Савченко, Т.П. Скребцова, В.И. Шахненко и др.).

Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодежи в современной России содержательно существенно изменилось в связи с идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Отличительной особенностью педагогической мысли 80-х годов является осознание необходимости возвращения идеи гражданского и патриотического воспитания в русло мировых процессов демократизации и гуманизации образования, ориентация на общечеловеческие ценности, возврат к национальным культурно-историческим традици-

ям. Это особенно выразилось во взглядах Б.Т. Лихачева, Г.Н. Филонова и др. Среди важных гражданских качеств в работах данного периода выделяется ответственность.

Ранее большинство исследователей склонялись к тому, что гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности, а патриотизм - качество нравственное (М.И. Кондаков, А.С. Вишняков, Л.Ф. Ильичев, А.М. Ковалев и др.). В нравственный кодекс патриота всегда включались такие критерии, как: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Мы разделяем точку зрения Н.А. Савотиной, которая считает несправедливым «приравнивать гражданственность к патриотизму и наделять иррациональным содержанием, свойственным как раз патриотизму» [10, с. 40]. Гражданственность подпитывается патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей [4].

В конце ХХ в. проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи уделялось значительно меньше внимания, что было обусловлено изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, изменением концептуальных основ воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время идеи патриотизма и гражданственности берутся на вооружение различными партиями и движениями самых разных, часто противоположных направлений. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. При этом трактовка этих понятий с прежних позиций становится невозможной. С учетом этого в новых социально-экономических условиях данная проблема требует переосмысления.

Среди причин, обусловливающих необходимость активизации гражданско-патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

Необходимость развития теории гражданско-патриотического воспитания с учетом современных условий требует определения понятий «гражданственность», «патриотизм», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание».

Целостный анализ понятия «патриотизм» требует раскрытия его различных аспектов: историко-философского, социально-педагогического, психолого-педагогического, что позволяет дать интегративную характеристику данного явления. В философском аспекте патриотизм представляет общественно-историческое явление, обусловленное характеристиками конкретного общества. Такой подход требует дополнительного анализа понятий, используемых для характеристики патриотизма - Родина и Отечество. В работах философов эти понятия раскрываются по-разному. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, т.к. его природа обусловлена определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной и культурной среды. Первая определяется совокупностью политических организаций и отношений общества; вторая - совокупностью общественных отношений и структурой общества; третья - распространенными в обществе формами культуры и духовными ценностями [3, с. 49-52].

Однако ошибочным было бы рассматривать патриотизм только как явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономиче-

н

о ^

н га с

Ё ф с

(Ö (Л Q. _

a

О ф

т о

13

т ±

го

ш

ф

^

ей ф

о;

скими условиями конкретного общества. Неотъемлемой характеристикой данного феномена является наличие «естественных» основ патриотизма, которые формируются независимо от факторов, указанных выше, и отражают духовный мир человека. С учетом вышесказанного мы считаем вполне обоснованным разграничить понятия Родина и Отечество при рассмотрении более широкого понятия «патриотизм». При этом следует отметить, что понятие «Родина» составляет инвариантную основу патриотизма, отражающую черту, присущую каждому народу на протяжении всей истории его развития, а понятие «Отечество» является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе его развития.

Итак, анализ философского аспекта патриотизма дает основание рассматривать его как общественно-историческое явление, обусловленное характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам.

В социально-педагогическом плане патриотизм может рассматриваться как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что он, представляя явление общественного сознания и выражая общественные интересы в идеальной форме, не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, одобряет его, требует его осуществления. Патриотизм рассматривается нами как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, выступающие в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогическом аспекте ученые (Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, В.А. Сластенин и др.) правомерно рассматривают патриотизм как сложное нравственное качество. Однако целостная характеристика патриотизма, на наш взгляд, должна осуществляться на базе

комплексного анализа его аспектов, основанного на применении метода содержательного обобщения и принципа дополнительности (Г.Г. Гранатов). При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим, нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством, а с интегративностью свойств личности, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности. В современных исследованиях (Д.Ю. Гамбург и др.) нравственный императив определяется как совокупность моральных, нравственных и этических норм человеческого общества, без которых невозможно дальнейшее развитие цивилизации. Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного общества, составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства.

Патриотизм «есть результат освоения личностью ценностей своей Родины, идентификация с культурой как совокупностью ценностей» [14, с. 252]. Патриотизм является стержневым качеством личности гражданина, включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, выступает как побуждение к патриотически направленной деятельности.

Гражданственность рассматриваем в мировоззренческом аспекте (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.); поведенческом (нормы, поступки, установки, и др.); оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.); культурном (культура чувств, общения, поведения, содержание и характер творчества, инициатив, нравственное, эстетическое отношение и др.) [4].

В современной педагогике патриотическое воспитание трактуется как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на раз-

витие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [6]; гражданское воспитание - целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств личности, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности [4].

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

Формирование гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе специально организованной педагогической деятельности, отражающей такое направление воспитательной работы, как гражданско-патриотическое воспитание. Выделяя гражданско-патриотическое воспитание в относительно самостоятельное

направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь и с другими направлениями воспитания, что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Гражданско-патриотическое воспитание пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного гражданского и патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к Родине и Отечеству, что отражает сущность процесса воспитания - переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное. Итак, гражданско-патриотическое воспитание молодежи представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания, направленный на формирование у воспитанников гражданских качеств, а патриотизм выступает в качестве социально-нравственного императива. Решение данной проблемы во многом определяет успех развития нашей страны в будущем.

Библиографический список

1. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании [Текст] // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

2. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. [Текст] / ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 4. - 676 с.

3. Голотвин, Х.Г. Традиции советского патриотизма [Текст] / Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.

4. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.Я. Гревцева. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 214 с.

5. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб. пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 300 с.

6. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 383 с.

7. Макаренко, А.С. Доклад в Педагогическом училище [Текст] / А.С. Макаренко // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419.

8. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А.С. Макаренко // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 109-225.

9. Радищев, А.Н. Изб. пед. соч. [Текст] / А.Н. Радищев. - М.: АПН РСФСР, 1952. - 711 с.

10. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования [Текст] / Н.А. Савотина // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 40.

11. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.

12. Сухомлинский, В.А. Но гражданином быть обязан [Текст] / В.А. Сухомлинский // Неделя (еженедельник). - 1974. - 4-10 нояб.

ч о с; о

I-

о ^

I-

го с

I-

о о

X

X

ф

са I-

о

¡s.ü

■ с

(Ö то

Ps ф §

13. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л., 1948. - Т.2. - С. 69-166.

14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразователь-ной среды [Текст] / М.В Циулина // Народное образование. - № 1. - 2013. - С. 52-259.

References

1. Aftonas'ev A.F. Thoughts on education. Antologiya pedagogicheskoj mysli v Rossii v pervoj polovine XIX veka. M.: Pedagogika, 1987. P. 394-402. [in Russian].

2. Belinskij V.G. Collected edition in 13 vol. M.: AN SSSR, 1954. Vol. 4. P. 676. [in Russian].

3. Golotvin H.G., Mirskij R.Ya. The traditions of Soviet patriotism. M.: Mysl', 1975. P. 200. [in Russian].

4. Grevtseva G.Ya. Value approach as a theoretical and methodological research strategy of the person's civil education. Dis. ... Cand. of Sci. (Education). Chelyabinsk: ChGPU, 1998. P. 214. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Grevtseva G.Ya, Tsiulina M.V. Educating the citizen and the patriot: theory and practice: a tutorial. Chelyabinsk, 2014. P. 300. [in Russian].

6. Ippolitova N.V. Theory and practice of training future teachers for patriotic education of pupils. Dis... Doct. Sci. (Education). - Chelyabinsk: ChelGU , 2000. P. 383. [in Russian].

7. Makarenko A.S. Report at the Pedagogical College. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1951.1951. Vol. 5. P. 407-419. [in Russian].

8. Makarenko A.S. Problems of Soviet School Education. M.: APS RSFSR, 1951. Vol. 5. P. 109-225. [in Rus-

9. Radishchev A.N. Selected pedagogical works. M.: APS RSFSR, 1952. P. 711. [in Russian].

10. Savotina N.A. Civic education: traditions and modern requirements. Pedagogika. 2002. № 4. P. 40. [in Russian].

11. Sukhomlinskij V.A. Education of Soviet patriotism among schoolchildren: experience of a rural school. M.: Uchpedgiz, 1959. P. 148. [in Russian].

12. Sukhomlinskij V.A. But it must be a citizen. Nedelya (ezhenedel'nik). 1974. November, 4-10. [in Rus-

13. Ushinsky K.D. About the national spirit in public education Coll. edition in 11 vol. Leningrad, 1948. Vol. 2. P. 69-166. [in Russian].

14. Tsiulina M.V. Patriotic education of schoolchildren: the opportunities socio-educational environment. Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1. P. 252-259. [in Russian].

сведения об авторах: Гревцева Гульсина Якуповна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

ипполитова наталья Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, руководитель научно-педагогического центра «Непрерывное педагогическое образование» Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск.

E-mail: [email protected].

Information about the authors: Grevtseva Gulsina Yakupovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,

The Department of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk

E-mail: [email protected].

Ippolitova Natalia Victorovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,

Head of Research and Teaching Center "Continuous Pedagogical Education", Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.