УДК 378 ББК 74.480.05
Е.С. Быков
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается значение деятельности поискового отряда в воспитании патриотических чувств у студентов. Представлены точки зрения ученых на сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «поисковый отряд». Уделяется внимание воспитанию гражданственности, нравственности и патриотизма посредством общественно значимой деятельности - участия в поисковых отрядах.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценность, поисковый отряд, общественно-полезная деятельность
E.S. Bykov
IMPORTANCE OF SEARCHING TEAM ACTIVITIES IN DEVELOPING STUDENTS PATRIOTISM
The importance of searching team activities in educating students in patriotic spirit is discussed. Opinions of researchers on the essence of the concepts of 'patriotism', 'patriotic education' and 'search team' are presented. The focus is on developing public spirit, morals and patriotism via socially important activities by participating in searching teams.
Key words: patriotism, patriotic education, value, searching team, socially important activities.
В современных условиях воспитание у студентов патриотизма - одна из ключевых задач. Важность решения проблемы патриотического воспитания молодежи подтверждается изданием ряда законодательных актов, организацией мероприятий, разработкой программ и пособий, в которых вопросы воспитания патриотизма, нравственности и гражданственности в центре внимания. Обществу нужны высокообразованные, мужественные, здоровые люди, отличающиеся профессиональной культурой, мобильностью, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны - патриоты своего Отечества.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» в числе приоритетных направлений, по которым будет осуществляться государственная политика в сфере образования, обозначено патриотическое воспитание.
Вопросам патриотического воспитания посвящены работы М.Е. Дуранова, И.М. Дуранова, А.С. Гаязова, Г.Я. Грев-
цевой, Н.В. Ипполитовой, Д.Ю. Морд-винцева, В.И. Лутовинова, В.И. Ру-денко, Д.И. Фельдштейна, М.В. Циу-линой и др.; о возможностях военно-патриотического воспитания писали в своих трудах С.А. Алиева, В.Ю. Ми-крюков, А.И. Пятикоп и др.
Обратимся к понятию «патриотизм», анализ которого требует раскрытия его различных аспектов. Традиционно под патриотизмом понимают «любовь к Родине, к Отечеству, к своему народу» [11, с. 33]. Н.В. Ипполитова [12] справедливо указывает, что неотъемлемой характеристикой феномена «патриотизм» является наличие «естественных» основ патриотизма (привязанность к родной земле, родному языку, уважение традиций и т.д.), которые формируются независимо от социально-политических, экономических условий конкретного общества.
В.И. Лутовинов считает, что «патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первооснов-
CÛ
о
IX
ф
Ii
H
о ^
го
H
о s
H
го с
X
го
IS
с
о о
CÛ
го ч к
I-
о
о
CÛ
о
о s о с
I-
о о
X .0
си I-
к ф
ч
X
ф
т го
X
со
ш о
.0 ш
С) и]
ных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» [9, с. 140]. Мы разделяем точку зрения Д.Ю. Морд-винцева [10], М.В. Циулиной [15; 16], определяющих патриотизм как интегрированное качество личности, выражающееся в отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, готовность к общественно-значимой деятельности.
Мы трактуем воспитание патриотизма у студентов в деятельности поискового отряда как процесс формирования патриотических чувств, нравственных ценностей, социально значимых действий и операций в целенаправленной осознанной гражданско-патриотической деятельности, направленной на сохранение исторической памяти и традиций Отечества.
Когнитивный компонент патриотизма у студентов в деятельности поискового отряда определяет уровень сформированности основных понятий; ценностно-мотивационный компонент характеризует систему нормативно-ценностной ориентации личности; оценочно-поведенческий компонент показывает готовность студента к поисковой деятельности.
Патриотизм как ценность, характеризующая взаимоотношения личности с Родиной и Отечеством, - это результат патриотического воспитания.
Важнейшей социально-педагогической основой системы патриотического воспитания является взаимодействие с общественными объединениями, агентами социализации. Патриотическое воспитание студентов может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного взаимодействия и средство воздействия на сознание и поведение.
Нас интересует этическая сторона, которая сводит патриотическое воспитание к проблеме воспитания гражданина-патриота, осознания им своего долга и ответственности. В морально-этическом аспекте патриотизм и понимается как уровень нравственной культуры общества. Социальная составляющая патриотической культуры характеризует социальные статусы и роли, а педагогическая - отражает выполнение своего
статуса и роли в общественно-значимой целенаправленной деятельности.
Основу деятельности составляют ключевые компетенции, формирование которых осуществляется в рамках социализации личности. В условиях переоценки ценностей и смены идеалов общественные объединения являются своеобразной средой, в которой происходит социализация, формируются нравственность, патриотизм, гражданственность.
Вслед за Г.Я. Гревцевой [7] считаем, что гражданственность (интегративное качество личности, включающее аспекты: мировоззренческий, поведенческий, оценочный и культурный) характеризуется чувством патриотизма, знанием прав и обязанностей, активностью, ответственностью и т.д. Связь гражданственности и патриотизма очевидна.
Один из видов социальных движений является поисковое движение, которое в России имеет многолетнюю историю и особое значение для воспитания патриотов своего Отечества, социализации личности.
Первыми поисковиками были подростки 14-15 лет. Позже поисковая работа проводилась отдельными группами энтузиастов. Активизировалось поисковое движение в середине 70-х годов ХХ века. Молодежь участвовала в акции «По местам боевой и трудовой славы советского народа». В 1988 году в Калуге состоялся I Всесоюзный сбор поисковиков, который положил начало контролируемому, признанному на государственном уровне поисковому движению. При ЦК ВЛКСМ был создан Всесоюзный координационный совет поисковых отрядов. В апреле 2013 года было создано Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Численность поисковых отрядов с каждым годом растет.
По данным Минобрнауки РФ, в поисковых объединениях, работающих в 52 субъектах Российской Федерации, состоят более 15 тыс. молодых людей, принимающих участие в поисковых экспедициях [2, с. 269]. История поисковых отрядов, к сожалению, еще недостаточно изучена.
Исследования Л.И. Аскоченской, Е.М. Бабосова, В.Л. Будаговского,
B.Е. Родина, П.Е. Попова, Ю.А. Мелиховой, И.П. Цуканова и др. посвящены поисковой деятельности. Авторы характеризуют эффективные методы, приемы, инновационные технологии, выявляют психолого-педагогические условия успешной деятельности поисковых экспедиций.
По мнению В.И. Будаговского, поисковое движение - это «общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен» [4, с. 3]. И.Е. Гайдукова в своей статье [5] раскрывает этапы формирования мотивации участия в поисковой деятельности. В.Е. Родин [13] анализирует особенности поискового движения.
Л.И. Аскоченская [1] ционном исследовании психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп» справедливо указывает, что участие в поисковых экспедициях повышает зрелость социальных установок, развивает интерес к истории Отечества, актуализирует мотивацию достижения успеха и т.д.
Поисковое движение - социальное движение, носит массовый характер, способствует воспитанию гражданственности, нравственности и патриотизма. По мнению ученых Ф. Дроздова, И. Ивлева,
C.И. Садовникова, поисковое движение решает задачи не только педагогической науки, но прежде всего, исторической, т.к. открывает новые страницы нашей истории.
Следовательно, рассматривать поисковое движение только как инструмент воспитательной работы не следует. В.Н. Бубличенко [3] также считает, что сужение роли поискового движения до уровня военно-патриотического воспитания молодежи не учитывает научной формы деятельности и поэтому может рассматриваться как реализация частной проблемы.
в диссерта-«Социально-
В Челябинском государственном педагогическом университете также действует поисковый отряд «Этерна» (создан в 2000 году по инициативе студентов, руководитель В.К. Ткаченко). Программа поискового отряда предусматривает подготовку к поисковой деятельности, результатом подготовки является готовность осуществлять исследовательскую поисковую работу в архивах, проводить полевые поисковые работы, извещать о проделанной работе и полученной информации органы военного управления и родственников и т.д. Особый акцент в программе делается на психологической подготовке. Поисковая, исследовательская деятельность является частью профессиональной компетентности. Организация деятельности студентов в процессе формирования их педагогической компетентности должна решать следующие задачи профессионального становления будущих учителей: научить студентов не столько получать профессионально значимые знания в готовом виде, сколько приобретать их самостоятельно, уметь использовать в практической деятельности; развивать коммуникативные и исследовательские умения [8].
Опыт первой экспедиции (25 апреля 2008 г. в Воронежскую область) был представлен на IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012» в статье «Поисковая работа как средство патриотического воспитания студентов педагогического вуза».
Прикосновение к чужому горю, вызывает желание помогать людям, учит состраданию, соучастию. Совместная поисковая деятельность сама по себе содержит и интегративные теоретические знания, и практику, и конкретную практическую работу, и совместную деятельность. В ее процессе создаются благоприятные условия для развития личности, молодой человек формирует собственное отношение к истории и природе, к себе и другим людям.
Мы убеждены, что поисковая деятельность имеет личностную и общественно значимую цель, это «форма проявления гражданской активности индивида, на-
ш о
IX
ф
15
н
о ^
го
н о
н го с
X
го
I-^
с
о о ей
го ч к
I-
о
о ей о ¡£
о ^
о с
I-
о о
X -О
с;
си I-
к ф
ч
X
ф
т го
X
со
правленная на воспитание в себе гражданина» [6, с. 18]. Участие в поисковом движении значимо для самого студента, так как приводит его к осознанию своей ценности, формирует в нем важные личностные качества, мотивирует к постановке более трудных целей, активизирует волевые и мыслительные процессы в сознании, формирует потребности познания. С другой стороны, идея социально значимой, патриотически ориентированной поисковой работы кладёт в основу деятельности группы и каждого участника важные социальные цели, направляя студентов на активное освоение окружа-
ющей действительности, детерминируя развитие учебно-познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей и способствует формированию собственной социальной, а следовательно, и патриотической позиции [14, с. 331].
Значение поисковой деятельности неизмеримо велико. Участники экспедиций, несомненно, иначе воспринимают историю, гордятся героизмом и мужеством солдат. Поисковое движение будет существовать длительное время, осуществляя преемственность духовных ценностей российского народа.
ей о
.а L0
О Ш
Библиографический список
1. Аскоченская, Л.И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / Л.И. Аскоченская. - Курск, 2010. - 203 с.
2. Боле, Е.Н. Историческое значение поискового движения России [Текст] // Военная археология. - 2010. - № 1. - С. 6-7.
3. Бубличенко, В.Н. К вопросу о научной обоснованности поискового движения [Текст] /
B.Н. Бубличенко // Государство и общество в увековечении памяти защитников Отечества: опыт, проблемы, перспективы: сб. - Сыктывкар, 2007 - С. 10-15.
4. Будаговский, В.Л. Сущность и специфика военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности [Текст] / В.Л. Будаговский // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. Вып. № 2(130). - 2014. - С. 116-121.
5. Гайдукова, И.Е. Психолого-педагогические особенности совместной деятельности поисковых групп молодежи [Текст] / И.Е. Гайдукова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41). -
C.86-88.
6. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников [Текст]: авто-реф.... дис. д-ра пед. наук / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2006. - 46 с.
7. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин [Текст]: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 1998. - 23 с.
8. Елагина, В.С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения [Электронный ресурс] / В.С. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования.. - 2011. - № 5. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4927
9. Лутовинов, В.И. Жизненная необходимость государственной концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] / В.И. Лутовинов // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания Философского клуба. - М.: Книга и бизнес, 2003.- С. 139-148.
10. Мордвинцев, Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Мордвинцев. - Челябинск, 2003. - 175 с.
11. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. - 274 с.
12. Проблемы воспитания и социализации молодежи: монография [Текст] / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2014. - 204 с.
13. Родин, Е.В. Поисковое движение как вид социальных движений и как система добровольных общественных организаций [Текст] / Е.В. Родин // Социология и жизнь. - 2014. - № 1. - С. 24-28.
14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект [Текст] / М.В. Циулина // Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1(15). - С. 329-333.
15. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразователь-ной среды [Текст] / М.В. Циулина // Народное образование. - 2013. - № 1. С . 252-259.
Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразователь-ной среды [Текст]: монография / М.В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 203 с.
Referents
1. Askochenskaia L.I. Social and psychological specifics of teenager and senior school student personal development in joint activities ofsearch teams. Dis. ... cand. sci. (Psychology). Kursk, 2010. [in Russian].
2. Bole E.N. Historical importance of search movement in Russia. Voiennaia arkheologia. 2010. № 1. P. 6-7. [in Russian].
3. Bublichenko V.N. To the problem of scientific background of search movement. Gosudarstvo i ob-shchestvo v uvekovechenii pamiati zashchitnikov Otechestva: opyt, problemy, perspektivy. Syktyvkar, 2007. P. 10-15. [in Russian].
4. Budagovsky V.L. Essence and specifics of military patriotic education of young people in the process of social and cultural activities of public associations with search aspect. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seria: Gumanitarnyie nauki. Vyp. № 2 (130). 2014. P. 116 -121. [in Russian].
5. Gaidukova I.E. Psychological and pedagogical specifics of joint activities in search groups of young people. Mir nauki, kultury, obrazovania. 2013. № 4 (41). P. 86-88. [in Russian].
6. Grevtseva G.Ya. Civic education as a factor of school student socialization. Author's transcript. Dis. ... Dr. sci. (Education). Chelyabinsk, 2006. [in Russian].
7. Grevtseva G.Ya. Developing public spirit in senior school students via social courses. Author's transcript. Dis. ... cand. sci. (Education). Chelyabinsk, 1998. [in Russian].
8. Elagina V.S., Grevtseva G.Ya., Nemudraia E.Yu. Forming pedagogical competence in students in project learning conditions. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania. 2011. №5. [in Russian].
9. Lutovinov V.I. Vital importance of the state conception of patriotic education of the people of the Russian Federation. Dukhovnyi potentsial Velikoi Pobedy i sovremennyi patriotism. M.: Kniga i biznes, 2003. P. 139-148. [in Russian].
10. Mordvintsev D.Yu. Developing patriotism in future teachers via pedagogical courses. Dis. ... cand. sci. (Education). Chelyabinsk, 2003. [in Russian].
11. Pedagogical encyclopedia: topical concepts of contemporary Pedagogy. Ed. N.N. Tulkibaeva, L.V. Trubai-chuk. M.: Vostok, 2003. [in Russian].
12. Problems of youth education and socialization. Ed. N.O. Yakovleva, G.Ya. Grevtseva. Chelyabinsk, Tsitsero, 2014. [in Russian].
13. Rodin E.V. Search movement as a social movement and a system of voluntary public organizations. Sotsiologia izhizn. 2014. № 1. P. 24-28. [in Russian].
14. Tsiulina M.V. Patriotic education of general academic school students: organization and content aspects. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Novyie gumanitarnuie issledovania. 2011. № 1 (15). P. 329-333. [in Russian].
15. Tsiulina M.V. Patriotic education of school students. Narodnoie obrazovanie. 2013. № 1. P. 252-259.
16. Tsiulina M.V. Patriotic education of school students via social educational environment. Chelyabinsk, Tsitsero, 2012. [in Russian].
Сведения об авторе: Быков Евгений Сергеевич,
аспирант, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Bykov Evgeny Sergeevich,
Postgraduate student,
Department of the Theory and Technique
of Physical Culture and Sport,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
CÛ
о
IX
ф
Ii
H
о ^
го
H
о s
H
го с
го ч к
H
о