Научная статья на тему 'Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности'

Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / UPBRINGING / CIVIL CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / MORALITY / YOUTH NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Криницына Екатерина Владимировна, Коляда Олеся Владимировна, Павличенко Анатолий Анатольевич

В статье обосновывается значимость воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности личности современной молодежи. Дано определение молодежных общественных объединений как социальных институтов гражданского общества. Описаны специфические характеристики молодежного общественного объединения с позиции воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности личности. Представлены цели современного молодежного общественного объединения, которые коррелируются с пониманием сути и основ гражданственности, патриотизма, нравственности личности. Дана характеристика основных принципов деятельности общественного объединения с целью воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности молодежи: социального закаливания, нравственной опосредованности, гражданского участия, ориентированности деятельности объединения на реализацию гуманных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Криницына Екатерина Владимировна, Коляда Олеся Владимировна, Павличенко Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF YOUTH NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION IN BRINGING UP CIVIL CONSCIOUSNESS, PATRIOTISM AND MORALITY

The article describes the upbringing of civil consciousness, patriotism morality in youth. Youth non-governmental organisations are determined as social institutes of the civil society. Specific characteristics of youth non-governmental organization from the position of upbringing of civil consciousness, patriotism and morality are determined. The contemporary targets of youth non-governmental organisations are presented which correlate with the understanding of the essence and basis of civil consciousness, patriotism and morality. The main principles of non-governmental organizations' activities are characterized to bring up civil consciousness, patriotism and morality. They are social adjustment, morality and civil participation, targeting at organization activities to implement humanitarian aims.

Текст научной работы на тему «Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности»

Вопросы общего образования

УДК 37.035.6 + 172.15 DOI: 10.14529/ped180402

ББК Ч448.02

ЗНАЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА И НРАВСТВЕННОСТИ

Е.В. Криницына, О.В. Коляда, А.А. Павличенко

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

В статье обосновывается значимость воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности личности современной молодежи. Дано определение молодежных общественных объединений как социальных институтов гражданского общества. Описаны специфические характеристики молодежного общественного объединения с позиции воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности личности. Представлены цели современного молодежного общественного объединения, которые коррелируются с пониманием сути и основ гражданственности, патриотизма, нравственности личности. Дана характеристика основных принципов деятельности общественного объединения с целью воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности молодежи: социального закаливания, нравственной опосредованности, гражданского участия, ориентированности деятельности объединения на реализацию гуманных целей.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм, нравственность, молодежь, общественное объединение.

Развитие современной молодежи как нравственного ресурса общества определено социальным заказом, представленным в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования до 2025 года», Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [13] и др.

Анализ деятельности молодежных общественных объединений как социальных институтов гражданского общества и определение соответствующего понятия осуществлено в исследованиях Э.Ш. Камалдиновой [6], Р.А. Литвак [9], Н.Б. Новодворской [7] и др. Выявлено, что оно представляет собой группу лиц, объединившихся добровольно на основе интереса к культурно-творческой, социально-значимой деятельности, активной гражданско-правовой позиции с целью осуществления инициатив в региональной среде.

В соответствии с теориями Т.Н. Воронцовой [4], А.М. Лагуткиной [8], Т.А. Лугининой [10] и др., современные общественные объединения представляют собой потенциально значимые с позиции политологии, социологии, психологии и педагогики социальные

институты в развитии личности молодежи. В указанных исследованиях доказано, что молодежные общественные объединения предоставляют возможность для проявления индивидуальности в формате межличностного взаимодействия в процессе коллективной деятельности.

На основе теоретического анализа и обобщения практики мы рассматриваем молодёжные общественные объединения, как самостоятельные общественные формирования, в которых добровольно объединяется молодежь для совместной деятельности, удовлетворяющей их личностно-социальные потребности, способствующие самоопределению и саморазвитию.

Молодежное общественное объединение обладает такими признаками, как наличие цели и содержания; добровольное участие; самоуправление; совместное творчество участников; выполнение уставных норм и правил; право выбора вида деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма и нравственности в молодежном общественном объединение обусловлено тем, что данные социальные институты:

- определяют деятельность на основе воз-

растных и социальных характеристик, специфических потребностей и интересов молодежи в различных сферах жизнедеятельности [2];

- выступают инструментом реализации государственной молодежной политики;

- выполняют социальный заказ государства на формирование и реализацию программ, проектов для молодежи;

- основаны на принципах самоорганизации, самоуправления [1].

При этом следует учитывать понимание гражданственности и патриотизма, раскрытых в исследованиях Г.Я. Гревцевой [5], М.В. Циу-линой [14] и др. и представленных как интегрированное качество личности. Проявление патриотизма связано с уважительным отношением к своему Отечеству, его истории и культуре; проявлением готовности к общественно-значимой деятельности; результатом освоения личностью ценностей своей Родины [3]. Гражданственность включает аспекты: мировоззренческий, поведенческий, оценочный и культурный, характеризуется знанием прав и обязанностей, активностью, ответственностью и т. д. Основой гражданственности и патриотизма выступает нравственность личности, которую Р.В. Овчарова, И.Р. Гиза-туллина [11] и др. определяют как качество личности, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора.

Молодежное общественное объединение имеет свой Устав, включающий следующие положения:

- содействие (государственным органам, научно-технической деятельности, молодежи, в решении социальных проблем, молодежным инициативам в реализации проектов и программ; в создании гуманного демократического общества, нравственному формированию подрастающего поколения; духовному развитию молодежи; творчеству);

- развитие личности, человека, культурно-массовой и спортивно- оздоровительной работы, детей и подростков, новаторских идей, активности и самодеятельности молодежи, интеллектуального потенциала общества, международных связей;

- воспитание (подрастающего поколения, детей, граждан, уважения к истории; патриотизма, гармонично развитых молодых людей, подростков и их родителей);

- защита (прав и интересов молодежи, молодежи, детей, окружающей среды);

- оказание поддержки в создании (детских объединений, условий для реализации инициативы, для улучшения окружающей жизни и социально-культурного развития молодого человека, для улучшения здоровья, новых рабочих мест, детской культуры);

- взаимодействие с другими молодежными и детскими организациями (культурно-массовая, культурно-просветительская, физкультурно-оздоровительная работа);

- поддержка (молодежных инициатив, молодых талантов, членов организации; детей; мира и благополучия; молодежного движения; талантливой молодежи);

- реализация (культурно-интеллектуальных возможностей, молодежных программ, инициативы, творческого потенциала, потребностей молодежи, социальной политики, социальных прав);

- формирование (здорового образа жизни, социальных условий, имущества на основе добровольных взносов, навыков самоуправления, умения и желания духовного самосовершенствования);

- организация (досуговой, культурно-массовой работы, отдыха, для социального становления и развития молодых граждан) [12].

Деятельность молодежных общественных объединений, как показал анализ, выстраивается на следующих принципах.

Принцип социального закаливания определен как социально значимый в деятельности молодежного общественного объединения и отражает воспитание усилия, воли, характерных качеств; формирование гражданско-патриотической позиции личности, способностей преодолевать негативные воздействия социума через включение в социальные ситуации. Такая позиция формирует определенный способ преодоления сложностей, опираясь на индивидуальные особенности личности, позволяющие укрепить социальный иммунитет -устойчивость против включения в различные антисоциальные группировки и действия.

Принцип нравственной опосредованности требует формирования личности каждого участника объединения в коллективной среде через ответственное отношение участников процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Принцип гражданского участия реализуется через активную позицию личности в при-

Криницына Е.В., Коляда О.В., Павличенко А.А.

нятии коллективного решения, влияющего на обеспечение связи объединения с обществом и государством. Гражданское участие связано с проявлением отношения к политике и действиям, укрепляющим демократические институты и политическую культуру, посредничеством и организацией диалога между государством и гражданами, между различными группами в обществе.

Принцип социальной ориентированности деятельности объединения нацелен на реализацию гуманных целей, позволяет сформировать ценностные отношения, обеспечить свободу выбора молодежью общественных объединений, предполагает пробуждение новых предпочтений, интересов, потребностей.

Содержание деятельности молодежные общественные организации проектируют с учетом указанных принципов на основе социального заказа и главной идеи, вокруг которой объединяются участники организации. В данном случае это объединяющая идея направлена на воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности. Обобщая опыт деятельности молодежных общественных объединений, мы выделили некоторые факторы, которые оказывают влияние на успешность формирования указанных качеств личности: гражданственность, патриотизм и нравственность. Представим характеристику каждого из них.

Первый фактор - это влияние объектов социально-культурной среды, путем вовлечения участников молодежных общественных объединений в активную деятельность: спортивно-оздоровительная, досуговая, трудовая, политическая и др. Объектами социально-культурной среды, где развертывают свою деятельность организации, являются клубы молодых семей, спортивные секции, туристические станции, досуговые объединения, органы местного самоуправления, различные другие организации, например, по охране окружающей среды и др. Целями такого взаимодействия с объектами социально-культурной среды являются: формирование гражданской позиции, воспитание чувства принадлежности своему родному краю, проявление нравственных поступков, а в целом - это преобразование личности и социальной среды.

Наше исследование деятельности таких молодежных объединений, как «Эко-этно-эра» г. Костаная (Казахстан), и экологические объединения «Чистый лес», «Чистые озера» Челябинской области, где здоровье человека

Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности...

признается высшей ценностью и активизируется деятельность молодежи в соответствии с нравственными нормами, культурой отношения к природным ресурсам. Такой вид деятельности способствует формированию социального интеллекта как гражданина своего отечества, деятельность которого направлена на активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед обществом, государством, а также воспитывает уважение к законам страны и законам природы, по которым обязан жить народ.

Данный фактор является продуктивным и способствует социально-культурной ориентированности индивида на общие человеческие ценности как показатели гражданственности, патриотизма и нравственности.

Выделенный нами следующий фактор -формирование социального опыта молодежи в совместной деятельности с социальными партнерами, - способствует успешному взаимодействию с социальными заказчиками и строится на взаимовыгодных условиях. Так, например, научно-образовательный центр «Synergy» Костанайской области (Казахстан), разработал научно-образовательную программу по заказу «Ассоциации молодежных организаций», включает такое важное содержание, как проект совместной акции «Лидер XXI века».

Работа по реализации данного проекта строилась на паритетности организации, а результатом стал приобретенный социальный опыт взаимодействия, постановка проблем научного характера, повышение уровня познавательной активности участников, умение работать в команде и выстраивать личностно-социальные отношения. Повысился объем знаний путем развития интереса участников к этому виду деятельности и уровень самореализации личности в конкретной деятельности.

Руководители научно-образовательного центра выделили участников из среды молодежной организации, потенциальных лидеров, способных заниматься научной деятельностью. В такой среде происходит подготовка образованных, нравственных молодых людей, способных принести пользу стране, как граждан своего Отечества, нацеленных на преобразование общества, обладающие творческими способностями. Как показал опыт, продуктивная совместная деятельность требует включения таких психолого-педагогических механизмов, как психологическая избирательность, психологический ум и развитые

организаторские способности, на что и был сделан акцент.

Третий фактор - предоставление личности свободы выбора в разработке программ деятельности молодежных общественных объединений и их реализация. Своего рода это и есть своеобразная траектория развития личности в соответствии со своими способностями и возможностями, но в то же время отвечающая запросам общества, направленная на развитие гражданской ответственности, чувства принадлежности к своему Отечеству, на саморазвитие и самореализацию. Результат влияния данного фактора отражается на формировании гражданской позиции путем включения в социально-значимый вид деятельности, отвечающий интересам, запросам и потребностям личности

Свобода выбора вида деятельности обеспечивает развитие личностного роста молодежи в своей организации, во взаимодействии с социально-культурной средой и социальными объектами для реализации поставленной цели. Результатом осуществления свободы выбора деятельности через программы позволяет приобрести умения ставить цели, реализовать проектируемое содержания деятельности, нести ответственность за выполнение поставленных задач.

Так, молодежная организация «Россия -это мы!» г. Челябинска разработали краеведческую программу и реализовали ее в музее лицея-школы № 37. Здесь проводится вместе с учащимися «Ярмарка идей», что позволяет познакомиться с культурой русского народа, а выставки «Русский костюм», «Русские куклы», экспонаты которых сделаны своими руками, театральные представления, «Песни России» способствуют приобщению молодежи к отечественной культуре.

Знание культуры позволяет следовать нормам взаимоотношений, знакомиться с народными традициями, с прикладным искусством народов России, обогащая эмоциональную и познавательную сферы. Свободный выбор вида деятельности в молодежной организации требует разнообразных форм, которые представляют интерес для всех участников, например, дискуссии «Искусство или наука - руководить коллективом», «Я и мои ценности», реализация социальных проектов «Слагаемые успехов», работа факультета «Журналистика» и др.

В этой среде происходит обогащение социального опыта, который играет большое значение в приобщении личности к жизни в

обществе на основе знаний культуры народных ценностей. У участников молодежного движения повышается уровень нравственной зрелости, уровень знаний о своем Отечестве, что способствует активизации гражданского сознания и обязанностей перед обществом.

Таким образом, как показал теоретический анализ и анализ обобщения практики, молодежное общественное объединение обладает высоким потенциалом в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности, где происходит формирование устойчивой личности, развитие умений творчески решать социальные проблемы, одновременно приобретая навыки самоуправления и повышение интеллектуального и культурного уровня, которые являются слагаемыми успеха в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности.

Литература

1. Белинская, О.Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Белинская. - Тамбов, 2009. - 24 с.

2. Бондалетов, В.В. Молодежные общественные объединения: теория и методология исследования / В. В. Бондалетов // Социальная политика и социология. - 2010. - № 5. -С. 72-89.

3. Быков, Е. С. Значение деятельности поискового отряда в воспитании патриотизма у студентов / Е. С. Быков // Современ. проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 202.

4. Воронцова, Т. Н. Становление российского гражданского общества и общественные объединения: социокультурные основания и специфика: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т.Н. Воронцова. - Ростов н/Д.: ЮжноРоссийский гос. техн. ун-т (Новочеркас. по-литехн. ин-т), 2004. - 21 с.

5. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патрио-тического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина. // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. - С. 329. - НПр://м>м>м>^аепсе-ейисаПоп.ги/агПс1еМе^?\с1=24726.

6. Камалдинова, Э.Ш. Социальная и культурная реальность современного российского общества / Э.Ш. Камалдинова, П.И. Бабочкин // Философия и культура. - 2012. - № 8. -С. 41-45.

Криницына Е.В., Коляда О.В., Павличенко А.А. Значение молодежного общественного

объединения в воспитании гражданственности...

7. Криницына, Е.В. Развитие управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения / Е.В. Криницына, Н.Б. Новодворская // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 9. - С. 78-85.

8. Лагуткина, А.М. Молодёжные общественно-политические объединения в контексте становления гражданского общества в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / А.М. Лагуткина. - Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 2013. - 23 с.

9. Литвак, Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе / Р.А. Литвак, Р.С. Димухаметов, Н.В. Кравчук, А.В. Пономарева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. -154 с.

10. Лугинина, Т.А. Гражданская адаптация молодежи в сфере общественных объединений: дис. ... канд. социол. наук / Т.А. Лугинина. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. - 231 с.

11. Овчарова, Р.В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Пед. образование в России. - 2011. - № 3. -С. 103-109.

12. Рогозин, Д.М. Институциональные цели молодежных общественных объединений / Д. М. Рогозин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия «Социология». - 2003. -№ 4-5. - С. 184-212.

13. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Документы и проекты. - М. : Логос, 2001. - С. 3-11.

14. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект / М.В. Циулина // Вестник Орлов. гос. ун-та. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2011. - № 1 (15). - С. 329-333.

Криницына Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, ekrinitsyna@gmail.com.

Коляда Олеся Владимировна, доцент кафедры театрального искусства, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, vokal74@mail.ru.

Павличенко Анатолий Анатольевич, аспирант, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, pavlichenko260985@mail.ru.

Поступила в редакцию 30 сентября 2018 г.

DOI: 10.14529/ped180402

SIGNIFICANCE OF YOUTH NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION IN BRINGING UP CIVIL CONSCIOUSNESS, PATRIOTISM AND MORALITY

E. V. Krynitsina, ekrinitsyna@gmail.com,

O.V. Kolyada, vokal74@mail.ru,

A.A. Pavlichenko, pavlichenko260985@mail.ru

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The article describes the upbringing of civil consciousness, patriotism morality in youth. Youth non-governmental organisations are determined as social institutes of the civil society. Specific characteristics of youth non-governmental organization from the position of upbringing of civil consciousness, patriotism and morality are determined. The contemporary targets of youth non-governmental organisations are presented which correlate with the understanding of the essence and basis of civil consciousness, patriotism and morality. The main principles of non-governmental organizations' activities are characterized to bring up civil consciousness, patriotism and morality. They are social adjustment, morality and civil participation, targeting at organization activities to implement humanitarian aims.

Keywords: upbringing, civil consciousness, patriotism, morality, youth non-governmental organization.

References

1. Belinskaya O.N. Razvitie sotsial'nogo tvorchestva studencheskoy molodezhi v sfere dosuga na osnove proektnykh tekhnologiy. Avtoref. kand. diss. [Development of Social Creativity of Students in the Field of Leisure on the Basis of Project Technologies. Abstract of Cand. Diss.]. Tambov, 2009. 24 p.

2. Bondaletov V.V. [Youth Public Associations: Theory and Methodology of Research]. Social Policy and Sociology, 2010, no. 5, pp. 72-89. (in Russ.)

3. Bykov E.S. [Importance of the Search Party in the Education of Patriotism among Students]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 5, p. 202. (in Russ.)

4. Vorontsova T.N. Stanovlenie rossiyskogo grazhdanskogo obshchestva i obshchestvennye ob"edineniya: sotsiokul'turnye osnovaniya i spetsifka. Avtoref. kand. diss. [Formation of Russian Civil Society and Public Associations: Socio-Cultural Foundations and Specifics. Abstract of Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2004. 21 p.

5. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Borodurina E.A. [Reflexive Evaluation of Technology as a Factor of Civil-Patriotic Education of Student's Youth in the Socio-cultural Environment]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3, p. 329. (in Russ.)

6. Kamaldinova E.Sh., Babchkin P.I. [Social and Cultural Reality of Modern Russian Society]. Philosophy and Culture, 2012, no. 8, pp. 41-45. (in Russ.)

7. Krinitsyna E.V., Novodvorskaya N.B. [Development of Management Culture of the Manager of the Youth Public Association]. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013, no. 9, pp. 78-85. (in Russ.)

8. Lagutkina A.M. Molodezhnye obshchestvenno-politicheskie ob"edineniya v kontekste stanovle-niya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoy Rossii. Avtoref. kand. diss. [Youth Socio-Political Associations in the Context of the Formation of Civil Society in Modern Russia. Abstract of Cand. Diss.]. Astrakhan', 2013. 23 p.

9. Litvak R.A., Dimukhametov R.S., Kravchuk N.V., Ponomareva A.V. Slovar' po sotsial'noy pe-dagogike i sotsial'noy rabote [Dictionary of Social Pedagogy and Social Work]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2009. 154 p.

10. Luginina T.A. Grazhdanskaya adaptatsiya molodezhi v sfere obshchestvennykh ob"edineniy. Diss. kand. sotsiol. nauk [Adaptation of Young People in the Field of Public Associations. Diss. Cand. (Sociology)]. Ekaterinburg, 2002. 231 p.

11. Ovcharova R.V., Gizatullina E.R. [Psychological Structure of Moral Sphere of Teenager's Personality]. Pedagogical Education in Russia, 2011, no. 3, pp. 103-109. (in Russ.)

12. Rogozin D.M. [Institutional Goals of Youth Public Associations]. Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Ser. Sociology, 2003, no. 4-5, pp. 184-212. (in Russ.)

13. [Federal Law "On State Support of Youth and Children's Public Associations" of June 28, 1995 № 98-FZ]. Dokumenty iproekty [Documents and Projects]. Moscow, Logos Publ., 2001, pp. 3-11. (in Russ.)

14. Tsiulina M.V. [Patriotic Upbringing in Secondary School: Organizational and Substantive Aspect]. Vestnik of Orel State University. Ser. New Humanitarian Studies, 2011, no. 1 (15), pp. 329-333. (in Russ.)

Received 30 September 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Криницына, Е.В. Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности / Е.В. Криницына, О.В. Коляда, А.А. Павличенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. -Т. 10, № 4. - С. 15-20. DOI: 10.14529/ped180402

FOR CITATION

Krynitsina E.V., Kolyada O.V., Pavlichenko A.A. Significance of Youth Non-Governmental Organization in Bringing up Civil Consciousness, Patriotism And Morality. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 15-20. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.