УДК 37.035.6 ББК Ч420.052.2
DOI: 10.14529/ped180203
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
А.С. Нурмухамбетова
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации по Костанайской области, г. Костанай, Казахстан
Политические изменения последних лет актуализировали проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, поэтому в статье автор указывает на необходимость постоянного внимания со стороны всех социальных институтов к вопросу воспитания патриотизма. Уделяет особое внимание краеведению как средству воспитания. Анализирует исследования, посвященные воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Уточняются понятия «воспитательная работа», «гражданско-патриотическое воспитание», «патриотизм», «краеведение», «социальные партнеры». Выделены основные направления сотрудничество школы и учреждений науки и культуры. Справедливо указывает на необходимость использования разнообразных форм и методов экскурсионно-туристской и краеведческой работы с детьми и подростками. Представлена система ценностей национальной идеи «Мэцгшк Ел». Выделены особенности краеведческой деятельности в школе, условия успешной краеведческой работы во внеурочной деятельности, роль библиотеки в воспитании подрастающего поколения, а также значимость профессионального сопровождения исследовательской деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, краеведение, воспитательная работа, социальные партнеры.
Ситуация в стране в наше время подтверждает, что патриотическое воспитание по-прежнему остается одной из актуальных задач. Социальное партнерство с различными фондами, неправительственными организациями, учреждениями и предприятиями городов и поселков используется для реализации различных проектов и программ гражданско-патриотической, историко-культурной направленности.
Созданные программы воспитания дают возможность использовать краеведческий материал, расширяют возможности использования разнообразия форм и методов экскурси-онно-туристской и краеведческой работы с детьми и подростками. В последнее время в школах России и Казахстана в этой области накоплен достаточно большой опыт. Выступления педагогов, видных общественных деятелей на учебно-методических, научно-практических форумах и конференциях, изучение их опыта работы дает нам возможность сделать выводы о том, что краеведческая работа заняла достойное место в системе воспитания подрастающей молодежи.
Гражданско-патриотическому воспитанию посвящены исследования С.И. Беленцова [14], Т.С. Буториной [1], Г.Я. Гревцевой [3, 11], Н.П. Овчинниковой [1], В. Луховицкого [4],
Н.Н. Тулькибаевой [10], А.В. Фахрутдинова [14], Г.Н. Филонова [8], М.В. Циулиной [12, 13] и др., посвященные воспитанию гражданственности и патриотизма. Анализ работ позволил сделать вывод о том, что обозначенная проблема рассматривается в разных направлениях в союзе с социальными партнерами.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский [7] выделяет три направления работы с учениками: учебное, внеурочное и внешкольное. Осуществляя работу в данных направлениях, учитель использует максимальное количество форм и методов организации в формировании патриотизма школьников. Заметим, что, затрагивая определенную проблему или материал на уроке, можно проводить параллели, побуждать к философским размышлениям о патриотизме и гражданственности применительно и в связи с изучаемым материалом. Так, при изучении большого раздела «Великая Отечественная Война» как одно из мероприятий краеведческой деятельности по формированию патриотизма можно рассмотреть возложение цветов к мемориальному комплексу, братской могилы села или города.
Пробуждение в подрастающем поколении чувства сопричастности и единения к истории Родины можно осуществлять не только через изучение военных событий прошлых лет или
Нурмухамбетова А.С.
Формирование патриотизма средствами краеведения
общественно-политического положения региона, но и через развитие интереса к бытовой культуре, например, одной единственной вещи. Через познание истории рассматриваются многие особенности национальной культуры, прослеживаются изменения в быте, традициях, восприятии мира. В качестве такой вещи, например, может исследоваться такая распространенная вещь в быту, как самовар. Казалось бы, ничем не объединяемые вещи: русский самовар и казахское гостеприимство. В данной работе можно легко связать историю с самого рождения самовара, колониальную политику царской России, освоение целины -влияние друг на друга соседних государств России и Казахстана.
По мнению В.С. Селиванова [5], воспитательная работа - это специально организуемая деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности. Патриотическое воспитание -одно из направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Мы живем в стране, которая для стран мирового сообщества является образцом мира и согласия. Формирование любви к родному краю, ценности мира и согласия, спокойствия в стране напрямую можно связать с краеведческой деятельностью [6]. Краеведение - это краелюбие, т. е. способность любить свой край, землю. Это является одной из значимых основ корневой культуры индивида, его гражданственности и нравственности. Главной особенностью краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность в рамках развития патриотизма. Условиями успешной краеведческой работы во внеурочной деятельности являются: глубокие знания самим педагогом истории своего края, владение методикой его изучения; систематическое использование местного материала, перспективное ее планирование совместно с единомышленниками; необходима прочная научная основа. Важной особенностью краеведческой деятельности является включение элементов исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие субъектов воспитательного процесса в исследовательской работе.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Формирование патриотизма в уверенно развивающихся державах как Казахстан и Россия не нужно рассматривать как творческий процесс, сам по себе развивающийся.
Это - борьба за будущее страны, ее подрастающее поколение, противодействие разнообразным негативным проявлениям, экстремистским течениям и терроризму, который, к сожалению, набирает все большие обороты и грозит всему человечеству. «Невоспитание» и «неформирование» патриотизма грозит увеличением преступности, наркомании и алкоголизма, деградации чувства сопричастности к судьбе государства.
В. Луховицкий [4] пишет, что патриотизм -это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому родины, ответственности за ее будущее. Определенно можно сказать, что, формируя патриотизм, педагог ставит перед собой вполне достижимые конкретные цели: 1) давать возможность детям самим увидеть бескрайние просторы Родины: природу, достопримечательности, а также «прикоснуться к ней руками и почувствовать сердцем»; 2) воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта и истории, знакомство с интересными людьми, перспективами развития общества; 3) на уровне школьника уметь организовывать и дать самоорганизовываться в решении проблем социума; 4) проявлять активную гражданскую позицию, противостоять нетерпимости.
Значит, к особенностям краеведческой деятельности в школе можно отнести ее идейность, общественно-полезную направленность, исследовательский характер. Занятия по краеведению проводятся во внеурочное время как организованные сборы и походы, на факультативах используется инновационный материал. Обязательной неотъемлемой частью должен быть местный компонент. Именно поэтому социальное партнерство в деле воспитания подрастающего поколения необходимо.
В нашем исследовании под социальным партнерством мы понимаем вид общественных отношений между субъектами воспитательного процесса, содействующих решению задач воспитания патриота своего отечества. Нашими социальными партнерами являются учреждения культуры. Сотрудничество школы и учреждений науки и культуры развивается в разных формах и направлениях: совместные мероприятия, реализация социально значимых проектов, экспертиза исследовательских работ. Библиотеки тесно связаны с государством, занимают особое место в системе социального партнерства, выступают формой организации гражданских инициатив.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 2. С. 24-28
Вопросы общего образования
Внеурочная краеведческая деятельность достигает учебно-воспитательных целей, если проводится учениками под руководством педагогов, краеведов, таких же, как и ученики, увлеченными познанием родного края. Для профессионального сопровождения исследовательской деятельности обучающихся необходимы консультации специалистов в соответствующих областях: историков, архивистов, сотрудников музея - это и есть социальное партнерство.
Многочисленные исследования показывают, что сегодня успешный воспитатель должен быть готов к инновациям, владеть инструментарием информационно коммуникативных и педагогических технологий, иметь междисциплинарные знания и умения. Учитель - это фасилитатор, исследователь, тьютор, эксперт, собеседник. Он сотрудничает и с родителями, и с работниками музея, библиотеки и другими учреждениями. Краеведческие конференции, краеведческие чтения, краеведческие студии, экскурсии в музеи, встречи с краеведами города, работа с архивными материалами и т. д. содействуют воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Инновационную направленность педагогической деятельности стимулируют социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, системе образования [2]. Следовательно, в достаточно хорошо слаженной системе внеурочной деятельности динамично развивающихся государств инновационная деятельность педагога имеет место быть. Определенно, формировать патриотизм - значит развивать безграничное желание служить родному краю. Безграничная любовь к своей земле и народу, ее населяющему, у молодого поколения должна слиться с чувством безграничного уважения и трепетного отношения к нему.
М.В. Слесарь [6] поясняет, что в новое содержание образования заложена система ценностей национальной идеи «Мэцгшк Ел», представленная Президентом страны в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Изучение и утверждение ценностей национальной идеи обеспечивает духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, полиэтнокультурную компетентность.
Ответственность краеведа заключается в том, чтобы расширить представления ученика о возможном размахе последствий и перспек-
тив определенного выбора, в умении аргументированно аппелировать доводами и выводами исследования.
Таким образом, уделяя должное внимание инновационному краеведению, мы формируем чувство гордости за свой край, гражданские и патриотические ценности. Внимание педагога к формированию у ребенка качеств патриота является прочным фундаментом для совершения подростком такого осознанного выбора, который будет тесно взаимосвязан с саморегуляцией, мотивацией и ценностными ориентациями.
Литература
1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. -224 с.
2. Гревцева, Г.Я. Современные проблемы науки и образования /Г.Я. Гревцева, М.В. Циу-лина. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 200 с.
3. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание учащихся / Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Образование, 2003. - 115 с.
4. Луховицкий, В. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг, М. Захар-кин. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.
5. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. -336 с.
6. Слесарь, М.В. Профессиональная позиция педагога и ее влияние на формирование полиэтнической культуры школьника / М.В. Слесарь // Вестник «Эрлеу»-Ш. - 2014. -№ 1. - С. 7-14.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д. Ушинский. - М., 1974.
8. Филонов, Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г.Н. Филонов //Педагогика. -2001. - № 9.1. - С. 3-10.
9. Патриотическое воспитание детей и молодежи в едином воспитательном пространстве малого города / под ред. H.A. Поз-деевой. - Йошкар-Ола; Козьмодемьянск, 2006. -110 с.
10. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2007. - 115 с.
11. Гревцева, Г.Я. Теория и технология подготовки учителя к деятельности по граж-
Нурмухамбетова А.С.
Формирование патриотизма средствами краеведения
данскому воспитанию / Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Изд-во Челяб гос. пед. ун-та; М. : Рус. слово, 2005. - 195 с.
12. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект / М.В. Циулина // Вестник Орлов. гос. ун-та. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2011. - № 1 (15). - С. 329-333.
13. Циулина, М.В. Патриотическое вос-
питание школьников: возможности социо-образовательной среды / М.В. Циулина // Народное образование. - 2013. - № 1. -С. 252-259.
14. Belentsov, S.I. Education of civic consciousness in George Kershenshteyner's creativity /S.I. Belentsov, A.V. Fahrutdinova, V. Okulich-Kazarin // European Journal of Contemporary Education. - 2017. - № 6 (1). - P. 5-13. DOI: 10.13187/ejced.2017.1.5
Нурмухамбетова Акмарал Сакеновна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» института повышения квалификации по Костанайской области, г. Костанай, Казахстан, [email protected].
Поступила в редакцию 28 марта 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180203
PATRIOTISM FORMATION BY MEANS OF REGIONAL STUDIES
A.S. Nurmukhambetova, [email protected]
Branch of National Center for Professional Development "ORLEU", Institute for Teacher Professional Development, Kostanay region, Kostanay, Kazakhstan
Political changes of recent years have actualized the problem of patriotic education of the younger generation. The author points out the need for all social institutions to solve the issue of developing patriotism in education process and highlights regional studies as a means of patriotism upbringing. The analysis of the literature on the topic of patriotism upbringing of younger generation was made. The concepts of "education work", "civil-patriotic education", "patriotism", "regional studies", "social partners" were specified. The main directions of cooperation between school and the institutions of science and culture were singled out. The author underlines the need to use a variety of forms and methods of excursion and tourism activities with children and adolescents. The system of values of the national idea "MaurmK En" was presented. The features of regional studies activities at school, the conditions for successful local history work during extra-curriculum activities, the role of the library in the upbringing of younger generation, as well as the importance of professional support of research activity were determined.
Keywords: patriotism, regional studies, education work, social partners.
References
1. Butorina T.S., Ovchinnikova N.P. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovaniya [Development of Patriotism by Means of Education]. St. Petersburg, KARO Publ., 2004. 224 p.
2. Grevtseva G.Ya., Tsiullina M.V. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2015. 200 p.
3. Grevtseva G.Ya. Grazhdanskoe vospitanie uchashchikhsya [Civil Education of Pupils]. Chelyabinsk, Obrazovanie Publ., 2003. 115 p.
4. Lukhovitskiy V., Rusakova E., Siling Yu., Zakharkin M. Vospitanie patriotizma cherez lichnoe otnoshenie k istorii [The Education of Patriotism through a Personal Attitude to hHistory]. Moscow, Chistye Prudy Publ., 2008. 32 p.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 2. С. 24-28
Вопросы общего образования
5. Selivanov V.S., Slastenin V.A. Osnovy obshchey pedagogiki: Teoriya i metodika vospitaniya [Fundamentals of General Pedagogy: Theory and Methods of Education]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 336 p.
6. Slesar' M.V. [The Teacher's Professional Position and its Influence on the Formation of the Po-lyethnic Culture among Schoolchildren]. Bulletin "Orleu"-kst, 2014, no. 1, pp. 7-14. (in Kaz.).
7. Ushinsky K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Elected Pedagogical Compositions]. Moscow, 1974.
8. Filonov G.N. [National Educational Program: the Background and Technology Development]. Pedagogy, 2001, no. 9.1, pp. 3-10. (in Russ.)
9. Pozdeev H.A. Patrioticheskoe vospitanie detey i molodezhi v edinom vospitatel'nom prostranstve malogo goroda [Patriotic Education of Children and Youth in a Single Educational Space of the Small City]. Yoshkar-Ola, Koz'modem'yansk, 2006. 110 p.
10. Tulkibaeva N.N., Bolshakova Z.M., Grevtseva G.Ya. Pedagogy [Pedagogika]. Chelyabinsk, 2007.115 p.
11. Grevtseva G.Ya. Teoriya i tekhnologiyapodgotovki uchitelya k deyatel'nosti po grazhdanskomu vospitaniyu [Theory and Technology of Teacher Training for Civic Education]. Chelyabinsk, ChGPU Publ.; Moscow, Russkoe Slovo Publ., 2005. 195 p.
12. Tsiulina M.V. [Patriotic Education of Pupils in the Secondary School: the Organizational and Content Aspect]. Bulletin of the Oryol State University, ser. New Humanities Research, 2011, no. 1 (15), pp. 329-333. (in Russ.)
13. Tsiulina M.V. [Patriotic Education of Schoolchildren: the Opportunities of the Socio-Educational Environment]. Public Education, 2013, no. 1, pp. 252-259. (in Russ.)
14. Belentsov S.I., Fahrutdinova A.V., Okulich-Kazarin V. Education of civic consciousness in George Kershenshteyner's creativity. European Journal of Contemporary Education, 2017, no. 6 (1), pp. 5-13. (in Russ.) DOI: 10.13187/ejced.2017.1.5
Received 28 March 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Нурмухамбетова, А.С. Формирование патриотизма средствами краеведения / А.С. Нурмухамбетова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 2. - С. 24-28. Б01: 10.14529/ре(1180203
Nurmukhambetova A.S. Patriotism Formation by Means of Regional Studies. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 24-28. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180203